Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как заполнить европротокол при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во-первых, нужно понимать: чтобы потерпевший получил свое возмещение, от второго участника аварии не требуется признания вины. Пострадавший в ДТП, в соответствии со статьей 14.1 Закона «Об ОСАГО», заполнив европротокол, пишет заявление не о страховом возмещении, а о прямом возмещении убытков, и направляет его вместе с извещением не страховщику виновника, а собственному в течение пяти рабочих дней.
Особенности получения выплат по европротоколу
С 1 июня 2018 года можно запросить у страховой организации в качестве возмещения сумму в рамках лимита по договору ОСАГО, заключенному виновником ДТП с его страховой, но не свыше 100 000 рублей. К октябрю 2019 года также планируется повысить эти лимиты до установленных для Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей 400 000 рублей.
В чем смысл требовать возмещения от своей страховой? Последняя делает выплаты как бы от лица страховой виновника ДТП, а потом в рамках соглашения о прямом возмещении убытков, заключенном членами Российского союза автостраховщиков (РСА), стребует с нее эти деньги. Другими словами, часть забот просто перекладывается на плечи страховой.
Что, если по какой-либо причине истребовать возмещение от своего страховщика нет возможности? В этом случае нужно обращаться в страховую организацию виновника. То же самое делают и те, кто заполнил европротокол, но впоследствии обнаружил, что в результате ДТП был нанесен вред его здоровью.
Чтобы выплатить возмещение, представитель страховой организации осматривает повреждения автомобиля в течение 15-ти дней с даты ДТП. Поэтому он имеет полное право в таком возмещении отказать, если к этому моменту вы отремонтировали или утилизировали транспортное средство. В случае ремонта или утилизации машины до истечения указанного срока виновником аварии ему грозит регрессное требование от его страховой. К тому же, у него также есть обязанность направить свой бланк европротокола страховщику, с которым он заключал договор.
Самостоятельное составление схемы
При заполнении спец.протокола аварии схема ДТП является основным фактором, влияющим на решение страховой компании о выявлении виновной стороны. ГИБДД используют ее для разбирательства в происшествии, также она служит доказательством в суде.
Чертеж аварии будет обладать юридической силой только при соблюдении условий, прописанных в ФЗ «Об ОСАГО». Иначе водитель может получить отказ в выплате возмещения.
Российское законодательство не выдвигает жестких претензий к художественному оформлению схемы дорожной аварии. Единственно важное обстоятельство – достоверность и полнота описываемой картины. При помощи чертежа полиция оценивает ущерб и размер ответственности для виновного.
Если мы разъехались, а второй водитель вернулся и вызвал ГИБДД?
Неприятная ситуация, которая может сделать потерпевшего – виновным.
А происходит буквально следующее:
ДТП на дороге, в числе участников – два автомобиля. Например, вы едете на автомобиле с соблюдением ПДД, но тут вам в бок въезжает другое транспортное средство. К вашему облегчению, второй водитель от своей вины не отказывается. И даже предлагает решить конфликт в частном порядке – выплатив ущерб «живыми» деньгами. Естественно, вы соглашаетесь, не звоните в ГИБДД и не оформляете европротокол. А зачем? Получив деньги, вы спокойно уезжаете с места ДТП. Другой водитель тоже отправляется восвояси. Вот только через пару минут он возвращается на место происшествия и как ни в чём не бывало вызывает ГИБДД. Попутно виновник аварии «рисует» автоинспекторам свою версию произошедшего, якобы он ни в чём не виноват. Что думать сотрудникам ДПС? Они отмечают факт ДТП, видят одного водителя на месте происшествия, а другой (то есть вы) отсутствует. Затем следует составление протокола и передача дела в суд.
Скорее всего, в данной ситуации у вас заберут права по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. А настоящий виновник аварии обратится в страховую и получит возмещение ущерба по ОСАГО. Далее ваш страховщик оплатит ремонт, а затем выставит оплаченную сумму отдельным счетом уже к вам – в порядке регрессного требования. Ведь вы скрылись с места ДТП, хотя и не должны были.
Оценка возможности оформления ДТП без пострадавших самостоятельно
Итак, произошла авария. Пострадавших нет. Всем причастным водителям следует:
- Совместно осмотреть место ДТП и оценить:
- какому именно имуществу был причинен вред: автомобилям, багажу, грузу, объектам дорожной инфраструктуры (ограждениям, дорожным знакам, светофорам), прочему имуществу (зданиям, сооружениям и т. д.);
- какова примерная величина ущерба транспорту в рублях.
- Установить, имеются ли разногласия относительно инцидента.
Если разногласия имеются, без участия полиции не обойтись. Порядок действий в этом случае такой:
- записываются контакты очевидцев;
- об инциденте сообщается полиции, после чего последняя дает указания о месте, куда необходимо прибыть для оформления документов;
- самостоятельно осуществляется фото- и/или видеосъемка места аварии (о правилах осуществления расскажем далее);
- составляется схема ДТП (желательно, но не обязательно);
- транспортные средства убираются с проезжей части, если из-за них затруднено движение (за невыполнение этого требования ПДД предусмотрен штраф);
- водители направляются к месту оформления ДТП, указанному полицией.
При отсутствии спора по обстоятельствам и повреждениям водители определяют, какой вариант из 3 названных ранее им выбрать:
- не оформлять ДТП,
- воспользоваться европротоколом;
- обратиться в полицию.
Как оформляется ДТП по европротоколу без ГИБДД (порядок действий)
Порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД предусматривает, что нужно выполнить следующие действия:
- Собрать Ф. И. О. и контакты очевидцев (при их согласии). Это необязательно, но сможет облегчить впоследствии отстаивание своей позиции, если что-то пойдет не так.
- В течение часа после инцидента осуществить фото- и/или видеофиксацию места аварии. Сделать нужно как обзорные, так и детальные снимки, причем каждое авто нужно снять со всех ракурсов. Обязательно должны быть видны:
- номера автомобилей (в случае их отсутствия — VIN-коды);
- все повреждения;
- следы происшествия (следы торможения, обломки и т. д.);
- положение автомобилей относительно друг друга и неподвижных объектов (светофоров, знаков, островков безопасности, ограждений, разметки, сооружений);
- номера автомобилей очевидцев (если таковые имеются).
- Убрать автомобили с проезжей части, если они мешают проезду другого транспорта.
- Проверить друг у друга документы: полисы ОСАГО и их действительность (это можно сделать на сайте РСА), водительские удостоверения, документы на авто, паспорта.
- Заполнить бланки извещений о ДТП.
Какие ещё минусы извещения ОСАГО?
К недостаткам европротокола относятся частые ошибки и опечатки в бланках. Заполняя извещения в стрессовой ситуации, водители нередко делают ошибки в документах. Потом, когда они получают предварительный или окончательный отказ в выплате, приходится тратить своё время и нервы на внесение изменений или переписывание европротокола. Причем, делать это нужно совместно с виновником ДТП, а это иногда проблема.
В копилку к минусам добавим неуказание в бланке на вину одного из водителей. Такой нюанс тоже может доставить проблем, вплоть до отказа в выплате.
Аварийный комиссар, как специалист, может оказать всестороннюю помощь в оформлении ДТП — составить схемы повреждения, правильно сделать нужные фото, а иногда даже оказать медицинскую помощь или представить интересы пострадавшего в страховой компании. При оформлении Европротокола его помощь также окажется далеко не лишней. Однако с момента введения системы европейского протокола работы у них почти не прибавилось, несмотря на то, что водители взялись за самостоятельное оформление ДТП.
Дело в том, что вызов аварийного комиссара — услуга платная, поэтому у многих водителей просто возникает желание сэкономить на этом, оформив все самостоятельно. Правда некоторые страховые компании включают бесплатные услуги комиссара в страховой полис, однако все равно многие из них не видят в этом никакой выгоды или необходимости.
Главная выгода такого оформления — нет необходимости дожидаться приезда инспекторов ГИБДД и заполнять все требуемые ими справки и протоколы, что существенно экономит время всех участников происшествия. Также без ГИБДД не будет зафиксировано нарушений ПДД, и следовательно не будет штрафов и прочих возможных наказаний. И в дальнейшем останется только съездить в офис страховой компании, никаких необходимостей ехать куда-либо еще нет.
Важно! Одним из главных недостатков европейского протокола — это то, что его можно оформить далеко не всегда. Даже если ситуация подходит под требуемые условия — при ДТП у водителей нередко возникают разногласия и конфликты, что делает оформление попросту невозможным.
Некоторые не хотят оформлять Европротокол из-за боязни в получении отказа от страховщиков. Однако это по большей части происходит только из-за неправильного заполнения извещения, поэтому грамотно подготовившись к данному моменту можно избежать данного неприятного события.
Если оказалось что при заполнении были допущены серьезные упущения, то никто не запрещает повторно связаться со вторым участником происшествия и полностью заполнить извещение с нуля. Поэтому стоит прибегать к данному протоколу, если второй участник идет навстречу и является полностью адекватным человеком.
Оформление ДТП при помощи Европротокола — отличный способ избежать потерь времени и ненужных штрафов, которые могут возникнуть если оформлять все стандартным способом при помощи сотрудников ГИБДД. И при этом остается возможность получения страховки.
Заполнение бланка извещения о ДТП
Страховщики призывают отнестись к оформлению аварии максимально внимательно.
— На основании заполненного извещения о ДТП страховщик принимает решение о признании случая страховым или не страховым. Этот документ, по сути, является единственным материалом о ДТП, имеющимся в распоряжении страховой компании, соответственно, он должен быть оформлен максимально полно, чётко и понятно, — утверждают в пресс-службе РСА.
Авария — это всегда стрессовая ситуация, но рука на бланке не имеет права дрожать, поэтому прежде всего важно привести свои чувства в спокойное состояние. Ровными печатными буквами нужно заполнить все графы. В поле для объяснения обстоятельств ДТП не так много места, как может показаться с первого взгляда. Поэтому лишние эмоциональные моменты туда лучше не вписывать, а последовательно указать всю цепочку событий.
Оформление европротокола
Учтите! В случае ДТП нужно предпринять действия:
- по остановке транспортного средства и фиксации его ручным тормозом;
- по включению аварийной сигнализации;
- по выставлению знака аварийной остановки на расстоянии больше чем за 15 м от машины в черте населенного пункта и 30м ̶ за его пределами. Аварийный треугольник в обязательном порядке выставляется каждым участником автокатастрофы, иначе за бездействие на правонарушителя будет наложена штрафная санкция, размер которой составляет 1 000 руб. (часть 1 статья 12.27 КоАП РФ);
- по проверке состояния всех участников автоаварии и, при надобности, по оказанию медпомощи;
- по вызову скорой помощи при надобности;
- по проведению видеосъемки и фиксации места происшествия фотографиями. Нужно зафиксировать на фотографиях каждую поврежденную деталь, тормозные следы, а также номерные знаки ТС участников автокатастрофы;
- по вызову сотрудников ГИБДД. При таком обстоятельстве участникам аварии рекомендуется ничего не трогать и обеспечить объезд места происшествия для иных автомашин;
- по составлению схемы ДТП, которая подписывается обоими участниками автокатастрофы;
- по убиранию транспортного средства с места аварии, иначе за бездействие водители будут оштрафованы в размере 1 000 руб.
Соблюдая вышеуказанный алгоритм, автомобилист исполнит все необходимые действия, которые предусмотрены ПДД, окажет своевременную медпомощь, а также составит нужные документы для получения компенсационных выплат. Выполняя все эти действия, водитель сможет избежать возможных штрафных санкций и без проблем сможет оформить страховое дело.
Самостоятельное составление схемы
При заполнении спец.протокола аварии схема ДТП является основным фактором, влияющим на решение страховой компании о выявлении виновной стороны. ГИБДД используют ее для разбирательства в происшествии, также она служит доказательством в суде.
Чертеж аварии будет обладать юридической силой только при соблюдении условий, прописанных в ФЗ «Об ОСАГО». Иначе водитель может получить отказ в выплате возмещения.
Российское законодательство не выдвигает жестких претензий к художественному оформлению схемы дорожной аварии. Единственно важное обстоятельство – достоверность и полнота описываемой картины. При помощи чертежа полиция оценивает ущерб и размер ответственности для виновного.
Так, в 2021 году существует четкий порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД:
- подробное описание места, где случилось ДТП (название улицы, трассы, дома или перекрестка – без сокращений);
- четкое определение расположения машин, участвовавших в дорожном происшествии, которые прекратили движение (обозначить направление движения ТС);
- если на пути транспорта имелись преграды, их необходимо обязательно показать на схематичном чертеже;
- нужно отображать точки нахождения светофоров, разметочных линий и дорожных знаков (для выяснения, были ли на пути участников движения ограничения и имели ли они право совершать те или иные маневры);
- указание места столкновения транспортных средств.
При этом нормы составления схемы в 2021 году требуют водителей придерживаться ряда правил:
- заполнение документа производится только шариковой ручкой с черными или синими чернилами;
- рекомендовано использование печатного алфавита;
- стороны ДТП заполняют свои части самостоятельно;
- если есть надобность произвести корректировки в схеме, то вначале зачеркивается неправильная информация (разрешается не менять ручку), а дальше – ставится подпись «исправление верно»;
- когда все формы заполнены, водители изучают чертеж и подписывают его с обеих сторон.
Порядок действий при оформлении ДТП без вызова ГИБДД в 2021 году
В зависимости от того, пришли ли участники аварии к согласованному решению не привлекать сотрудников ГИБДД к оформлению ДТП или нет, у них есть следующие варианты действий:
- оформить ДТП на ближайшем посту ДПС, предварительно зафиксировав положение автомобилей на фотоаппарат или видеокамеру;
- оформить дорожное происшествие самостоятельно, заполнив Извещение о ДТП;
- не оформлять документы, если участникам они не нужны.
Рассмотрим порядок действий при каждом варианте. Первые шаги одинаковы для всех участников:
- Остановить (или не трогать с места) автомобиль;
- Включить аварийную сигнализацию;
- Установить знак аварийной остановки;
- Проверить самочувствие всех людей, имеющих отношение к ДТП.
Убедившись в отсутствии причин для вызова ГИБДД, участники согласовывают дальнейшие действия. Порой накал страстей мешает взаимодействию сторон. Если эмоциональное состояние одного из участников препятствует решению проблемы, следует вызывать полицию.
Составление расписки при ДТП
Расписка оформляется на месте аварии, когда у одного участника дорожно-транспортного происшествия нет действующего полиса обязательного страхования. Отсутствие обоюдных претензий, урегулирование убытков без сотрудников ГАИ тоже являются причинами составления документа. Не существует унифицированного вида заполнения расписки. Документ должен содержать максимально полную информацию о ДТП и выплаченной денежной компенсации. Этапы составления расписки при ДТП в свободной письменной форме:
- Указать вид документа: отсутствие претензий к виновнику аварии, выплаченный материальный ущерб.
- Дата, время, место составления расписки.
- Паспортные данные участников аварийной ситуации.
- Персональная информация очевидцев ДТП.
- Сообщить причины аварии.
- Описать повреждения автотранспортных средств.
- Указать сумму полученной компенсации в случае оформления расписки о выплаченном материальном ущербе.
- Написать о самостоятельном урегулировании конфликта без сотрудника ГИБДД.
- Указать на отсутствие претензий к другому участнику происшествия.