Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Где в Москве можно запускать квадрокоптеры и дроны*». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если гражданин не соблюдает правила эксплуатации беспилотников, его ждет штраф. Это же касается юридических и должностных лиц. Штраф выражен в денежной форме. Но если пилот причинит тяжкий вред кому-нибудь, его могут лишить свободы.
Что еще нужно для законного использования беспилотника
Для того, чтобы квадрокоптер мог допускаться к полетам, необходимы определенные документы:
- Разрешение на полеты.
Помимо постановки на учет, владельцу квадрокоптера необходимо получить разрешение на полеты. Их выдают центры организации воздушного движения. Для дронов установлен разрешительный порядок, а не уведомительный. Владельцу нужно спрашивать, можно ли летать в такое-то время в таком-то месте. И ему будет разрешаться делать это или нет.
Снятие с учета и перерегистрация дрона
Обстоятельства могут складываться по-разному, например:
- вы хотите продать беспилотник;
- изготовленный самостоятельно летательный аппарат решили совершенствовать, изменив конструкцию, технические данные, тип двигателя и так далее.
Получается, что учетные данные, внесенные в базу, не соответствуют действительности. Чтобы избежать эксцессов, которые могут возникнуть по этому поводу, нужно подать вновь заявление для корректировки учетной информации.
Если меняется владелец, в обращении указывают:
- причины уточнения учетных записей (правовое основание – продажа, обмен, дарение и так далее);
- данные прежнего собственника и лица, которое приобретает дрон;
- номер регистрации при первоначальной постановке на учет;
- дату передачи прав собственности новому владельцу.
Последствия нарушения правил эксплуатации
Основной целью правил эксплуатации БПЛА является безопасность пользования воздушными аппаратами, управляемыми на расстоянии.
Владельца дрона (другого типа беспилотника), благодаря учету можно привлечь к ответственности.
Благодаря идентификации собственника воздушного судна, есть шанс предотвратить его столкновение с другими объектами в воздухе или на земле. Так, уполномоченные представители власти могут связаться с владельцем для координации траектории полета или посадки беспилотника.
Сотрудники правоохранительных органов и прочих государственных структур безопасности вправе, при отсутствии распознавательных знаков на дроне, его уничтожить, если:
- есть риска причинения вреда жизни и здоровью людей, нанести непоправимый ущерб;
- может быть угроза безопасности стратегическим объектам инфраструктуры;
- и тому подобное.
А что со съемкой с дронов?
Съемка с любого дрона — даже весом менее 250 г — относится к авиационным работам. Поэтому если вы захотите получить официальное разрешение на художественную съемку леса для личного архива, вы столкнетесь с законом о государственной тайне и довольно старыми инструкциями Министерства обороны о работе с картографическими данными.
Даже при съемке безобидного селфи с высоты птичьего полета на пляже или лесистой местности в кадр могут попасть объекты силовых структур или техника, относящиеся к государственной тайне.
Если вы хотите избежать проблем с законодательством, лучше получить у местных силовиков разрешение на съемку. За ним лучше отправиться сюда:
Возможно, силовики ответят, что для получения разрешения на съемки с дрона у вас должна быть лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. А ее физлицам попросту не выдают — в соответствии со статьей 27 Закона о гостайне такую лицензию получают только предприятия, учреждения и организации.
Но на этом процесс согласования не заканчивается: даже если вы добились лицензии для своей компании и получили разрешение на съемку у силовиков, то после записи вы обязаны предоставить полученные видео и фото в штаб округа. Военные внимательно изучат эти кадры и рассекретят данные.
Запрещает ли закон использовать эту технику?
В декабре 2022 года в Федеральный закон № 60 были внедрены некоторые изменения. Вступили в силу они 30 марта 2022 года.
В соответствии с законом все квадрокоптеры, чья взлётная масса превышает 250 граммов, регистрируются и сертифицируются. В государственный орган предоставляется план полёта и получается отметка об его согласовании.
На основании полученной документации внешнему пилоту надо предоставить официальное разрешение на полёт коптера. Высота полёта не должна быть больше пятидесяти метров. На такой высоте игрушечный квадрокоптер не может помешать воздушному судну.
В соответствии с законом даже для запуска дрона во дворе нужно получить разрешение от владельца придомовой территории. Если квадрокоптер был запущен в Москве, то нужно иметь разрешение, которое выдаётся органами исполнительной власти города Москвы.
Нужна ли страховка на дрон
Да, полис страхования гражданской ответственности — второй обязательный документ для владельца дрона после свидетельства о постановке на учет. Об этом четко написано в Воздушном кодексе РФ. Однако пока штрафа за отсутствие страховки коптера не предусмотрено.
Руслан Кубарев
вице-президент Страхового Дома ВСК
«Несмотря на отсутствие штрафов, страховой полис необходим владельцам летательных аппаратов. Без страховки, например, нельзя получить разрешение от муниципальных властей на полеты над городом. Еще документ может выручить, если квадрокоптер был запущен над запрещенной территорией и его владелец «пойман с поличным». Наличие полиса страхования гражданской ответственности позволит убедить в легитимности действий собственника и в его законопослушности».
Оформить СМИ и зарегистрировать дрон теперь можно через «Госуслуги»
Если беспилотник продали, потеряли или переделали, об этом тоже нужно сообщить в Росавиацию. К заявлению надо приложить подтверждение, что у аппарата новый владелец или что его украли. Это может быть договор дарения, купли-продажи или справка из полиции.
Если меняется собственник или технические характеристики, учетный номер аппарата сохраняется. При смене владельца прежний и новый собственники должны подать совместное заявление. В правилах не написано, как это сделать, а в заявлении предусмотрено поле только для одной подписи. Но такое требование есть в пункте 16 правил учета, и его нужно как-то соблюдать. Тем, кто сейчас продает свой дрон на «Авито», ничего делать не нужно. А тем, кто будет оформлять сделку после 27 сентября, лучше заранее написать в Росавиацию и уточнить, как быть прежнему и новому владельцам. В случае чего отвечать за отсутствие учета будет новый собственник.
Закон о БПЛА в России был образован на базе ФЗ-60, и в 2017 году (июль) вступили в силу текущие правки. Законом устанавливается обязанность владельцев летательных аппаратов массой более 0,25 кг регистрировать свое имущество, а также получать разрешения на использование для съемки.
Кроме того, закон устанавливает правила и рекомендации касательно эксплуатации коптеров.
Отметим, что Россия приняла федеральный закон далеко не первой. Подобные нормативные акты действуют в странах Западной Европы, США и Канаде. Однако именно в России установлено наибольшее количество ограничений.
К примеру, для регистрации беспилотников в США достаточно посетить сайт, заплатить пошлину 5 Долларов и подождать пару дней.
В России же придется собрать внушительный пакет документов и встать на учет. Это объясняется попыткой предотвратить возможные террористические акты и нарушения прав частной собственности.
После внесения правок в ключевые законодательные нормативы РФ, владельцы квадрокоптеров столкнулись с необходимостью проходить обязательную процедуру регистрации в случае, если дрон имеет массу более 250 граммов.
Закон о радиоуправляемых моделях предельно внимательно описывает процедуру регистрации квадрокоптера. Во многом она схожа с постановкой на учет транспортного средства. Дрону присваивается индивидуальный персонифицированный номер и радиометка, содержащая зашифрованные данные о владельце летательного аппарата и основных технических характеристиках квадрокоптера.
Для постановки дрона на учет необходимо написать заявление и указать в нем основные технические характеристики взлетающего устройства:
- страна изготовления БПЛА;
- название и идентификационный номер устройства;
- наименование изготовителя и год производства;
- максимальная взлетная масса;
- тип используемого двигателя в устройстве (электрический, газотурбинный, внутреннего сгорания);
- документ, подтверждающий факт покупки (для агрегатов, приобретенных за пределами России).
Также потребуется предоставить полный перечень сведений о владельце беспилотного аппарата, в частности паспортные реквизиты, данные о регистрации и фактическом месте проживания, номер налогоплательщика, контактная информация для связи.
Регистрация является платной процедурой, и соответственно с положениями закона, сумма пошлинного сбора устанавливается Министерством транспорта РФ (200-300 рублей в зависимости от региона).
Срок действия регистрации (отмена) может быть прекращен при наступлении одной из следующих причин:
- беспилотный дрон вывезен за пределы РФ;
- завершение эксплуатационного периода аппарата;
- списание коптера в связи с неработоспособностью;
- утерян пульт управления, дальнейшая эксплуатация невозможна;
- переход права собственности (продажа дрона третьему лицу);
- выявленные нарушения регистрационной процедуры.
Закон прямо указывает на то, что сертификацию должны пройти все квадрокоптеры, имеющие массу в пределах 0,25-30 кг. Это сделано для того, чтобы предотвратить возможные опасные ситуации, террористические акты.
Не подлежат регистрации беспилотные радиоуправляемые модели, имеющие массу менее 250 граммов, и обладающие ограниченным функционалом. Отметим, что действуют правила регистрации, по которым:
- Дрон приобретенный на территории РФ, при использовании регистрируется в момент покупки.
- Если квадрокоптер или иной беспилотик изготовлен пользователем самостоятельно, получить на него разрешение нужно до момента первого полета.
- При покупке беспилотного устройства заграницей на регистрацию выделяется 10-дневный срок с момента ввоза.
Официально регистрацией и учетом беспилотных летательных аппаратов занимается ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Данная организация является структурным подразделением Министерства транспорта России.
Зарегистрировать беспилотник пользователи могут следующим образом:
- оставив заявку на электронном портале оператора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»;
- обратившись в отделение Почты России по месту регистрации (постоянного проживания);
- подав заявление в МФЦ;
- зарегистрировав приобретение через торговую организацию, занимающуюся продажей квадрокоптеров и имеющую соответствующее разрешение от оператора учета.
В некоторых ситуациях регистрация дрона невозможна, и гражданин не сможет получить права на использование данного вида техники. Законодатель определяет следующие причины для отказа в регистрации:
- заявитель состоит на учете в наркологическом или психиатрическом центре;
- имеются нарушения правил использования воздушного пространства;
- действует судебный запрет на деятельность с применением БПЛА;
- технические характеристики дрона (сила, мощность и т.д.) не соответствуют требованиям российского законодательства;
- в результате тщательной проверки выявлено, что квадрокоптер оснащен специальными устройствами для сбора закрытой и конфиденциальной информации;
- нарушение экологических норм (повышенный уровень шума, СО и т.д.);
- отсутствие сертификата допуска к использованию на территории России (пилот не может управлять беспилотником);
- запрещены дроны, в которых установлено наличие опасных элементов. В частности датчиков с радиоактивными веществами, водородными блоками и мощными лазерными установками. Летать на таких приспособлениях нельзя.
Регистрация квадрокоптеров в других странах
Законодательство США озаботилось проблемой регулирования прав владельцев БПЛА гораздо раньше РФ. Так, в США права на эксплуатацию аппарата должны получить владельцы квадрокоптеров, вес которых варьируется от 0,55 до 55 фунтов. Заявитель отправляет полное имя и контактные данные по электронной почте, информацию вносят в базу, а владельцу присваивают личный номер. Регистрацию с этим номером заявитель получает ответным электронным письмом. Все последующие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) закрепляют за личным номером владельца. Стоимость регистрации квадрокоптера 5 долларов США.
Если речь идет о Канаде, то здесь разрешен запуск БПЛА на высоту, не превышающую 90 метров. Ограничение на управление дронами имеется в ЕС – единые нормативы отсутствуют, каждая страна устанавливает собственные законы.
Разрешение на полет и съемку
Теперь для полета и съемки с квадрокоптера владельцы аппаратов обязательно должны получать разрешение. При отсутствии разрешения полет и съемка расцениваются как нарушение закона (предусмотрено наказание в виде штрафа от трех до пяти тысяч рублей).
Процедура получения разрешения на полет и съемку:
-
подать заявку в Росавиацию;
-
предоставить маршрут контролирующим госорганам не позднее, чем за сутки до предполагаемого полета;
-
оповестить диспетчера о полете как минимум за несколько часов до него;
-
быть на связи с диспетчером во время взлета и посадки.
Во время полетов важно соблюдать правила техники безопасности. Если владелец не может обеспечить их соблюдение, то в выдаче разрешения на полет ему может быть отказано.
Правила безопасности при полете беспилотников:
-
нежелательны полеты в местах массового скопления людей;
-
запрещены подъемы аппарата выше 150 метров;
-
коммерческая фото- и видеосъемка с дрона может осуществляться только при наличии соответствующего разрешения.
Скорее всего, нововведение создаст для владельцев квадрокоптеров ряд проблем, которые теперь придется научиться преодолевать. Планируя полет над центром города или съемку исторических достопримечательностей, заранее узнайте, понадобится ли для этого разрешение.
В некоторых ситуациях регистрация дрона невозможна, и гражданин не сможет получить права на использование данного вида техники. Законодатель определяет следующие причины для отказа в регистрации:
- заявитель состоит на учете в наркологическом или психиатрическом центре;
- имеются нарушения правил использования воздушного пространства;
- действует судебный запрет на деятельность с применением БПЛА;
- технические характеристики дрона (сила, мощность и т.д.) не соответствуют требованиям российского законодательства;
- в результате тщательной проверки выявлено, что квадрокоптер оснащен специальными устройствами для сбора закрытой и конфиденциальной информации;
- нарушение экологических норм (повышенный уровень шума, СО и т.д.);
- отсутствие сертификата допуска к использованию на территории России (пилот не может управлять беспилотником);
- запрещены дроны, в которых установлено наличие опасных элементов. В частности датчиков с радиоактивными веществами, водородными блоками и мощными лазерными установками. Летать на таких приспособлениях нельзя.
Легкие беспилотники придется ставить на учет. Штрафы выросли в 10 раз
Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.
Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.
Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.
Регистрация квадрокоптера 2021 в России
Полеты в запретных зонах (в пределах МКАД, например) грозят штрафами: для физических лиц – от 20 000 до 50 000 рублей. Юридических лиц изменения не коснулись порядок сумм для них остался прежним – от 250 000 до 300 000 рублей.
Ответственность за столкновение беспилотника с объектами в воздухе или с препятствиями на земле полностью лежит на пилоте, который им управляет.
Поставить аппарат на учет можно несколькими способами: отослать заявление о регистрации обычной почтой, направить его через портал госуслуг или с помощью ресурса Росавиации. К заявлению приложите фото своего беспилотника и дополнительную информацию:
- паспортные данные;
- номер СНИЛС, ИНН;
- наименование модели, ее серийный номер;
- количество двигателей и максимальную взлетную массу.
Кроме свидетельства о постановке на учет беспилотных воздушных судов (БВС) следует оформить Полис страхования гражданской ответственности и Разрешение на использование воздушного пространства.
Для БПЛА массой более 30 кг кроме это необходимо получить:
- свидетельство о государственной регистрации беспилотника;
- сертификат летной годности беспилотных авиационных систем;
- свидетельство внешнего пилота/пилотов.
Чтобы поставить на учет несколько однотипных аппаратов, достаточно подать один комплект документов и указать все серийные номера. Если БПЛА у вас несколько и они разных типов – на каждый беспилотник потребуется отдельное заявление.
Если беспилотник ведет фото- или видеосъемку потребуется еще несколько разрешений: от Генштаба вооруженных сил России и территориальных органов ФСБ. Чтобы получить разрешения, понадобятся лицензии для проведения геодезических, картографических или других работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну. После завершения съемки фотографии придется предоставить в ведомства для просмотра.
В будущем году вступит в силу новый ФЗ № 283 от 03.08.2018 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации…» (далее – ФЗ № 283). Он не вводит радикальных изменений в существующую процедуру регистрации автомобилей, но создает ряд процессуальных особенностей.
Как я регистрировал квадрокоптер, и чем все это закончилось
Марк Туллий Цицерон однажды сказал: “dura lex sed lex”, что означает “Закон суров, но это закон“. То есть каким бы суровым, глупым, нелепым, несправедливым ни был закон, его необходимо уважать и неукоснительно всем соблюдать и выполнять.
Этот тезис вроде бы всем давно известен, но вот к законам в нашей стране отношение традиционно довольно расслабленное. Кажется, даже события последних недель, когда неосторожный поступок или прогулка в неудачном месте могли принести большие неприятности, не в силах исправить ситуацию.
Буквально на днях (27.09.2019) спустя 120 дней после подписания, вступило в силу постановление Правительства РФ от 25.05.
2019 № 658 “Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации”.
С этого дня владелец любого беспилотника массой от 250 грамм обязан поставить его на учет в Федеральном агенстве по воздушному транспорту. На все дается 30 дней.
До последнего момента было совершенно неясно как проходить процедуру постановки на учет, а также согласования. Но недавно Федеральное агентство по воздушному транспорту выложило на своем сайте достаточно понятную инструкцию как все это осуществить.
Почему необходимо лицензировать квадрокоптеры
Популяризация дронов-беспилотников привела к тому, что в какой-то момент их стало действительно много. Квадрокоптеры перестали вызывать удивленные возгласы прогуливающихся в парках, центральных площадях и иных местах отдыха.
Постепенно, как это бывает со всеми нововведениями, в прокуратуры и различные инстанции стали поступать жалобы от обывателей: к кому-то дрон заглянул в окно, кого-то сняли на лавочке в сквере, не испросив согласия, а кому-то и вовсе квадрокоптер рухнул на голову.
Поскольку не существовало никакого закона, регламентировавшего запуски, суды не могли определить правовой статус ни самих БПЛА, ни владельцев, ими управлявших. Законодательство подошло к тому, что потребовался механизм, регулирующий полеты квадрокоптеров.