Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое муниципальная квартира, кому она принадлежит и кто ее может получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.
Обменять можно, но непросто
Жильцы муниципальных квартир имеют возможность обменивать свои квадратные метры, но только в если и вторая квартира, участвующая в обмене, находится в собственности муниципалитета.
Правила обмена муниципальных квартир определены в 72-й статье Жилищного кодекса. Для начала процедуры обмена владелец квартиры должен заручиться согласием всех членов семьи, а также разрешением от наймодателя (местной администрации). А если в квартире прописаны дети или недееспособные граждане, то потребуется разрешение и от органов опеки и попечительства.
Обмен муниципальной квартиры – одна из самых хлопотных сделок с недвижимостью в том, что касается документов. Письменное разрешение на обмен требуется собрать со всех членов семьи, даже временно проживающих по другому адресу. И такие разрешения нужны для всех квартир, участвующих в обмене. Сложно представить, сколько времени занимает их сбор, если, например, большая семья со взрослыми детьми меняет свою муниципальную трешку на две однокомнатных квартиры.
Кроме того, необходимы:
- кадастровый паспорт,
- справка о составе семьи,
- справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам,
- свидетельство о браке и
- свидетельства о рождении детей.
В некоторых случаях местная администрация требует и другие документы.
Комментарии к ст. 215 ГК РФ
1. Согласно ст. 130 Конституции муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п. 1 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
2. Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же Постановлением от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ от 1 марта 1996 г. N АР-18/1599.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.
Напротив, передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // СА РФ. 1993. N 52. Ст. 5071).
3. В соответствии с п. 2 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке. Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, арбитражным судам подведомственны (п. 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 7. С. 91 — 103)).
4. На практике весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно разъяснению ВАС РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов (см. Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 96).
Однако это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенные помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капвложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше (Вестник ВАС РФ. 1996. N 6. С. 58 — 59; Комментарий судебно-арбитражной практики. 1996. Вып. 3. С. 52 — 57), полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.
Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений. См. об этом также п. 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий (приложение к информационному письму ВАС РФ от 11 июня 1997 г. N 15 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 8. С. 61 — 62).
5. Согласно ст. 125 ГК и п. 2 ст. 23 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
6. Хотя муниципальная собственность является самостоятельной формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного характера этой собственности во многом схожа с государственной.
Муниципальное имущество, как и государственное, может быть подразделено на две основные группы: а) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (см. гл. 19 ГК); б) средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или муниципального образования.
Аналогично ответственности государства по своим обязательствам строится и ответственность по его долгам муниципального образования (подробнее см. п. 6 коммент. к ст. 214 ГК).
7. О том, при каких обстоятельствах муниципальное образование признается учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, см. п. 5 коммент. к ст. 214 ГК.
Подтвердить свой статус и нуждаемость необходимо самостоятельно, обратившись в орган местного самоуправления с соответствующими документами. Каждая заявка подвергается проверке на соответствие требований жилищного законодательства.
Нуждающимися признаются:
- семьи и граждане, у которых нет никакого пригодного для проживания помещения в собственности;
- если граждане на дату обращения проживают в помещениях аварийного фонда;
- семьи, проживающие в квартирах, комнатах, домах, площадь которых менее установленной нормы, которая должна приходиться на каждого члена семьи (менее 10 кв.метров на человека);
- лица, которым установлено хроническое заболевание, опасное для других граждан.
Для лиц, признанных малоимущими, необходимо подтвердить, что ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, не превышает установленного норматива по региону. Учитываются доходы, получаемые из всех источников лицами, проживающими на одной жилплощади.
Военнослужащие вправе обратиться за получением муниципального жилья, отслужив не менее 20 лет.
Дети-сироты получают квартиру или комнату из муниципального фонда при достижении совершеннолетнего возраста, а, прожив в ней 5 лет и более, могут обратиться за приватизацией.
Официально достоверный способ узнать собственников квартиры — нужен только ее адрес
Убедитесь сами: 1) перейдите на страницу «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online; 2) выберите чекбокс «Адрес»; 3) Введите адрес. Вот примеры ввода адреса — №1, №2, №3); 4) Внизу нажмите на кнопку «Сформировать запрос»; 5) На открывшееся странице нажмите на адрес квартиры. Как видите, в открытом доступе на сайте Росреестра данных о правообладателях нет. И так со всей недвижимостью. Мы для примера ввели адрес г.Москва, ул.Валовая, д.6, кв.15 и вот какие справочные сведения из ЕГРН получили. Хозяева квартиры не показаны.
Почему так? Объясняем: в РФ введется Единый Государственный Реестр Недвижимости (ЕГРН). В этом ЕГРН находится и пополняется вся информация о недвижимости, в том числе о собственниках. Но Росреестр на своем сайте в открытом доступе показывает лишь справочную информацию о недвижимости из ЕГРН. В эту справочную информацию не входит информация о собственниках, поэтому они там и не отображаются.
Вопрос в свете законодательства
Совсем не думать ни о чем не получится — на бесплатной основе ни одно помещение не предоставят. Так что как минимум, придется платить за квартиру и держать в порядке общедомовое имущество (ст. 678 ГК РФ).
Надо ли платить за капитальный ремонт если квартира не приватизирована? Согласно действующему закону, кто собственник жилища, тот за него и платит (ст. 158; 169 ЖК РФ). А должны ли квартиранты платить за капитальный ремонт?
Если квартира не является собственностью человека, то есть — он либо ее снимает, либо проживает по договору социального найма, плата за капитальный ремонт муниципальной квартиры ложится либо на муниципалитет, либо на арендодателя. Если такие квитанции приходят по адресу, где проживают по коммерческому найму, их нужно передавать хозяину помещения.
Причем, согласно действующим нормам, взносы нужно платить за все — и обитаемые, и нежилые помещения здания, включенного в программу капремонта.
Верховный суд о капитальном ремонте муниципального жилья.
Правила пользования муниципальным жильем
Наниматели государственного жилья вынуждены подчиняться всем правилам, на него распространяющимся. Их довольно много. Кроме запрета на продажу, существует еще ряд норм ограничивающего характера. Они таковы:
- перепланировку внутреннего пространства можно сделать только с разрешения муниципалитета;
- капитальные работы выполнять самостоятельно запрещено, ими занимается специальная служба за государственные средства;
- вселение совершеннолетних родственников проводится с разрешения владельца.
Жильцы за свои деньги могут проводить ряд работ в государственных квартирах:
- косметический ремонт;
- замена дверей и окон исключительно в места, предусмотренные планом;
- усовершенствование условий проживания путем внедрения съёмных технических средств (кондиционеры, к примеру).
Для сведения: незаконная перепланировка без соответствующего разрешительного документа будет оспорена властями. Жилец получит предписание:
- узаконить строительство (если это возможно);
- или демонтировать конструкции и привести помещение к первоначальному виду.
Как и в любой другой собственности, муниципальная собственность имеет свои плюсы и минусы, которые вкратце рассмотрим ниже:
Плюсы (достоинства) | Минусы (недостатки) |
---|---|
|
|
Если квартира муниципальная кто собственник
Приватизированное жилье находится в собственности гражданина, следовательно может быть продано, подарено, заложено в банке, передано по наследству. неприватизированное — в собственности у муниципалитета (город, район) , либо субъекта федерации (республика, край, область) , либо у РФ. следовательно неприватизированное — не может быть проданго, подарено.. . (далее по тексту) . на жилье, находящееся в собственности больше налоги и коммунальные платежи.
Договор купли — продажи он и в Африке договор. Это к тому, что и купленное в бытность СССР — имеет юрсилу и сейчас. Дом бабушка и дедушка приобретали состоя в законном браке и каждый из них имеет равное право на свою долю. И зачем им приватизация, если дом уже был ими куплен?? ? При кончине одного из них (дедушки, бабушки) на дом, как на предмет наследства, могут претендовать оставшийся в живых супруг, их дети и их родители.
Продать можно только свое
С другой стороны, только приватизированную недвижимость можно продать.
Наиболее простым способом для приобретения недвижимости в собственность выступает именно механизм приватизации. Только благодаря приватизации гражданин может на законных основаниях стать полноправным владельцем дома или квартиры. И его никто не стеснит в возможностях распоряжаться собственным жильем.
Многих интересует вопрос: «Что будет, когда отменят бесплатную приватизацию?».
Почему это столь острый момент? Это связано с тем, что периодически такие заявления в Госдуме РФ слышны. Поэтому время от времени люди торопятся и принимают поспешные решения на счёт приватизации.
И порой это создаёт огромные очереди — соответствующие инстанции не в силах вовремя справиться с огромным количеством поступающих к ним заявлений.
Какой вывод можно сделать из такой сложной для разрешения ситуации? Многие предлагают решить всё довольно просто: сделать ее бесплатной в России. Ведь граждане проявляют и, очевидно, будут проявлять всегда огромный интерес к тому, чтобы через приватизацию получить права на те метры, которые они и занимают.
Бесплатная приватизация жилья началась в России в 1992 году. Предполагалось, что приватизация завершится с принятием нового Жилищного кодекса 1 января 2007 года, однако из-за большого числа желающих ее срок продлевался уже четыре раза. Сначала до 1 марта 2010 года, затем до 1 марта 2013 года, далее — до 1 марта 2015 года и наконец принято решение о продлении бесплатной приватизации до 1 марта 2016 года. Возможно, что и это — не окончательный срок.
Права в муниципальной квартире временных жильцов
Наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением наймодателя имеет право разрешить безвозмездное проживание в занимаемом ими жилом помещении по договору социального найма другим гражданам в качестве временно проживающих (временным жильцам).
Наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры — менее нормы предоставления.
Срок проживания временных жильцов не может превышать 6 месяцев подряд.
Временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования соответствующим жилым помещением. Ответственность за их действия перед наймодателем несет наниматель.
Временные жильцы обязаны освободить соответствующее жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания, а в случае, если срок не согласован, не позднее чем через семь дней со дня предъявления соответствующего требования нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи.
Что такое муниципальное жилье?
2021-09-04 129 В соответствии с Конституцией каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище.
Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления такого права для тех категорий граждан, которые в нем нуждаются.
Муниципальное жилье передается во временное пользование на основании договора социального найма.
Муниципальными признаются жилые помещения, собственником которых является орган местного самоуправления (ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса). Гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации и остро нуждающихся в жилье, оно может быть предоставлено из муниципального жилищного фонда с оформлением договора социального найма. Согласно п. 2 ст. 49 ЖК на муниципальное жилье могут рассчитывать граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в получении жилплощади.
Порядок признания таковыми определяется в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ, исходя из доходов семьи и стоимости принадлежащего им имущества.