Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как окончить школу, не заходя в неё: выясняем плюсы и минусы семейного обучения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на выплату от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, то столкунлись с проблемами.
Финансовый вопрос семейного образования
Теоретически процесс выплаты денежной компенсации выглядит так:
- Перевод ребенка на семейную форму.
- Заключение договора с руководством школы о размере выплат.
- Если школа отказывается компенсировать семейное обучение, то родители идут в региональное управление по вопросам образования.
Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами. Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год. Сумма зависит от местного бюджета – такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.
Они узнали вот еще что:
- Не в каждом регионе принят местный закон, на основании которого власти будут выплачивать детям на семейном образовании денежную компенсацию.
- Региональные власти имеют право выплачивать деньги родителям, но совершенно законно могут этого не делать.
Права и обязанности родителей
Согласно новому закону об образовании, родители обязаны обеспечить:
- Условия для учебы и усвоение ребенком учебного материала;
- посещение консультаций, лабораторных практикумов и явку на контрольные работы, аттестации и экзамены;
- Информирование образовательного учреждения об участии в аттестации педагогов, обучающих ребенка дома.
Родители имеют право:
- Получать от территориальных органов образования информацию о том, как перевести ребенка на домашнее обучение;
- Знакомиться с образовательными программами, участвовать в составлении плана индивидуального обучения на дому;
- Присутствовать на консультациях и аттестациях;
- Приглашать преподавателей по своему выбору или обучать детей самостоятельно;
- Получать социальную поддержку и (в отдельных регионах) компенсацию затрат на семейное образование.
- Получать от школы методическую помощь.
Образовательные программы
Для каждого предмета разработана рабочая программа. Она включает перечень тем, которые необходимо освоить за год, рекомендованную форму работы, список дидактического материала, понятий и терминов, изучаемых в рамках этой темы. Также дается количество часов на освоение и закрепление материала. При семейном обучении допускается более интенсивное изучение материала, чем при традиционном образовании, но объем знаний у учащегося при аттестации не должен быть меньше, чем в программе.
Основным принципом успешного образования является непрерывность и преемственность. Это значит, что осваивать премудрости предмета следует постепенно, соблюдая принцип усложнения. Например, не зная, чем отличается море от океана, учащийся вряд ли правильно ответит на вопрос, сколько океанов на планете. Можно менять темы местами, если они не нарушают общую логику обучения.
Родители имеют право заявить, что ребенок изучил за год материал 2 лет обучения, тогда при промежуточной или годовой аттестации учащийся должен это подтвердить, выполнив задания соответствующего уровня.
Переход на семейное образование
Для детей постарше, уже обучавшихся определенное время в школе, процедура перевода оформляется немного иначе. Для этого нужно выполнить следующее.
- Подать директору школы заявление на отчисление ученика, мотивированное решением учиться дома. Школы не всегда позитивно реагируют на подобные переводы. Впоследствии директору придется объясняться перед департаментом, почему конкретную семью не устроило обучение в его учебном заведении. Поэтому иногда следуют уговоры и даже запугивания отделом опеки или комиссией по делам несовершеннолетних. Родителей это волновать не должно – закон полностью на их стороне, они изъявляют желание воспользоваться своим правом. Если вам отказывают в приеме заявления, отправьте его по почте заказным письмом. У вас на руках будет подтверждение отправки.
- Отправить в департамент оповещение о переводе сына или дочери на домашнее обучение. Его можно отнести самостоятельно или передать через администрацию школы. Пишется в двух экземплярах. Первый остается в отделе образования, второй с подписью начальника хранится у вас.
- Выбрать новую школу либо остаться в той, которую ребенок посещал до сих пор, если ее Устав позволяет такой вид работы.
- Написать на имя директора выбранной школы заявление с просьбой прикрепить к ней учащегося для сдачи экзаменов.
- Заключить со школой договор, регламентирующий нюансы экзаменации: периодичность, сроки консультаций, участие в общешкольных, районных, муниципальных этапах предметных олимпиад, конкурсов.
Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.
Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.
Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? |
Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход. |
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? |
В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье. В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности. |
Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? |
Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися. |
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? |
Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку. |
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? |
Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата. |
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? |
Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно. |
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? |
Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно. |
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? |
Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа. |
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? |
Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет. |
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? |
Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования. |
А учить Пушкин будет?
Чтобы перейти на семейное образование, совершенно не обязательно становиться учителем самому или нанимать репетиторов по всем предметам. Помимо домашних занятий по школьной или любой иной программе — Монтессори, Реджио, с упором на «компетенции будущего», по авторским программам — можно привлечь специалистов из допобразования и сообщества «семейников». Например:
-
Интернет-школы.
Сейчас есть множество онлайн-школ, где можно выбрать предметы не только из общеобразовательной программы, но и по интересам. -
Семейные школы.
Это инициатива нескольких семей, которые занимаются совместным обучением детей без государственной лицензии. Их сильная сторона в том, что они часто вступают в обоюдовыгодное партнерство с частными школами, которые помогают с экзаменами и аттестацией. -
Сообщества СО.
Объединения родителей, которые в зависимости от интересов могут вскладчину оплачивать педагогов или онлайн-курсы, совместно решать вопрос аттестации и другие насущные проблемы.
Единственный выход — честность
Аттестация становится серьезной проблемой не только из-за того, что ее сложно получить, но из-за принципиального несовпадения требований государства со взглядами прогрессивных «семейников». Времена меняются, меняются и представления родителей о том, чему именно стоит учиться их детям, и часто они никак не коррелируют с программой общеобразовательных школ. При этом аттестация обязательна. Как тут быть?
Выход один: обучать по индивидуальной программе и параллельно подстраиваться под государственные требования. Дети сами отлично видят разницу между увлекательным процессом получения знаний на СО и методичным натаскиванием на прохождение формальных тестов. Поэтому, убеждена Светлана Марзеева, идею о разграничении понятий образования и аттестации нужно доносить до них со всей честностью.
Младшеклассникам это объяснить сложнее. Ребята постарше сами понимают необходимость адаптации к системе. Но есть кейсы, когда учащиеся сознательно отказываются от промежуточной аттестации и окончания 11 классов: сдают экстерном девять классов, и на этом останавливаются. Это правомерный вариант, а в случае изменения решения закон предусматривает право вновь прикрепиться к школе и сдать ЕГЭ.
«Все это возможно, и родителям не нужно изменять своим идеалам и интересам», — заключает Светлана Марзеева.
Чтобы глубже погрузиться в тему семейного образования, почитать мнения экспертов, истории успеха, поразмыслить о возникающих проблемах и пообщаться с «семейниками», мы сделали подборку тематических ресурсов. Все они содержат полезную практическую информацию, а их «отцы-основатели» открыты для общения.
Запрет на просветительскую деятельность
Понятие “просветительская деятельность” было введено в законодательство в 2021 году в рамках ФЗ об образовании. Сейчас правительство дорабатывает постановления, которые регламентируют формат, условия, порядок осуществления этой деятельности в школах, вузах, учреждениях дополнительного образования.
Главная идея заключается в том, что мероприятия по просветительской деятельности должны быть прозрачны и открыты для контроля. По мнению авторов закона, это позволит предупредить «негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс» в России.
Школу проект практически не затрагивает: то, что там происходит, считается образовательной деятельностью, а не просветительской. Другое дело — совместные вузовские проекты с зарубежными партнерами (научные исследования и программы, межвузовский обмен студентами, преподавателями или учебниками), которые теперь предлагается согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещения.
Документ встретил большую критику со стороны научной и студенческой общественности. Президиум РАН и студсоветы ряда крупных отечественных вузов выступили с просьбой отклонить законопроект. Кремль пока ответил, что будет “следить за правоприменением закона”.
Учет детей, которые получают семейное образование, ведут не школы, а органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. «В связи с тем, что число таких детей постоянно изменяется, статистика по детям, получающим общее образование в семейной форме, ведется только на уровне органов управления образования муниципальных районов и городских округов», — сообщила руководитель пресс-службы Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова. Однако она отметила две основные тенденции. Во-первых, число детей, получающих общее образование в семейной форме, в Татарстане постоянно растет. Во-вторых, максимальное число таких детей наблюдается в крупных городах, а именно в Казани и Набережных Челнах. Так, в Челнах на семейном образовании обучается 23 ребенка, в Казани — 148. При этом, отмечает она, причины, определяющие выбор данной формы освоения образовательной программы, самые разнообразные.
Об успеваемости таких учеников в Минобрнауки РТ нам не сообщили, однако заметили, что «не все родители (законные представители) могут обеспечить высокое качество образования при его получении в семейной форме».
«Для своих детей я бы такую форму получения образования не выбрала»
Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина в беседе с «Реальным временем» отметила, что семейная форма обучения предусмотрена сегодня федеральным законодательством потому, что оно оставляет право родителю самому решать, что есть хорошо и что есть плохо для их детей — государство предоставляет родителям разные возможности и способы: «Мы стоим сегодня на позиции презумпции добросовестности исполнения родителями своих родительских обязанностей, что родитель априори не может поступать вопреки интересам своего ребенка, что ему виднее, как лучше организовать его обучение».
«Однако я не поддерживаю такую практику, хотя она совершенно законна. Для своих детей я бы такую форму получения образования не выбрала, — говорит Удачина. — Родителям нужно подумать о том, что детям нужно не только получать знание, но и социализироваться в детском коллективе. Ведь им потом придется жить в обществе и строить отношения с ребятами, нужно уметь дружить. С точки зрения интересов ребенка, лучше организовать его нормальное очное обучение на общем основании. Я против, прежде всего, потому, что нарушается социализация, погружение в социум, общение со сверстниками».
Сторонники семейного образования замечают, что вопрос социализации решается тем, что дети в свободное от обучения время занимаются в студиях, кружках, секциях. «Он не оказывается в домашнем замкнутом кругу. У него широкий круг общения. Как правило, такие родители много ездят, и ребенок не просто по учебникам узнает об окружающем мире, а наоборот, они дают ему возможность увидеть мир своими глазами, потрогать, посмотреть. Я знаю несколько таких семей. И с точки зрения полноценности жизни, такие дети ничем не обделены. Потому что от количества времени, проведенного в школе, не зависит качество полученного знания», — говорит Реснянская. По ее мнению, еще лет 20 назад можно было поспорить и сказать, что «школа дает нечто иное, чего не может дать семейное образование»: «Но сейчас школа, к сожалению, утратила воспитательную функцию, которая раньше у нее была. Если бы у меня было свободное время, я бы непременно забрала своих детей на семейное образование. Сейчас мои дети учатся в частной школе. И хотя там маленькие классы, кризис педагогических кадров сегодня налицо».
Однако и сторонники семейного образования согласны с тем, что оно — далеко не для всех. И дело не только в финансовых затратах. Далеко не все родители способны сами организовать обучение детей, более того, большинство родителей относятся к школе как к «камере хранения», куда они «сдают» ребенка на определенный срок и куда приходят только в том случае, когда он сделал что-то нехорошее. «На семейное образование выходят думающие родители, которые заинтересованы не только в образовании, но и вообще в психическом, эмоциональном здоровье ребенка. Они заинтересованы в образовании в его изначальном смысле — чтобы ребенок на всю жизнь сохранил желание познавать мир, учиться и развиваться. И я могу сказать на примере своих знакомых: их дети с легкостью сдают экзамены, у них достаточно обширный кругозор, и они легко справляются с учебной программой», — полагает Реснянская.
«Это нормальная форма. Это когда родители не довольны школами вообще или своей конкретно и начинают учить ребенка сами. Особенно это хорошо для маленьких детей. Я знаю семью, где семеро детей, и родители в ней сами на уровне начальной школы образовывают детей. И позже дети приходят к нам в школу нормальные — веселые, счастливые, не забитые обычной школой. Семейное образование — это гибкая форма, которая позволяет родителям участвовать в образовании своего ребенка, если они хоть в чем-то не согласны с концепцией конкретно той школы, которая находится рядом с домом, или же с учителями. Вы же знаете, у нас в школах много проблем — зарплата у учителей низкая, конкурс маленький, далеко не все хорошие студенты пединститутов пойдут в школу», — сказал «Реальному времени» российский и финский педагог, создатель и директор школы «Специализированный олимпиадно-научный центр» (СолНЦе) Павел Шмаков.
Плюсы и минусы семейного обучения
Ничего в нашем мире нет однозначного. Из явных плюсов семейного обучения можно отметить такие: это самая гибкая форма обучения без привязки к месту, конкретному учреждению, к требованиям школы. Ребенок учится в своем темпе, с учётом своих интересов, особенностей, потенциала, темперамента. Здесь максимум свободы в плане выбора программы, педагогов и наставников, способа получения знаний.
Например, ребёнок может легко совмещать учёбу и спорт, потому что нет жёсткого графика обучения — расписание составляет ребёнок и родители самостоятельно. Также можно выбирать учителей, что невозможно в формате традиционного обучения.
Но и у «семейников» есть проблемы. Много работы ложится на плечи родителей – именно они должны выстроить систему, постоянно контролировать, мотивировать, искать педагогов, вкладываться в образование силами, средствами, нервами и большим количеством времени.
В России семейное образование не очень популярно. Оно вызывает много критики. Семьи, выбравшие учёбу вне школы сталкиваются с непониманием. Приходится объяснять окружающим, что с ребёнком и его родителями всё нормально.
Семейная форма образования подходит не всем детям и далеко не всем родителям. При малейшем конфликте в школе бежать писать заявление в администрацию – очень опрометчиво. Надо учесть всю имеющуюся информацию.
Бытует мнение, что «дети-семейники» изолированы, не социализированы, они проводят все время дома в учебе. Но у свободных от школы детей, которые не тратят время на дорогу и дополнительные школьные активности, появляется возможность регулярно посещать дополнительные занятия, общаться со сверстниками в неформальной обстановке.
«У нас в школе с «семейниками» просто не работали. Им говорили: «Хотите учиться дома? Ищите другую школу! А у нас — только очная форма образования», — Анна несколько лет проработала в одной из столичных школ. Она просит не называть ее фамилию. Хотя она уже и не педагог, но продолжает общаться с бывшими коллегами. «Родителям ничего не оставалось, кроме как разворачиваться и идти искать другую школу для «приписки», — говорит она.
«В нашей школе по семейному образованию мы были первопроходцы, — вспоминает Екатерина Гущина. — Естественно, когда мы пришли писать заявление, в администрации были очень удивлены. Никто раньше там с „семейниками“ не работал, в школе плохо представляли, как это делается».
Школу № 26 на Университетском проспекте в Москве можно назвать продвинутой. Она давно работает с экстернами, а кроме того, здесь можно пройти курсы интенсивной подготовки по предметам общеобразовательного цикла. Но даже в этом учебном заведении склонны полагать: семейное образование подходит не всем.
«Бывают ситуации, когда отказаться от посещения школы необходимо. В первую очередь я имею в виду ситуации, связанные со здоровьем ребенка, — говорит Елена Орлова, директор школы. — Но при этом любой ребенок должен пройти такие моменты, как социализация, общение со сверстниками, решение каких-то проблем. Если ему обеспечат этой в полной мере дома — это прекрасно. Но вопрос в том, все ли родители в состоянии это обеспечить?»
Новых договоров с родителями о семейном образовании в школе сейчас не заключают. А старые, сообщили в администрации, в связи с законом потеряли силу. Вопрос о выплате компенсаций также не стоит. Впрочем, объясняют в школе, он всегда был вне их компетенции и решался на уровне департаментов образования.
Что изменит новый закон для родителей «семейников» с точки зрения школы? Для тех семей, где ключевым пунктом было дать хорошее образование своему ребенку, не изменится ничего, полагает Елена Орлова. Такие родители продолжат учить детей со всей ответственностью. Те же, кто выбрал семейное образование из-за денежных компенсаций теперь — когда неясно в чью сторону решится этот вопрос — вероятно, вернут детей в школы.
Внедрение инновационных технологий
В некоторых регионах РФ в сфере образования активно внедряются инновационные технологии. Так, в 50-и субъектах страны будет организовано более двух тысяч классов, оборудованных ультрасовременной техникой. В оснащение таких кабинетов войдут 3Д-принтеры, очки виртуальной реальности, интерактивные панели, робототехнические конструкторы.
К сведению! Планируется, что к 2024-му году общее количество инновационных оборудованных центров в школах должно достичь 16 тысяч.
Педагоги уже начали проходить обучение: курсы по обращению с новым оборудованием организуются на базах технопарков для детей «Кванториум». А уже с 2019-го года Министерство просвещения активно продвигает и реализует инициативу по обучению детей некоторым предметам с помощью мобильных приложений и адаптированных интеллектуальных компьютерных игр.
Основные изменения в стандартах
- Расширение возможностей образовательных учреждений
Школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
- Детализация
Результаты, которые должны быть получены по итогам образовательной деятельности школы, в документе обозначены точнее. Становится яснее, какие знания должны быть усвоены учеником. Например, изучая Информатику, школьник должен понять назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
О «ненужных» предметах
Особенно важно, что семейное образование дает больше свободы в вопросе распоряжения временем ребенка. Приведу пример из своего опыта. Я уже упоминала, что дочка активно занимается спортом, соответственно, я не вижу необходимости лично для нас в трех часах физкультуры в неделю в школе. Кроме физкультуры есть и предметы, которые в большинстве случаев уже превращаются в фикцию: это ИЗО, технология и музыка.
На мой взгляд, один из самых вредных для развития, а точнее неразвития причинно-следственных связей у детей предмет — окружающий мир. Это вообще какой-то винегрет с фактами из разных сфер жизни! Прибавим к этому один час в неделю урока «Основы православной культуры и светской этики» и час на региональный компонент — в нашем случае это «Кубановедение». Получается, на все это уходит 8 часов в неделю — это полноценный рабочий день!
Не спорю, что эстетическое развитие детей необходимо, но зная, как оно сегодня проходит в рамках школы, мы для себя лично выбрали иную форму: театральный кружок, танцы и изостудию в системе дополнительного образования. Там дочери намного интереснее заниматься этим, она развивается в плане творчества. В школе же на том же ИЗО они на протяжении трех лет срисовывали с картинок, распечатанных учителем на компьютере…
Когда я поняла, что все равно занимаюсь с ребенком ежедневно, посчитала, сколько времени уходит на подготовку д/з, в том числе по тем предметам, которые я считаю, мягко говоря, неполезными, я пришла к выводу, что нужно что-то менять. Тем более что сегодня, на мой взгляд, цели думающих родителей и школы в вопросе образования и воспитания детей расходятся. Школа уже с начальной скамьи натаскивает детей на ЕГЭ, высокие баллы которого сегодня монетизируются в рейтинги для школ.
Уже с «началки» дети пишут всероссийские проверочные работы. Вроде бы проверяют учителей, а по факту получается, что учат детей искать ответы на тесты в Интернете, чтобы потом успешно списать во время самой контрольной.
Очень часто можно услышать вопрос: а как дальше, вот нужно будет изучать физику, химию, биологию? Отвечу. Во-первых, сегодня в школе часы на эти уроки страшно сокращены. Бывает, что на один предмет – час в неделю, и дети, которым эти предметы нужны в будущем для поступления, «сидят» на репетиторах. Зачастую 100 баллов по таким предметам — это заслуга именно репетиторов, а точнее родителей, оплативших эти услуги.
Во-вторых, я же тоже училась в школе и очень успешно ее закончила, с запасом знаний, который помогает мне в обучении своей дочери, а значит как минимум школьный уровень в голове у меня есть. Кроме этого, сейчас достаточно ресурсов в Интернете, в том числе и бесплатных, чтобы изучить и освоить те или иные темы.
Также родители по закону об образовании вправе выбрать частоту аттестаций и учреждение для прохождения этой аттестации. Я говорю о том, что можно для прохождения аттестации прикрепиться к школе, например, или делать это через Интернет, сотрудничая со специализированными центрами. Например, чтобы получить аттестацию по тому же ИЗО, моя дочь приносит работы из творческой студии. Подтверждения спортивных разрядов идут в зачет за физкультуру. По другим предметам – раз в месяц, в четверть или в год будем писать проверочные работы.