Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Куда пожаловаться на задержку зарплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вакансия закрылась, надо в течение дня после принятия человека в штат сообщить, чтобы на портале вакансию убрали. Через месяц надо опубликовать новый актуальный список. Если компания ничего не пришлёт, то по умолчанию считается, что нет вакансий на данный момент. Кроме того, любая вакансия размещается на 30 дней, и если её не продлить, то считается, что вакансия закрыта. Если это не так, то есть риск нарваться на штрафы.
Образец жалобы в трудовую инспекцию
- В начале, справа или слева (не играет роли) пишется название и номер трудовой инспекции, в которую обращается заявитель, здесь же указываются компания, на которую он работает и его должность, фамилия, имя, отчество (полностью).
- Далее идет собственно текст жалобы. Тут нужно опять же указать работодателя, номер и дату заключенного трудового договора, руководителя фирмы.
- Потом подробнейшим образом расписывается суть претензии, после чего следует вписать в жалобу просьбу разобраться в конфликте и принять меры к восстановлению ущемленных прав. Не следует забывать внести пункт о сохранении конфиденциальности.
- В завершение нужно зафиксировать список прилагаемых документов, а также поставить подпись и дату составления жалобы.
Процедура найма бывшего госслужащего
Документооборот при найме работника по трудовому договору требуется соблюсти в соответствии с ТК РФ.
Пошаговая процедура приема на работу | Описание |
Обращение соискателя к руководителю предприятия | При собеседовании достигается договоренность об условиях труда |
Предоставление документов | Работник должен подтвердить личность, квалификацию, соответствующую должности |
Выявление наличия предыдущей должности в перечне, необходимом для уведомления | Работодатель должен сразу по получении трудовой книжки определить необходимость уведомления бывшего нанимателя лица |
Ознакомление будущего работника с документами предприятия | Лицу предоставляются локальные акты, регулирующие внутренний распорядок, систему оплаты |
Заключение трудового договора | Документ подписывается обеими сторонами с последующим получением на руки экземпляра |
Издание приказа | О назначении сотрудника работодатель обязан издать приказ в течение 3 дней |
Направление уведомления предыдущему нанимателю лица | Информацию о госструктуре можно получить из трудовой книжки, предоставленных справок |
Прохождение первичного инструктажа по охране труда | Работник должен приступать к исполнению обязанностей после прохождения инструктажа |
Внесение записи в трудовую книжку | Документ предоставляется работодателю для внесения записей и хранения |
Оформление личной карточки | По данным работника открывается карточка Т-2 |
Поскольку кадровое делопроизводство — это своего рода производная от общего делопроизводства, каждому, кто работает с кадровой документацией, необходимо знать основы работы с документами, общие правила и требования. Поэтому мы начнем с некоторых базовых понятий.
Документом называется материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве. Кроме того, атрибутивной функцией документа является способность его служить доказательством. Поэтому документ — это важнейший инструмент эффективного управления. Отражением эффективных взаимоотношений юридических лиц с государством, структурами гражданского общества, отдельными лицами, другими представителями бизнеса является документационное обеспечение управления, или делопроизводство.
Делопроизводство — отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Делопроизводство реализуется во всех структурных подразделениях юридического лица, работающего с документами.
Правила ведения делопроизводства в организациях устанавливаются в общегосударственном масштабе преимущественно в форме государственных стандартов России, типовых инструкций или правил, положений по делопроизводству, унифицированных форм документов, типовой номенклатуры дел, установления типовых сроков хранения документов, правил хранения и утилизации документов. Перечисленные выше документы разрабатываются специально уполномоченными государственными организациями в соответствии с действующим законодательством. В отдельно взятой организации делопроизводство регулируется разработкой собственной инструкции по делопроизводству или стандарта организации, которая утверждается первым лицом предприятия в качестве нормативного правового акта, обязательного для исполнения работниками всех уровней. Разработка инструкции и контроль над выполнением ее положений возлагается на службу делопроизводства.
Грамотное управление персоналом невозможно без отлаженной системы кадрового делопроизводства, которое является неотъемлемой частью любой организации (предприятия, учреждения) независимо от масштабов его деятельности и организационно-правовой системы.
Каждый руководитель должен учитывать, что недопустимо отсутствие кадровой документации, отражающей трудовую деятельность и подтверждающей трудовой стаж работника, необходимый для начисления пенсии. Именно руководители организаций и предприятий несут персональную ответственность за документальный фонд, образующийся на предприятии.
Современное законодательство требует оформления большого количества документов, фиксирующих различные аспекты трудовых отношений работника и работодателя. Для того чтобы правильно оформить документ, необходимо определить, к какой группе документов или системе документации он относится.
Для осуществления функции управления кадрами и решения кадровых задач на предприятии создается самостоятельное структурное подразделение или назначается желательно освобожденный от других видов работ специальный сотрудник, организующий весь процесс управления кадрами совместно с руководством организации.
Предложенная вашему вниманию книга основана на личном опыте организации кадрового документооборота практически «с нуля» на уже функционирующем государственном предприятии.
С советских времен сложилось позитивное мнение о том, что в кадровых службах государственных учреждений и предприятий сохраняются многолетние традиции обязательного и строгого ведения кадровой документации, а в коммерческих организациях недооценивают роль документации по личному составу, нередко она вообще отсутствует или находится в неудовлетворительном состоянии. Действительно, руководители коммерческих организаций часто не считают необходимым создание отдельного структурного подразделения по учету кадров. Обязанности по оформлению трудовых книжек сотрудников и издание минимума приказов возлагают на секретарей или бухгалтеров, которые из-за большого объема основной работы ведут кадровое делопроизводство с нарушениями требований Трудового кодекса Российской Федерации, Инструкции по ведению трудовых книжек, не выполняют и не учитывают требований архивных органов к кадровой документации. Однако и в бюджетных организациях работа по учету, к сожалению, далеко не всегда поставлена как следует.
Занимаясь работой с персоналом, понимаешь, что правильная организация кадрового делопроизводства на предприятии требует знания большого количества нормативных материалов, умения ориентироваться в изменениях в законодательстве и новых формах применяемых документов.
Эта книга содержит подборку актуальных нормативных материалов в помощь как специалисту-кадровику, занимающемуся кадровым делопроизводством, так и секретарю, решающему кадровые вопросы своей компании.
Необходимо уметь работать с кадровой документацией, стремясь при этом защитить интересы работодателя и не ущемить интересы работника, т.к. жизнь постоянно напоминает, что правовая грамотность и самоуважение людей в наше время все больше возрастают. Появляется все больше источников юридических знаний по трудовым вопросам. Поэтому необходимо быть грамотным кадровым работником, умеющим вести работу по документационному обеспечению управления персоналом, не нарушая прав и не ущемляя интересов обеих сторон.
Алгоритм проведения внутреннего аудита кадровых документов
Далее необходимо проанализировать, какие документы являются обязательными, ведь именно их отсутствие влечет ответственность для работодателя. Результаты такого анализа приведены в табл. 1. При оформлении документов необходимо опираться на нормативные акты. Чаще всего используется в работе Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее — Альбом N 1). При определении сроков хранения кадровики используют Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. Министерством культуры РФ 25.08.2010 N 558 (далее — Перечень). При проверках лучше знать свои права, которые указаны в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 18.07.2011, далее — Закон N 294-ФЗ). Важными, часто использующимися в работе кадровой службы документами также являются Постановление Правительства от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (ред. от 19.05.2008, далее — Постановление N 225) и Постановление Министерства труда и социального развития от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (далее — Постановление N 69).
Алгоритм действий по восстановлению кадровых документов
Первым делом нужно узнать, как обстоят дела сейчас:
- для чего понадобилось восстанавливать учет, и что к этому привело;
- какой режим работы, система оплаты труда и правила внутреннего распорядка действуют в компании;
- какие нормативные документы уже разработаны в компании, какие требуют доработки, а какие нужно разрабатывать с нуля.
После этого необходимо провести полный анализ наличия кадровых документов и сверить их с реестрами баз данных (если они есть).
Минимальный набор документов, который должен быть у каждого работодателя
Общие:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- штатное расписание;
- журнал учета трудовых книжек;
- график отпусков;
- табель учета рабочего времени;
- положение об обработке персональных данных сотрудников
На каждого сотрудника:
- трудовой договор с дополнительными соглашениями на все изменения;
- трудовая книжка;
- личная карточка Т-2;
- приказ о приеме (перемещении, увольнении).
Составьте таблицу со списком сотрудников и отметьте, какие из этих документов имеются, а какие отсутствуют.
Когда картина станет ясна, можно приступать к поэтапному восстановлению кадровой документации.
Как регулируются отношения работодателя и работника, которого призвали на воинскую службу?
Ранее этот вопрос не был регламентирован трудовым законодательством в силу отсутствия таких мероприятий как мобилизация. Поэтому был сформирован законопроект, согласно которому в трудовой кодекс вносится дополнительная статья 351.7, разъясняющая действия работодателя на случай, когда работника призвали на воинскую службу по мобилизации.
В статье прописан порядок:
- Если работник получил повестку, он оформляет заявление и прикладывает повестку к заявлению;
- Работодатель оформляет приказ о приостановлении действия трудового договора и осуществляет расчет работника и всех положенных ему выплат;
- Все трудовые гарантии сохраняются за работником на период приостановки трудового договора;
- Работодатель не вправе по своей инициативе расторгнуть договор с работником, призванным на воинскую службу по мобилизации, но при этом работодателю не запрещено на время отсутствия призванного работника заменить его другим, оформив срочный договор;
- Договор возобновляется с работником в момент выхода на рабочее место, при этом работник должен предупредить работодателя за 3 рабочих для о дате своего выхода;
- В случае, когда работник не вышел на работу по истечении 3-х месяцев после окончания прохождения им военной службы, работодатель вправе в одностороннем порядке произвести расторжение договора.
Если не усложнять, то это лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (ст. 2.4 КоАП).
Административный кодекс РФ не расшифровывает указанные функции.
Для того, что более менее понимать, что к ним относится, некоторые суды приводят в пример выдержки из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Согласно указанным документам:
Организационно-распорядительные функции – руководство трудовым коллективом, формирование кадрового состава, определение трудовой функции работника, применение мер поощрения и награждения, наложение дисциплинарных взысканий.
Административно-хозяйственные функции — управление и распоряжение имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций (учреждений, воинских частей и подразделений), совершение иных действий (например, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Таким образом, к должностным лицам вполне относятся все руководители организаций, структурных подразделений, в том числе директора по кадрам, руководители (начальники) отделов кадров, т.к. они в большинстве случаев осуществляют указанные функции.
Что касается специалистов по кадрам или инспекторов по кадрам. Исходя из указанных выше формулировок, они не могут относиться к должностным лицам, т.к. не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Но согласно судебной практике, они также привлекаются к административной ответственности, как и руководители, т.к. суды считают их должностными лицами.
Не уведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего
Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-ый срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
За отсутствие уведомления в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 19.29 КоАП с наказанием в виде штрафа от 20 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц) и от 100 000 до 500 000 рублей (для юридических лиц).
Начальник отдела кадров была признана виновной по ст. 19.29 КоАП за не сообщение в 10-дневный срок о приеме на работу бывшего федерального государственного служащего.
Согласно должностной инструкции, на начальника отдела кадров возложена обязанность по обеспечению контроля за соблюдением норм трудового законодательства в работе с персоналом, а также знание трудового законодательства, законодательства и нормативных актов по вопросам выполняемой работы, порядка оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением.
Обязательно ли размещать информацию о вакансиях на портале «Работа в России»
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает обязанность организаций на ежемесячной основе представлять в службу занятости информацию о вакансиях.
Если численность работников компании более 25 человек, то проинформировать службу занятости о вакансиях можно только через портал «Работа в России». Также обязаны использовать данный ресурс государственные и муниципальные учреждения и предприятия, а также и компании с госучастием.
Соответственно, в целях исполнения данной обязанности организация должна зарегистрироваться на портале «Работа в России», создать личный кабинет работодателя и ежемесячно размещать информацию о вакансиях.
Если компания размещает на портале сведения о вакансиях, она тем самым исполняет требование Закона № 1032-1 в части информирования о вакансиях службы занятости (п. 5 Правил информирования о вакансиях).
Если численность работников организации менее 25 человек, то представить или направить информацию об имеющихся вакансиях можно лично непосредственно в службу занятости. Сведения представляются по форме, приведенной в приложении № 9 к Приказу Минтруда России от 20.10.2021 № 738н.
Нормативная база для проверки кадровой документации
Для начала назовем основные нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при проверке кадровой документации. Основными из них являются:
— Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (вместе с Правилами ведения и хранения трудовых книжек);
— Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (далее — Инструкция по заполнению трудовых книжек);
— Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление N 1);
— Приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»;
— Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;
— ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
— Трудовой кодекс.
Кроме этого, существует достаточное количество ведомственных нормативных актов, которыми регламентированы делопроизводство, порядок ведения личных дел или урегулированы иные аспекты трудовых отношений. Эти акты также необходимо изучить и применять при инспектировании кадровой документации.
Сообщают ли на работу об административных правонарушениях — общие принципы
Под административным правонарушением в России подразумевается совершение поступка, который предусматривает несение виновным лицом административной ответственности. К таким проступкам относятся противоправные и виновные действия, которые, в отличие от уголовных преступлений, не несут за собой значительной общественной опасности, хоть и являются нарушением закона. Наиболее распространенными административными правонарушениями можно назвать:
- Нарушение правил дорожного движения.
- Распитие алкогольных напитков и курение в запрещенных местах.
- Нарушение работодателями трудового законодательства.
- Мелкое хулиганство.
- Хищение имущества в мелких размерах.
- Нарушение тишины и покоя в ночное время и выходные.
- Нарушение правил хранения оружия.
- Неисполнение обязанностей по воспитанию детей.
- Нарушение правил пользования электросетями.
- Неуплата в срок административных штрафов.
Важный факт — это лишь краткий перечень самых распространенных административных правонарушений, всего же под квалификацию таких деяний попадает достаточно большое количество незаконных действий.
Основным нормативно-правовым документом, который рассматривает понятие административной ответственности и перечень ситуаций, по отношению к которым она может применяться, является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). В частности, именно там рассматриваются возможные виды административной ответственности, к которым относятся:
- Вынесение предупреждения. Это один из наиболее мягких видов ответственности, не предполагающий никаких санкций и ограничений для человека, однако, фактически требующий составления протокола о нарушении. Впоследствии, при совершении административного проступка может учитываться наличие или отсутствие предупреждений ранее для вынесения решения о мере ответственности.
- Административный штраф. Это — второй по распространенности вид административной ответственности. Минимальный и максимальный размер штрафа устанавливаются непосредственно за каждое правонарушение, а размеры штрафов могут составлять от 100 рублей до 100 и более миллионов рублей.
- Конфискация. Орудия совершения административного правонарушения по некоторым статьям могут быть конфискованы без предоставления компенсаций.
- Лишение специальных прав. Виновник административного правонарушения может быть лишен определенных специальных прав, например — права на управление транспортным средством.
- Административный арест. В некоторых ситуациях, совершение административного правонарушения может предполагать арест человека вплоть до 30 суток.
- Дисквалификация. За некоторые виды административных правонарушений может быть предусмотрено ограничение в праве вести определенную деятельность или занимать определенные должности.
- Депортация. В отношении иностранных лиц одной из мер административной ответственности может быть выдворение за пределы Российской Федерации.
- Приостановление деятельности. Если административное правонарушение совершено субъектом хозяйствования, одной из мер ответственности может быть временное приостановление его деятельности.
- Запрет на посещение спортивных мероприятий. Данная мера ответственности может применяться в отношении болельщиков, совершивших правонарушение на стадионе или в связи со спортивным событием.
Выше приведен исчерпывающий перечень установленных законодательством видов ответственности за совершение административных проступков. При этом ни один из них сам по себе, как можно понять, не подразумевает сообщение работодателю об административном правонарушении. Однако на практике ситуации могут быть разные, и следует рассмотреть особенности информирования работодателей о правонарушениях со стороны сотрудников более подробно.
Глава 1. Кадровая служба – лицо компании.
«…Если вы мудро выбираете друзей, ваши дела пойдут в гору.
Если же вы мудро выбираете себе дело и людей, которые будут работать с вами, вы станете процветать».
Уоррен Хельман.
Ни одна организация в условиях современных прогрессирующих тенденций не может существовать без службы (отдела) занимающейся комплектованием организации кадрами, ведением всей документации, касающейся приема и увольнения сотрудников, да и многой другой специфической деятельностью, которую, на наш взгляд, не могут выполнять другие службы, хотя есть мнение среди работодателей, что функции кадровой службы (отдела кадров) может выполнять секретарь или бухгалтер. Да, в общем-то может, к примеру, заполнить трудовую книжку или же заполнить табель рабочего времени, но не более. Грамотно оформить работника при приеме на работу, внести изменения в трудовой договор, соблюсти все требования, предъявляемые Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня 2006 г.)[1] (далее – ТК РФ) и другими нормативными актами, в состоянии только «профессиональный» кадровик.
Надо сказать, что с октября 2006 года в ТК РФ внесены значительные изменения, что позволяет кадровым службам (отделам) или иным сотрудникам, выполняющим кадровую работу, более ответственнее относится к оформлению трудовых отношений с работниками (особенно к заключению трудового договора). Конечно же еще многое необходимо разъяснить, но это все будет сделано со временем, как говорится – все постигается практикой.
Вернемся к передаче функций кадровика иным лицам.
Практическое воплощение мнения по поводу передачи функций кадровика секретарю или бухгалтеру часто приводит к кадровым ошибкам. Так, например, на практике часто встречаются неправильно оформленные трудовые договоры, нарушающие права работника. Автор также на практике при приеме работника часто сталкивается с неправильно внесенными записями о трудовой деятельности в его трудовой книжке, что может привести к необходимости подтверждения страхового стажа при выходе на пенсию. Так что можно посоветовать работодателям одно – не скупитесь на организацию на своем предприятии кадровой службы (отдела), вам это обернется высокими производственными результатами, а самое главное спокойствием.
Не зря говорят: кадровая служба – лицо компании.
Именно с кадровой службы (отдела) начинается знакомство потенциального работника с организацией. Именно от кадровой службы (отдела) зависит, продолжит ли пришедший устраиваться на работу свою трудовую деятельность у вас или из-за того, что он получил сомнительную или неполную информацию о своей потенциальной работе, откажется от дальнейшего общения с вашей организацией.
Поэтому сотрудник кадровой службы должен обладать не только образованием, но и набором определенных качеств. Сотрудник кадровой службы должен иметь презентабельную внешность – прежде всего, он должен располагать к себе, иметь открытый взгляд и хорошо поставленную речь.
Требования к сотруднику кадровой службы будут рассмотрены чуть позже.
А сейчас о кадровой службе (отделе) в общем.
Рассмотрим структуру кадровой службы (отдела кадров).
Обычно, но не везде, во главе кадровой службы (отдела кадров) стоит начальник кадровой службы (отдела кадров), который частенько является заместителем руководителя организации (сейчас часто называют данную должность – заместитель директора по персоналу). На мой взгляд, синонимом названия данной должности является менеджер по персоналу (судя по Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 (в ред. от 12 ноября 2003 г.) (далее – Справочник) имеет те же функциональные обязанности). У него в подчинении находятся сотрудники, занимающие следующие должности: менеджер по персоналу, инженер по подготовке кадров, специалист по кадрам, инспектор по кадрам. В структуре кадровой службы (отдела) могут быть также делопроизводители и машинистки. В общем-то вариации со структурным образованием кадровой службы (отдела) могут быть различными. Так, к примеру, в организации кадровый работник один и должность его – специалист по кадрам.
Какова же должна быть численность кадровой службы (отдела), чтобы обеспечить нормальное функционирование организации.
Для этого надо определить затраты рабочего времени на комплектование и учет кадров и другие функции кадровой службы (отдела).
Основным документом, используемым для определения затрат рабочего времени на работы по комплектованию и учету кадров, а также для обоснования необходимой численности работников, занятых этими работами, до настоящего времени остаются Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, утвержденные постановлением Минтруда СССР от 14 ноября 1991 года № 78[2] (далее – Нормативы). Срок действия нормативов неоднократно продлевался и поскольку новые нормативы времени на выполнение кадровых операций пока не приняты, его положения, как не противоречащие трудовому законодательству и регулирующие нормирование труда работников кадровой службы (отдел) пр��должают применяться.
Никакие других нормативных актов, регламентирующих численность кадровой службы (отдела) нет.
Доцент МГИЭМ, кандидат физико-математических наук, Юрашев В.В. смог с помощью строгих формул данных в Нормативе выяснить данную проблемы.[3] На мой взгляд, исследования Юрашева наиболее полно и довольно ясно ответили на вопросы по численности кадровой службы (отдела), которые часто возникают не только у кадровиков, но и руководителей организаций.
Юрашев произвел расчеты по затрату времени лишь четырех выполняемых кадровой службой (отделом) работ: оформление приема и увольнения, отпусков и документов работников, уходящих на пенсию. Но этого оказалось достаточно, чтобы определить, сколько должно приходиться кадровиков на число работников.
Прежде всего необходимо пояснить какие функциональные обязанности выполняются сотрудниками кадровой службы (отдела).
Нормативами охвачены лишь немногие из них, так как за годы после утверждения нормативов к функциям отделов кадров добавились работы по подготовке и предоставлению документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, работы по социальному страхованию, по медицинскому страхованию и еще целый ряд иных весьма трудоемких работ. Данные работы Нормативами не учтены, но независимо от численности сотрудников кадровой службы (отдела) они выполняются.
Так, п. 1.3 Нормативов указывает следующие работы:
1) оформление документов при приеме на работу рабочих и служащих;
2) оформление документов при увольнении рабочих и служащих;
3) оформление и учет трудовых книжек;
4) оформление документов по учету движения кадров;
5) составление статистической отчетности по учету личного состава;
6) составление справок, участие в разработке планов и другие работы, выполняемые работниками по комплектованию и учету кадров;
7) работы по табельному учету;
8) работы в бюро пропусков;
9) работы в военно-учетном столе;
10) работы, связанные с АСУП;
11) прочие работы.
В соответствии с п. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируется установленный федеральным законом оплачиваемый ежегодный отпуск.
По поводу оформления отпусков возникает много вопросов. Некоторые начинающие кадровики останавливаются лишь на одном виде отпусков – ежегодном основном оплачиваемом 28-дневном – и даже не помышляют о том, что существует еще удлиненные отпуска, дополнительные и т. д.
Чтобы не совершить ошибки при предоставлении отпуска того или иного вида, рассмотрим более подробно виды отпусков и характерные особенности их предоставления.
Начнем с основного отпуска.
Ежегодный оплачиваемый отпуск. Согласно ст. 115 ТК РФ предоставляется продолжительностью 28 календарных дней, если только действующим законодательством для отдельных категорий работников не предусмотрен удлиненный основной отпуск.
Правом на ежегодные оплачиваемые отпуска пользуются как постоянно занятые работники, так и лица, с которыми заключены трудовые договоры на время выполнения определенной работы, на выполнение временных и (или) сезонных работ. На общих условиях правом на отпуск пользуются лица из числа совместителей, а также сотрудники, выполняющие трудовые обязанности на условиях неполного рабочего времени. При этом временными и сезонными работниками право на оплачиваемые отпуска могут реализовываться по их усмотрению: либо путем их фактического использования, либо путем получения денежной компенсации при истечении срока заключенного трудового договора (ст. 291 и 295 ТК РФ).
Согласно ст. 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не допускается.
Все вышеуказанные нормы необходимо знать кадровику, чтобы не допустить нарушений при предоставлении отпуска.
Отпуска предоставляются работникам по графику отпусков – унифицированная форма Т-7 (Приложение 13).
Данный документ является обязательным локальным актом, так как его оформление регламентировано ст. 123 ТК РФ. Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее чем за две недели до его начала, то есть необходимо за две недели до отпуска издать приказ о предоставлении отпуска и ознакомить работника под роспись.
Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы в данной организации.
Как уже было сказано выше, график отпусков должен быть утвержден не позже чем за две недели до окончания текущего производственного года и начала следующего, т. е. это примерно середина декабря.
Для работы над составлением графика необходимо:
1) установить наиболее «разгруженные» периоды работы организации;
2) узнать пожелания непосредственно работников по поводу времени предоставления отпуска;
3) установить, кто из работников пользуется льготами при предоставлении отпуска.
Для решения первого условия необходимо проанализировать производственный процесс организации, определить периоды загруженности работой и вычислить, когда происходит спад рабочего процесса.
Выяснить пожелания работников вам смогут помочь руководители отделов (подразделений, цехов).
Поручите им собрать со своих подчиненных заявления о предполагаемом времени отпуска, уладить разногласия между сотрудниками, возникшие в процессе выявления данного вопроса. После этого данные руководители должны представить в отдел кадров сведения о датах начала отпуска своих подчиненных для составления графика.
Надо заметить, что каждый работник должен написать заявление об отпуске, в противном случае возникнет множество проблем в течение года с предоставлением отпусков. В случае, если работники не изъявили свое желание, вам предоставляется возможность самостоятельно распределить отпуска на свое усмотрение с учетом всех условий и льгот работников.
Нельзя забывать, что некоторым работникам закон предоставляет право уйти в отпуск в удобное для них время. Если возможно, составьте список всех льготников. Для точного подтверждения пусть все льготники принесут документальное подтверждение льгот. Прежде всего надо объяснить работникам, каким категориям полагаются данные льготы, ссылаясь на правовые акты.
В соответствии со ст. 267 ТК РФ работники в возрасте до 18 лет имеют право уйти в ежегодный основной оплачиваемый отпуск в удобное для них время. Согласно ст. 123 ТК РФ по желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у работодателя.
Совместители имеют право использовать отпуск на работе по совместительству одновременно с от��уском по основному месту работы (ст. 286 ТК РФ).
По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя), работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка (п. 5 ст. 322 ТК РФ).
Имеют право взять очередной отпуск в удобное для них время:
1) граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), (ч. 15 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (с изм. и доп. от 17 марта, 22 августа, 29 декабря 2004 г.);
2) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 14, 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изм. и доп. от 18 июня 1992 г., 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.));
3) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (ч. 3 ст. 8 Закона РФ от 15 января 1993 г. № 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (с изм. и доп. от 30 июля 1996 г., 7 августа 2000 г., 13 июля 2001 г., 28 декабря 2004 г., 23 июля 2005 г.);
4) граждане, награжденные знаком «Почетный донор России» (ст. 11 Закона РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-I «О донорстве крови и ее компонентов» (с изм. и доп. от 4 мая 2000 г., 16 апреля 2001 г., 24 декабря 2002 г., 22 августа 2004 г.));
5) Ветераны Великой Отечественной войны, другие участники ВОВ и боевых действий (ст. 14–19 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изм. и доп. от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 8 мая 2005 г.)).
Изменением трудового договора является перевод на другую постоянную работу и перемещение.
Законодатель внес существенные коррективы в статьи ТК РФ, которые регламентировали перевод и перемещение работников.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение заключается в письменной форме (72 ТК РФ).
Признаками перевода на другую работу являются:
1) изменение трудовой функции работника, то есть меняется либо специальность, либо квалификации, либо должность работника, либо все эти характеристики сразу;
2) изменения существенных условий труда.
Различают постоянные и временные переводы на другую работу.
В свою очередь постоянные переводы на другую работу имеют следующие разновидности:
1) перевод в пределах одного работодателя;
2) перевод на работу в другую местность;
3) перевод на работу к другому работодателю.
Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 2,3 ст. 72.2 ТК РФ.
По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается.
Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.
Запрещается переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Временные переводы.
По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.
В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.
Перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй настоящей статьи. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.
Перевод по медицинским показателям.
Работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.
Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п.8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Трудовой договор с руководителями организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), их заместителями и главными бухгалтерами, нуждающимися в соответствии с медицинским заключением во временном или в постоянном переводе на другую работу, при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответс��вующей работы прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса. Работодатель имеет право с письменного согласия указанных работников не прекращать с ними трудовой договор, а отстранить их от работы на срок, определяемый соглашением сторон. В период отстранения от работы заработная плата указанным работникам не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, – до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника (ст. 182 ТК РФ).
Очень часто работодатель отождествляет перевод на другую работу с перемещением. Перемещение осуществляется в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же организации в той же местности, поручение работы на другом механизме, агрегате, станке, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и изменения существенных условий труда. Данное перемещение не требует согласия работника. Главное условие при перемещение неизменность специальности, квалификации или должности, обусловленных трудовым договором.
Работодателю надо помнить, что перевод в дочернее предприятие требует согласие работника, так как дочернее общество – это самостоятельное юридическое лицо (ст. 105 ГК РФ).
В условиях динамичности рыночных процессов работодатели вынуждены менять организацию производства и труда, а это чревато такими последствиями как изменение существенных условий труда. О введении указанных изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения, если иное не предусмотрено ТК РФ или иным федеральным законом.
Если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы – вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья.
При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ.
Типичные нарушения в кадровом делопроизводстве
Вы здесь «Кадровик.
Кадровое делопроизводство», 2009, N 7 Полномочия инспекторов по труду охватывают весь спектр вопросов, связанных с использованием наемной рабочей силы, — от проверки правильности оформления трудового договора до контроля состояния рабочей среды. Контроль за исполнением законодательства в сфере труда осуществляется в виде проверок — и чаще всего они связаны с наличием и правильностью оформления целого ряда документов, большая часть из которых — кадровая документация.
Опыт автора позволяет дать обзор типичных ошибок, которые обычно выявляют инспекции по труду. Инспекции труда входят в Федеральную службу по труду и занятости РФ, которая подчиняется Министерству здравоохранения и социального развития РФ. В соответствии с положениями ст.
357 Трудового кодекса РФ полномочия инспекторов по труду охватывают весь спектр вопросов, связанных с использованием наемной рабочей силы, — от проверки правильности оформления трудового договора до контроля состояния рабочей среды. При этом деятельность инспекторов по труду представляет собой совокупность действий по проверке условий занятости на предприятии, их анализу и оценке соответствия требованиям законодательства о труде, а также принятию решений о привлечении к ответственности виновных в нарушениях и др.