Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные функции и принципы ведения государственного кадастра недвижимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения �� находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Понятие, предмет и объект кадастрового учета объектов недвижимости
Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» стал основным источником нормативно-правового регулирования кадастровых отношений.
Данный Федеральный закон содержит основные термины и понятия кадастровой деятельности, устанавливает положения и принципы ведения государственного кадастра недвижимости и регулирует кадастровые отношения.
Кадастровые отношения — отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Имеют ли силу старые документы, выданные ГКН
В законе нет положения об аннулировании ранее выданных документов из Росреестра. Вместе с этим есть ряд замечаний, которые необходимо учитывать при совершении любых операций с недвижимостью:
- Для любой новой сделки с недвижимостью, необходимо заказывать новый кадастровый документ, сейчас это выписка из ЕГРН.
- Рекомендуется каждые 3-5 лет обновлять сведения из Роскадастра, путём заказа выписки из ЕГРН.
- Все обновления в реестре производятся автоматически, и любое заинтересованное лицо только самостоятельно может обратиться в Росреестр и получить необходимый пакет документов. Росреестр не обязан уведомлять собственника об изменениях в статусе недвижимости.
- До 2020 года вся кадастровая стоимость должна пройти проверку и пересмотр на предмет несоответствия, рекомендуется собственникам права самостоятельно подать сведения по уточнённой кадастровой стоимости недвижимости.
Это большой, постоянно функционирующий свод правил, которые направлены на установление порядка в вопросах изменения сведений.
Регулируется процедура специально созданным для этого нормативным актом, который именуется приказом Министерства экономического развития и имеет присвоенный порядковый номер 42.
Этот нормативный акт включает в себя свод положений, начиная от общих и заканчивая конкретными вопросами. С основными положениями мы и ознакомимся в рамках статьи.
Как осуществляется информационное взаимодействие?
Не многих волнует вопрос внутреннего взаимодействия.
А, между прочим, это очень важный вопрос, который раскрывает всю суть взаимодействия этого органа и граждан.
Ранее сотрудники, осуществляющие свою деятельность, самостоятельно искали информацию об объектах недвижимости и вносили их в реестр, тем самым устраняя пробелы.
Сегодня ситуация несколько изменилась. Информацию предоставляют сами люди, которые должны необходимым образом узаконить осуществление новой сделки, приобретение или отчуждение недвижимости. Это основополагающий компонент информационного взаимодействия.
Но, кроме того, кадастр прекрасно взаимодействует и с другими организациями. Сейчас мы имеем ввиду Росреестр и Росимущество. Именно к работе двух этих организаций относят необходимость оповещать кадастр о получении государством новых объектов недвижимости.
Несмотря на то, что имущество находится не в частной, а в государственной собственности, оно также должно быть должным образом оформлено, а сведения для надлежащего оформления в кадастр превозносятся одним из государственных органов.
Кадастр взаимодействует и с правоохранительными органами. Так, при расследовании преступлений и других нарушений закона, не редко сотрудникам этих служб требуется достоверная информация о том, в чьей собственности находится конкретная недвижимость, какие сделки с ней были произведены и любые манипуляции, происходившие с ее внешним и внутренним обликом.
Кадастр обязан предоставить сотрудникам правоохранительных органов полный доступ в базы и всю необходимую информацию, но только при условии, что те надлежащим образом оформят факт обращения.
Правовые условия образования земельных участков
С 24 октября 2008 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» при рассмотрении документов, необходимых для государственного кадастрового учета, установлены специальные условия образования земельных участков.
Вышеуказанным Федеральным законом в ЗК РФ введена новая глава 1.1 «Земельные участки», содержащая понятие земельного участка, а также устанавливающая способы и условия образования земельных участков. Данная глава содержит следующие общие условия образования земельных участков.
Как осуществляется постановка на гос кадастровый учет?
К ведению и заполнению ГКН привлекаются:
- Органы местного самоуправления;
- Органы власти;
- Владельцы недвижимости;
- Третьи лица;
- Территориальные подразделения Росреестра;
- Кадастровая палата.
Для физических лиц предусмотрена следующая процедура – внесение сведений в ГКН производится после обращения с соответствующим заявлением. Обращение проходит либо лично, либо через доверителя, либо через удаленный доступ к ресурсам Росреестра. Также можно использовать почтовые пересылки или выездное обслуживание сотрудников Росреестра.
При подаче заявления кадастрового учета, необходимо также предоставить межевой и технический план, паспорт гражданина и правоустанавливающие документы. После того, как сотрудник госрегистратора принимает документы, заявителю выдается расписка об изъятии документов, которые требуются для внесения сведений в ГКН, а также делается запись в журнале обращений граждан.
Алгоритм внесения сведений госрегистратором:
- Получение заявления и документов от граждан;
- Проверка полноты документов, их юридической чистоты, а также оснований и полномочий для обращения;
- Принятие решение о внесении сведений в ГКН;
- Получение уникального кадастрового номера, который выступит в будущем в роли идентификатора;
- Выдача кадастрового паспорта (выписки) с внесенным кадастровым номером.
Законом предусмотрен максимальный срок внесения сведений в ГКН на протяжении 20 дней, однако, при необходимости проведения дополнительных экспертиз, оформлении запросов в другие госорганы, срок может существенно сдвигаться.
На этапе принятия решения о кадастровом учете, госрегистратор может отказать в кадастровом учете, в случаях, перечисленных в ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Кадастры субъектов Российской Федерации
Кадастры ведутся не только на федеральном уровне. Они могут быть региональными. Это иллюстрирует кадастр отходов. Но не тот, о котором было сказано выше, а кадастр отходов Московской области, который ведется в соответствии с Законом Московской области от 08.11.2001 № 171/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области».
Систематизированный свод сведений об объектах градостроительной деятельности в Москве содержится в градостроительном кадастре города Москвы. В нем поддерживается информационная база о градостроительном планировании развития территории, градостроительных регламентах и иных сведениях, необходимых для осуществления градостроительной деятельности в Москве. В том числе для осуществления изменений объектов недвижимости.
Есть государственный кадастр особо охраняемых природных территорий г. Москвы. Кстати, существует и федеральный государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости
Таких принципов несколько. Один из важнейших ─ в силу особенностей России (громадная площадь, наличие большого числа субъектов Федерации) ─ единство технологии ведения на всей территории страны.
Успешному ведению кадастра очень помогает принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Не отставать от жизни в самом прямом смысле слова государственному кадастру недвижимости позволяет принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.
Для граждан крайне важным является принцип общедоступности. Содержащиеся в ГКН кадастровые сведения являются открытыми, за исключением тех, доступ к которым ограничен законодательством.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости и осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В круг ее обязанностей также входит государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вопросы землеустройства, геодезии, картографии и другие.
Информационное взаимодействие
При ведении госкадастра (учета объектов) происходит информационное взаимодействие и обмен в законодательно утвержденном порядке. Этот обмен происходит между госкадастром и следующими субъектами:
- госорганами;
- местными муниципалитетами;
- собственниками недвижимости.
Для получения необходимых сведений подготавливается соответствующий документ, в котором указываются причины запроса сведений. Данные должны быть предоставлены не позднее 5 суток после отправления запроса.
Форма ответа на запрос — выписка, являющаяся официальным документом, содержащим следующие сведения:
- обновление порядка зонирования земельных территорий;
- изменение назначения, категории или способа использования участков земли;
- оформление земли в собственность и другие имущественные сделки;
- пересмотр кадастровой оценки (о том, что такое кадастровая стоимость объекта недвижимости, можно узнать тут);
- порядок формирования границ;
- прочие данные.
Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий и иных сведений.
Государственный кадастр недвижимости создается и ведется в целях:
Обеспечения признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;
государственного учета, контроля за их использованием и охраной земель и других объектов недвижимости;
планирования и регулирования использования земель и неразрывно связанных с ними объектов недвижимости;
оценки недвижимого имущества и установления обоснованной платы за его использование;
обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
защиты прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости;
информационного обеспечения гражданского оборота земли и других объектов недвижимости .
Задачей государственного кадастра недвижимости является обеспечение заинтересованных лиц признанными государством достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и их местоположении.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов:
1. единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации. Подразумевает согласованность и единство методов и технологий ведения кадастра, формирования системы кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата всех объектов недвижимости, так и с точки зрения охвата всей территории.
2. Обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения). Кадастровые сведения должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Для обеспечения непрерывности ведения кадастра необходимо систематическое или периодическое, сплошное или выборочное обновление информации.
3. Сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Выполнение этого принципа обеспечивается сбором информации по единой методике, единой степени полноты и детализации.
Соблюдение выше перечисленных принципов позволяет обеспечить правильное ведение кадастра недвижимости.
Государственный кадастр недвижимости.
Нормативная база: ФЗ от 24.07.2007 г. “О государственном кадастре недвижимости” (вступил в силу с 01.03.2008 г.).
Государственный кадастровый учёт – это действия уполномоченного органа по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такой недвижимости как индивидуально-определённой вещи, подтверждают прекращение существования такой недвижимости, а также иные сведения, предусмотренные ФЗ “О” государственном кадастре недвижимости”.
Государственный кадастр недвижимости – это систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований и населённых пунктов, сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования, иных сведений, предусмотренных федеральными законами.
Кадастровые работы – это работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения о недвижимости, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта.
Государственный кадастр недвижимости ведется на бумажных и электронных носителях, причём государственный кадастр недвижимости не электронных носителях является частью единой информационной системы, которая объединяет Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принципами ведения государственного кадастра являются:
1. Общедоступность кадастровых сведений за исключениями, предусмотренными ФЗ;
Сведения выдаются в виде:
1) копий документа, на основании которого сведения о земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) кадастровой выписке, которая содержит запрашиваемые сведения о земельном участке;
3) кадастровый паспорт земельного участка – это выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая сведения о земельном участке, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
4) кадастровый план территории – это план квартала или иной территории, в котором в графической, текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения;
5) кадастровая справка.
2. Единство принципов ведения государственного кадастра недвижимости и принципов ведения иных информационных систем
3. Принцип единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории РФ;
4. Принцип своевременности и непрерывности внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Государственный кадастр недвижимости содержит две группы сведений: основные и дополнительные.
К основным относятся:
— кадастровый номер и дата постановки на кадастровый учёт;
— описание места положения границ земельного участка;
— площадь земельного участка.
Дополнительные сведения:
— сведения о кадастровой стоимости и о дате проведения кадастровой оценки;
— разрешенное использование земельных участков;
— сведения о природных объектов, расположенных в границах земельного участка;
— сведения о вещных правах на земельный участок и о их правообладателях;
— сведения об ограничениях/обременениях прав и о лицах, в пользу которых установлены эти ограничения/обременения.
Государственный кадастр недвижимости состоит из:
1. Реестра объектов недвижимости;
2. Кадастровых дел;
3. Кадастровые карты.
4. Сведений в государственный кадастр недвижимости вносятся на основе государственного кадастрового учета.
Государственный кадастровый учет осуществляется:
1. При постановке на учёт (при создании/образовании нового объекта);
2. При снятии с учёта (когда прекращает существование объект);
3. При изменении уникальных характеристик объекта, указанных в государственном кадастре недвижимости.
Государственный кадастровый учет осуществляется кадастровое деление России на кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. В результате государственного кадастрового учета при постановке земельного участка на учёт ему присваивается государственный кадастровый (учётный) номер – это уникальный и неповторяющийся на территории РФ номер земельного участка, который позволяет его идентифицировать.
Сроки. Государственный учёт изменений: изменения производятся в течение 5-ти рабочих дней; постановка на учёт, снятие с учёта – в течение 20-ти рабочих дней.
С требованием об учёте может обратиться:
1. С заявлением о постановке на учёт могут обратиться любые лица;
2. С заявлением об учёте изменений могут обратиться собственники и иные лица, указанные в федеральных законах (в частности к иным лицам, в отношении государственных или муниципальных земельных участков, если они находятся в пожизненном наследуемом владении, постоянном бессрочном пользовании, либо на праве аренды свыше 5-ти лет – может обратиться соответствующий владелец, землепользователь, арендатор);
3. С заявлением об учёте части земельного участка – вправе обратиться собственники или лица, в пользу которых устанавливаются ограничения, обременения.
Результатом государственного кадастрового учёта является:
1. Кадастровая выписка, если происходит учёт изменений, учёт части земельного участка или снятии земельного участка с учёта;
2. Кадастровый паспорт – при постановке земельного участка на учёт.
Государственный кадастровый учет ведётся органами Росреестра, но органы Росреесра могут передать данные полномочия специальным учреждениям – Государственным кадастровым палатам. Но до 2011 г. должны быть введены во всех субъектах РФ данные кадастровые палаты.
Особенности кадастрового учета земельных участков:
1. Сведения о части земельного участка носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер с момента государственной регистрации прав на часть земельного участка, но при этом, если в течение 1-го года с момента постановки на кадастровый учет части земельного участка государственная регистрация не будет произведена, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган уведомляет об этом заявителя не позднее следующего рабочего дня после аннулирования.
2. Земельный участок снимается с учёта, только если земельный участок является преобразуемым объектом (преобразуемым считается, когда происходит выдел доли при общей долевой собственности, при объединении нескольких земельных участков и при образовании нескольких участков из одного).
3. Кадастровый учёт в связи с изменением площади земельного участка и/или изменением описания места положения его границ осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания места положения границ земельного участка, за исключением образования земельного участка в результате выдела, в результате раздела, если преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах.
В проведении государственного кадастрового учета может быть отказано, а также может быть приостановлен этот учёт.
Основания для отказа в постановке земельного участка на учёт:
1. Границы образуемого земельного участка пересекают границы муниципального образования и/или населённого пунктов;
2. Земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ;
3. Если в результате образования земельного участка доступ к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе и путём установления сервитута;
4. Размер образуемого или изменённого земельного участка не соответствует предельным размерам земельных участков.
Что можно поставить на кадастровый учет
В Реестр недвижимости вносят не только новые объекты недвижимости, но и объекты, претерпевшие изменения. Если изменилась площадь земельного участка, нужно подать заявку на перерегистрацию.
На территории земли появилось новое жилое или нежилое помещение? Нужно выполнить те же самые действия. Произошла перепланировка квартиры? Аналогично.
Может пригодиться:
Как оформить земельный участок в собственность
Как проводится оценка земельных участков
Как проходит процедура приватизации земельного участка
Разговор о перерегистрации актуален только в тех случаях, когда это касается непосредственно вашего жилища, когда оно само претерпевает изменения.
Если на земельном участке появилось новое здание, будь-то небольшая банька или предприятие по производству шоколадного мороженного для продажи за рубежом, вы обязаны встать на учет в Россреестре.
Вносимые сведения таковы: разновидность объекта (здание, помещение, земельный участок, незавершенный объект строительства, предприятие), личный номер объекта, площадь территории, адрес здания, границы территории и иные специальные характеристики.
Важно! Процедура необходима для того, чтобы вся информация об имуществе физических и юридических лиц хранилась в одном месте, дабы избежать правонарушений, влекущих за собой административное и уголовной наказание.
Кроме того, кадастровый учет защищает интересы собственника имущества и дает возможность для реализации других прав собственности, предусмотренных законодательством РФ.
Законодательством определен перечень действий, факт совершения которых подлежит государственному кадастровому учету. Это регистрация:
- Сделок купли-продажи недвижимости (земли в том числе).
- Имущества, ранее не зарегистрированного в реестре.
- Построенного недвижимого объекта.
С 2020 г. сократился срок регистрации прав и постановки недвижимости на учет. Действующие сроки (в рабочих днях) приведены в таблице.
Действие | Подача лично | Подача в МФЦ |
Регистрация прав | 7 | 10 |
Постановка на учет | 5 | 7 |
Одновременная постановка на учет и регистрация прав | 10 | 12 |
Регистрация ипотеки зданий, участков, нежилых помещений, машино-мест | 7 | 7 |
При подаче документов для государственного кадастрового учета через Интернет сроки оформления еще больше сокращаются.
Документы для кадастрового учета
Пакет документов при постановке недвижимости будет различным в зависимости от того, какой объект вы регистрируете — земельный участок, дом, машино-место или другое сооружение.
Для постановки дома на кадастровый учет потребуется заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план и межевой план участка, если он ранее не был размежеван. Составляют их кадастровые инженеры. Цена зависит от местоположения и площади объекта, в среднем цены начинаются от 8 тыс. руб. за участок 6 соток либо маленький домик до сотен тысяч рублей за «дворец» или большой массив земли, говорит адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД Наталья Тарасова. По ее словам, для перепланировки, перестройки или реконструкции дома также потребуется кадастровый инженер. На руках у вас должно быть заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план.
Для начала нужно составить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав. (ссылка на форму заявления)
Документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете:
Сформировать перечень документов, необходимых для конкретного случая заявителя, поможет сервис Росреестра.
Подать заявление и документы можно любым удобным способом: через сайт Росреестра, центры госуслуг «Мои документы», по почте или курьером.