- Трудовое право

Положение о премировании работников школы и материальной помощи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о премировании работников школы и материальной помощи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для распределения денежного поощрения между сотрудниками в учреждении создается специальная комиссия, в ходе заседания которой проводится распределение средств между работниками, с учетом их персонального вклада. Критерии оценки личного вклада каждого сотрудника определяются локальным актом, в зависимости от работы, им выполняемой и специфики деятельности учреждения. При определении критериев оценки, необходимо помнить, что утверждаемые показатели должны превышать нормативные, но быть достигаемыми, чтобы в полной мере соответствовать задачам мотивации сотрудника.

Из чего состоит заработная плата учителей

Заработная плата педагога складывается из нескольких пунктов, постоянных и дополнительных, а именно:

Выплаты Подробное описание, за что выплачиваются
Оклад Для каждого предмета существует своя минимальная ставка, которую платят за работу начинающему преподавателю, исчисляется за фактически отработанные часы. Это величина постоянная, то есть которую заплатят в любом случае
Премии Доплаты , как правило, положены за дополнительные часы работы, сверхурочно
Надбавки за квалификацию, категорию и стаж Для педагогов с больших стажем работы, с высокой категорией
Стимулирующие выплаты Выплачиваются за проведение различных мероприятий, участие в конкурсах

Как начисляется стимулирующая выплата по оценочному листу на примере учителей

Как уже отмечалось выше, симулирующие выплаты представляют собой доплату, назначаемая работникам как вознаграждение за определенные успехи в работе. В государственных организациях подобный вид выплаты появился сравнительно недавно. Хотя коммерческих компаниях он используется давно и выражается в виде начисления премий. Теперь и работники бюджетной сферы (учителя, воспитатели, преподаватели, врачи) получают такие выплаты помимо основной заработной платы. Например, заработная плата учителя формируется из следующих выплат:

  • базовой ставки;
  • компенсационной выплаты;
  • стимулирующей доплаты.

Базовая ставка устанавливается исходя из квалификации работника и отработанного им количества часов. В соответствии с условиями труда также выплачивается компенсационная выплата. Стимулирующие выплаты могут выплачиваться за стаж работы, выслугу лет, по итогам года и т.д. все критерии каждое учебное заведение устанавливает отдельно. Минтруд также рекомендует предусматривать требования и трудовом договоре отдельно для каждого учителя.

Оценка педагогов происходит по следующим критериям:

  • реализация классных/внеклассных мероприятий;
  • достижения учеников;
  • выставление результатов по контрольным работам, аттестациям и промежуточным проверкам знаний;
  • привлечение родителей к жизни класса;
  • стимулирование детей в участии в олимпиадах, соревнованиях, конференциях и т.д.;
  • совершенствование школьной программы;
  • оздоровительная и спортивная деятельность;
  • проведение работ с детьми неблагополучных семей;
  • дополнительная работа с одаренными детьми;
  • занятость учеников в образовательной инфраструктуре;
  • повышение успеваемости в классе;
  • привлечение молодых педагогов;
  • повышение собственной квалификации не менее 1 раза в 3 года.

Как внедрить оценочные листы в документооборот?

То, каким образом в состав зарплаты включаются стимулирующие выплаты, может быть закреплено:

  • в трудовом договоре;
  • в коллективном соглашении;
  • в локальном нормативе (например, в Положении о стимулирующих выплатах).

При этом использовать трудовой договор во всех случаях нужно обязательно, поскольку там всегда должны быть отражены условия начисления зарплаты (ст. 57 ТК РФ).

Но необязательно расписывать эти условия во всех подробностях: достаточно привести ссылку на то же коллективное соглашение или локальный норматив, где они, в свою очередь, будут детально расписаны. Эта схема — общераспространена на российских предприятиях.

Таким образом, основные регламенты по применению оценочного листа будут содержаться в Положении о стимулирующих выплатах (либо в Положениях, издаваемых по определенным видам таких выплат — например, по премиям). В этот норматив будут, таким образом, включены:

Унифицированной его формы законом не предусмотрено (как, к слову, не регламентировано и само применение листов — здесь у работодателей полная свобода). Задача работодателя — составить лист так, чтобы он объективно подходил под должность оцениваемого работника. Если он менеджер по продажам, то критерии будут одними, если бухгалтер — совсем другими. Могут быть, безусловно, и общие для любых должностей критерии (например, неукоснительное соблюдение трудовой дисциплины).

Он может предполагать, как мы уже отметили выше, участие разных лиц — руководящих или работающих на одном уровне по должности с оцениваемым работником. Прописывается, таким образом, то, кто оценивает, а также то, по каким методам (это может быть изучение документов, проведение опросов).

  • Корреляция между оценкой по листу и величиной стимулирующей выплаты.

Могут быть выделены ведущие оценки — которые влияют, условно говоря, более чем на половину соответствующей величины, и второстепенные. Работник, зная те и другие, сможет «регулировать» качество своего труда так, чтобы свести к минимуму недоработки, влияющие на оценки первого типа. При этом, могут быть предусмотрены «санкции» за частые нарушения, приводящие к снижению второстепенных оценок — чтобы работник не расслаблялся.

Виды стимулирующих выплат

Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в иных законах мы не найдем перечня видов стимулирующих бонусов. Подразделение на виды идет исключительно из смысла нормы права – ст. 129 ТК РФ. Так, к видам относятся:

надбавки к окладу;

иные бонусы на усмотрение работодателя.

Как видим из перечня, наиболее привычно слуху работника понятие премии. Этот вид стимулирующих денежных оплат используется работодателем наиболее часто.

Никто не запрещает установить в компании (и даже придумать наименование) иные бонусы, но в таком случае необходимо четко прописать все понятия, виды, порядок назначения и критерии для такого рода стимулирования.

При этом важно для работодателя помнить, что они являются частью заработной платы, с них необходимо удержать НДФЛ и начислить предусмотренные законодательством взносы. Если премии включены в систему оплаты труда, то они должны быть учтены при расчете среднего заработка.

Пример расчета стимулирующих выплат

Учитель математики заработала 30 баллов за разработку методики обучения по особой программе, которая имела успех.

Учитель русского языка набрал 25 баллов за участие в районных олимпиадах со своими учениками, где трое заняли призовые места.

Ещё 2 педагога набрали по 55 баллов, регулярно посещавшие со школьниками культурные мероприятия, проводили открытые уроки и привлекали родителей для организации различных внешкольных мероприятий.

Рассчитаем общее число набранных преподавателями баллов: 55 х 2 + 30 + 25 = 165 баллов.

Произведем расчет по каждому учителю отдельно:

учитель математики получит: 30 х 300.03= 9000 рублей 90 копеек;

учитель русского языка получит: 25 х 300.03 = 7500 рубля 75 копеек;

Наименование критерий на выплату стимулирующих выплат педагогам доу в 2021 году

В документе указывается, кто имеет право на премии, с какой периодичностью они выплачиваются, основания для их перечисления, размер (обычно в процентном соотношении от оклада или среднего заработка). При возникновении споров касательно данного вида премий их рассмотрением занимается суд и трудовые инспекции.

Документ, где происходит фиксация деятельности работника – оценочный лист. По каждому критерию оценки в таком листе проставляются баллы, количество которых напрямую влияет на размер стимулирующего вознаграждения.

Баллы проставляет администрация ДОУ, после чего передает на утверждение центральному отделу образования органа местного самоуправления.

В целом, критерии, по которым будет оцениваться как работа педагогов, так и труд других сотрудников ДОУ, утверждаются Министерством образования и руководителем детского сада. При этом стимулирующие выплаты могут начисляться не только персоналу, осуществляющему педагогическую деятельность, но и другим работникам, например, бухгалтерам.

Порядок формирования заработка бюджетников

Учителя и педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) получают средства из бюджета. А это требует нормативного регулирования порядка их распределения. Процесс начислений основывается на перечне взаимосвязанных актов. А именно:

  • строго подчинен требованиям параграфов ТК (в частности, 129 и 135);
  • их нормы ложатся в основу: издания Постановлений Правительства (ПП) РФ;
  • разработки решений и рекомендаций: трехсторонней комиссии, включающей представителей профсоюзной организации педагогов;
  • Минобрнауки;
  • вышеперечисленные документы в совокупности исполняются:
      местными органами самоуправления;
  • коллегиальными органами образовательных учреждений (ОУ).
  • Получается довольно сложная нормативная структура, призванная урегулировать вопросы начисления зарплат. Однако на практике она оказалась удобной и жизнеспособной.

    Логика процесса формирования размеров бюджетных трансфертов на доходы работников данной сферы такова:

    • правила начисления сумм установлены в законодательстве;
    • конкретизируются они Правительством РФ вместе с профсоюзными организациями и представителями профсообщества (трехсторонняя комиссия) в ходе совещаний и переговоров;
    • по результатам выше обозначенной работы издается нормативный акт;
    • последним руководствуются: бухгалтера и комиссии, действующие в ОУ;
    • местные советы для выделения средств из соответствующих бюджетов.

    Поощрение учителей и воспитателей ДОУ

    Минобрнауки РФ рекомендовал проводить оценивание педработников при помощи создания специального документа — оценочного листа. В него включаются индивидуальные критерии и количественные показатели. Итоги подводятся с помощью балльной системы. То есть каждый труженик наглядно видит:

    • что от него требуется со стороны руководства и коллектива;
    • способен планировать свои действия по достижению целей;
    • понимает объективность оценки, влияющей на его заработок.

    В рекомендациях министерства содержится приблизительный перечень требований к педработникам. Он таков:

    • инициирование и ведение дополнительных проектов, влияющих на развитие кругозора учеников;
    • создание: комфортной атмосферы в ученическом коллективе;
    • наглядных пособий;
    • условий для выявления способностей детей;

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Читайте также:  Гомельский Городской исполнительный комитет

    Ответы на распространенные вопросы

    1.Вопрос №1:

    Что входит в понятие стимулирующих выплат для учителей?

    Стимулирование труда все больше набирает популярность среди работников бюджетной сферы. Данная система оплаты труда введена для стимулирования сотрудников к участию не только в школьном процессе, но и проведению внеклассных мероприятиях, подготовка различных конкурсов, концертов, олимпиад.

    Разработка и внедрение в процесс жизни ученика новых технологий и методик для улучшения качества работы и получения знаний. А также контакт и индивидуальная работа с родителями учащихся, привлечении их в качестве помощников, все это влияет на получение дополнительных наград и поощрений со стороны государства и директора учреждения, потому что именно он является замыкающим звеном в начислении баллов.

    2.Вопрос №2:

    Правильно ли это, что учитель должен зарабатывать стимулирующие выплаты?

    Труд учителя должен быть высоко оценен в наше время. Поскольку данная профессия является трудной и нервной.

    А заработная плата не так высока, чтобы стараться и напрягаться. Поэтому возможно и есть положительные моменты в том, что разработана дополнительная система по увеличению дохода педагога за счет стимулирующих выплат, тут каждый решает для себя, хочет он получать больше или ему достаточно оклада, который есть.

    В основном педагоги стараются проявить инициативу, разработать какие-либо новшества для учебного процесса, чтобы повысить и свой уровень преподавания и материальное положение.

    Наименование критерий на выплату стимулирующих выплат педагогам доу в 2021 году

    В документе указывается, кто имеет право на премии, с какой периодичностью они выплачиваются, основания для их перечисления, размер (обычно в процентном соотношении от оклада или среднего заработка). При возникновении споров касательно данного вида премий их рассмотрением занимается суд и трудовые инспекции.

    Документ, где происходит фиксация деятельности работника – оценочный лист. По каждому критерию оценки в таком листе проставляются баллы, количество которых напрямую влияет на размер стимулирующего вознаграждения.

    Баллы проставляет администрация ДОУ, после чего передает на утверждение центральному отделу образования органа местного самоуправления.

    В целом, критерии, по которым будет оцениваться как работа педагогов, так и труд других сотрудников ДОУ, утверждаются Министерством образования и руководителем детского сада. При этом стимулирующие выплаты могут начисляться не только персоналу, осуществляющему педагогическую деятельность, но и другим работникам, например, бухгалтерам.

    Разработка положений системы оплаты труда, оценка эффективности труда работника

    Разработка базовых положений системы оплаты труда в организациях бюджетной сферы выглядит следующим образом:

    Каждый год Правительство организует заседание комиссии, членами которой являются представители правительственного аппарата, профсоюза и работодателей.
    Положения, утвержденные на заседании такой комиссии, доносятся до руководителей субъектов РФ. Те, в свою очередь, изучают проблемы, касающиеся исключительно подведомственного региона, после чего дополняют обозначенные в Правительстве задачи и уточняют их

    Администрация изучает установленные направления работы, фиксируют рекомендованные действия для учреждений, расположенных на территории их субъекта РФ.
    Учитываются существующие актуальные методические разработки по отраслям деятельности.
    Руководство бюджетного учреждения, принимая во внимание перечисленные выше этапы разработки системы оплаты труда и рекомендации по региону, но оставаясь при этом достаточно самостоятельным в своем выборе, утверждает собственную систему критериев, по которым будут оцениваться качественные показатели поощрения сотрудников из организаций.

    Чтобы соблюсти требования. предъявленные Правительством к критериям оценки качества работы, бюджетная организация обязана:

    • сформировать список таких критериев (может быть и несколько перечней, если требования различны для фигурирующих в организации должностей);
    • заняться разработкой системы баллов для осуществления оценки критериев;
    • создать последовательность учета критериев при расчете суммы заработной платы.

    Система не будет корректно функционировать в случае, если не уделить внимание перечисленным ниже моментам:

    1. Сотрудник бюджетного учреждения должен понимать, чего от него требуют, и как улучшить показатели по итогам своей работы. Каждый работник имеет право ознакомиться с полным перечнем критериев оценки качества труда, поскольку от них зависит размер его зарплаты и стремление выполнить свою работу лучше.
    2. Каждый конкретный сотрудник бюджетной организации должен внести значительный вклад в работу целой организации, в которой он трудоустроен.
    3. Критерии оценки качества труда бюджетника должны быть понятными и полностью прозрачными, а не двусмысленными и “размытыми”.

    Эффективность работы сотрудника бюджетной организации не оценивается сразу после трудоустройства. В трудовом договоре должен быть указан период, по истечении которого будет проведена первая оценка качества труда. Когда это время истечет, необходимо будет заполнить оценочный лист, данные в которой заносятся после опроса самого работника, представителя профсоюза и администрации учреждения.

    Стимулирующие выплаты воспитателю ДОУ в 2020 году — оценочные листы

    Руководители образовательных учреждений пользуются оценочным листом для определения учителей, которым будут положены стимулирующие выплаты. В нём присутствуют общие положения, правила назначения поощрительных выплат, перечни чётких задач, за выполнение которых педагог получает балл. Если задачи, наоборот, не выполняются, балл будет снят. Тем, кто наберёт наибольшее число баллов, и будет начислена премия.

    Недостатки оценочных листов Подробные разъяснения
    Наличие в листе факторов, непрямую не зависящих от воспитателя Для примера, от работы воспитателя не зависят:
    • показатель посещаемости (в период эпидемий немного детей приходит на занятия);
    • желание родителей принимать активное участие в делах ДОУ (некоторые семьи слишком загружены работой);
    • возможность оказания поддержки молодым воспитателям (таковых в учреждении может попросту не быть).
    Система начисления баллов разработана не в едином формате для всех специалистов Критерии оценки, присутствующие в оценочном листе, больше ориентированы именно на воспитателей, тогда как на стимулирующие выплаты могут претендовать также уборщики, музыкальные руководители, медики, психологи, повара и другие работники детского сада.

    Из чего состоит заработная плата учителей

    Заработная плата педагога складывается из нескольких пунктов, постоянных и дополнительных, а именно:

    Выплаты Подробное описание, за что выплачиваются
    Оклад Для каждого предмета существует своя минимальная ставка, которую платят за работу начинающему преподавателю, исчисляется за фактически отработанные часы. Это величина постоянная, то есть которую заплатят в любом случае
    Премии Доплаты , как правило, положены за дополнительные часы работы, сверхурочно
    Надбавки за квалификацию, категорию и стаж Для педагогов с больших стажем работы, с высокой категорией
    Стимулирующие выплаты Выплачиваются за проведение различных мероприятий, участие в конкурсах

    По своей направленности система стимулирования должна поощрять как хорошую текущую деятельность, так и развитие, причем не только развитие классных коллективов, но и саморазвитие учащихся, как членов коллектива. Система стимулирования учащихся гимназии № 4 построена с учетом психологических механизмов с учетом структуры контингента учащихся (по доминирующим мотивам, возрасту и т.д.).

    Основные формы поощрения включают:

    • денежное поощрение;
    • материальное (сувениры, подарки и пр);
    • общественное признание достижения отдельного учащегося;
    • общественное признание достижений классного коллектива.

    Поощрение премией в системе используется для награждения учащихся отлично успевающих по всем предметам, по итогам каждого учебного цикла. Такая форма поощрения отличников оправданна что создает мотив высоких учебных результатов для других. Не менее значима роль денежного поощрения за интеллектуальный труд и успешный результат (предметные олимпиады городского, окружного уровня, симпозиумы молодых исследователей и пр.)

    Периодически премируются учащиеся, добившиеся высоких результатов в спортивных соревнованиях, музыкальных фестивалях и выполнение общественных поручений.

    Одним из мощных рычагов стимулирующих активную деятельность учащихся является смотр — конкурсов «Лучший 99/2000».

    Критерии смотр – конкурсов:

    • итоги цикла (количество отличников, хорошистов, учащихся с одной и двумя тройками);
    • уровень сознательной дисциплины на уроке и переменах;
    • участие во внеклассных мероприятия;
    • качеств дежурства по школе;
    • трудовые дела.

    Смотр-конкурс – это динамичная акция. Активность учащихся поддерживается на всем протяжении учебного года посредством:

    • подведения итогов старостами классов на собрании с участием делегатов от каждого класса;
    • прозрачность результатов, постоянного обновления их;
    • актуализации систематической рекламы на линейке по итогам цикла;
    • поощрение промежуточных результатов;
    • значимость поощрения за конечный результат.

    Гимназия имеет свои традиции. Соблюдение лучших традиций является значимым психологическим фактором, связывающим ее с учащимися и положительно их мотивирующими. Таким мощным мотивирующим элементом выступает чествование лучших жителей гимназии на итоговом педагогическом совете. Через триумфальную арку в актовом зале проходят и награждаются учащиеся, заслужившие по итогам учебного года быть лучшими в номинациях:

    • «Интеллектуал» (чествуются победители олимпиад, симпозиумов, интеллектуальных рингов и конкурсов);
    • «Золотой фонд» (учащиеся имеющие результат отлично по всем предметам);
    • «Порядок» (лучшие старосты классов и их заместители);
    • «Авангард» (наиболее активные учащиеся – члены Совета актива начального звена, среднего звена и САСТ (Совет Актива старшеклассников);
    • «Вдохновение» (члены театральной студии, интеллектуальных клубов);
    • «Овация» (участники ансамблей, хоров, вокальных групп победивших на музыкальных конкурсах, фестивалях);
    • «Рекорды» (спортивные знаменитости гимназии)

    Эффективным стимулом является включение учащихся, добившихся успехов в изучении того или иного предмета в состав аттестационных комиссий на экзамены весенней сессии. Такая форма поощрения — общественное признание достижения учащегося, мотивирует его к активной познавательной деятельности, служит определенным толчком для достижения более высоких результатов. Важным весомым элементом системы стимулирования учащихся является подведение итогов каждого учебного цикла. Подведение итогов и поощрения осуществляются на линейке классов по параллелям. Это существенно увеличивает положительную мотивацию и психологически значимо для каждого ребенка. Диапазон поощрения здесь достаточно широк:

    • классные коллективы (благодарность за успехи учебной деятельности, участие в школьных делах, спортивные успехи);
    • учащиеся а) удостоверение «Лучший староста» по итогам цикла; б) диплом за «Добросовестное отношение дежурству по школе»; в) диплом «За успехи учебной деятельности» (награждаются учащиеся добившиеся наиболее высоких результатов по сравнению с самим собой, по итогам прошедших циклов; г) грамоты по итогам предметных декад (за лучшие творческие работы, победа в конкурсах, самую аккуратную тетрадь и т.д.).

    Не потеряла начала галерея славы гимназии. Галерею славы формируют стенды: «Гордость гимназии», «Победители симпозиумов», «Шаг в будущее» «Наши стрелки», «Мастера на все руки».

    Следует отметить, что поощрения получаемые ребенком на протяжении всего учебного ода и периода обучения в гимназии заносятся в «Книгу достижений гимназиста». Это своего рода зеркало учащегося, где отражено насколько реализован его потенциал, это и своеобразное средство общественного признания успеха ребенка. При грамотном использовании «Книжки достижений гимназиста» она может стать своеобразным мониторингом развития личности.

    Мониторинг стимулирования учащихся позволяет увидеть классы с недостаточным уровнем положительной мотивации, провести своевременный анализ и внести необходимые коррективы.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *