- Частное право

Категории водительских прав в Казахстане 2022 с расшифровкой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории водительских прав в Казахстане 2022 с расшифровкой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Водительские удостоверения на разные типы транспортных средств могут выдаваться лицам, соответствующим различным возрастным требованиям. Например, водительские права на транспортное средство категории «AI» могут быть выданы лицу, достигшему 16 лет, а водительские права на транспортное средство категории «C» могут быть выданы лицу, достигшему 21 года, имеющим стаж работы водителем 3 года, в том числе 1 год управления транспортными средствами категории «C1».

Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года

Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:

  • если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
  • если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
  • при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).

Водительские права категории А

Транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг и превышает чистую массу тягача (без нагрузки); транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, общей РММ автопоезда более 3.5 тонн.

Наряду с основными категориями, введены дополнительные подкатегории, устанавливающие определенные ограничения по отмеченным выше позициям. Существуют следующие подкатегории, применительно к выдаваемым правам:

  • А1 – распространяется на мотоциклетную технику с мощностными характеристиками силовой установки в пределах одиннадцати киловатт и объемом камер сгорания – до ста двадцати пяти кубических сантиметров. Существующая подкатегория А1 не позволяет садиться за руль тяжелого мотоцикла;
  • В1 – введена для обобщения группы ТС мотоциклетного типа с тремя или четырьмя колесами, вне зависимости от типа рулевого управления (трициклов и квадроциклов). Не следует путать квадроцикл данной подкатегории прав с квадроциклом – машиной с иным техническим устройством и принципами управления, подходящим под категорию А водительского удостоверения, выдающегося трактористам-машинистам. В квадроциклах установлены мотоциклетные моторы. Передачи переключаются ручным механизмом при круглом автомобильном руле или ножной системой переключения с традиционным мотоциклетным рулем. В первом случае потребуется категория В, во втором – А; В1 позволяет совместить обе из них под одной позицией;
  • С1 – эта категория водительских прав ограничивает допуск к управлению грузовиками по характеристикам массы семью с половиной тоннами. Разрешает дополнительное перемещение прицепных устройств, если их вес ограничивается семисот пятьюдесятью килограммами
  • С1Е – транспортные средства, подпадающие под подкатегорию С1, но допускающую перемещение тяжелого прицепа, по массе не больше самой автомашины, при общем лимите веса – двенадцать тысяч килограммов;
  • D1 – распространяется на пассажирский транспорт, позволяющий перевозить стационарно размещенных в сидячем положении восемь – шестнадцать пассажиров и подсоединять прицеп массой, не превышающей семьсот пятьдесят килограммов;
  • D1Е – аналог вышеуказанной дополнительной категории, позволяющей перевозить автобусы с тяжелыми прицепными устройствами, не превышающими по весу основной машины, с общим ограничением в двенадцать тонн;

Любому человеку, который решил сесть за руль автомобиля, для начала необходимо изучить теорию и практику вождения. Правительство Казахстана ежегодно упрощает процедура оформления прав.

Документы следует подавать в СпецЦОНы. Если нет возможности подать документы в СпецЦОН, нужно обратиться в регистрационное полицейское отделение.

Получить удостоверение международной формы без сдачи экзаменов можно на срок до 3 лет, но не больше того срока, в течение которого действуют национальные права.

Какие водительские удостоверения действуют в Казахстане?

Об этом сообщил председатель Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан полковник полиции Берик Бисенкулов, передает ИА «Новости Казахстан».»В законопроекте (разрабатываемый новый закон о дорожном движении) предусматривается переход на новые водительские удостоверения в соответствии с требованиями Конвенции ООН о дорожном движении.

Проект закона «О дорожном движении», разработанный комитетом дорожной полиций МВД Казахстана, увеличивает количество категорий и вводятся многочисленные подкатегории транспортных средств водительских прав.

Новый образец водительского удостоверения вступил в силу 03 марта 2015 года и имеет следующие виды категории:

  1. «А», «A1» — на двухколесных мотоциклах;
  2. «В» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
  3. «B1» — на трициклах либо квадроциклах;
  4. «С», «C1» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг;
  5. «D» — на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м;
  6. «D1» — на автобусах, вместимость которых не более 28 сидячих мест и длина не более 7,0 м;
  7. «BE» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3 500 кг;
  8. «СЕ», «C1E» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м, или полуприцепом;
  9. «DE», «D1E» — на сочлененных автобусах или автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1 000 кг.;
  10. «Tm» — на трамвае;
  11. «Tb» — на троллейбусе.
Читайте также:  С 9 ноября 2021 — новые коды доходов и вычетов по НДФЛ

Подача необходимых документов осуществляется в специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОНах).

Замена прав Украины на российские

Если лицо имеет водительское удостоверение, выданное в Украине, то его можно поменять на российское в течение любого срока. Главное условие в 2022 году — легальное пребывание в стране. Оно доказывается обладанием:

  • визой либо миграционной картой;
  • видом на жительство;
  • разрешением на временное проживание.

В течение периодов, установленных каждым из этих документов, лицо может проживать в России и использовать удостоверение Украины. Если же заявитель сменил гражданство на российское, то длительность пользования лицензией на вождение не ограничена.

Таким образом, для смены иностранных прав на российские понадобится:

  1. Удостовериться, что ВУ соответствует международным нормам.
  2. Обратиться в любое МРЭО ГИБДД с необходимым пакетом документов. В качестве удостоверения личности используется копия вида на жительство, свидетельство о регистрации для временного проживания либо паспорт РФ.
  3. Дождаться назначенной даты экзамена и сдать его.

При замене иностранных водительских прав на российские в 2022 году следует обратить внимание на некоторые особенности:

  • Если дата выдачи национальной лицензии для вождения ранее 28.03.11, то проверять ее нужно по Приложению 6 прошлой редакции Венской конвенции — от 28.09.2004. Данное положение содержится в официальном разъяснении Госавтоинспекции от 13.04.15.
  • Граждане РФ могут ездить с иностранными правами, но суды иногда принимают позицию, обратную этой (решение Ленинского районного суда Тульской области по делу № 12-30/2018). Поэтому во избежание проблем и при наличии возможности удостоверение лучше поменять.
  • Ограничения заниматься на машине деятельностью для извлечения прибыли не относятся только к гражданам тех государств, в которых русский язык уподобляется государственному. Если он характеризуется лишь отдельными атрибутами правительственного или юридически лимитирован, то условие действительно.

Группа основных категорий ВУ

Основные из открываемых категорий обозначаются буквами латинского алфавита, обозначая следующее:

  1. А – позволяет управлять мотоциклами всех типов. Категория распространяется также на мотоциклетную технику с колясками. Кроме двухколесных ТС, к которым причисляют современные мотоциклы, действующие ПДД, указанная категория распространяется на технику, снабженную тремя или четырьмя колесами. Главное ограничение – лимит суммарной массы в пределах четырехсот килограммов;
  2. В – категория легкового автотранспорта. Кроме традиционных легковушек категория распространяется на родственные ТС (внедорожники, микроавтобусы, легкие грузовики), если последние весят в пределах трех с половиной тонн и вмещают не более восьми пассажиров. Для легковой автомашины разрешается использование прицепного устройства с массой в пределах семисот пятидесяти килограммов или более, но при условии соблюдения общего ограничения по массе, отмеченного ранее;
  3. С – грузового автотранспорта, техническая документация которого содержит сведения о массе, превышающей три с половиной тонны. Водителям с данной категорией разрешается, кроме непосредственно указанных грузовиков, транспортировать легкие прицепы, с весом, не превышающим семьсот пятьдесят килограммов;
  4. D – разрешает вождение автобусов (пассажирского транспорта, перевозящего, исключая водителя, от 8 человек и более, на стационарных сидячих местах) и грузовой автотранспорт, оборудованный прицепным устройством, массой более семисот пятидесяти килограммов. Указанные права не предусматривают ограничений, в зависимости от того, сколько весит ТС, или какого оно типа по конструктивному устройству;
  5. BE, CE, DE – принята взамен традиционной категории Е водительских прав, в настоящее время упраздненной. Владельцам указанных водительских прав разрешается управлять, соответственно, легковой автомашиной, грузовиком или автобусом, без ограничений по массе прицепного устройства, установленных для удостоверений В, С или D;
  6. Tb, Tm – открывающиеся для водителей городского электротранспорта (трамвайного и троллейбусного). Документ, действовавший ранее, указанные разновидности учитывал в графе особых отметок. В настоящее время эти категории выделены отдельно;
  7. М – введена с 2014 года, обозначающая разновидность легких мотоциклов и скутеров, не подпадающих под категорию А. Отдельная группа М принята в связи с возросшим количеством ДТП и аварий по причине недостаточного контроля к указанным ТС, после приобретениями ими массовой популярности. Предполагает, что владелец должен достигнуть возрастной отметки в шестнадцать лет, иначе права не выдадут. Обычно категория М проставляется автоматически при выдаче любого другого водительского удостоверения, если предоставленная владельцем медицинская справка не содержит каких-либо ограничений. Учитывая десятилетний срок действия водительских прав, управлять данной разновидностью ТС разрешается обладателю старой формы удостоверений, выданных, когда данная категория еще не была введена.
Читайте также:  Как получить разрешение на травматическое оружие в 2022 году

Для того, чтобы получить удостоверение любой подкатегории группы Е, в дополнение к ранее оформленной, необходимо пройти обучение и сдать квалификационный экзамен. Существуют определенные требования прохождения, которые нужно учитывать.

Так, необходимо обратить внимание на:

  1. Возраст гражданина – не менее 21 года.
  2. Основную категорию ВУ.
  3. Соответствие установленным медицинским требованиям. Прохождение комиссии – обязательно. По ее результатам будущему водителю выдается медсправка по форме 083/у-89. Предъявлять ее нужно при поступлении в автошколу.

Перед прохождением экзамена требуется оплатить госпошлину.

Нюансы получения водительского удостоверения и процедуры экзамена:

  1. Процесс проверки состоит из трех основных блоков – теория по билетам, практические знания – на автодроме и практика – в условиях города.
  2. Водитель, желающий получить категорию Е должен показать владение такими навыками, как прямолинейное движение, постановка авто задним бортом к платформе, движение задним ходом.
  3. Для того, чтобы управлять автомобилем, прицеп у которого имеет массу до 750 килограмм, не требуется оформление прав категории Е.
  4. Если обучение было завершено несколько лет назад, но теоретические знания сохранились в памяти, то проходить занятия повторно не нужно. Достаточно подать заявку в ГАИ и пройти экзамен.

Сдать экзамен на права, вне зависимости от категорий, без обучения в автошколе, не возможно.

Следует учесть, что права с категорией Е – это высший разряд, поэтому получить их достаточно сложно. Потребуется для начала «накатать» стаж не менее 12 месяцев на легковом автомобиле, с прицепом или без него.

Для того, чтобы получить навык вождения, соответствующий категории Е, знать только теорию недостаточно. В автошколе уделяется большое внимание специальному, практическому обучению.

После окончания занятий водитель сдает экзамен не только обучающему преподавателю, но и инспектору ГАИ. Пересдача возможна через некоторое время.

Для того, чтобы избежать пересдач, нужно учесть следующие нюансы:

  • без отличного знания теории сдать экзамен не получится, поэтому придется выучить все правила дорожного движения;
  • дополнительно категория Е предполагает наличие знаний по управлению ТС с большим количеством пассажиров, крупногабаритным прицепом. Требуется наличие не только теоретических, но и практических навыков;
  • при сдаче экзамена на теорию нужно быть очень внимательным для того, чтобы не нажать не правильную кнопку – это может испортить результат.

При сдаче практической части торопиться не следует, но и сильная медлительность может вызвать подозрения в том, что водитель не знает, как ему двигаться.

Пересдача – достаточно частое явление, поэтому, если не удалось сдать теорию или практику с первого раза, можно лучше подготовиться и прийти еще раз.

Категории водительских прав: расшифровка

Небольшие автобусы, вместимость которых более 8 и не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; транспорт категории «D1» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 21-го года, имеющие общий стаж работы водителем не менее 3-х лет, в том числе не менее 1-го года по категории «C1». Транспорт категории «D1» с прицепом (грузовым), РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 12 тонн. Лица имеющие право управления транспортом по категории «D1» или «D» не менее 1-го года. Автобусы, вместимость которых более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; транспорт категории «D» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1».
Категория Тип транспортного средства и условия
A Мотоциклы

Требование к получению: возраст от 18 лет

A1 мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды:
— максимальной скоростью более 50 км в час;
— рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров;
— максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт.
Требование к получению: возраст от 16 лет

Особенности приема экзаменов в автоЦОНе

Как правило, на сдачу экзамена в автоЦОН курсантов организовано приводит автошкола. Для этого назначается определенный день, когда все учащиеся могут пройти экзамен, потом – организовано получить права.

Но обратиться в учреждение вы можете самостоятельно в удобное для вас время.
Для этого нужно:

  • оригинал удостоверения личности;
  • предоставить оригинал и копии документов (Свидетельство об окончании курсов, личную карточку водителя и шоферскую медкомиссию формы-073/у);
  • оплатить государственную пошлину за изготовление водительского удостоверения — в размере 4000 тенге (с 2021 года);
  • сделать фотографию установленного образца (фотографирует оператор центра);
  • взять номерок-талон на экзамен.

Когда подойдет ваша очередь, вас позовут сдавать теорию. Экзамен будет проходить в специальном помещении с камерами видеонаблюдения, чтобы исключить попытки нечестного прохождения компьютерных тестов. На сдачу теоретической части отводится 40 минут и предлагается ответить на 40 вопросов. Экзамен считается пройденным, если вы допустили в ответах 8 ошибок и меньше.

Читайте также:  Cрок возврата переплаты по налогу в 2021 году

Те студенты, которые регулярно посещали занятия и добросовестно учились в автошколе, справляются с первым этапом испытаний без проблем. Успешные результаты экзамена по теории дают право на прохождение практической части – вождения. Сдать практику вы можете в течение трех месяцев после завершения экзамена по ПДД. Если по каким-то причинам вы не смогли сдать экзамен, придется опять сдавать теорию (повторная сдача экзамена разрешается на 8 день, после предыдущей попытки).

Следующим шагом нужно сдать вождение, которое проходит на специализированном автодроме автоЦОНа. Рекомендуем перед практическим экзаменом пройти пробное вождение на автодроме, оплатив 2500 тенге за один круг. Пробные заезды проходят по воскресеньям, когда нет сдачи экзаменов, но для этого Вам необходимо заранее обратиться в отдел на 3-м этаже АвтоЦОНа, который курирует этот вопрос. Пробный круг даст вам уверенность в своих силах и поможет избежать волнения во время экзаменационного испытания, помимо этого Вы почувствуете автомобиль и ознакомитесь с маршрутом.

Для сдачи вождения вам предоставляют автомобиль уже без дополнительных педалей, и принимать экзамен будет не человек, а компьютер, установленный в салоне. За все, что произойдет с вами и автомобилем в дороге, вы будете нести полную ответственность. Перед началом сдачи экзамена убедитесь, что с машиной все в порядке, проверяйте ее так, как учили это делать в школе перед выездом. Если вы обнаружите какую-то неисправность в машине, которая не разрешает ее использование, требуйте замены авто.


Порядок прохождения вождения, подробно объясняют в автошколе, поэтому вопросы, что делать на автодроме, у студента не возникают. Главное, в дороге соблюдать ПДД, ничего не сбить. За нарушения снимают баллы. Нужно набрать 95 пунктов из возможных 100.

Есть нарушения, за которые могут снять с вождения и не принять практику.
Основные ошибки:

  • вы в течение 30 секунд, не произвели старт;
  • поехали с поднятым ручным тормозом;
  • проехали на красный сигнал светофора;
  • сбились с маршрута;
  • наехали на бордюр;
  • совершили ДТП.

Категории водительских прав: расшифровка

Фото: UGC Законодательство, которое регулирует обязанности и права тех, кто передвигается по дорогам, описывает возможные категории прав. Закон описывает категории тех или иных прав в более чем 1,5 тыс. слов. Расскажем подробнее о том, как расшифровать с юридического языка категории в водительских правах.

Водительское удостоверение — это официальный документ, который подтверждает факт готовности к управлению определенным средством передвижения. Оно означает, что его обладатель сдал соответствующий государственный экзамен и может быть участником дорожного движения как водитель. В таком удостоверении указана категория.

Процедура получения водительского удостоверения

В первую очередь необходимо пройти медицинское освидетельствование по форме 083-У. Такой осмотр можно пройти в любом государственном или частном медицинском учреждении, а также в специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОН). В результате положительного осмотра врачами, вы получите справку с необходимыми отметками и печатями.

После того, как Вы получили справку о прохождении медицинского осмотра, предстоит пройти самый сложный этап – сдача экзамена. Экзамен состоит из двух проверок: тестирование на знание правил дорожного движения Республики Казахстан и практическое вождение на транспортном средстве.

Теоретический экзамен ПДД РК проводится в виде компьютерного тестирования. Тестирование состоит из 40 вопросов, каждый из которых имеет несколько вариантов ответов. Вопросы охватывают правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196. На тестирование отводится 40 минут, т.е. на каждый вопрос по 1 минуте. По завершении теоретического тестирования кандидату выдается результат. В случае не успешной сдачи теста, кандидат может пересдать экзамен.

Водительские права в Казахстане: документы

Трициклы (трёхколёсный мототранспорт), квадрициклы (четырёхколёсный мототранспорт – квадроциклы и мотоколяски), мотоциклы категории «A» с боковым прицепом (коляской). Лица достигшие 18-ти лет.

Законопроектом предусмотрены нормы, по которым водители автотранспортных средств смогут передвигаться, имея при себе только удостоверение личности. Всю остальную информацию об автовладельце полицейские будут видеть через планшет. Для этого они обеспечены необходимой базой данных и техническим оснащением.

Законопроектом предусмотрены нормы, при которых водители автотранспортных средств смогут передвигаться, имея при себе только удостоверение личности. Всю остальную информацию об автовладельце полицейские будут видеть через планшет. Для этого они обеспечены необходимой базой данных и техническим оснащением.

Постановление о наложении штрафа направляется судом, уполномоченным органом (должностным лицом) администрации организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов. Удержание штрафа производится в срок, не превышающий шести месяцев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *