- Административное право

Всё о штрафе за ближний свет фар в вопросах и ответах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё о штрафе за ближний свет фар в вопросах и ответах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За езду без включенных фар инспекторы штрафуют водителей на 500 рублей (ст. 12.20 КоАП). Эту сумму можно уменьшить ровно наполовину, оплатив автоштраф со скидкой 50% в первые 20 дней после вынесения постановления.

Прогресс не стоит на месте, и вслед за ксеноновыми лампочками появились еще более современные светодиоды. Такие фары устанавливаются на люксовых машинах заводом-производителем, однако некоторые водители решили установить светодиоды на свое авто самостоятельно. Речь идет о ситуации, когда фары предназначены для галогеновых ламп, а автомобилист меняет их на светодиодные с таким же цоколем.

Первое время такое нарушение трактовали по ст. 12.5 КоАП, часть 3, за которое водителям грозило лишение прав от 6 до 12 месяцев. Однако в 2019 году вышло Постановление Верховного суда, в котором было разъяснено, что наказание в виде лишения прав можно наложить только в том случае, если изменен цвет и режим работы световых приборов. При установке светодиодов цвет огней остается прежним, в значит, такое нарушения должно квалифицироваться по ст. 12.5 КоАП, часть 1, по которой водителю грозит только автоштраф на сумму 500 рублей.

Поскольку вид лампы не соответствует типу отражателя, узаконить изменение конструкции невозможно, а потому штраф будут накладывать до тех пор, пока автомобилист не установит обычные галогенные лампы на место.

Что нужно делать, если фара резко перестала работать

Рекомендуемые действия:

  • вызов эвакуатора;
  • буксировка другим транспортом;
  • ожидание светлого времени суток.

Днем Правила разрешают добраться с негорящей светотехникой до станции техобслуживания или автостоянки.

Если ни один из предложенных вариантов не подходит, автомобилист действует в следующей последовательности:

  1. Включает аварийную сигнализацию и останавливает транспортное средство на обочине дороги.
  2. Проверяет работоспособность ДХО, ПФ и габаритных огней.
  3. В случае исправности световых приборов зажигает все имеющиеся в наличии и начинает движение на низкой скорости в правом ряду. При неработающих габаритах автомобиль требуется убрать с проезжей части (п. 19.4), а при отсутствии такой возможности — обозначить его при помощи знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря (п. 9.11).

Если все бортовое освещение оказалось нерабочим, принимают следующие меры:

  • прикрепляют к бамперу подручными средствами либо удерживают в руках фонарь;
  • устанавливают на полку у заднего стекла знак аварийной остановки со светоотражателями.

После этого начинают двигаться с небольшой скоростью. Желательно пристроиться вслед за другим медленно движущимся ТС – фурой, например. Такое решение поможет избежать столкновения со встречным автомобилем.

Чтобы не остаться ночью без света, следует ознакомиться с инструкцией в части замены реле и ламп, а также иметь при себе несколько запасных деталей.

Какой штраф за фары грозит в 2021 году

Прежде, давайте процитируем часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, она нам много что прояснит:

Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с “Основными положениями … запрещена …, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей

Если продолжить изучать статью 12.5 КоАП РФ, то можно наткнуться на часть 3. В ней говориться о несоответствии световых приборов предписанным требованиям. Если фары просто не работают, при этом не подвергались недопустимой переделке, то это не относится к их несоответствиям, а значит эта часть статьи не может быть применена. Здесь также можно сказать о том, что к части 1 статьи 12.5 не применяется статья 27.13 КоАП. То есть на машину не могут задержать, поставить на штрафстоянку. Водитель сможет продолжить движение для устранения поломки. При этом водителю могут выписать повторный штраф, но только через 24 часа.

Наказание за езду без света

На 2021 год наказание водителей за отсутствие ближнего света при движении днем составляет 500 руб. Этот вопрос регулируется ст. 12.20 и предполагает нарушение использования внешних осветительных приборов автомобиля. Часто госавтоинспекторы ограничиваются предупреждением о необходимости включения ближнего света. Если же езда без света стала причиной аварийного столкновения, то размер штрафного взыскания может многократно вырасти.

Читайте также:  Акт приема-передачи квартиры к договору аренды (найма) жилого помещения

Наказать могут даже за то, что не горит только одна фара. Только такое правонарушение трактуется госавтоинспекторами и законодательством несколько иначе. В подобной ситуации автовладелец не нарушает правила использования осветительного внешнего оборудования, он эксплуатирует неисправный автомобиль, что запрещено ПДД.

Как правильно использовать штатные дневные ходовые огни

Дневными ходовыми огнями оснащены далеко не все автомобили, несмотря на то, что данная конструкция отличается удобством и функциональностью. Водителю стоит воздержаться от попыток самостоятельного монтажа этих элементов, так как своевольное изменение параметров авто неизменно приведет к штрафу.

Скрыть подобного рода нововведения в конструкцию практически невозможно. Даже если уполномоченные сотрудники дорожных служб не смогут выявить нарушение, правда будет раскрыта при следующем прохождении технического осмотра. Избежать ответственности возможно только при своевременном получении разрешения на осуществление преобразований.

Более современные ТС оборудованы системой дневных ходовых огней. Это обстоятельство предотвращает возможность получения штрафной квитанции за езду без осветительных приборов, так как огни включаются одновременно с запуском силового агрегата. Также габариты при включении фар ближнего света моментально становятся менее яркими.

Это позволяет использовать приборы в качестве дополнительных габаритов. Инспектор не может привлечь водителя к ответственности за езду без света фар, но при наличии работающих штатных дневных ходовых огней.

Почему нельзя ездить с выключенными фарами?

Согласно правилам дорожного движения в дневное время суток на автомобиле должны гореть фары ближнего света или ДХО (дневные ходовые огни). Днем также допустимо включать «противотуманки». Разрешается одновременное включение ближнего света и ДХО.

Если машина едет с выключенными фарами, водителя ждет штраф по статье 12.20 КоАП РФ (за нарушение правил пользования световыми приборами). Если у машины фара не работает, то водителю рекомендуется в светлое время суток выключить ближний свет и использовать ДХО или «противотуманки».

В темное время суток ездить с одной горящей фарой запрещено. Если лампочка в фаре перегорела, госавтоинспектор вправе наказать водителя по ст. 12.5 (за управление ТС при наличии неисправностей). Избежать наказания можно только, если устранить неисправность на месте или доказать инспектору, что автомобиль двигался в автосервис для устранения неисправности.

Если у машины неисправны обе фары, водителя могут наказать сразу по двум статьям – 12.20 и 12.5.

Включенный ближний свет фар в светлое время суток на всех ТС обязателен в 2022 году

Данное требование регламентируется разделом 19 ПДД, пунктом 19.5, который гласит:

В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Этот пункт появился в ПДД в 2010 году (Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316) и в последнее время никаких значимых изменений в части использования ближнего света фар днем и порядка его использования не претерпели!

Вместо ближнего света фар, водителю разрешено использовать противотуманные фары, либо дневные ходовые огни (ДХО). В частности, пункт 19.4, ПДД гласит:

Противотуманные фары могут использоваться:
– в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
– в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

В этом случае важно понимать следующее, ДХО и габаритные огни, это принципиально разные вещи. И за использование “габаритов” вместо ближнего света фар, водителю все равно грозит штраф за езду без ближнего света фар, в размере 500 рублей.

Свет не включен вообще: каким будет штраф?

Штраф за невключенный ближний свет составляет 500 рублей на основании статьи 12.20 КоАП РФ. Штраф можно уплатить в величине, вдвое меньшей номинала, если сделать это в течение 20 дней после его получения. А если не уплачивать штраф в течение более, чем 70 дней, то он, наоборот, увеличится еще на 1000 рублей (в сумме — 1500 рублей).

Ближний свет необходимо включать во всех случаях, когда автомобиль движется. В дневное время суток вместо ближнего света можно включать противотуманки или иной тип дневных ходовых огней (ДХО), предусмотренных конструкцией автомобиля (например, приглушенный дальний свет — который предусмотрен во многих импортных автомобилях из стран Запада), и не нарушающих технических требований, которые приняты в России.

Можно включать ДХО и ближний свет одновременно. При этом, следует иметь в виду, что на многих типах современных ТС предусмотрено включение задних и передних ДХО по умолчанию одновременно. И если водитель забыл об этом, и, к примеру, задние противотуманки оказались включены при хорошей видимости и благоприятных погодных условиях — то в этом случае он может быть также оштрафован за некорректное использование осветительных приборов.

Это не единственный пример нарушения при используемом свете — рассмотрим ряд иных типичных для российских дорог ситуаций.

Можно ли ездить с одной неработающей фарой?

В пункте 2.3.1 ПДД сказано, что машина не должна продолжать движение, если её фары не работают или функционируют с перебоями. Формально данное правило распространяется и на одну из фар, хотя прямого указания на это в документе нет.

Читайте также:  Списание задолженности по налогам и сборам

Если у вас возникли любые проблемы с освещением дороги, вам следует незамедлительно направиться к ближайшей СТО.

Если вас остановит сотрудник Госавтоинспекции, вы можете сослаться на пункт 2.3.1 Правил и сообщить, что знаете о некорректной работе фар, поэтому в настоящий момент едете к станции техобслуживания.

Если одна из фар не работает, ваша машина создаёт опасную ситуацию на дороге.

Если не функционирует ближний свет, вы можете воспользоваться дальним. При этом его нельзя включать, если вы едете по населённому пункту. Фары ближнего света должны быть включены днём. При снижении видимости во время движения водитель вправе использовать «противотуманки».

Стоит помнить, что противотуманные фары могут быть включены вместе с дальним либо ближним светом.

Советуем материал: Документы для уголка потребителя.

Можно ли продолжать движение с нерабочей (не горящей) фарой (задним габаритом)

Весьма интересно складывается ситуация с такой неисправностью на практике и в законе. Вроде как статья 27.13 КоАП РФ «Задержание ТС» не предусматривает задержание машины для такой неисправности. Однако есть приказ 664, об «Административном регламенте…». В нем можно найти весьма интересные рекомендации для инспектора полиции. Они основаны как раз на требованиях запрета к эксплуатации ТС согласно «Перечня неисправностей и условий при которых запрещена эксплуатация ТС»

68. При выявлении факта управления транспортным средством с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости либо недействующим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада сотрудник требует прекратить движение данного транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения.
Абзац 2 пункта 2.3.1 Правил дорожного движения.
Назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено .
Часть 4 статьи 4.1 Кодекса.
В случае невыполнения водителем законного требования сотрудника о прекращении движения транспортного средства до устранения неисправностей или условий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, сотрудник возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.

То есть водитель вполне может «прилипнуть» на всю ночь, если не починит фару, а на дворе темно. Ведь в этом случае условия, когда задние габариты будут не нужны, настанут только в светлое время суток. Таким образом неисправность фары может повлечь за собой целую цепочку неприятностей.

Резюмируя тему «Штраф за неработающую фару (фары)»

Если не работают на машине фара или фары, то здесь можно сделать сразу несколько выводов. Во-первых, это просто не безопасно. Особенно в темное время суток, когда работает одна фара. Если вдруг перегорит вторая, то на большой скорости это может привести к ДТП. А значит, ставит под угрозу здоровье и жизнь водителя и пассажиров, если таковые есть в машине. Остается только удивляться, почему статья 27.13 КоАП РФ не предусматривает задержание таких машин в темное время суток. Ведь это опасно не только для водителя и пассажиров ТС с неисправностью, но и для окружающих ее участников дорожного движения.
Во-вторых, если не работают фары или фара, то это элементарно грозит административной ответственностью в виде предупреждения или штрафа. В этом тоже ничего хорошего нет, это потраченное нервы, время, деньги.
Именно поэтому старайтесь следить за исправностью фар на вашей машине.

Как избежать наказания

При остановке транспортного средства сотрудником дорожной службы не нужно лишний раз суетиться, а вести вежливый диалог с представителем органов власти.

Водителю нужно сделать вид, что он сам озадачен тем фактом, что фара не работает, так как до поездки все было исправно. Таким поведением можно убедить гаишника, что неисправность возникла уже во время движения.

Не лишним будет сказать сотруднику об отсутствии привлечений к административной ответственности за последние 6 месяцев (если это действительно так).

Таким образом, попросив инспектора учесть во внимание все факторы, существует большой шанс получить устное предупреждение о нарушении и обойтись без штрафа.

Если вы еще не выбрали себе видеорегистратор, то хороший и недорогой можно купить на алиэкспресс. Смотрите обзор топовых видеорегистраторов на Али.

Когда неисправность фар возникла во время поездки и водитель не имел возможности узнать об этом, выписанный штраф будет являться незаконным и его можно и нужно оспаривать. Об этом говорят юристы.

Меры наказание за правонарушение

Существующие штрафы, предусмотренные за неработающий ближний свет, могут быть получены любым автолюбителем. Банальная невнимательность или же нежелание просто устранить имеющиеся неполадки могут не только привести к штрафу, но и к созданию аварийной ситуации.
Мерой наказания, которая предусмотрена за невключённый ближний свет, является штраф в 500 рублей. Это означает, что в том случае, если автолюбитель будет осуществлять управление транспортным средством, и при этом ближний свет не будет включён, ему придётся уплатить административное взыскание в размере уже вышеуказанных 500 рублей. В принципе, есть вероятность, что водитель сможет отделать одним лишь устным предупреждением.

В то же время следует помнить, что такая невысокая цифра в 500 рублей полагается лишь в случае невключения ближнего света. Если же транспортное средство с выключенными фарами попадёт в ДТП, размер штрафа будет увеличен.

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2023 году

Штрафы, связанные с использованием осветительных приборов

Штраф подобного рода накладывается на автомобилиста в соответствии со статьёй 12.5 КоАП Российской Федерации. В ней сказано, что использование транспортного средства (ТС) при наличии технических неисправностей или в условиях, когда применение ТС запрещено, влечёт за собой либо предупреждение, либо штраф 500 р.

При этом задерживать автомобиль и не допускать его до дальнейшего движения нельзя, согласно статье 27.13 КоАП РФ. Водитель ТС может получить заслуженное наказание, а затем отправиться далее для устранения неполадки, если это нельзя сделать на месте.

При повторном правонарушении подобного рода автомобилист будет оштрафован ещё раз (при этом остановка транспортного средства инспектором должна произойти не ранее, чем через сутки с момента регистрации последнего нарушения).

Часто возникает вопрос: «Можно ли вообще ездить с одной фарой ближнего света?».

В общем случае к автомобилисту применяются штрафные санкции, даже если не работает единственная фара. Если не горит одна фара ближнего света, какой штраф – 500 р.

Однако, согласно пункту 2.3.1 второго раздела правил движения, автомобилист имеет право ехать с единственной неактивной фарой, но только к месту ремонта авто и только если устранить неисправность нельзя на месте. При этом автомобилист обязан соблюдать меры предосторожности и не создавать опасную для движения других ТС и пешеходов ситуацию.

Закреплён перечень правил, которые необходимо применять к световым приборам для безопасного вождения. Если отклоняться от них, то с большой вероятностью можно получить штраф от сотрудника Госавтоинспекции.

В частности, запрещена эксплуатация ТС, если световые приборы:

  • не соответствуют описанию, находящемуся в инструкции к авто;
  • не настроены согласно с положениями ГОСТа Р 51709-201;
  • загрязнены и не работают в установленном режиме (выписывается и штраф за разбитую фару);
  • либо вообще не имеют рассеивателей, либо они не удовлетворяют требованиям.

Как правильно использовать штатные дневные ходовые огни

Дневными ходовыми огнями оснащены далеко не все автомобили, несмотря на то, что данная конструкция отличается удобством и функциональностью. Водителю стоит воздержаться от попыток самостоятельного монтажа этих элементов, так как своевольное изменение параметров авто неизменно приведет к штрафу.

Скрыть подобного рода нововведения в конструкцию практически невозможно. Даже если уполномоченные сотрудники дорожных служб не смогут выявить нарушение, правда будет раскрыта при следующем прохождении технического осмотра. Избежать ответственности возможно только при своевременном получении разрешения на осуществление преобразований.

Более современные ТС оборудованы системой дневных ходовых огней. Это обстоятельство предотвращает возможность получения штрафной квитанции за езду без осветительных приборов, так как огни включаются одновременно с запуском силового агрегата. Также габариты при включении фар ближнего света моментально становятся менее яркими.

Это позволяет использовать приборы в качестве дополнительных габаритов. Инспектор не может привлечь водителя к ответственности за езду без света фар, но при наличии работающих штатных дневных ходовых огней.

Спорные ситуации и способы их решения

Хоть сумма штрафа по современным меркам и не такая большая, в случае правоты водителя стоит попытаться ее доказать хотя бы из принципа. Особенно если инспектор просто начинает «давить» на водителя без особых на то оснований.

Для начала, при обнаружении инспектором неисправности фары (как, впрочем, и любой подобной), стоит вежливо сообщить что передвижение как раз проходило в сторону станции тех. обслуживания или стоянки, чтобы устранить данную неисправность. Или же просто сделать вид, что фара перегорела вот-вот, во время поездки, а при ее начале она исправно выполняла свою функцию. В таком случае водитель может отделаться только устным предупреждением.

Но стоит помнить, что с одной рабочей фарой можно ехать только до места исправления неисправности.

Иногда водитель может устранить поломку прямо на месте и самостоятельно. В таком случае накладывать штраф неправомерно, причем это касается любых фар. Тусклая или просто грязная фара также обратит на себя внимание инспектора, но обычно это также ограничивается простым предупреждением. Но это не означает что за чистотой осветительных огней можно не следить.

Если у водителя не было никаких привлечений к административным наказаниям хотя бы в течение ближайшего полугода, об этом стоит известить инспектора. Это также может сыграть свою роль, и по итогу остаться с устным предупреждением.

Но какова бы ни была ситуация, злоупотреблять доверием не стоит. Если водитель и вправду длительное время нарушал ПДД, и ездил с неисправными огнями, то это повод задуматься, ведь он первую очередь должен быть заинтересован в починке. Ведь даже от такой на первый взгляд мелочи может зависеть его жизнь на дороге. Исправные фары обезопасят от возможных аварий или конфликтов с другими участниками дорожного движения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *