- Административное право

Отсутствие состава административного правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отсутствие состава административного правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Однако рассматриваемые категории — нетождественные категории. Так, только наличия события недостаточно, чтобы привлечь лицо к ответственности. Для этого необходимо установить еще два элемента состава: субъект и субъективную сторону. Они характеризуют внутреннюю сторону противоправного деяния, выражающуюся в возможности лица быть привлеченным к ответственности за содеянное. Например, субъектом может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.

Состав административного правонарушения

Общепринятое определение состава – система связанных друг с другом элементов, позволяющих рассматривать антиобщественное деяние в качестве административного правонарушения. Можно выделить следующие составные части:

  • Объект (общественное отношение, находящееся под охраной закона).
  • Объективная сторона (внешнее, физическое проявление деяния лица, нарушающее охраняемое общественное отношение, связь с насупившими последствиями).
  • Субъект (лицо, обладающее установленными законом признаками, нарушающее (посягающее на нарушение) охраняемое общественное отношение).
  • Субъективная сторона (внутреннее отношение лица к своему деянию).

Чтобы привлечь лицо к ответственности необходимо выявить и зафиксировать в его действиях все элементы противоправного поведения. Необходимо также удостовериться в отсутствии оснований, исключающих ответственность лица.

Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Легальное определение понятия «административное правонарушения» дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юридических признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения — противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще на два признака: деяние и общественную вредность.

Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ

Виды административных правонарушений систематизированы в разделе II «Особенная часть» закона № 195-ФЗ. Согласно имеющейся классификации, административное правонарушение может быть отнесено к одной из следующих групп правонарушений:

  • посягающие на права граждан;
  • посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое и общественное состояние;
  • в сфере охраны собственности;
  • в сфере защиты окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • в промышленной, строительной и энергетической сферах;
  • в сельскохозяйственной, ветеринарной сферах, а также в области законодательства о мелиорации земельных ресурсов;
  • в сфере использования транспорта;
  • в области безопасности дорожного движения;
  • в сфере связи и информационных технологий;
  • в области предпринимательства и деятельности СРО;
  • в финансовой и налоговой сферах, в области страхового дела и рынка ценных бумаг;
  • нарушение таможенных правил;
  • посягающие на институты госвласти;
  • в сфере защиты госграницы РФ и обеспечения порядка нахождения на территории страны лиц без гражданства или граждан иной страны;
  • против порядка управления;
  • посягающие на установленный порядок в обществе и безопасность общества.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Что необходимо знать, чтобы избежать административной ответственности

Если в отношении юридического или должностного лица надзорным, контрольным органом составлен протокол об административной ответственности, юристу следует внимательно изучить данный документ, а также все стороны правонарушения, поскольку есть обстоятельства, которые дают возможность оспорить правонарушение или действия должностных лиц и соответственно избежать административной ответственности. На какие позиции следует обратить внимание и что предпринять в той или иной ситуации, автор рассказывает в статье.

  • Справочно:
  • за уклонение от административной ответственности, если при этом не совершается правонарушение, ответственность не предусмотрена.
  • Существуют 2 способа избежать административной ответственности:
Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2 и 3 группы и индексация ЕДВ в 2023 году
  1. 1. Доказать обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных
  2. правонарушениях:
  • 2. Использовать нарушения в процессуальном порядке привлечения к ответственности,
  • допущенные со стороны уполномоченных органов:
  1. – отсутствие события правонарушения;
  2. – отсутствие состава правонарушения;
  3. – истечение сроков наложения административного взыскания;
  4. – малозначительность правонарушения;
  5. – наличие обстоятельств, смягчающих ответственность
  • – использование доказательств, полученных с нарушением закона;
  • – составление документов, осуществление действий с превышением полномочий или не уполномоченным на это органом;
  • – использование заведомо ложных сведений;
  • – пропуск процессуальных сроков

В настоящей статье мы рассмотрим, как использовать обстоятельства, исключающие привлечение к административной ответственности.

1. Отсутствие события правонарушения означает отсутствие прямых доказательств, подтверждающих сам факт совершения административного правонарушения. Косвенные доказательства в таком случае могут быть подвергнуты обоснованным сомнениям и не приняты во внимание.

Чем отличается событие от состава административного правонарушения?

Отсутствие объекта административного правонарушения, как правило, само по себе не встречается. Потому что каждая статья Особенной части КоАП РФ сгруппирована именно по видам объектов. На которые посягает то или иное нарушение. Поэтому это основание встречается вместе с отсутствием объективной стороны.

Норма статьи КоАП РФ содержит описание и объективной стороны. К примеру, мелкое хулиганство. Для него важно, чтобы человек действовал в общественном месте. А он, к примеру, “хулиганил” в чужой квартире, пусть и с причинением ущерба. Такие действия не свидетельствуют о наличии состава правонарушения мелкое хулиганство и т.п.

Отсутствие субъекта в КоАП РФ означает, что по каким-то причинам он не подлежит ответственности. Это недостижение возраста (16 лет), невменяемость физического лица. Причем не обязательно недееспособность, установленная приговором суда. А именно невозможность на момент совершения правонарушения отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Состав правонарушения и примеры

Состав административного правонарушения может быть материальным и формальным. Первый характеризуется тем, что действия правонарушителя привели к негативным последствиям. Например, человек управлял транспортным средством в алкогольном опьянении и совершил наезд на пешехода. Пострадавший получил тяжелые травмы. В таком случае объектом правонарушения считается управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, следствием – наезд на пешехода, результатом – нанесение пострадавшему физического вреда здоровью.

Чаще всего правонарушителей привлекают к административной ответственности, имеющей формальный состав. В таком случае действия лица не приводят к наступлению негативных последствий. Учитывается лишь сам факт совершения противоправного деяния.

№ п.п. Статья КоАП Пример административного правонарушения, имеющего формальный состав
1 12.1 Езда на не зарегистрированном соответствующим образом автомобиле.
2 12.7 Езда на автомобиле без прав
3 12.5 Управление неисправным транспортным средством
4 12.9 Превышение ограничений скорости во время движения на авто транспорте
5 12.8 Езда на автомобиле в пьяном виде

Не зависимо от вида состава правонарушения, если он присутствует, то правонарушителя привлекают к ответственности. Надо отметить тот факт, что санкции по отношению к виновному лицу могут быть применены не только на основании решения суда, но и других уполномоченных органов, например по постановлению старшего участкового полиции.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние – это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие – это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие – противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).

Общественно вредные последствия – негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь – это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

Применение на практике

К примеру, судебный пристав начал привлечение к ответственности за неуплату административного штрафа. Государственная информационная система не работала. А квитанцию правонарушитель в суд не принес. Хотя фактически штраф оплатил. Событие административного правонарушения будет отсутствовать.

Или нарушения в области дорожного движения. Например, статья 12.26. КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Доказательством предъявления такого требования является протокол о направлении на медицинское освидетельствование. Если в материалах дела он отсутствует, оформлен с грубыми нарушениями? Значит, событие административного правонарушения никто не доказал. Следовательно, и дело подлежит прекращению.

Как отсутствие события административного правонарушения уполномоченный орган обязан квалифицировать действия лица, если на момент совершения нарушения закон, устанавливающий ответственность, еще не вступил в силу.

Административное правонарушение — это противозаконное, виновное деяние или отсутствие борьбы юридического и физического лица против преступления, с установленным общеадминистративным наказанием. Объектами такого преступления могут являться собственность, здоровье, ценное имущество, общественная нравственность, культура или социальный/организационный порядок, экология и т.д.

Важно знать и понимать о том, что отличие административного проступка (правонарушения) от преступления заключается в их совершении: наносимом суммарном существенно-опасном объеме вреда, который по уголовному кодексу не обладает признаком общественной опасности. Например, нарушение авторских прав может признаваться по законодательству преступлением, а может правонарушением. Это зависит от объема причиненного вреда и других обстоятельств определенного происшествия.

Проводится обычно расследование на протяжении одного месяца, в некоторых случаях обвиняемый может подать ходатайство, что может растянуть процесс еще от месяц и до полугода, если связано с таможней. Для вынесения решения о начале расследования участникам и соучастникам, которые обвиняются, зачитываются все права и их обязанности. В конце расследования предоставляется протокол и выносится приговор о прекращении расследования.

Административное расследование

В случаях, когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т. п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Общие принципы обжалования протокола

Протокол – средство фиксации правонарушения и его обстоятельств. В административном процессе этот документ рассматривается как доказательство нарушения, зачастую как самое значимое, поэтому оно и ложится в основу принятия по делу решения – вынесения постановления.

Перед тем как обжаловать административный протокол, нужно обратить внимание на некоторыми нюансы:

  1. Вы можете быть не согласны с фактом составления протокола, считая, что правонарушения не было. В этом случае необходимо отразить в документе свое несогласие и, желательно, обосновать его. Это делается письменно в разделе протокола «Объяснения правонарушителя». Однако выраженное таким образом несогласие не препятствует составлению протокола и его рассмотрению, но обязательно учитывается при вынесении решения.
  2. Вы можете посчитать незаконными (необоснованными) какие-то действия (бездействие) сотрудника ГИБДД, связанные с составлением протокола. Такие нарушения обычно носят процессуальный характер: не привлечены понятые или они являются заинтересованными лицами, в протоколе ссылаются на свидетелей или другие доказательства, которых на самом деле не было, не заполнены какие-то графы или заполнены с ошибками (нарушениями), вам не разъяснили права, обязанности и т.п. Порядок действий в этом случае аналогичен указанному в первом пункте – письменное выражение несогласия и его обоснование с указанием на конкретные нарушения со стороны сотрудника ГИБДД.
  3. Вы заранее знаете, какое решение может быть принято, и, предугадывая его, не согласны с ним. Здесь речь идет о потенциальном обжаловании постановления, но постольку поскольку оно еще не вынесено, обжаловать его нельзя. В этом случае разумно в объяснениях отразить свое несогласие с протоколом, причем достаточно подробно и мотивированно, чтобы орган, рассматривающий дело, смог четко и ясно понять вашу изначальную позицию.

Чтобы протокол стал доказательством вашей правоты, вы должны активно участвовать в его составлении и все перепроверять.

Обязательно:

  • читайте составленный протокол;
  • указывайте в объяснениях все допущенные сотрудником ГИБДД нарушения, неполноту доказательств, получение доказательств с нарушениями, неверную трактовку (квалификацию) нарушения и все прочее, что может показать незаконность (необоснованность) как составления протокола, так действий при его оформлении;
  • фиксируйте доказательства самостоятельно, снимайте, если нужно, составление протокола на видео – это ваше право;
  • ставьте прочерки в незаполненных строках протокола, чтобы исключить внесение туда записей без вашего ведома;
  • не расписывайтесь в местах, где говорится о разъяснении прав и обязанностей, если фактического их разъяснения не было;
  • получите копию протокола.

Сам по себе протокол обжаловать нельзя, но существуют процедуры, позволяющие все-таки признать его незаконным.

Отсутствие события административного правонарушения

Данное обстоятельство означает, что не установлено наличие противоправного деяния, то есть факт совершения правонарушения не подтвержден. Отсутствие события административного правонарушения может выражаться в следующем:

Читайте также:  Стеллажная карта – учет лекарственных средств в аптеке по срокам годности

— события, послужившего основанием для возбуждения производства, в действительности не было (например, «потерпевший» обнаружил у себя «украденную» вещь).

— событие как таковое было, но явилось результатом действий природных факторов, несчастного случая и т.п.

Отсутствие состава административного правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения означа­ет, что факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из обязательных элементов (признаков) состава административно­го правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъектив­ная сторона.

Наиболее характерным обстоятельством, исключающим производ­ство по делу об административном правонарушении, являются призна­ки, характеризующие физическое лицо как субъекта противоправного деяния. Имеются в виду либо недостижение физическим лицом возрас­та, с которого наступает административная ответственность, либо его невменяемость.

Кодекс Российской Федерации об административных правонару­шениях, в ст. 2.3 (ч.

1) установил возраст, по достижении которого на­ступает административная ответственность: «административной от­ветственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения адмипистративнпго правонарушеiшя возраста шестнадцати лет».

Малолетние, которые в силу своего возраста не способны осознавать опасность совершаемых ими действий (бездействия) или руководить ими, не могут быть признаны субъектами административного правонаруше­ния и не несут административной ответственности за совершенные ими противоправные, виновные деяния.

Известно, что к несовершеннолетним относятся лица до 18 лет — возраст, с которым связано наступление совершеннолетия.

Устанавли­вая возраст административной ответственности с 16 лет, законодатель­ство об административных правонарушениях учитывает, что с достиже­нием такого возраста несовершеннолетний в полной мере способен оце­нивать свое поведение, в том числе и противоправное. Вместе с тем ч. 2 ст. 2.

3 КоАП РФ допускает, что к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совер­шившим административное правонарушение, применяются, как прави­ло, иные, чем к взрослым, меры воздействия — меры, предусмотренные Федеральным законом от 21 мая 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции от 13.10.2009 г.).

Более того, несовершеннолетний правонару­шитель в возрасте от16 до 18 лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о нем, комиссией по делам несовершеннолетних и защи­те их прав может был освобожден от административной ответственно­сти с применением к нему меры воздействия, предусмотренной феде­ральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять меры воздйствия (административные санкции) как имуще­ственного характера, так и в виде направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов здравоохранения.

Применение административных санкций имущественного харак­тера обусловлено наличием у правонарушителя гражданской дееспособности.

Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет обладают ограниченной гражданской дееспособностью — в полном объеме она, как правило, возникает с наступлением совершеннолетия.

Применение иму­щественных административных санкций связано с наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, а также и других доходов, в частности стипендии.

Применение мер воздействия в виде направления несовершенно­летних в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов здравоохранения предусмотрено упомянутым нами Федеральным законом «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Правовыми ос­нованиями направления несовершеннолетнего в специальные учебно­-воспитательные учреждения открытого типа являются: постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключение пcиxoлого-медико-педагогической комиссии, а также согласие несовер­шеннолетних, их родителей или законных представителей.

Кодексом Российской Федерации об административных право­нарушениях предусмотрены следующие обстоятельства, которыми его предписания обусловливают наступление административной ответ­ственности и возможность назначения административных наказаний: момент совершения проступка (ч. 1 ст. 2.

3 КоАП РФ), день соверше­ния административного правонарушения либо, при длящемся проступ­ке, — день его обнаружения (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Момент совершения длящегося административного проступка — деяния, беспрерывно осуществляемого в течение продолжительного времени, — связан с его обнаружением независимо от того, когда было начато противоправное действие (бездействие).

Статьей 2.

8 КоАП РФ (невменяемость) установлено, что не под­лежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руко­водить ими вследствие хронического психического расстройства, вре­менного психического расстройства, слабоумия или иного болезненно­го состояния психики.

  • Понятие невменяемости физического лица определяется двумя критериями, совокупность которых и характеризует это состояние: юри­дического (психологического) и медицинского.
  • Юридический критерий невменяемости включает указание на от­сутствие у лица способности осознавать фактический характер и проти­воправность своих действий или бездействия — это так называемый ин­теллектуальный признак, или руководить ими — волевой признак.
  • Медицинским критерием является либо хроническое психическое расстройство, которое имеет длительное течение и, как правило, неиз­лечимо; либо временное психическое расстройство, которое представ­ляет собой проходящее состояние и заканчивающееся выздоровлением (например, «белая горячка» при патологическом опьянении, реактивные симптоматические состояния или расстройсгва психики, вызванные тяж­кими душевными потрясениями.
  • Дпя признания лица невменяемым необходимо наличие хотя бы одного юридического критерия в сочетании с хотя бы одним признаком критерия медицинского.

Состояние невменяемости должно быть установлено во время совершения правонарушения. Это необходимо принимать во внимание также при длящихся административных правонарушениях. В этом слу­чае необходимо квалифицировать невменяемость в момент установле­ния факта правонарушения.

Состояние невменяемости в качестве юридического факта долж­но быть установлено в результате специального доказывания. Как пра­вило, для этого необходимы экспертные заключения, подтверждающие наличие психической патологии.

В случае подтверждения совершения противоправного деяния в состоянии невменяемости лицо освобождается от применения юриди­ческих санкций.

Что такое отсутствие состава административного правонарушения в КоАП РФ

Среди оснований прекращения административного производства есть отсутствие события административного правонарушения и отсутствие состава правонарушения. И эти понятия не идентичны. Состав административного правонарушения — совокупность обязательных элементов. И отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из них позволяет лицу, в отношении которого начато производство, требовать освобождения от административной ответственности.

Таким образом, отсутствие хотя бы одного из элементов (объект, объективная сторона, субъект или субъективная сторона) и есть отсутствие состава административного правонарушения. Каждый элемент конкретного административного правонарушения характеризуют свои особенности. Поэтому при наличии затруднений мы рекомендуем обратиться к дежурному юристу сайта.

Состав административного правонарушения от события отличается следующим. В первом случае (состав) — противоправное деяние было. Но один из обязательных элементов отсутствует. А во втором (событие) — это когда отсутствует сам противоправное деяние. Или факт его наличия уполномоченный орган не доказал.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *