- Медицинское право

1. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Воспрепятствовать – значит, создавать преграды, помехи в работе. Устанавливать невыполнимые условие, назначать меры, которые делают невозможным желание вести предпринимательскую деятельность либо сильно её ограничивают.

Другой комментарий к Ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности описана в законе с помощью пяти альтернативных действий и двух форм бездействия должностного лица.

2. К числу действий закон относит:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Отказ на законных основаниях возможен в случаях (см. ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»): а) непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; г) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; д) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества и т.д.;

2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется разрешение (лицензия), порядок лицензирования, сроки (5 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами), а также закрепил в п. 7 ст. 14 основания для законного отказа в выдаче лицензии. К ним относятся: а) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; б) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; в) наличие в отношении соискателя лицензии решения об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности;

3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться, например, в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;

4) ограничение самостоятельности либо 5) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе. Например, запрет на заключение с определенными предпринимателями договоров на реализацию товаров, установление предельного объема производства или сбыта продукции, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности и т.д.

3. К числу бездействий закон относит: уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии). В этих формах преступление будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.

4. Обязательным признаком объективной стороны выступает способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми лицо обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.

5. Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2 ст. 169 УК РФ), то субъектом преступления может быть и другое должностное лицо; необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

6. Крупный размер ущерба выражается как в виде реального материального ущерба, так и главным образом в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1,5 млн. руб.

7. Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.

Статья 170.1. Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета

Объект: отношения по установленному законодательством учету юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учету ценных бумаг.

Объективная сторона: представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные.

Субъект: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона: вина в форме умысла и альтернативно указанная цель — внесение в единый государственный реестр юридических лиц, реестр владельцев ценных бумаг или систему депозитарного учета недостоверных сведений либо иными целями, направленными на приобретение права на чужое имущество.

Конструкция состава: формальный. Преступление считается оконченным с момента представления документов лично или через представителя, сдачи документов в почтовую организацию или иную службу доставки, отправления документов по электронной почте или ввода их в автоматизированную систему, независимо от того, повлияли ли указанные действия на внесение данных в соответствующий реестр.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 170.1 УК РФ):

Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета.

Квалифицированный состав (ч. 3 ст. 170.1 УК РФ):

Деяние, предусмотренное частью второйнастоящей статьи, если оно было сопряжено с насилием или с угрозой его применения.

Неправомерный доступ к реестру владельцев ценных бумаг или системе депозитарного учета как способ внесения в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений выступает квалифицирующим признаком (ч. 2).

Насилием является нанесение побоев, истязания, ограничение свободы, другое физическое воздействие, а также легкий и средней тяжести вред здоровью (ч. 3 ст. 170.1УК).

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание.

Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

(примечание в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

Комментарии к ст. 169 УК РФ


1. Диспозиция статьи требует ограничительного толкования, поскольку ст. 169 помещена в главе «Преступления в сфере экономической деятельности», следовательно, родовым объектом является установленный порядок осуществления именно экономической, а не какой-либо иной деятельности граждан и юридических лиц. Поэтому представляется, что рассматриваемое преступление есть посягательство на провозглашенные Конституцией РФ (ст. ст. 8 и 34) свободу и гарантии осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Участники предпринимательской и иной экономической деятельности имеют равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам. Они вправе самостоятельно в пределах, установленных федеральными законами, выбирать сферу своей деятельности, распоряжаться имуществом, определять объем производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль. Недопустимы отказ в регистрации предпринимательской деятельности по мотиву нецелесообразности, отказ от выдачи лицензии по не предусмотренным в законе основаниям, какая-либо дискриминация субъектов предпринимательской деятельности и иное незаконное вмешательство в эту деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц.

Читайте также:  Пособия на ребенка в Кемеровской области

3. О понятии юридического лица см. ст. 48 ГК РФ.

4. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности гражданина индивидуального предпринимателя или юридического лица может заключаться в различного рода действиях или бездействии должностных лиц, как то:

  • неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • уклонение от их регистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, тем не менее под каким-либо надуманным предлогом или вообще без всякого предлога не делает этого;
  • неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо;
  • уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии);
  • ограничение прав и законных интересов субъектов предпринимательской или иной деятельности в зависимости от организационно-правовой формы;
  • ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • иное незаконное вмешательство в их деятельность.

5. В соответствии с требованиями гражданского законодательства (ст. ст. 23 и 51 ГК РФ) индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

Законом установлен перечень необходимых и достаточных документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во всех случаях государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в тот же срок, что и решение о регистрации.

При этом отказ возможен при наличии хотя бы одного из нарушений, предусмотренных названным Федеральным законом (п. 1 ст. 23):

  • непредставление определенных Федеральным законом документов, необходимых для государственной регистрации;
  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Особенности государственной регистрации кредитных организаций установлены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Специальный порядок государственной регистрации установлен также для торгово-промышленных палат, общественных и религиозных объединений и вообще для некоммерческих организаций.

6. Основным нормативным актом, регламентирующим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и порядок лицензирования, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Законом определен перечень представляемых в соответствующий лицензирующий орган документов, который может быть уточнен в зависимости от специфики деятельности в положениях о лицензировании соответствующего вида деятельности. Запрещается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в Положении о лицензировании. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, как правило, должно быть принято в течение 45 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В этот же срок лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии в письменной форме о принятии решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.

7. Уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности означает умышленное невыполнение должностным лицом своей обязанности провести регистрацию или выдать лицензию при наличии для этого законных оснований либо (при наличии законных оснований) в установленные сроки отказать в регистрации (выдаче) лицензии.

8. Ограничение прав индивидуального предпринимателя и юридического лица может происходить только на основе федерального законодательства. В целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства законодательство предусматривает ограничения для индивидуальных предпринимателей и организаций в праве занятия теми или иными видами предпринимательской деятельности, устанавливает ограничения для получения лицензии и т.п.

Вмешательство государственных органов и их должностных лиц правомерно лишь в связи с реализацией установленных законами полномочий по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, лицензионному контролю, осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, санитарно-эпидемиологическому надзору, налоговому, валютному и бюджетному контролю, соблюдению требований радиационной и экологической безопасности, пресечению нарушений правил торговли и т.п.

Что относится к воспрепятствованию предпринимательской деятельности

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности проявляется в разных видах. Во-первых, оно может быть представлено, как определённые шаги, настроенные на осложнение бизнес-деятельности. Во-вторых, это может выглядеть и как бездействие.

Установлено шесть преступных форм, в которых проявляется фактор воспрепятствования предпринимательской деятельности:

  • когда фирме, компании, как юридическим лицам или индивидуальному предпринимателю, отвечают неправомерным отказом при подаче заявления о регистрации их бизнес-деятельности;
  • когда выставление неправомочных условий и ссылка на них делается с целью уклонения от регистрации предпринимательской деятельности;
  • если даётся ответ, являющийся, по сути, неправомерным отказом на поданное со стороны предприятия или физического лица заявление с просьбой о получении лицензии, позволяющей выполнять намеченную работу;

На 2021 год следственными органами и судами ст. 169 УК РФ практикуется достаточно редко. Объясняется это тем, что диспозиция сложна в толковании, её довольно сложно разграничить с многочисленными составами коррупционных и должностных преступлений.

Так или иначе, практика вынесения приговоров в отношении чиновников за препятствие предпринимательской деятельности в нашей стране — есть.

Так, Приговором Радищевского районного суда Ульяновской области по делу №22-1594/2014 подсудимый Бимеев Р.Х. был признан виновным по ч. 1 ст. 169 УК РФ и приговорен к штрафу за навязывание консультационных услуг, в которых предприятие не нуждалось.

Приговором Мирового судьи судебного участка №2 Первомайского судебного района г. Кирова по делу №10-11/2017 Кошкин П.В. осужден по ч. 1 ст. 169 УК РФ и приговорен к штрафу за вмешательство в работу предприятия.

Приговором Заинского городского суда Республики Татарстан по делу №1-76/2017 Галимова Г.М. осуждена по совокупности преступлений (включая ч. 1 ст. 169 УК РФ).

Какие деяния включает воспрепятствование законной предпринимательской деятельности по УК РФ

Предпринимательской считается деятельность, осуществляемая предпринимателем самостоятельно на свой страх и риск, направленная на регулярное получение прибыли (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Подробно о субъектах предпринимательства рассказывается в статье «Субъекты малого и среднего предпринимательства». Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности может быть осуществлено только лицом, занимающим определенную должность и неправомерно использующим свои полномочия для воздействия на бизнесмена.

Действиями, направленными на препятствование законному ведению бизнеса, в силу ч. 1 ст. 169 УК РФ признаются:

  1. Отказ или уклонение от регистрации компании/ИП при отсутствии на то законодательно установленных причин.
  2. Неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензий для бизнеса.
  3. Ограничение работы компании/ИП, воспрепятствование осуществлению ими своих действий или иное нарушающее закон влияние на них.

Ситуация 2. Удовлетворение личных нужд за бюджетные деньги

Довольно часто на практике можно столкнуться с ситуациями, когда руководитель или иное уполномоченное лицо заказчика превышает свои должностные полномочия или злоупотребляет ими. Например, понуждает сотрудников без необходимости приобретать путем закупки имущество, которое потом используется в личных целях руководства.

Примером может служить дело, фигурантом которого стал бывший руководитель Государственного бюджетного научного учреждения «ГНТЦ Наука». Прокуратура заподозрила его в том, что он дал распоряжение уполномоченным сотрудникам путем неконкурентной закупки приобрести оргтехнику стоимостью примерно полмиллиона рублей. Через год после приобретения эта техника была списана и по фиктивным документам утилизирована.

В отношении бывшего директора научного учреждения было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Также итогом подобных преступлений может быть возбуждение уголовного дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Примером является дело в отношении должностных лиц администрации одного из городских поселений Ростовской области. Следствие придерживается такой версии: подозреваемые помогли знакомому предпринимателю получить контракт на поставку, монтаж и пусконаладку системы видеонаблюдения. Инцидент произошел в апреле 2021 года, и дело пока находится в процессе производства.

Рекомендуем также прочитать статью об административной ответственности заказчиков по 44-ФЗ.

Другой комментарий к статье 169 Уголовного Кодекса РФ

1. Диспозиция настоящей статьи носит бланкетный характер, т.е. для правильного понимания ее смысла необходимо обратиться к иным нормативным актам. В частности, понятие законной предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК РФ: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работы или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Читайте также:  Администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края

В статье сказано о воспрепятствовании не только законной предпринимательской деятельности, но и иной деятельности. Как представляется, было бы лучше ограничиться рамками предпринимательской деятельности, а об ином объекте охраны вести речь в других статьях Кодекса. Вместе с тем под иной следует понимать любую законную деятельность, а не только сферу экономической деятельности.

2. Непосредственный объект преступления — законные права и интересы субъектов предпринимательской и иной деятельности.

Такими субъектами признаются индивидуальные предприниматели либо юридические лица.

Индивидуальным предпринимателем в соответствии со ст. 23 ГК следует признать гражданина, который самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность и зарегистрирован в таком качестве государством.

Юридическим лицом в соответствии с ч. 1 ст. 48 ГК признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Следует признать, что деятельность юридических лиц может быть разной: коммерческой, некоммерческой, политической, благотворительной и т.п.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, характеризуется деянием с формальным составом, т.е. момент окончания связан с выполнением либо невыполнением определенных действий, которые могут быть совершены в одной из следующих семи форм: неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу; уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу; ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица; ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в регистрации охватывает обширный спектр действий. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данное государственной регистрацией, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включается в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Что касается граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то ст. 23 ГК также обязывает их пройти государственную регистрацию в качестве такового.

Исходя из смысла данного законоположения, под отказом следует понимать действия или бездействие должностного лица соответствующего органа исполнительной власти, которые могут выражаться: в непринятии пакета учредительных документов от указанных субъектов; в отказе внести их в регистрационный реестр; в невыдаче им регистрационного свидетельства; в других действиях, которые нарушают условия и порядок государственной регистрации, предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 19 мая 2010 г.) (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431).

Должностное лицо соответствующего органа должно довести отказ до индивидуального предпринимателя или представителя регистрируемого юридического лица.

Вместе с тем не всякий отказ следует считать неправомерным. Так, например, отказ должностного лица зарегистрировать юридическое лицо или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя по причине нарушения ими установленного действующим на территории Российской Федерации законодательством порядка сдачи учредительных или иных документов должен быть признан правомерным. Но при этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Неправомерным отказ должен быть признан только в том случае, если он имел место в нарушение положений ст. ст. 23 и 51 ГК, а также норм Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 28.07.2012).

Несколько иначе обстоит дело с регистрацией кредитных коммерческих организаций. Статья 12 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 29.06.2012) устанавливает, что Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Ста��ья 16 данного Закона содержит исчерпывающий перечень оснований для правомерного отказа в государственной регистрации кредитной организации. Соответственно, отказ по любым иным основаниям должен быть признан неправомерным.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица означает более завуалированную форму отказа в государственной регистрации. Оно может находить свое выражение в следующем: должностное лицо может выполнять тот же комплекс действий, что и при отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, но об этом никто из заинтересованных лиц не информируется либо аргументы являются явно надуманными; должностное лицо незаконно и неоднократно продлевает сроки регистрации, умышленно утрачивает представленные документы либо иным образом затягивает процесс.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности противоречит положениям ст. 49 ГК, в соответствии с которой установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься на основании специального разрешения (лицензии). Основным правовым актом, определяющим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и порядок лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430).

Кроме того, в части, не противоречащей названному Закону, сохраняют свою силу указы Президента и постановления Правительства РФ, регулирующие порядок и устанавливающие органы, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности. Лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Отказ в данном случае может выражаться, например, в следующем: под надуманными предлогами или без объяснения причин не принимаются документы, необходимые для получения специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; не совершаются необходимые бюрократические действия по внесению в соответствующий реестр записи о выдаче заинтересованным лицам специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; лицензия не выдается без уважительных причин, без официального уведомления.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются: а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде в трехдневный срок после принятия такого решения с указанием причины отказа.

Изменения в Уголовном кодексе РФ

Редакция от 02.08.2019

Дополнение статьи 138.1 примечаниями. // Изменение абзаца первого части первой статьи 228.2.

Редакция от 26.07.2019

Изменение пункта «в» части второй статьи 115. // Дополнение части второй статьи 115 пунктом «г». // Изменение абзаца первого части второй статьи 119. // Дополнение статьей 124.1. // Статья 327 — изложена в новой редакции.

Редакция от 17.06.2019

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019)

Изменение части второй статьи 72.1.

Редакция от 17.06.2019

Изменение части третьей статьи 15. // Изменение части четвертой статьи 15. // Дополнение статьи 263 частями первой.1 — первой.2. // Изменение абзаца первого части второй статьи 263. // Дополнение статьи 263 частью второй.1. // Изменение абзаца первого части третьей статьи 263. // Дополнение статьи 263 частью четвертой. // Изменение абзаца четвертого части второй статьи 264. // Изменение абзаца четвертого части четвертой статьи 264. // Изменение абзаца четвертого части шестой статьи 264. // Изменение пункта 2 примечаний к статье 264.

Редакция от 29.05.2019

Изменение части третьей статьи 76.1.

Редакция от 23.04.2019

Часть вторая статьи 264 — изложена в новой редакции. // Часть четвертая статьи 264 — изложена в новой редакции. // Часть шестая статьи 264 — изложена в новой редакции. // Изменение абзаца первого статьи 264.1.

Редакция от 01.04.2019

Изменение части пятой статьи 56. // Изменение части третьей статьи 64. // Изменение пункта «а.1» части первой статьи 73. // Часть первая статьи 210 — изложена в новой редакции. // Дополнение статьи 210 частью первой.1. // Абзац второй части второй статьи 210 — изложен в новой редакции. // Изменение абзаца первого части третьей статьи 210. // Изменение абзаца второго части третьей статьи 210. // Часть четвертая статьи 210 — изложена в новой редакции. // Примечание к статье 210 — изложено в новой редакции. // Дополнение статьей 210.1.

Редакция от 27.12.2018

(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)

Изменение части второй статьи 53.1. // Изменение части четвертой статьи 53.1. // Изменение части второй статьи 58. // Дополнение статьи 58 частью второй.1. // Изменение части третьей.2 статьи 72. // Наименование статьи 76.1 — изложено в новой редакции. // Изменение части второй статьи 76.1. // Изменение части первой статьи 80. // Изменение абзаца второго части 2 статьи 80. // Изменение абзаца третьего части 2 статьи 80. // Изменение абзаца четвертого части 2 статьи 80. // Изменение части третьей статьи 80. // Примечание к статье 145.1 — изложено в новой редакции. // Дополнение статьи 170.1 частями четвертой — пятой. // Изменение примечания к статье 170.2. // Статья 172.1 — изложена в новой редакции. // Дополнение статьей 172.3. // Изменение абзаца первого части первой статьи 195. // Дополнение главы 22 статьей 200.6.

Читайте также:  Как получить прописку через мфц -порядок и необходимые документы

Редакция от 27.12.2018

Статья 282 — изложена в новой редакции.

Редакция от 12.11.2018

Изменение наименования статьи 322.3. // Изменение абзаца первого статьи 322.3. // Пункт 1 примечаний к статье 322.3 — изложен в новой редакции.

Редакция от 03.10.2018

(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018)

Изменение наименования статьи 216. // Изменение абзаца первого части первой статьи 216. // Наименование статьи 217 — изложено в новой редакции. // Часть первая статьи 217 — изложена в новой редакции. // Статья 269 — исключена.

Редакция от 03.10.2018

Дополнение статьей 144.1.

Редакция от 02.10.2018

Статья 315 — изложена в новой редакции.

Редакция от 29.07.2018

Статья 171.2 — изложена в новой редакции. // Статья 215.3 — изложена в новой редакции.

Редакция от 03.07.2018

Часть третья статьи 72 — изложена в новой редакции. // Дополнение статьи 72 частями 3.1 — 3.4. // Изменение части четвертой статьи 72.

Редакция от 27.06.2018

Изменение абзаца первого части первой статьи 226.1. // Изменение пункта 2 примечаний к статье 226.1. // Статья 253 — изложена в новой редакции. // Изменение абзаца первого части первой статьи 256. // Изменение абзаца шестого части первой статьи 256. // Изменение абзаца второго части второй статьи 256. // Абзац шестой части первой статьи 258 — изложен в новой редакции. // Изменение абзаца первого части второй статьи 258. // Абзац второй части второй статьи 258 — изложен в новой редакции. // Дополнение статьи 258 примечанием. // Изменение абзаца первого части первой статьи 258.1. // Дополнение статьи 258.1 частью первой.1. // Дополнение статьи 258.1 частью второй.1. // Дополнение статьи 258.1 частью третьей.1.

Редакция от 23.04.2018

Часть вторая статьи 46 — изложена в новой редакции. // Часть шестая статьи 53.1 — изложена в новой редакции. // Изменение пункта «в» части третьей статьи 158. // Дополнение части третьей статьи 158 пунктом «г». // Пункт 4 примечаний статьи 158 — изложен в новой редакции. // Изменение примечания к статье 159.1. // Наименование статьи 159.3 — изложено в новой редакции. // Абзац первый части первой статьи 159.3 — изложен в новой редакции. // Изменение абзаца второго части первой статьи 159.3. // Часть третья статьи 159.6 — изложена в новой редакции. // Изменение примечания к статье 170.2. // Дополнение главы 22 статьями 200.4 — 200.5. // Статья 304 — изложена в новой редакции.

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Другой комментарий к ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации

Давая другое разъяснение к статье, следует выделить особый объект преступного посягательства – предпринимательская деятельность, которая должна вестись в соответствии с установленным законным порядком.

В Конституции, равно как и в гражданском законодательстве закреплено право на «использование способностей индивида, равно как и его имущества для ведения предпринимательства или иной законной экономической деятельности». При этом в ГК РФ говориться о том, что предприниматель является средним звеном между гражданином и компанией, поскольку ему приходится полагаться только на свои силы, навыки и умения для выстраивания экономически выгодной модели ведения бизнеса. Для этого государство стремится создать условия минимального вторжения в дела такого субъекта. Если проверка проводится, то цель одна – осуществить контроль над соблюдением законных требований, предъявляемых к конкретным действиям и не нарушения прав потребителей и других участников рынка (ограничение конкуренции).

По смыслу статьи 169 УК РФ, привлекать к ответственности по рассмотренным выше основаниям могут только за ущемления лиц, извлекающих из своей деятельности прибыль. К некоммерческим организациям такой состав преступления не относится.

Во время расследования преступления отмечается, что мотивы и цель преступления могут быть отличными от извлечения материальной выгоды (взяточничества), но это не имеет существенного значения для выводов о виновности. Отмечено, что даже личная неприязнь будет провоцировать использование служебного положения для совершения противоправного деяния.

В отношении субъекта необходимо упомянуть об одном важном нюансе. Возраст, с которого может наступить ответственность по рассматриваемому составу – 16 лет. Но известно, что для включения в резерв кадровой службы на муниципальные или государственные должности должна наступить полная дееспособность по возрасту, а для некоторых должностей есть возрастной ценз для заключения контракта.

Отдельно пару слов следует сказать о том, как высчитывается сумма крупного ущерба, предусмотренная примечанием к статье УК РФ. В соответствии с нормами гражданского законодательства материальные потери могут быть выражены прямо – неполучение прибыли, оплата аренды помещения без ведения деятельности, а также косвенно – через упущенную выгоду от отсутствия движений капиталов, повышение цен на расходные материалы или себестоимости продукции.

Комментарии к статье 169 УК РФ

В части объективной стороны преступления законодательный норматив подразумевает список наличия или отсутствия альтернативных действий должностных лиц. К числу действий относятся все виды неправомерных отказов в регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя в срок 45 суток с момента предоставления необходимых документов. Рассмотрим все возможные признаки, на которые ст. 169 УК РФ определяет комментарии.

В частности, отказ в регистрации возможен лишь на фоне:

  • отсутствия важных документов, список которых официально определен регистрирующим органом;
  • неправильного предоставления документов для регистрации;
  • подачи документов с искаженной информацией, вследствие чего соискателю отказано в лицензии;
  • несоответствия объектов лицензионным требованиям, прописанным для осуществления вида деятельности, запрашиваемой при регистрации, лицензировании.

По закону отказ выдается в письменной форме. Срок выдачи документа об отказе не более 5 рабочих дней с даты представления документов в органы регистрации, лицензирования.

Что касается ограничения прав и законных интересов субъекта, то тут законодательство определяет следующие признаки:

Ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности по УК РФ статья 289

  1. Запрет выдачи лицензий на ведение деятельности всем предприятиям, кроме МУП, ГУП. Это рассматривается как форма дискриминационного подхода.
  2. Уровень или предел вмешательства в дела существующей компании законодательно не конкретизируется, поэтому тут признаки могут быть любыми, но только основанными на нормативах законодательных актах. Например, ограничение объема выпускаемой продукции или сбытовых каналов и прочее.

Состав преступления и ответственность

Итак, от необходимого отступления следует перейти к сути рассматриваемой темы, а также сразу следует выделить, что объектом преступления может быть только должностное лицо. В рамках Уголовного кодекса состав и санкционную составляющую по данному деянию устанавливает статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», положения которой выглядят следующим образом:

  1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определённой деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов.

На основе вышеприведённой части 1 статьи 169 УК РФ можно выделить три основных вида воспрепятствования:

  • отказ в регистрации или в выдаче лицензии;
  • уклонение от регистрации или от выдачи лицензии;
  • ограничение прав и законных интересов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *