Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как происходит оформление ДТП без участия ГИБДД аварийным комиссаром». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы оформили Европротокол, вы направляете его в свою страховую службу в течение пяти рабочих дней. Потерпевший направляет агенту список документов, который мы указали выше. Со всех документов необходимо снять копии, чтобы в случае разногласий с агентами, направить данные бумаги вместе с претензией их управляющему.
Что делать сразу после ДТП?
ПДД различны для аварий без жертв и с ними. Для первого варианта возможна простая процедура оформления без вызова инспекторов — оформление европротокола. Документ оформляется в трех экземплярах: два — для участников ДТП и один — сотрудникам полиции. Участники происшествия могут не уведомлять полицию об аварии (п.2.6.1 ПДД РФ). Для этого им необходимо написать расписки об отсутствии претензий к другой стороне. Во втором случае вызываются сотрудники ГИБДД. Общие правила для аварии:
- немедленно остановиться, не учиняя препятствий для других автомобилей;
- узнать есть ли травмы у других;
- осмотреть транспорт;
- включить аварийку и выставить специальный предупреждающий знак;
- зарегистрировать подробности и последствия автомобильного столкновения.
Что делать после оформления ДТП
Если документы не были оформлены у сотрудников полиции, по требованию страховых служб, водители должны предоставить свое транспортное средство для экспертизы в течение двух недель после ДТП. Если виновный в происшествии имеет полис ОСАГО, его агенты компенсируют убытки пострадавшим. Законодательно установлен максимум в 400 000 рублей каждому потерпевшему. При наличии травм, максимальная компенсация составляет полмиллиона рублей. Однако виновник происшествия самостоятельно оплачивает ремонт своего автомобиля.
Если виновник не известил страховых агентов об аварии, он возмещает им все денежные средства, потраченные службой на компенсацию ущерба пострадавшей стороне. Такая процедура правоправна, если автор аварии в течение пяти дней после ДТП не известил агентов о случившемся. Процедура регресса возможна также, если владелец не представил свою машину на экспертизу в течение пяти дней после просьбы агентов и начал ее ремонт, не дождавшись двух недель после аварии. Однако прежде агенты должны отстоять свое право на возврат потраченной суммы в суде.
Если зачинщик аварии не имеет полиса, он должен выплатить компенсацию самостоятельно после письменной претензии пострадавшего. Если он игнорирует просьбы, пострадавший может обратиться с исковым заявлением в суд, спустя месяц после получения претензии ответчиком. Заявление на компенсацию подкрепляется заключением экспертов о полученном ущербе, справкой из медучреждения при получении травм, извещением о ДТП, информацией аварийного комиссара, копией расписки, если стороны давали друг другу письменные обязательства после происшествия. Исковая давность для таких дел — три года с момента получения последней претензией ответчиком.
Что делать при ДТП с пострадавшими?
Наличие человека с травмами в ходе столкновения существенно усложняет ситуацию. Особенно для виновника. Автоматически ответственность из категории административных переходит в разряд уголовных. Поэтому каждый водитель должен понимать, что и как делать при ДТП с пострадавшими:
- убедитесь, что есть травмированный человек;
- окажите первую медицинскую помощь;
- вызовите бригаду скорой медицинской помощи (по номеру 103 или 112 – единая служба спасения);
- в особо тяжелых случаях вызывается МЧС и специальная техника;
- если есть пострадавший, вызов сотрудников ГАИ обязателен (при вызове можно сообщить о наличии пострадавших, скорая приедет автоматически, телефон 102);
- в критических ситуациях при отсутствии времени пострадавшего можно перевозить своими силами на автомобиле или попутке (при таких обстоятельствах это не будет считаться покиданием места ДТП).
После прибытия служб на место происшествия будет проведен опрос всей участников и составление протокола. Очень важно, что в случае несогласия или необходимости уточнений, нужно заблаговременно сообщить об этом и не подписывать неточные варианты.
Распространённые ошибки при попадании в аварию
ДТП всегда сопряжено с шоком и стрессом. В этой ситуации ни в коем случае нельзя поддаваться эмоциям. Самая рациональная позиция – собраться и помнить о следующем:
- Нельзя указывать заведомо ложные данные в документы при оформлении.
- Обязательно нужно сфотографировать место ДТП перед разъездом.
- Полно заполнять все поля форм.
- При решении вопросов без участия страховых и ГИБДД, нужно написать расписку.
- Все документы должны быть прочитаны и поняты, выведены на факт наличия нестыковок и неточностей.
- Категорически запрещено агрессивное поведение: драки, обвинения.
- Нельзя уезжать с места. Самым срочным и важным делом в этот момент является правильное оформление.
Услуги аварийных комиссаров появились в России не так давно, но с каждым днём пользуются всё большей популярностью. Специалист приезжает на место ДТП гораздо быстрее сотрудников автоинспекции, что позволяет значительно сократить время оформления дорожного происшествия. В обязанности аварийного комиссара входит также и оказание психологической помощи, что является немаловажным для человека, попавшего в стрессовую ситуацию. На законодательном уровне деятельность аварийных комиссаров недостаточно урегулирована, в результате чего возможны случаи некомпетентного и непрофессионального подхода к выполнению ими своих обязанностей.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Обязательно ли вызывать аварийного комиссара на место ДТП? | Чаще всего, не обязательно. Аварийного комиссара в обязательном порядке нужно вызывать, если данный пункт есть в условиях договора страхования по КАСКО. |
Как вызвать? | Достаточно телефонного звонка: в свою страховую компанию, на телефон единой горячей линии или в частную фирму. |
Как много времени пройдёт с момента вызова до окончания оформления ДТП аварийным комиссаром? | Обычно, не более одного часа: через 20-30 минут приедет аварком, за 30-40 минут оформит необходимые бланки документов. |
Какова стоимость услуг аварийного комиссара при оформлении аварии? | Цена за полный перечень услуг — от 1 000 рублей, в зависимости от региона и выбранной компании. |
Чем занимается аварийный комиссар
В России данный институт появился недавно и связан с развитием рынка услуг в общем. Аварийный комиссар предлагает свою помощь, связанную с решением вопросов, возникающих после ДТП. На основании этого можно сделать, что комиссар – это специалист, оказывающий различную помощь участникам аварии. Прибегнуть к его услугам можно в различных случаях: как когда вызов ГИБДД обязателен, так и когда участники могут оформить ДТП самостоятельно.
Действия аварийного комиссара должны помочь водителю, попавшему в аварию, поскольку аварком возлагает на себя часть обязанностей. Каждый водитель после ДТП обязан выполнить определенные действия, иначе он может быть привлечен к административной ответственности. Для неопытных водителей помощь в таком случае будет особенно актуальна.
ВАЖНО !!! Аварийный комиссар не обладает полномочиями инспектора ГИБДД и не может заменять его, он лишь помогает водителю. Аварийный комиссар — это обычный работник, который за плату предоставляет свои услуги.
Типы аварийных комиссаров
Все специалисты, выполняющие функции аварийных комиссаров, делятся на 3 основные группы:
- самостоятельные, не зависимые от страховой компании эксперты, которые оказывают услуги за деньги, но их оценка является наиболее объективной, так как они не являются сотрудниками конкретного страховщика;
- эксперты, состоящие в штате страховой компании, оказывающие услуги, которые оплачиваются страхователем на этапе оформления полиса КАСКО или договора добровольной ответственности (ДГО), и в момент аварии оказываются бесплатно. Услуги по ОСАГО оплачиваются самим участником ДТП, так как законом об ОСАГО запрещено страховщикам оказывать дополнительные услуги, которые могут служить переманиванию клиентов;
- специалисты, которые сотрудничают со страховой компанией в рамках договора подряда и оказывают услуги по КАСКО и ДГО от ее имени и за ее счет; их услуги по ОСАГО также оплачиваются клиентом.
Сейчас на рынке действуют в основном независимые аварийные комиссары. С их помощью проводится спокойная работа по оценке приведших к ДТП факторов, по определению виновника, документированию ущерба.
Важные нюансы, которые необходимо учесть
При аварии важно помнить:
- Комиссар не врач, не адвокат и не полицейский. Очень часто это начинающий юрист или страховщик, а иногда и человек с вообще сторонним образованием, просто прошедший определенный курс подготовки. Он тоже может ошибаться. Или напротив всеми силами стараться, чтобы его компания получила как можно больше прибыли. Поэтому лучше все-таки пользоваться услугами независимых аварийных комиссаров, если есть такая возможность и держать их номера в списке контактов или блокноте.
- Уведомлять полицию об аварии все равно придется, даже если ситуация и позволяет обойтись без непосредственного присутствия автоинспекторов.
- Водителю важно получить на руки копию документа, составленного аваркомом. Даже если машина лишь слегка повреждена, высок риск, что ее остановит инспектор дорожной службы.
- Европротокол обязательно содержит данные о свидетелях.
Никогда, с аваркомом или без него, нельзя подписывать чистые формуляры документов!
Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД
Оформить ДТП без участия полиции можно только при соответствии обстоятельств условиям европротокола. Среди них:
- участие максимум двух автомобилей;
- ДТП произошло на территории России – за рубежом полисы ОСАГО отечественных страховщиков не действуют;
- повреждены только машины – не пострадали люди, личные вещи пассажиров, дорожные ограждения и другие предметы инфраструктуры;
- размер ущерба не превышает 400 тысяч руб.;
- у участников ДТП нет разногласий по поводу его обстоятельств, а также они провели фотофиксацию с помощью приложений, разработанных Центробанком РФ совместно с РСА – «Помощник ОСАГО» и «ДТП Европротокол»;
- оба водителя имеют действующие полиса ОСАГО;
- у водителя-иностранца есть «Зеленая карта».
Как составить европротокол при ДТП
Нужна твердая поверхность и шариковая ручка – гелевая, карандаш, фломастер или маркер не подойдут. Бланки заполняют оба участника ДТП.
Как правильно оформить документ с обратной стороны:
- Занесите сведения об автомобилях в соответствующие графы.
- Укажите место ДТП – если рядом нет домов и других объектов, напишите километр трассы или расстояние до ближайшего перекрестка, поворота, знака.
- Отметьте время происшествия – вплоть до минут, точность крайне важна.
- Если вам удалось взять контактные данные, ФИО и адреса проживания очевидцев, то впишите их в документ. Если не удалось – поставьте прочерки.
- Данные о ТС – перепишите их из свидетельств о регистрации.
- Укажите данные собственника и водителя автомобиля – они переписываются из СТС.
- Отметьте данные о страховщиках – перепишите их из полисов, старайтесь не допускать ошибок, это может создать ненужные проблемы.
- Укажите стрелкой часть ТС, на которую пришелся первоначальный удар при ДТП.
- Подробно опишите характер повреждений – не стоит ограничиваться «вмятиной на бампере», лучше указать ее глубину, диаметр, состояние лакокрасочного покрытия.
- Укажите обстоятельства ДТП, соответствующие вашим действиям.
- Нарисуйте схему происшествия, стараясь по максимуму использовать детали – знаки, номера домов, улицы, разметку и другие.
- Поставьте подписи.
Кто такой аварийный комиссар
Аварком это эксперт в сфере ДТП, который помогает не только объективно оценить обстоятельства дорожного происшествия и зафиксировать причиненный ущерб для назначения выплат от страхователя, но и защищает клиента от случаев мошенничества на дороге и автоподстав, а также может организовать независимую экспертизу.
Есть несколько типов специалистов:
- эксперты, сотрудничающие с СК и представляющие ее интересы. Здесь следует проявить осторожность. Ведь они заинтересованы в первую очередь в интересах СК. На практике такие эксперты намеренно допускают ошибки и занижают выплаты;
- штатные сотрудники СК — их услуги уже входят в стоимость КАСКО, разница заключается только в сумме подключенного страхового пакета;
- независимые дорожные комиссары. Преимуществом является качество работ.
Когда можно обойтись без аваркомов
Не всегда водители теряются в случае ДТП, а могут вполне здраво оценивать сложившуюся обстановку. В такой ситуации, если нет пострадавших, водители могут самостоятельно оценить полученный ущерб, а также составить схему ДТП и не иметь при этом взаимных претензий, тогда вполне можно обойтись без вызова специалиста по оформлению.
Но все же необходимо учитывать, что работа аварийных комиссаров призвана облегчить жизнь водителям, попавшим в нештатную аварийную ситуацию, объяснить все юридические тонкости произошедшей аварии, а также дать возможность водителям прийти в себя и не нарушить ПДД, не выполнив какие-либо необходимые действия из-за состояния шока.
Зачем еще нужен аварийный комиссар? Чтобы обезопасить себя от действий мошенников. Ведь в случае правильного оформления всех документов, а также независимой оценки ситуации, можно смело рассчитывать на пресечение мошеннических действий при автоподставе.
Аварийные комиссары рассказали как нас обманывают при ДТП
От ДТП никто не застрахован. Попав в аварию, люди ведут себя по-разному. Одни лезут доказывать свою правоту с матом и кулаками, кто-то впадает в ступор, молчит и не знает, что делать. Но, как правило, все звонят аварийным комиссарам.
Искать автоюристов далеко не нужно: сегодня практически у каждой страховой компании есть свои аварийные комиссары. Это преподносится клиенту как дополнительная услуга, а их визитки выдаются клиентам вместе с полисом. Кто и как обманывает автомобилистов при оформлении ДТП, разбирался «АиФ-Челябинск».
Ради выплат выкупают автомобили
«Таким образом, страховые сами подстраховываются от мошенничества, — рассуждает адвокат по вопросам гражданского права и защите прав автомобилистов Александр Щербинин.
– Их комиссар выезжает на ДТП, осматривает авто, делает фото, убеждается, что авария не создана искусственным образом, и оформляет несложные ДТП с незначительными повреждениями без участия сотрудников ГИБДД. Но бывает и так, что аварийный комиссар работает сразу на две стороны – на страховую и на себя, или ещё на кого-нибудь.
Он предлагает участнику ДТП переуступить ему право требования выплаты от страховой за определённую сумму. Непрофессионал никогда не подсчитает, каков размер ущерба, сколько элементов пойдёт под покраску, а сколько под замену. Ущерба может быть на 100 тыс.
рублей, а ему предложат вдвое меньше, зато эти деньги он получает наличными уже через два-три дня. От страховой возмещения ущерба пришлось бы ждать гораздо больше. И автовладелец соглашается, полагая, что названной суммы на ремонт вполне хватит. В принципе ему хватает, потому что он едет ремонтировать машину в каких-нибудь гаражах.
А комиссар в реальности получает гораздо большую сумму себе в карман. Некоторые даже выкупают у участников ДТП по достаточно низкой цене их автомобили, а потом получают от страховой выплаты за причинённый им ущерб. Чем выше класс авто – тем солиднее выплата».
«Месяц назад я попал в аварию, — рассказал челябинец Станислав С. – За мной в пробке ехал парень и немного зазевался, чуть поцарапал мне бампер. Я вызвал аварийного комиссара из своей страховой, он всё оформил и предложил мне обратиться в некий так называемый центр страховых выплат, чтобы ускорить процесс возмещения ущерба. Я так и сделал. Там провели независимую экспертизу, за которую я заплатил 1 тыс. рублей. Ущерб оценили в 25 тыс. рублей. Мне предложили 15 из них и меня это устроило. Деньги дали уже через два дня, как только была готова справка из ГИБДД».
«Уверен, что аварийных комиссаров и автоюристов, занимающихся подобными делами, называют «чёрными автоюристами» совершенно огульно, — поделился мнением челябинский правозащитник, автоюрист Юрий Панченко. – Никакие они не чёрные, потому как работают на законных основаниях.
Неужели страховые компании у нас белые и пушистые? Я в 2005 году сам попал в ДТП и пробовал разобраться с методиками расчёта ущерба. На ту пору их существовало порядка пяти и все разные. Что интересно, по любой из методик можно было завысить или занизить сумму ущерба.
И до 2010 года много было таких случаев, когда страховые занижали суммы выплат не то что вдвое, а в десять раз! Очень много было волокиты. Всё делалось для того, чтобы участники ДТП вообще не обращались за мелкими выплатами.
И даже хорошо, что появилась сила, противодействующая страховщикам!»
Нечистые на руку
Справедливости ради стоит заметить, что не все автоюристы и аварийные комиссары работают чистоплотно.
«Есть юристы, которые заявляют виновному участнику ДТП, что помогут доказать ему его невиновность и добиться выплаты ущерба от страховой, — говорит замначальника УГИБДД Челябинска Алексей Горшков. – Клиент, уверовав во всемогущего автоюриста, заключает с ним договор, платит и ждёт.
Тот же подаёт жалобу в ГИБДД, мы её рассматриваем, понимаем, что решение не меняется, и отказываем в удовлетворении жалобы. Дальше юрист идёт в суд. Изначально зная, что проиграет это дело, он демонстрирует клиенту бурную деятельность.
Суд жалобу не удовлетворяет, участник ДТП остаётся ни с чем. Получается, что юрист своё дело делал, подавал жалобы. Мошенничества как такового здесь нет, это просто способ зарабатывания денег.
Хорошо, если автовладелец юридически заранее почитает судебные решения по аналогичным ДТП и сделает вывод, стоит обжаловать заключение ГИБДД или нет».
Участникам ДТП, попавшим в руки недобросовестных автоюристов и введённым в заблуждение, помочь крайне затруднительно, а чаще всего невозможно. Важно внимательно читать договор, который предлагается заключить.
«Обычно в договоре на оказание юридических услуг есть пункт, который обязывает заказчика в случае расторжения договора в одностороннем порядке оплатить неустойку, а это, как правило, серьёзные деньги – от 7 до 30 тыс.
рублей, — констатирует факт директор службы аварийных комиссаров Павел Кошкин. — То есть подписал договор и уже должен. Должен в любом случае. Между тем не всегда обязательства, наложенные автоюристом на гражданина, правомерны, иной раз встречаются совсем абсурдные вещи.
Так, однажды, к нам обратился клиент, который был виновником ДТП. Юрист, работающий с ним, запудрил ему мозги, заставил поверить, что ему, виновнику, должны. Тот оплатил независимую экспертизу и пришёл в страховую за выплатой. А над ним, получается, просто посмеялись.
Хотя, не исключено, что юрист был просто неграмотный, действовал непрофессионально».
«У нашего сотрудника одна задача – объективная фиксация всех обстоятельств ДТП, — продолжает замдиректора службы Константин Кошкин.
— Некоторые считают, что с аварийным комиссаром можно договориться и совершить подлог, добавить машине повреждений при оформлении ДТП или вообще оформить несуществующее ДТП, найти свидетелей, которые якобы что-то видели… Многим такие аварийные комиссары даже более понятны и предпочтительны.
Ещё на этапе обучения мы предупреждаем своих будущих сотрудников, что со стороны виновников ДТП обязательно будут попытки подкупить. За 12 лет существования фирмы я помню два случая, когда комиссары пошли на сговор с клиентами. В первом случае человек не работал уже через сорок минут, во втором обман был раскрыт не сразу, но с теми же последствиями».