Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Важные нюансы аренды авто у сотрудника организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По новой редакции закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, расчетом считается получение и выплата денежных средств наличными деньгами или в безналичном порядке за товары, работы, услуги (абз. 20 ст. 1.1 закона 54-ФЗ), и применение ККТ при осуществлении расчетов обязательно всеми организациями и ИП (п. 1 ст. 1.2 закона 54-ФЗ). Таким образом, при перечислении денежных средств сотруднику в счет внесения арендной платы по договору аренды ТС организация должна пробить кассовый чек.
Аренда авто с экипажем у ИП
Арендодателем может выступать физическое лицо, зарегистрированное как ИП. Вопрос налогообложения при аренде автомобиля с экипажем у ИП полностью снимается с организации-арендатора. Налог с дохода от аренды платит ИП в соответствии с применяемой им системой налогообложения. Что касается страховых взносов в части оплаты услуг по управлению транспортным средством, то и здесь ИП уплачивает их самостоятельно в фиксированном размере в рамках своей предпринимательской деятельности, если он сам является водителем. В случае наличия наемного персонала на этой должности ИП уплачивает страховые взносы в общем порядке как работодатель.
Расходы по аренде авто у ИП организация-арендатор признает в том же порядке, что и по аренде авто у физического лица.
«Расходные» бумаги, учет и проводки по авто
Если при оформлении договора организация согласилась покрывать расходы на эксплуатацию авто, то появляется необходимость их фиксации. Для этого используют различные «расходные» документы. К ним, прежде всего, относят чеки на горюче-смазочные расходы, оплату мойки, парковки, страховки и пр.
Водители должны в обязательном порядке сохранять все чеки на топливо и прочие расходы, поскольку без них отразить расходы в бухгалтерском учете попросту невозможно.
Если при заключении соглашения с сотрудником было оговорено, что расходы на эксплуатацию транспортного средства будут выдаваться ему авансом, то в бухгалтерском учете эти операции необходимо будет провести следующим образом:
- Деньги из кассы выдаются под отчет. Дт — 71 «Расчеты с подотчетными лицами», Кт — 50 «Касса» (51 «Расчеты с подотчетными лицами»).
- Затраты на использование ТС принимаются к учету в МПЗ. Дт — 10 «Материалы», Кт — 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
- Затраты на использование авто списаны в расходах. Дт — 20 «Основное производство» (91 «Прочие расходы»), Кт — 10 «Материалы».
Если же при соглашении было оговорено, что работник сначала пользуется собственными средствами, а организация возмещает их после, то в документации нужно будет указать, что сначала были приняты к учету затраты на использование транспортного средства (Дт — 10 «Материалы», Кт — 71 «Расчеты с подотчетными лицами»). Затем следует выдать работнику деньги из кассы (Дт — 71 «расчеты с подотчетными лицами», Кт — 50 «касса» [51 расчетные счета]).
С помощью кадровых документов устанавливается кто, для каких целей эксплуатирует транспортное средство. К ним относят приказ о закреплении арендованного автомобиля за тем или иными сотрудником. В случае повреждения авто или ДТП ответственность перед компанией понесет сотрудник, указанный в приказе.
Приказ распространяется на все категории автомобилей, включая спецтехнику.
Приказы не имеют унифицированной формы, потому их составление лежит на плечах сотрудников организации. При этом оформить его можно как от руки, так и на компьютере.
Главный критерий этого документа — оригинальная подпись генерального директора компании или же его доверенного лица. Необходимость использования печати существует лишь в том случае, если она установлена в учетной политике компании. После составления бумага отправляется в журнал учета распорядительных документов.
Несмотря на отсутствие стандартизации, приказ должен соответствовать перечню требований. Так, в шапке нужно отразить:
- название организации;
- название и номер документа;
- город или населенный пункт;
- дату составления;
- обоснование для создание приказа.
При обосновании создания приказа следует отметить необходимость эксплуатации авто в интересах компании.
В основной части указывают:
- информация об авто (идентична той, что в договоре);
- должность и Ф.И.О. работника, за которым будет закреплен транспорт;
- лицо, ответственное за исполнение приказа;
- приложения к документу (акт осмотра и передачи ТС).
Страхование автомобиля
Расходами организации по страховым договорам (как обязательным, так и добровольным) являются страховые премии, уплачиваемые страховой компании (п. 1 ст. 2 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Если организация применяет метод начисления и договор страхования заключен на срок более одного отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, девяти месяцев), то расходы на страхование учитываются при исчислении налога на прибыль равномерно (абз. 7 п. 2 ст. 286, п. 3 ст. 286 и п. 6 ст. 272 НК РФ):
- в течение срока действия договора, если страховая премия перечислена разовым платежом. При этом сумма расходов, которую организация может признать, определяется пропорционально количеству календарных дней действия договора в этом периоде;
- в течение срока, за который уплачена часть страховой премии, если страховые взносы уплачиваются в рассрочку. При этом сумма, включаемая в расходы, рассчитывается пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Если срок договора менее одного отчетного периода, то расходы на страхование включаются в состав расходов в момент оплаты (п. 6 ст. 272 НК РФ).
При кассовом методе сумма страховой премии включается в расходы после ее уплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Если у таких организаций порядок учета расходов на страхование в бухучете и налоговом учете различается, то возникает необходимость применения ПБУ 18/02.
Фирма использует личный автомобиль сотрудника: учет и налогообложение
Относительно включения компенсационных расходов в расчет налога на прибыль следует отметить, что работодатель, использующий ТС сотрудника по трудовому договору, вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль не на фактическую сумму выплаченных средств, а лишь на определенную ее часть, в соответствие с установленным лимитом.
Подробнее об учете компенсации за пользование авто сотрудника (по трудовому договору) в расчете налога на прибыль – в таблице ниже.
Вид используемого ТС | Сумма расходов, включаемых в расчет налога на прибыль | |
ОСНО, УСН 15% | УСН 6%, ЕНВД, ПСН | |
Грузовой автомобиль |
В размере утвержденной суммы компенсации, а также фактически понесенных расходов в течение отчетного периода |
Расходы, возмещенные сотруднику, не отражаются в налоговом учете |
Легковой автомобиль с объемом свыше 2.000 куб. |
Не более 1.500 руб./мес. |
|
Легковой автомобиль с объемом до 2.000 куб. |
Не более 1.200 руб./мес. |
|
Мотоцикл |
Не более 600 руб./мес. |
Компенсация за использование личного легкового автомобиля сотрудника для служебных поездок уменьшит налогооблагаемую прибыль только в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92. Компенсация в пределах норм включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Нормы расходов на выплату компенсаций установлены в зависимости от объема двигателя легкового автомобиля. Если объем двигателя меньше 2000 куб. см (включительно), то норма компенсации составит 1200 руб. в месяц. Если объем двигателя свыше 2000 куб. см – 1500 руб. в месяц. Для мотоциклов ежемесячная норма компенсации установлена в размере 600 руб.
Суммы компенсаций, превышающие нормативы, установленные постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92, нельзя включить в расходы. Следовательно, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 38 ст. 270 НК РФ). В бухучете сумма компенсации признается в расходах в полной сумме. Из-за этого возникнут постоянная разница и постоянное налоговое обязательство (п. 4 и 7 ПБУ 18/02).
Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль компенсацию за использование личного грузового автомобиля (микроавтобуса) сотрудника?
Ответ: да, можно.
За использование личного имущества сотрудника в служебных целях организация должна выплатить ему компенсацию (ст. 188 ТК РФ). Данное правило в полной мере относится не только к легковым, но и к грузовым автомобилям.
В отношении легковых автомобилей компенсация за их использование в служебных целях учитывается при расчете налога на прибыль в пределах норм.
Расходы на выплату компенсации за использование личных грузовых автомобилей (микроавтобусов) сотрудников главой 25 Налогового кодекса РФ не предусмотрены.
Однако перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым (ст. 264 НК РФ). Поэтому при соблюдении всех необходимых условий компенсации сотрудникам за использование их личных грузовых автомобилей (микроавтобусов) в служебных целях можно учесть при расчете налога на прибыль в полном объеме (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). То есть в размерах, согласованных сторонами трудового (коллективного) договора (ст. 188 ТК РФ).
Путевой лист как основной документ по использованию авто
Путевой лист является первичный документ, который подтвердит понесенные затраты по факту работы. Путевые листы обязательны к применению для подтверждения водителем законности использования ТС в целях основной деятельности и для признания расходов для налогообложения. На каждый вид ТС разработаны разные формы листа, но организация может сама разработать форму в зависимости от специфики деятельности с отражением обязательных реквизитов и утвердить его приказом руководителя.
Независимо от использования ТС, путевой лист необходим для:
- контроля ТС
- расчета заработной платы
- контроля расхода ГСМ
- амортизационных начислений
- учета затрат
- обоснованность перевозок для конкретного водителя
Компенсация за использование личного авто. Бухгалтерский учет и налогообложение
Есть два пути обеспечить мобильную и эффективную работу организации — иметь корпоративный автопарк или использовать личные автомобили сотрудников.
Второй вариант более предпочтителен, поскольку позволяет избежать затрат на автохозяйство и сделать подвижными большее число сотрудников. В таком случае организация должна заключить соглашения с работниками об использовании личного автомобиля в служебных целях.
Законодательство предусматривает несколько способов оформления таких отношений.
В большинстве случаев применяют два из них: организация выплачивает работнику компенсацию или арендует у него автомобиль.
В обоих случаях важно правильно оформить взаимоотношения работника и работодателя. Иначе фирме могут быть предъявлены претензии со стороны налоговиков по поводу правильности оформления операций по использованию личных автомобилей работников, начисления налога на прибыль и НДФЛ.
Рассмотрим бухучет и налогообложение операций по предоставлению компенсации работникам за использование личного автомобиля в служебных целях.
Что выгоднее — аренда или компенсация
Выбор между арендой и компенсацией зависит от того, на каком объекте налогообложения работает компания. Если компания применяет ОСНО или УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», то в этом случае важно по максимуму списывать на расходы все понесенные затраты.
Однако сумма компенсации за использование личного автомобиля, которую можно признать в расходах, ограничена:
Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2 000 куб. см включительно | не более 1 200 руб. в месяц |
Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 2 000 куб. см | не более 1 500 руб. в месяц |
Мотоциклы | не более 600 руб. в месяц |
Такие нормы установлены п. 1 Постановления Правительства РФ от 08. 02. 2002 N 92.
При заключении договора аренды автомобиля у сотрудника НДФЛ и страховые взносы не пересекаются. Если подоходный налог нужно непременно удержать, то обязательные взносы на пенсионное, социальное, медицинское страхование начислять не придется. Договора аренды относятся к тем гражданско-правовым договорам, на выплаты по которым страховые взносы не начисляются.
Таким образом, компания-арендатор должна удержать с дохода от аренды автомобиля у сотрудника НДФЛ, а взносы на обязательное страхование начислять не нужно.
Структура договора аренды авто
При оформлении договора аренды личного автомобиля сотрудника важно не упустить все существенные условия.
Раздел договора | Что включить в текст |
Предмет договора |
|
Права и обязанности сторон | Перечислите:
|
Арендная плата | Детализируйте:
|
Ответственность сторон |
|
Сроки по договору |
|
Разрешение споров | Зафиксируйте досудебный (на стадии переговоров) и судебный порядок разрешения споров |
Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) |
|
Заключительные положения |
|
Адреса, реквизиты и подписи сторон | Пропишите подробные данные арендатора и арендодателя |
Можно ли заключить с сотрудником договор аренды ТС с экипажем
Заключение с сотрудником договора аренды ТС с экипажем является достаточно спорным вопросом с точки зрения положений ГК и мнения контролирующих органов.
Согласно ст. 635 ГК РФ, арендодатель, предоставляющий ТС в пользование на правах аренды, должен состоять в трудовых отношениях с лицом, который управляет этим ТС и обеспечивает его техническую эксплуатацию. Как видим, при заключении с сотрудником договора аренды ТС с экипажем данное требование ГК не может быть выполнено, ведь работник фирмы выполняет одновременно функции арендодателя и лица, управляющего ТС, а, следовательно, не может состоять по отношению к себе в трудовых отношениях.
Долгое время данное противоречие в ГК РФ не позволяло работодателям заключать с сотрудниками договора аренды ТС с экипажем. Однако, в 2020 году Минфин издал письмо с разъяснениями (№ 03-04-06-02/73 от 14.07.2008), в котором допустил возможность вышеуказанных правоотношений при условии заключения с сотрудников двух договоров – на аренду авто без экипажа и на управление и обеспечение техэксплуатации ТС.
Кроме того контролеры подтверждают право работодателя на включение компенсации за пользование авто в трудовой договор, при условии, что управление ТС и обеспечение технической исправности автомобиля является частью должностных обязанностей сотрудника.
Для обобщения информации о наличии и движении основных средств, полученных организацией в аренду, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) рекомендует использовать забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства». Получение автомобиля в аренду отражается записью по дебету счета 001, а его возврат по окончании срока действия договора — по кредиту счета 001. При этом имущество учитывается за балансом по стоимости, указанной в договоре аренды. Если стороны не смогли определить ее, арендованный автомобиль отражается по нулевой стоимости:
Дебет 001
— арендованный автомобиль принят к забалансовому учету.
Организации-арендатору желательно открыть на арендованный автомобиль инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6, утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
Арендная плата и эксплуатационные расходы у арендатора признаются расходами по обычным видам деятельности. Данные расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. п. 5, 7, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
При начислении арендной платы используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». В зависимости от того, в каком структурном подразделении эксплуатируется арендованный автомобиль, указанный счет корреспондирует со счетами учета затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» либо со счетом 44 «Расходы на продажу»:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 73
— начислена арендная плата за автомобиль.
Сдача в аренду грузовика
Предпринимательская деятельность, осуществляемая по договорам перевозки, независимо от вида транспортного средства (легкового или грузового) и условий оплаты услуги может быть переведена на уплату ЕНВД (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Но не все владельцы ТС работают на условиях договора перевозки, и порой выгодный заказ найти непросто. Иногда имеет смысл сдать грузовой автомобиль в аренду, причем с экипажем, имеющим права и навыки управления ТС. Предоставление такой услуги регулируется нормами гл. 34 «Аренда» ГК РФ.
По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование ТС и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную сумму (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Разница в приведенных формулировках позволяет чиновникам утверждать, что передача в аренду грузового автомобиля с экипажем независимо от вида транспортного средства не относится к предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов, в отношении которой организации и предприниматели могут признаваться плательщиками ЕНВД. Налогообложение данного вида деятельности должно осуществляться в рамках иных режимов налогообложения (Письмо Минфина России от 27.06.2011 N 03-11-06/3/74). Позиция в некоторой степени формальна, но с ней трудно не согласиться, так как переданные в аренду авто могут использоваться арендатором для оказания транспортных услуг в рамках договора перевозки, что дает право арендатору, а не арендодателю перейти на уплату ЕНВД. Применение же данного спецрежима обоими участниками арендных отношений по одним и тем же арендованным (переданным в аренду) ТС, но в части разных видов деятельности нарушает правила гл. 26.3 НК РФ и приводит к двойному налогообложению ТС по договору аренды.
На что указывают судьи?
Арбитражная практика показывает, что в последнее время в судах арендодатели и перевозчики разбираются больше не с тем, в рамках какого режима облагается их деятельность, а с тем, насколько осуществляемая ими деятельность отвечает условиям и предмету заключенных договоров. Налоговикам иногда удается переквалифицировать фактически оказываемые услуги не в пользу перевозчика, обязав его платить налоги по общему режиму или «упрощенке» как лицо, фактически выступающее в роли арендодателя транспортных средств с экипажем.
Как следует из Постановления ФАС ВВО от 12.04.2011 N А79-5610/2010, по условиям договора предприниматель предоставлял услуги по грузовой перевозке заказчика в служебных целях на грузовом автотранспорте и по перевозке персонала (работников), а заказчик обязался принять эти услуги и оплатить их в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Предприниматель не имел возможности лично оказывать услуги по управлению грузовыми транспортными средствами по договорам, поскольку не имел водительского удостоверения категории «Е», позволяющего управлять транспортными средствами, относящимися к грузовым тягачам. Ремонт и техническое обслуживание ТС осуществлял за свой счет заказчик. Перевозку груза на автомобилях, указанных в договорах, осуществляли водители заказчика, которым выписывались путевые листы. При таких обстоятельствах предприниматель не мог принимать груз к перевозке и выдавать его грузополучателю, то есть не оказывал заказчику автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов. Фактически транспортные средства были переданы в аренду заказчику, в связи с чем налогообложение деятельности по передаче в аренду автомобилей должно осуществляться в рамках общего режима, с чем и согласился арбитражный суд.
Приведем пример противоположного решения — Постановление ФАС УО от 14.06.2011 N Ф09-3256/11-С2. Проанализировав ряд договоров, заключенных предпринимателем с несколькими заказчиками, налоговики решили, что фактически были заключены договоры не перевозки, а аренды транспортных средств с экипажем. Полагая, что предпринимательская деятельность по передаче в аренду грузового автомобиля с экипажем не относится к «вмененной» перевозке пассажиров и грузов, ревизоры начислили налоги по общей системе налогообложения, основываясь на том, что предметом договоров, поименованных как договоры об оказании транспортных услуг, обозначено «предоставление транспортных средств во временное пользование», а в ряде платежных поручений контрагенты предпринимателя указали назначение платежа как «оплата аренды транспортных средств».
Суд не согласился с выводами ревизоров, указав на отсутствие в спорных договорах существенных условий договора аренды транспортных средств с экипажем. ТС не передавались во владение арендаторов, акты передачи не составлялись, выбытия транспортного средства из обладания собственника не происходило. В тексте договоров не было указано конкретное транспортное средство, которое может быть использовано для оказания услуг. Транспорт предоставлялся по заявкам контрагентов в зависимости от характеристик груза. Объем оказанных услуг определялся актами выполненных работ. При этом согласно условиям спорных договоров о цене она определялась как определенная денежная сумма за час работы, а не за пользование имуществом. В итоге арбитры признали деятельность предпринимателя отвечающей условиям договора перевозки груза, что позволяло ему уплачивать ЕНВД с данного вида транспортных услуг.
Подобное же решение вынесено в Постановлении ФАС ВВО от 14.06.2011 N А29-7496/2010. Обнаружив, что организация фактически оказывает услуги перевозки, налоговики не только насчитали штраф за неуплату ЕНВД, но и сделали корректировку налоговых обязательств по общему режиму, который применяла организация при оказании партнеру спорных услуг. Ревизоры использовали п. 5 ст. 173 НК РФ, который обязывает уплатить в бюджет НДС лиц, не являющихся плательщиками данного налога, если они по ошибке или по каким-нибудь иным причинам выставили покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Эти-то суммы НДС налоговики приняли, чего нельзя сказать о налоговом вычете по товарам (работам, услугам), используемым для оказания облагаемых НДС с точки зрения бухгалтера организации услуг. Поскольку деятельность организации в оспариваемом периоде подлежала обложению единым налогом на вмененный доход, суды обоснованно согласились с мнением налогового органа о том, что данные суммы НДС подлежат исключению из состава налоговых вычетов и уплате в бюджет. Таким образом, разрешив начислить налог, ревизоры отказали в праве на вычет, тем самым подставив налогоплательщика под ощутимые штрафные санкции. И это помимо того, что организации пришлось еще начислить и уплатить в бюджет ЕНВД, который она не уплачивала.
Причина доначисления вышеперечисленных налогов все та же — был неправильно определен режим налогообложения. Организация арендовала транспортные средства с экипажем, чтобы оказать услуги по погрузке и перевозке груза. Для этого было арендовано несколько десятков транспортных средств (около 30 ед.), практически весь парк арендодателя, что по идее должно было избавить арендатора от ЕНВД — превышено установленное ограничение по численности ТС. Но, как оказалось, это лишь формальность: в силу договорных обязательств с иными контрагентами арендодатель фактически не имел права на передачу арендатору транспортных средств в указанном выше объеме. При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу, что для оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов налогоплательщик использовал менее 20 транспортных средств. Следовательно, налоговый орган правомерно доначислил единый налог на «вмененке» по данному эпизоду.
Согласитесь, у ревизоров было не так много шансов оспорить применение общего налогового режима. По бумагам организация правомерно уплачивала налоги в рамках данной системы налогообложения. И тем не менее это удалось. Проверяемую организацию от штрафов не спасли ни соглашение об аренде большего числа ТС, чем позволено для «вмененки», ни формулировки заключенного с заказчиком договора, согласно которым компания оказывала посреднические услуги по обеспечению перевозки грузов, а не занималась перевозкой грузов. Факты говорили об обратном. Кто виноват в доначислении налогов? Бухгалтер, а больше всего сотрудники, заключившие договоры, условия которых не соответствовали действительности.