- Военное право

Противодействие коррупции и ответственность граждан за дачу (получение) взятки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Противодействие коррупции и ответственность граждан за дачу (получение) взятки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда от 09.07.2013 № 24 дача взятки считается оконченным преступлением и получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи денег в наличной форме или зачисления их на банковский счёт). При этом не имеет значения, получило ли должностное лицо реальную возможность пользоваться (распоряжаться) полученными ценностями.

Наказание для взяткополучателя

Ответственность за получение так называемой «взятки за законные действия» в размере от 10 тыс. рублей, то есть на что взяткополучатель по службе имеет полномочия, предусмотрена ч. 1 ст. 290. Она бывает в виде:

  1. Штрафа в размере:
    • до 1 млн. руб.;
    • 10-50-кратной взятки.
  2. Исправительных работ от года до двух.
  3. До 5 лет принудительных работ.
  4. Заключения до 3 лет.

Кара за полученную «взятку за законные действия» в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) последует в соответствии с ч. 2 анализируемой статьи. Это могут быть:

  1. Штраф:
    • 200 тыс. – 1 млн. руб.;
    • доход за 0,5-2 года;
    • 30-60-кратной взятки.
  2. До 6 лет лишения свободы.

Какие есть особенности рассмотрения уголовных дел по взяткам?

Прежде чем разбираться с тем, как защититься от уголовного преследования по вопросу взяточничества, нужно понимать, какие особенности есть у данных преступлений с точки зрения Уголовного кодекса, нюансов досудебного и судебного рассмотрения и других отличий. Вот основные особенности уголовных дел по взяткам:

  • привлечь к ответственности могут как взяткополучателя, так и взяткодателя – вопреки существующему стереотипу, что наказывают только того, кто взял взятку, на самом деле привлечь к уголовной ответственности могут обе стороны – есть статья за взятку и для взяткодателя, и для взяткополучателя. В Уголовном кодексе есть две отдельные статьи: ст. 290 касается получения неправомерной выгоды, ст. 291 – дачи такой выгоды. Более того, с некоторых пор привлечь к ответственности могут и посредников – в последнее время нередко неправомерная выгода передается не напрямую, а через помощников, чтобы снизить вероятность попасться правоохранителям при даче/получении взятки, потому были внесены изменения в Уголовный кодекс;
  • понятие «взятка» касается только должностных лиц – хотя коррупционные действия распространены как в государственном секторе, так и в частных компаниях, получение взятки может относиться исключительно к чиновникам, руководителям государственных предприятий, судьям, правоохранителям и т.д. В случае частных компаний речь идет о коммерческом подкупе, а не о взятке – за него также предусмотрена уголовная ответственность, но по другим статьям. Что касается взяткодателя, то он может быть кем угодно: частным лицом, представителем бизнеса, чиновником и т.д. – в этом плане ограничений в Уголовном кодексе нет;
  • не существует порога, с которого грозит уголовное преследование за взятку – в отличие от многих других экономических преступлений, в Уголовном кодексе не указан минимальный ущерб, с которого возможно открытие уголовного дела за дачу или получение взятки. Таким образом, размер взятки по уголовному делу может быть минимальным – несколько сотен или тысяч рублей уже могут привести к преследованию по статьям уголовного кодекса. Правда, за мелкие взятки наказание вряд ли будет серьезным – скорее всего, виновные отделаются небольшими штрафами, но при этом у них останется судимость, и при рецидиве строгость наказания серьезно возрастет;
  • на строгость санкций влияют отягчающие и смягчающие обстоятельства – в этом взяточничество не отличается от других правонарушений: если при совершении были отягчающие обстоятельства, наказание будет более строгим, смягчающие – более мягким. К отягчающим обстоятельствам относят совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, сопутствующие преступления, угрозы и шантаж при требовании взятки, аналогичные преступления в пролом. К смягчающим обстоятельствам относят совершение преступления впервые, раскаяние в совершенных действиях, компенсацию ущерба и т.д.;
  • взяткодатель и посредник могут законно избежать уголовного преследования –в случае, если у человека вымогают взятку, или он вынужден выступать в роли посредника при ее передаче из-за своих служебных обязанностей, угроз и т.д., и при этом информация о взятке была передана правоохранителям, и свидетельства этих лиц помогли раскрыть дело, они будут освобождены от уголовной ответственности – это прямо указано в соответствующий статьях Уголовного кодекса. Очевидно, что для взяткополучателя такой возможности нет.

Все эти особенности следует учитывать при построении защиты в случае, если вас или ваших близких обвиняют в даче или получении взятки.

Освобождение от ответственности за дачу взятки

Наказания за дачу взятки достаточно суровы, но законодатель предусмотрел обстоятельства, при которых ответственности можно избежать. Для этого взяткодатель должен активно способствовать раскрытию преступления или его расследованию. Но только помощи следствию мало, необходимо наличие хотя бы одного из следующих условий:

  • вымогательство взятки со стороны должностного лица;
  • добровольное сообщение взяткодателем о факте дачи им взятки в правоохранительные органы до того, как об этом стало известно их представителям.

Кроме того, на фигурантов преступлений, предусмотренных ст. 291 и 291.2 УК, частично распространяются нормы о прекращении преследования по так называемым общим нереабилитирующим основаниям. Речь идет о деятельном раскаянии и прекращении дела в связи с назначением судебного штрафа. Рассчитывать на освобождение от ответственности по этим основаниям могут лица, отвечающие одновременно 2 условиям:

  • впервые совершившие преступление;
  • обвиняемые (подозреваемые) в преступлениях максимум средней тяжести (в данном случае обе части ст. 291.2 и чч. 1–2 ст. 291 УК).

Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество

Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.

Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.

Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:

  • В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
  • В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
  • В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
  • В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
  • В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
  • В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.
Читайте также:  Поездка в Армению из России: документы, правила въезда

Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.

Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.

Посредничество в получении имущественных ценностей взяточником

За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.

Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:

  • Знакомство, часто достаточно близкое, посредника как с тем, кто дает взятку, так и с тем, кто ее получает.
  • Не вступление взяткодателя в контакт с взяткополучателем. Причиной может стать недостаточно близкое знакомство между ними, чтобы попытаться решить вопрос получения взятки при личном контакте.
  • Во многих ситуациях в подобной схеме посредник также является выгодополучателем. Полученная посредником выгода может выражаться в виде части денег, которую получает чиновник; оказание заранее оговоренной услуги, которую окажет взяткодатель посреднику. Лицо, выступающее посредником, может присвоить часть суммы взятки, не поставив в известность ее давателя и получателя. Это обстоятельство никак не влияет на определение тяжести противоправного деяния посредника. Другим словами, наступление уголовной ответственности неминуемо, вне зависимости от того, что именно получит посредник – деньги, услугу или не получит никакой выгоды.

Уголовная ответственность за посреднические услуги в передаче взятки наступает по ст.291 УК России:

  • Взятка не попадает под квалификацию мелкое взяточничество, то есть больше 25 тыс. руб. Если взятка относится к категории мелкой, ответственность не наступает, однако посредник не освобождается от наказания за должностные противоправные деяния (например, подлог, растрата и т.п.).
  • Лицо, оказавшее посреднические услуги, совершало противоправное деяние по просьбе или приказу лица, давшего взятку или получившего ее, или по просьбе обеих сторон.
  • Когда собраны неопровержимые данные передачи взятки посредником. Если доказательную базу собрать не удалось, уголовная ответственность, регламентируемая ст.291 УК России, не наступает.
  • Лицо, пообещавшее передать взятку еще не успело это сделать, но проявило намерения стать посредником. В этом случае инициатива стать посредником может проявляться как лица, пообещавшего сыграть роль посредника, так и любого иного, являющего звеном коррупционной схемы.

В уголовном делопроизводстве существует мнение, что обещание стать посредником в передаче взятки, не содержит состава преступления, которое появляется только после совершения преступного деяния, подтверждающего подобное намерение. Такими деяниями могут стать: встреча, на которой передавались имущественные ценности для вручения их взяткополучателю; аудиозапись разговора, в котором назначалась встреча и указывались материальные ценности, предназначенные к передаче и т.п.

В случаях, когда лицо, согласившееся оказать посреднические услуги, забрало материальные ценности для передачи взяткополучателю, не намереваясь при этом их передать ему, преступления с признаками взяточничества нет, а есть противоправные деяния с признаками мошенничества.

Ответственность за посредничество во взяточничестве:

  • Принудительная изоляция до четырех лет; выплата штрафных санкций в виде фиксированной суммы в 700 тыс. руб.; выплата штрафа от 20-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
  • При оказании посреднических услуг в передаче имущественных ценностей взяточнику с использованием противоправных деяний или должности в госучреждении – принудительная изоляция на 3–7 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы в 1 млн. рублей; выплата 20-ти до 50-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
  • За участие в преступном образовании, когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 150 тыс. руб. – принудительная изоляция на 5–10 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы 1–2 млн. руб.; выплата от 50-ти до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
  • Когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 1-го млн. руб. – принудительная изоляция на 7–12 лет; выплата фиксированной суммы 1,5–3 млн. руб.; выплата штрафа от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
  • Когда посредник сам предложил свои услуги взяткополучателю или взяткодателю – принудительная изоляция не более 7-летнего срока; выплата фиксированной суммы не более 3 млн. руб.; выплата штрафа до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.

Во всех указанных выше случаях в судебном решении может быть вынесено дополнительное постановление о запрещении назначения осужденного на должность в госучреждении или заниматься определенным видами деятельности на 3–7 лет.

Отдельной статьей УК России перечисленные выше преступные деяния в виде посредничества стали регламентироваться только в 2011г. Ранее этого года такие деяния регламентировались ст.290 и ст.33 (ч.5) УК России.

Штраф или ограничение свободы за взяточничество

Степень наказания полностью основана на сумме, переданной чиновнику.

Форма и размер наказаний классифицируются так:

  1. При взятке до 10 000 рублей может быть вынесено наказание в виде лишения свободы или частичной изоляции на срок от 1 года до двух лет, или может быть выписан штраф. Размер штрафа может быть до 200 000 рублей, он определяется судом индивидуально и может составить сумму в размере трехмесячной зарплаты обвиняемого.
  2. При взятке, превышающей сумму 25 000 рублей может быть применен штраф от 200 000 рублей до 1 500 000 рублей или наказание в виде полного лишения свободы на срок до шести лет. А также, судом может быть вынесено дополнительное наказание в виде запрета на работу в качестве государственного служащего на срок до трех лет.
  3. При даче взятки в крупном размере, наказания тоже являются «крупными». Штраф может быть выписан в размере от двух до четырех миллионов рублей или обвиняемый может быть лишен свободы на срок от 7 до 12 лет. В качестве дополнительного наказания может быть вынесено решение о запрете на работу на любых должностях на срок до 10 лет.
  4. При взятке более 1 000 000 рублей штраф составит размер от 3 до 5 миллионов рублей или полное лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, суд может запретить взяточнику работать где-либо на определенных должностях на срок до пятнадцати лет.

Что грозит – тюрьма или штраф

Правильное определение суммы напрямую влияет не только на квалификацию (чем выше стоимость, тем опаснее преступление), но и на размер наказания, которое в последние годы стало существенно суровее.

Так, наказание за совершение преступления, предусмотренное ст. 290 УК РФ, в июле 2016 года было усилено: в зависимости от квалифицирующих признаков и обстоятельств содеянного стало возможным назначать штраф не только кратно сумме взятки, но и в твердой сумме до 5 млн. рублей.

Санкция ст. 290 УК РФ на сегодняшний день предусматривает:

  • ч. 1 — штраф в размере до 1 миллиона рублей или 10-50-кратной величины суммы переданных денег, исправительные работы до 2-х лет, а также лишение свободы до 3-х лет;
  • ч. 2 — штраф в размере от 200000 до полутора миллиона рублей или 30-60-кратной величины суммы переданных денег, а также лишение свободы до 6-ти лет. Такое наказание предусмотрено, если размер взятки соответствует значительному (то есть, превышающему 25000 рублей);
  • ч. 3 — штраф в размере от 500000 рублей до 2-х миллионов рублей или 40-70-кратной величины суммы взятки, а также лишение свободы от 3-х до 8-ми лет – такое наказание может быть при получении ценностей за незаконные действия;
  • ч. 4 — штраф в размере от 1-го до 3-х миллионов рублей или 60-80-кратной величины суммы взятки, а также лишение свободы от 5-ти до 10-ти лет – такое наказание может быть назначено, если обвиняемый занимал на момент совершения преступления государственную должность Российской Федерации, субъекта РФ или главы муниципального органа (например, мэр города, министр и т.д.);
  • ч. 5 — штраф в размере до 2-х до 4-х миллионов рублей или 70-90-кратной величины суммы переданных денег, а также лишение свободы от 7-ми до 12-ти лет – такое наказание может быть участникам преступной группы, при получении взятки в крупном (то есть свыше 150000 рублей) размере или при вымогательстве ценностей;
  • ч. 6 — штраф в размере от 3-х до 5-ти миллионов рублей или 80-100-кратной величины суммы взятки, а также лишение свободы от 8-ми до 15-ти лет – это наиболее суровое наказание, предусмотренное для должностных лиц, получивших противозаконно более миллиона рублей.
Читайте также:  Материнский капитал: что изменилось, как его получить и на что потратить

Как видно из представленной информации, чиновник, привлеченный к ответственности за особо тяжкое преступление по ч.6 ст. 290 УК РФ, может отделаться только штрафом, пусть и огромным. Вместе с тем, судебная практика в целом идет по пути назначения за коррупционные преступления наказания в виде лишения свободы, и уже дополнительно назначаются штрафы и запрет занимать определенные должности (такой запрет может длиться на срок до 15-ти лет).

Кроме того, правила назначения штрафа в кратном размере позволяют судам назначать к уплате сверхвысокие суммы. Если оплата не поступает в установленный законом срок, приставы немедленно инициируют представление о замене на лишение свободы. Как это происходит?

Виды ответственности за «взятку»

Существует два вида ответственности за дачу взятки – административная и уголовная. Субъектами (привлекаемыми лицами) являются:

  • в рамках административной ответственности — юридические лица;

  • в рамках уголовной ответственности — физические лица.

Важный момент! индивидуальные предприниматели не являются на сегодняшний день субъектами административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Преступление/
правонарушение

Взятка
(уголовная ответственность)

Коммерческий подкуп (уголовная ответственность)

Незаконное вознаграждение (административная ответственность)

Дача

Статьи 291, 291.2 УК РФ

Пп.1-4 204, 204.2 УК РФ

19.28 КоАП РФ

Получение

Статьи 290, 291.2 УК РФ

П.5-8 ст. 204 УК РФ

Посредничество

291.1, 291.2 УК РФ

204.1 УК РФ

Ответственность за дачу взятки

Любое должностное лицо должно разбираться в том, что считается взяткой по закону. Только в этом случае он может обезопасить себя от уголовной ответственности. Основные сведения о том, какая ответственность предусматривается за такое нарушение, приводится в статье 291 УК. Здесь приводятся меры наказания для людей и представителей компаний, которые дают взятку. Выбирается точное наказание непосредственно судом, для чего учитываются следующие варианты:

  • простая взятка: штраф от 5 до 30 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет, запрет на занятие какой-либо должности в течение трех лет;
  • передача значительной по размеру суммы: штраф от 10 до 40 тыс. руб., тюремный срок на 5 лет и запрет работать по определенной должности на 3 года;
  • крупный размер взятки или участие группы лиц: штраф от 60 до 80 тыс. руб., тюремное заключение на срок от 7 до 12 лет, а также отсутствие возможности устроиться на работу на высокую должность в течение 7 лет;
  • получение взятки в особо крупном размере: штраф от 70 до 90 тыс. руб., лишение свободы на срок от 8 до 15 лет, а также лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.

Существует возможность избежать серьезного наказания, если один из участников сделки добровольно сдастся работникам полиции, а также предоставит все сведения, позволяющие раскрыть такое преступление. Дополнительно можно избежать наказания, если будет доказано, что денежные средства вымогались должностным лицом.

Назначается наказание обоим участникам сделки, поэтому даже человек, который передает свои денежные средства, является преступником. Он должен знать, что считается взяткой, а также с какими последствиями своих действий он может столкнуться.

Что нужно сделать, чтобы коррупции не было

Наука считает, что полностью избавиться от коррупции невозможно – когда у одного человека есть полномочия, а у другого деньги и потребность обойти закон, вряд ли что-то может помешать этим двоим. Даже самые нетерпимые к коррупции страны (вроде Китая с его смертными казнями для взяточников) все равно еще очень далеки от решения данной проблемы.

Поэтому борьба с коррупцией обычно ведется на двух уровнях:

  • выявление фактов взяточничества, подкупа и нарушений антикоррупционного законодательства. Суть в том, что это касается случаев коррупции, которые уже произошли;
  • создание условий для профилактики коррупции.

С первым пунктом все понятно, более 10 тысяч осужденных и 30 тысяч уголовных дел в год говорят сами за себя – факты коррупционных преступлений вскрываются часто, во многих случаях дело доводят до реальных тюремных сроков.

Что же касается профилактики, то таких инструментов существует масса, например:

  • повсеместное внедрение электронных сервисов и госуслуг. Чем меньше граждане контактируют с чиновниками, тем меньше шансов для коррупции. В России здесь есть неплохой прогресс – на «Госуслугах» зарегистрировались более 100 миллионов россиян;
  • внедрение максимально прозрачных государственных закупок. Здесь есть и успехи (большинство торгов открыты и доступны всем), и недостатки (есть определенных процент закрытых закупок, которые не раскрываются);
  • камеры на дорогах вместо инспекторов ГИБДД. В России камер огромное количество, но это иногда приводит к обратному эффекту: водители по факту воспринимают штрафы как плату за легальное нарушение ПДД;
  • всеобщее декларирование не только доходов, но и расходов для чиновников. В России пока существует только первая часть;
  • пропаганда тотального отказа от взяток. В России это тоже есть, но россиян «исправить» не так уж просто.

По сути, если даже государство не может побороть коррупцию полностью, ее нужно снизить до такого уровня, чтобы среднестатистический гражданин ее попросту не замечал.

Другой комментарий к статье 291 УК РФ

Объект и предмет преступления тождественны объекту и предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290 УК РФ).

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (ст. 290 УК РФ).

Если взятка передается должностному лицу не самим взяткодателем, а посредником, то последний несет ответственность как пособник в даче взятки (ч. 5 ст. 33 и ст. 291 УК РФ). Необходимым условием при этом является осведомленность посредника о передаче им именно взятки. В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 также отмечается, что если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по ст. 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки (пособник).

От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом (либо с согласия должностного лица — его родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Читайте также:  29.10.2022 Выплаты матерям одиночкам 2023 года — последние новости

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает должностному лицу взятку за совершение им определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 ст. 291 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается, и ответственность наступает по ч. 1 ст. 291 УК РФ.

В примечании к ст. 291 УК РФ содержится условие об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в связи с ее вымогательством должностным лицом, а также добровольно сообщившего о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют.

Следует иметь в виду, что освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добро��ольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

Говоря о применении примечания к ст. 291 УК РФ, следует обратить внимание на то обстоятельство, что согласно примечанию к ст. 291 УК РФ освобождается от уголовной ответственности лицо, давшее взятку и добровольно сообщившее о даче взятки, но не о получении взятки. Поэтому, например, не подлежит освобождению от уголовной ответственности посредник, получивший взятку для последующей передачи должностному лицу, но до передачи предмета взятки обратившийся в органы милиции.

Кроме того, согласно закону получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения хотя бы части взятки, и обращение лица, получившего взятку, в органы милиции не освобождает его от уголовной ответственности, а расценивается как обстоятельство, смягчающее наказание. Однако при наличии соответствующих обстоятельств рассматриваемое поведение лица может быть оценено и как деятельное раскаяние.

Уголовная ответственность за дачу взятки

Взяткой считается, к примеру, незаконная выдача документов, постановка лица, дающего взятку, на получение жилья вне очереди, прекращение уголовного дела, отстранение от воинской службы и т. д.

Ответственность за взятку (ст. 291 УК РФ) несет не только тот человек, который получает незаконное денежное вознаграждение от другого лица, но и тот, кто дает взятку:

  • за дачу взятки должностному лицу прямым путем или через посредника предусмотрена ответственность в виде штрафа (до 500 тыс. руб.), зарплаты (за период до 1 года), размера 5–30 кратной суммы взятки, исправительных работ (до 2 лет), принудительных работ (до 3 лет) или лишение свободы сроком до 2 лет со штрафом или без него. При этом суд также может поставить отказать виновному в занимании им определенной должности;
  • за дачу денег в значительном размере виновному может грозить наказание в виде штрафа (до 1 млн. руб.), размера зарплаты за период до 24 месяцев, исправительных работы (от 1 до 2 лет), лишения свободы (до 5 лет) со штрафом или без него, с лишением права занимать некие должности;
  • за дачу взятки в особо крупном размере наказание ужесточается: штраф от 2 млн. рублей, лишение свободы от 8 до 15 лет. При этом суд может запретить осужденному заниматься определенной деятельностью.

Комментарий к статье 291 УК РФ

Объективную сторону преступления составляет акт передачи (самолично или с привлечением помощника) предметов, представляющих материальную ценность, за совершение должностным лицом каких-либо действий или за то, что оно воздержится от их совершения.

Они могут выражаться:

  1. В активной форме.
  2. В пассивной форме (бездействии).
  3. В нарушении действующего законодательства.

Поступки, за осуществление которых передаётся оплата, должны входить в круг должностных обязанностей взяточника и выполняться в интересах взяткодателя или лиц (физических и юридических), от имени которых он действует. Если такие действия не являются непосредственной частью его полномочий, то лицо должно обладать реальной возможностью поспособствовать их совершению (например, в силу занимаемой должности).

Кроме этого, целью может стать внеочередное повышение по службе, получение определённых незаслуженных льгот от начальства или помощь в сокрытии должностных проступков.
Криминальная составляющая отсутствует, когда лицо, передающее взятку, считает её законной оплатой оказанных услуг.

Если лицо, получив ценности, вместо того чтобы отдать их получателю, присваивает их себе, то судить его будут за мошенничество. Лицо, планировавшее совершить подкуп и воспользовавшееся для этого услугами посредника, обвинят в покушении на ст. 291 УК.

Признаками, влияющими на квалификацию, будут:

  • противоправная цель. Если целью подкупа было подстрекательство служащего совершить акт, являющийся отдельным криминальным проступком (служебный подлог, превышение полномочий), то данное деяние будет квалифицировано по совокупности составов ст. 291 УК и совместной реализации преступного замысла;
  • групповой способ совершения. То есть исполнение группой лиц, сговорившихся нарушить закон,или устойчивой криминальной группировкой. К групповому способу относится ситуация, когда начальник побуждает своего подчинённого совершить подкуп.В таком случае оба лица будут рассматриваться законом как соучастники;
  • размер. Предусматривается значительный размер (от 25 000 р.), крупный (от 150 000 р.) и особо крупный (1 млн р.). Стоимость взятки оценивается в рублях не только тогда, когда её предметом являются платёжные средства, но и при передаче взяткополучателю любого дорогостоящего предмета или оказании услуг.

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *