- Частное право

Можно ли в церковь с месячными – разрешено ли ходить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли в церковь с месячными – разрешено ли ходить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Самые ранние библейские свидетельства о ритуальных ограничениях для женщин во время менструации мы находим в Ветхом Завете, Левит 15:19-33. Согласно Левиту, не только менструирующая женщина была нечистой — любой человек, коснувшийся ее, также становился нечистым (Левит 15:24), приобретая некоторого рода нечистоту через прикосновение. В последующих главах Левита (17-26, Закон Святости), сексуальные отношения с женой в это время были строго воспрещены. Считалось, что и деторождение, подобно менструации, также сообщает нечистоту, и на родившую женщину налагались похожие ограничения (Левит 12).

Ранняя Церковь и ранние Отцы

Отношение ранней Церкви к Ветхому Завету было непростым и не может быть подробно изложено в рамках данной работы. Ни иудаизм, ни христианство не обладали четкой отдельно сформировавшейся идентичностью в первые века: они разделяли общий подход к некоторым вещам.[21] Церковь ясно признавала Ветхий Завет боговдохновенным Писанием, в то же время отдаляясь со времен Апостольского Собора (Деяния 15) от предписаний Моисеева Закона.

Хотя апостольские мужи, первое поколение церковных писателей после апостолов, едва ли касались Моисеева Закона относительно «ритуальной нечистоты», эти ограничения широко обсуждаются несколько позже, с середины 2-го века. К тому времени становится ясным, что «буква» Моисеева Закона стала чужда христианской мысли, так как христианские писатели пытаются дать ей символическую интерпретацию. Мефодий Олимпийский (300), Иустин Мученик (165) и Ориген (253) трактуют левитические категории «чистоты» и «нечистоты» аллегорически, то есть, как символы добродетели и греха [22]; они также настаивают, что Крещение и Евхаристия являются достаточными источниками «очищения» для христиан.[23] В своем трактате Мефодий Олимпйский пишет: «Ясно, что тот, кто когда-то был очищен через новое рождение (крещение), не может быть более запятнан тем, что упоминается в Законе»[24]. В подобном же духе, Климент Александрийский пишет, что супругам более не нужно омываться после полового акта, что предписывает Моисеев Закон, «потому что», утверждает Св.Климент, «Господь очистил верных через крещение для всех брачных отношений».[25]

И все же кажущееся открытое отношение Климента к сексуальным отношениям в этом отрывке не типично для авторов того времени [26], и даже для самого Климента.[27] Для этих авторов было более характерно считать любые предписания Моисеева Закона символическими, за исключением тех, что касались пола и сексуальности. Фактически, писатели ранней Церкви были склонны к тому, чтобы рассматривать любое проявление сексуальности, включая менструацию, супружеские отношения и деторождение как «нечистые» и таким образом несовместимые с участием в литургической жизни Церкви.

Примерно столетие спустя, oк. середины 4-го века, мы находим канонические свидетельства против понятия «ритуальной нечистоты» в законодательстве поместного собора, который был созван в Гангре (105 км на север от Анкары) в 341 году н.э. [41] на северном побережье Малой Азии, который осудил крайний аскетизм последователей Евстафия Севастийского (377). [42] Монахи-евстафиане, вдохновленные дуалистическими и спиритуалистическими учениями, распространенным в Сирии и Малой Азии в то время, принижали брак и женатое священство. Против этого Правило 1 Собора гласит: «Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается или порицает оную, яко не могущую войти в Царствие: да будет под клятвою». [43] Евстафиане отказывались принимать причастие от женатого священства из соображений «ритуальной чистоты» [44], эта практика была также осуждена Собором, его четвертым правилом:

«Аще кто о пресвитере, вступившем в брак, рассуждает, яко не достоит причащаться приношения, когда таковый совершил литургию: да будет под клятвою». [45]

Что интересно, евстафианство было эгалитарным движением, проповедующим полное равенство полов.[46] Поощрялось таким образом, когда женщины-последовательницы Евстафия стригли свои волосы и одевались как мужчины, чтобы избавиться от всякого подобия женственности, которая, как и все аспекты человеческой сексуальности, считалась «оскверняющей». Заметим, что данная практика женщин-евстафианок напоминает радикальные виды современного феминизма, которые как-бы стремятся избавиться от всех отличий женского пола от мужского. Собор осуждает подобную практику в своем 13-ом правиле: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, применит одеяние, и, вместо обыкновенные женские одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою». [47]

Отвергнув евстафианское монашество, Церковь отвергла понятие о сексуальности как об оскверняющей, защищая как святость брака, так и богосозданного явления, называемого женщиной.

Можно или нельзя ходить в храм в критические дни: как в итоге поступить

Заходить в церковь женщинам можно в любой день. Учитывая мнение большинства служителей церкви, в критические дни женщины могут посещать церковь. Однако предпочтительным в этот период будет отказ от проведения таких священных обрядов, как венчание и крещение. По возможности лучше не прикасаться к иконам, крестам и другим святыням. Такой запрет не является строгим и не должен задевать женское самолюбие.

Церковь призывает в такие дни женщин отказаться от Причащения, исключением являются длительные и тяжелые болезни.

Сейчас от священников часто можно услышать, что не нужно обращать особое внимание на естественные процессы организма, ведь только грех оскверняет человека.

Дарованный Богом и природой физиологический процесс менструации не должен мешать верованию и отлучать женщину от церкви даже временно. Не правильно изгонять женщину из храма только за то, что она переживает ежемесячный физиологический процесс, от которого сама страдает независимо от своей воли.

С месячными в церковь, современное мнение священослужителей

Исходя из вышеописанного, можно утверждать, что на вопрос можно ли в церковь с месячными — ответ священника может быть разным. В Библии нет четкого разрешения или запрета посещать храм женщине с таким процессов в организме. Поэтому нужно полагаться только на ответ священного отца.

Некоторые церковнослужители разрешают входить женщинам в церковь, но запрещают прикасаться к иконам и ставить свечи. Можно только спокойно помолиться и уйти.

Но бывают случаи, когда священник просто не может отказать в помощи человеку. Например, когда тяжело больная женщина, у которой имеется маточное кровотечение, чувствует свой скорейший уход и хочет исповедаться и причаститься. В этом случаи священник не может отказать во входе в священное место, хотя женщина считается «нечистой».

Сестра Васса в своей замечательной статье, по-видимому, утверждает, что ветхозаветные правила о ритуальной чистоте противоречат христианской антропологии и сотериологии. Этот аргумент обоснуется общим суждением о том, что «Православные христиане, мужчины и женщины, были очищены в водах крещения, погребены и воскресли со Христом, Который стал нашей плотью и нашей человечностью, попрал смертию смерть и освободил нас от ее страха».

Читайте также:  Учетная политика бюджетного учреждения на 2022-2023 годы

В моей предыдущей заметке я указал на некоторые факторы, которые сестра Васса не затрагивает. Здесь я хочу привести дополнительные письменные свидетельства с целью более тщательного рассмотрения запретов Ветхого Завета, в особенности касающихся кровотечения.

В Священном Писании мы находим слова, которые идут вразрез с представлением о том, «что нет ничего в себе самом нечистого» (Рим.14:14): «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян.15:28,29).

Разумеется, нашей теме в данном отрывке наиболее соответствует заповедь воздерживаться от крови (как пищи), встречающаяся также в Книге Левит (17:11,12). Следовательно, хранение ветхозаветного правила о чистоте «угодно Святому Духу»

Не следует думать, что имелись диетические или санитарные основания для соблюдения этого правила; другие народы употребляли кровь без особого вреда для здоровья. Святой Климент Александрийский (150-215) сообщает о таких людях и о христианских обычаях: «утомившись и проголодавшись, требует он (скиф) пищи от лошади; и она открывает ему свои жилы и успокаивает его единственным, что имеет — своей кровью. … Чтоб им пропасть, этим озверевшим верблюжьим погонщикам, для которых кровь этих животных служит пищей!» (Педагог 3:4) (8). В другом месте св. Климент ссылается на отрывок из Деяний Апостолов (15:28,29), в котором он признает авторитет Святого Духа и Апостолов, особенно Павла (Строматы 4:15) (9).

Разумеется, св. Климент был из Александрии; и сестра Васса признает в своей статье, что суждения «египетского происхождения» поддерживают традицию воздержания женщин от Причастия во время менструации. Она дает понять, что это связано с некоторыми особенностями «социально-культурной исторической реальности древнего мира, который очень верил в ритуальную чистоту и требовал ее».

С другой стороны, сестра Васса утверждает, что «для этих авторов было более характерно считать любые предписания Моисеева Закона символическими, за исключением тех, что касались пола и сексуальности». Однако, это не совсем так. Тертуллиан (160-220), к примеру, пишет о вещах, недопустимых для христиан: «Все это заставляет христиан краснеть, которые не вкушают крови даже животных… Наконец между употребляемыми вами пытками христиан находятся и ботулы, наполненные кровью. Вы прекрасно знаете, что христианам не дозволено то, чрез что вы хотите отклонить их от христианства» (Апология 9) (10) .

Советуем изучить Икона Матроны Московской

Также и Марк Минуций Феликс (200) пишет: «пролить человеческую кровь мы так боимся, что воздерживаемся даже от крови животных, употребляемых нами в пищу» (Октавий 30) (11). Разумеется, здесь для объяснения причины, почему христиане боятся «пролить человеческую кровь» не упоминается Ветхий Завет, но во второй части цитаты мы не можем исключить древнеиудейских влияний на диетические обычаи христиан. Похожие выдержки со ссылкой на Деяния Апостолов мы можем найти у Оригена и в Апостольских постановлениях.

Несмотря на то, что пережитки иудейских диетических правил, соблюдение которых «угодны Святому Духу» и Апостолам, возможно, не имеют прямого отношения к правилам, касающимся менструации, полное отвержение ветхозаветных правил представляется неоправданным.

Не будем обсуждать важность запрета употребления крови для нашего времени, но гораздо позднее первых двух-трех веков христианства восточные христиане продолжали придерживаться этих правил. В 1054 году Патриарх Константинопольский Михаил Керуларий (1000-1059), в послании к Антиохийскому Патриарху в числе прочего упоминает, что римляне «иудействующе» едят нечистое мясо (12)

Примечательно, что к тому времени на Востоке соблюдение определенных диетических ограничений рассматривалось в качестве христианского обычая, в то время как их нарушение оценивалось как иудейство. Однако точнее, речь шла о некоторой щепетильности византийцев и недостатке оной у европейцев.

Что воспрещает Ветхий Завет

Для наших далёких протцов правила и законы Ветхого Завета игрались гигантскую роль. Не напрасно ведь в тот период времени создавалось большущее количество храмов, в которых люди пробовали установить связь со Всевышним, также делали подношения ему.

Что все-таки касается представительниц красивого пола, то их не считали полноправными членами общества, а относили в дополнение к мужикам. И, естественно, никто не забывал про прегрешение, совершённое Евой, опосля которого у неё началась менструация. Другими словами месячные в ту пору времени представляли собой типичное напоминание о том, как 1-ая дама провинилась перед Богом.

В Ветхом Завете весьма чётко обозначалось, кто имеет, а кто не имеет право на посещение Святого Храма Божьего. Так запрет на вхождение накладывался в последующих ситуациях:

  • на прокажённых;
  • во время семяистечения;
  • для тех, кто притрагивался к мертвецам;
  • для тех, кто мучился от гнойных выделений;
  • для дамы во время месячных;
  • для дам, которые родили мальчугана – до сорока дней, а для тех, кто родил девченку – до восьмидесяти дней.

Во времена, когда Ветхий Завет был животрепещущ, всё воспринималось с точки зрения физиологии. Так грязное тело гласило о том, что его обладатель – нечистый.

Что священники молвят про данный запрет?

Что касается представителей церковной церкви, то они уже издавна отыскали себе ответ на вопросец, можно ли в церковь с месячными. Менструация в этом случае рассматривается как полностью естественное явление, потому запреты на посещение церкви во время неё отсутствуют. К тому же кровь уже издавна не орошает церковные полы благодаря наличию огромного количества гигиенических средств.

А вот православные святые отцы никак не могут отыскать верное решение по этому поводу. Одни готовы привести миллион резонов, почему в церковь недозволено ходить с месячными. А остальные говорят, что в посещении Храма нет ничего предосудительного, если так охото вашей душе.

Есть ещё и 3-я категория священнослужителей, которые допускают приход дамы в храм, но, воспрещают ей учавствовать в неких священных таинствах, а конкретно: крещении, венчании, вероисповедании.

Можно ли с месячными ходить в церковь?

В настоящее время в сети появилось много ссылок на различные авторитетные и не очень источники, которые подходят к проблеме посещения церкви и участия в Таинствах (Причащения и других) с противоположных сторон.

Архиерейское Совещание от 02.02.2015 года закрепило общепринятую традицию, согласно которой в дни очищения (менструаций) женщина не должна участвовать в Таинствах Церкви и прикасаться к святыням (2-е правило св. Дионисия Александрийского, 7-е правило свт. Тимофея Александрийского), но может посещать богослужения, молиться в храме. И хотя, некоторые священники не без оснований считают, что несправедливо лишать женщину Святых Даров из-за критических дней, рассудительнее придерживаться мнения, принятого большинством епископата.

Существует ли запрет на посещение святого места в наши дни

Католическая церковь выражает мнение о том, что естественный процесс в организме никак не может быть препятствием к посещению храма либо проведению обрядов. Православная же церковь никак не может прийти к единому мнению. Мнения различны и порой даже противоречивы.

Читайте также:  Льготы для граждан проживающих в зоне с льготно экономическим статусом 2021

Современная Библия не говорит нам о строжайшем запрете на посещение церкви. Эта священная книга подтверждает то, что процесс менструации – это вполне естественный феномен земного существования. Он не должен становится помехой для полноценной церковной жизни и препятствовать верованию и проведению необходимых обрядов.

В настоящее время основательного запрета на посещение церкви женщинами в период месячных нет. В храмах запрещается пролитие человеческой крови. Если, к примеру, человек в храме поранил палец и при этом кровоточит рана, то следует выйти, пока не остановится кровотечение. А иначе считается, что храм осквернен и его заново необходимо будет освящать. Из этого следует, что при менструации, при использовании надежных гигиенических средств (тампонов и прокладок) можно посещать храм, так как кровопролития не произойдет.

А вот мнения служителей храма по вопросу того, что при менструации позволено, а чего не разрешается делать в церкви, разные и даже противоречивые.

Одни говорят, что таким женщинам делать в святом месте ничего нельзя. Можно зайти, помолиться и нужно уходить. Некоторые церковнослужители, придерживающиеся радикальных взглядов по этому вопросу, считают посещение церкви женщиной с месячными непозволительным поведением. В период Средневековья существовал строгий запрет на посещение храма женщинами в такие дни.

Другие утверждают, что месячные никак не должны влиять на поведение и необходимо полноценно «жить церковной жизнью»: молиться, ставить свечи, не отказываться от исповедей и причастий.

Доказательства своих суждений есть у двух сторон, хотя они и отличаются спорностью. Поддерживающие первое суждение в основном опираются на Ветхий Завет, говоря, что ранее кровоточащие женщины находились поодаль от людей и храма. Но они не объясняют, почему так было. Ведь женщины тогда боялись кровью осквернить святое место, по причине неимения нужных гигиенических средств.

Вторые же настаивают, что и в древности женщины посещали церкви. Например, греки (этим они отличаются от славян), церкви не освящали, а значит и осквернять в них нечего. В таких церквях женщины (не обращая внимания на ежемесячные кровотечения) прикладывались к иконам и вели нормальную церковную жизнь.

Часто упоминалось о том, что женщина не виновата, что ей приходится периодически переносить такое физиологическое состояние. И все-таки в прошлом девушки Руси старались избегать появлений в храмах в такие особые периоды.

Некоторые святые высказывались о том, что природа наградила женский пол такой уникальной особенностью очищения живого организма, Они настаивали, что явление создано Богом, а значит, не может быть грязным и нечистоплотным.

Неправильно запрещать женщине посещать храм в период менструации, основываясь на мнении строгого православия. Тщательное и глубокое изучение церкви и современное решение богословских конференций нашли общее мнение, что табу на посещение святых мест в период критических дней женщины – это уже морально устаревшие взгляды.

В наши дни даже происходит осуждение людей, которые категорично настроены и опираются на старые устои. Их часто приравнивают к приверженцам мифов и суеверий.

Запрет в Ветхом Завете

История жизни людей того времени была основана на правилах, законах. Прописано все было в Ветхом Завете. Святой Храм создавался для общения с Богом, приношения жертв. Женщина, по сути, считалась дополнением мужчины, и совершенно не считалась полноправным членом общества. Хорошо помнился грех Евы, после чего у нее начались месячные. Как вечное напоминание того, что женщина сотворила.

В Ветхом Завете было четко прописано, кому нельзя посещать Святой Храм, и в каком состоянии:

  • с проказой;
  • семяистечением;
  • прикасавшимся к трупу;
  • с гнойным выделением;
  • во время месячных;
  • после родов – женщинам, родивших мальчика 40 дней, девочку – 80 дней.

В период Ветхого Завета все рассматривалось с физической точки зрения. Если тело грязное, значит, человек нечистый. Причем, женщине во время критических дней нельзя было не только посещать Святой Храм, но и общественные места. Она оставалась в стороне от собрания, скопления народа. Кровь не должна проливаться в святом месте. Но тут пришла эпоха перемен. На землю пришел Иисус Христос со своим Новым Заветом.

Отмена нечистоты Новым Заветом

Иисус Христос пытался достучаться до души человека, все внимание акцентируется на духовном. Он послан, чтобы искупить грехи человечества, в том числе Евы. Дела без веры считались мертвыми. То есть человек чистый внешне, считался нечистым духовно из-за своих черных мыслей. Святой Храм перестал быть конкретным местом на территории земли. Он перенесся в душу человека. «Ваша душа – вот Храм Бога и Его Церковь!» — говорил он. Равными стали мужчины и женщины.

Ситуация, случившаяся в один момент, вызвала негодование всех священнослужителей. Женщина, страдавшая от сильного кровотечения много лет, протиснулась среди толпы, прикоснулась к одеяниям Иисуса. Христос почувствовал, как от него ушла энергия, обернулся к ней, и сказал: «Вера твоя спасла тебя, женщина!» С этого момента в сознаниях людей все перемешалось. Те, кто остался верен физическому и Ветхому Завету, придерживается старого мнения – женщине во время месячных нельзя ходить в церковь. А те, кто пошли за Иисусом Христом, следуют духовному и Новому Завету, это правило отменили. Смерть Иисуса Христа стала точкой отсчета, после чего вступил в силу Новый Завет. А пролившаяся кровь дала начало новой жизни.

Мнение священнослужителей

Католические священнослужители считают, что древний запрет на посещение церквей был связан с низким уровнем гигиены в прошлые века. Не имея возможности регулярно мыться и менять белье, женщины часто заражались инфекциями. Во время регул от них неприятно пахло, а капли крови могли стекать на пол церкви. В связи с тем, что сейчас проблема гигиены решена, запрет входить в храм не имеет первоначального смысла.

Мнение православных священников не столь однозначно. Некоторые из них продолжают придерживаться строгих запретов и рекомендуют воздержаться от совершения Таинств, но объясняют это заботой о здоровье прихожанки. Венчание, крещение, исповедь длятся долго, а верующая во время месячных может почувствовать себя плохо, из-за запаха ладана у нее может закружиться голова. Другие же священнослужители уверяют, что женщина сама должна принять решение. Если она чувствует необходимость посетить церковь, ей не стоит ограничивать это желание.

Если прихожанка боится нарушить запреты и сомневается, стоит ли ей посещать богослужение в дни регул, ей стоит спросить у духовного наставника. Служитель церкви сможет развеять сомнения женщины и успокоить ее.

Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных

С появлением нового верования не было четких концепций ни в христианстве, ни в иудействе. Апостолы отделяли себе от учений Моисея, не отрицая боговдохновения Ветхого Завета. При этом ритуальная нечистота практически не ставилась объектом обсуждения.

Святые отцы ранней церкви, такие как Мефодий Олимпийский, Ориген, Мученик Иустин к вопросу чистоты относились как к понятию греха. Нечистый, по их понятиям, значит — грешный, это относилось к женщинам, времени менструации.

Ориген относил не только менструацию, но и половой акт к нечистотам. Он игнорировал слова Иисуса о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело. (Мат.19:5). Его стоицизм, аскетизм не нашли подтверждения в Новом Завете.

Антиохское учение третьего столетия поставило учения левитов под запрет. Дидаскалия, наоборот, обличает христианок, которые на время менструации оставили Святого Духа, отделяя тело от церковных служений. Основанием для своего увещевания отцы церкви того времени считают все ту же кровоточивую больную.

Читайте также:  Индексация пенсии и социальных выплат с 1 января 2023 года : кого это коснется

Клементий Римский дал ответ на проблему — можно ли ходить в церковь при месячных, утверждая, если человек, перестающий посещать Литургию или причащаться, оставил Духа Святого.

Христианка, не переступавшая порог храма при менструации, не касающаяся Библии, может умереть без Духа Святого, и как быть тогда? Святой Клементий в «Апостольских постановлениях» утверждал, что ни рождение ребенка, ни критические дни, ни поллюции не оскверняют человека, не могут его отлучить от Духа Святого.

Важно! Клементий Римский осуждал христианок за пустые речи, но роды, кровотечения, пороки телесные считал естественными вещами. Запреты он называл изобретением глупых людей.

Святой Григорий Двоеслов также стоял на стороне женщин, утверждая, что естественные, Богом сотворенные процессы в человеческом теле, не могут стать причиной запрета посещать церковные службы, исповедоваться, причащаться.

Далее вопрос о женской нечистоте во время менструации поднимался на Гангрском Соборе. Священники, собравшиеся в 341 году, осудили евстафиан, которые считали не только менструацию нечистотой, но и половой акт, запрещая священникам вступать в брак. В их ложном учении уничтожалась разница между полами, вернее, женщина приравнивалась мужчине в одежде, манере поведения. Отцы Гангрского Собора осудили евстафианское движение, защитив женственность христианок, признав все процессы в их теле естественными, Богом созданными.

В шестом столетии на сторону верных прихожанок встал Григорий Великий, папа Римский.

Святому Августину Кентерберийскому, поднявшему вопрос о менструальных днях, нечистоте, Папа Римский написал, что вины христианок в этих днях нет, ей нельзя запрещать исповедаться, причащаться.

Важно! По словам Григория Великого, похвалы достойны женщины, воздерживающиеся от Причастия по причине благоговения, принявшие же его при менструации по великой любви к Христу, не осуждаются.

Учение Григория Великого продержалось до семнадцатого века, когда христианкам снова было запрещено входить в церковь при месячных.

Современные столкновения в Русской церкви

Только спустя 40 дней христианка допускается в храм, при условии полной «чистоты». Над нею совершается обряд воцерковления или введения.

Современное объяснение этому явлению — усталость роженицы, ей якобы надо прийти в себя. Как тогда объяснить, что тяжело больным рекомендуется чаще посещать храм, принимать причастие, очищаясь кровью Иисуса?

Служители нынешнего времени понимают, что законы Требника не всегда находят свое подтверждение в Библии и Святых Писаниях Отцов Церкви.

Брак, деторождение и нечистоту как-то сложно связать воедино.

1997 год внес коррективы по этому вопросу. Священный Синод Антиохийский, Блаженнейший патриарх Игнатий IV вынесли решение по изменению текстов Требника в отношении святости брака и чистоты христианок, родивших ребенка в освященном церковью союзе.

Критская конференция 2000 года рекомендует при проведении воцерковления или введения молодой матери благословлять ее, а не говорить о нечистоте.

Важно! Церковь при введении матери благословляет день рождения дитя, если мать физически окрепла.

После Крита православные церкви получили настоятельные рекомендации донести до всех прихожанок, что их стремление посещать храм, исповедоваться и принимать причастие приветствуется независимо от критических дней.

Святой Иоанн Златоуст критически относился к приверженцам канонов, утверждающим, что посещение храма в критические дни недопустимо.

Дионисий Александрийский выступал за соблюдение канонов, однако, жизнь показала, что далеко не все законы соблюдаются современными церквями.

Каноны не должны управлять Церковью, ибо они написаны для храмовых служений.

Вопросы о критических днях носят маску благочестия, основанного на дохристианских учениях.

Современный Патриарх Павел Сербский также не считает женщину во время критических дней нечистой духовно или грешной. Он утверждает, что во время месячных христианка может исповедоваться, причащаться.

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении».

Понятие “ритуальной нечистоты” в Ветхом Завете

Вопрос, можно ли в церковь с месячными, связан с древним религиозным понятием «ритуальной нечистоты». В ветхозаветные времена израильский народ уделял особое внимание соблюдению внешней чистоты. Считалось, что она оказывает прямое влияние на духовную жизнь – если чисто снаружи, то чисто и внутри. К “нечистоте” относили тела умерших людей и касавшиеся их вещи. Нечистыми считались также истечения из половых органов мужчин (поллюция) и женщин.

К женской нечистоте относились дни менструаций, время очищения после родов и другие виды кровотечений. В дни очищения женщина должна была соблюдать ряд ограничений.

Об этом говорится в ветхозаветной книге Левит: “Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела её, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера” (Лев 15:19).

Эти предписания строго исполнялись еврейским народом вплоть до пришествия Спасителя.

Причащение во время месячных

Так можно ли в церковь с месячными? До сих пор тема ритуальной женской нечистоты вызывает множество споров среди верующих христиан. Однозначно можно сказать, что запрета на посещение храма в дни месячных нет. Можно прикладываться к иконам, целовать крест, ставить свечи, подходить к священнику за благословением, пить святую воду. Но что касается Таинства Причастия, то следует воздержаться до момента полного очищения. Исключение – случаи смертельной опасности.

В Православии, кстати, запрещено любое кровотечение около Причастия, не только женское. Например, если у мужчины во время Литургии пойдет кровь из носа, ему нельзя в это время причащаться. А если он находится в алтаре, то должен его покинуть.

Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило практику воздержания женщин от Причастия в дни очищения:

“Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием”.

Можно ли в церковь с месячными — вопрос деликатный. В нем женщине лучше ориентироваться на мнение священника, которому она доверяет. Это может быть ее духовник или принимающий исповедь иерей. И если возникают сомнения в конкретных ситуациях насчет поведения в храме во время “женской нечистоты”, полезно спросить совета у священника.

Как вести себя в храме во время критических дней?

Разрешено Запрещено
молиться участвовать во всех Таинствах
брать благословение прикладываться к святыням (кресту, иконам и мощам)
петь и читать на клиросе принимать антидор, просфору, великую агиасму (святую воду)
обливаться водой из святого источника окунаться в святой источник


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *