- Медицинское право

Жилищно-коммунальное хозяйство в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилищно-коммунальное хозяйство в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все типы жилья (комната в общежитии или коммунальной квартире, отдельная квартира, частный дом и т. п.) классифицируются как жилищный фонд.
Каждый объект жилищного фонда является в то же время объектом жилищно-коммунальных услуг и находится в чьей-то собственности.

В процессе реформирования ЖКХ можно выделить несколько этапов, определяемых периодами выхода федеральных законов и других законодательных актов. В целях оценки результатов процесса реформирования ЖКХ и для выявления проблем, сдерживающих развитие отрасли, представляется целесообразным кратко рассмотреть эти этапы.

Начало рыночным преобразованиям в ЖКХ по общепринятому мнению стало принятие Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992г. № 4218-1, который разделил полномочия по управлению и хозяйствованию в жилищной сфере, определил новый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг, ввел систему адресной социальной защиты граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг; так же было принято решение о разграничении частной собственности по уровню власти – проведена передача объектов жилья и коммунальных услуг в муниципальную собственность.

Цель реформы: жилищно-коммунальное хозяйство должно перейти на самоокупаемость в течение пяти лет. Однако, социально-экономическая ситуация объективно не позволила завершить быстрый переход к покрытию стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств потребителей, включая население. Возникла необходимость внести коррективы в процессе реформирования ЖКХ, проводить его не стихийно, а целенаправленно.

Основы федеральной жилищной политики в дальнейшем были конкретизированы в ряде законопроектов, которые заложили первые основы концепции реформы ЖКХ.

Особое значение в этой связи имеет Федеральный закон от 15 июня 1996г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». Цель данного документа состояла в том, чтобы создать условия благоприятные для формирования субъекта консолидированного спроса на жилищно-коммунальные услуги. Как показывает практика, в законе существуют недоработки, которые до сих пор не позволяют достигнуть поставленной цели (значительные затраты на регистрацию ТСЖ как юридического лица, неудовлетворительное состояние жилого фонда и т.д.).

В апреле 1997г. Указом Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ», была одобрена «Концепция реформы ЖКХ РФ».

Концепцией о реформировании ЖКХ дана оценка реальному состоянию ЖКХ, определены причины кризиса и отмечено, что единственным способом его преодоления должно стать изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

Концепцией был предусмотрен поэтапный переход на полную оплату жилья коммунальных услуг на период 1997-2003 годы. При этом доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг на первом этапе (1992-1998 годы) должна была возрасти с 35 до 50% и на 10% ежегодно на втором и третьих этапах (1999-2000 годы, 2001-2003 годы).

В целях координации процессов реформирования ЖКХ в регионах России и соблюдения сроков ее реализации Правительством РФ были введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, которые устанавливали величины предельно допустимых и социально-оправданных параметров:

1. обеспеченности жильем в расчете на одного человека как стандарта социальной нормы площади жилья для семей различной численности;

2. максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя их социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

В 2007 г. произошло как минимум три события государственного масштаба, которые ознаменовали собой начало современного этапа реформирования ЖКХ РФ, а именно:

1. состоялось заседание Президиума Государ­ственного Совета Рос­сийской Федерации, по­священное реформиро­ванию ЖКХ (19-20 янва­ря 2007 г.). По его итогам Президент РФ дал ряд соответствующих поручений Правитель­ству РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ;

2. согласно поручению Правительства РФ был утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-комму­нального хозяйства Российской Феде­рации на 2007-2008 годы (приказ Минрегиона России от 27.06.2007 № 54);

3. принят Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жи­лищно-коммунального хозяйства» (от 21.07.2007 № 185-ФЗ).

Федеральный закон РФ. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования ЖКХ, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ 02 февраля 2010г. № 102-р была принята и одобрена концепция целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020гг.».

В сентябре 2005 года Президентом России в обращении к Правительству было объявлено о приоритетных национальных проектах, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния народа за счет «инвестиций в человека как в будущее России». Среди четырех основных категорий: образование, жилье, здравоохранение и сельское хозяйство, приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выделялся своей проработанностью и четкостью поставленных задач. К этому времени в стране уже заканчивался 1 этап ФЦП «Жилище» на 2002-2005 годы, поэтому не составляло труда продлить действие программы, подключив к национальному проекту в качестве механизма его выполнения.

Читайте также:  На основании чего действует ИП

Первый этап ФЦП «Жилище» содержал 7 подпрограмм:

  • «Государственные жилищные сертификаты на 2004 — 2010 годы»;

  • «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»;

  • «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»;

  • «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»;

  • «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур»»;

  • «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»;

  • «Обеспечение жильем молодых семей».

Сюда же можно отнести и мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.

На II этапе часть подпрограмм объединили, а подпрограмму по расселению из ветхих домов и вовсе исключили. В настоящий момент работают подпрограммы:

  • «Обеспечение жильем молодых семей»;

  • «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;

  • «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»;

  • «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;

  • мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан по мере принятия соответствующих законодательных актов.

Действующий этап ФЦП «Жилище» охватывает 2011-2015 годы и направлен на достижение двух основных целей:

  • формирование рынка доступного жилья эконом-класса;

  • обеспечение жильем некоторых категорий граждан.

Для решения поставленных задач планируется:

  • увеличить объем строительства нового жилья в 2015 году до 90 млн. кв. метров (2010 год — 53 млн. кв.м.);

  • повысить уровень обеспеченности жилплощадью в среднем до 24,2 кв. м на человека (2010 г. – 21,7 кв.м.);

  • за четыре года улучшить жилищные условия за счет средств федерального бюджета 90 тысячам семей некоторых категорий граждан;

  • повысить индекс доступности приобретения жилья на 20%.

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

Структура и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммуналыная сфера является одной из основных отраслей муниципального хозяйства, от функционирования которой непосредственно зависит жизнедеятельность населения. Отрасль ЖКХ напрямую связана с повседневными интересами граждан и призвана обслуживать их материально-бытовые потребности в жилищно-коммунальных услугах.

Сегодня для обеспечения эффективной системы управления и обслуживания муниципального жилищного фонда в России решаются задачи по внедрению конкурентных отношений, развитию инициативы собственников жилья, озданию условий для управления многоквартирными домами. Развитию конкурентных отношений и частной инициативы в жилищно-коммунальном комплексе города в частности способствует сувеличение бюджетного финансирования в части обновления и реконструкции основных фондов. Храмцов А. Жилищно-коммунальное хозяиство Тюмени: состояние, проблемы и перспективы развития // Городское хозяйство. 2008, №4.

Что такое ОДН: значение и определение понятия

Многие жильцы многоквартирных домов, получая квитанцию об оплате, недоумевают, что же означает ОДН в строке об оплате. Они начинают активно обсуждать с соседями это понятие, но не всегда могут найти ответ. Собственнику жилья важно знать, за что он отдает свои денежные средства, поэтому с понятием следует разобраться.

Под аббревиатурой ОДН в системе ЖКХ понимается значение обще домовых нужд. Это понятие включает в себя оплату за общие коммунальные блага. К ним относят:

  • отопление и освещение подъезда;
  • расход воды на полив газона около дома;
  • электричество, затраченное на пользование домофоном и лифтом для общего пользования.

Структура жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая система жизнеобеспечения и безопасности населения представляет собой сложную многофункциональную систему, состав и структура которой в каждом регионе является специфичной.

В составе ЖКХ можно выделить несколько подотраслей:

жилищное хозяйство;

ресурсоснабжение (тепло-, электро-, водоснабжение, водоотведение);

благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка, утилизация отходов);

Читайте также:  Можно ли и как вернуть товар в ситилинк в течении 7 дней, если он не понравился

бытовое обслуживание (банно-прачечное, гостиничное хозяйство).

Жилищно-коммунальное хозяйство — это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятий различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, электричества, тепла.

Услуги ЖКХ направлены на обеспечение комфортной жизнедеятельности граждан в сфере получения коммунальных услуг, развития транспортной структуры, безопасного использования жилых и нежилых объектов, а также в рамках обеспечения других потребностей человека. ЖКХ – это социальное учреждение, которое призвано облегчать повседневную жизнь граждан, но также предприятие исполняет экономические функции, направленные на предоставление платных сервисов и контроль за их работой.

В 2018 году в полномочия хозяйства входят обязанности обеспечения людей:

  • светом;
  • водой;
  • газом;
  • центральным отоплением;
  • канализацией и вентиляцией.

Успешность исполнения поставленных задач (даже платных) не всегда зависит от хозяйственного отдела. Несмотря на работу инженеров, своевременное обслуживание коммуникаций и капремонт, наблюдается нарушение эксплуатационных характеристик сантехники, проводки и отопительных приспособлений. Это требует дополнительных денежных вливаний, которых у местных властей не всегда достаточно.

Финансовые проблемы ЖКХ

Сфера ЖКХ финансируется бюджетными средствами, а потому в 2018г проблема недостатка денежных средств ощущается особенно остро. Возникновение трудностей связано со следующими причинами:

  • неуплата стоимости использованных сервисов (как показывает практика, в каждой сфере обслуживания ЖКХ есть задолженности);
  • смена стандартов оплаты услуг (снижение стоимости за счет субсидии, нормативные показатели потребления);
  • утрата большой доли дотаций, которые ранее выделялись Министерству строительства;
  • отсутствие счетчиков, поэтому фактическое потребление в разы превышает нормативы использования и, соответственно, оплату.

Обслуживание сантехники, электрики и других коммуникаций осуществляется мастерами ЖКУ, которых недостаточно для своевременной проверки состояния систем. Может быть использована практика привлечения специалистов извне, но у бюджетов муниципалитетов не хватает денег для финансирования внешних мастеров.

Постановлениями Правительства ежегодно принимаются новые документы в сфере организации деятельности жилищно-коммунальных хозяйств. Главное внимание уделяется социальной защите населения, что проявляется в предоставлении льгот и дотаций при оплате коммунальных сервисов. Так, основные действия направлены на проведение следующих мероприятий:

  • гарантия субсидирования, рассчитанная на принципах индивидуальности (на практике это расшифровывается путем отображения основных требований к объектам недвижимости, а также финансовому состоянию жильцов);
  • предотвращение некачественного исполнения вверенных обязанностей по обслуживанию коммунальных систем;
  • несанкционированное отключение услуг;
  • увеличение тарифов.

Если со стороны конкретного органа были допущены существенные нарушения при исполнении обязанностей, то у жильцов есть право направить жалобу на действия должностного лица. К процедуре можно привлечь юриста, который поможет защитить свои интересы.

Основные полномочия Департамента

Участвует в разработке проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти и других нормативно-правовых актов в области государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере.

Проводит мониторинг и анализ состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Осуществляет координацию работы по подготовке субъектов Российской Федерации к осенне-зимнему периоду и прохождению отопительного сезона.

Осуществляет государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.

Проводит мониторинг и анализ реализации государственной политики и эффективности нормативно-правового регулирования (в том числе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности) в пределах установленной сферы деятельности Министерства.

Организует и участвует в разработке и реализации программ, в том числе федеральных целевых и ведомственных программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства, а также иных мероприятий, направленных на обеспечение реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Осуществляет разработку и реализацию мер государственной поддержки и стимулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства.

Осуществляет методическое обеспечение органов местного самоуправления по подготовке технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также по разработке программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Осуществляет разработку методики расчета тарифов и надбавок, в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

Осуществляет разработку методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности указанных объектов, и порядка осуществления мониторинга таких показателей.

Осуществляет согласование инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций.

Принимает решения о целесообразности более ранних сроков уменьшения показателей, характеризующих величину годового удельного расхода энергетических ресурсов в здании, строении и сооружении, а также об установлении соответствующих им требований энергетической эффективности.

Осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.

Проводит мониторинг утверждения и реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом недопустимости увеличения объемов аварийного жилищного фонда.

Отдел развития коммунального хозяйства Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выполняет следующие функции:

Разработка и подготовка для внесения в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов и иных документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации.

Осуществление в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации координации работы по подготовке субъектов Российской Федерации к осенне-зимнему периоду и прохождению отопительного сезона, ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, в том числе участвует в подготовке заявлений в судебные органы с требованиями об исключении некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в установленной сфере.

Читайте также:  Транспортный налог во Владивостоке на 2022 год

Определение ЖКУ по ГОСТ

Ранее, определение ЖКУ содержалось в ГОСТ Р 51617-2000, согласно которому ЖКУ представляют собой действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Но данный ГОСТ утратил свою силу и уже не действует. Взамен данного документа был введен новый ГОСТ, но он уже не содержит определения ЖКУ.

ЖКУ не представляет собой единую услугу в чистом виде, а являются комплексом как услуг, так и работ. Однако, как правило, для удобства весь комплекс работ и услуг принято обозначать ЖКУ.

Какие виды и типы УК бывают?

В едином реестре лицензионных компаний представлен не только список действующих компаний, но также их специализация. Некоторые управляющие компании работают лишь в сфере ЖКХ, а другие занимаются организацией уюта на придомовых территориях.

В таком случае, чтобы не платить дважды и получать полный комплекс желаемых сервисов, нужно выбирать агентство, которое в совокупности реализует поставленные задачи.

Категории компаний по форме управления:

  1. Жилищные объединения,
  2. Частные управляющие компании,
  3. Государственные Унитарные Предприятия (ГУП),
  4. Дирекция Единого Заказчика (ДЕЗ),
  5. Непосредственное управление собственниками

Организовывать свою деятельность фирмы должны по следующими этапами:

  • сбор информации о доме и о придомовой территорий;
  • анализ полученных сведений;
  • разработка методов улучшения работы по ухода за зданием.

По характеру участия самих жильцов в организации ухода за домом, могут быть выделены следующие виды управления:

  • прямое участие, то есть без привлечения единой компании, а каждый владелец квартиры самостоятельно выбирает управляющую фирму и подписывает с ней соглашение (допускается только в многоквартирных домах, численность квартиры в котором не превышает 40 штук);
  • совместное подразумевает, что часть вопросов решаются индивидуально, а вторая часть – вместе по обоюдному согласию или голосованию;
  • пользовательское участие, когда жильцы не принимают участие в практических вопросах управления.

Порядок действий при обращении в ЖЭК

Как показывает практика, пожаловаться в контору на выявленные нарушения и поломки у граждан получается не всегда. Это связано с незнанием порядка подачи ходатайств и правил их оформления. На сегодняшний день предусмотрены следующие способы обращения:

По телефону. В каждом управлении есть контактный телефон, отведенный для получения обращений жильцов. Посмотреть его можно на платежных квитанциях ЖКХ

Во время звонка важно узнать фамилию и должность человека, с которым разговаривает заявитель. После подробного описания проблемы, диспетчер сообщит, когда по указанному адресу придет специалист и как должны оплачиваться его услуги.
Личное обращение

Если управление находится недалеко от дома (как правило, в густонаселенном жилом массиве), то можно самостоятельно зайти туда и сообщить о своей проблеме. Обращение фиксируется в журнал без составления сопутствующего заявления. Здесь также нужно уточнить данные работника, принимающего ходатайство.
Онлайн. Практически на сайте каждого управления есть форма обратной связи, где можно изложить суть проблемы. Этот вариант имеет ряд недостатков. Заявитель не может быть уверен, читает ли кто-нибудь такие обращения, а если и да, то какова частота просмотра корреспонденции. При отсутствии реакции на обращение тяжело установить ответственного сотрудника, допустившего игнорирование ходатайства.

Кроме персонального письма можно подготовить коллективное обращение. Как правило, на базе каждого дома существует самоуправление, действующее от имени всех жильцов.

Документация для открытия УК

Что нужно, чтобы открыть собственную управляющую компанию? Это не самый простой вид бизнеса, которому нужны комплексная подготовка и ряд государственных разрешений. Мы уже выяснили, что данная организация регистрируется как общество с ограниченной ответственностью и оформляет лицензию в жилищном надзоре.

Пошаговая инструкция, как открыть управляющую компанию. Список документов:

  • заявление о регистрации по форме 11001, заверяется нотариально;
  • выписка об открытии расчётного счёта и подтверждение, что учредители внесли уже минимум 50% уставного капитала;
  • протокол собрания учредителей;
  • уставная документация, включая приказ о назначении генерального директора;
  • гарантийное письмо собственника офиса с согласием на использование его помещения как юридического адреса или свидетельство собственности на помещение;
  • квитанция об уплате пошлины за лицензию — 30 тысяч рублей;
  • документы, подтверждающие квалификацию руководителя и успешную сдачу экзамена.

Единая информационная база ЖКХ – это планы правительства РФ по систематизации цен на услуги и расходов. Этот законопроект уже предложен на рассмотрение в Государственную Думу. Грандиозный и всеобъемлющий проект, предполагающий создание базы, в которую будут заноситься все сведения о многоквартирных домах и их управляющих компаниях или ТСЖ.

Так же, как и на едином портале госуслуг, любой гражданин, зайдя на сайт, сможет просмотреть свои счета, узнать, за что он заплатил и за что еще должен. Также увидеть все сведения о своей управляющей компании и о подрядных организациях, обслуживающих его многоквартирный дом. Если сведения на этом портале не будут предоставлены, или счета не выставлены, то человек-потребитель услуг сможет за них и не платить в том месяце, в котором он их не получил.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *