Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «5. Категории ТС по водительскому удостоверению (правам)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водительские удостоверения на разные типы транспортных средств могут выдаваться лицам, соответствующим различным возрастным требованиям. Например, водительские права на транспортное средство категории «AI» могут быть выданы лицу, достигшему 16 лет, а водительские права на транспортное средство категории «C» могут быть выданы лицу, достигшему 21 года, имеющим стаж работы водителем 3 года, в том числе 1 год управления транспортными средствами категории «C1».
Как проходит обучение водителей
Обучение в специальных учебных заведениях с инструктором изложено в Приложении 2 к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан, в котором говорится, что подготовка должна включать теоретическое освоение основных тем, таких как:
Цель обучения — предоставить информацию о конструкции и техническом обслуживании автомобилей, а также об основах вождения и безопасности дорожного движения. Водителям важно знать ПДД, чтобы обезопасить себя и других во время движения. Кроме того, водителям полезно знать, как реагировать в случае, если аварии. Наконец, в этой статье мы дадим несколько советов о том, как стать лучшим водителем.
В ходе обучения основное внимание уделяется практическому опыту работы с инструктором.
Водительские права категории А
Транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг и превышает чистую массу тягача (без нагрузки); транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, общей РММ автопоезда более 3.5 тонн.
Наряду с основными категориями, введены дополнительные подкатегории, устанавливающие определенные ограничения по отмеченным выше позициям. Существуют следующие подкатегории, применительно к выдаваемым правам:
- А1 – распространяется на мотоциклетную технику с мощностными характеристиками силовой установки в пределах одиннадцати киловатт и объемом камер сгорания – до ста двадцати пяти кубических сантиметров. Существующая подкатегория А1 не позволяет садиться за руль тяжелого мотоцикла;
- В1 – введена для обобщения группы ТС мотоциклетного типа с тремя или четырьмя колесами, вне зависимости от типа рулевого управления (трициклов и квадроциклов). Не следует путать квадроцикл данной подкатегории прав с квадроциклом – машиной с иным техническим устройством и принципами управления, подходящим под категорию А водительского удостоверения, выдающегося трактористам-машинистам. В квадроциклах установлены мотоциклетные моторы. Передачи переключаются ручным механизмом при круглом автомобильном руле или ножной системой переключения с традиционным мотоциклетным рулем. В первом случае потребуется категория В, во втором – А; В1 позволяет совместить обе из них под одной позицией;
- С1 – эта категория водительских прав ограничивает допуск к управлению грузовиками по характеристикам массы семью с половиной тоннами. Разрешает дополнительное перемещение прицепных устройств, если их вес ограничивается семисот пятьюдесятью килограммами
- С1Е – транспортные средства, подпадающие под подкатегорию С1, но допускающую перемещение тяжелого прицепа, по массе не больше самой автомашины, при общем лимите веса – двенадцать тысяч килограммов;
- D1 – распространяется на пассажирский транспорт, позволяющий перевозить стационарно размещенных в сидячем положении восемь – шестнадцать пассажиров и подсоединять прицеп массой, не превышающей семьсот пятьдесят килограммов;
- D1Е – аналог вышеуказанной дополнительной категории, позволяющей перевозить автобусы с тяжелыми прицепными устройствами, не превышающими по весу основной машины, с общим ограничением в двенадцать тонн;
Любому человеку, который решил сесть за руль автомобиля, для начала необходимо изучить теорию и практику вождения. Правительство Казахстана ежегодно упрощает процедура оформления прав.
Документы следует подавать в СпецЦОНы. Если нет возможности подать документы в СпецЦОН, нужно обратиться в регистрационное полицейское отделение.
Получить удостоверение международной формы без сдачи экзаменов можно на срок до 3 лет, но не больше того срока, в течение которого действуют национальные права.
Какие водительские удостоверения действуют в Казахстане?
Об этом сообщил председатель Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан полковник полиции Берик Бисенкулов, передает ИА «Новости Казахстан».»В законопроекте (разрабатываемый новый закон о дорожном движении) предусматривается переход на новые водительские удостоверения в соответствии с требованиями Конвенции ООН о дорожном движении.
Проект закона «О дорожном движении», разработанный комитетом дорожной полиций МВД Казахстана, увеличивает количество категорий и вводятся многочисленные подкатегории транспортных средств водительских прав.
Новый образец водительского удостоверения вступил в силу 03 марта 2015 года и имеет следующие виды категории:
- «А», «A1» — на двухколесных мотоциклах;
- «В» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
- «B1» — на трициклах либо квадроциклах;
- «С», «C1» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг;
- «D» — на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м;
- «D1» — на автобусах, вместимость которых не более 28 сидячих мест и длина не более 7,0 м;
- «BE» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3 500 кг;
- «СЕ», «C1E» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м, или полуприцепом;
- «DE», «D1E» — на сочлененных автобусах или автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1 000 кг.;
- «Tm» — на трамвае;
- «Tb» — на троллейбусе.
Подача необходимых документов осуществляется в специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОНах).
Группа подкатегорий ВУ
Наряду с основными категориями, введены дополнительные подкатегории, устанавливающие определенные ограничения по отмеченным выше позициям. Существуют следующие подкатегории, применительно к выдаваемым правам:
- А1 – распространяется на мотоциклетную технику с мощностными характеристиками силовой установки в пределах одиннадцати киловатт и объемом камер сгорания – до ста двадцати пяти кубических сантиметров. Существующая подкатегория А1 не позволяет садиться за руль тяжелого мотоцикла;
- В1 – введена для обобщения группы ТС мотоциклетного типа с тремя или четырьмя колесами, вне зависимости от типа рулевого управления (трициклов и квадроциклов). Не следует путать квадроцикл данной подкатегории прав с квадроциклом – машиной с иным техническим устройством и принципами управления, подходящим под категорию А водительского удостоверения, выдающегося трактористам-машинистам. В квадроциклах установлены мотоциклетные моторы. Передачи переключаются ручным механизмом при круглом автомобильном руле или ножной системой переключения с традиционным мотоциклетным рулем. В первом случае потребуется категория В, во втором – А; В1 позволяет совместить обе из них под одной позицией;
- С1 – эта категория водительских прав ограничивает допуск к управлению грузовиками по характеристикам массы семью с половиной тоннами. Разрешает дополнительное перемещение прицепных устройств, если их вес ограничивается семисот пятьюдесятью килограммами
- С1Е – транспортные средства, подпадающие под подкатегорию С1, но допускающую перемещение тяжелого прицепа, по массе не больше самой автомашины, при общем лимите веса – двенадцать тысяч килограммов;
- D1 – распространяется на пассажирский транспорт, позволяющий перевозить стационарно размещенных в сидячем положении восемь – шестнадцать пассажиров и подсоединять прицеп массой, не превышающей семьсот пятьдесят килограммов;
- D1Е – аналог вышеуказанной дополнительной категории, позволяющей перевозить автобусы с тяжелыми прицепными устройствами, не превышающими по весу основной машины, с общим ограничением в двенадцать тонн;
Необходимо учесть некоторые особенности указанных групп ВУ:
- позиции D1Е и DЕ отличаются одна от другой тем, что в последнем случае отсутствуют ограничения по массе грузового прицепа и разрешается перевозка сочлененных автобусов;
- D1 отличается от D1E допустимой разрешенной массой прицепного устройства;
- C1E и С1Е, а также D1 и D1Е определяют идентичные требования к прицепным устройствам, различаясь непосредственно разрешенным видом транспорта (соответственно, грузовик и автобус).
Подкатегории не относятся к отдельным позициям, а являются дополнениями к общим категориям.
Особенности оформления и выдачи водительских прав, с учетом присвоенной категории
Современное водительское удостоверение, позволяющее управлять автотранспортом в пределах России, выполнено в виде пластиковой карточки. Лицевая сторона предусматривает размещение:
- персональных сведений об обладателе – отдельно указывается фамилия, а также имя с отчеством;
- даты и места рождения;
- диапазона срока действия документа;
- подразделения, выдавшего удостоверение;
- региона, в котором оформлялись права;
- номерного и серийного обозначения ВУ;
- открытых категорий.
Надписи выполнены на русском языке и дублируются латиницей.
С левой стороны размещается фото стандартных размеров, выполненное на светлом фоне, ниже – личная роспись владельца.
Вверху в овальном значке указывается национальная принадлежность удостоверения и наименование документа.
На обратной стороне водительских прав в табличной форме перечислены все существующие категории и подкатегории, с указанием открытых для конкретного водителя – проставляются соответствующие даты, в диапазоне которых документ действителен.
Дополнительно в колонке 12 с правой стороны указываются специальные обозначения. Отметка AS в водительском удостоверении, выданном мотоциклисту, указывает, что обладатель документа допускается к управлению техники, оборудованной рулем автомобильного образца. Указанная отметка проставляется в удостоверениях водителей, не получивших допуск к управлению мотоциклами.
С левой стороны от таблички размещен штрих-код без цифровых обозначений, справа внизу – указание номера и серии, совпадающее с нанесенным на лицевую страницу.
Категории присваиваются водителям, прошедшим теоретический и практический курс обучения в специализированных учебных заведениях, получивших лицензию на данный вид деятельности. Результат успешного усвоения учебной программы подтверждается кандидатами сдачей экзамена, включающего отдельно теоретический и практический блоки.
Если водитель желает расширить область управления, открыв новые категории, ему необходимо пройти дополнительное обучение с последующей аттестацией. В этом случае старые права сдаются, а выдаются новые. Необходимо учитывать, что удостоверение водителя автомобиля старого образца не подлежит замене, если срок действия документа еще не окончен.
Но водительские права не будут выданы, если претендент не достигнет минимальной установленной возрастной отметки, составляющей для следующих видов транспорта:
- скутеров или мопедов – шестнадцать лет;
- легковушек или грузовиков (без тяжелых прицепов) – совершеннолетие;
- пассажирского транспорта, включая электрический – двадцать один год.
Категории ВЕ, СЕ или DE имеют право получить водители с опытом управления аналогичных видов транспорта без тяжелых прицепов не менее одного года.
Указанные возрастные ограничения не распространяются на прохождение обучения, включая практические навыки. Несовершеннолетним кандидатам достаточно предоставить письменное согласие родителей, чтобы получить возможность аттестоваться. Но водительское удостоверение будет выдано после достижения указанных выше возрастных границ.
Обратите внимание! Несовершеннолетние допускаются к обучению на водительские права только с письменного разрешения родителей.
Пробный экзамен в автошколе
По окончании обучения слушатели сдают в родной автошколе пробный экзамен, состоящий из двух частей: теоретической и практической. По теории студентам предлагают ответить на 40 вопросов по пройденному курсу. Допустимое количество ошибок, которое предполагает успешную сдачу, равно 8.
Экзамен по вождению заключается в управлении машиной на полигоне (выполнение ряда упражнений) и на улице города. После успешной сдачи пробных экзаменов слушатель получает Свидетельство об окончании курсов и личную карточку, ему также возвращают форму 073/у.
Теперь у счастливого обладателя пакета документов есть право обратиться в автоЦОН и сдать экзамен на права категории «В». Свидетельство об окончании автошколы действительно в течение 2 лет, до получения водительского удостоверения. С момента, как Вы получите права, Свидетельство об окончании будет бессрочным. Эта норма вступила в действие с 2013 года.
Особенности приема экзаменов в автоЦОНе
Как правило, на сдачу экзамена в автоЦОН курсантов организовано приводит автошкола. Для этого назначается определенный день, когда все учащиеся могут пройти экзамен, потом – организовано получить права.
Но обратиться в учреждение вы можете самостоятельно в удобное для вас время.
Для этого нужно:
- оригинал удостоверения личности;
- предоставить оригинал и копии документов (Свидетельство об окончании курсов, личную карточку водителя и шоферскую медкомиссию формы-073/у);
- оплатить государственную пошлину за изготовление водительского удостоверения — в размере 4000 тенге (с 2021 года);
- сделать фотографию установленного образца (фотографирует оператор центра);
- взять номерок-талон на экзамен.
Когда подойдет ваша очередь, вас позовут сдавать теорию. Экзамен будет проходить в специальном помещении с камерами видеонаблюдения, чтобы исключить попытки нечестного прохождения компьютерных тестов. На сдачу теоретической части отводится 40 минут и предлагается ответить на 40 вопросов. Экзамен считается пройденным, если вы допустили в ответах 8 ошибок и меньше.
Те студенты, которые регулярно посещали занятия и добросовестно учились в автошколе, справляются с первым этапом испытаний без проблем. Успешные результаты экзамена по теории дают право на прохождение практической части – вождения. Сдать практику вы можете в течение трех месяцев после завершения экзамена по ПДД. Если по каким-то причинам вы не смогли сдать экзамен, придется опять сдавать теорию (повторная сдача экзамена разрешается на 8 день, после предыдущей попытки).
Следующим шагом нужно сдать вождение, которое проходит на специализированном автодроме автоЦОНа. Рекомендуем перед практическим экзаменом пройти пробное вождение на автодроме, оплатив 2500 тенге за один круг. Пробные заезды проходят по воскресеньям, когда нет сдачи экзаменов, но для этого Вам необходимо заранее обратиться в отдел на 3-м этаже АвтоЦОНа, который курирует этот вопрос. Пробный круг даст вам уверенность в своих силах и поможет избежать волнения во время экзаменационного испытания, помимо этого Вы почувствуете автомобиль и ознакомитесь с маршрутом.
Для сдачи вождения вам предоставляют автомобиль уже без дополнительных педалей, и принимать экзамен будет не человек, а компьютер, установленный в салоне. За все, что произойдет с вами и автомобилем в дороге, вы будете нести полную ответственность. Перед началом сдачи экзамена убедитесь, что с машиной все в порядке, проверяйте ее так, как учили это делать в школе перед выездом. Если вы обнаружите какую-то неисправность в машине, которая не разрешает ее использование, требуйте замены авто.
Порядок прохождения вождения, подробно объясняют в автошколе, поэтому вопросы, что делать на автодроме, у студента не возникают. Главное, в дороге соблюдать ПДД, ничего не сбить. За нарушения снимают баллы. Нужно набрать 95 пунктов из возможных 100.
Есть нарушения, за которые могут снять с вождения и не принять практику.
Основные ошибки:
- вы в течение 30 секунд, не произвели старт;
- поехали с поднятым ручным тормозом;
- проехали на красный сигнал светофора;
- сбились с маршрута;
- наехали на бордюр;
- совершили ДТП.
Процедура получения водительского удостоверения
В первую очередь необходимо пройти медицинское освидетельствование по форме 083-У. Такой осмотр можно пройти в любом государственном или частном медицинском учреждении, а также в специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОН). В результате положительного осмотра врачами, вы получите справку с необходимыми отметками и печатями.
После того, как Вы получили справку о прохождении медицинского осмотра, предстоит пройти самый сложный этап – сдача экзамена. Экзамен состоит из двух проверок: тестирование на знание правил дорожного движения Республики Казахстан и практическое вождение на транспортном средстве.
Теоретический экзамен ПДД РК проводится в виде компьютерного тестирования. Тестирование состоит из 40 вопросов, каждый из которых имеет несколько вариантов ответов. Вопросы охватывают правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196. На тестирование отводится 40 минут, т.е. на каждый вопрос по 1 минуте. По завершении теоретического тестирования кандидату выдается результат. В случае не успешной сдачи теста, кандидат может пересдать экзамен.
Кто может получить водительское удостоверение
Водительские права могут быть выданы достигшим следующего возраста лицам:
— транспортными средствами подкатегории «A1» — достигшим 16 лет
— транспортными средствами категорий «А», «В» и подкатегорий «B1», «C1» — достигшим 18 лет
— транспортными средствами категорий «С» и подкатегории «D1» — достигшим 21 года, имеющим стаж работы водителем не менее 3 лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1», не менее 1 года
— транспортными средствами категорий «D», «Тm» и «Tb» — достигшим 25 лет, имеющим стаж работы водителем не менее 5 лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «D1», не менее 3 лет
— составами транспортных средств категорий «BE», «СЕ», «DE» — имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «В», «С» или «D» в течение не менее 12 месяцев
— составами транспортных средств подкатегорий «С1E», «D1E» — имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «С», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее 12 месяцев.
Национальное водительское удостоверение могут получить иностранцы и лица без гражданства.
Новый образец водительского удостоверения вступил в силу 3 марта 2015 года.
Получение водительского удостоверения «В1»
Получение категорий «В» и последующих за ней требует исполнения 18 лет. Но обучаться можно уже заранее на некоторые категории и подкатегории, если проходите курсы в техникуме или другом специализированном учреждении предлагающем такие услуги.
В основном популярностью и спросом в этом случае пользуются все разновидности подкатегории «В», реже «А». Подать заявку на прохождении доступных курсов вождения можно уже с 17 лет. Если экзамен пройден, необходимо потерпеть с получением прав до совершеннолетия. Скорее всего, закончится срок действия медицинской справки, её необходимо заменить на действующую, заново пройдя медкомиссию.
Все рассмотренные категории прав открываются на 10 лет, после чего водительское удостоверение необходимо поменять без необходимости пересдачи экзамена. Если открыта вышестоящая (главная категория), например, «В», то дополнительное обучение на подкатегорию «В1» проходить не надо. Закон одинаков для всех и разрешает пользоваться этим. Эти правила относятся ко всем категориям/подкатегориям.
Возможности водителя, получившего категорию «B1»
Появление новых видов машин и средств передвижения заставляет каждый раз задуматься, к какой категории их отнести. Определяется это по характеристикам и возможностям конкретного транспортного средства. Новые модели транспорта – трициклы и квадрициклы нельзя отнести к категории «А», так как они существенно отличаются по внешнему виду и функционалу.
Трициклы и квадрициклы часто приобретают популярность у молодёжи, которая не окончила специализированных курсов и не знает полного списка дорожных правил, соответственно никаких экзаменов не сдавали и официальных документов не получали. Это очень сильно подрывает безопасность окружающих и владельцев другого транспорта.
Данные машины были отнесены к подкатегории «В1». Их характеристики практически идентичны характеристикам легкового автомобиля. Как и для всех, введены общие правила. Они подразумевают идентичный алгоритм получения прав, то есть записаться в автошколу, прослушать теоретический курс и пройти необходимое количество часов практики на автодроме и в городе. После чего будет назначен внутренний и внешний экзамен.
Возрастной ценз для подкатегории – 18 лет. Наличие оплаченной госпошлины и пройденной медкомиссии обязательно. Это общие требования для всех водителей.
Если в правах имеется отметка категории «В», то разрешается управлять:
- трициклом, если максимальный объём его двигателя превышает 50 лёгким квадрициклом, масса которого достигает 350 кг, а скорость не более 50 км/час;
- квадрициклом, если его максимальная масса не более 400 кг, при этом мощность двигателя составит не более 15 кВт;
- его грузовой моделью, масса которой менее 550 кг.
- квадрициклами, вес которых в пределах 400 кг и силовым агрегатом, мощность которого достигает 15 кВт или грузовыми моделями, вес которых не более 550 килограмм.
Категория «В» даёт право управления легковыми автомобилями, небольшими грузовиками (пикапами), внедорожниками и минивэнами. Пойти учиться в автошколу можно уже с 16 лет, однако к экзамену в ГИБДД будут допущены кандидаты в водители, достигшие 18-летнего возраста. Открытая категория «В» предусматривает право на управление:
- автомобилями массой не более 3,5 т, в которых число пассажирских мест не превышает 8 (помимо водителя);
- автомобилями с прицепом массой не более 750 кг;
- автомобилями с прицепом более 750 кг, но при условии, что общая масса машины без нагрузки и прицепа не превышает 3,5 т.
Категория «DE» считается наиболее сложной среди всех колесных транспортных средств. Она дает право управления длинными сочлененными автобусами — с так называемой «гармошкой». Масса всего состава, вторая часть которого тоже предназначена для перевозки людей, значительно превышает 750 кг. Для открытия в правах отметки «DE» необходимо иметь стаж вождения транспортных средств класса «D» от одного года и более. Таким образом, открыть данную категорию смогут только люди старше 22 лет.
- Категория «DE» также дает право на управление транспортными средствами подкатегории «D1E», к которой относятся машины подкатегории «D1» (небольшие автобусы), сцепленные с большим прицепом, при этом не предназначенным для перевозки пассажиров. Суммарная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
С какого возраста можно получить водительские права?
Водительское удостоверение в 2021 году выдается при достижении следующих возрастов:
Возраст (лет) | Категории и подкатегории |
---|---|
16 | «М», «А1» |
18 | «А», «В», «С», «В1», «С1» |
21 | «D», «Tm», «Tb», «D1» |
18, если водитель владеет «В», «С», «D» не менее года | «BE», «CE», «DE» |
18, если у гражданина свыше года открыта «С» или «С1» | «C1E» |
18 лет, если уже более года есть «D» или «D1» | «D1E» |