Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Деятельность психолога в сфере управления персоналом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Психологическая служба на предприятиях отличается наличием достаточно богатой истории. Именно промышленные предприятия в 19-м веке выступали в качестве заказчиков психологических исследований, направленных на повышение уровня продуктивности, формирование благоприятного социально-психологического климата, а также снижения брака в производственной деятельности. На сегодняшний день перед специалистами психологических служб на предприятиях стоят более широкие задачи, среди которых можно отметить задачи отбора и адаптации персонала, подготовки кадрового резерва, формирования корпоративной лояльности работников, консультативную работу с сотрудниками и руководителями. К сфере деятельности психологической службы относится разрешение кризисных и конфликтных ситуаций на предприятии, подготовка сотрудников к разнообразным организационным изменениям, оказание помощи в оценке и формировании имиджа организации и т.д. Необходимо отметить, что задачи, которые стоят перед психологом, зависят от потребностей организации, а также от уровня компетентности самого специалиста психологической службы[1].
Особенности профессиональной деятельности психолога.
- Опора на положения современной психологической науки и практики, представляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический материал для решения практических проблем.
- Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ориентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого человека.
- Достаточная регламентация деятельности нормативными актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психического здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.
- Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.
- Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной профессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т.
д.).
- Коллективный характер организации и проведения психологической работы, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальности такой информации.
- Зависимость окончательного результата от согласованности совместных действий психолога и других субъектов психологической работы — руководителей, ОК, СУП.
- Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности психолога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению к определенным категориям работников, отсутствие профессиограмм многих специальностей.
Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление объектом.
По продукту
По потребителю
По рынку
специализация работ
3
4
Широкая специализация работ
Группирование работ вокруг деятельности результата
Узкая специализация работ
Основных виды и методы деятельности психолога
- Организационно-методическая работа.
В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, служебные записки и т.п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психологической работы практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.
- Совершенствование профессиональной компетентности.
Данный вид деятельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.
- Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологических характеристик деятельности коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебной деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:
- прогноза дальнейшего развития объекта обследования;
- поиска наиболее эффективных способов работы с ним;
- разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств профессиональной деятельности, режима жизнедеятельности.
- Психологическая помощь.
Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом средствами практической психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений у работников, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного человека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная и групповая.
Особенности профессиональной деятельности военного психолога
Сильную значимость в профессиональной деятельности психолога-практика имеет его социальный интеллект. Это подтверждается соответствующими исследованиями, особенно на примере военных психологов. Считается, что в других областях практической психологии это также проявляется. Структура социального интеллекта специалиста-психолога имеет трехкомпонентный состав, она состоит из когнитивного, эмоционального и коммуникативно-организационного компонентов. Более наглядное представление о структуре социального интеллекта специалиста психолога можно получить из таблицы 2.
Таблица 2. Структура социального интеллекта военного психолога
Компонент |
Состав компонента |
Показатели |
Когнитивный компонент |
Социальные знания |
Знание особых правил поведения |
Социальная память |
Хорошая память на лица и на имена |
|
Социальное мышление |
Определение актуальных чувств |
|
Определение актуального настроения |
||
Рефлексия поступков иных индивидов |
||
Социальное прогнозирование |
Формулировка планов своих действий |
|
Рефлексия своего развития |
||
Социальная перцепция |
Способность слушать собеседника |
|
Умение понимать язык жестов |
||
Эмоциональный компонент |
Социальная чувствительность |
Эмоциональная выразительность |
Эмпатичность |
||
Способность к саморегуляции |
Самоконтроль |
|
Эмоциональная устойчивость |
||
Коммуникативно-организационный компонент |
Социальная адаптивность |
Способность объяснять и убеждать иных индивидов |
Открытость в отношениях с окружающими индивидами |
||
Социальное взаимодействие |
Умение и готовность работать совместно с кем-то |
|
Умение взаимодействовать коллективно |
Требования к личным качествам
Прежде чем поступить и отучиться на психолога, рекомендуется провести оценку собственной личности. Большинство абитуриентов, нацеленных на поступление в профильный вуз с целью легкого обучения, вскоре бросают заведение.
Чтобы получить образование и стать профессионалом в этом сегменте, нельзя думать и о том, сколько получает работник за то, что «выслушивает чужие проблемы». Требования к специалистам, которые занимаются работой с людьми, очень высоки.
Вот что нужно знать и какими качествами надо обладать, чтобы стать психологом:
- способность слушать и слышать клиента, готовность понять и принять его особенности;
- умение сопереживать проблемам, но не делать их частью своей жизни;
- высокий уровень интеллекта, желание постоянно развиваться и осваивать материалы, которые учат чему-то новому;
- тактичность, терпимость, стрессоустойчивость;
- высокая способность к анализу информации;
- способность четко выражать свои мысли, умение запоминать большие объемы информации;
- наблюдательность, внимательность, уверенность в своих возможностях.
Перечисленные качества помогают научиться направлять людей с личными проблемами в нужное русло. Даже самый опытный в этой сфере специалист не сотворит чуда, когда клиент отвергает помощь. Зато он способен донести до пациента тот факт, что причина его неудач кроется по большей мере в нем самом. За счет изменения отношения людей к ситуации психологи и добиваются нужных результатов.
Основных виды и методы деятельности психолога
- Организационно-методическая работа.
В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, служебные записки и т.п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психологической работы практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.
- Совершенствование профессиональной компетентности.
Данный вид деятельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.
- Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологических характеристик деятельности коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебной деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:
- прогноза дальнейшего развития объекта обследования;
- поиска наиболее эффективных способов работы с ним;
- разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств профессиональной деятельности, режима жизнедеятельности.
- Психологическая помощь.
Круг обязанностей специалиста
Коррекционный психолог работает с детьми, их родителями и близким окружением. Специалист диагностирует состояние психики ребенка, корректирует выявленные отклонения, разъясняет родителям причины нарушений и дает рекомендации по устранению проблемы.
Специальный психолог занимается:
- индивидуальным и групповым консультированием;
- диагностикой психологического состояния детей с особенностями развития и ограниченными возможностями;
- определением видов отклонений;
- разработкой реабилитационных планов;
- выбором воспитательных и обучающих методик;
- социальной адаптацией детей и подростков;
- профилактикой поведенческих нарушений;
- консультированием ближайших родственников ребенка;
- разрешением конфликтов;
- контролем результативности обучения.
Компетентность в психологии (competency in psychology)
В условиях потребительского об-ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет раковина, зовут квалифицированного водопроводчика. Никогда вопрос о компетентности не встает так остро, как в случае, когда речь идет о физ., эмоциональном, правовом или духовном благополучии. Об-во твердо уверено, что люди, предлагающие услуги в области здравоохранения, должны быть компетентны, равно как и те, кто их учит.
При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй — к юридич. соответствию; третий — к вопросу, достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. Понятие «компетентность» весьма растяжимое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако не это обычно понимается под «компетентностью». Большинство людей, стремящихся пользоваться услугами компетентного врача, подразумевают, что это чел., от к-рого можно ожидать высокой компетентности. Т. о., в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение. Тж и большинство профессиональных ассоц. и органов лицензирования отстраняют от практ. деятельности тех, чья некомпетентность доказана. Что касается компетентности при использовании таких навыков, к-рые можно выявить, применив те или иные критерии оценки выполнения операций, то ее можно определить с достаточной степенью уверенности. Когда же компетентность определяется в профессии, то ей сложно дать четкую характеристику.
У психологов компетентность обычно рассматривается в аспекте предоставления профессиональных услуг, обычно клинического характера. Минимальным уровням компетентности прямо адресованы разраб. Американской психол. ассоц. «Стандарты для поставщиков психол. услуг» (Standards for providers of psychological services), профессиональные стандарты надзорных комиссий (PSRC) и органов контроля за гарантией качества, принадлежащих оплачивающей услуги третьей стороне.
Определение профессиональной компетентности тесно связано с вопросом, что собой представляет психология как профессия. Лица той или иной профессии должны служить об-ву и иметь для него значение, обладать большим объемом знаний и, как правило, пользоваться исключительными правами, предоставленными им об-вом. Так, об-во обычно признает право профессии контролировать торговлю своим мастерством и предполагает, что профессиональные орг-ции должны следить за деятельностью своих членов. Профессия как род деятельности, однако, заключается в обладании конкретными знаниями и определенными навыками. Эти навыки можно оценивать непосредственно, используя специальные критерии для определения степени адекватности выполнения операций. Для оценки на основе выполнения операций необходимо иметь доказательство того, что специалист обладает необходимым количеством навыков. Хотя эти навыки можно приобрести и в школе, мн. усваивают их, работая в качестве учеников и ассистентов до тех пор, пока не достигнут уровня компетентности, позволяющего самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность.
Нек-рые считают, что такой же подход следует применять и в отношении профессиональных психологов. Они полагают, что окончательным критерием в оценке компетентности профессионалов выступает клиент. Они считают, что личную компетентность можно оценить посредством заданий в ролевых играх либо записей сеансов терапии, к-рые, напр., могут оценить супервизоры. Они указывают на то, что компетентность м. б. определена путем оценки действий при терапевтической работе. Оценка компетентности должна определяться мерой пользы, приносимой профессионалом потребителю.
Джеральд Кучер анализирует понятие компетентности и высказывает сомнения в том, что совр. методы удостоверения квалификации психологов способны разграничить минимальный и высший уровни компетентности. Он отмечает, что компетентность может варьировать в зависимости от предлагаемой профессиональной услуги, и тогда не лишена оснований мысль, что, возможно, было бы лучше рассматривать компетентность как состояние, а не как характерную черту.
Дэниел Б. Хоган, пишущий об определении психол. практики и уставе психотерапевтов, отмечает, что прогнозировать компетентность сложно, если нельзя адекватно оценить терапевтический процесс. Он считает, что, пока мы не можем установить четкую связь между удостоверением квалификации и успешностью лечения, трудно определить и компетентность.
Пытаясь прояснить нек-рые из вопросов, касающихся удостоверения квалификации и компетентности, Артур Винс и Джон Меннэ отмечают, что существует неск. важных стадий, к-рые должны быть пройдены до достижения компетентности. Во-первых, соотв. университетская специализация и обучающие программы должны давать базовые знания, обязательные для всех психологов. Хотя знания и являются важным компонентом становления психолога, сами по себе они не гарантируют компетентность. Совпадающая с ней стадия — это приобретение практ. опыта под наблюдением специалистов (супервизоров), к-рые оценивают у обучающегося степень овладения соотв. навыками и способность действовать профессионально и компетентно. В этом контексте необходимо признать, что профессия действительно подразумевает большой объем знаний, но что самого по себе владения навыками недостаточно для подтверждения компетентности. Лицензирование имеет целью удостоверить, что каждый кандидат на получение лицензии приобрел базовые знания по психологии, а тж оценить качество подготовки супервизора и опыта кандидатов, обычно на основе рассмотрения рекомендаций, нередко дополняемого письменными или устными экзаменами. Лицензирование тж предоставляет потребителю гарантии того, что с некомпетентными или с не соблюдающими этику людьми обходятся соотв. образом. Качество лицензирования зависит от уровня работы экзаменационного подразделения лицензионного комитета.
Гос. экзамен на право заниматься профессиональной практикой просто подтверждает, что кандидаты приобрели базовые знания по психологии. Хотя всегда остается возможность того, что кандидат не усвоил требуемые базовые знания, случается тж, что и программа, к-рую он прошел, не обеспечила получения достаточного объема таких знаний.
Иногда считается, что лицензирование и аттестация должны быть процедурами скорее добровольными, чем обязательными. Утверждается, что об-во должно иметь право прибегать к услугам как лицензированных специалистов, так и — на свой страх и риск — нелицензированных, точно так же как можно пользоваться услугами простого бухгалтера, а не дипломированного аудитора.
Необходимо проводить различие между компетентностью начального уровня и дальнейшей компетентностью. Компетентная профессиональная практика подразумевает хорошую осведомленность специалиста о достижениях в своей области. Мн. законы о лицензировании психологов требуют участия в программах непрерывного образования, хотя сложно оценить, является ли это гарантией усвоения специалистом новых знаний. Иногда считается, что скоро наступит время, когда специалисты будут периодически проходить лицензирование. Вероятно, это потребует развития методов оценки базовых знаний, степени поддержания навыков, а тж уровня усвоения новых достижений в своей области. Внимание к проблеме компетентности привело к здоровым сомнениям в отношении совр. процедур аттестации и лицензирования и пониманию необходимости их исследования. Др. следствием этого стало более четкое определение объема базовых психол. знаний, а тж прояснение того, что представляет собой докторское образование. Надо надеяться, что с развитием психологии как профессии и как науки определение компетентности будет продолжать вбирать в себя новые тенденции.
Профессиональные качества психолога
Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.
Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.
Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:
- эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
- открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
- самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
- конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
- интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
- умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
- стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
- рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
- понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
- коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.
• Планирование адаптационных мероприятий, сроковпроведения родительских собраний и т. д. Помощь классным руководителям в проведении (проведение) адаптационных мероприятий с пятиклассниками, направленных на осознание и принятие учащимися новой учебной и социальной позиции в школе – позиции пятиклассника, сплочение коллектива, принятие его новых членов, выработку навыков учебной самоорганизации.
• Участие в родительском собрании («Психологиче-ские особенности периода адаптации: формы родительской поддержки»).
• Наблюдения за пятиклассниками на уроках и пере-менах.
• Консультации с педагогами-предметниками и класс-ными руководителями по вопросам обучения и развития пятиклассников.
• Индивидуальное консультирование родителей.
III. Должностные обязанности
Для выполнения возложенных на него функций психолог предприятия обязан:
3.1. Изучать влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
3.2. Составлять проекты планов и программ социального развития, определять психологические факторы, оказывающие влияние на работающих.
3.3. Проводить совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
3.4. Принимать участие в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
3.5. Анализировать трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.
3.6. Совместно с социологом и другими специалистами участвовать в определении задач социального развития.
3.7. Осуществлять выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определять пути устранения причин, их вызывающих.
3.8. Разрабатывать профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, давать рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
3.9. Участвовать в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
3.10. Подготавливать рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществлять контроль за их выполнением.
3.11. Анализировать причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством; разрабатывать предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
3.12. Принимать участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.
3.13. Консультировать руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
3.14. Выполнять отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
3.15. [Вписать нужное].
Специальность относится к новым направлениям профессиональной подготовки и включает обучение специалистов, занимающихся оценкой психоэмоционального состояния служащих различных отраслей.
Профессионалы контролируют и выдают экспертные заключения о профпригодности сотрудников:
- Внутренних дел;
- МЧС;
- Госслужащих;
- Соцработников;
- Специалистов коммерческих компаний.
Основная задача психолога – оценка эмоциональной стабильности людей и возможность качественного выполнения ими служебных обязанностей.
Дополнительное тестирование и личная характеристика сотрудников используется для выбора кандидата на продвижение по карьерной лестнице и присвоение очередного звания.
Обязанности психолога служебной деятельности
- Применение методов психологического подбора кадрового состава правоохранительных органов;
- Консультирование сотрудников силовых ведомств;
- Анкетирование и тестирование соискателей на должность;
- Использование армейских систем диагностики, профилактики и коррекции;
- Реабилитация после психических травм, ранений и уходе со службы;
- Работа с семьями военнослужащих;
- Изучение психологических реакций и поведения людей в критических обстоятельствах;
- Составление и выдача экспертных заключений;
- Ведение профессиональной тайны;
- Соблюдение норм этики и морали.
- Оценка общего настроя в коллективе и коррекция взаимоотношений.
Специалисту требуются знания:
- Основ реабилитологии;
- Корректирующих методов;
- Налаживания контактов;
- Ведения переговоров;
- Решения конфликтов и споров;
- Предотвращения массовых беспорядков путем применения психологических инструментов воздействия на толпу;
- Кадрового менеджмента;
- Стресса и чувства безопасности.
Особенности профессиональной деятельности психолога.
- Опора на положения современной психологической науки и практики, представляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический материал для решения практических проблем.
- Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ориентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого человека.
- Достаточная регламентация деятельности нормативными актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психического здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.
- Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.
- Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной профессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т.
д.). - Коллективный характер организации и проведения психологической работы, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальности такой информации.
- Зависимость окончательного результата от согласованности совместных действий психолога и других субъектов психологической работы — руководителей, ОК, СУП.
- Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности психолога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению к определенным категориям работников, отсутствие профессиограмм многих специальностей.
Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление объектом.
Как стать психологом?
То, сколько лет учиться на психолога, зависит от базового образования. Если начинать с нуля, то придется потратить около 4-х лет. При наличии какого-либо диплома из высшего учебного заведения этот срок может быть сокращен до 2-3 лет. Обладателям педагогического или медицинского образования, профессии, связанной с психологией, во многих случаях достаточно пройти профильные курсы продолжительностью 3-6 месяцев.
Решая, где учиться на психолога, стоит рассмотреть такие популярные варианты:
- МГУ. Здесь учат студентов по специальностям: психология служебной деятельности и клиническая психология. Активно развиваются направления, связанные с безопасностью и компьютерной сферой.
- НИУ ВШУ. Учащиеся получают всестороннюю подготовку. Упор делается на освоение социального, организационного и когнитивного направлений. Активно используется опыт зарубежных учебных заведений.
- РГГУ. Творческие личности, решая, куда поступать на психолога, в первую очередь обращают внимание на этот университет. Уже с первого курса студенты вуза приступают к практике в специализированных творческих мастерских. Здесь применяются самые креативные подходы к обучению будущих специалистов.
- Первый Медицинский. Заведение выпускает подкованных и уверенных в себе клинических психологов. Уже на 3-ем курсе слушатели приступают к изучению сложных дисциплин с уклоном в психиатрию, а на 4-м приступают к практике.
- Московский психолого-педагогический университет. У студента, получавшего здесь знания, есть возможность стать консультантом или детским психологом. Слушателей готовят по программам международного класса.
Перечень вступительных испытаний в разных вузах может отличаться. Обычно при поступлении учитываются результаты ЕГЭ по русскому языку, биологии и математике. Иногда дополнительно принимаются во внимание знания по истории, иностранному языку, обществознанию. Некоторые учреждения предпочитают устраивать свои экзамены.
Психолог-исследователь
занимается научно-исследовательской работой в выбранной области психологии. Используя различные методы — систематическое наблюдение, эксперимент, беседу, анкетирование, тестирование — они проводят психологические исследования, получают объективные знания о психической жизни, создают концепции и теории, объясняющие и прогнозирующие психические явления. Ученые должны уметь работать с литературой; анализировать и систематизировать научные факты; планировать, организовать и проводить психологические исследования; обрабатывать, анализировать, систематизировать и обобщать полученные результаты, готовить научные отчеты и публикации.
Чаще всего исследовательская деятельность осуществляется в научно-исследовательских институтах, центрах, лабораториях, где создаются целые группы по проведению того или иного исследования. Психологические исследования являются очень сложными по своей организации, поэтому крайне редко проводятся одним психологом самостоятельно. С помощью различных фондов и грантов создаются временные научно-исследовательские коллективы для исследования какой-то конкретной проблемы.
Основными видами деятельности психолога-исследователя являются: творческий анализ существующих психологических теорий и практик применения психологических знаний; разработка, организация и проведение научных исследований; разработка новейших методов психологического исследования; создание новых теорий, объясняющих существующую действительность, написание научных трудов.