Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приобретение материалов и выбор КОСГУ: новые разъяснения Минфина России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
Что изменили в 2022 году
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Учет и списание инвентаря и спецодежды по проводкам
Первое, что должен сделать каждый практикующий бухгалтер, — это познакомиться с сопроводительной документацией, а затем продумать и проработать политику взаимодействия с каждым видом материально-производственных запасов в целом. Вся работа реализуется по такому примерному пошаговому образцу:
- Задействуя нормативы ФСБУ 06/2020, устанавливаем временные рамки полезного использования комплектных наборов специальной одежды и обуви. На этом этапе главная задача заключается в том, чтобы сделать выбор, будет ли на предприятии относиться такой класс объектов к МПЗ или нет.
- Создаем инструкции, отвечающие на вопрос об использовании вещей, срок службы которых превышает показатель в 12 месяцев.
- Решаем, существенен ли финансовый эквивалент материально-производственных запасов для пользователей разрабатываемой отчетности или нет.
- Исходя из принципов рациональности, определяем тип работы СО: надзор за каждым комплектом по отдельности или взятие во внимание совокупности всех средств ИЗ.
Как уже говорилось ранее, новые правила списания по спецодежде свыше 12 месяцев — это далеко не единственные изменения, предложенные надзорными органами в обозреваемой области. Однако, начав изучение современных, модернизированных постановлений именно с предложенного перечня, специалист без труда проработает все, в том числе самые сложные для понимания нюансы.
Какие товары начнут маркировать в 2023 году
Итак, рассмотрим, какие товарные группы подлежат маркировке в 2023 году. Они представлены в таблице.
Категория товара | Срок запуска обязательной маркировки в 2023 году | Нормативный документ |
---|---|---|
Велосипеды и велосипедные рамы | 1 марта | Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018 |
Кресла-коляски (ручные, с двигателем, механическими устройствами для передвижения) | Эксперимент завершен, но точная дата обязательной маркировки пока неизвестна | Постановление Правительства РФ №1028 от 7.08.2019 (о проведении эксперимента) |
Коротко самое главное
1. В 2022 году обязательной маркировке будут подлежать: шубы, лекарства, обувь, табак, фотоаппараты и лампы-вспышки, духи и туалетная вода, шины и покрышки, одежда, постельное бельё и полотенца, молочная продукция, упакованная минеральная и обычная питьевая вода.
2. На УСН и ОСНО можно торговать любыми маркированными товарами. На ПСН — всеми, кроме лекарств, обуви и шуб.
3. Чтобы принимать и продавать маркированные товары, предпринимателям нужно:
— получить квалифицированную электронную подпись;
— подключиться к ОФД;
— зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе», а для торговли молочными товарами ещё и в системе «Меркурий»;
— купить 2D-сканер;
— установить на смарт-терминал программное обеспечение для работы с маркировкой;
— подключиться к ЭДО.
4. Остатки немаркированной молочной продукции и питьевой воды можно продавать до окончания срока годности.
5. С 1 января 2022 года передавать в «Честный ЗНАК» данные о перемещении товаров между участниками оборота можно будет только через ЭДО. Все, кто раньше передавал данные в систему маркировки напрямую, должны подключить электронный документооборот.
6. За нарушение требований маркировки предпринимателям могут грозить штрафы, принудительные работы и лишение свободы.
А теперь рассказываем по шагам, как продавать маркированные товары в 2022 году.
К участникам и заказчикам закупок медицинских изделий, оборудования и лекарственных препаратов по 44-ФЗ законодателями установлены дополнительные требования и ограничения.
- Лицензия на производство лекарственных препаратов или фармацевтическую деятельность (оптовую торговлю лекарственными средствами).
- Отдельная лицензия на оборот психотропных, наркотических средств, прекурсоров и на культивирование наркосодержащих растений, если контрактом предполагается закупка подобных лекарственных препаратов.
- Обоснование занижения цены. Если участник закупки предлагает цену контракта на 25% и более ниже НМЦК, её нужно обосновать подтверждающими документами. Например, гарантийным письмом от производителя, содержащим цену и количество поставляемого товара. В противном случае заявку участника отклонят, а в случае аукциона — победителя признают уклонившимся от заключения контракта.
- Специальная цена на жизненно важные лекарственные средства (ЖНВЛП). Предельная отпускная цена на такие препараты регистрируется государством. Завышать её нельзя, иначе заявка будет отклонена на основании ч. 10 ст. 31 Закона 44-ФЗ.
- Специальный порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта с единственным поставщиком на медизделия и лекарственные препараты установлен Минздравом.
- Описание закупаемого лекарственного препарата должно соответствовать особым правилам, установленным Постановлением Правительства от 15.11.2017 № 1380, и учитывать информацию о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, размещенную на сайте Минздрава. Кроме того, при описании заказчик обязан использовать каталог товаров, работ, услуг, сведения в котором регулярно обновляется согласно сведениям Единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов (далее — ЕСКЛП).
- Заказчики при выборе поставщика должны учитывать ограничения на закупки иностранных лекарственных препаратов и медицинских изделий по принципу «третий лишний», а также условия допуска иностранных товаров по приказу Минфина от 4 июня 2018 г. № 126н.
- На отдельные виды медицинских изделий и оборудования с 1 января 2021 года установлена минимальная обязательная доля закупок товаров из России и других стран Евразийского Союза.
- При закупке работ по техническому обслуживанию медицинской техники необходимо требовать наличия лицензии, а если цена контракта превышает 10 млн руб. — опыта за последние 3 года выполнения аналогичных работ по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- Поставка лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется по типовым контрактам, утвержденным Минздравом.
Статья 120 «Доходы от собственности».
- 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях»;
- 342 «Увеличение стоимости продуктов питания»;
- 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов»;
- 344 «Увеличение стоимости строительных материалов»;
- 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря»;
- 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
- 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»;
- 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».
- налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, разного рода платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (подстатья 291);
- штрафных и иных экономических санкций (подстатьи 292 — 295);
- иных выплат физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 — 299).
КОСГУ 343 расшифровка в 2020 году
КОСГУ 343 в 2020 году гласит — «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» – в части оплаты договоров на поставку (приобретение) всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, используемых для обеспечения функционирования топливных систем.
Пример: К какому КОСГУ отнести приобретение угля: к 343 или 223. Учреждение заключает трудовые договора с истопниками (т.е. самостоятельно без привлечения сторонней организации).
Операции по оплате коммунальных услуг по предоставлению твердого топлива при наличии печного отопления и оплате договоров на поставку твердого топлива:
- КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» – в части оплаты договоров на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления;
- КОСГУ 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» – в части оплаты договоров на поставку (приобретение) всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, используемых для обеспечения функционирования топливных систем.
Исходя из этого, в случае нашего примера нужно использовать КОСГУ 343, т.к. уголь приобретается самостоятельно, как твердое топливо, а не приобретается коммунальная услуга сторонней организации.
Приобретение материалов и выбор КОСГУ: новые разъяснения Минфина России
Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.
В пп. 11.4 п. 11 Порядка № 209н согласно изменениям Приказа № 69н появится общая норма по отнесению к материальным запасам, сформулированная следующим образом. Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса. Что это означает? То, что при выборе кода КОСГУ при обретении того или иного материального запаса необходимо исходить не только из того, «что» мы приобрели, но и из того, «зачем» мы это приобрели.
В то время как из перечня расходов, относимых на подстатью 349 КОСГУ, были исключены примеры подарочной и сувенирной продукции: поздравительные открытки и вкладыши к ним, приветственные адреса, почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы и удостоверения лауреатов конкурсов для награждения, цветы. Теперь останется только формулировка, описывающая типы расходов, относимых на подстатью 349 КОСГУ:
- Приобретение (изготовление) подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей в целях награждения, дарения.
- Приобретение (изготовление) специальной продукции.
- Приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности.
- Приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам.
- выплата единовременного денежного пособия при выпуске детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- выплата материальной помощи безработным гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
- предметы для выдачи напрокат;
- постельное белье;
- оборудование, предназначенное для монтажа;
- многолетние насаждения;
- лесные дороги, подлежащие рекультивации.
- орудия лова;
- молодняк животных;
- драгметаллы для протезирования;
- инвалидная техника, предназначенная для передачи населению;
- строительные конструкции для установки;
- тара;
- животноводческий молодняк;
- кухонные принадлежности;
- запасные части для автотранспорта, оргтехники, ЭВМ;
- печатная продукция (бланки), кроме документации строгой отчетности;
- специализированное оборудование для научного исследования;
- другие материальные затраты.
Все виды материалов, включая строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для целей капитальных вложений (в рамках капитального ремонта с реконструкцией), подлежат отражению на счете 0 105 34 347 «Увеличение стоимости строительных материалов – иного движимого имущества учреждения».
В 24 – 26-м разрядах счета 0 105 хх 000 (последние 3 цифры) указывается соответствующая подстатья статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, отнесение на которую осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.
Есть несколько вариантов провести закупку медицинских масок у единственного поставщика по ст. 93 44-ФЗ. В 2020 году чаще применяют п. 9 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, так как эти медизделия покупают для профилактики, предупреждения, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), и наличие причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки не вызывает сомнений у контролирующих органов.
Не забудьте про постановление правительства №647 от 08.05.2020, которое установило дополнительные случаи для закупок у единственного поставщика.
Подробнее: «Режим повышенной готовности в закупках: новые правила из-за коронавируса»
Еще покупают медмаски по прямым контрактам до 600 000 руб. по п. 4, 5 44-ФЗ, если не исчерпали лимиты.
09.04.2020 Росстандарт опубликовал обзор стандартов и требований к медицинским маскам для тендера, которые рекомендуем использовать при подготовке технического задания. Ведомство пишет, что маски делят на три основные группы:
- Медицинские изделия.
- Средства индивидуальной защиты.
- Прочие лицевые.
К каждой из этих групп предъявляются специальные стандарты и показатели. Собрали в таблицу.
Группа | Требования |
---|---|
Медизделия |
Для изготовления медмасок производители используют положения ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний», в т. ч. для тех, которые нужны, чтобы ограничить передачу инфекционных агентов от медперсонала пациентам, например в ходе операций, или сократить выход инфекционных агентов при кашле или чихании носителя инфекции. Этот стандарт — первый нормативный документ, который определяет требования к медмаскам. ГОСТ разработали с учетом международных требований и гармонизировали с евростандартом EN 14683:2014. ГОСТ Р 58396-2019 определяет конструкцию, дизайн, требовани�� к функциональным характеристикам и методы испытаний медмасок. Разрабатывают еще предварительный нацстандарт (ПНСТ) «Маски лицевые марлевые». Документ проходит публичное обсуждение, утвердить его планируют в июне 2020 года. Напомним, что предварительный национальный стандарт — экспериментальный документ по стандартизации, который действует до 3 лет. По итогам применения решают, продлевать ПНСТ как национальный стандарт, отменять или дорабатывать. Для разработки ПНСТ использовали типовые технические условия (ТУ), разработанные АО «ИНПЦ ТЛП», ТУ 21.20.24-001-00302178-2020 «Маска медицинская марлевая» и ТУ 32.50.50-002-00302178-2020 «Маска медицинская из нетканых материалов». |
Средства индивидуальной защиты |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа, являющиеся объектом технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты». Требования к таким средствам установлены в ГОСТ к перечням к техрегламенту: ГОСТ 12.4.293-2015 (EN 136: 1998) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Общие технические условия» и ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+А1:2009) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей». |
Прочие лицевые |
Другие лицевые маски относятся к санитарно-гигиеническим изделиям, единых требований к которым нет. Предприятие-изготовитель вправе само разрабатывать и утверждать технические условия (ТУ) или обратиться к изготовителям из реестра ТУ, чтобы получить уже утвержденные требования. По поручению Минпромторга и Росстандарта АО «ИНПЦ ТЛП» разработаны и зарегистрированы в реестре технических условий ТУ 13.92.29-005-00302178-2020 «Маска лицевая гигиеническая». Эти технические условия для маски лицевой гигиенической зарегистрированы 13.04.2020 и применяются для производства всеми изготовителями. |
Вот пример техзадания для закупки медицинских масок 44-ФЗ с учетом информации Росстандарта.
Одноразовая медицинская одежда КОСГУ
1. С 2021 года в Порядок № 209н добавили новые подстатьи КОСГУ:
- 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По коду будут отражать доходы от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях;
- 422 «Обесценение нематериальных активов с определенным сроком полезного использования» и 423 «Обесценение нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования». Ранее в приказе был код 422 для обесценения всех НМА. Теперь добавили КОСГУ 423 и разделили активы по срокам их использования;
- 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» и 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования». Аналогичная ситуация с выделением НМА с разными сроками использования.
2. Также внесли правки в действующие подстатьи КОСГУ со следующего года:
- по коду 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» проводят возмещение арендодателю и ссудодателю налога на имущество и земельного налога;
- по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в учете отражают неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (программы, базы данных и пр.) по лицензионным договорам или другим документам. Минфин планировал учитывать эти расходы по новым кодам 352 и 353, но правила оставили прежними;
- в подстатью 228 добавили расходы на архитектурно-археологические обмеры, разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, инженерно-геодезические изыскания и кадастровые работы. При этом если указанные расходы не формируют капвложения в стоимость основных средств, их проводят по КОСГУ 226;
- статью 260 «Социальное обеспечение» дополнили новыми расходами. Например, по коду 262 нужно отражать единовременные пособия при выпуске детей-сирот и детей без попечения родителей, а также пособия по беременности и родам студенткам и пособия, которые относятся к публичным нормативным обязательствам. По коду 264 в учете пройдут единовременные выплаты членам семьи умершего или вышедшего на пенсию сотрудника, а также оплату больничных бывшим работникам за первые три дня нетрудоспособности. По коду 265 — возмещение расходов на погребение бывшего сотрудника, а по коду 266 — оплата дополнительных выходных для ухода за детьми-инвалидами, а также выплаты при увольнении и выходе сотрудника на пенсию за выслугу лет;
- подстатьи КОСГУ 191–199, 352–353, 411–412, 421–423, 432, 452–453 и 462 не применяют для учета кассовых поступлений и выбытий.
Таблица предназначена для учреждений субъектов РФ. Ведь со следующего года финансисты меняют порядок и добавляют новые КВР в Приказ № 85н. Поэтому ведомство опубликовало новую таблицу соответствия разделов (подразделов) и видов расходов с 2021 года.
- Дайджест № 62: новости для тех, кто на УСН
- Дайджест № 61: проверьте себя
- 5 главных изменений за февраль. Обзор для бухгалтера бюджетной сферы
- Дайджест № 60: новое о налоге на прибыль
- Дайджест № 59: новые меры поддержки МСП
- Забалансовые счета бюджетных учреждений: разберем «по полочкам»
05 июля организация приобрела спецодежду: халат х/б — 1 шт. стоимостью 1 200 руб. (в т. ч. НДС 20%).
20 августа с основного склада Антоновой А. Ю. выдана спецодежда — халат х/б в количестве 1 шт.
Согласно учетной политике способ погашения спецодежды в НУ — единовременно при передаче в эксплуатацию. Затраты учитываются в составе материальных расходов малярного цеха.
Способ списания материалов по БУ и НУ установлен по средней себестоимости.
Согласно Приказу № 69н приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также на компенсационную выплату этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов, официально будет отнесено на подстатью 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ. Ранее применение кода 214 КОСГУ в такой ситуации было поименовано только в системных письмах Минфина России(5).
Кроме того, перечень расходов, относимых на подстатью 214 КОСГУ, был расширен. В частности, на код 214 КОСГУ относятся:
- ежемесячные денежные выплаты работодателем медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг(6);
- оплата проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде к избранному месту жительства военнослужащим и приравненным к ним лицам при увольнении.
В описании подстатьи 222 «Транспортные услуги» КОСГУ дополнительно разъяснено, что на нее не относятся расходы по обеспечению должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также соответствующая компенсация, если речь идет о служебных командировках.
В настоящее время согласно пп. 10.2.3 п. 10 Порядка № 209н расходы по предоставлению твердого топлива при наличии печного отопления относятся на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ. А расходы по оплате договоров на приобретение всех видов топлива (в том числе, дрова, уголь) относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (пп. 11.4.3 п. 11 Порядка № 209н). То есть у бухгалтеров с 1 января 2019 года периодически вставал резонный вопрос о коде КОСГУ, на который нужно отнести расходы по приобретению дров. Исходя из экономического смысла расхода можно было предположить, что если приобретается топливо по договору оказания коммунальных услуг, то следует применять подстатью 223 КОСГУ, а если по договору поставки, то подстатья 343 КОСГУ(6). Приказ № 69н расставляет акценты при приобретении учреждением топлива при наличии системы печного отопления:
- подстатья 223 КОСГУ выбирается в части оплаты договоров на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления;
- подстатья 343 КОСГУ выбирается в части оплаты договоров на поставку (приобретение) всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, используемых для обеспечения функционирования топливных систем.
Все мы помним, что в прошлые годы работы по оборудованию, требующему монтажа, относились на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. В Порядке № 209н появилась новая подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ, на которую относятся расходы по монтажным работам по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов. В связи с этим долгое время не было понятно, куда же относить расходы по монтажу в отношении не смонтированного сразу оборудования, которые не приводят к капитальным вложениям.
Этот вопрос должен урегулировать Приказ № 69н. Его нормы говорят нам о следующем:
- Монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств, относятся на подстатью 226 КОСГУ. То есть если не идет речи о капитальных вложениях, то при монтаже оборудования следует применять подстатью 226 КОСГУ.
- В подстатье 228 КОСГУ будет дано более детальное понятие капитальных вложений. А именно, капитальные вложения в нефинансовые активы (за исключением материальных запасов).
- И вообще, подстатья 228 КОСГУ будет применяться в отношении иных расходов, кроме прямо поименованных в ней, по приобретению работ (услуг), формирующих объем капитальных вложений в нефинансовые активы (за исключением материальных запасов).
Кроме того, в описаниях подстатей по безвозмездной передаче текущего характера нефинансовых активов появится уточнение, что они относятся к нефинансовым активам, за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов. Что еще раз указывает, что капитальный характер относится только к основным средствам, нематериальным и непроизведенным активам.
В пп. 11.4 п. 11 Порядка № 209н согласно изменениям Приказа № 69н появится общая норма по отнесению к материальным запасам, сформулированная следующим образом. Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса. Что это означает? То, что при выборе кода КОСГУ при обретении того или иного материального запаса необходимо исходить не только из того, «что» мы приобрели, но и из того, «зачем» мы это приобрели.
Специалисты финансового ведомства уже не раз указывали на то, что о предназначении покупаемого материального запаса нужно задумываться при выборе кода КОСГУ. Это можно проследить и по системным рекомендациям(7), и по выступлениям специалистов Минфина России на семинарах.
Например, для приобретения бутилированной воды могут применяться сразу 3 кода КОСГУ в зависимости от условий(7):
- подстатья 349 КОСГУ: если у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения или вода не соответствует санитарным нормам, о чем есть соответствующее заключение;
- подстатья 342 КОСГУ: если система централизованного водоснабжения есть, заключения о непригодности воды нет и при этом у учреждения есть обязанность по обеспечению питанием определенного контингента и приобретенная вода используется при приготовлении пищи;
- подстатья 346 КОСГУ: если система централизованного водоснабжения есть, заключения о непригодности воды нет и при этом у учреждения отсутствует обязанность по обеспечению питанием определенного контингента.
Или ещё один пример — приобретение лампочек:
- подстатья 344 КОСГУ: при приобретении лампочек в целях строительно-монтажных работ, не связанных с капитальными вложениями;
- подстатья 347 КОСГУ: при приобретении лампочек в целях строительно-монтажных работ, связанных с капитальными вложениями;
- подстатья 346 КОСГУ: для обеспечения выполнения функций учреждения, не связанных с проведением строительно-монтажных работ.
Претерпели изменения и перечни подстатей 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» и 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.
А именно, в перечень расходов, относящихся на подстатью 346 КОСГУ включены канцелярские товары и принадлежности.
В то время как из перечня расходов, относимых на подстатью 349 КОСГУ, были исключены примеры подарочной и сувенирной продукции: поздравительные открытки и вкладыши к ним, приветственные адреса, почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы и удостоверения лауреатов конкурсов для награждения, цветы. Теперь останется только формулировка, описывающая типы расходов, относимых на подстатью 349 КОСГУ:
- Приобретение (изготовление) подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей в целях награждения, дарения.
- Приобретение (изготовление) специальной продукции.
- Приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности.
- Приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам.
То есть перечень расходов, относимых на подстатью 349 КОСГУ — закрытый и ограничивается названными выше целями и типами материальных запасов. Об этом мы уже писали в статье «Приобретение материалов в 2019 году: какой КОСГУ применить».
Обратите внимание: согласно изменениям, вносимым Приказом № 69н в Порядок № 209н, приобретение венков, цветов, а также оплата услуг по их изготовлению в целях возложения к памятникам и памятным знакам относится на код 226 КОСГУ.
Мы рассмотрели самые интересные изменения в применении расходных кодов КОСГУ согласно Приказу № 69н в расчетах с контрагентами, при отнесении расходов на выплаты сотрудникам, оплату работ, услуг, в части монтажных работ и при приобретении материальных запасов. Поверьте, Приказ № 69н таит в себе немало интересного. Не верите? Проверьте сами!
- Смотрите, например, письма Минфина России и Федерального казначейства от 11.06.2019 №№ 02-06-07/43076, 07-04-05/02-12069, от 28.06.2019 №№ 02-06-07/47868, 07-04-05/02-13482. (вернуться)
- Подстатьи 352, 353, 452 КОСГУ. (вернуться)
- Смотрите пп. 10.2.6 п. 10 Порядка № 209н. (вернуться)
- Подстатьи 549, 649, 569, 669, 739, 839 КОСГУ. (вернуться)
- Смотрите Методические рекомендации к порядку применения КОСГУ, доведенные письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, Информацию Минфина России от 13.05.2019 «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)». (вернуться)
- Ранее такие расходы были поименованы в Информации Минфина России от 13.05.2019 «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)». (вернуться)
- Смотрите Методические рекомендации к порядку применения КОСГУ, доведенные письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, Информацию Минфина России от 13.05.2019 «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)». (вернуться)
Приобретение одноразовой одежды для медработников – КОСГУ 345
Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 для целей бухучета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо используемые в течение периода не более 12 месяцев. В соответствии с п. 19 ПБУ 4/99 активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Согласно подп. «б» п. 4 ПБУ 6/01 использование объекта длительное время означает использование его свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
В аналогичном значении используется понятие операционного цикла в подп. «г» п. 3 ПБУ «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н, и в п. 46 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
Так что новым в ФСБУ 5/2019 в части применения понятия «операционный цикл» можно считать лишь то, что со второго места в иных определениях оно выведено на первое. В то же время в российских нормативных правовых актах по бухучету понятие операционного цикла не раскрывается, поэтому в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 необходимо обратиться к МСФО. Согласно п. 68 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», введенному в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н, операционный цикл – это промежуток времени между приобретением активов для обработки и их реализацией в форме денежных средств или их эквивалентов. В случае когда обычный операционный цикл организации не поддается четкой идентификации, принимается допущение, что его продолжительность составляет 12 месяцев.
Если выразить определение операционного цикла в бухгалтерских записях, то получим промежуток времени между записями Дебет 10 (20, 41) – Кредит 60 и записями Дебет 62 – Кредит 90, Дебет 90 – Кредит 43 (41, 20), в течение которого будут сделаны записи Дебет 20 (41) – Кредит 02, 10, 60, 70, 69.
Обозначение окончания операционного цикла записями по реализации, а не по поступлению денежных средств (Дебет 51 – Кредит 62) или их эквивалентов обусловлено тем, что при методе начисления к получению активов приравнивается возникновение права на их получение, то есть дебиторской задолженности (п. 6.1 ПБУ «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н).
Главный (а зачастую и единственный) критерий, на основании которого различаются запасы и основные средства, – это срок использования физического объекта (актива) с учетом понятия операционного цикла. При торговле процесс «купил – продал» явно меньше 12 месяцев, при оказании длящихся услуг, например услуг охраны, операционный цикл длится максимум квартал, за который подписывается акт оказания (продажи) услуг, а по хорошему – по экономическому смыслу всех длящихся услуг – так вообще месяц. И т. д. и т. п.
Соответственно, подавляющему большинству организаций обращаться к понятию операционного цикла вообще нет необходимости – им для отнесения актива к запасам или основным средствам достаточно срока службы актива более (или не более) 12 месяцев.
Кроме того, надо помнить и пользоваться сильно упрощающим жизнь положением п. 68 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» о том, что в случае, когда обычный операционный цикл организации не поддается четкой идентификации, принимается допущение, что его продолжительность составляет 12 месяцев, то есть не более 12 месяцев.
Отметим, что значение имеет именно срок полезного использования актива, а не то, сколько он до этого находится в организации, лежит на складе. Так, например, для краски, которую пускают в дело через 2 года после ее приобретения, но которая облупливается через 9 месяцев после ее нанесения, срок использования не 2 года 9 месяцев, а 9 месяцев, и она, безусловно, признается запасами.
В отдельных случаях квалификация актива, в том числе спецодежды и спецоснастки, в качестве запасов или основных средств может зависеть не от срока службы, а от функционального назначения. В ФСБУ 5/2019 не указано, что оно не применяется, как об этом писал в свое время Минфин РФ, к сырью, материалам и т. п. активам, используемым для создания внеоборотных активов. Но теперь это вытекает из подп. «а» п. 5 ФСБУ 26/2020, согласно которому к капитальным вложениям относятся, в частности, затраты на приобретение имущества, предназначенного для использования в процессе приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления объектов основных средств. И на это указывается в Информационном сообщении Минфина РФ от 03.11.2020 № ИС-учет-28 «Новый порядок учета капитальных вложений» (далее – ИС-учет-28).
При этом необходимо учитывать следующее:
- восстановление основных средств производится в том числе посредством ремонта (п. 26 ПБУ 6/01);
- в капитальные вложения не включаются затраты на поддержание работоспособности или исправности основных средств, их текущий ремонт (если только это не основные средства, используемые при осуществлении капитальных вложений) (подп. «б» п.16 ФСБУ 26/2020);
- самостоятельными инвентарными объектами признаются существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (п. 10 ФСБУ 6/2020);
- определения текущего и капитального ремонта объектов строительства содержатся, соответственно, в п. 3.8 Методики определения с��оимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, и в п. 14.2, 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а иных объектов – в п. 2.3.7–2.3.9 Межгосударственного стандарта ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники», утвержденного Приказом Росстандарта от 28.03.2017 № 186-ст.
То есть предположим, что в 2022 году организация приобрела два одинаковых комплекта спецодежды, предполагая один выдать работнику подразделения текущих ремонтов, а другой – работнику подразделения капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта. Тогда до выдачи работникам первый комплект спецодежды будет представлен в бухгалтерском балансе в составе группы статей «Запасы», а второй – в составе группы статей «Основные средства» (про выделение в балансе групп статей и просто статей см. п. 20 ПБУ 4/99).
В 2021 году, полагаем, активы, подобные второму комплекту спецодежды, могут показываться как в статье «Запасы», так и по статье «Основные средства». Потому что в самом ФСБУ 5/2019 по сравнению с ПБУ 5/01 в рассматриваемом отношении ничего, по сути, не изменилось. И это – при одинаковых сроках службы обоих комплектов.
Но таких ситуаций, во-первых, немного, а во-вторых, они могут решаться с учетом требования рациональности бухучета (п. 6, 7.4 ПБУ 1/2008). В случае когда отнесение спецодежды или спецоснастки к запасам или основным средствам может быть осуществлено только на основании срока использования, стоимость актива не имеет никакого значения.
Например, скафандр космонавта стоит не 1 млн рублей, но если после 1,5-годичного полета космонавта его скафандр к дальнейшему использованию непригоден, то у соответствующей организации он должен признаваться запасами, несмотря на свою стоимость, поскольку используется только в рамках одного операционного цикла (полета), превышающего 12 месяцев.
Все сказанное о спецодежде в полной мере относится и к спецоснастке.
При этом напомним, что согласно п. 9 Приказа № 135н учет спецоснастки мог быть организован в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в чем отражалась та же возможность присвоения физическому объекту «спецоснастка» разных ярлыков.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- признание актива, включая спецодежду и спецостнастку, запасами или основным средством – это чисто бухгалтерская операция, производимая в соответствии с определениями, содержащимися в ФСБУ/ПБУ;
- запасами (оборотными, краткосрочными активами) будут считаться и ценности, используемые в течение более 12 месяцев, если они используются только в рамках одного операционного цикла, продолжительность которого превышает 12 месяцев;
- необходимость обращения к понятию «операционный цикл» возникает только при квалификации спецодежды и спецоснастки (и иных материальных ценностей), используемых более 12 месяцев, и только если сам этот цикл превышает 12 месяцев;
- вопрос о применении стоимостного критерия может вставать только после признания объекта основными средствами (а не запасами), то есть сначала – квалификация объекта учета, лишь после этого – определение порядка списания его стоимости на расходы: при отпуске в производство или через амортизацию.
После всего сказанного, полагаю, становится понятной логика формулировки подп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019, согласно которой к запасам относятся, в частности, инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка, тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухучета основными средствами.
В этом определении, как и в п. 2 ПБУ 5/01, есть и признак характера, направленности использования («используемые при…»), и вытекающий из него вывод о том, что при другом использовании те же самые физические объекты получат другую бухгалтерскую квалификацию (в качестве основных средств).
И конечно же, читать это определение надо вместе с уже проанализированным общим определением запасов с точки зрения срока использования активов.
Все сказанное выше можно обобщить в табличной форме следующим образом (табл. 1).
Таблица 1 Квалификация спецодежды и спецоснастки (и других ценностей) по ФСБУ 5/2019
Срок (стоимость) |
Не более стоимостного критерия |
Более стоимостного критерия |
1) Не более 12 месяцев |
Запасы |
|
2) Более 12 месяцев |
||
2.1) Один операционный цикл |
Запасы |
|
2.2) Более одного операционного цикла |
В 2021 г. – основные средства в составе запасов, списываемые на расходы единовременно при отпуске в производство (начале использования) |
Основные средства, списываемые на расходы через амортизацию в течение срока полезного использования |
С 2022 г. – основные средства, списываемые на расходы единовременно при принятии к учету независимо от отпуска в производство (начала использования) |
Если в группе статей баланса «Запасы» окажутся объединены запасы, используемые с учетом понятия операционного цикла более (и не более) 12 месяцев (в 2021 г. это могут быть также не введенные в эксплуатацию основные средства стоимостью не более 40 тыс. руб.), то на основании п. 19 ПБУ 4/99, требующего представлять обособленно, то есть в разных разделах и статьях отчетности, краткосрочные и долгосрочные активы, в указанной группе статей по отдельной статье «в том числе» должны выделяться запасы со сроком использования более 12 месяцев. Точно так же, как это делается в отношении долгосрочной дебиторской задолженности, представляемой в балансе в группе статей «Дебиторская задолженность» по отдельной от краткосрочной задолженности статье.
При этом, по нашему мнению, из системного прочтения п. 11 и 19 ПБУ 4/99 следует, что распределение по разным статьям активов и обязательств со сроком использования (погашения) более и не более 12 месяцев производится независимо от существенности получаемой в результате такого разделения информации. Иными словами, п. 19 ПБУ 4/99 является специальной нормой по отношению к норме п. 11 этого ПБУ о необходимости представлять обособленно в бухгалтерской отчетности только существенную информацию.
Переходные бухгалтерские записи, которые надо было сделать на рубеже 2020 и 2021 годов для перехода от учета спецодежды и спецоснастки по правилам приказа № 135н к учету по ФСБУ 5/2019, представлены в таблице 2.
Поступление спецодежды и передача ее в эксплуатацию с 2021 года
Бланк, предназначенный для оформления списания спецодежды, содержит ссылку на Постановление Госкомстата. Здесь указано, что именно этот бланк рекомендован к использованию в данной ситуации. Если тщательно ознакомиться с постановлением, можно узнать нюансы и ситуации, при которых следует применять эту форму.
Непосредственно списать одежду можно только после того, как в организации будет проведена инвентаризация. Документ необходимо оформить в двух экземплярах. Одна копия поступает в бухгалтерский отдел для проверки и обработки. Вторая копия остается у заполнителя, который и является ответственным за спецодежду и ее правильное списание.
Начиная с 1997 года, для оформления такого акта использовалась обязательная форма МБ-4. Однако сегодня она не является обязательной. Организации имеют право разработать собственный бланк, который должен быть принят учетной политикой.
Хотя практика показывает, стандартный бланк МБ-4 не утратил свою актуальность и по сегодняшний день. Удобную и многим знакомую форму используют практически все компании. Кроме простоты, следует отметить универсальность такого бланка. Его можно использовать не только в том случае, когда спецодежда пришла в негодность. Форма применяется при утере, порче, поломке. При помощи такого бланка оформляется не только списание одежды. Он позволяет официально обязать виновника компенсировать нанесенный ущерб.
Одноразовые маски и перчатки для медицинских целей к какому косгу отнести в 2021
Чиновники внесли обширные дополнения и корректировки в Порядок применения КОСГУ № 209н. Часть из них нужно внедрить в работу до конца года и отразить в отчетности. Другие нужно применять только с 2021 года.
В этой связи расходы на приобретение медицинских изделий и инструментария для оказания медицинских услуг отражаются по подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.
выполнения функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом (осуществления служебных, трудовых обязанностей) применяются соответствующие подстатьи статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ);
310 — для учета расходов на приобретение бесконтактных измерителей температуры, диспенсеров для антисептических средств, облучателей (облучателей-рециркуляторов) бактерицидных и иных приборов (оборудования), срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев;
С одной стороны, Минфин России в письмах*(5) указывал, что подстатья 341 КОСГУ применяется, когда речь идет о медицинских изделиях, медицинском инструментарии, используемом в медицинских целях для оказания медицинских услуг. В рассматриваемой же ситуации речь идет об оказании ветеринарных, а не медицинских услуг. Это и порождает сомнение в использовании кода 341 КОСГУ.
Итак, цель приобретения масок, перчаток, антисептиков — профилактика COVID-19. Значит, расходы относятся на код 346 КОСГУ. Пример: орган власти (местного самоуправления) приобретает для своих сотрудников дезинфицирующие средства, антисептики, маски, латексные перчатки в целях профилактики случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (письмо Минфина России от 06.04.2021 № 02-08-10/27111).
К расходам государственных (муниципальных) органов, учреждений (за исключением, учреждений, оказывающих медицинскую помощь), отражаемым по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ, относится приобретение бактерицидных ламп, дезинфицирующих средств, антисептиков, масок, латексных перчаток для своих сотрудников (персонала) в целях профилактики случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией.
Пунктом 11 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 209н (далее — Приказ N 209н), установлено, что операции по поступлению (принятию к учету) нефинансовых активов, отнесение которых к соответствующей группе объектов (основные средства, материальные запасы и др.), отражаются в рамках статьей группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ, в том числе:
При этом согласно Общероссийскому классификатору лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, относятся к классу 21. Вместе с тем в перечне изделий этого класса не поименованы шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок и другие расходные материалы медицинского назначения. Они относятся к классу 32 («Изделия готовые прочие») как инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.
По какому КОСГУ оплатить маски медицинские
Обратите внимание: в настоящее время подготовлен проект изменений в Инструкцию № 157н, после внесения которых счет 105 01 000 будет называться «Лекарственные препараты и медицинские материалы». На нем будут учитываться не только медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, но и материалы, применяемые в медицинских целях (такие как шприцы, катетеры и т. п.).
Согласно Инструкции 157н, шторы также не входят в перечень мягкого инвентаря. Но срок эксплуатации штор и жалюзи больше года, потому их записывают на КОСГУ 310. Аналогично следует поступать и с чехлами для автомобилей.
В классификаторе компьютер входит в группу «Машины офисные прочие», номер 330.28.23.23. Системный блок является частью компьютера и не может функционировать отдельно от него, потому при покупке его учитывают по КОСГУ 346.
Для использования на предприятии есть одноразовые и перезаряжаемые огнетушители. И те, и те являются основными средствами, числятся на забалансовом счете и учитываются по коду 310. В ОКОФ огнетушители идут в группе 330.28.29.22.110.
- 150 – бюджетные поступления безвозмездного характера. Денежные средства, поступающие от других членов бюджетной системы РФ, правительств и организаций других государств, финансовых организаций международного масштаба.
- 160 – вклады по обязательному социальному страхованию.
Действующий с 1 января 2021 г. порядок применения статей группы 100 «Доходы» сохраняет порядок применения кодов КОСГУ в 2021 г. Порядок применения дополнен отдельными особенностями, связанными с реализацией новой терминологии и применением учреждениями федеральных стандартов, в том числе ФСБУ «Доходы».
- выплата единовременного денежного пособия при выпуске детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- выплата материальной помощи безработным гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
С учетом приведенной выше информации о безвозмездных денежных поступлениях, по мнению автора, предоставляемые бюджетным (автономным) учреждениям субсидии на осуществление капитальных вложений следует отражать по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», субсидии на иные цели – по подстатье 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» или 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» (в зависимости от характера поступлений – текущие или капитальные). Из пункта 2 разд. В то же время следует четко понимать, что ключевым словом для применения подстатьи 347 КОСГУ является слово «цель». То есть одни и те же материальные запасы в зависимости от цели их приобретения могут относиться как на подстатью 347 КОСГУ, так и на иные подстатьи статьи 340 КОСГУ.
Есть несколько вариантов провести закупку медицинских масок у единственного поставщика по ст. 93 44-ФЗ. В 2020 году чаще применяют п. 9 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, так как эти медизделия покупают для профилактики, предупреждения, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), и наличие причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки не вызывает сомнений у контролирующих органов.
Не забудьте про постановление правительства №647 от 08.05.2020, которое установило дополнительные случаи для закупок у единственного поставщика.
Подробнее: «Режим повышенной готовности в закупках: новые правила из-за коронавируса»
Еще покупают медмаски по прямым контрактам до 600 000 руб. по п. 4, 5 44-ФЗ, если не исчерпали лимиты.
09.04.2020 Росстандарт опубликовал обзор стандартов и требований к медицинским маскам для тендера, которые рекомендуем использовать при подготовке технического задания. Ведомство пишет, что маски делят на три основные группы:
- Медицинские изделия.
- Средства индивидуальной защиты.
- Прочие лицевые.
К каждой из этих групп предъявляются специальные стандарты и показатели. Собрали в таблицу.
Группа | Требования |
---|---|
Медизделия |
Для изготовления медмасок производители используют положения ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний», в т. ч. для тех, которые нужны, чтобы ограничить передачу инфекционных агентов от медперсонала пациентам, например в ходе операций, или сократить выход инфекционных агентов при кашле или чихании носителя инфекции. Этот стандарт — первый нормативный документ, который определяет требования к медмаскам. ГОСТ разработали с учетом международных требований и гармонизировали с евростандартом EN 14683:2014. ГОСТ Р 58396-2019 определяет конструкцию, дизайн, требования к функциональным характеристикам и методы испытаний медмасок. Разрабатывают еще предварительный нацстандарт (ПНСТ) «Маски лицевые марлевые». Документ проходит публичное обсуждение, утвердить его планируют в июне 2020 года. Напомним, что предварительный национальный стандарт — экспериментальный документ по стандартизации, который действует до 3 лет. По итогам применения решают, продлевать ПНСТ как национальный стандарт, отменять или дорабатывать. Для разработки ПНСТ использовали типовые технические условия (ТУ), разработанные АО «ИНПЦ ТЛП», ТУ 21.20.24-001-00302178-2020 «Маска медицинская марлевая» и ТУ 32.50.50-002-00302178-2020 «Маска медицинская из нетканых материалов». |
Средства индивидуальной защиты |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа, являющиеся объектом технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты». Требования к таким средствам установлены в ГОСТ к перечням к техрегламенту: ГОСТ 12.4.293-2015 (EN 136: 1998) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Общие технические условия» и ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+А1:2009) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей». |
Прочие лицевые |
Другие лицевые маски относятся к санитарно-гигиеническим изделиям, единых требований к которым нет. Предприятие-изготовитель вправе само разрабатывать и утверждать технические условия (ТУ) или обратиться к изготовителям из реестра ТУ, чтобы получить уже утвержденные требования. По поручению Минпромторга и Росстандарта АО «ИНПЦ ТЛП» разработаны и зарегистрированы в реестре технических условий ТУ 13.92.29-005-00302178-2020 «Маска лицевая гигиеническая». Эти технические условия для маски лицевой гигиенической зарегистрированы 13.04.2020 и применяются для производства всеми изготовителями. |
Вот пример техзадания для закупки медицинских масок 44-ФЗ с учетом информации Росстандарта.