Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в казначейском сопровождении: что нужно знать бюджетникам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2020 г. Федеральное Казначейство приступило к сопровождению операций с применением бюджетных средств, выделяемых на осуществление функционирования государственных и муниципальных учреждений и выполнение нацпроектов.
Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Казначейское сопровождение осуществляется поэтапно:
- Указанный в контракте аванс заказчик переводит на счёт в Центральном банке РФ, который принадлежит территориальному подразделению Казначейства РФ.
- Вслед за подписанием госконтракта оформляется акт, в котором указывается казначейское территориальное подразделение, выбранное для осуществления сопровождения. На протяжении не более 2 дней поставщику, обратившемуся туда с госконтрактом и своим заявлением, открывается казначейский счёт.
- Чтобы получить деньги, поставщик предъявляет казначейству все необходимые документы.
- После проверки документов, придя к убеждению, что целевые расходы денежных средств используются по назначению, казначейство перечисляет оговорённую сумму поставщику.
Однако имеются случаи, когда целевые средства не перечисляются:
- в виде взносов в уставной фонд или имущество стороннего юрлица, например, дочернему предприятию подрядчика;
- на депозитные счета;
- на банковский счёт подрядчика, если эти средства не идут на зарплату или оплату уже выполненной работы.
Какие контракты сопровождает казначейство
Федеральное казначейство сопровождает различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Обязательное казначейское сопровождение госконтрактов в 2021 году распространяется на:
Средства, выделенные на заключение госконтрактов на экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и услуги по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами, не проходят через казначейское сопровождение.
Казначейство сопровождает все крупные контракты заказчика, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта включается в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленные по правилам 44-ФЗ.
В Постановлении Правительства №2106 от 15.12.2020 описаны изменения в казначейском сопровождении в 2021 году для получателей бюджетных денег. Новый порядок касается не только государственных заказчиков, но и таких получателей целевых средств:
Для получения целевых средств эти учреждения обязаны открыть в территориальном отделении Федерального казначейства (ТОФК) специальные казначейские счета неучастников бюджетного процесса. На этих счетах отражаются операции по поступлению и списанию целевых денег. Движения денежных средств на лицевых расчетных счетах производятся только после санкционирования операций специалистами ТОФК.
В госконтракты, заключенные на целевые деньги, вносится специальный пункт о запрете их перечисления на основаниях, указанных в 385-ФЗ (например, взносы в уставный капитал). Казначейское сопровождение осуществляется по госконтрактам, которые заключены с применением обеспечения обязательств от Федерального казначейства.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы работать с казначейским обеспечением обязательств без ошибок.
Каков общий порядок казначейского сопровождения
Казначейство сопровождает соглашения заказчиков в строгом порядке. Нормы, правила КС и информация об аналитических кодах, используемых федеральным казначейством в целях санкционирования операций с целевыми расходами на 2021 год утверждены в ПП РФ №2106.
Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) открывают счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.
Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги.
Чтобы израсходовать их с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт и иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это и товарная накладная, и акт приемки-передачи, и счет-фактура.
Перечисление целевых денег не на казначейский счет для госконтракта, а на банковский счет допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
При казначейском контроле в госконтракты включаются определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):
В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта. По ИГК ведомство полностью контролирует ход исполнения госконтракта и взаиморасчеты сторон по принятым и доведенным до государственного заказчика обязательствам.
Работники ТОФК, осуществляющие обеспечение госконтрактов, вправе запросить любую документацию, подтверждающую факт и объемы поставленных товаров, работ и услуг, порядок исполнения договора и целенаправленность расходования денежных средств.
Новые правила казначейского сопровождения на 2020 г.
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.
Как деньги поступят на лицевой счет исполнителя?
Допустим, у вашего заказчика наступил срок оплаты аванса, или он хочет оплатить работу на основе предоставленного вами акта выполнения работы.
Заказчик в личном кабинете «Электронного бюджета» формирует платежное поручение на перечисление. Центр специализации ФК осуществляет санкционирование проводимой оплаты, проверяет остаток целевых средств на лицевом счете заказчика, проверяет документы-основания.
Если контроль пройден успешно, то через платежный центр ФК осуществляется передача платежных документов в банк для исполнения. После зачисления средств банком, проводится анализ и зачисление денег на соответствующий раздел вашего лицевого счета.
Важный момент! Если на момент зачисления вы еще не открыли соответствующий раздел лицевого счета под контракт, или заказчик в назначении платежа, в реквизитах допустил ошибку, то средства будут зачислены на ваш лицевой счет, но без отнесения к разделу.
Для использования таких средств необходимо их уточнить, предоставив уведомление об уточнении операций клиента. Кроме этого, использование средств возможно только после регистрации сведений об операциях с целевыми средствами.
Если перечисление осуществляется в рамках одного платежного центра, то платеж проходит почти моментально, и вы можете получить выписку по лицевому счету или воспользоваться режимом онлайн просмотра остатка в личном кабинете «Электронного бюджета». Для этого используйте простую систему фильтров на сайте.
Таким образом, сталкиваясь с федеральным казначейством и необходимостью осуществления операций через лицевой счет, вы будете выполнять 3 основные операции:
- открывать лицевой счет и разделы по нему;
- предоставлять сведения об операциях с целевыми средствами;
- проводить кассовый расход за счет поступлений от заказчика или полученного казначейского обеспечения обязательств.
По всем операциям можно настроить в личном кабинете оповещения на электронную почту о статусах обработки документов или поступления платежа на ваш лицевой счет. Будьте в курсе всех операций по вашему лицевому счету в ФК.
Преимущества и недостатки контроля
К «минусам» казначейского сопровождения можно отнести:
- Подготовка дополнительной документации для получения целевых денег. Каждую поставку товара или выполнение работ (услуг) потребуется подтверждать дополнительно. Это значительно усложняет участие в закупках.
- Время на посещение казначейства. Несмотря на то, что представительств ведомства в РФ около 2 тысяч, придется лично посетить учреждение, если не будет возможности вести документооборот в электронном виде.
- Недостаточно оперативное общение со специалистами ФК, которое может возникнуть из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в ведомстве.
«Плюсы» в сопровождении тоже можно найти:
- Реализуется принцип открытости и прозрачности при исполнении обязательств. Это популярно для закупок с большой конкуренцией.
- Отпадут недобросовестные подрядчики.
- Гарантированное получение целевых средств без отговорок заказчика «бюджет еще не поступил», «израсходовали на другие закупки» и т.д.
О сопровождении госконтрактов Казначейством
В 2021 г. вопрос о казначейском сопровождении снова стал актуален. Это объясняется тем, что ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ – в отношении обязательств по гособоронзаказу. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2021 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.
Целевые средства – это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению – на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).
Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в Постановлении Правительства № 1765 от 30.12.2018 г.
Порядок открытия казначейского счета
Порядок открытия р/с регулируется Федеральным казначейством страны. Он содержится в приказе №21н от 17 октября 2021 года в редакции от 28 декабря 2021 года.
Для открытия счета нужно сначала подготовить документы. В частности, это заявка на открытие счета и карточка с образцами подписей. Если р/с открывается для обособленного филиала компании, то потребуется также ходатайство от центрального офиса. В этом ходатайстве должна содержаться просьба об открытии казначейского счета. Составляется документ в свободной форме. Его нужно заверить у управленца компании и главбуха центрального офиса.
Когда требуется казначейское сопровождение контрактов?
Следующий важный документ – заявление на открытие КС. Составляется оно по форме 05311752. В документе содержится эта информация:
- Наименование документа.
- Дата составления.
- Наименование компании, которой нужно открыть счет.
- Наименование других получателей.
- Отдел Федерального казначейства.
- Просьба об открытии счета.
- Различные коды, относящиеся к компании: ИНН, КПП, ОКПО.
Следующий шаг – заполнение карточки образцов подписей. Составляется документ по форме 05311753. Что это такое? Карточка нужна представителям казначейства. Она позволяет известить сотрудников финансового учреждения о том, как выглядит оригинал подписей ключевых лиц компании. В документе также содержится оттиск печати фирмы. Госконтракты обычно предполагают работу с немалыми суммами. А потому наличие образцов подписей является необходимой мерой предосторожности. Карточку с образцами нужно заверить у нотариуса.
Это основной перечень документов. Однако казначейство может попросить дополнительные бумаги. Имеет смысл заранее собрать этот пакет документов:
- Копия государственного контракта, под который открывается казначейский счет.
- Выписка из ЕГРЮЛ о регистрации ЮЛ.
- Копия Устава организации.
- Копия свидетельства о том, что плательщик поставлен на налоговый учет.
- Справка из ФСС, подтверждающая уплату страховых взносов.
Представители казначейства могут сравнить представленные клиентом бумаги с документами, запрошенными в различных государственных структурах. Решение об открытии р/с принимается в течение 5 суток. Через это время компании приходит соответствующее уведомление.
Правила сопровождения
ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2020 г. описаны в Постановлении Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 г.
Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.
Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).
Перевод бюджета не на казначейский счет для исполнения обязательств, а на банковский счет разрешается лишь в некоторых случаях. Например, для выполнения обязательств юрлица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
Обязанностью исполнителя при осуществлении казначейского контроля является выполнение условий, включаемых в контракты:
- открытие лицевого счета в ТОФК для финансовых движений по нему;
- предоставление в орган Казначейства и государственному заказчику информации об исполнителях (соисполнителях);
- подача в ТОФК документов, определенных правилами расходования целевых денег (накладных, актов и др.).
В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих появление денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.
Таким образом, ФК полностью следит за исполнением обязательств и взаиморасчетами сторон по ним. Специалисты территориального органа вправе запрашивать любые документы, подтверждающие факт и объемы поставок, порядок исполнения договора и целевую трату денег.
Преимущества и недостатки контроля
К «минусам» казначейского сопровождения можно отнести:
- Подготовка дополнительной документации для получения целевых денег. Каждую поставку товара или выполнение работ (услуг) потребуется подтверждать дополнительно. Это значительно усложняет участие в закупках.
- Время на посещение казначейства. Несмотря на то, что представительств ведомства в РФ около 2 тысяч, придется лично посетить учреждение, если не будет возможности вести документооборот в электронном виде.
- Недостаточно оперативное общение со специалистами ФК, которое может возникнуть из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в ведомстве.
«Плюсы» в сопровождении тоже можно найти:
- Реализуется принцип открытости и прозрачности при исполнении обязательств. Это популярно для закупок с большой конкуренцией.
- Отпадут недобросовестные подрядчики.
- Гарантированное получение целевых средств без отговорок заказчика «бюджет еще не поступил», «израсходовали на другие закупки» и т.д.
Когда казначейство сопровождало госконтракты в 2021 году
Реализация казначейского сопровождения контрактов в 2021 году осуществлялась для случаев, которые перечислены в ч. 2 ст. 5 380-ФЗ от 02.12.2019:
- государственных контрактов, цена которых превышает 100 млн руб.;
- соглашений на предоставление субсидий или инвестиций из бюджета юридическим лицам (ст. 80 БК РФ);
- нормативов и иных подзаконных документов, регламентирующих бюджетное субсидирование, за исключением случаев, когда заключаются отдельные соглашения на выделение субсидии;
- договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юридических лиц в том случае, когда такие взносы выступают источником финансирования таких предприятий;
- контрактов, заключаемых бюджетными и автономными учреждениями, цена которых установлена на уровне не ниже 100 млн руб. и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
- госконтрактов, которые подписываются и являются неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся соглашений;
- авансов по госконтрактам (кроме соглашений по государственному оборонному заказу), цена которых равна или больше 100 млн руб., а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
- договоров, заключенных с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения президента РФ, а также контрактов, подписанных в рамках исполнения таких договоров с единственным поставщиком;
- расчетов по государственным контрактам по ГОЗ на сумму более 100 млн руб.
Действующее законодательство предусматривает исключения. Они указаны в ч. 3 ст. 5 459-ФЗ. Исходя из этой нормы, казначейское сопровождение не ведется для средств федерального бюджета, предоставляемых «Внешэкономбанку» и иным кредитным учреждениям для госконтрактов на покупку коммунальных услуг, электроэнергии и услуг связи и проч. В ч. 8 ст. 5 459-ФЗ определена обязанность казначейского обеспечения обязательств, осуществляемых в отношении следующих целевых средств:
- Для всех случаев, приведенных в ч. 2 ст. 5 459-ФЗ.
- Для финансирования юридических лиц по госконтрактам на строительство или реконструкцию объектов государственной собственности, которые включены в ФАИП — Федеральную адресную инвестиционную программу 2021. Казначейское обеспечение обязательств в данном случае проводится и для контрактов, которые заключаются в рамках исполнения основных контрактов.
- Для финансирования, предоставляемого в случаях, определенных правительством РФ, а также государственными корпорациями «Роскосмос» и «Росатом» и нормативно-правовыми актами органов федеральной власти.
Порядок казначейского обеспечения обязательств определяет Министерство финансов РФ. Юридические лица получают финансы на оплату обязательств непосредственно после получения обеспечения, которое предоставляется в размере, необходимом строго для расчетов за фактическое предоставление товаров, работ или услуг.
Сопровождение гособоронзаказа
Сопровождение контрактов для государственного оборонного заказа является строго обязательным. И заказчики, и исполнители ГОЗ взаимодействуют с Казначейством в ходе исполнения обязательств. Правила утверждены законодательством в Постановлении Правительства № 1702 от 28.12.2018 г.
ФК следит за выделенными средствами на выполнение ГОЗ. Сопровождаются все платежи в рублях при расчетах по контрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.
Исключение действует для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны. Государственный оборонзаказ казначейский надзор исключает и для контрактов, которые заключены заказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275-ФЗ) или для обеспечения:
- органов внешней разведки — инструментами разведывательной деятельности;
- ФСБ — инструментами контрразведывательной деятельности;
- «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.
Случаи, которые не нуждаются в открытии лицевого счета в Казначействе в 2021 г. по ГОЗ утверждены в положениях п.3 ч.3 ст.5 459-ФЗ. Казначейство не следит за договорами, предметом которых является поставка коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и за договорами, подписанными с федеральными казенными ведомствами (п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ).
Какие контракты сопровождает казначейство
Федеральное казначейство сопровождает различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Обязательное казначейское сопровождение госконтрактов в 2021 году распространяется на:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в имущество юридических лиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансирование по контрактам, заключенным получателями субсидий;
- авансовые платежи по контрактам, которые заключили для выполнения условия о предоставлении субсидий и концессионных соглашений;
- средства, направляемые организациям и индивидуальным предпринимателям в случаях, предусмотренных правительством РФ.
Средства, выделенные на заключение госконтрактов на экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и услуги по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами, не проходят через казначейское сопровождение.
Казначейство сопровождает все крупные контракты заказчика, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта включается в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленные по правилам 44-ФЗ.
В Постановлении Правительства №2106 от 15.12.2020 описаны изменения в казначейском сопровождении в 2021 году для получателей бюджетных денег. Новый порядок касается не только государственных заказчиков, но и таких получателей целевых средств:
- обособленные подразделения юридических лиц;
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские и фермерские хозяйства.
Для получения целевых средств эти учреждения обязаны открыть в территориальном отделении Федерального казначейства (ТОФК) специальные казначейские счета неучастников бюджетного процесса. На этих счетах отражаются операции по поступлению и списанию целевых денег. Движения денежных средств на лицевых расчетных счетах производятся только после санкционирования операций специалистами ТОФК.