Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резервы предстоящих расходов в 2021 году: начисляем обязательно и корректно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).
Пример расчета по методике 1
Приведем пример расчета резерва отпусков на 2023 год: в организации числятся три работника. Данные по ним таковы:
- Иванов: остаток отпускных дней — 5 календарных дней, среднедневной заработок — 2000,00 руб.;
- Петров: остаток дней — 12 календарных дней, среднедневной заработок — 1200,00 руб.;
- Сидоров: остаток дней — 8 календарных дней, среднедневной заработок — 1000,00 руб.
Для начала считаем отпускные и взносы по каждому работнику.
Ставки по страховым взносам составляют:
- ПФР — 22 %;
- ФСС — 2,9 %;
- ФФОМС — 5,1 %;
- ФСС на травматизм — 0,2 %.
Таким образом, суммарная ставка для расчета = 22 + 2,9 + 5,1 + 0,2 = 30,2 %.
Расчет для Иванова:
- Сумма для резерва = 2000 руб. × 5 дн. = 10 000 руб.
- Итоговая сумма отчислений в резерв на оплату основных отпусков в части страховых взносов = 10 000 × 0,302 = 3020 руб.
В 2023 году по налогу на прибыль предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок сдачи декларации — до 25-го числа месяца после отчетного периода и до 25-го марта — для годовой декларации;
- сроки уплаты авансового и годового платежей не изменятся — до 28-го числа месяца после отчетного периода для авансов и до 28-го марта по годовому налогу;
- отрицательные курсовые разницы необходимо будет учитывать в расходах только на дату погашения обязательства;
- введут новые основания для применения ускоренной амортизации — для исключительных прав на ПО и базы данных из реестра отечественного ПО и для амортизируемых основных средств из реестра отечественной радиоэлектронной продукции, предусматривается коэффициент 1,5 для расходов по налогу на прибыль при приобретении прав на использование ПО и баз данных из сферы искусственного интеллекта, которые числятся в реестре российского ПО, а также новый инвестиционный вычет — 100% на установку, тестирование, адаптацию, модификацию ПО и баз данных из реестра российского ПО или основных средств из реестра российской радиоэлектронной продукции.
По НДС предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок уплаты налога — до 28-го числа каждого из трех месяцев, идущих за прошедшим кварталом;
- уточнят порядок возмещения НДС на основании ст. 176, 176.1 НК из-за перехода на единый налоговый платеж. Суммы, которые подлежат возмещению, будут направляться в счет увеличения сальдо единого налогового счета, а получить возврат НДС деньгами налогоплательщик сможет, если на ЕНС будет положительное сальдо по всем налогам.
Поддержка автоматического расчета резервов по сомнительным долгам в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 автоматический расчет резервов по сомнительным долгам устанавливается:
- в бухгалтерском учете — в форме Учетная политика (раздел Главное —> Настройки —> Учетная политика);
- для целей налогообложения прибыли — в форме Настройки налогов и отчетов (раздел Главное —> Настройки —> Налоги и отчеты).
По умолчанию формирование резервов по сомнительным долгам в программе отключено.
Если резервы по сомнительным долгам создаются в бухгалтерском учете, то в форме Учетная политика нужно установить флаг Формируются резервы по сомнительным долгам.
Если резерв по сомнительным долгам создается в налоговом учете, то в форме Настройки налогов и отчетов в разделе Налог на прибыль нужно установить флаг Формировать резервы по сомнительным долгам.
Если установлен хотя бы один из указанных флагов, то в обработку Закрытие месяца будет включена регламентная операция Расчет резервов по сомнительным долгам. Если сомнительная задолженность отсутствует, то документ все равно будет создан, но не будет иметь движений по регистрам.
Сомнительной задолженностью для целей автоматического формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учете в программе считается непогашенная задолженность, отраженная на счетах 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76.06 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».
Обращаем внимание, что в программе резервы формируются только по договорам в рублях.
Для отсчета срока возникновения сомнительной задолженности используются показатели:
- Срок оплаты долга покупателями, установленный в настройках параметров учета (рис. 1). Доступ к параметрам учета осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Администрирование;
- Установлен срок оплаты по договору — в форме договора с контрагентом (рис. 2).
Формирование резервов с учетом встречной кредиторской задолженности
В то же время из некоторых норм НК РФ можно сделать вывод, что под такой задолженностью для целей налогообложения понимаются обязательства налогоплательщика, которые не были им исполнены (погашены) в установленный срок (например, п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что к сомнительной дебиторской задолженности относятся именно просроченные долги перед налогоплательщиком (п. 1 ст. 266 НК РФ). С одной стороны, логично было бы уменьшать этот сомнительный долг на просроченный долг перед контрагентом.
С другой стороны, до официальных разъяснений или уточнения норм безопаснее включать в кредиторскую задолженность все обязательства, включая те, срок исполнения по которым еще не наступил. Именно такой подход реализован в «1С:Бухгалтерии 8», начиная с версии 3.0.46.19. Для целей автоматического формирования резерва встречной кредиторской задолженностью, уменьшающей сомнительную дебиторскую задолженность в отношении контрагента, считается любая непогашенная задолженность перед данным контрагентом, в том числе, отраженная на счетах:
- 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
- 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам;
- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Инструкция к счету 59 Резервы под обесценение финансовых вложений
Согласно инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций согласно Приказу от 31 октября 2000 г. N 94н:
Счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» предназначен для обобщения информации о наличии и движении резервов под обесценение финансовых вложений организации.
На сумму создаваемых резервов делается запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Аналогичная запись делается при увеличении величины указанных резервов.
При уменьшении величины созданных резервов, а также выбытии финансовых вложений, по которым ранее были созданы соответствующие резервы, производится запись по дебету счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» ведется по каждому резерву».
Как оценивать запасы при признании?
Так же, как и в настоящее время, запасы станут оцениваться согласно фактической себестоимости. При этом новый стандарт определяет различные принципы учета для объектов незавершенного производства, готовой продукции и для других запасов.
Запасы (за исключением незавершенного производства и готовой продукции)
В фактическую себестоимость включаются фактические затраты на приобретение (формирование) запасов, доведение их до надлежащего состояния и перемещение в место пользования, реализации либо потребления. Перечислим данные расходы:
- суммы, оплаченные (подлежащие оплате) поставщику. В нихнеобходимо учитывать все бонусы, уступки, вычеты, премии и льготы. Возмещаемые налоги и сборы принимать во внимание не нужно. Предоплату учесть в качестве расходов нельзя, до тех пор, пока поставщик (подрядчик) не предоставит запасы, не выполнит работы, не окажет услуги;
- затраты на заготовку и доставку;
- затраты на доведение запасов до надлежащего состояния (затраты на доработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик);
- стоимость демонтажа, утилизации запасов и мер по возобновлению окружающей среды;
- проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива (связанные с приобретением (созданием) запасов);
- иные требуемые расходы.
В себестоимость запасов не включаются:
- затраты, возникшие из-за чрезвычайных ситуаций;
- управленческие затраты, помимо ситуаций, когда они напрямую связаны с приобретением (формированием) запасов;
- расходы на хранение запасов, если оно не является частью технологии производства или условием закупки;
- иные расходы, которые не включены в состав необходимых.
Незавершенное производство и готовая продукция
В фактическую себестоимость включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. К таким затратам относятся:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизацию;
- прочие затраты.
В фактическую себестоимость включаются затраты, прямо относящиеся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (прямые) и затраты, которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (косвенные затраты). Организация должна самостоятельно решить какие затраты относятся к прямым, а какие – к косвенным. Косвенные затраты потребуется распределять между видами продукции, работ, услуг. Способ распределения нужно будет разработать и утвердить в учетной политике.
В фактическую себестоимость запасов не нужно будет включать:
- затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса (сверхнормативные расходы, потери);
- затраты, возникшие в связи с чрезвычайными ситуациями;
- обесценение других активов;
- управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг;
- расходы на хранение, если оно не является частью технологии производства;
- расходы на рекламу и продвижение продукции;
- иные затраты, которые не являются необходимыми.
Незавершенное производство и готовую продукцию при массовом и серийном производстве допускается оценивать:
- в сумме прямых затрат без учета косвенных;
- в сумме плановых (нормативных) затрат. Их потребуется регулярно пересматривать. Разница между фактической себестоимостью и плановыми (нормативными) затратами будет уменьшать (увеличивать) сумму расходов в отчетном периоде, в котором выявлена разница.
При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затрат.
Обязательные бухгалтерские резервы 2020–2021: классификация, виды, нормативные акты
Резервы в бухучете можно разделить на 3 группы:
- уточняющие — предназначены для корректировки балансовой стоимости некоторых активов (резервы под обесценение МПЗ и (или) финвложений, резерв по сомнительным долгам);
- условные — резервы, связанные с появлением у фирмы условных фактов хозяйственной деятельности (обусловленные наступлением в будущем высоковероятных событий: заведомо проигрышного судебного разбирательства; реструктуризации фирмы и др.);
- целевые — резервы предстоящих расходов на конкретные цели (например, на гарантийный ремонт, предстоящую оплату отпусков и др.).
Первая группа резервов отражается на специально предназначенных для них счетах:
- 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
- 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;
- 63 «Резервы по сомнительным долгам».
С нюансами сомнительного резерва знакомьтесь с помощью материала «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».
В своем письме Минфин России напоминает, что в соответствии с пунктом 302.1 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н
) обязательства, неопределенные по величине и (или) времени исполнения, включая обязательства в счет предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения на указанные выплаты, подлежат отражению на счете
40160
«Резервы предстоящих расходов». Далее в Письме № 02-06-10/34914 содержится несколько уточнений:
1)
резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан;
2)
по истечении каждого месяца работы сотрудника учреждения у работодателя (учреждения) возникает перед ним обязанность по предоставлению выплат за соответствующие дни отпуска. Начисление данных обязательств подлежит отражению на счете 40160;
3)
работодатель вправе предоставить отпуск до отработки работником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. На такие выплаты на счетах резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, начисления не производятся;
4)
обязательства по начислению отпускных в текущем отчетном периоде, если работник фактически не отработал период, за который начислены отпускные, отражаются по кредиту счета 30200 «Расчеты по принятым обязательствам» в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 40150 «Расходы будущих периодов». Рассмотрим каждое из этих уточнений более подробно с практической точки зрения.
1. Резерв покрывает только затраты, ради которых он создан
В настоящее время в большинстве бюджетных и автономных учреждений осуществляется несколько видов деятельности, поэтому заработная плата может начисляться по каждому из них. В бухгалтерском учете начисление заработной платы конкретному работнику, в том числе и отпускных, может производиться одновременно по двум или более кодам финансового обеспечения (КФО): — 1 – бюджетная деятельность, — 2 – приносящая доход деятельность, — 4 – субсидия на выполнение госзадания, — 5 – целевые средства. Если начисление заработной платы сотрудникам в прошлом году осуществлялось за счет нескольких источников, то по каждому из них уже в текущем году на счете 40160 должен быть создан соответствующий резерв. Однако ввиду сложной экономической ситуации, снижения спроса и падения доходов у учреждений могут заметно сократиться поступления, в частности по КФО 2 и 5. Иными словами, объем таких поступлений может быть значительно меньше суммы сформированного по соответствующему КФО резерва. Следовательно, созданные на счете 40160 по КФО 2 и 5 резервы на оплату отпусков могут оказаться невостребованными. Напомним, что, согласно статье 139 Трудового кодекса РФ, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Таким образом, начисление отпускных работнику производится с учетом всех выплат и оснований независимо от их источника, которые были произведены в расчетном периоде, то есть в течение последних 12 месяцев. В том случае, если, допустим, в 2021 году работнику производилась выплата заработной платы за счет КФО 2 (приносящая доход деятельность), а в 2017 году у учреждения поступления по КФО 2 значительно сократились или вовсе отсутствуют, то учреждение все равно будет обязано начислить и выплатить отпускные с учетом начислений по КФО 2, произведенные в прошлом году. При этом источником таких выплат в 2017 году станет, очевидно, КФО 4. Следовательно, в ряде случаев использование резерва, созданного на счете 40160 на выплату отпускных, только с учетом одного источника, например КФО 4, будет нецелесообразным. Однако, поскольку Минфин России не уточняет, о каких именно целях при создании резерва на выплату отпускных идет речь, то очевидно, что учреждение в рамках своей учетной политики может самостоятельно сформулировать цели создания соответствующего резерва по каждому коду финансового обеспечения (КФО). При этом, по мнению авторов, целесообразно при расчете и формировании резерва по основному источнику финансового обеспечения – как правило, у большинства учреждений это КФО 4 – учитывать объем выплат отпускных работникам, произведенных за счет всех источников финансирования. А в течение года при необходимости следует производить корректировку резерва, сформированного на счете 40160 по КФО 4.
2. Обязанность и обязательства учреждения по предоставлению отпуска
Произведя несложный расчет (28 календарных дней / 12 мес.), можно установить, что, отработав каждый полный месяц, работник «зарабатывает» 2,33 дня отпуска. Однако очевидно, что такое право он приобретает по истечении календарного месяца. При этом у работодателя возникает обязанность предоставить 2,33 дня отпуска работку с наступлением следующего календарного месяца. Заметим, что момент «отработки» календарного месяца у каждого работника свой, поскольку работники трудоустраиваются к работодателю не в один определенный день, а течение всего месяца: кто-то в начале месяца, кто-то в середине, а кто-то – в последних числах и т.д. Поэтому и у работодателя обязанность по предоставлению отпуска работникам наступает не одномоментно для всех, а для каждого работника – в день его трудоустройства. Очевидно, что производить начисление соответствующих обязательств по каждому работнику очень трудоемко, да и практически невозможно. Следовательно, работодателю целесообразно в рамках своей учетной политики в целях бухгалтерского учета определить «единый» день для начисления рассматриваемых обязательств перед работниками. Таким «единым» днем может быть, например, каждый последний день календарного месяца. Так как процесс расчета резерва отпусков достаточно трудоемкий и требует больших временных затрат при ручном расчете, целесообразнее использовать программные средства для создания резервов отпусков. Расчет значительно упростится и ежемесячное персонифицированное создание резервов будет осуществляться в автоматическом режиме при соблюдении некоторых условий:
— во-первых
, расчетный отдел бухгалтерии и отдел кадров работают в единой информационной системе. Информацию об остатках отпусков в систему вносит и следит за этим отдел кадров, а сотрудники расчетного отдела используют ее для расчета резерва;
— во-вторых
, если же отдел кадров работает в иной системе, не связанной с расчетом заработной платы, или без использования программного обеспечения, то необходимо обязать кадровиков передавать в письменном виде или в каком-то ином формате (например, для загрузки или сверки данных с текущей программой по расчету заработной платы) ежемесячно данные об остатках отпусков по каждому сотруднику;
— в-третьих
, необходимо обязать работников отдела кадров передавать в расчетный отдел бухгалтерии информацию о количестве «отгулянных авансом» отпусков за счет будущих периодов. Рассмотрим далее, как можно посчитать резерв отпусков с использованием программных средств.
При расчете резервов рекомендуем использовать более точный вариант расчета – ежемесячную оценку индивидуальных обязательств учреждения перед работниками. В этом случае расчет резерва необходимо делать в текущем месяце по окончании начисления заработной платы. По каждому сотруднику (гр. 1) рассчитывается средний заработок на конец текущего месяца (гр. 4), а затем он умножается на количество положенных работнику дней отпуска на конец месяца (гр. 3). Тогда сумма «общего» резерва получается такой, какой была бы сумма компенсации отпуска при увольнении сотрудницы в последний день этого месяца. Затем, чтобы получить резерв текущего месяца, от «общего» резерва отнимается уже ранее накопленный по каждому работнику резерв (рис. 1).
Итак, резерв сформирован. Использовать его организация может лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Какие долги так называют? В п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными или нереальными ко взысканию признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности либо в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Срок исковой давности. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности исчисляется тремя годами. Начинается он по окончании срока исполнения, указанного в договоре (п. 2 ст. 200 ГК РФ). Если из условий договора неясно, каков срок исполнения, то согласно ст. 314 ГК РФ обязательство должно быть погашено должником в разумный срок, а по его истечении — в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства. Следует помнить, что срок исковой давности может быть прерван, а затем начаться заново, если должник совершит действия, свидетельствующие о признании им долга. Это может быть полное или частичное признание претензии, уплата части долга, письмо с просьбой об отсрочке и т.п. Поэтому, прежде чем списывать безнадежную задолженность, бухгалтеру обязательно нужно проверить всю переписку с должником и убедиться, что оснований для прерывания срока исковой давности нет. Списание безнадежной задолженности по каждому основанию должно быть подкреплено письменным обоснованием и приказом руководителя.
Нереальный для взыскания долг. Нереальным для взыскания долгом признается дебиторская задолженность, получить которую невозможно вследствие неплатежеспособности должника. Документальным подтверждением этого факта являются: постановление об окончании исполнительного производства; постановление о возвращении исполнительного документа; акт о невозможности взыскания долга (ст. ст. 26, 27 Закона об исполнительном производстве и ст. 12 Закона о судебных приставах ).
Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах».
Вопрос: можно ли на основании акта судебного пристава (например, акта о прекращении конкретного производства в связи с отсутствием средств должника) признать суммы дебиторской задолженности в налоговом учете?
Акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной.
Резерв по сомнительным долгам
В качестве сомнительного долга могут признаваться как дебиторская задолженность по счетам 60, 62, 76, так и задолженность по выданному вашей компанией займу, субсчет 58-3. Если срок возникновения заложенности составляет 45-90 календарных дней, то такой долг включается в резерв в размере 50%. А 100% долга можно отнести в резерв только в том случае, если срок возникновения задолженности составил более 90 календарных дней.
С 2017 года в формировании резерва произошли некоторые изменения. Так, например, если задолженность компании носит встречный характер, то есть когда определенный дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед этим дебитором, то сомнительной признается та часть долга, которая превышает обязательство.
До 2017 года компании имели право включать в резерв всю сумму долга. В настоящее время это четко регламентируется п.1ст.266 НК РФ. При этом, нужно учитывать, что впервые применить данное нововведение компании имеют право только по итогам 1-го квартала 2017 года. А резервы 2016 используются по требованиям НК РФ в прежней редакции.
Существует ряд причин для того, чтобы создавать резерв по сомнительным долгам на предприятии. Резерв позволяет увидеть конкретные обязательства дебиторов, реальный финансовый результат в бухгалтерской отчетности, а также позволяет компаниям оценить возможные убытки, возникшие из-за долга. Поэтому, когда в компании возникают сомнительные долги обязательно нужно создать резерв всем компаниям, даже тем, которые ведут бухгалтерский учет в упрощенном виде.
Федеральные стандарты бухгалтерского учета
- Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
- Изменения с 1 января 2021 года
17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.
Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.
Предусмотрена возможность изменения единиц учета запасов. Как в ПБУ 5/01, так и в новой версии Стандарта выбор единицы учета запасов закреплен за организацией. В зависимости от вида запасов, характера и порядка приобретения (создания) и (или) потребления (продажи, использования) конкретного вида запасов, организация устанавливает единицей учета запасов номенклатурный номер, инвентарный номер, партию, однородную группу, отдельный объект или иную единицу.
Нововведением является то, что после признания запасов в бухгалтерском учете допускаются последующие изменения единиц их учета (абз. 2 п. 6 ФСБУ5/2019). При изменении единиц учета запасов организациям следует учитывать, что не должно нарушаться требование Стандарта по обеспечению формирования полной и достоверной информации об этих запасах и надлежащему контролю за их наличием и движением.
В ФСБУ 5/2019 прописано определение и правила формирования фактической себестоимости незавершенного производства. Ранее определение незавершенного производства (НЗП) содержалось в п. 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (далее Положение N 34н), а правила формирования НЗП устанавливались разными отраслевыми актами.
Новый Стандарт установил только два способа оценки НЗП и готовой продукции:
а) в сумме прямых затрат без включения косвенных затрат;
б) в сумме плановых (нормативных) затрат.
В отличие от ФСБУ 5/2019 пункт 64 Положения N 34н допускал возможность оценки НЗП по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Официально пункт 64 Положения N 34н не отменен, но согласно п. 32 Положения N 34н при составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется правилами Положения N 34н, только в случае, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Таким образом, с 1 января 2021 года исключается возможность оценивать НЗП по стоимости сырья материалов и полуфабрикатов.
Порядок отражения в учете НЗП при единичном производстве продукции по фактически произведенным затратам сохраняется (п.27 ФСБУ 5/2019).
Важно: по правилам ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость НЗП и готовой продукции не включается сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины, иные затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса (п. 26 ФСБУ 5/2019).
Когда по ФСБУ 5 при определении фактической себестоимости запасов применяется справедливая стоимость:
- Если запасы приобретены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) полностью или частично неденежными средствами, то в этом случае, затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов (в части оплаты неденежными средствами), считается справедливая стоимость передаваемого имущества, имущественных прав, работ, услуг (п. 14 ФСБУ5/2019).
- Если запасы получены безвозмездно, то затратами, включаемыми в их фактическую себестоимость считается справедливая стоимость этих запасов (п. 15 ФСБУ 5/2019) (ранее — исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету);
- Допускается при признании в учете оценивать по справедливой стоимости продукцию сельского, лесного и рыбного хозяйства собственного производства, а также товары, торгуемые на организованных торгах (п. 19 ФСБУ 5/2019). В этом случае применение справедливой стоимости не является обязательным, выбор предоставлен организации, т.е. это является элементом учетной политики организации. Если организация закрепит такой способ оценки запасов в учетной политике, то и последующая оценка таких запасов на отчетную дату производится также по справедливой стоимости (п. 34 ФСБУ5/2019).
Для целей ФСБУ 5/2019 справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н.
Запасы, полученные в результате выбытия (в том числе частичного) основных средств или иных ��необоротных активов, а также в процессе их ремонта, модернизации, реконструкции ранее принимались к учету исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету. Согласно п. 16 ФСБУ 5/2019 фактическая себестоимость таких запасов выбирается из наименьшей из двух значений:
1) либо стоимость, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные (созданные) организацией в рамках обычного операционного цикла;
2) либо сумма балансовой стоимости списываемых активов плюс затраты, понесенные в связи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов.
Организации, которые имеют право применять упрощенные способы бухгалтерского учета и отчетности могут при применении ФСБУ 5/2019:
1. Определять себестоимость приобретенных запасов в размере сумм, уплаченных и (или) подлежащих уплате (безо всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, равно как без дисконтирования в случае отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев) (п. 17 ФСБУ 5/2019).
2. Признавать фактической себестоимостью запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, балансовую стоимость передаваемых активов, фактических затрат, понесенных на выполнение работ, оказание услуг (п. 14 ФСБУ 5/2019).
3. Оценивать запасы на отчетную дату по фактической себестоимости (т.е. не создавать резерв под обесценение запасов) (п.32 ФСБУ 5/2019);
4. Признавать затраты на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, расходами периода, в котором были понесены (абз. 3. п.2 ФСБУ 5/2019).
5. Микропредприятия, имеющие право на упрощенный бухучет могут не применять ФСБУ 5/2019, а затраты, которые в соответствии со стандартом должны были бы включаться в стоимость запасов, признавать расходами периода, в котором были понесены (абз.2 п.2 ФСБУ 5/2019).
Выбор упрощенных способов учета запасов, допустимых новым Стандартом организация закрепляет в учетной политике.
На балансе ООО «ВЕГА» числится дебиторка в сумме 1200 тыс. руб.
На 31.12.2016г. срок возникновения задолженности равен 50 дней. Выручка от реализации ООО «ВЕГА» за 2016 год равна 20 000 тыс .руб.
По итогам 2016 компания сформировала резерв по сомнительным долгам, размером 600 тыс.руб.
Лимит резерва равен 10% от 20 000 тыс. руб., то есть 2 000 тыс. руб.
Таким образом, величина резерва лимит не превышает.
На 31.12.2017г данная задолженность не погашена и не переведена в безнадежные долги. Срок ее возникновения превышает 90 дней.
За 1 кв. 2017 выручка ООО «ВЕГА» составляет 5 000 тыс. руб. В резерв включена сумма 1 200 тыс. руб. (в 100%размере).
Предельная величина определяется путем сравнения двух сумм: 2 000 тыс. руб. и 500 тыс. руб. За лимит принимаем большее значение, равное 2 000 тыс. руб., а значит сумма резерва за 1 кв. не превышает лимит и равна 1 200 тыс. руб.
Компания самостоятельно определяет, каким способом ей создавать резерв и выбранный способ закрепляет в учетной политике. Выбрать следует один из следующих способов:
Способ создания резерва по сомнительным долгам | Что собой представляет способ |
Интервальный | При данном способе создания, а также использования резерва размер отчислений исчисляется ежемесячно (или каждый квартал) в процентах от задолженности, в зависимости от периода просрочки |
Экспертный | Резерв создается по каждому долгу на сумму, которая не может быть погашена |
Статистический | Отчисления определяются исходя из данных компании за несколько предшествующих лет, как доля безнадежных долгов от общей дебиторки по конкретному виду |
Важно! Если организация применяет первый или второй способ, то при признании долга под который создавался резерв безнадежным, списывают его за счет данного резерва. Если суммы резерва для списания долга не хватает, то оставшуюся часть списывают в прочие расходы. Если долг все же погасится, то резерв необходимо восстановить.
Счет 96 «Резервы предстоящих расходов»
- Нормативная база формирования и отражения в отчетности оценочных обязательств. Практика применения ПБУ 8 / 2010
- Оценочные обязательства как резервы предстоящих расходов
- Отличие резервов по оценочным обязательствам от оценочных резервов в бухгалтерском учете
- Критерии признания оценочных обязательств в бухгалтерском учете
- Условия, необходимые для формирования оценочных обязательств в бухгалтерском учете
- Виды оценочных обязательств на примерах (по реструктуризации бизнеса; по убыточным договорам; по непредвиденным изменениям законодательства; на участие в судебном разбирательстве; по предстоящим выплатам по итогам года; по гарантийному ремонту и обслуживанию; по охране окружающей среды и пр.)
- Алгоритмы определения величины оценочных обязательств в различных ситуациях, возникающих в связи с событиями до отчетной даты
- Дисконтирование долгосрочных оценочных обязательств
- Формирование обязательных резервов в бухгалтерском учете
- Резерв под снижение стоимости ТМЦ
- Резерв по сомнительным долгам: порядок проведения инвентаризации дебиторской задолженности; порядок списания дебиторской задолженности
- Резерв на отпуска и вознаграждения по итогам за год
- Резерв под обесценение финансовых вложений: отражение в учетной политике, документальное оформление, отражение в бухгалтерской отчетности
- Резервы в налоговом учете как элементы налоговой учетной политики организации
- Резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК)
- Порядок формирования резерва сомнительных долгов
- Инвентаризация сумм резерва в конце отчетного периода
- Возможность переноса остатка неиспользованного резерва на следующий год
- Отражение в учетной политике для целей налогообложения
- Резерв на оплату предстоящих отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК)
- Способ резервирования
- Порядок расчета предельной суммы отчислений в резерв
- Остаток резерва, переходящего на следующий год
- Отражение в учетной политике для целей налогообложения
- Резерв на ремонт ОС (ст. 260 п.2 и ст. 324 НК)
- Порядок формирования резерва предстоящих расходов на ремонт ОС
- Резерв на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта
- Документальное подтверждение расходов на ремонт ОС
- Отражение в учетной политике для целей налогообложения
- Резерв на гарантийный ремонт (ст.267 НК). Предельный размер отчислений в резерв
- Резерв на НИОКР (ст. 262 НК)
- Ответы на вопросы, практические рекомендации
- По каждому сотруднику.
- По всей организации.
- По группам персонала.
Подходящий вариант бюджетная организация тоже выбирает сама и закрепляет его в учетной политике.
Отражение формирования резерва в бухгалтерском учете
Суммы резерва по сомнительным задолженностям, отраженные в бухучете, являются оценочными. Их инвентаризация позволяет более-менее достоверно прогнозировать доходы в отчетном и наступающем периоде. Отражение сумм задолженности производится в «прочих расходах» на сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам». Для этого выполняются следующие проводки:
Дебет 91-2 Кредит 63 — образован или увеличен уже имеющийся резерв.
При поступлении оплаты от контрагента, резерв на сумму поступления должен быть уменьшен. Тогда восстановление проводится с помощью учетных записей: Дебет 51 (50) Кредит 62 (71, 73, 76…) — поступили денежные средства от дебитора и Дебет 63 Кредит 91-1 — уменьшен резерв на сумму погашенной «дебеторки».
Резервы в бухгалтерском и налоговом учете
Перечень оснований для создания резервов по сомнительным долгам изменился с 2011 года. Приказ Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н существенно подкорректировал Положение по ведению бухгалтерского учета. (Утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г № 34н) Так, была внесена редакция в пункт 70 Положения. Раньше там было написано, что сомнительным долгом признается «дебиторка», которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Теперь сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не только не обеспечена гарантиями и не погашена в сроки по договору, но и с высокой степенью вероятности не будет погашена. То есть основание расширили. И теперь сомнительной может считаться «дебиторка», срок уплаты которой еще не подошел. Например, компания знает, что по другому договору этот контрагент тоже задолжал. Или же есть информация о том, что этот контрагент задолжал другим компаниям. Например, есть соответствующие судебные дела.