Требования и представления прокурора по уголовным делам: понятие и отличия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования и представления прокурора по уголовным делам: понятие и отличия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такие указания в пределах своей компетенции прокурор может давать по любому уголовному делу, находящемуся в производстве органа дознания, и по любому следственному действию, в частности, об избрании, изменении или отмене мер процессуального принуждения, о проведении судебных экспертиз, о составлении и вручении письменного уведомления о подозрении в совершении преступления в соответствии со ст. 223.1 УПК РФ, о розыске преступников, о направлении дела в суд.
Формы (средства) прокурорского надзора
В этой части работы мы рассмотрим только те полномочия прокурора, применение которых вызывает значительные сложности на практике, а также наиболее существенные с точки зрения функции уголовного преследования.
Для обозначения перечисленных в ст. 37 УПК РФ полномочий прокурора в теории уголовного процесса используются такие понятия, как правовые средства прокурорского надзора, формы (способы осуществления) прокурорского надзора, формы прокурорского реагирования, методы прокурорского надзора. В то же время отсутствует какой-либо единый критерий отнесения тех или иных полномочий к формам, средствам или методам деятельности, хотя, очевидно, что эти понятия не тождественны. Согласившись с тем, что все полномочия прокурора есть правовые средства (формы, способы – не суть важно) осуществления прокурором его процессуальной функции, выделим среди них формы (способы) выявления нарушений уголовно-процессуального закона и формы (способы) прокурорского реагирования на эти нарушения.
Способы обжалования прокурорского постановления
Чтобы обжаловать решение прокурора, необходимо будет составить заявление и направить его образец на рассмотрение вышестоящему органу.
Если по каким-либо причинам гражданин считает полученное предписание незаконным и задевающим его личные права и свободы, то необходимо будет обратиться к судье.
Но для начала не следует пренебрегать юридической помощью, так как причина обращения в судебные органы власти важна и, при неправильном изложении, судья может посчитать ее нецелесообразной.
Для успеха в судебном разбирательстве, рекомендуется заручиться поддержкой опытного адвоката.
Юридический работник в данной ситуации разъяснит статьи закона, поможет грамотно составить жалобу на предписание прокурора, а также будет представлять интересы истца на суде, исходя из норм законодательства. С юристом зачастую повышаются шансы добиться справедливости в судебном разбирательстве.
Оспорить можно следующие предписания, при которых:
нарушены законные права граждан;
имеет место привлечение к ответственности граждан, не соответствующее закону;
существует неправомерное возложение на человека обязанности;
создаются незаконные преграды, и становится невозможным осуществление прав и свобод человека.
Ответ на представление прокурора
В таких случаях у лица, которому вносится представление, имеется два варианта: исполнить требование прокурора или обжаловать представление в суд. Закон «О прокуратуре РФ» не предусматривает возможности вступать в полемику с прокурором на предмет обоснованности его требований, вместе с тем, в случае, когда представление не отличается достаточной ясностью изложенного и не совсем понятно, что хочет от вас прокурор, полагаем возможным написать ответ прокурору.
В вышеприведенном нами случае, был дан следующий ответ прокурору на представление об устранении нарушений жилищного законодательства: «… для целей создания возможности исполнения представления заместителя прокурора округа … об устранении нарушений жилищного законодательства от … года просим конкретизировать (уточнить) требования к должностным лицам ТСЖ «…»: указать какие действия (бездействие) должностных лиц ТСЖ «…» нарушают жилищное законодательство; какие императивные нормы закона нарушены действиями (бездействием) должностных лиц ТСЖ «…»…
Прокурор, ознакомившись с данным ответом, в устной форме указал на то, что, в порядке исполнения указанного представления об устранении нарушений жилищного законодательства, достаточным будет являться ответ ТСЖ, в котором указано, что «меры по устранению нарушений закона приняты», на чем данный инцидент и был исчерпан, в суд никому обращаться не пришлось.
В какой срок должно быть рассмотрено, нужно ли присутствие прокурора
В течение 1 мес. со дня получения на руки прокурорского представления должностное лицо (ведомство) обязано принять определенные меры по устранению правонарушений. Письменное сообщение об этом направляется в прокуратуру, вынесшей данный акт.
Если прокурорское представление рассматривается коллегиальным органом (например, кабинетом министров), то прокурор уведомляется о дате заседания.
По закону, в случае выявления факта нарушения законодательства РФ органом или его работниками, приведенными в п. 1 ст. 21 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, прокурор или его зам. вносит письменное представление об устранении правонарушений. Причем прокуратура может потребовать личного присутствия для рассмотрения данного акта. Такое право ей дается ч. 3 ст. 7 ФЗ № 2202-1-ФЗ.
Таким образом, по закону, прокурор или его зам., а также, по их отдельному поручению, иные прокурорские работники вправе участвовать в рассмотрении оформленных ими представлений. Причем представление может рассматриваться правительством РФ, региональными заксобраниями и правительствами, муниципалитетом, коммерческими компаниями, НКО, Генштабом, Минобороны, органами контроля, ОНК или СК РФ.
На практике, прокуроры это законное право успешно реализуют. Причем не нужно оказывать какого-либо противодействия прокуратуре в этом. Ведь за отказ от исполнения требования закона рассмотреть представление с участием прокурорского работника должностное лицо могут оштрафовать по ст. 17.7 КоАП РФ (Постановление ВС РФ N 47-АД13-1 от 04 апреля 2013 г.).
Если в прокурорском представлении прописано требование об его рассмотрении с участием прокурора, то должностному лицу (ведомству) необходимо направить в прокуратуру соответствующее уведомление о месте и дате рассмотрения данного акта. В назначенный день стороны встречаются, излагают суть дела и свою правовую позицию.
УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.
В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:
органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия;
давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела;
давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК;
изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;
передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;
отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;
продлевать срок дознания;
утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.
Правовые основы деятельности
Нормативные акты
Постановления Европейского Суда по правам человека
Судебная практика
Конституционный Суд
Верховный Суд
Научно-методические материалы
По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
По иным вопросам надзорной деятельности
Статистические данные
Об использовании выделяемых бюджетных средств
О деятельности органов прокуратуры
Новости
Основные документы
Главное управление международно-правового сотрудничества
Региональное представительство Международной ассоциации прокуроров в России