- Раздел имущества

Калькулятор для расчета налогов по заработной плате в Казахстане

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Калькулятор для расчета налогов по заработной плате в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Граждане могут принять участие в системе соцстрахования, начав оплачивать налог, как самозанятые. В эту категорию попадают граждане, не имеющие договора с работодателем, не являющиеся ИП и не зарегистрированные в качестве безработного. При этом у самозанятого не может быть наемных работников и он может оказывать услуги только физическим лицам.

Налоги и взносы с заработной платы

При расчете заработной платы важным этапом является вычет с неё налогов, взносов и отчислений.

На сегодняшний день с дохода работника рассчитываются 6 видов выплат и доходов, установленных законом:

  1. Подоходный налог (ИПН);
  2. Пенсионные взносы (ОПВ);
  3. Взносы на медицинское страхование (ВОСМС);
  4. Отчисления на медстрахование (ООСМС);
  5. Социальный налог (СН);
  6. Социальные отчисления (СО).

Ведите исчисления налогов и взносов, обязательных для уплаты работодателем по закону в 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана.

Каждый вид налога и взноса имеет индивидуальные особенности при расчете (разные ставки, состав и пределы доходов, техника расчета, сроки перечисления и т.д.).

Одну долю налогов и взносов платит сотрудник, другую — работодатель.

В данной таблице представлены главные положения по каждому виду налога и взноса:

Вид налога, взноса, отчисления

Краткое обозначение

Ставка

Предел дохода

Формула расчета

«За чей счет?»

Подоходный налог

ИПН

10%

нет

(Доход работника – Корректировка дохода — Налоговые вычеты) *10%

Сотрудника

Пенсионные взносы

ОПВ

10%

До 50 МЗП

Доход работника * 10%

Сотрудника

Медицинские взносы

ВОСМС

2%

До 10 МЗП

Доход работника * 2%

Сотрудника

Медицинские отчисления

ООСМС

2%

До 10 МЗП

Доход работника * 2%

Работодателя

Социальные отчисления

СО

3,5%

Не менее 1 МЗП, не более 7 МЗП

(Доход работника – ОПВ) * 3,5%

Работодателя

Социальный налог

СН

9,5%

Не менее 1 МЗП

(Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО

Работодателя

Профессиональные пенсионные взносы*

ОППВ

5%

нет

(Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО

Работодателя

Возможна ли отмена этой нормы?

Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.

Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.

Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.

Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.

Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.

Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.

При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.

То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.

Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.

Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.

Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.

Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.

Выдержки из всех НПА так или иначе связанных с корректировкой дохода 90%:

Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных
пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов
в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним:

6. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:

3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27), 48) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а также подпунктами 42), 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода).

При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Правила осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов

9. При осуществлении обязательных профессиональных пенсионных взносов не учитываются следующие виды выплат, указанных в:

….

2) пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Правила и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним

5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:

….

2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 19), 20), 21), 27) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об обязательном социальном медицинском страховании

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2019 г.

Статья 29. Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов

4. Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов:

….

2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

Налоговый кодекс Республики Казахстан.Статья 484. Объект налогообложения.

3. Из объекта налогообложения исключаются:

3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан;

Вместе с тем, следует учесть, что в ряде этих НПА предстоят изменения.

На Блог-платформе Министра национальной экономики опубликован ответ на эту тему: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/529742#answers.
В ответе говорится что: «По вопросу исчисления социальных отчислений, пенсионных взносов, а также обязательных профессиональных пенсионных взносов В настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан», который находится на согласовании с заинтересованными государственными органами. Данным проектом вносятся изменения в постановления Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним» и 18 октября 2013 года № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним», которыми предусмотрены поправки касательно того, что социальные отчисления в Фонд уплачиваются, а обязательные пенсионные взносы и обязательные профессиональные пенсионные взносы удерживаются с доходов, установленных подпунктом 49) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а с 2020 года подпунктом 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса. По вопросу исчисления ОСМС Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов в фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в фонд в соответствии с пунктом 7 статьи 28 данного Закона. Лицам, за которых не поступали отчисления и (или) взносы в фонд, либо которые не уплачивали взносы в фонд, предоставляется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Таким образом, размер медицинских выплат не зависит от размера отчислений на медицинское страхование. По вопросу исчисления социального налога Внесение изменений в Налоговый кодекс в статью 484 по расчету социального налога не планируется. Вместе с этим, сообщаю, что Министерством национальной экономики Республики Казахстан планируется рассмотрение вопроса по установлению единой базы для исчисления социальных платежей и социального налога. В настоящее время формируется состав рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства, в рамках которой будет рас��мотрен данный вопрос.

! Об этом же написано и в самом проекте ссылка на который ниже. http://www.enbek.gov.kz/ru/node/358112

Из данного ответа следует, что изменения планируется принять только в части ОПВ, ОППВ и СО. Расчет Социального налога, а также ОСМС данные изменения не затронут. Следовательно доходы при определении объекта обложения социальным налогом и ОСМС будут подлежать корректировке согласно пп.49, п.1, ст.341 НК РК.

Сроки уплаты налогов и платежей. См. примечания

Уплата ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ согласно действующему законодательству производится не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом (месяцем начисления дохода), по месту нахождения налогоплательщика.

Т.е. если Вам надо заплатить налоги и платежи за февраль 2019 года, Вы должны это сделать до 25 марта 2019 года по месту нахождения (регистрации) Вашего ТОО, ИП и т.д.

Сроки сдачи отчетности.

Срок сдачи отчетности по ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ (форма 200) согласно действующему законодательству производится не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым кварталом по месту нахождения налогоплательщика.

Памятка по исчислению ООСМС и удержанию ВОСМС в 2021 году

С 1 января 2021 года пенсионные выплаты по возрасту и за выслугу лет повысились на 7%:

  • минимальный размер пенсии составил 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге.

Пенсионный возраст для мужчин остался прежним – 63 года. Для женщин с 2018 года он повышается на полгода, пока к 2027 году не достигнет 63 лет:

  • с 1 января 2021 года – 60 лет;
  • с 1 января 2022 года – 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года – 61 год;
  • с 1 января 2024 года – 61,5 лет;
  • с 1 января 2025 года – 62 года;
  • с 1 января 2026 года – 62,5 года;
  • с 1 января 2027 года – 63 года.

После рождения ребёнка как работающие, так и не работающие женщины могут обратиться за назначением единовременного государственного пособия на рождение ребёнка, размер которого зависит от очерёдности детей:

  • на первого, второго или третьего ребёнка выплачивается 38 МРП – 110 846 тенге (в 2020 году – 105 564 тенге);
  • на четвёртого и более ребёнка – 63 МРП или 183 771 тенге (в 2020 году – 175 014 тенге).
Читайте также:  Инструкция: как начать напрямую работать с китайскими поставщиками

При рождении двойни, тройни и так далее выплату начисляют на каждого ребёнка.

Размер выплаты для работавших до выхода в декрет женщины зависит от среднемесячного дохода за последние 12 месяцев.

С 1 января 2020 года ввели отдельное пособие для семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения до 23 лет. Его назначают независимо от доходов семьи в размере:

  • на четверых детей – 16,03 МРП или 46 760 тенге;
  • на пятерых детей – 20,04 МРП или 58 457 тенге;
  • на шестерых детей – 24,05 МРП или 70 154 тенге;
  • на семерых детей – 28,06 МРП или 81 852 тенге;
  • на восьмерых и более детей – 28,06 МРП или 81 852 тенге плюс по 4 МРП за каждого последующего после седьмого ребёнка.

Матери-героини, награждённые подвесками «Алтын алка», «Кумис алка» или же орденом «Материнская слава» будут получать ежемесячно 18 669 тенге.

Размер пособия по случаю потери кормильца зависит от величины прожиточного минимума, размер которого с 1 января 2021 года составит 34 302 тенге.

Размер пособия зависит от того, сколько иждивенцев было у кормильца:

  • при одном иждивенце – 29 500 тенге (было 26 818 тенге);
  • при двух – 51 110 тенге (было 46 463 тенге);
  • при трёх – 63 459 тенге (было 57 689 тенге);
  • при четырёх – 67 232 тенге (было 61 119 тенге);
  • при пяти – 69 634 тенге (было 63 302 тенге);
  • при шести и более – 72 378 тенге (было 65 797 тенге).

Не выходя из декрета в декрет, что получит женщина

Если находясь в декретном отпуске, женщина забеременела вторым ребенком, то она может обратиться к работодателю о продлении отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы, и выплата единовременной суммы по беременности и родам в таком случае не предусматривается. Женщине выплачиваются только соответствующие социальные пособия: единовременное и ежемесячное.

Если вы, находясь в декретном отпуске, забеременели вторым ребенком, то после рождения малыша вы получаете:

  1. фиксированное государственное единовременное пособие в связи с рождением ребенка;
  2. ежемесячное социальное пособие по уходу за ребенком по достижении им одного года.

Если еще до рождения второго ребенка, до окончания первого декретного отпуска вы вышли на работу и за вас производились социальные отчисления, то вы получите:

  • фиксированное государственное единовременное пособие в связи с рождением ребенка;
  • единовременную социальную выплату по беременности и родам в связи с потерей дохода;
  • а также ежемесячную социальную выплату по уходу за ребенком по достижении им одного года вместо ежемесячного социального пособия по уходу за ребенком по достижении им одного года.

Т.е. все положенные выплаты для работающих женщин. Конечно, сумма единовременной социальной выплаты может быть намного меньше, чем в первый раз, вы же успели проработать всего несколько месяцев. Все зависит от суммы отчислений, в декретном отпуске — денежки особенно нужны.

Пенсии 2,3 млн казахстанцев вырастут с 2022 года

Разработан проект закона «О республиканском бюджете на 2022 – 2024 годы», сообщает zakon.kz.

В частности, предусматривается, что с 1 января 2022 года будет установлено:

— минимальный размер заработной платы – 60 000 тенге;
— минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 19 450 тенге;
— минимальный размер пенсии – 46 302 тенге;
— месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей – 3 063 тенге;
— величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 36 018 тенге.

«Целью принятия указанного проекта закона является повышение размера минимальной заработной платы с текущих 42 500 до 60 000 тенге», — говорится в пояснительной записке главы правительства.
Документ размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 6 октября.

Иллюстративное фото Константина Шелкова

Количество показов: 1517

Возврат к списку

Социальный налог, по сути, представляет собой уникальный вид налогообложения для предпринимателей. Его обязаны платить работодатели за своих сотрудников. Всё это они делают исходя из собственного дохода, и на 2021 год его уплата является обязательной для юридических лиц, адвокатов, частных судей, исполнителей и индивидуальных и индивидуальных предпринимателей.

СН, вопреки мнению о том, что это не так, на самом деле не оказывает влияния на заработную плату. Эта сумма выплачивается работодателем. Она влияет на доход индивидуального предпринимателя, но это опять же идёт речь не о зарплате, потому что в этом случае человек платит за себя.

На текущий момент ставка и расчет соцналога для ИП является постоянной величиной и она равна девяти с половиной процентов. Однако с первого числа 2025 года её размер будет увеличен до 11%.

Важно помнить, что данное требование не имеет отношения к ИП, которые используют СНР, потому что для них разработана своя формула расчётов, ведь они не являются юридическими лицами и делают стандартные отчисления, который равен одному расчётному показателю за сотрудников, и двум – за себя, то есть ставки налогов и социальных платежей здесь могут быть другими.

Интересным фактом также является то, что если индивидуальный предприниматель не получает доходов, то он освобождается от уплаты социального налога. Тоже самое могут сделать и другие категории налогоплательщиков, но они должны приостановить предоставление налоговых отчётов в НДС.

Все жители Казахстана, которые обязаны платить социальный налог, делать это должны до 25-го числа. Здесь правила стандартные, имеется ввиду от числа того месяца, который следует за отчётным. К примеру за август придётся платить в сентябре и так далее. Оплата производится ежемесячно.

Однако организации, которые используют упрощенную систему налогообложения, обязаны платить раз в полгода – до 15 августа за первую половину года, и до 15 февраля – за второе.

Естественно, несвоевременная оплата влечёт за собой штраф.

Какие компании не будут платить социальный налог?

Действительно, некоторые компании не обязаны делать соответствующие выплаты. К таким относятся всего 3 вида обществ:

  1. Сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства, которые работают по специальному налоговому режиму.
  2. Индивидуальные предприниматели, которые работают на патентной основе.
  3. Компании и корпорации, чья работа связана с трудоустройством граждан с ограниченными возможностями.

Все остальные корпорации, предприятия и ИП обязаны делать эту ежемесячную выплату независимо от обстоятельств. При этом, отказаться платить налог компания не в праве. Законодательство подразумевает начисление штрафных санкций на такие организации. Сумма штрафа зависит от крупности бизнеса:

  1. Малый бизнес, ИП и частные нотариусы и юристы – 20% от неуплаченных налогов
  2. Средний бизнес – 30% от неуплаченного налога
  3. Крупный бизнес – 50% от социального налога, который был задержан.

Лазейка для отказа от уплаты социального налога есть только у индивидуальных предпринимателей. Если у него не было никаких доходов в том месяце, в котором он не делал отчисления, то он освобождается от уплаты. Важно понимать, что доход – это все средства, полученные за оказание услуг или предоставления товаров. Не стоит путать с прибылью.

Что касается самих работников, то они не несут никакой ответственности за поступление этих средств в бюджет. Соответственно, если работодатель не совершил выплату соцналога, то вопросы будут исключительно к работодателю и никак не коснутся трудящегося.

Социальный налог в РК (Казахстане): ставки, расчет, калькулятор

По социальному налогу есть минимальный предел — не меньше 9,5% от 1 МЗП. Т.е. даже если доход работника 1 тенге, СН все равно будет 9,5% от 1 МЗП. Это касается юридических лиц (ТОО и т.д.). ИП платят фиксированную ставку за работника, неважно сколько они ему платят.

Пункты 4 статьи 484 НК РК. Объект налогообложения

4. В случае если объект налогообложения, указанный в пункте 2 настоящей статьи, определенный с учетом пункта 3 настоящей статьи, составляет за календарный месяц сумму от одного тенге до минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число этого календарного месяца, то объект налогообложения определяется исходя из такого минимального размера заработной платы.

[свернуть]

Расчет зависит от суммы оклада, взависимости от суммы применяется 90% корректировка

В таком случае производится рассчет корректировки 90%
Предположим, оклад 50000 тенге, то расчеты будут такие:

ОПВ — 10% от 50000 = 5000 тенге
ИПН — От оклада отнимаем пенсионный взнос, отнимаем минимальную заработную плату (МЗП) и корректировку, и от полученной суммы берем 10%. Получается 0,1*(50000 — 5000 — 42500 — 2250) = 25 тенге
СО — 3.5% от 50000 за минусом пенсионного взноса, получается 0.015*(50000 — 5000) = 1576 тенге
СН — 9.5% от МЗП минус СО, получается 0.095(42 000) — 1576 = 2462 тенге
ООСМС — 2% от оклада за минусом суммы корректировки, получается 0,020*(50000 — 2250) = 955 тенге
ВОСМС — 1% от оклада за минусом суммы корректировки, получается 0,01*(50000 — 2250) = 478 тенге
Корректировка — от оклада отнимается 10% оклада, отнимается МЗП и от полученной суммы берется 90%. Получается — (50000 — (50000*0.10)-42500)*0.9 = 2250 тенге

Калькулятор расчета заработной платы в Республике Казахстан

  • Как избавиться от долгов

  • Карты рассрочки – в чем выгода

  • Как научиться экономить и вести семейный бюджет

  • Страхование имущества

  • Как лучше платить – карточкой или наличными

  • Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки

  • 5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома

  • Ипотека по программе «7-20-25»

  • Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита

  • Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат

  • Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?

  • Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата

  • Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?

  • Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение

  • Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст

  • Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить

  • Налог на имущество физических и юридических лиц

  • Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы

  • Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка

  • Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане

  • Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане

  • Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно

  • Как защититься от коллекторов в Казахстане

  • Как получить квартиру от государства в Казахстане

  • Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане

  • Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты

  • Кредитная история: как узнать и очистить плохую?

  • Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи

    Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

    Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

    Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

    В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

    Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

    Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:

    1. юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
    2. индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;

    Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).

    По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.

    Плательщиками социального налога не являются:

    1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
    2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
    3. ИП, работающие на основе патента.

    Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

    Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

    От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

    Особенности расчета социального налога с 01.01.2020 года

    Социальный налог — это термин, который применяется в Казахстане и некоторых других странах.

    Данный вид налогообложения имеет отношение к субъектам, совершающим хозяйственную деятельность на территории РК.

    В январе 2021 года в законодательную базу касательно социального налога были внесены изменения.Пересмотрены налоговые ставки, что должны взять во внимание сотрудники компаний и предприятий, занимающиеся ежемесячным отчислением средств в государственные фонды.

    По состоянию на 2021 год социальный налог (СН) государство обязывает перечислять из своих доходов следующих субъектов государства:

    • Юридических лиц.
    • Частных нотариусов.
    • Профессиональных медиаторов.
    • Адвокатов.
    • Частных судебных исполнителей.
    • Индивидуальных предпринимателей.

    Добро пожаловать на портал Ирис!

    Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее. Сегодня же будем говорить о социальном налоге.

    Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата социального налога производится на ежемесячной основе.

    Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.

    За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты социального налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).

    Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?

    Средства с социального налога идут напрямую в государственный бюджет.

    Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.

    Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками социального налога. К числу таких относятся:

    • специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
    • работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента

    Первый микрокредит без переплат!

    Сумма: до 130 000 тенге.

    • Как избавиться от долгов

    • Карты рассрочки – в чем выгода

    • Как научиться экономить и вести семейный бюджет

    • Страхование имущества

    • Как лучше платить – карточкой или наличными

    • Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки

    • 5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома

    • Ипотека по программе «7-20-25»

    • Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита

    • Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат

    • Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?

    • Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата

    • Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?

    • Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение

    • Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст

    • Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить

    • Налог на имущество физических и юридических лиц

    • Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы

    • Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка

    • Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане

    • Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане

    • Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно

    • Как защититься от коллекторов в Казахстане

    • Как получить квартиру от государства в Казахстане

    • Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане

    • Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты

    • Кредитная история: как узнать и очистить плохую?

    • Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи

      Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

      Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

      Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

      В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

      Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

      Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:

      1. юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
      2. индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;

      Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).

      По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размер�� 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.

      Плательщиками социального налога не являются:

      1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
      2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
      3. ИП, работающие на основе патента.

      Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

      Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

      От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

      Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.

      1. В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
      2. Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
      3. По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
      4. Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.

      По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.

      Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.

      Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.

      По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.

      Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.

      Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).

      Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).

      • доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

      • доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

      • доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

      • выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);

      • компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.

      • сегодня
      • неделя
      • месяц

      №1. Что такое социальный налог?

      Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

      Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

      Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

      В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

      Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

      Как производятся уплата и исчисление

      Расчет социального налога производится следующим образом:

      налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект

      Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».

      Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.

      Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.

      Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.

      Как узнать свой статус в системе соцстрахования

      Участниками системы социального страхования являются лица, за которых уплачиваются социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (ГФСС).

      В большинстве случаев работодатель платит взносы на социальное страхование за своего работника.

      При этом отметим, что, согласно восьмому пункту постановления правительства РК «Об утверждении Правил уплаты, распределения и перечисления единого совокупного платежа в виде индивидуального подоходного налога и социальных платежей, а также их возврата», социальное отчисление входит в единый совокупный платеж (ЕСП).

      Вместе с ним в ЕСП входят отчисление на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС), обязательный пенсионный взнос и индивидуальный подоходный налог.

      Поэтому, если официально неработающая женщина на постоянной основе оплачивает ЕСП, она может иметь социальную страховку, быть застрахованной в системе ОСМС и быть участником пенсионной системы.

      Проверить, является ли будущая мать участницей системы обязательного социального страхования, можно на сайте Электронного правительства, заказав услугу «Информация о социальных отчислениях обязательного социального страхования».

      Расчет налогов и платежей с ЗП в 2021 году

      Кратко — это работники, ИП, частнопрактикующие, в том числе иностранцы и лица без гражданства с ПМЖ в Казахстане, плательщики ЕСП — ст. 8 закона.
      Статья 7 закона об обязательном социальном страховании. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

      Обязательному социальному страхованию подлежат:

      1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);

      2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;

      3) лица, занимающиеся частной практикой;

      Подпункт 4 действует до 1 января 2024 года

      4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

      5) иностранцы и лица без гражданства, а также оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

      Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.

      [свернуть]

      Ставка социальных отчислений — 3.5% с дохода работника (зарплаты).

      • Максимальный размер объекта исчисления — 7 МЗП.
      • Минимальный размер объекта исчисления — 1 МЗП.

      Упрощенно, это значит, что если зарплата минус ОПВ больше 7 МЗП, то СО рассчитываются как с 7 МЗП.

      Если зарплата минус ОПВ меньше 1 МЗП, то СО рассчитываются как с 1 МЗП.

      Статья 14 Закона «об обязательном социальном страховании РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

      Статья 14. Ставка социальных отчислений
      1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

      Пункт 2 действует до 1 января 2024 года

      2. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

      [свернуть] Пункт 5 статьи 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

      5. Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

      Действие части второй пункта 5 приостановлено до 1 января 2024 года.
      В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.

      В период приостановления действует в редакции пункта 4 статьи 39:
      3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

      «В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

      [свернуть]

      Простыми словами —

      • минимальный размер социальных отчислений 3.5% от 1 МЗП (в 2021 году: 42500 * 0.035 = 1488 тг),
      • а максимальный 3.5% от 7 МЗП (в 2021 году: 42500 * 7 * 0.035 = 10413 тг)

      ИП, неважно на общеустановленном порядке или упрощенке, обязаны выплачивать социальные отчисления не только за работника но и «за себя» (в свою пользу).

      Расчет СО для ИП за себя не представляет сложностей. ИП сами выбирают с какой суммы платить социальные отчисления в пределах от 3.5% * 1МЗП до 3.5% * 7МЗП и не более фактического дохода (того, с которого вы платите подоходный налог).

      Предвосхищая вопрос, если ИП — пенсионер, то выплачивать СО ему не нужно, так как пенсионеры не являются участниками системы социального страхования (ст. 7 закона о СО)

      Также ИП не нужно платить СО если в соответствующем месяце не было дохода.

      Пункт 1 статьи 14 закона «об обязательном соц. страховании в РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

      1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

      [свернуть] Пункт 2 ст. 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

      2. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских или фермерских хозяйств, являются:

      за себя — сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, ��о не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

      за наемных работников — расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.

      [свернуть]

      Как правило, предприниматели, чтобы сэкономить выбирают минимально возможный размер СО — 3.5% от 1 МЗП

      • Минимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 1МЗП = 1488 тг (42500 * 0.035)
      • Максимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 7МЗП = 10413 тг (297500 * 0.035)

      Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

      За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

      Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

      7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

      [свернуть]

      Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

      • форме 200, каждый квартал;
      • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
      • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

      Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

      Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

      • за 1 квартал 2021 года — до 15 мая 2021 года;
      • за 2 квартал 2021 года — до 15 августа 2021 года;
      • за 3 квартал 2021 года — до 15 ноября 2021 года;
      • за 4 квартал 2021 года — до 15 февраля 2022 года.

      Для этих категорий населения цифры следующие:

      • 2 МРП (месячный расчетный показатель) платят за себя;
      • 1 МРП — за сотрудника.

      Отметим, что с 1 января 2021 года сумма месячного расчетного показателя выросла. Теперь она составляет 2 917 тенге.

      Расчет социального налога — несложная процедура. Важно четко знать все официальные цифры и показатели, а дальше — дело техники.

      Согласно изменениям текущего года начиная с января и вплоть до 01.01.25, ставка НС будет равняться 9,5%. С 01.01.25 она будет увеличена до 11%. Данное требование не относится к ИП, которые работают по СНР. Эта категория рассчитывается с государством по отдельной формуле.

      Как ИП рассчитать социальные отчисления в 2021 году?

      Плательщиками социального налога не являются:

      1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
      2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
      3. ИП, работающие на основе патента.

      Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

      Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

      От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

      Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.

      1. В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
      2. Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
      3. По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
      4. Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.

      По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.

      Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.

      Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *