- Административное право

Штраф за отсутствие тахографа в автомобиле в 2022 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие тахографа в автомобиле в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.

Штрафы для физических лиц

Статья КоАП Нарушение Наказание
11.23 часть 1 Отсутствие тахографа или
нарушение требований к использованию тахографа
3 000 — 5 000 рублей
11.23 часть 3 Несоблюдение норм времени управления и отдыха 1 500 — 2 000 рублей

Использование тахографов регулируется несколькими нормативными актами и законами. Они регулярно дополняются, из-за чего некоторые водители невольно становятся нарушителями, т. к. случайно нарушают новые требования. Несмотря на незнание законодательных правок, понести разные виды ответственности им все равно придется.

Первые законы о тахографах приняли в 1990-х годах. А серьезный интерес к таким приборам со стороны власти возник лишь в 2009 году.

С тех пор приняли множество постановлений и законов, среди которых:

  • Федеральные законы № 184 и 196;
  • Постановления № 273, 470, 720 и 1213;
  • Приказ Минтранса № 36 и 277.

Достоинства и недостатки

В использовании тахографов есть свои плюсы и минусы. Изначально со стороны государства основной целью их обязательного применения было снижение аварийности на дорогах. Результат был оправдан, т. к. количество ДТП и правда снизилось. Большим плюсом также стал поток дополнительных денежных средств, который положительно сказался на бюджете страны.

Но применение тахографов имеет и другие преимущества:

  • Защита интересов водителя и работодателя – исключение недобросовестных действий обеих сторон;
  • Возможность выявить ранее совершенные нарушения водителем при осмотре оборудования инспектором.

Требования к тахографам

Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.

Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.

Современные тахографы имеют следующие функции:

  • определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
  • регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
  • определять координаты нахождения и регистрировать их;
  • определять пройденное расстояние (пробег).

Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:

  • наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
  • сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
  • срок действия карты (три года от даты выдачи).

Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:

  • соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
  • соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
  • иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
  • иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
  • быть исправным в момент выезда на маршрут.

Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:

  • наличия тахографа в транспортном средстве;
  • работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
  • наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.

При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.

Читайте также:  Оформление дачного участка в собственность

Кто обязан устанавливать тахограф и на какие автомобили

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны устанавливать тахографы на следующие категории автомобилей:

Пассажирские

  1. в которых более 8 сидячих мест, массой менее 5 тонн — Категория М2;
  2. в которых более 8 сидячих мест, массой более 5 тонн — Категория М3;

Грузовые

  1. массой 3,5 — 12 тонн — Категория N2;
  2. массой более 12 тонн — Категория N3;

Под эти категории попадают автомобили:

  • микроавтобусы пассажирские;
  • городские и междугородние пассажирские автобусы;
  • вся грузовая спецтехника;
  • малотоннажные грузовики, такие, как газель;
  • среднетоннажные грузовики;
  • магистральные тягачи.

Со 2 марта 2021 г. автомобили этих четырех категорий должны быть оборудованы цифровыми тахографами с блоком криптографической защиты — СКЗИ (согласно Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013).

В Приложении N 2 к Приказу обозначены исключения — перечень ТС, на которые не нужно устанавливать тахограф. Например: троллейбусы, автобетоносмесители, пожарные автомобили и другая спецтехника.

Для ТС, осуществляющих международные грузопассажирские перевозки, предусмотрены специальные тахографы ЕСТР. Это устройства европейского образца, отвечающие требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств.

Размер штрафа за отсутствие тахографа в 2021 году

После изменений, внесенных ФЗ N 216 от 26.07.2019, с 1 ноября 2019 года размеры штрафов составляют:

  • Для водителя — 3 000 — 5 000 рублей;
  • Для должностного лица — 7 000 — 10 000 рублей;
  • Для ИП — 15 000 — 25 000 рублей;
  • Для юридического лица — 20 000 — 50 000 рублей

Кого именно оштрафуют, разберем на примерах разных ситуаций:

Пример 1: сотрудник ДПС остановил ТС и обнаружил, что в нем отсутствует тахограф. В этом случае штраф грозит водителю в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностному лицу, выпустившему автомобиль на линию без контрольного устройства 7 000 — 10 000 руб и владельцу ТС от 20 000 до 50 000 рублей.

Пример 2: водитель не смог распечатать контрольную ленту для инспектора, т. к. в тахографе не было бумажной ленты. Т. е. прибор использовался с нарушением требований к эксплуатации. Это нарушение может стать основанием для наказания:

  • водителя, который должен обеспечить эксплуатацию прибора в соответствии с Приказом Минтранса и перед началом движения заправить ленту в тахограф;
  • должностного лица, ответственного за выпуск ТС на линию;
  • организации, автомобиль которой используется с нарушением требований к эксплуатации тахографов;

Водителя оштрафуют на сумму 3 000 — 5 000 рублей, должностное лицо на сумму от 7 000 до 10 000 рублей, организацию на 20 000 — 50 000 рублей.

Кто имеет право проверять тахографы?

Полномочиями для проверки факта установки и правильности эксплуатации контролирующих устройств обладают сотрудники ГИБДД и представители Ространснадзора. Они могут выписать штраф за тахограф.

В первую очередь ими определяется, имела ли место езда без прибора и соответствует ли оборудование всем предъявляемым требованиям. Затем устанавливаются/исключаются нарушения, связанные с соблюдением режима труда и отдыха (ч. 2 ст. 11.23 КоАП).

Уполномоченные сотрудники вправе выполнять следующие действия:

  • осуществлять визуальный осмотр приборов;

  • знакомиться с распечатками данных;

  • просматривать сведения на экране тахографа;

  • просить предъявить водительскую карточку;

  • осуществлять считывание информации из памяти прибора с целью анализа в специализированном программном комплексе.

Что приравнивается к отсутствию тахографа

Важно: законодательство ставит знак равенства между отсутствием контролирующего устройства и следующими ситуациями:

  • нарушение требований к использованию прибора (неправильная эксплуатация);
  • неисправность электронного контроллера (исключение — устройство вышло из строя уже после выхода в рейс, но тогда учёт рабочего времени следует вести на специальном бланке);
  • использование просроченной или чужой идентификационной карты;
  • отсутствие калибровки (настройки). Данная процедура должна проводиться перед установкой нового устройства, после его ремонта, плюс профилактически, т. е. с установленной периодичностью.

Следовательно, все указанные нарушения в 2021 году караются инспекторами ГИБДД так же, как и отсутствие тахографа, т. е. размер штрафов идентичен.

Карта водителя для тахографа

Тахограф может работать в трех режимах — вождение, проверка и ремонт. Для работы в первом режиме ему необходима карточка со встроенным микрочипом. На карточке хранятся данные о водителе, для которого она была выпущена. У каждого водителя, работающего на авто с тахографом, должна быть такая карта. Перед началом движения водитель вставляет свою карточку в тахограф, и устройство начинает регистрировать время движения и отдыха. Если карты для тахографа у водителя нет, то ГИБДД может выписать штраф.

За оформление карты водителя ответственна компания, нанимающая его. Она должна подать справку-ходатайство и пакет документов (паспорт, водительское удостоверение, СНИЛС и фото водителя) в аккредитованную компанию. И х список есть на сайте Росавтотранса. Подать документы можно онлайн, лично придя в отделение или в МФЦ по месту жительства.

Стоимость оформления карты для тахографа — около 3–5 тысяч рублей. Каждая компания, выпускающая карты с чипом, может устанавливать свои расценки, поэтому приведенная стоимость примерна. Расходы на оформление этой карты несет работодатель (это указано в статье 22 ТК РФ).

Если у водителя нет карты, его сразу оштрафуют от 1 до 3 тысяч рублей. Затем органы правопорядка будут выяснять, есть ли карта у водителя в принципе. Если ее не выпускали, то наступает ответственность и для транспортной компании, где работает этот водитель. Штраф для юрлица составит от 5 до 10 тысяч рублей. По закону водитель может избежать штрафа, если карта была утеряна в поездке, но, разумеется, никто водителю на слово верить не будет, а доказать, что карточка действительно потерялась, довольно трудно.

Кто может выписать штраф

Согласно законодательству, выписывать штраф за отсутствие или неисправность тахографа могут регулировщики — то есть фактически любые сотрудники ГИБДД. У каждого из них есть карточка с чипом, позволяющая считывать историю вождения. А вот инспекторы УГАДН не могут сверять режим водителя и проверять его тахограф. Они могут только проверять соблюдение норм ЕСТР у тех водителей и ТС, которые занимаются международной перевозкой. Таким образом, они могут выписать штраф только за несоответствие ЕСТР, но не за несоблюдение рабочего режима.

Если штраф был выписан ГИБДД, то проверить его (и оплатить) можно на сайте ГИБДД или через специальные приложения — такие, как OnlineГИБДД или ГосУслуги. Штрафы от УГАДН можно проверить и оплатить на сайте Ространснадзора.

Основные нарушения и размеры штрафов представлены ниже:

Вид нарушения /штраф Водитель Должностное лицо Юрлицо ИП
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2: Отсутствие тахографа от 3 до 5 тыс. руб. от 7 до 10 тыс. руб. от 20 до 50 тыс. руб. от 15 до 25 тыс. руб.
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2: Нарушение правил эксплуатации тахографа
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2:выпуск на линию ТС без тахографа
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3: Несоблюдение норм времени управления ТС от 1,5 до 2 тыс. руб. от 7 до 10 тыс. руб. от 20 до 50 тыс. руб. от 15 до 25 тыс. руб.
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3: нарушение режимов труда и отдыха водителей

С 1 ноября 2020 года в силу вступают изменения в законодательстве: новые правила призваны ужесточить контроль над деятельностью перевозчиков, и позволят штрафовать их за отсутствие и некорректное использование тахографов.

Тахографы – это современные приборы, позволяющие отслеживать маршрут транспортных средств: повсеместное внедрение этих телематических устройств активно стимулирует правительство и профильные ведомства, ссылаясь на то, что тотальный контроль за транспортом гарантирует безопасность дорожного движения. В ближайшем будущем тахографами планируется оборудовать весь городской наземный транспорт, грузовые автомобили, а также автобусы междугороднего и пригородного сообщения.

С 1 ноября в силу вступают новые правила, и теперь владельцам транспортных средств без телематических устройств на борту грозят серьезные штрафы.

О чем говорит закон?

П.1 ст.20 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 говорит о том, что приборами контроля должен быть оборудован весь транспорт, осуществляющий пассажирские и грузовые перевозки. С 1 ноября текущего года владельцев транспорта без тахографов ждет серьезное наказание – вступает в силу закон № 216-ФЗ от 26.07.2019.

Согласно новому закону, штрафовать будут как водителей, управляющих ТС без тахографа, так и юридических лиц – владельцев транспорта. За отсутствие тахографа и нарушение правил его эксплуатации водителя ждет штраф в размере 3-5 тыс рублей. Если прибор стал неисправным уже при выезде на линию – водитель сможет избежать наказания.

Также водитель обязан заполнять ежедневные листки регистрации режима – правило распространяется и на водителей, управляющих ТС, принадлежащих иностранному перевозчику.

В случаях, когда работодатель допустил выпуск в рейс или на маршрут ТС без тахографа, его также ожидают штрафные санкции: владельцы ИП должны будут заплатить 15-25 тыс рублей, должностные лица – 7-10 тыс рублей, а юридические лица – 20-50 тыс в российской валюте. Штрафные санкции последуют и при некорректном использовании телематических приборов.

Напоминаем также, что недавно вступили в силу новые нормативы времени труда и отдыха профессиональных водителей, и теперь за нарушение водительского режима отвечать придется не только самому водителю, но и его работодателю. Водителя в этом случае оштрафуют на 1, 5-2 тыс рублей, а владелец транспортного средства вынужден будет оплатить от 7 до 50 тыс рублей штрафа.

Так же Вам могут быть интересны следующие новости:

О тахографе и его применении.

Тахографы, как правило, устанавливаются в грузовых автомобилях, которые эксплуатируются в коммерческих целях. За установку тахографов отвечает специально обученный человек в компании по грузоперевозкам. Этот же человек и ремонтирует и проверяет тахографы.

Многие спрашивают, а нужен ли тахограф обычным, физическим лицам? Тут ответ такой: если вы перевозите на грузовом автомобиле свои личные вещи, продукты питания, тот е урожай, чисто для себя, то оборудовать свое транспортное средство тахографом не нужно. Но, если взглянуть на тех водителей, которые закупают товары оптом у производителя, а потом их продают — то это водители занимаются коммерцией, а значит, что тахограф в их ТС нужен!

Тут стоит учесть маленький нюанс насчет того, что тахографы нужно устанавливать не на всех грузовых автомобилях, а лишь на тех, которые имеют специальную категорию:

  • категория М2 — это ТС, масса которых не превышает 5 тонн с количеством пассажиров не более 8 человек;
  • категория М3 — ТС, масса которых больше 5 тонн, с количеством пассажиров больше 8 человек;
  • категория N2 — ТС, предназначены для перевозки грузов с общей массой от 3, 5 до 12 тонн;
  • категория N2 — ТС, которые предназначены доя перевозки грузов массой больше 12 тонн.
Читайте также:  При какой сумме задолженности не выпускают за границу в 2022 году

С вышесказанного становится понятным, что тахограф нужен как в автобусах, так и в грузовых автомобилях. В порядке исключения можно отметить, что есть модели, в которых уже заводом изготовителем предусмотрены такие устройства. В основном это иномарки.

С тахографом разобрались. Что же касается работы тахографа, то здесь также есть некоторые правила:

  • водитель должен иметь личную медицинскую карточку, которую тот получает перед поездкой;
  • тахограф дает запрос на местоположение автомобиля и в него вводятся данные расположении ТС;
  • в конце смены медицинская карточка изымается из тахографа и с нее можно считывать информацию.

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория);

Наказание за езду без тахографа и карты водителя

Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:

Нарушение Лицо, в отношении которого выносится взыскание Сумма штрафа и статья, регламентирующая его размер
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием водитель, должностное лицо 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа Водитель должностное лицо 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Фальсификация данных тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Самовольная модификация аппарата Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Корректировка данных тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Нарушение режима труда и отдыха Водитель 1000-3000 КоАП 11.23 Ч2
Отсутствие тахографа Юридическое лицо 10000-30000

К сведению
При этом, наказание будет вынесено не только за отсутствие прибора в кабине транспортного средства, но и за его неисправность, внесение изменений, корректировку данных, нарушение режима работы и отдыха и т.д.

Ситуации, в которых штрафа можно избежать

Действующая нормативная база достаточно строго регулирует все вопросы, связанные с оборудованием автомобилей тахографами, а также с эксплуатацией тахографов и тахографических карт. Однако в ряде случаев нарушение может не повлечь за собой наложение штрафного взыскания.

Так, например, штраф не выписывается, если на транспортном средстве смонтирован цифровой тахограф устаревшей модели, установленный до 2014 года. Крайним сроком замены таких приборов на новые тахографы с блоком СКЗИ является 1 января 2021 года, потому эксплуатация их все еще допускается. Обратите внимание, что это не касается аналоговых моделей – до 2021 года можно ездить только со старыми цифровыми устройствами.

Штраф за карту водителя для тахографа может не налагаться и в других случаях:

  1. Тахографическая карта была сломана/либо при выполнении водителем служебных обязанностей. Здесь ситуация осложняется тем, что этот факт необходимо как-то доказать сотрудникам ДПС. Примером эффективного обоснования может вступать документ, свидетельствующий о том, что карта находится на переоформлении (допускается управление ТС без карты в течение срока не более 15 дней).
  2. Устройство регистрации вышло из строя (внутренняя неисправность либо механические повреждения) непосредственно в ходе рейса. Здесь также стоит помнить, что результат взаимодействия с ДПС будет зависеть от того, насколько корректным будет обоснование ситуации.

В обоих случаях, указанных выше, водителя обязан вести регистрацию режима работы (для исключения переработки) в ручном режиме. Оптимально, если записи будут вестись на оборотной стороне рулона тахографической бумажной ленты: все зафиксированные данные необходимо по первому требования предоставлять сотрудникам ДПС.

Требования к работе тахографического оборудования (и самих регистрационных устройств, и карт для них) с одной стороны, достаточно строгие, но с другой – вполне прозрачные. Соблюдать их вполне реально, так что любой водитель или владелец транспортного средства при минимальных усилиях может избежать достаточно ощутимых штрафов.

Требования к карте тахографа

Карта тахографа, используемая водителем, должна соответствовать целому ряду требований:

  • Разрешается использование только личной карты. Управление транспортной средство с использованием чужой тахографической карты приравнивается к управлению ТС без карты тахографа, соответственно, на водителя будет наложен штраф за отсутствие карты тахографа.
  • Карта должна быть актуальной (срок ее действия указывается на лицевой стороне). Использование просроченных тахографических карт не допускается и также карается штрафом.
  • Карта должна соответствовать типу прибора, установленному на борту ТС (для тахографов, оснащенных системой криптозащиты информации (СКЗИ) используется карта СКЗИ, для тахографов с ЕСТР – соответственно, карта ЕСТР).
  • Карта должна быть исправной.

Нарушение любого из пунктов этого перечня может повлечь за собой штрафные санкции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *