- Компенсации

Необходимость носки шлема при передвижении на скутере

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Необходимость носки шлема при передвижении на скутере». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несколько слов о еще одной причине, по которой люди ездят без специальных шлемов на мопедах и скутерах. Все дело в финансовой составляющей вопроса. Скутеристы не хотят тратить деньги на шлем. Однако шлем — это не то, на чем стоит сэкономить.

Какой грозит штраф за езду без шлема на мотоцикле?

В соответствии со статьей 12.6 российского КоАП несоблюдение требований безопасности по части экипировки при управлении мотоциклом может повлечь административную ответственность и штраф за езду без шлема.

Размер штрафа за езду без шлема составляет 1 000 рублей.

Нарушитель может воспользоваться льготным периодом и оплатить штраф с 50-процентной скидкой, если сделает это в течение 20 дней.

Стоит отметить, что нарушением считается, если:

  • Водитель в шлеме, а вот пассажир без него;
  • Все лица на двухколесном транспортном средстве без шлемов;
  • Пассажир в мотошлеме, а водитель нет.

Таким образом, размер штрафа остается неизменным и не удваивается, если одновременно и водитель, и пассажир без экипировки на голове.

Допустимо ли передвижение без защиты на мотоцикле, мопеде и скутере?

В разделе ПДД, где описываются общие обязанности водителей, находиться за рулем только в застегнутом мотошлеме. Такое же защитное приспособление должны иметь и пассажиры при перевозке их на заднем сиденье мотоцикла. Ответственность за это возлагается на водителя.

Существует расхожий миф о том, что на скутере(мопеде) можно ездить и без шлема. Однако, правила говорят о том, что он не только должен находиться на голове, но и быть застягнутым. Это транспортное средство по техническим характеристикам приравнивается к механическим. Пункт 2.1 раздела 2 ПДД устанавливает порядок для движения по автодорогам на механических ТС. В частности, всем лицам, размещающимся на ТС в процессе езды, вменяется в обязанность надевать шлем и непременно застегивать его. В п.24.8 раздела 24 ПДД запрещено ездить по дорогам водителю мопеда, не застегнувшему шлем.

В п.2.1 раздела 2 ПДД прописаны обязанности водителей мотоцикла относительно соблюдения безопасности. В частности, водители мотоциклов обязаны иметь на голове застегнутый шлем, а при перевозке пассажиров проследить, чтобы они также надевали его и не забывали застегнуть.

Понятие мотоцикла в Правилах применяется к двухколесному механическому транспорту, у которого имеется боковой прицеп (или без прицепа). Объем двигателя ТС должен быть выше 50 кубических сантиметров, максимальная скорость конструкции – более 50 км/ч. При таких технических особенностях механическое средство передвижения считается мотоциклом.

Скутеры согласно положениям, содержащимся в ПДД, считаются мопедами, которые так же приравниваются к механическим ТС. В п.24.8 раздела 24 ПДД предусмотрена для водителей обязанность непременных поездок в шлеме. Двигаться по дорогам без шлемов им запрещается.

Стал участником ДТП, что дальше?

К сожалению, довольно часто встречаются случаи, когда скутеристы при отсутствии нужной экипировки попадают в аварии с тяжелыми последствиями, после чего их семьи пытаются всеми способами добиться истины и признать именно автомобилиста виновником в случившемся несчастье. На самом деле действительно виновником аварии признается водитель, который пренебрёг правилами ПДД. Но если смотреть на ситуацию более масштабно, то все может оказать не так то и просто.

Даже если пренебрёг правилами движения автомобилист, то это еще не 100% гарантия того, что в гибели мотоциклиста, виноват именно он. Первее всего нарушил ПДД как раз мотоциклист, тем, что он начал ехать без специального шлема. Кроме того, если человека, управляющего двухколесным транспортом без экипировки признали виновником инцидента, то согласно статье 264 Уголовного Кодекса РФ может быть возбуждено уголовное дело, и тогда нарушителя могут посадить в тюрьму не больше чем на 2 года.

Читайте также:  Возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога

А вот в статье №1079 ГК РФ прописана уже ситуация, когда специальный шлем отсутствует у пассажира двухколесного транспорта. Ответственным за это выступает как раз водитель ТС. Поэтому, если виновником аварии признали другую сторону, то виновником получения увечий пассажиром мототранспорта будет определен именно человек, который управлял ТС, так как он был вкурсе обо всей опасности этого мероприятия и при этом разрешил лицу ехать с ним без шлема.

Не просто так же было создано требование, чтобы водители и пассажиры двухколесного транспорта обязательно надевали специальную экипировку хотя бы на голову. Это обязательная мера для лиц, незащищенных корпусом машины и ремнем безопасности. Поэтому и за такие действия мотоциклиста могут наказать не только штрафным взысканием, но и уголовной ответственностью.

Если вы решили внезапно стать мотоциклистом или скутеристом, то всегда помните о своей же безопасности и сохранности пассажиров, которые будут с вами передвигаться на дороге.

Почему нельзя управлять мотоциклом без шлема

По словам автоюриста «Дорогахелп» Александра Торварда, мотоциклисты часто пренебрегают правилами и не хотят надевать шлем. Но риски от езды без шлема выше, чем один штраф.

Незащищенность при падении. По данным ГИБДД, доля водителей без шлема среди погибших мотоциклистов за шесть лет выросла с 18% до 40%. Погибших и раненых было бы меньше, если бы все мотоциклисты использовали шлемы.

Ответственность за пассажира. Водителя могут наказать по ст. 264 Уголовного кодекса, если его пассажир не надел шлем, получил в ДТП травму или погиб:

  • за тяжкий вред здоровью пассажира — ограничение свободы до 3 лет, принудительные работы до 2 лет, арест до 6 месяцев, лишение свободы до 2 лет;
  • за гибель пассажира — принудительные работы до 4 лет, лишение свободы до 5 лет.

Даже если ДТП произошло по вине другого участника движения, оштрафуют мотоциклиста, который вез пассажира без шлема.

Помимо штрафа и возможного уголовного преследования водитель должен будет возместить потерпевшему ущерб по ст. 1079 Гражданского кодекса.

Чем вызвана необходимость надевать шлем?

Большинство установленных правил и требований не являются чьей-то прихотью, а нацелены на сохранение жизни и здоровья граждан. Наличие экипировки у мотоциклистов значительно снижает получение тяжких повреждений и летального исхода при попадании в ДТП. Поблажки в использовании защиты тела и конечностей объясняются тем, что в случае аварии их повреждение с высокой долей вероятности приведет лишь к травмам и увечиям и гораздо реже к смерти.

В свою очередь, защита головы носит обязательный характер, так как смертельный исход без нее возможен даже на малых скоростях. По статистике в ДТП погибает каждый восьмисотый мотоциклист. И половина из этих случаев – это езда без шлема.

Согласно КоАП лица, управляющие мопедом или мотоциклом обязаны обеспечить мотошлемами себя, а также своих пассажиров. При этом:

  • Шлем должен находится на голове;
  • Должны быть застегнуты, предусмотренные конструкцией ремни на шлеме;

Стоит отметить, что наличие шлема обязательно независимо от места эксплуатации транспортного средства, будь то город, трасса или пересеченная местность.

Можно ли избежать штрафа?

Отсутствие шлема – повод для наложения административного взыскания. Если этого средства безопасности при себе нет, ответственности избежать никак не удастся.

В случае, когда водитель просто не воспользовался шлемом или не застегнул шлейку, можно схитрить, притворившись, что шлем был снят, пока инспектор подходил к нарушителю. В отсутствии видеофиксации подобный трюк иногда помогает избежать ответственности.

Водители имеют возможность сэкономить половину денежных средств, оплачивая штрафы в течение 20 дней после наложения взыскания.

Владельцы мотоциклов должны осознавать степень своей ответственности за езду без мотошлема, в том числе и у пассажиров. Дорожная полиция имеет право догнать и остановить мотоциклиста без шлема, оштрафовать его, а в случае дорожно-транспортного происшествия одним штрафом дело не обойдется – речь пойдет об уголовной ответственности.

Кому нужен этот вид защиты

Все, безусловно, знают, что мотоциклист обязан передвигаться по дороге исключительно в шлеме. Мотоцикл является особо опасным средством передвижения, потому как его конструкция никаким образом защитить водителя не сможет. Но мотоциклисты — далеко не все, кому в законном порядке было установлено обязательное ношение шлемов. Это правило касается еще и водителей скутеров, мопедов и велосипедов, а также всех пассажиров в обязательном порядке.

Читайте также:  Новая декларация по УСН с 2023 года. Что опять поменялось? Что нужно знать?

Помимо того, что шлем в принципе должен быть надет на голову, он должен быть еще и надежно зафиксирован, то есть застегнут. Если это требование не будет соблюдено, наказание будет точно таким же, как если бы защиты не было совсем. Не стоит забывать о том, что перевозка пассажиров может допускаться только в том случае, если это допускает конструкция транспортного средства, в ином случае, придется оплачивать штраф.

Спорные ситуации данного нарушения

Некоторые водители мотоциклов необоснованно надеются, что сотрудники ДПС не будут преследовать их при проезде рядом без шлема. Но это не так – инспектор обязательно поедет следом, если заметит мотоциклиста, нарушающего правила безопасности.

На общепринятое мнение о том, что законом запрещается преследование водителей мотоциклов, оказало влияние то, что сотрудники ДПС не всегда оперативно реагируют на ситуацию. Их опыт позволяет предположить, что водитель попытается непременно уехать от преследователей и спровоцирует ДТП или сам попадет в него. Поэтому немедленной погони чаще всего не бывает. Сведения о нарушителе могут быть переданы в ГИБДД и без его ведома.

Получив штраф за несоблюдение правил безопасности, вы можете уменьшить его размер. Для этого следует внести оплату за срок, не превышающий 20 дней. Сумма штрафа будет уменьшена наполовину.

Важно знать, какие еще бывают штрафы на мототранспорт. Предлагаем узнать, какое будет наказание за непостановку на учет мотоцикла, превышение скорости на автомагистрали, езду без прав на мотоцикле, скутере и квадроцикле.

Если мотоциклист без шлема попадает в ДТП

К несчастью помимо очевидных последствий аварии, водитель мотоцикла или скутера может понести уголовную ответственность. Дело в том, что согласно закону, если произошло ДТП, то виновником признается тот, кто нарушил ПДД. Поэтому если «гонщик» привык ездить без шлема, то он по умолчанию будет единственным или одним из виновников дорожного происшествия.

Даже при учете того, что водитель АТС также нарушил ПДД, это не снимает ответственности с мотоциклиста. В этом случае, согласно 264 статье Уголовного Кодекса, владелец мототехники может понести более суровое наказание. Согласно УК РФ он даже может отправиться в тюрьму до 2 лет.

Если же в результате ДТП пострадал пассажир мотоцикла, то согласно 1079 статье ГК за это также несет ответственность водитель «байка», так как он прекрасно осведомлен об опасности передвижения по дорожному полотну без защитного шлема. Поэтому он обязан контролировать действия пассажиров и запрещать им садиться на «байк» без соответствующего «обмундирования».

Штраф за езду без шлема на мото и скутере.

Начнем с того, что определим, кому нужен шлем. ПДД разрешают использовать мотоцикл, мопед или скутер для перевозки пассажиров, если это допускается конструкцией ТС.

Обращаем внимание, что речь идет не только о наличии шлема, но и его застежке. Недостаточно просто надеть шлем на голову, его обязательно нужно застегнуть. В противном случае придется заплатить штраф в 1000 р. по ст. 12.6 КоАП:

  • «Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов.»
  • «Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.»

КоАП предусматривает штраф не только за отсутствие шлема на водителе мотоцикла, но и на пассажире, потому сажая на своего железного коня пассажира, желательно позаботиться о втором застегнутом шлеме.

Большинство нарушений в этой сфере совершаются водителями, которые не собираются останавливаться по требованию инспектора ГИБДД, уверены, что он не станет преследовать двухколесный транспорт ради наложения штраф, а в крайнем случае дешевле заплатить разовый штраф, чем тратиться на дорогой специальный шлем. Эту позицию нельзя назвать правильной ни с какой стороны.

Кому нужен этот вид защиты

Все, безусловно, знают, что мотоциклист обязан передвигаться по дороге исключительно в шлеме. Мотоцикл является особо опасным средством передвижения, потому как его конструкция никаким образом защитить водителя не сможет. Но мотоциклисты — далеко не все, кому в законном порядке было установлено обязательное ношение шлемов. Это правило касается еще и водителей скутеров, мопедов и велосипедов, а также всех пассажиров в обязательном порядке.

Читайте также:  В Госдуме посчитали средний размер пенсии в России в 2023 году

Помимо того, что шлем в принципе должен быть надет на голову, он должен быть еще и надежно зафиксирован, то есть застегнут. Если это требование не будет соблюдено, наказание будет точно таким же, как если бы защиты не было совсем. Не стоит забывать о том, что перевозка пассажиров может допускаться только в том случае, если это допускает конструкция транспортного средства, в ином случае, придется оплачивать штраф.

Почему нельзя управлять мотоциклом без шлема

По словам автоюриста «Дорогахелп» Александра Торварда, мотоциклисты часто пренебрегают правилами и не хотят надевать шлем. Но риски от езды без шлема выше, чем один штраф.

Незащищенность при падении. По данным ГИБДД, доля водителей без шлема среди погибших мотоциклистов за шесть лет выросла с 18% до 40%. Погибших и раненых было бы меньше, если бы все мотоциклисты использовали шлемы.

Ответственность за пассажира. Водителя могут наказать по ст. 264 Уголовного кодекса, если его пассажир не надел шлем, получил в ДТП травму или погиб:

  • за тяжкий вред здоровью пассажира — ограничение свободы до 3 лет, принудительные работы до 2 лет, арест до 6 месяцев, лишение свободы до 2 лет;
  • за гибель пассажира — принудительные работы до 4 лет, лишение свободы до 5 лет.

Даже если ДТП произошло по вине другого участника движения, оштрафуют мотоциклиста, который вез пассажира без шлема.

Помимо штрафа и возможного уголовного преследования водитель должен будет возместить потерпевшему ущерб по ст. 1079 Гражданского кодекса.

Штраф за езду без шлема на скутере или мотоцикле

Скутеры, мопеды и мотоциклы – чрезвычайно популярный вид транспорта, получивший широкое распространение благодаря практичности, удобству и неприхотливости. При управлении подобными транспортными средствами необходимо соблюдать ряд правил, в числе которых обязательное ношение шлемов во время езды. Некоторые из участников дорожного движения предпочитают не обращать внимания не это требование. Разумеется, такое поведение мотоциклиста или водителя скутера не может не привлечь внимание инспектора ГИБДД.

Следует ли надевать мотошлем при езде на скутере или мотоцикле? Какими нормативно-правовыми актами регламентировано использование мотошлема в этом случае? Какое наказание может понести водитель за езду без шлема на мопеде, мотоцикле или скутере? Ответим на эти вопросы в данной статье.

В виду того, что вокруг ношения шлемов, также, как и вокруг ремней безопасности, уже много лет не утихают споры на тему «нужен он вообще или делает только хуже?», считаем необходимым коротко перечислить несколько пунктов.

  1. Да, в некоторых случаях шлемы действительно сыграли злую шутку с водителями, но статистика утверждает, что спасенных жизней благодаря такой защите значительно больше.
  2. Если задаться вопросом о том, каких травм больше — незначительных или тяжких из-за ношения шлема, то ответ будет однозначным. Легких травм получается больше.
  3. Статистика настаивает на том, что защитный головной убор причастен в большей степени к ситуациям, в которых травм удалось избежать совсем, нежели к тем, где он стал причиной увечий.

А вот точки зрения тех, кто выступает против ношения защиты:

  1. «При ДТП весь удар вместо головы приходится на шейный отдел и позвоночник». Это логично, ведь шлем призван защищать именно голову, а не что-то другое.
  2. «Эффективность защиты не так уж и высока». Чтобы повысить эффективность защиты можно предложить водителям ездить в бронежилетах, например. Или в скафандрах. Но вряд ли кому-то это будет удобно. Поэтому, на наш взгляд если есть возможность хорошо защитить хотя бы одну часть тела, к тому же, такую жизненно важную, эту возможность нужно использовать.

Водителям мопедов и скутеров шлемы необходимы по тем же причинам — не смотря на гораздо меньшие скорости, угрозы получить серьезные травмы от этого ничуть не меньше.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *