- Военное право

Ремонт по страховке-2022: что нужно знать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт по страховке-2022: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

На сегодняшний день большинство страховщиков выплачивают компенсацию, далекую от реальной. Они производят выплату, опираясь на положение об учете износа комплектующих деталей автомобиля, выплачивают небольшую часть компенсационной выплаты пострадавшему.

Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти

Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.

«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.

В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.

По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.

Расторжение договора ОСАГО

Страховые компании вправе досрочно расторгнуть договор ОСАГО с клиентом, если тот при оформлении полиса предоставил «ложные или неполные сведения», имеющие «существенное значение для определения степени страхового риска».

«Ложными или неполными сведениями считаются представленные страхователем сведения, которые не соответствуют действительности или не содержат необходимой для заключения договора страхования информации, при надлежащем представлении которых договор не был бы заключен или был бы заключен на других условиях», — говорится в постановлении.

На размер страховой премии влияют данные о технических характеристиках, конструктивных особенностях, о собственнике, назначении или цели использования транспортного средства и иных обязательных сведений, определяемых законодательством об ОСАГО (например, стаж вождения, использование легкового автомобиля в качестве такси, а не для личных семейных нужд и т.п.), уточняет ВС РФ.

В случае представления клиентом заведомо ложных сведений страховая компания также вправе требовать признания договора недействительным (пункт 3 статьи 944 и статьи 179 Гражданского кодекса РФ). «В этом случае выплаченное потерпевшему страховое возмещение не возвращается, а причиненные вследствие этого убытки страховщику возмещаются страхователем», — указано в постановлении.

Учет расходов и возмещения при хищении (угоне) автомобиля

Если автомобиль был застрахован от хищения (угона), то в случае наступления страхового случая страховая компания должна выплатить организации страховое возмещение в размере, установленном договором КАСКО, но не превышающем действительную (страховую) стоимость имущества (ст. 947 НК РФ).

Страховое возмещение в бухгалтерском учете признается прочим доходом (п. 7 ПБУ 9/99), а для целей налогообложения прибыли учитывается как внереализационный доход (п. 3 ст. 250 НК РФ). Датой его получения считается дата признания страховой компанией суммы возмещения ущерба (подп. 4 п. 1 ст. 271 НК РФ).

В «1С:Бухгалтерии 8» расчеты по страховому возмещению при хищении (угоне) автомобиля отражаются аналогично рассмотренному выше учету расчетов по денежным средствам на ремонт автомобиля после ДТП (см. Пример 2).

Похищенный (угнанный) автомобиль подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01), как и при ДТП, на основании акта о списании автотранспортных средств. Сделать это можно в отчетном периоде, когда произошла кража (угон) на основании проведенной инвентаризации, а также копии постановления о возбуждении уголовного дела. При этом остаточная стоимость, как и при ДТП, включается в прочие расходы организации.

Для целей налогообложения прибыли остаточная стоимость похищенного (угнанного) автомобиля признается внереализационными расходами, но при условии, что не удалось установить виновное лицо (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, остаточная стоимость автомобиля учитывается в составе расходов того отчетного (налогового) периода, в котором вынесено постановление о приостановлении уголовного дела по факту хищения (угона).

Для сближения бухгалтерского и налогового учета рекомендуется остаточную стоимость автомобиля до отнесения на прочие расходы в качестве недостачи отразить на счете 94 «Потери и недостачи от порчи ценностей» и уже после приостановления уголовного дела списать в дебет счета 91.02 «Прочие расходы».

Списание похищенного (угнанного) автомобиля с учета и признание расходов в «1С:Бухгалтерии 8» рассмотрим на примере.

Возмещение ущерба по КАСКО

КАСКО является добровольным видом автострахования. Оформление страхового полиса КАСКО позволяет получить максимальные выплаты вплоть до полного покрытия страховой стоимости автомобиля.

КАСКО покрывает ущерб, полученный вследствие:

  • дорожно-транспортного происшествия;
  • хищения автомобиля;
  • повреждения или утери машины в результате пожара, стихийных явлений, повреждений, совершенных третьими лицами, падения предметов.
Читайте также:  Приём на работу граждан Беларуси: нюансы, документы, оформление в 1С

Взыскание материального ущерба по КАСКО при ДТП может получить как потерпевшая сторона, так и виновная. Страховщик может предложить следующие варианты компенсации убытков:

  • перевод денежных средств;
  • ремонт авто по КАСКО после ДТП;
  • компенсация стоимости ремонта и покупки новых запчастей.

Пошаговая инструкция возмещения ущерба с виновника ДТП мирным путем

Если у виновника происшествия нет ОСАГО, или нанесенный урон превышает допустимый лимит, денежные средства придётся истребовать с водителя. В 2023 году процесс возмещения ущерба с виновника ДТП можно выполнить мирным путём. Для этого рекомендуется попробовать договориться. Порядок называют досудебным взысканием ущерба. Чтобы обязать виновника происшествия предоставить выплату, необходимо:

  1. Получить протокол. В документе присутствует информация обо всех гражданах, которые причастны к аварии. Там фиксируются адреса регистрации всех лиц, дата и место происшествия, а также марки автомобилей, фигурирующих в случившемся.
  2. Обратиться в собственную страховую компанию, запросить справку о возможном возмещении или получить официальный отказ в выплате.
  3. Обратиться в независимую экспертную компанию. Здесь будет назначен день проведения экспертизы. О проведении процедуры нужно оповестить вторую сторону. Действия необходимо выполнить за 3 дня до осмотра автомобиля экспертом.
  4. Написать досудебную претензию. В документе обозначается размер запрашиваемых денежных средств, способ произведения расчёта и срок, в течение которого нужно предоставить денежные средства. Претензия должна быть дополнена пакетом документов.
  5. Подождать указанный период. Если лицо самостоятельно производит расчет, обязательства считаются выполненными. В иной ситуации рекомендуется обратиться в суд. Исковые требования нужно выдвигать лишь через 7 дней с момента предъявления претензий.

В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.

Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.

Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).

В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.

Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.

Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:

  • получение и пересылку документов;
  • предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.

Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.

Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.

Износ деталей по автогражданке является естественным процессом, который происходит во время эксплуатации авто.

Важно! Размер амортизации влияет на сумму возмещения ущерба от ДТП, если оно является страховым случаем.

На естественный износ транспортного средства и его деталей влияет ряд факторов. К ним относятся:

  • год выпуска, год введения авто в эксплуатацию (в некоторых случаях эти даты могут отличаться, к примеру, если в автосалоне был куплен новый автомобиль, выпущенный годом ранее);
  • пробег;
  • общее состояние покрышек, которые установлены на машину (срок эксплуатации, размер протектора и проч.).

Этот параметр учитывается только в том случае, когда требуется заменить определенный узел или деталь. Если поврежденные элементы можно восстановить, износ не учитывается. Чаще всего размер естественной амортизации составляет 8-15% от начальной стоимости автомобиля.

Изменения в законе по ОСАГО по поводу износа

Задача страхования ОСАГО – возмещение ущерба пострадавшим в ходе аварии, с учетом размера нанесенного урона. Наличие заключенного договора автогражданки – обязанность каждого водителя. В случае ДТП оплата расходов на ремонт машины и лечение пострадавших производится за счет страхового полиса нарушителя.

Компенсация за понесенный ущерб возможна двумя способами:

  • страховой выплатой – при ее начислении фактор износа автомобиля важен для расчета суммы компенсации по ОСАГО;
  • восстановительным ремонтом, проведенным в СТО по направлению страховой компании. В этом случае расходы компенсирует страховая компания, без учета амортизации машины. При проведении ремонта запрещено заменять поврежденные узлы запасными частями, бывшими в употреблении.

Поправки, внесенные в закон об ОСАГО в мае 2017 года, не коснулись методики расчета износа. Но ряд положений Федерального закона № 49-ФЗ изменили порядок компенсации ущерба, повлияв на учет амортизации при расчете выплаты по ОСАГО:

  • за исключением отдельных ситуаций, водитель лишен права выбора формы возмещения ущерба по ОСАГО. Восстановление автомобиля производится в специальном СТО, отвечающем установленным требованиям, с выплатой стоимости ремонта страховой компанией;
  • степень изношенности должна учитываться только при денежной форме возмещения ущерба, исключая проведение восстановительного ремонта, оплаченного страховщиком.
  • Вопрос № 1: Есть ли судебная практика в части возмещения выплат без учета износа?Ответ: Обратите внимание на обзор судебной практики Верховного суда. Это проект № 4 за 2015 год.
  • Вопрос № 2: Я правильно понимаю, если я буду переоформлять ОСАГО, то на меня будут распространяться новые страховые правила?Ответ: Да, при переоформлении автогражданки вы перейдете на новые правила обслуживания.
  • Вопрос № 3: Можно перейти на новые правила по страховке до окончания действия ОСАГО? Если да, то, что для этого нужно предпринять?Ответ: Вы можете в любой момент времени перейти на новые правила. Для этого обратитесь в страховую компанию и подпишите дополнительное приложение к действующему договору.

Учет износа по ОСАГО: как правильно рассчитать в 2021 году

Полис ОСАГО поможет потерпевшему получить денежную компенсацию после ДТП. Или не поможет – такое тоже бывает, что очень возмущает владельцев транспортных средств. Но больше всего их возмущает, что компенсация не покрывает расходов, требующихся на восстановление машины.

Проблема в том, что страховщик рассчитывает сумму компенсации по утвержденным Правилам ОСАГО за № 263-2003 года, где четко указано: при начислении компенсации необходимо в расчет включить амортизацию деталей.

Проще говоря, чем старше машина, тем меньше денег выплатит страховая компания. Именно этот пункт не дает водителям, пострадавшим в аварии произвести восстановление поврежденных машин на средства, полученные по ОСАГО.

Например, во время ДТП на пятилетнем автомобиле разбили бампер. Оплачивать новые детали страховая компания откажется, потому что старый бампер за годы амортизации стал дешевле, значит, такой придется искать на замену. А где его взять? Вот и получается, что пострадавший доплачивает из своего кармана.

Учет износа зависит от срока эксплуатации автомобиля, его марки, пробега, технического состояния, изношенности комплектующих деталей, предназначенных к восстановлению. Остановимся более подробно на деталях по расчету износа.

На сегодняшний день большинство страховщиков выплачивают компенсацию, далекую от реальной. Они производят выплату, опираясь на положение об учете износа комплектующих деталей автомобиля, выплачивают небольшую часть компенсационной выплаты пострадавшему.

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), средняя страховая выплата составляет 25-75%. Вообще-то, закон закрепил за владельцем авто, пострадавшем в ДТП право на возмещение ущерба в полном объеме. (Гражданский кодекс РФ, ст.ст. 15, 1064). Значит, владелец разбитого автомобиля на законных основаниях должен требовать у своего страховщика возмещения всех расходов, затраченных на восстановление машины.

В рамках обязательного страхования, возмещение расходов регулируется ФЗ № 40 от 2002 года и принятыми позднее Правилами ОСАГО.

Сам закон не предусматривает ограничение страховой компенсации. То есть денежная сумма по закону начисляется без амортизационного коэффициента.

Правила ОСАГО дополнены злосчастной статьей про износ. Получается, правила противоречат основному закону. Страховым компаниям такая двоякая ситуация вполне подходит, при расчетах компенсационных выплат, страховщики руководствуются Правилами, поэтому окончательная сумма минимальна. Но есть хорошая новость для всех владельцев автомобилей – в силу вступили новые положения «Об ОСАГО».

Важно самостоятельно научиться рассчитывать страховую сумму, так как ни для кого не секрет, что в России страховыми учреждениями часто практикуется умышленное занижение величины компенсации. Бороться с этим можно, проведя повторную экспертизу, в компании не связанной со страховщиком. Если даже и это не поможет, то самый крайний выход из ситуации – обращение в судебный орган. Выиграв суд, страхователь получит не только компенсацию ущерба в полном объеме, но еще и половину суммы, которую страховщик не досчитал изначально. Для него это будет своеобразным штрафом за халатность в расчетах.

  • Автокредитование
  • Все о ОСАГО
  • Все о КАСКО
  • Автострахование
  • Налоги на авто
  • ДТП — что делать?
  • Все о каршеринге
  • Штрафы
  • Регистрационные действия
  • Общение с ГИБДД
  • В помощь водителям
  • Рассчитать транспортный налог
  • Рассчитать ОСАГО
  • Рассчитать КАСКО
  • Рассчитать автокредит
  • Рассчитать расхода топлива
  • Калькулятор растаможки авто

По некоторым деталям и частям авто повреждения не учитывают степень износа при определении суммы. Подробный их перечень можно найти в Приложении №7 к Постановлению ЦБ № 432П от 14.09.2014 года (Единая методика определения расходов на восстановление ТС). Согласно приведенной в Приложении номенклатуре, нулевой износ при восстановительном ремонте назначают для следующих деталей:

  1. Ремень безопасности.
  2. Подушка безопасности.
  3. Фиксаторы приспособлений для перевозки детей.
  4. Тормоза.
  5. Рулевое управление.
  6. Сцепные устройства и др.

Исчисление страховой выплаты с учетом износа или без него требует применения сложной формулы, с использованием нескольких показателей и коэффициентов. По этой причине многие автомобилисты в 2021 году выбирают более комфортный и удобный вариант расчета в онлайн калькуляторе. Достаточно ввести основные показатели автомобиля, чтобы получить точную цифру, которая должна быть учтена в калькуляции страховщика:

  1. Год выпуска автомобиля.
  2. Дата страхового случая.
  3. Вид транспорта.
  4. Пройденный машиной километраж.
  5. Показатель высоты протектора шины к моменту ДТП.

Данные позволят автоматические рассчитывать цифры с определением общего износа, степени изношенности аккумулятора и шин.

Калькулятор, приводимый на специализированных интернет-ресурсах, работает по утвержденной Центробанком формуле, обязательной к применению во всех страховых случаях. Результат определяется в виде процента, применяемого для снижения страховой выплаты.

Чтобы получить данные о возрасте автомобиля, когда неизвестна точная дата выпуска транспортного средства с конвейера, указывают год выпуска из ПТС, а день определяют первым января указанного года. Калькулятор естественного износа содержит все вычисления.

В расчетах используется не��колько величин, включая основание натурального логарифма (е ≈ 2,72), коэффициенты и показатели авто:

  • ΔT определяет степень влияния эксплуатации вышедшего из строя узла, детали;
  • Tки устанавливает коэффициент использования;
  • ΔL соответствует показателю износа согласно данным о пробеге после установки поврежденной детали;
  • Lки –километраж транспорта до того, как произошел страховой случай.
Читайте также:  Отчёты по НДФЛ в 2023 году: инструкция от ФНС

Чтобы увидеть, как влияет износ на расчетные значения, достаточно рассмотреть вариант использования формулы на примере. Для подсчета износа трехлетнего транспортного средства Лада Гранта, прошедшего с момента выпуска с конвейера 42 тысячи км, применяют следующие показатели из методики:

  • ΔТ= 0,057;
  • Тки = 3;
  • ΔL= 0,003;
  • L = 42;

Путем применения формулы получают следующее вычисление:

  • ΔТ*Тки*ΔL*L = 0,057х3х0,003х42 = 0,021546.
  • Далее потребуется применение основания натурального логарифма в расчетной степени 0,9786844569: 1 — 0,9786844569 = 0,0213155431.
  • Находим процент износа 100х0,0213155431= 21,3155431.

В результате выполненных вычислений, устанавливаем, что к моменту ДТП автомобиль имел износ в 21,32%.

Самостоятельно рассчитывать значение износа в назначении выплаты сложно. Как правило, математические операции эксперты выполняют автоматически, используя специальные программы.

Чтобы понять влияние износа на итоговую выплату после получения сметы согласно оценке независимым экспертом пострадавшего авто, необходимо рассмотреть пример:

  1. Необходимо рассчитать компенсацию по поврежденному в аварии бамперу, стоимостью в 8,5 тысяч рублей.
  2. Стоимость расходов на ремонтные услуги – 4 тысячи рублей.
  3. Степень износа детали составила 25%.
  4. Путем вычета из рыночной стоимости бампера 25-процентного износа, остается сумма в 6375 рублей.
  5. Так как на расходы по услуги сервиса износ не влияет, общие затраты составят суммарно 10,375 тысяч рублей.

Как проконтролировать СК?

Если при начислении выплат от компании образуется нехватка денежных средств на ремонт повреждений транспорта, то недостающую разницу должен оплачивать сам виновник. Никаких доплат с вашей стороны быть не должно.

Оценочные эксперты, направленные от страховых организаций склонны занижать действительный ущерб. Порой заниженная оценка приводит к минимальному компенсированию, с трудом покрывающей часть расходов на восстановление машины.

Если наблюдается большое расхождение между реальным уроном и начисленной суммой, то стоит потребовать сделать перерасчет. Большим подспорьем является независимая экспертиза оценки ущерба. Поэтому настоятельно рекомендуем тщательно проверять не только калькуляцию износа, но и внесенные данные. Например, точное время эксплуатации автотранспорта существенно влияет на итоговый результат и т. д.

Надеемся, что статья была полезной и помогла оценить настоящий урон от непредвиденной аварии.

Оспаривание оценочного отчета

Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.

Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.

Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.

Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.

Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:

  1. Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
  2. Изучите заключение специалиста.
  3. Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
  4. Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.

Автотехническая экспертиза определяет размер ущерба, трассологическая – обстоятельства происшествия, товароведческая – определяет величину компенсации за потерю товарной стоимости.

В случае отказа страховой компании от удовлетворения требований по претензии, вам придется защищать интересы в судебном порядке. Суд не берет за основу отчеты страховой или заявителя, а назначает судебную экспертизу.

Порядок произведения расчетов

Обладатель ОСАГО может выбрать тип компенсации сам:

  • восстановление за счет страхователя;
  • компенсация денежными средствами (сейчас работает только в особых ситуациях).

Неважно, какой метод будет использован – подсчет страховой компенсации учитывает закономерное переутомление компонентов, подлежащих замене. Если учитывать нормативы, износ не может быть определен больше чем в 50% стоимости компонентов, сломавшихся в момент ДТП.

Средства, требуемые для реконструкции ТС, высчитываются с помощью списка, утвержденного по «Единой методике» Центробанка РФ. С помощью плана выясняют сумму издержек, которая будут использована для возврата ТС в исходное до происшествия состояние.

Перечень правил, который даст понять, каким образом высчитывается сумма компенсации:

  • компоненты, поврежденные не во время аварии, а до нее – не включаются в перечень расходов возмещения;
  • необходимо провести осмотр ТС незамедлительно после аварии, это нужно для того, чтобы составить перечень компонентов, сломавшихся во время происшествия; впоследствии может понадобиться вспомогательное исследование.
  • для выяснения количества трат, нужных для покупки новых компонентов, учитываются ценники на элементы во время аварии в регионе, где произошел страховой случай;
  • расходы на приобретение запчастей рассчитываются исходя из степени потери части функциональных характеристик, а также от того, насколько интенсивно деталь эксплуатировалась;
  • расчет за услуги ремонтной мастерской, покупка компонентов, новые запчасти тоже включены в сумму компенсируемых расходов, но модернизация ТС в эту сумму не входит.

Только эксперт-партнер страховщика имеет полномочия определять степень износа ТС. Этот момент чаще всего является камнем преткновения в отношениях страхователя и страховщика, потому что часто выплаченной компенсации оказывается мало для возврата автомобиля в вид, предшествующий ему до происшествия.

Самостоятельное выяснение уровня автомобиля даст возможность решить проблему со страховщиком.

Перечень компонентов, не участвующих в ценообразовании страховой компенсации:

  • подушки и ремни безопасности;
  • крепеж для фиксирования элементов;
  • тормоза и сопутствующие компоненты;
  • система, отвечающая за рулевой контроль.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *