- Административное право

Маркировка шин и автомобильных покрышек: как подготовиться

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Маркировка шин и автомобильных покрышек: как подготовиться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Под маркировкой шин понимается введение новой схемы контроля за оборотом подконтрольной группы товаров. Для контроля используется нанесение на товар уникальных идентификационных меток, коды которых получают по запросу у оператора маркировки. Все данные фиксируются в информационной системе, получившей название Честный Знак. Участники отчитываются в систему и пользуются при передаче прав собственности универсальными передаточными документами при помощи программ электронного документооборота. Продажа товаров проходит по онлайн-кассе, которая, в свою очередь, информирует систему о выбытии из оборота товара. Таким образом, государство осуществляет контроль деятельности бизнеса, оборотом шин и покрышек, выявляет нарушителей и нелегальный товар.

Эксперимент по обязательной маркировке шин

Обязательная маркировка шин началась с пилотного (экспериментального) проекта с 20 июня 2019 года. В этот период разрабатывалась схема перехода всей отрасли на цифровую маркировку и последующий контроль. Было промаркировано свыше 10 млн. изделий. Участниками стали преимущественно крупные производители. Завершился пилотный проект 30 ноября этого же года. Подготовительный этап дал возможность разобраться с методологией нанесения меток, особенностями работы для данного сегмента, выявить «слабые» стороны уже разработанной схемы. На момент эксперимента идентификационные коды для шин выдавались бесплатно. Эксперимент проводился исключительно на добровольной основе.

Как утверждает эксперт компании Cordiant Алексей Капуза, который занимается внедрением маркировки, изначально обязательное нанесение средств идентификации на шины было запланировано на 2022 год. Но так как результаты эксперимента превзошли все ожидания, было принято решение сдвинуть сроки. Правила обязательной маркировки шин утверждены 10 января 2019 года.

Сроки обязательной маркировки шин

Сроки перехода на маркировку шин и покрышек отличаются для каждого из видов участников. Для каждой группы установлены свои сроки и требования, которых нужно придерживаться. Так обязательная маркировка шин с 15 декабря полностью вступает в силу для розничных магазинов. Именно тогда для розницы наступает запрет на реализацию неидентифицированного системой товара. Для импортеров и производителей дата запрета продажи немаркированных изделий наступает гораздо раньше. Однако, общей датой наступления для каждой группы можно назвать 1 ноября 2020. Обязательная маркировка шин с 1 ноября 2020 года захватит весь рынок, но переход на новые требования будет происходить поэтапно.

Участники

Сроки обязательной маркировки шин

Пояснения

Производители

01.11.2020

Запрещен выпуск немаркированных шин. Отпуск с завода изготовителя осуществляется только после нанесения Data Matrix. Изготовители передают сведения о продукции в «Честный ЗНАК». Разрешается хранение и использование немаркированных шин своего производства бессрочно.

Импортеры (совершают закупку за рубежом и ввозят на территорию РФ)

01.11.2020

Запрещены ввоз, ввод и вывод из оборота, продажа товаров без идентификационных знаков. Данные передаются в «Честный ЗНАК».

Разрешается хранить немаркированные товары, а также импортировать до 15.12.2020 при условии их покупки до 1 ноября.

01.03.2021

Хранение немаркированных шин под запретом.

Оптовики

01.11.2020

В ГИС МТ (государственная информационная система маркировки товаров) передается информация о приобретении и выводе из оборота товаров со средствами идентификации, при условии их получения напрямую от производителя либо импортера. Можно хранить и продавать немаркированные шины.

15.12.2020

Запрещены закупка и продажа немаркированных товаров. Разрешено хранение.

01.03.2021

Хранение шин без маркировочных кодов под запретом. Вся информация передается в «Честный ЗНАК».

Розница

01.11.2020

Передача в ГИС МТ сведений о реализации маркированных товаров. Наряду с этим, разрешено продавать и хранить немаркированные продукты.

15.12.2020

Закупка и продажа шин без Data Matrix запрещены. Есть право на хранение немаркированных товаров.

01.03.2021

Хранение немаркированных шин под запретом. Все данные передаются в ГИС МТ.

Читайте также:  Для чего нужна поквартирная карточка и где получить выписку из нее

Так с какого числа обязательна маркировка шин? Эксперты рекомендуют придерживаться даты 1 ноября 2020 года.

Участники оборота, которые открыли новый бизнес после введения обязательной маркировки, должны зарегистрироваться в системе в течение 7 дней, чтобы работать в рамках закона.

Маркировка конструкции

Существует радиальная и диагональная сборка, при которых строение будет отличаться.

Это выглядит так:

  • R – Radial;

  • D – диагональ.

Размеры шин. Как узнать профиль резины?

Автомобильные покрышки имеют свой диаметр, ширину и высоту. Посадочный диаметр измеряется в дюймах (равняется 25,4 мм) и должен соответствовать размеру колесных дисков. На борту он обозначается цифрами: 15, 17, 20 и т.д.

Обязательная маркировка шин в 2021 году: какой продукции касается

Требования по маркировке касаются не всех шин на рынке. Но все-таки большинство из них должно иметь идентификатор Data Matrix.

Какие шины подлежат обязательной маркировке в 2021 году:

Коды Виды пневматических шин, покрышек
ТН ВЭД ОКПД 2
4011 10 000 3
4011 10 000 9
22.11.11 Для легковых авто
4011 40 000 0 22.11.12.110 Для мотоциклов и колясок для них, квадроциклов, мотороллеров, а также мопедов
4011 20 100 0
4011 20 900 0
22.11.13.110 Для авто, предназначенных для грузоперевозок, а также троллейбусные и автобусные
4011 70 000 0
4011 80 000 0
22.11.14 Для сельхозмашин и иные виды шин, покрышек

Ввод и вывод товаров из оборота

Транспортная резина на колёса вводится в оборот и маркируется в следующих случаях:

  • произведён новый товар (коды наносятся на изделия до отгрузки продавцу);

  • продавец реализует остатки продукции, которые ранее можно было сбывать без маркировки, или проводит перемаркировку, если этикетка от продавца нечитаемая;

  • изделия ввезены из-за рубежа, включая страны ЕАЭС;

  • физические лица сдали шины в комиссионный магазин;

  • товар был возвращён продавцу покупателем.

Маркировка и обозначение автомобильных шин в системе Честный ЗНАК должна быть максимально подробной. При последующей расшифровке кода можно узнать следующую информацию о товарах:

  • ИНН производителя или импортёра;

  • данные о сертификационных документах;

  • при наличии — код товара (GTIN);

  • сезонность (летние или зимние);

  • полное наименование продукции;

  • категория скорости и индекс нагрузки;

  • код ТН ВЭД (в 10 и 4 знаках);

  • тип по способу герметизации;

  • товарный знак;

  • тип конструкции каркаса шины;

  • модель;

  • посадочный диаметр, ширина, отношение высоты профиля к ширине, иные данные о типоразмере.

Маркировку нужно обозначать как через буквенные, так и числовые символы.

Вывод резины из оборота происходит в следующих случаях:

  • продажа через интернет-магазины и маркетплейсы;

  • реализация в розницу, когда применяется контрольно-кассовая техника (ККТ);

  • экспорт, размещение изделий под таможенные процедуры для их последующего вывоза за рубеж;

  • продажа ИП или организациям, являющимися конечными потребителями продуктов, не для перепродажи (например, автопаркам, таксопаркам);

  • списание из-за порчи или утери шин, покрышек — обязательно нужно указать номер документа, которым подтверждается порча или утеря товаров.

Запрет на использование шин не по сезону

В первую очередь рассмотрим новый пункт 5.2:

5.2. Транспортные средства укомплектованы шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Транспортные средства категорий M1 и N1, не укомплектованы зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль).

Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сроки, определяющие летний и зимний период, могут быть изменены в сторону увеличения.

Данный пункт говорит о том, что:

  • шипованные шины не должны использоваться летом (июнь — август) — для всех транспортных средств;
  • летние шины не должны использоваться зимой (декабрь — февраль) — только для ТС категории В.
Читайте также:  Все тонкости отключения коммунальных услуг за неуплату

Использование шин с восстановленным проектором

Напомню, что процедура восстановления протектора заключается в том, что на изношенную покрышку с помощью специальной технологии устанавливается новый протектор. То есть, грубо говоря, на рабочую поверхность изношенного колеса наклеивается полоса резины. Цель такой операции — продлить срок службы покрышки бюджетным способом.

Однако новый перечень неисправностей накладывает серьезные ограничения на использование восстановленных шин:

5.9. На передней оси транспортных средств установлены шины, восстановленные наложением нового протектора.

На других осях установлены шины:

а) повторно восстановленные с ранее уже восстанавливавшимся протектором;

б) с восстановленным протектором шин, возраст которых превышает семь лет.

в) в маркировке восстановленной шины отсутствует указание «Retread»;

г) с восстановленным протектором на которой помимо маркировки отсутствует четко проставленый международный знак официального утверждения, состоящий из круга, в котором указана буква «E», за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение по Правилам ООН № 108 или № 109, и номера официального утверждения;

д) в маркировке шин с восстановленным протектором указаны категории скорости и индекса несущей способности более высоких, чем до восстановления.

Нельзя использовать восстановленную шину:

  • На передней оси любого транспортного средства.
  • Если шина восстановлена дважды.
  • Если возраст шины превышает 7 лет (с учетом эксплуатации до процедуры восстановления).
  • Без маркировки Retread (восстановленный протектор).
  • Если категория скорости и индекс несущей способности больше, чем у оригинальной покрышки.

Таким образом, использование восстановленных шин остается возможным, однако на него накладываются серьезные ограничения.

Грозит ли штраф за лысую резину?

Да. И это как раз тот случай, когда езда на изношенных шинах прямо запрещена Основными положениями, а КоАП РФ в своей статье 12.5 как раз ссылается на это приложение к ПДД.

Однако, у лысой резины есть свои чётко определённые критерии. То есть не может быть такого по закону в 2021 году, что инспектор просто на глаз укажет, что покрышка слишком поношенная, и выпишет штраф.

Итак, пункт 5.1 Перечня неисправностей определяет следующие критерии.

  • Резина считается лысой, и положен штраф, если глубина протектора составляет 1,6 мм для летней шины для легковых автомобилей, грузовых до 3,5 тонн и прицепах тоже до 3,5 тонн.
  • 0,8 мм – для мотоциклов (в том числе 3-хколёсных).
  • 1 миллиметр – для всех грузовых машин свыше 3,5 тонн и их прицепов.
  • 2 мм – для всех автобусов независимо от массы.

Обратите внимание, что выше перечислены требования только для летней и всесезонной резины (так, грузовые и большинство автобусов используют почти всегда всесезонную).

Касается ли это оригинальных аксессуаров?

Сайт Лада.Онлайн обратился на АВТОВАЗ с вопросом «При установке оригинальных аксессуаров LADA будут ли у владельца проблемы с ГИБДД?». Нам ответили так:

Установка дополнительного оборудования, в том числе аксессуаров, на автомобиль является изменением конструкции, так как они не входят в штатную (стандартную) комплектацию автомобиля и подлежат регистрации в органах ГИБДД.

Оригинальный аксессуар или нет, значения не имеет, все равно его придется регистрировать в органах ГИБДД. В первом случае это будет сделать проще, т.к. оригинальные аксессуары соответствуют высоким требованиям марки и всем стандартам безопасности.

Однако в комплекте с оригинальным аксессуаром нет никаких сертификатов или подобных документов, подтверждающих его оригинальность. Поэтому, как вы будете доказывать инспектору, что на вашей машине установлен именно оригинальный аксессуар — неизвестно.

Разбираем закон о зимней резине (о чем постановление №588 и технический регламент ТР ТС 018/2011)

В самом постановлении №588 ни слова не говорится о необходимости обязательного применения сезонной резины. В нём лишь меняются условия допуска транспортного средства к эксплуатации (постановлением с 1 января 2015 года меняется приложение 5.1 к основным положениям по допуску колёсных транспортных средств к эксплуатации).

Читайте также:  Если пропущен срок отказа от наследства

Главное нововведение – это минимальная глубина протектора для различных типов шин на разных транспортных средствах в случае отсутствия заводского индикатора износа. Когда на шинах предусмотрен индикатор износа – то факт износа устанавливается по нему.

Так, для легковых автомобилей устанавливается минимальная глубина протектора летней шины, равная 1,6 мм.

Однако постановлением вводится как само понятие зимней резины (маркировка «M+S», «М&S», «М S», а также пиктограмма в виде трёхпиковой вершины со снежинкой в центре), так и минимальная глубина протектора для неё, равная уже 4 мм.

Компании из США помечают свои изделия иначе, чем европейские.

Для них актуальны 2 вида маркировочных систем:

  • дополненная европейская;
  • аутентичная.

Первая встречается очень редко и базируется на привычной европейской с небольшим дополнением – указанием различий по назначению. Нужный знак располагается перед типоразмером. Всего буквенных комбинаций пять.

Обозначение P LT ST LRO T
Passenger Light Truck Special Trailer Low Platform Trailer Temporary
Предназначение Для легкового транспорта Подходит для фургонов и небольших грузовых машин Прицеп Прицепы с пониженной платформой Временная замена

В каких случаях запрещена эксплуатация автомобильных шин

Во время эксплуатации автомобильных шин, следует учитывать условия, при которых эксплуатация резины запрещена, ведь неисправная резина также влечёт за собой опасность для водителя и других участников движения. В приложении к техническому, содержится перечень неисправностей и условий, при которых эксплуатация такой резины является нарушением, а именно:

  • При появлении на резине одного индикатора износа;
  • При высоте рисунка протектора, ниже допустимой, в зависимости от категории транспортного средства;
  • При использовании вместо золотников ниппелей нештатных заглушек и т.п.;
  • При любых повреждениях резины;
  • При поврежденых дисках колёс;
  • В случае, когда заметно отличаются размеры отверстий крепления дисков колёс.

Тест зимних шипованных шин от Авторевю

После десятков заездов при проведении теста с торможением на льду и разгоном лучше всего справились шины Michelin и Nokian. Все логично: чем больше шипов на шине, тем лучше, особенно когда под колесами ледяная поверхность.

А вот на снегу, где от шипов уже мало что зависит, лучшими стали новые шины Goodyear, продемонстрировав и лучшую динамику разгона, и лучшие тормозные свойства. Но при оценке проходимости с отключенным ­трэкшн-контролем на первой передаче тестовый Volkswagen Passat бороздил свежевыпавший снег глубиной около 6 см увереннее всего на шинах Nokian Hakkapeliitta 10P. Впрочем, остальные проиграли немного.

Асфальтовые заезды тоже вышли реалистичными: очищенные дороги позволили оценить в оттепель тормозные свойства на мокром асфальте, а тормоза на сухом покрытии мы делали при температуре минус 8°С. И в том и в другом случае лучше других показали себя шины Pirelli Ice Zero 2, но даже с ними тормозной путь со скорости 100 км/ч на сухом асфальте почти на десять метров длиннее, чем на летних покрышках.

Но и о комфорте забывать не стоит. И здесь выиграли новинки: Goodyear UltraGrip Arctic 2 и Nokian Hakkapeliitta 10P стали заметно тише шин предыдущих поколений. А вот «шиповки» Pirelli или Hankook гудят заметно.

Итог — чудес не бывает: Nokian Hakkapeliitta 10P и Michelin X-Ice North 4 лидируют. Но если вы по льду ездите нечасто, то Pirelli Ice Zero 2 или Goodyear UltraGrip Arctic 2 тоже очень достойные варианты. Первые больше подойдут горожанам, а вторые особенно хороши на укатанном снегу, то есть на провинциальных дорогах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *