- Раздел имущества

Право государственной и муниципальной собственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право государственной и муниципальной собственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государственная собственность в нашей стране в течение длительного времени играла и продолжает играть существенную роль в жизни общества. Обвальная приватизация государственного имущества, проведенная в начале 90-х годов прошлого века, привела к существенному сокращению государственного сектора экономики. Это обстоятельство существенно ослабило экономическую безопасность государства. В связи с этим в настоящее время назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. C этой целью Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 была утверждена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (с изм. на 29 ноября 2000 г.). В этом документе отмечается, что усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сейчас как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Комментарий к Ст. 215 ГК РФ

1. Право государственной и муниципальной собственности в юридической науке иногда называют правом публичной собственности.

2. Следует обратить внимание на то, что возможности по обращению взыскания на имущество, находящееся в публичной собственности, по долгам государства и муниципалитетов ограничены. Большая часть этого имущества закреплена на вещном праве за государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которые не несут ответственности по обязательствам собственника их имущества (ст. 113 ГК РФ). Поэтому обращение взыскания на имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий по долгам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований невозможно. Что касается обращения взыскания на средства соответствующего бюджета, то оно ограничено бюджетным законодательством в публичных интересах.

3. Разграничение объектов государственной и муниципальной собственности урегулировано специальным нормативным актом.

Специальная норма.

Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Комментарий к статье 215 ГК РФ

1. Муниципальная собственность не входит в состав государственной собственности (см. коммент. к ст. 214 ГК), а является самостоятельной формой собственности, что гарантируется ст. ст. 8, 132, 133 Конституции. Из ч. 1 ст. 130 Конституции следует, что владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом как правомочия собственника осуществляются от имени и в интересах населения муниципального образования.

Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие муниципальной собственности. Субъектами права собственности могут выступать муниципальные образования: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 Закона об организации местного самоуправления). В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, другое имущество (ст. ст. 50, 52 указанного Закона).

По сравнению с государственным муниципальное имущество более сужено по составу, так как с его помощью решаются иные по сравнению с государственными вопросы местного уровня. Однако и государственной, и муниципальной собственности присуща такая общая черта, как направленность на решение общественных, а не частных интересов.

2. В п. 2 комментируемой статьи указано, кто может осуществлять от имени муниципального образования права собственника. Данная норма, как и п. 3 ст. 214 ГК, отсылает к ст. 125 ГК (см. коммент. к ней). Кроме того, она уточняется в ст. 51 Закона об организации местного самоуправления, в соответствии с которой органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен муниципальному имуществу, закрепленному за муниципальными предприятиями и учреждениями, и муниципальному имуществу, образующему муниципальную казну. Муниципальное имущество, как и государственное, закрепляется за унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (см. коммент. к ст. ст. 294 — 298 ГК, Закон об унитарных предприятиях, Закон об автономных учреждениях, Закон об образовании). Участие органов местного самоуправления в ходе использования муниципального имущества состоит в том, что они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования (ст. 51 Закона об организации местного самоуправления).

В качестве горсобственности муниципального образования способно располагаться недвижимое имущество, подразумевающееся для того, чтобы благополучном образом разрешать вопросы, связанные с местным значением. Также, чтобы осуществить передачу органу под местное самоуправление отдельного госполномочия. С целью обеспечить деятельность органа, должностного лица под местное самоуправление, муниципального служащего, сотрудника муниципального предприятия либо учреждения.

Читайте также:  Какие выплаты повысят в 2023 году

Если возникают у муниципальных образований права на собственность недвижимого имущества, которая в действительности не предназначена для вышеназванной цели, то подобная инфраструктура должна подлежать перепрофилированиям (изменение целевых назначений госимущества) или отчуждениям. Порядки и период времени для отчуждений подобных имущественных объектов установлен в соответствии с ФЗ.

Как осуществляется управление по муниципальному имуществу?

Орган по местному самоуправлению регулирует правомочные права собственников по отношению к муниципальному имуществу, в соответствии с рамками собственных компетенций. Представительный орган по местному самоуправлению способен установить порядки по управлению и распоряжению объектов муниципальных инфраструктур, а ещё исполнительный орган по местному самоуправлению в соответствии с заданными нормативными программами, которыми можно владеть, использовать, а также распоряжаться этими объектами.

Движимые, недвижимые муниципальные объекты располагаются в руках местных властей, в соответствии со средствами местного бюджета либо закреплены за муниципальной унитарной организацией или учреждением. Муниципалитеты, в отношении которых закреплены определённые имущественные объекты, регулируют полномочные права по владению, использованию, распоряжению, но не как собственники, так как их деятельность в отношении управления вверенными имущественными объектами, ограничена в соответствии с усмотрениями органа по местному самоуправлению. Они продолжают регулировать в отношениях названных объектов правомочные права собственников.

Муниципалитеты способны владеть, пользоваться, распоряжаться закреплёнными за ними имущественными объектами по праву хозяйственной деятельности, а муниципальное учреждение сможет оперативно осуществлять управление. Полномочные права производятся от муниципальных объектов, которые представляют в себе содержательные усечённые дубликаты.

Располагающиеся в казне имущественные объекты принадлежат по правам на собственность, к соответствующим муниципальным образованиям. Учёт по составляющим местным казаном в отношении имущественных объектов и их движений, допустим, в Свердловской области, осуществляются комитетами по управлениям горимуществом, за счёт занесений в соответствующие перечни по сведениям в специальные разделы по госреестру муниципальных объектов. Выписки из госреестров по муниципальным объектам, являются документами, которые в полной мере подтверждают учёт недвижимых объектов, в составах которых находится муниципальная собственность.

Состав муниципального имущества: кто является собственником муниципального имущества

Собственник имеет право на имущественную базу, которая относится к владениям муниципалитета, если это муниципальная собственность. Тогда собственник – органы местной власти, предусмотренные на законодательном уровне субъекты РФ, муниципальные образования или народ. Какие виды имущества входят в состав муниципальной собственности:

  1. Владения, используемые для решения проблем на местном уровне.
  2. Ресурсы, применяемые в решении проблем местными органами власти на уровне федерального законодательства.
  3. Имущественная база, используемая для наладки работы местных самоуправленческих органов и чиновников в местном самоуправлении.
  4. Ресурсы, позволяющие осуществлять конкретные государственные полномочия, переданные местному самоуправлению.
  5. Владения, позволяющие решить местные вопросы.

Структура муниципальной собственности

В целом, данный вид собственности состоит из объектов имущества определенного территориального образования, играющих главную роль в его жизнеобеспечении, сохранении культурного наследия и традиций, а также служащих для удовлетворения потребностей его жителей. Так, к числу объектов муниципальной собственности можно отнести местные бюджетные средства, муниципальные здания и учреждения, бюджетные или внебюджетные фонды и многое другое. В целом, все ее объекты можно разделить на 2 основные группы. В первую входят объекты муниципального имущества, переданные местным органам самоуправления во владение и пользование, а также зафиксированные за муниципальными предприятиями и учреждениями. Вторая же состоит из казны муниципального образования, которая находится в непосредственном его ведении и в тоже время не числится закрепленной за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Первая группа выполняет, в основном, социально-общественные и производственные задачи, связанные с такими сферами деятельности, как образование, культура, медицина и т. п. Составная часть этой группы содержит муниципальные предприятия унитарного типа, а также прочие местные предприятия и учреждения. Это могут быть библиотеки, театры, школы, больницы и т. д.

На вторую группу, в свою очередь, возлагаются задачи касательно удовлетворения потребностей общества, которое находится и проживает на данной территории, а также обеспечение финансирования деятельности органов самоуправления на местах. К данной группе относятся деньги местного бюджета, конкретно имущество органов самоуправления на местах, муниципальные земли и т. п. Муниципальная казна складывается из средств местного бюджета, а также с помощью незакрепленных муниципальных объектов.

Таким образом, муниципальная собственность — одна из основных форм публичной собственности, находящаяся под защитой государства. В тоже время государственной собственностью она не является. К ее основным функциям можно отнести содействие решению различного рода проблем и вопросов на уровне муниципальных образований, воспроизводство и удовлетворение потребностей населения. К тому же муниципальная собственность необходима как для выполнения муниципальными властями их функций и задач, так и для функционирования органов самоуправления на местах и муниципальной системы в целом. Из этого можно сделать вывод, что данный вид собственности является ключевым атрибутом муниципальной власти.

Другой комментарий к статье 215 ГК РФ

1. Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью согласно ст. 131 Конституции органы местного самоуправления. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 комментируемой статьи.

Читайте также:  Программа доступного жилья для молодой семьи

2. Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования. Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значения.

Субъекты права муниципальной собственности

Исходя из основных положений ст.214 ГК РФ можно утверждать, что земля и прочие природные ресурсы, которые не находятся под управлением частных лиц, принадлежат к государственной собственности. А управление этими ресурсами осуществляется органами государственной власти, которые совершают все необходимые действия от имени Российской Федерации.

Таким образом, все ресурсы, которые имеют материальную или нематериальную ценность, распределены между несколькими субъектами права собственности. И одним из таких субъектов является государство. Стоит отметить, что полный объем имущества, которое прошло регистрацию, принадлежит и управляется государством, в свою очередь разделено на несколько типов.

Во-первых, это ресурсы федерального значения, которые находятся под управлением федеральных структур власти. Все ресурсы, которые принадлежат городским и сельским образованиям контролируются муниципальными органами власти.

Право государственной и муниципальной собственности регулируется в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Все вопросы, которые затрагивают муниципальную собственность, принадлежащую конкретным административным образованиям, рассматриваются в ст.215 ГК РФ.

Исходя из ее ключевых положений, в качестве субъектов муниципальной собственности будут выступать непосредственно сами муниципальные образования. Таким образом, контроль над ресурсами будет распределен между уполномоченными органами муниципальной власти, представительными органами власти на местах и муниципальными предприятиями и прочими образованиями, в собственности которых находятся определенные материальные ценности, и которые ведут их учет и занимаются рационализацией использования этого имущества.

Формы собственности на землю

  • Государственная собственность (статья 16 ЗК РФ).

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Субъекты права государственной собственности:

  1. Российская Федерация в лице органов государственной власти;
  2. субъекты Российской Федерации в лице своих органов власти;
  3. государственные предприятия и учреждения;
  4. предприятия и учреждения субъектов РФ.

Объекты права государственной собственности:

  1. земельные участки, закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями;
  2. земельные участки, закрепленные за предприятиями и учреждениями субъектов Российской Федерации.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом и другими федеральными законами.

  • Федеральная собственность

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  1. которые признаны таковыми федеральными законами (например, Лесным кодексом, Водным кодексом);
  2. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  3. которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  • Собственность Субъектов РФ

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

  1. которые признаны таковыми федеральными законами;
  2. право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  3. которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  4. которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

  • Муниципальная собственность

Субъекты права муниципальной собственности:

  1. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления;
  2. муниципальные предприятия и учреждения.

Объекты права государственной собственности – земля закрепленная за муниципальными предприятиями и учреждениями.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  1. Признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (например, ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса РФ”);
  2. Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  3. Приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  4. Безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами.

Читайте также:  НДС при «импорте» работ и услуг

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

  • Частная собственность

Субъектами права частной собственности являются:

  1. Физические лица
  2. Юридические лица

Объектами права частной собственности может быть любое имущество, в данном случае земельные участки, которые не являются государственной или муниципальной собственностью.

Юридические лица и граждане пользуются равнозначным доступом к приобретению земли в собственность.

Земельные участки могут быть предоставлены гражданам и ЮЛ из государственной или муниципальной собственности. Исключение составляют земельные участки, которые в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Например, в частную собственность не могут предоставляться земли, изъятые из оборота, земельные участки общего пользования, земельные участки особо охраняемых природных территорий.

Частной право собственности на землю

Право собственности на землю в РФ распространяется на любой вид земельного участка, который был приобретён за личные средства человека или юридического лица на законных основаниях. Для граждан и юридических лиц предусмотрена возможность равного доступа к покупке недвижимости, которая принадлежит аналогичным субъектам.

Субъектом частного права собственности граждан на землю разрешено становится россиянам, иностранцам, а также юридическим лицам и людям, не имеющих гражданства вовсе. Объектами прав частного имущества могут выступать только участки, свободные от законодательного ограничения. Так, например, нельзя купить недвижимость, которая была изъята из оборота для государственных или муниципальных нужд. Посмотреть полный список территорий, которые из этого оборота изъяли, можно в 27-й статье Земельного кодекса РФ, в пункте 4 и 5.

По нормативам РФ, имущество в стране разделяется между некоторыми субъектами, самыми известными из них являются частные владельцы, то есть граждане, и организации, тогда собственность называется корпоративной.

Таким образом, публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты.

Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований — это все, что не принадлежит организациям или частным лицам.

Государство может распоряжаться собственным имуществом по усмотрению, и даже передавать его частным лицам или компаниям, но на это должны быть отдельные причины, доказывающие необходимость данной процедуры.

Но и имущество других форм собственности может стать достоянием публично-правовых образований, к примеру, если земля или объект недвижимости отчуждаются за долги, либо умирает человек, у которых нет наследников и правопреемников.

На практике, всего два минуса полностью перечеркивают все положительные стороны:

  • Решения о продаже, дарении, наследовании и т.д. принимает государство. С публичной квартирой нельзя совершить ни одной имущественной сделки.
  • Большая вероятность выселения гражданина. Если поступят жалобы на пьяный дебош и асоциальное поведение человека быстро выпроводят с квартиры. В случае с частной собственностью это невозможно. У гражданина обязательно должна быть крыша над головой. По факту проживающий в государственном жилье обычный наниматель и владелец вправе устанавливать свои условия.

Государственная квартира снимает массу обязанностей с плеч гражданина, но существенно ограничивает его права на распоряжение имуществом.

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

Муниципальная собственность

Объекты публичного имущества, подконтрольные местным органам самоуправления какого-либо муниципального образования.

В ее состав входят муниципальные земельные участки, а также различные формы движимого и недвижимого имущества. Муниципальным образованием, в свою очередь, является определенная территория (область, город или поселок и т. п.), которая находится под руководством муниципальной власти, а также контролируется органами самоуправления на местах.

Следует отметить, что согласно ГК РФ, муниципальная не отождествляется разновидностью государственной собственности, а является самостоятельным подтипом публичной собственности. Так что не следует сопоставлять муниципальную собственность с государственной. Теперь перейдем к более детальному рассмотрению структуры муниципальной собственности и определим из чего она состоит.

Что такое муниципальное имущество? Особенности, управление

Строительные объекты общественной недвижимости находятся на контроле у муниципальных властей, то есть властей местного самоуправления. В число такого имущества входит:

Магистратским формированием, равным образом, является конкретная территория (например, область, село, поселок городского типа, город и т.д.), которая находится под руководством власти местного самоуправления, а также за данными участками ведется контроль муниципальной власти. Необходимо выделить, что муниципальная недвижимость не выделяется как разновидность государственного владения, а является независимым подвидом общественной собственности. Поэтому не стоит сравнивать муниципальное владение и государственную собственность. В статье ниже рассмотрим более детально строение муниципальной собственности (МС) и узнаем, из чего она состоит.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *