- Военное право

Практические советы, как выиграть спор о границах земельного участка в суде

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практические советы, как выиграть спор о границах земельного участка в суде». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения �� находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

        Судебный и административный порядок решений земельных споров

        Различные категории споров рождают разный порядок их решения. Наиболее частые судебные дела:

        • при согласовании гражданами границ земельного участка во время приватизации;
        • после оформления долей в наследстве между наследниками;
        • при покупке земельного участка после вызова геодезистов и «обнаружения» нежданных границ;
        • при застройке территории;
        • между организациями по любым «пограничным» вопросам;
        • у собственников уже приватизированных земельных участков;
        • споры между садоводствами о границах между ними или с иными смежными землепользователями, между организациями или административными единицами и т.д.

        Споры по границам земельных участков могут иметь место непосредственно как споры о границе, а могут перерасти в другие спорные судебные процессы (например, в признание права собственности, возмещение вреда, нечинение препятствий, установление права на постройки и пр.). Судебные споры помогают решить наши адвокаты по земельным делам.

        Решение вопроса «под ключ»: запись по тел. 8(921) 939-31-93, 8(921)971-95-82.

        • ​»Я очень признательна такому замечательному специалисту, как Черевкова Людмила Ивановна. Она моментально все поняла и смогла решить мое годами запутанное дело! Очень ей благодарна»
        • Адвекон- отличная контора. Сделала мне приватизацию земли в СНТ в судебном порядке за 18 тысяч рублей. Очень быстро, профессионально и цены умеренные. Спасибо».
        • «Моим делом занималась Надежда Борисовна. Она дважды приходила к нам, и за эти два раза сумела убедить соседей, что наша граница проходит там, где и должна быть по генеральному плану садоводства. Спасибо ей за ее труд.»
        • «Уважаемая Лариса Петровна! Спасибо Вам за профессиональную работу!»

        Классификация земельных споров и их сущность

        В юридической литературе описано много способов классифицировать споры, возникающие в сфере земельных отношений. Каждая из классификаций по-своему точна и имеет право на существование, но наиболее точной и наглядной можно назвать ту, в которой все спорные ситуации условно разделяются на три категории:

        1.Споры, которые вытекают из оспаривания или нарушения прав юридических и физических лиц на земельный участок. Это может быть не только право владения, но и пользования/распоряжения землевладением. Спорная и конфликтная ситуация может быть вызвана тем, что владельцу ограничили права на землю, отказали в предоставлении участка или пересмотре границ. Иногда спор может возникнуть по той причине, что лицо намеренно ввели в заблуждение относительно своих законных прав и интересов.

        В качестве участников спора могут выступать:

        • Исполнительный орган местной власти или органы местного самоуправления с одной стороны, юридическое или физическое лицо – со второй. Основанием для спора и обращения к специалистам в области земельного права является письменный отказ в предоставлении участка, изъятие землевладения, прекращение или ограничение прав со стороны административного правового акта органов власти.
        • Юридические или физические лица с обеих сторон. Такой земельный спор может возникнуть из-за нарушения границ землепользования, создания взаимных помех по владению участком, самовольного занятия земли одной из сторон.

        Суды рассматривают подобную категорию споров в общем порядке искового производства. Аналогично решаются вопросы, связанные договорами купли-продажи, дарения, мены, сервитута, аренды.

        1. Земельно-имущественные споры. Они вызваны как возмещением вреда и убытков, так и нарушением прав, которые не вызвали материальных потерь. Данные споры рассматриваются в одном производстве арбитражным судом.
        2. Спорные ситуации, которые возникают на основе земельных правоотношений. Данная категория не предполагает решение конфликтов, вызванных правом на владение земельным участком. В нее попадают ситуации, когда стороны не могут договориться насчет нюансов распоряжения или пользования землевладением.

        Отечественное законодательство в области землепользование допускает передачу споров на рассмотрение в третейский суд, который выносит справедливое решение большинством голосов. Отличительной особенностью решений третейского суда является их исполнение в принудительном порядке по исполнительному листу от суда общей юрисдикции. Это происходит, если вынесенное решение не было изначально исполнено в добровольном порядке.

        Читайте также:  Минтруд предупредил о повышении максимальных сумм декретных пособий в 2023 году

        Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

        17.05.2019

        Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

        Нередко у граждан возникают споры об определении границ земельного участка. Узнать, как разрешить споры, поможет нижеприведенная информация, подготовленная Управлением Росреестра по Республике Тыва.

        Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее–ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

        Одним из основных сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»(далее-Закон о регистрации), позволяющих определить земельный участок, в качестве индивидуально определенной вещи является — описание местоположения границ земельных участков.

        Границы земельного участка – это линии, определяющие пределы земельного участка. Устанавливаются на местности (в натуре) и фиксируются в документах установленной формы (планы, чертежи границ).

        • Если возникли споры об определении границ земельного участка, то данный спор можно решить путем:
        • 1 — проведения межевания земельного участка;
        • 2 — обращения в судебные инстанции;
        • 3 – исправления реестровой ошибки.
        • Проведение межевания земельного участка.
        • Чтобы установить границы земельного участка на законном основании, проводится межевание земельного участка.

        В статье 39 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастре) указан порядок согласования местоположения границ земельных участков.

        1. В соответствии с вышеуказанной статьей, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, принадлежащими им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (далее – заинтересованные лица), если уточнены границы участка, в отношении которого проводились работы, или смежных участков, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).
        2. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
        3. О проведении такого собрания заинтересованных лиц кадастровый инженер публикует объявление в официальном печатном издании или вручает под расписку извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ.
        4. Извещения могут быть направлены почтовым отправлением с уведомлением о вручении по известным адресам электронной почты.
        5. В соответствии со статьей 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
        6. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ, личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
        7. После того как все заинтересованные лица надлежащим образом были извещены о времени и дне проведения собрания, но не подписали акт согласования местоположения границ, при отсутствии с их стороны письменного возражения границы земельного участка будут считаться согласованными.

        К межевому плану в таком случае будет приложен документ, подтверждающий надлежащее извещение всех заинтересованных лиц. Как правило, это ксерокопия страницы газеты.

        • Но бывает и так, что соседи выражают свое несогласие с межеванием в письменном виде, оформляя это как возражение.
        • Отказ в подписании акта соседи могут объяснить, например, отсутствием желания что-либо подписывать, наличием претензий по местоположению забора, строений или по другим причинам.
        • Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, то вопрос с установлением границ в соответствии со статьей 59 Земельного кодекса придется решать в суде.
        • Обращение в судебные инстанции.

        Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, и Вам пришлось рассматривать данный спор через суд, то после вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда. Решение суда об установлении границ земельного участка в таком случае будет дополнительным документом, который подается вместе с межевым планом в орган регистрации прав.

        Исправление реестровой ошибки.

        В ЕГРН содержится большое количество сведений, как об объектах недвижимости, так и о земельных участках. Иногда случается, что в этих сведениях содержатся ошибки. Ошибки могут быть техническими или реестровыми.

        1. Реестровая ошибка — это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия.
        2. Иными словами, документ, который использовался при кадастровом учете и государственной регистрации прав уже содержал ошибку, которая была продублирована в ЕГРН, например, может быть допущена кадастровым инженером при межевании земельного участка, в результате чего границы земельного участка могут пересекать границы другого земельного участка.
        3. В этом случае данная ошибка может быть исправлена в порядке статьей 61 Закона о регистрации.

        В любом случае для исправления реестровой ошибки необходимо подать соответствующее заявление в орган регистрации прав.

        Это можно сделать, обратившись лично в офис многофункционального центра (МФЦ), посредством почтового обращения, либо в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

        • С заявлением об исправлении реестровой ошибки, как правило, может обратиться только правообладатель объекта недвижимости.
        • Законом предусмотрены три варианта исправления реестровых ошибок:
        • — путем формирования межевого плана (для формирования межевого плана кадастровому инженеру необходимо приложить документы, подтверждающие факт наличия такой ошибки, а также в разделе «Заключение кадастрового инженера» следует обосновать наличие такой ошибки);
        • — в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ЕРГН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия);
        • — на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (вне зависимости от причин ее возникновения).
        • В заключение отметим, также, что к требованиям об исправлении реестровых ошибок не применяется срок исковой давности, так как, заявляя указанные требования, истцы, как правило, фактически владеют своим земельным участком, несмотря на выявленную реестровую ошибку.

        Пересечение границ земельных участков, выявленное на этапе проведения процедуры согласования границ

        Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости) устанавливает состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. В частности, к таким сведениям относятся описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, и площадь земельного участка.

        Несмотря на то что упомянутые характеристики являются уникальными, т.е. позволяют идентифицировать объект недвижимости как индивидуально-определенную вещь, на практике нередко можно столкнуться с тем, что в кадастре такие сведения отсутствуют или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства (например, границы установлены с использованием устаревшей системы координат).

        Следует отметить, что при таких обстоятельствах может возникнуть вопрос о существовании объекта недвижимости как такового (см., напр.: дело Арбитражного суда Пермского края N А50-9824/2007).

        В качестве примера обозначенной проблемы можно рассмотреть ситуацию с ранее учтенными земельными участками. В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, и др.), которые не содержат информации о границах земельного участка.

        Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.

        Таким образом, перед правообладателем ранее учтенного земельного участка встает необходимость внести в кадастр недостающие сведения о его границах.

        В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре недвижимости сведения государственного кадастра недвижимости об уникальных характеристиках земельного участка (описание местоположения границ и площадь) могут быть изменены только на основании заявления и межевого плана, а также в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 45 указанного Закона, в соответствии с которой орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Однако соответствующий нормативный правовой акт к настоящему времени не принят.

        Существуют стандартные предпосылки конфликтов, которые часто приводят к судебным разбирательствам:

        • Ошибки в документах, из которых внесены сведения в единый реестр недвижимости. Возможно наложение границ участков, если по некоторым из них кадастровые работы проводились относительно недавно, а по другим больше 10 лет назад.
        • Неправильные расчеты кадастрового инженера при проведении замеров. В этом случае важно доказать необоснованность, заказав повторное межевание.
        • Самозахват. В этом случае соседи самовольно переносят забор. Это влечет к незаконному уменьшению территории соседей. Важно попробовать с ними договориться. Если же они сделали это умышленно и не идут на контакт, поможет судебное разбирательство. В случае положительного решения суда границы будут восстановлены судебными приставами.
        Читайте также:  Банкротство физического лица в 2022 году: пошаговая инструкция

        Решение споров в суде

        Споры, касающиеся установления границ участка, решаются в районных судах. Подобные иски рассматриваются с целью определения границ участка.

        В первую очередь суд исследует, на каких правах используются участки, т.к. только собственник может требовать соблюдения законности определения точных границ.
        Затем исследуются представленные доказательства со стороны истца и ответчика. Это могут быть показания свидетелей, архивные сведения, расположение построек, разница грунтов и пр.

        • Зачастую земельные споры и порядок их разрешения требуют наличия специальных знаний, в этом случае проводят землеустроительную экспертизу. Сторона, выступающая инициатором данного исследования, должна сформулировать интересующие ее вопросы таким образом, чтобы в ответах на них содержалось полное доказательство суду сложившихся обстоятельств. Кроме того, назначить землеустроительную экспертизу могут не только истец или ответчик, но и сам суд. Однако происходит это крайне редко.

        Дело в том, что экспертное исследование обходится его инициатору приблизительно в 35000 рублей. Это в разы больше 12000, которые в среднем оплачивают организациям, оказывающим услуги по межеванию.

        Представители судебной власти стараются экономить бюджетные средства и требуют предоставления ходатайства от заинтересованных лиц.

        • Суд может учитывать и фактически образовавшиеся границы. Т.е., если в правоустанавливающих документах не указано иное, границами считаются линии, образовавшиеся более пятнадцати лет назад и ограниченные искусственными или природными объектами.
        • В результате судебного дела суд принимает решение по делу, устраняя таким образом конфликт между соседями. На основании данного документа вносятся изменения в кадастровые сведения об участке.

        Общая характеристика реестровых ошибок

        В научных публикациях высказывалась мысль о том, что элементы института исправления кадастровых ошибок можно проследить еще в источниках римского права1. Нам представляется, что порядок исправления ошибок при учете объектов недвижимости, а также порядок разрешения споров, связанных с такими ошибками, существовали в правовом регулировании в том или ином виде с того периода времени, когда появился сам по себе учет соответствующих объектов. 1Мотлохова Е. А. Иск об исправлении кадастровой ошибки как способ защиты права собственности // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 7.

        В недавнем времени в Российской Федерации правилам исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости была посвящена статья 28 Закона о кадастре. Выделялись такие виды ошибок, как техническая ошибка в сведениях и кадастровая ошибка в сведениях.

        Еще раньше действовал Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», который регулировал сходные правоотношения. В период действия указанного закона в силу различных факторов при описании и учете объектов тоже возникали ошибки, которые подлежали исправлению2. 2 Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) от 21.11.06 № ВК/1897 «О внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра».

        С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.15 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации недвижимости). На основании данного закона в Российской Федерации ведется Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), который представляет из себя свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме об учтенном недвижимом имуществе (статьи 1 и 7 Закона о регистрации недвижимости).

        Глава 7 Закона о регистрации недвижимости посвящена исправлению ошибок, допущенных в ЕГРН. В настоящее время данная глава содержит единственную статью под номером 61. Согласно указанной статье выделяется два вида ошибок.

        Техническая ошибка в записях — техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН.

        Реестровая ошибка — воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости.

        Способы исправления реестровой ошибки

        Применительно к спору об исправлении реестровой (кадастровой) ошибки особое значение имеет способ восстановления нарушенного права, которым является способ исправления реестровой ошибки, «утверждаемый» судом. На важность определения в судебном порядке способа исправления ошибки указывает и судебная практика, например постановление АС СЗО от 09.04.18 по делу № А13-5013/2016.

        Согласно определению Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 21.03.17 № 55-КГ17-1 «такое основание для прекращения права собственности на земельный участок, как наличие кадастровой ошибки в сведениях о его границах, законом не предусмотрено. <...> Наличие кадастровой ошибки в сведениях о границах земельного участка является основанием для исправления такой ошибки, но не основанием для прекращения права собственности на земельный участок».

        В постановлении АС СЗО от 28.05.19 по делу № А56-50531/2016 приведена ситуация, где по иску государственного органа была исправлена реестровая ошибка в сведениях об объекте недвижимости, принадлежащем хозяйственному обществу. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга как лицо, осуществляющее правомочия собственника земельного участка, находящегося в публичной собственности, обратился с иском об исправлении реестровой ошибки в сведениях о здании, касающихся его площади, а также координат характерных точек, определяющих место нахождения здания. Это было обусловлено тем, что здание оказалось учтено в границах земельного участка, находящегося в публичной собственности, однако имела место ошибка и здание находилось на ином участке. В результате рассмотрения спора исковое заявление было удовлетворено, реестровая ошибка исправлена путем указания судом на исключение из ЕГРН недостоверных сведений (предполагается также, вероятно, «восстановление» в ЕГРН ранее внесенных сведений, так как именно это будет влечь исправление реестровой ошибки).

        Постановлением АС СЗО от 14.09.16 по делу № А66-699/2015 был положительно разрешен спор об исправлении кадастровой ошибки по иску арендатора земельного участка (юридическое лицо), заявленному к филиалу Кадастровой палаты. Согласно обстоятельствам дела юридическое лицо испрашивало у арбитражных судов исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о категории земель (земли сельскохозяйственного назначения) в отношении земельного участка. Арбитражные суды трех инстанций установили, что в 2001 году на основании нормативного акта об утверждении результатов кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий, отмененного в дальнейшем нормативным актом этого же государственного органа, в государственный кадастр недвижимости были внесены ошибочные сведения о категории земельного участка. Суд округа поддержал в данном деле позицию судов предыдущих инстанций, отметив, что документы об отводе земельного участка не содержали сведений о его отнесении к землям сельскохозяйственного назначения, землеустроительная документация также не позволяла сделать подобный вывод, а правоподтверждающие документы, напротив, свидетельствовали о том, что земельный участок к землям сельскохозяйственного назначения не относится. При разрешении спора был учтен актуальный вид разрешенного использования земельного участка, а также документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки).

        В указанном судебном деле было четко осуществлено исправление кадастровой ошибки в резолютивной части решения арбитражного суда первой инстанции, который (1) признал кадастровой ошибкой сведения в государственном кадастре недвижимости о земельном участке в части категории земель — земли сельско-хозяйственного назначения; (2) обязал Кадастровую палату внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка в части изменения категории земель на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

        Реестровая ошибка и межевые споры

        Достаточно часто под видом иска об исправлении реестровой ошибки заявляется требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка. Как мы уже ранее указывали со ссылкой на судебную практику (пункты 52, 53, 56 постановления № 10/22), подобное требование должно рассматриваться в исковом порядке, а ответчиком по иску должно являться лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Но может ли это быть иск об исправлении реестровой ошибки?

        Судебная практика выработала такой способ защиты прав, как иск об установлении границ земельного участка (земельных участков).

        Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 2 постановления № 10/22, а также в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество», к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски по спорам об установлении границ земельного участка.

        В постановлении АС СЗО от 26.07.17 по делу № А66-15033/2013 отмечено, что иск об установлении границ земельного участка представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.

        Читайте также:  Как работать на кассе: инструкция для кассира

        Аналогичные выводы сформулированы в определениях ВС РФ от 01.06.17 № 307-ЭС17-5708 и от 29.09.16 № 306-КГ16-11866

        При этом разрешение спора об установлении границ земельного участка не может рассматриваться в рамках требований об исправлении кадастровой ошибки.

        Данная правовая позиция содержится в определении ВАС РФ от 24.08.12 № ВАС-10840/12. В указанном деле рассматривался спор о межевых границах земельных участков, судом было отмечено, что это исключает возможность восстановления прав истцов путем (удовлетворения) требований об исправлении кадастровой ошибки и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ, площади и иных индивидуальных характеристиках участков, поставленных на кадастровый учет ранее, чем участок, принадлежащий истцу.

        В научных публикациях также высказывается мысль о том, что «иск об исправлении кадастровой ошибки необходимо отличать от иска об установлении границ. Это разные способы защиты прав, которые используются в разных ситуациях. Неправильный выбор между ними может быть основанием для отказа в иске по мотиву избрания ненадлежащего способа защиты. Указанные иски объединяет то, что в случае их удовлетворения судом происходит исправление границ между земельными участками. Отличие между ними состоит в том, что иск об исправлении кадастровой ошибки исправляет данные о границах только в кадастровой документации, а иск об установлении границ исправляет существующие границы земельного участка на местности»23. 23Тоточенко Д. А. Указ. соч.

        Между тем судебная практика показывает, что в ряде случаев иск об исправлении реестровой ошибки и иск об установлении границ земельного участка (земельных участков) фактически используются равнозначным образом, происходит взаимопроникновение данных способов защиты и подмена одного другим.

        В постановлении АС СЗО от 10.03.17 по делу № А66-17540/2015 приведен пример судебного спора, где иск об исправлении кадастровой ошибки и иск об установлении границ земельного участка, по существу, неотличимы друг от друга. Государственное учреждение (ответственное за дорожный фонд субъекта Российской Федерации) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю об устранении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости путем исключения из него сведений о площади и местоположении границ земельных участков, а также внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о данных характеристиках объектов недвижимости в уточненных значениях на основании заключения кадастрового инженера. Иск был обусловлен тем, что учреждению были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, занятые дорогами; при уточнении границ данных участков было выявлено пересечение со сформированными позднее земельными участками предпринимателя, межевание которых было осуществлено без вызова представителей учреждения (путем публикации извещения в газете). Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении иска, сославшись на наличие спора о праве. Суд кассационной инстанции удовлетворил исковые требования, посчитав, что в государственном кадастре недвижимости допущена кадастровая ошибка (неправильное определение координат поворотных точек в межевом плане в связи с необоснованным уменьшением ширины полосы отвода дороги), которая может быть исправлена в судебном порядке.

        Аналогичный предыдущему спор стал предметом рассмотрения постановлении АС СЗО от 24.04.19 по делу № А66-11997/2018, где также иск об исправлении реестровой ошибки «заменил собой» иск об установлении границ земельных участков. Государственное учреждение обратилось с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) о признании реестровой ошибки в координатах характерных точек границ земельного участка и исправлении ошибки в соответствии с каталогами координат, подготовленными кадастровыми инженерами. Арбитражные суды трех инстанций иск удовлетворили. Суд кассационной инстанции отметил, что имеющимся в материалах дела заключением кадастрового инженера подтверждено включение в границы спорного земельного участка элементов сооружения, предусмотренных для эксплуатации автомобильной дороги. Вывод заключался в том, что в ходе работ по формированию земельного участка была допущена ошибка в координатах местоположения границ участка, выразившаяся во включении в границы участка неотъемлемых элементов автомобильной дороги общего пользования, которая эксплуатируется с 1935 года.

        Указанные примеры подтверждают, что в ряде случаев суды отступают от «жесткого» подхода к выделению различных исключающих друг друга способов защиты прав на недвижимое имущество и рассматривают ситуацию исходя из принципа эффективности судебной защиты. Для иска об исправлении реестровой ошибки и иска об установлении границ земельного участка (земельных участков), концептуально близких друг к другу по субъектному составу спора, по доказательственной базе и способу удовлетворения материально-правовых притязаний истца, указанный подход представляется наиболее подходящим.

        Судебная практика по земельным спорам между соседями

        Судебная практика по земельным спорам между соседями. В настоящее время правильным межеванием территорий озабочено не только государство, но и сами граждане. Все больше и больше встречается случаев споров между соседями.

        В ход идут не только законные способы решения проблем, доходит и до драк, поджогов участков и даже убийств. Из-за какого то квадратного метра земли люди готовы пожертвовать не только своим временем, но и драгоценной жизнью.

        Судебная практика по земельным спорам между соседями показывает, что граждане готовы годами биться за причитающими им квадратам. На законодательном уровне совершенствуется процесс учета земель.

        Так был внесен ряд поправок в такие документы как: Кодекс Российской Федерации No 136-ФЗ, Закон о государственной регистрации недвижимого имущества, в частности земельных участков No 218-ФЗ принятый 13 июля 2015 г.

        1. Ошибка в документе. Из-за невнимательности специализированного сотрудника, либо сбоя компьютерной техники в документах о праве собственности может стоять не то количество квадратных метров земли, чем владеет гражданин;
        2. Неверное определение границ собственности. Может случиться из-за ошибки кадастрового инженера;
        3. Самовольная приватизация чужой собственности. Это может произойти, если недобросовестный сосед построил не на свое территории сооружение, например виде забора. Государственная экспертиза при межевании земель необязательна, но, как показывает практика, используют ее повсеместно. Она нужна для разрешения имущественных споров в суде между соседями. Государственная экспертиза может происходить нескольким направлениям.

        Первое используется для определения соответствия изначальных данных, с выводами государственного исследования. Оно осуществляется согласно статье 6 Закона No 78-ФЗ, который упорядочивает землеустройство всей страны.

        Саму процедуру может контролировать Постановление Правительства РФ под номером No 214. Инициаторами проверки могу выступать органы власти, управляющие компании, а так же другие физические лица.

        Вторым направлением может быть практическая экспертиза, назначаемая, в случае неэффективности проверки документов. В 1996 году Роскомземом была разработана инструкция проведения исследования. Процесс экспертизы очень похож на процедуру межевания земель.

        Споров между соседями избежать не трудно. Необходимо просто поговорить друг с другом, прийти к какому – либо взаимному согласию. Если же решить вопрос добровольно не удается, то необходимо решать все споры в судебном порядке.

        Согласно федеральному закону статье 61 No 218, найденную ошибку в кадастровом реестре, необходимо предоставить в Росреестр, а так же добавить свидетельства, удостоверяющие честность заявителя. Затем нужно уточнить границы соседних земель и их территориальное расположение.

        Инструкции по межеванию территорий прописаны в Методике Росземкадастра от 2003 года. При несогласии соседей с предъявляемыми положениями, вопрос можно решить в суде согласно статье 43 закона No 218-ФЗ, а так же статье 40 закона No 221-ФЗ.

        Для этого необходимо подать иск мировому судье на основании статьи 30 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации.

        Судебная практика по земельным спорам между соседями показывает, что представители органов власти, чаще всего выносят решение в пользу заявителя. На это влияет некоторые обстоятельства:

        1. Соседи, не имея никаких прав, построили, передвинули забор, на чужой территории;
        2. При регистрации земельного участка были допущены неточности и недочеты;
        3. Соседи не приходят к взаимному решению и не могут подписать акт межевания;
        4. Обнаружение технической ошибки, которую Росреестр отказывается исправлять;
        5. Обнаружение неточностей в плане реестра, совершенной некомпетентным кадастровым инженером.

        Если есть большое желание выиграть процесс, то можно предоставлять любые доказательства, не противоречащие закону, вплоть до показаний свидетелей. Существует закон, который гласит об обязательном согласовании заинтересованными лицами местоположения границ территорий. Он называется Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» No 221, принятый 24 июля 2007 года.

        Какова бы ни была причина споров, лучше решить все вопросы до начала судебных разбирательств. Судебная практика по земельным спорам между соседями показывает особенную сложность в решении таких проблем. А постановление суда напрямую зависит от количества и весомости собранных доказательств по делу.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *