Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли и как приватизировать служебную квартиру? Отвечает юрист». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иск с требованием приватизировать служебное жилое помещение подавайте в районный суд. На это указал Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 02.07.2009 N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”.
Военная приватизация в 2021 году — исковое заявление, образцы, через суд, пенсионерами, документы
Существует несколько видов жилых помещений в зависимости от принадлежности государственному органу. Есть так называемый специализированный жилищный фонд. Дадим определение этому понятию.
Служебная квартира – это помещение, в котором проживает военнослужащий во время прохождения службы в ВС РФ. Пользоваться ей защитник Родины и члены его семьи могут весь период действия, пока его не уволили в запас и не исключили из списков части.
Однако большинству хотелось иметь жилплощадь, которой можно было бы свободно распоряжаться: продавать, дарить, завещать. Ничего из указанных операций со служебной квартирой сделать нельзя.
Для изменения ситуации необходимо жилплощадь переоформить на себя. Что говорят действующие законодательные нормы, на основании которых может возникнуть новое правоотношение в этой области?
Приватизация военного жилья регулируется следующими правовыми актами:
- закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации»;
- ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г.
- Жилищным кодексом РФ.
Так, в ст. 2 Закона № 1541-1 указано, что «граждане, которые проживают в квартирах по социальному найму, имеют право приобрести их на условиях, предусмотренных этой правовой нормой, либо иными нормативными актами РФ в общую или единоличную собственность».
Пункт 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» поясняет, что офицеры проходящие службу по контракту либо уволенные в запас, либо на пенсию по выслуге лет, а также члены их семей имеют полное право получать безвозмездно в собственность занимаемые ими служебные жилые помещения, на основании договора соцнайма».
Законодатель разрешает расслужебить квартиру, и перевести ее в разряд личного недвижимого имущества. Однако для этого необходимо соблюсти условия, о которых будет сказано ниже.
Как повысить шансы на выигрыш в суде
Основной совет — тщательно подготовьте доказательную базу. То есть документы, которые подтверждают ваше право требовать приватизации того служебного помещения, в котором вы жили и живете до сих пор.
Итак, вам потребуется представить суду:
1) документы, которые подтверждают законность вашего проживания в служебном помещении.
Чаще всего это договор найма служебного жилого помещения, а также решение вашего работодателя о предоставлении вам квартиры в связи с трудовыми отношениями. Например, решение жилищной комиссии научно-исследовательского института или распоряжение префекта административного округа г. Москвы.
Если у вас нет договора найма, или вы заключили его позже, чем вселились в квартиру, принесите в суд ордер на вселение.
2) документы, которые подтверждают вашу постоянную регистрацию в служебном помещении.
Прежде всего — это копия вашего паспорта с отметкой о регистрации. А также данные из паспортного стола, открытый вам финансовый лицевой счет, выписки из домовой книги, справка о проверке жилищных условий или справка о фактическом проживании и другие жилищные документы.
3) документы, которые подтверждают, что служебное помещение исключено из специализированного жилищного фонда и фактически утратило статус служебного.
Это любые документы, которые подтверждают, что в отношении вашей квартиры или жилого дома выполняются условия, о которым мы рассказали выше. Так, можете принести в суд решение уполномоченного органа (например, Департамента городского имущества г. Москвы) об исключении вашей квартиры из специализированного жилищного фонда. А также выписку из ЕГРН, согласно которой в реестре нет сведений об отнесении жилого помещения к служебным.
4) справки, уведомления из Управления Росреестра по Москве и Департамента городского имущества г. Москвы, выписки из ЕГРН и другие документы. Они должны однозначно подтверждать: вы не имеете в собственности другого жилого помещения, и раньше никакое не приватизировали.
5) документы, которые подтверждают, что кроме вас, на помещение не претендуют другие граждане.
Тут речь идет как о посторонних, так и о членах вашей семьи — если таковые имеются и живут вместе с вами. Например, можете заручиться их согласием на то, что спорную квартиру или жилой дом приватизируете вы, а они от приватизации отказываются. Такое согласие заверьте у нотариуса.
ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ОБЩЕЖИТИЙ
Наряду со служебными жилыми помещениями в настоящее время значительное количество граждан проживает в общежитиях различного типа и вида. Для судебной практики также остро стоят проблемы рассмотрения споров о приватизации таких жилых помещений. Данное обстоятельство обусловливается тем, что в советский период достаточно большое количество жилых домов имело статус общежития, принадлежавшего государственным учреждениям и предприятиям. После начала процесса разгосударствления экономической системы многие дома, именуемые общежитиями, перешли в частные руки либо в муниципальную собственность, кроме того, зачастую общежития по факту перестали быть таковыми, хотя в правоустанавливающей документации все еще являлись специализированным жилым фондом.
По многим спорным вопросам были приняты решения судов высших инстанций, что позволило судебным органам на местах сформировать определенную правоприменительную практику.
Так же, как и в отношении служебных жилых помещений, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в статье 4 установлен запрет на приватизацию жилых помещений. При этом в отличие от служебных жилых помещений их собственникам либо владельцам на праве оперативного управления или хозяйственного ведения не предоставлено возможности принимать решения о приватизации каких-либо помещений в общежитии. На первый взгляд ситуация кажется достаточно простой: запрет на приватизацию общежитий установлен законодателем и, соответственно, не может быть оспорен без внесения соответствующих поправок в нормативно-правовые акты. Тем не менее в суды общей юрисдикции ежегодно поступают тысячи исковых заявлений о признании права на приватизацию комнат в общежитии, значительная часть которых удовлетворяется.
Рассмотрим наиболее распространенные категории дел, связанных с требованием признать право на приватизацию общежития.
Прежде всего следует указать на то, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма .
ПРИЗНАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА СЛУЖЕБНОЕ ЖИЛЬЕ ЗА СПЕЦИАЛЬНЫМИ СУБЪЕКТАМИ
Интерес также вызывают случаи, когда лицо, проживающее в служебном жилье, является специальным субъектом, а у государства есть обязанность передать ему в собственность жилое помещение на основании правовых норм, не относящихся к жилищному законодательству (например, в соответствии с Законом «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132-1 судьи обеспечиваются отдельными жилищными помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета).
В то же время, несмотря на наличие статуса специальных субъектов, в отношении военнослужащих и сотрудников внутренних дел органами власти периодически принимаются незаконные решения о выселении из служебного жилья. Правоприменительная практика в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, проживающих в служебном жилом помещении и прекративших службу, основывается на применении к правоотношениям не только ст. 103 ЖК РФ, но и таких специализированных актов, как Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 897. Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 11 декабря 2018 г. N 6-КГ18-14, в соответствии с которым такие лица подпадают под действие специальных норм ФЗ «О статусе военнослужащих», а выводы органов исполнительной власти о том, что их можно выселять из служебных квартир без предоставления иного жилого помещения, не основаны на положениях действующего законодательства.
ПИСЬМЕННАЯ ГАРАНТИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ РАВНОСИЛЬНА ЗАВЕРЕНИЮ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 431.2 ГК РФ
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», в силу п. 1 ст. 431.2 Гражданской кодекс Российской Федерации сторона договора вправе явно и недвусмысленно заверить другую сторону об обстоятельствах, как связанных, так и не связанных непосредственно с предметом договора, но имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения, и тем самым принять на себя ответственность за соответствие заверения действительности дополнительно к ответственности, установленной законом или вытекающей из существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
В соответствии с позицией Верховного Суда РФ отношения, возникающие после письменного заверения работодателя о возможной передаче жилого помещения в собственность работника, подпадают под действие ст. 431.2 ГК РФ.
Судебная практика: администрация муниципального района обратилась в суд с иском к педагогу школы Г. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В иске администрация указала, что в 2011 году между администрацией и Г. заключен договор найма служебного жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю во владение и пользование служебный жилой дом для проживания в нем на период трудовых отношений. В 2017 году Г. прекратила трудовые отношения с муниципальным образовательным учреждением, но из дома добровольно не выселилась.
Г. обратилась в суд со встречным иском, пояснив следующее: по просьбе директора школы она была приглашена для трудоустройства на вакантную должность учителя истории в сельской местности. Решение о переезде с прежнего места жительства и трудоустройстве Г. приняла под условием получения в собственность жилого дома после 5 лет непрерывной работы в школе, что было подтверждено гарантийным письмом, подписанным главой муниципального района. Решением районного суда исковые требования администрации были удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требований педагога отказано. Апелляционная инстанция данное решение оставила без изменения.
По инициативе Генеральной прокуратуры РФ дело передано на рассмотрение в Коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в своем Определении разъяснил, что одновременное подписание договора о предоставлении служебного жилого помещения и гарантийного письма свидетельствует о том, что орган муниципальной власти взял на себя обязательства по передаче дома в собственность Г. и доводы нижестоящих судов о том, что гарантийное письмо носит информативный характер, несостоятельны. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда N 55-КГПР18-7 от 29 января 2019 года).
Подводя итог, отметим, что защита прав лиц, принудительно выселяемых из служебного жилого помещения, представляет собой достаточно сложную задачу. Арсенал универсальных защитных средств по данной категории споров сокращается с каждым годом. В такой ситуации логичной рекомендацией для представителей выселяемых лиц является тщательная оценка жилищных прав нанимателя (актуально для специального субъекта), а также поиск процессуальных нарушений со стороны истца.
Если квартира перешла в муниципальный фонд то ее статус
Таким образом, с начала действия закона возникает вопрос о том, имеют ли право жильцы служебных квартир в обязательном порядке требовать от владельца жилого помещения разрешения на передачу ему в собственность используемой служебной квартиры. Или такие права имеет исключительно собственник жилого фонда? Практика московских судов В основном суды общей юрисдикции признают право собственников самим принимать решение о предоставлении конкретному гражданину возможности приватизации служебной квартиры. Судебные иски о признании отказов в приватизации служебного жилья неправомерными оставались без удовлетворения ─ Москва не хочет лишаться собственности, а суды «сохраняют солидарность».
Пример одного последнего дела: гражданка М. и гражданин С. Важно запросить копии документов, в соответствии с которыми то или иное жилье было наделено определенным статусом. Также необходимо определить дату присвоения служебного статуса. Такой статус жилью должен быть присвоен только до предоставления такого имущества жильцу.
Плюсы и минусы приватизации
Оставить в наследство. Приватизированную квартиру можно передать по наследству, в том числе по завещанию. Быть зарегистрированным в наследуемой квартире или состоять в близком родстве с наследодателем будущему наследнику необязательно.
Неприватизированную квартиру передать по наследству нельзя. Члены семьи нанимателя могут и дальше жить в ней после его смерти: один из них станет ответственным нанимателем взамен умершего и заключит новый договор соцнайма.
Но это не наследование. Право постоянной регистрации и проживания в квартире будет только у тех членов семьи, которые на момент смерти ответственного нанимателя были зарегистрированы и жили в этой квартире.
Поэтому если нужно, чтобы родные и близкие сохранили права на неприватизированную квартиру, кто-то из них обязательно должен там проживать и быть зарегистрирован.
Знаем все о недвижимости
Разбираем сложные ситуации с покупкой и продажей жилья, рассказываем о законах, которые касаются владельцев недвижимости
Продать, подарить, передать в залог, обменять на другое имущество, сдать в аренду. Можно закрыть дверь, сняться с регистрации, переехать в другой город или другую страну и жить там много лет — никто не скажет, что человек не пользуется собственной квартирой, а значит, не нуждается в ней.
Теоретически с неприватизированной квартирой это может стать поводом, чтобы жилье изъяли и передали другим нуждающимся.
В муниципальном жилье сносить стены и совмещать санузел будет крайне сложно: придется сначала получить согласие наймодателя. И уж точно вам не разрешат переводить квартиру в статус нежилого помещения. Чтобы так сделать, сначала надо приватизировать жилье, а только потом переводить в нежилой фонд.
Если занимать однокомнатную квартиру в Москве общей площадью 42 м² по договору соцнайма, придется платить 13 680 Р в год. Налог на такую же приватизированную квартиру с рыночной стоимостью 2,9 млн рублей при ставке 0,1% и вычете 20 м² — 1519 Р в год.
Плюсы очевидны. Но есть и минусы приватизации.
Еще любую квартиру могут изъять для муниципальных и государственных нужд: например, если на этом месте будут строить стадион или дорогу. Такое изъятие власти компенсируют разными способами: например, предоставляют другое жилье или выплачивают денежную компенсацию. Компенсация в случае с неприватизированной квартирой может оказаться более выгодной, поскольку нанимателей переселяют с учетом установленной нормы на человека.
Предлагаем ознакомиться Можно ли вернуть переведенные деньги сбербанк
Жилищное законодательство разделяет помещения жилого фонда на определенные категории. Одна из них – специализированное жилье: дома маневренного фонда, общежития, служебные квартиры.
Последние предоставляются гражданам в связи с работой на основании договора, срок действия которого не превышает термин действия трудового контракта.
После окончания трудовой деятельности особа вместе с членами своего семейства должна покинуть помещение.
Из этого правила есть исключения, и из квартиры не выселяют без предоставления другого места жительства такие категории:
- работника, который вышел на пенсию;
- членов семьи военного, сотрудника пожарной службы или силовой структуры, который погиб или пропал без вести, исполнения свои служебные обязанности;
- работника, который получил 1 или 2 группу инвалидности по вине работодателя;
- членов семейства работников, которые ушли из жизни;
- если в жилище проживают дети-сироты.
Что касается возможности приватизации служебного помещения, то законом запрещена такая процедура по общим основаниям. Обращение в местный муниципалитет является в этом случае бесполезным, поскольку жилье не принадлежит местным органам власти, а находится в собственности определенного ведомства или предприятия.
Но выход из этой ситуации есть: нужно получить согласие организации-собственника на приватизацию служебной квартиры. В этом и состоит основное отличие получения в собственность служебного жилья от муниципального. Во втором случае человеку местная власть не может отказать в приватизации, если его документы в порядке.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2014 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Коноваловой О.Ч., при секретаре Рыбачук К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. А. В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г. С.А., к администрации Гурьевского городского округа, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отделу № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и права собственности на квартиру в порядке приватизации, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Г. Ирины Анатольевны, открытого акционерного общества «Славянка»,
УСТАНОВИЛ:
Истец Г. А. В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Г. С.А., обратился в Гурьевский районный суд Калининградской области с указанным выше иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГПК РФ), к ответчикам администрации Гурьевского городского округа, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отделу № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании за ним и его дочерью Г. С.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Сосновка, ул. Центральная, д. X, кв. №XX на условиях договора социального найма, и признании права собственности по ЛА доли за каждым в порядке приватизации на указанную квартиру.
В обоснование заявленных исковых требований, с учётом уточнений, истец Г. А.В. ссылается на то, что с ноября 1993 года он являлся военнослужащим в/ч № YYYYY, расположенной в пос. Сосновка Гурьевского района Калининградской области, ныне филиал в/ч XXXXX. В сентябре 1994 года ему как военнослужащему и членам его семьи была предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 48.8 кв.м., расположенная по указанному выше адресу на территории бывшей в/ч YYYYY, то есть по месту его службы в закрытом военном городке. Затем, 10.09.1997 года ему был выдан ордер, на основании него он зарегистрировался по месту жительства. В настоящее время он также проживает в указанной выше квартире, оплачивает коммунальные платежи. После увольнения с военной службы 20.03.2004 года в связи с окончанием действия контракта он остался проживать в данной квартире, ожидая предоставления другого жилого помещения от муниципалитета Гурьевского района Калининградской области. Обратившись с заявлением в ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о передаче ему данной квартиры в собственность в порядке приватизации, им были получены ответ о том, что данный вопрос решается в судебном порядке. Кроме того, истец полагает, что решение главы администрации Гурьевского района от 05.09.1997 года о включении данной квартиры в число служебного жилья, нарушает требования ст. 101 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 года). При этом, в нарушении требований ст. 106 ЖК РСФСР с ним не был заключен договор найма именно служебного помещения на все время прохождения военной службы. Поскольку не был соблюден порядок вселения его в служебное жилье, истец считает, что сложившиеся отношение как отношения найма именно служебного жилого помещения квалифицировать нельзя. С учётом того, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, так как пос. Сосновка исключен из перечня закрытых военных городков, а ранее в приватизации жилых помещений он (истец) и его дочь не участвовали, Г. А.В. просит данный спор разрешить в судебном порядке.
В судебном заседании истец Г. А.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г. С.А., и представляющий его интересы представитель Зубринович Ю.И., действующий на основании нотариальной доверенности от 06.10.2014 года, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям и доводам, пояснив как изложено выше, просили удовлетворить заявленные требования, дополнительно пояснив, что Г. А.В. данная квартира была выделена жилищной комиссией в сентябре 1994 года с целью улучшений жилищных условий, поскольку изначально истцу было предоставлено общежитие для временного проживания, в котором он и был зарегистрирован. Спорная квартира была предоставлена Г. А.В. после того, как она была освобождена ранее проживавшим в ней офицером, в свою очередь заселившимся в новый дом. И в дальнейшем, только лишь 10.09.1997 года истцу был выдан ордер, в то время, как за предшествующий период времени Г. А.В. со своей семьей фактически проживали в спорной квартире по договору социального найма, а коммунальные платежи автоматически удерживались из заработной платы с учётом метража занимаемого жилого помещения.
Представители ответчиков администрации Гурьевского городского округа, Федерального государственного казенного учреждения «Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отдела № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, в то время, как о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, при этом ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, возражений на заявленные Г. А.В. требования не представили.
Уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства третье лицо не заявляющее самостоятельные требования. Г. И.А. в судебное заседание не явилась, представив 30.10.2014 года суду заявление, согласно которому она указала, что с бывшим супругом Г. А.В. в сентябре 1994 ода они вселились в спорную квартиру и стали в ней постоянно проживать. Кроме того, з материалах дела также имеется заявление Г. И.А., датированное 21 июля 2014 года согласно которому третье лицо поддерживает исковые требования истца и просит рассматривать данное гражданское дело в её отсутствие, с указанием на то, что на жилое помещение она не претендует.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.
Департамента имущественных отношений МО РФ и ОАО «Славянка», будучи надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, возражений на заявленные требования не представили.
В соответствии с положениями, предусмотренными ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При таких обстоятельствах, с учётом мнений участвующих в судебном заседании истца Г. А.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г. С.А. и его представителя Зубриновича Ю.И., суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства, признавая причины неявки в судебное заседание представителей ответчиков неуважительными.
Выслушав пояснения истца Г. А.В. и представляющего его интересы Зубриновича Ю.И., показания свидетелей Мышкина В.В., Островского С.Ф., Абрайтене Р.П. и Каргиной Л.П., исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд находит искрвые требования Г. А.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2014 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи М.Е. Бубновой при секретаре А.И. Ратниковой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению З.Н.Н., З.Г.И., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних М. К. И., З.В.Н. к Отделу № 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
З.Н. Н., З.Г.И., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних М. К. И., З.В.Н. обратились в Светлогорский городской суд
Калининградской области с исковым заявлением к Отделу № 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение — квартиру № Х, расположенную в доме № Х по ул. Шаманова в г. Пионерский Калининградской области в порядке приватизации, указав в обосновании своих исковых требований, что 03 июня 2011 года ей, на состав семьи четыре человека (ей, ее супругу — З.Н.Н., сыну — М.К.И., дочери — З.В.Н.) была распределена трехкомнатная квартира № Х, расположенная в доме № Х по ул. Шаманова в г. Пионерский Калининградской области, общей площадью 63,1 кв.м., в том числе жилой 35,4 кв.м. 06 июня 2011 года между ней и ФГУ «Калининградская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ был заключен договор социального найма на указанное жилое помещение, после чего она, ее супруг и дети, в установленном порядке, вселились в вышеуказанную квартиру и были зарегистрированы по данному адресу. Желая приватизировать данное жилое помещение, она обратилась в Отдел № 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ с просьбой разрешить передачу в собственность занимаемого ею жилого помещения в порядке приватизации. ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ уведомило ее о том, что оно не наделено полномочиями по передаче в собственность гражданам жилых помещений в порядке приватизации, а таюке указало на то, что вопрос о приватизации жилого помещения может быть решен в порядке гражданского судопроизводства. Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ сообщил ей о том, что вопрос приватизации жилых помещений находится в компетенции Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны России и направил ее обращение по принадлежности в адрес последнего. Принимая во внимание, что ранее ни она, ни ее супруг, а также их дети не участвовали в приватизации жилых помещений, на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих», Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» просят признать право собственности в порядке приватизации на вышеуказанную квартиру, поскольку иным образом осуществить свое право на приватизацию квартиры не представляется возможным по независящим от них обстоятельствам.
Приватизация служебных жилых помещений и споры, связанные с выселением из него
Некоторым категориям лиц законом предоставляется возможность дальнейшего проживания в служебных помещениях и по окончании работы в государственных органах, на предприятии в связи с особыми обстоятельствами.
По разным причинам не могут выселить из служебного жилья:
- членов семей военнослужащих и граждан, служивших в разных ведомствах России (пожарные, сотрудники силового ведомства), которые погибли, исполняя служебные обязанности, пропавших без вести, умерших по причине болезни, получения травмы в период службы;
- пенсионеров по старости, проживавших до выхода на пенсию в ведомственном жилье;
- членов семей умерших работников предприятий, которым выделялась служебная квартира, комната в общежитии;
- лиц с инвалидностью 1 и 2 группы, полученной в период трудовой деятельности по вине работодателя (несчастный случай на производстве, профессиональная болезнь и т.д.).
Если существует необходимость выселения именно из этого жилья, всем перечисленным категориям лиц должны предоставляться аналогичные помещения, расположенные на территории этого же поселения.
Служебное жилье предоставляется организациями для сотрудников в связи с исполнением ими непосредственных трудовых обязанностей.
Законодательством запрещается передача жилища, имеющего статус служебного в собственность граждан.
- Но существуют исключения из правила.
- Приватизация квартир, находящихся на балансе муниципалитета подробно регламентирована.
- Новое в законодательстве, касающееся перехода права собственности на служебное жилье гражданам, вызывают много вопросов.
Служебное жилье — это дома или общежития, которые используются гражданами для временного проживания на период осуществления трудовой деятельности.
Его нельзя приватизировать, так как это — не муниципальная и не государственная собственность.
- Жилье, имеющее статус служебного принадлежит организациям.
- Служебное жилье гражданину предоставляется организацией в соответствии с договором.
- Пользоваться такой квартирой он может, пока действие документа не закончится, после чего сотрудник и члены его семьи обязаны будут освободить жилое помещение.
- Не обязаны покидать служебную жилплощадь следующие категории лиц:
- члены семьи военнослужащего, сотрудника силовых структур, пожарного пропавшего без вести или погибшего при исполнении служебных обязанностей;
- работники, вышедшие на пенсию;
- дети—сироты;
- члены семьи умершего работника;
- сотрудники, ставшие инвалидами 1—2 групп по вине нанимателя.
Приватизация служебного жилья, за редким исключением, на общих основаниях практически невозможна.
Единственно возможный вариант перехода права собственности на такое жилище — согласие организации, которая является владельцем жилого помещение.
Когда речь идет о приватизации служебной квартиры, возникает множество вопросов, по разрешению которых существует достаточно сложная и неоднозначная судебная практика. Однако приватизировать служебную квартиру, которая была передана на баланс муниципальным органам, а часто и оформлялась в качестве служебной с определенными нарушениями норм законодательства, можно путем разрешения судебных споров.
Законодательные ограничения на сделки со служебным жильем
В ч. 3 ст. 92 ЖК прямо указано, что служебные квартиры нельзя:
- сдавать в аренду;
- передавать внаем;
- отчуждать любым образом – то есть продавать, менять, дарить и др.
К сожалению, и на приватизацию данного вида недвижимости установлен законодательный запрет – в ст. 4 Закона России № 1541-1 от 4 июля 1991 “О приватизации…” (далее – Закон) прямо сказано, что приватизировать служебные помещения нельзя. Исключение – если такая квартира находится в собственности у:
- совхоза;
- другого предприятия, осуществляющего деятельность в сельскохозяйственной сфере;
- иных учреждений, приравненных к сельскохозяйственным.
Главным основанием приватизации является договор найма, который обязательно должен быть иметь сотрудник. Кроме того, лица, которые не связаны официально оформленными трудовыми обязательствами с предприятием-владельцем, не смогут начать переоформление жилья, принадлежащего спецфонду, в частную собственность.
Итак, приватизация станет возможна, если:
- у вас на руках есть договор найма служебного помещения;
- собственник жилья (ведомство, предприятие, учреждение) не против;
- стаж работы на данном предприятии – 10 и более лет;
- длительность фактического проживания в квартире – 10 и более лет;
- ранее вы не участвовали в бесплатной приватизации.
Если, кроме согласия владельца, все условия выполняются, вы в любой имеете право обратиться с соответствующим заявлением к работодателю и, если он разрешит (что происходит крайне редко), приступать к осуществлению процедуры.