Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ДРУГИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие гражданства существует на протяжении веков, но этот термин со временем эволюционировал, чтобы переопределить, что значит быть гражданином страны или даже мира. Хотя в своем базовом определении гражданство остается правовым статусом гражданина в пределах государства, это государство больше не должно быть страной рождения человека.
Восстановление гражданства
- Реинтеграция — восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл реинтеграции чаще всего состоит в процедуре, которая в этих случаях применяется. Может предусматриваться в специальных законах и в обычном законодательстве о гражданстве. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность натурализации.
- Репатриация (лат. repatriate) — возвращение на родину. Термин обычно употребляется в отношении военнопленных, перемещённых лиц, беженцев, эмигрантов с восстановлением в правах гражданства или возвращение в страну проживания застрахованного при наступлении страхового случая.
Беженцы и переселенцы
Во время Второй мировой войны и в условиях послевоенных вооруженных конфликтов, иных чрезвычайных ситуаций происходило и продолжается в наши дни массовое насильственное или вынужденное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо другую территорию, что разрушает их правовые связи с родиной или иным привычным местом жительства. Такого рода ситуации объективно вызывают потребности международно-правового и внутригосударственного регулирования статуса беженцев и перемещенных лиц.
Основной международно-правовой акт по проблеме беженцев — Конвенция о статусе беженцев (1951). Российская Федерация присоединилась к этой Конвенции в 1992 году. В соответствии с Конвенцией (ст. 12) личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если такового у него не имеется, законами страны его проживания. Права беженца в отношении приобретения им движимого и недвижимого имущества должны быть не менее благоприятными, чем те, которыми пользуются обычно иностранные граждане. Конвенцией предусмотрено предоставление беженцам в отношении их права работы по найму наиболее благоприятного правового положения, которым пользуются граждане иностранных государств при тех же обстоятельствах.
Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех государств — участников Конвенции. Что же касается государства, в котором находится обычное местожительство беженца, то на этой территории он пользуется в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане этого государства (ст. 16 Конвенции).
Государства — участники Конвенции договорились, «по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев» (ст.34 Конвенции), т.е. решать вопрос о гражданстве беженцев. В статье 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» закреплено положение.: если обычным условием приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства является постоянное проживание на территории РФ в течение 5 лет всего или 3 лет непрерывно до обращения с ходатайством, то для беженцев, признаваемыми таковыми законом или международным договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое.
В Российской Федерации в 1993 году были приняты два закона: «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» («О беженцах». Федеральный закон от 19 февраля 1993 года. «О вынужденных переселенцах». Федеральный закон от 19 февраля1993 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. №12. Ст.ст. 426, 427; 1995. №52. Ст. 5110.).
В соответствии с первым законом беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться ее защитой.
Беженец пользуется всеми правами гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.
Вынужденные переселенцы — главным образом граждане РФ, которые по аналогичным основаниям покидают место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации.
Уместно заметить, что названные два закона были приняты до принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации. Поэтому сложилась ситуация, когда ряд норм законов и Конституции противоречат друг другу, что приводит на практике к различным коллизиям. Вот, скажем, ситуация со ст.5 закона «О беженцах». В этой статье записано: «беженец вправе в трехмесячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органами Федеральной миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание». А статья 27 Конституции устанавливает: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Как видим, противоречие налицо.
Кто может обратиться за получением гражданства РФ
Получить гражданство России вправе совершеннолетние иностранцы, обладающие полной дееспособность, а также лица не имеющие никакого гражданства. Такие лица должны проживать на территории РФ и иметь ВНЖ как минимум 5 лет. Заявление подается как в отношении себя, так и в отношении своих несовершеннолетних детей, лиц под опекой.
Рассчитывать на гражданство могут и граждане, подавшее прямое прошение Президенту РФ. Как правило, это публичные лица, а также те, кто обладает особыми заслугами. Президент предоставляет гражданство на основании указа.
Административная ответственность граждан это обязанность граждан в силу норм права претерпеть негативные правоограничения личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.
Для привлечения к административной ответственности гражданин должен обладать административной деликтоспособностью.
Административная деликтоспособность гражданина – способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административного правонарушения.
Условия административной деликтоспособности гражданина:
1) достижение установленного законом возраста (16 лет);
2) вменяемость – нормальное состояние психической сферы человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Основания и процедура признания лица беженцем:
• обращение с ходатайством о признании беженцем;
• предварительное рассмотрение ходатайства;
• принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
• выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
• рассмотрение ходатайства по существу;
• принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
• выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права.
1. Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию.
2. Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации.
3. Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.
4. Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания.
5. Право на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц.
6. Пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фондажилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья.
7. Получать медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
8. Получать содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.
9. Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.
10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.
11. Получать содействие в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
12. Получать содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства).
13. Обращаться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ.
14. Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.
15. Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.
16. Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
17. Выезжать на место жительства в иностранное государство.
18. Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ.
Обязанности лиц, признанных беженцами:
• соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
• своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;
• соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
• сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
• сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;
• сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе;
• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
Понятие гражданства в РФ
Объем прав, обязанностей, свобод и прочих составных элементов правового статуса лица определяется тем, находится ли оно в отношениях гражданства с государством, где проживает.
Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь человека и государства, в соответствии с которой любая из сторон наделена определенными обязанностями и правами, несет ответственность перед другими. Любое лицо должно подчиняться юрисдикции страны, гражданином которой оно является, а государство при этом покровительствует гражданину, защищая его.
Некоторые федеративные страны допускают двойное гражданство, включая гражданство самой федерации и ее составляющих частей (например, штат, кантон, провинция). Такое гражданство представляет собой связь гражданина, проживающего на территории соответствующего государственно-территориального образования, и данного образования.
Расширение интеграции между странами, формирование надгосударственных союзов, которые сочетают в себе аспекты федераций и конфедераций, приводит к созданию надгосударственного (наднационального) типа гражданства. Так, мировая практика современности признает гражданство Европейского союза, распространенное на любого гражданина государств, являющегося участником Европейского союза. У граждан РФ и РБ вместе с национальным гражданством предусмотрено гражданство Союзного государства Беларуси и РФ.
Наличие внутригосударственного и надгосударственного типа гражданства не уменьшило приоритет государственного (национального) гражданства.
В соответствии с тем, состоит лицо в гражданстве конкретной страны или нет, принято выделять 3 категории людей: гражданин, иностранец и лицо без гражданства. Любое лицо, вне зависимости от того, является ли оно гражданином, иностранным лицом или лицом без гражданства, наделен определенной правовой связью со страной, на территории которой он проживает постоянно или временно. Как правило, именно государство должно определять различные комплексы прав, свобод и обязанностей для любой группы перечисленных лиц. Особенным статусом обладают лица, имеющие множественное (двойное) гражданство, беженцы, которые не являются гражданами страны пребывания, вынужденные переселенцы и прочие лица и их группы, связь которых с государством пребывания обладает определенной спецификой.
Наиболее широкий спектр прав, особенно политических (избирательных прав, прав на объединение в политические партии, право доступа к государственной службе), характерен для граждан той страны, которая наделила их этими правами. Эти же лица несут и максимальный объем обязанностей, в том числе обязательность воинской службы на тех территориях, где принята всеобщая воинская обязанность (например, Россия, Германия, Китай).
Иностранные лица не всегда обладают политическими правами, но есть страны, например, Германия, где они могут принимать участие в выборах в органы местного самоуправления. В странах Латинской Америки участие в выборах депутатов парламента разрешается на основании взаимного международного соглашения.
В некоторых государствах иностранцы не вправе приобретать в собственность земельные участки, при этом ограничивается их доступ к некоторым видам работ. В ряде государств иностранцы не могут являться капитанами судов на море, командиром экипажа воздушного судна, не вправе работать на телевидении, радио, телеграфе и др.
Наряду с этим, иностранцы наделены общим правом собственности, имея право на получение, в том числе бесплатно, муниципального жилья, право на труд. Они не должны служить в армии государства пребывания, не всегда должны платить налоги. Между некоторыми странами (например, между США и Россией) заключены специальные соглашения, которые исключают двойное налогообложение.
Любой человек имеет право на гражданство, что регулируют международно-правовые акты. Статья 15 Всеобщей декларации ООН содержит положение о том, что любое лицо обладает правом на гражданство. Никого нельзя произвольно его лишить, как нельзя лишить права изменить его. Конвенция о сокращении безгражданства закрепила положение о том, что договаривающаяся страна не может лишить никакого человека (группу людей) гражданства ни по каким основаниям, включая расовые, этнические, религиозные или политические.
Федеральный закон № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве) рассматривает гражданство Российской Федерации в качестве устойчивой правовой связи человека с Российской Федерацией. Подобная связь находит отражение в системе взаимных прав и обязанностей гражданина и государства.
Гражданство нельзя рассматривать в качестве неограниченного распространения государственной власти на людей. Здесь необходимо говорить о другом институте подданства, действующем в монархических странах и характеризующем личную связь главы страны (монарха) и человека в лице подданного. Подданный — это лицо, которой как бы не принадлежит себе, а подчиняется исключительно монаршей воле. Граждане отличаются от подданных степенью своей свободы. Институт подданства можно рассмотреть на примере царской России. Он характеризовался таким положением человека, при котором он должен был подчиняться только воле государства, не имея в то же время в полной мере необходимых гарантий и прав.
Можно говорить о длительном характере правовой связи гражданина и своего государства. Ее возникновение происходит с момента рождения (приобретения гражданства), а прекращение в момент смерти (утраты гражданства). Кратковременным характером отличается связь государства с иностранным лицом. Она составляет период его пребывания на территории этой страны.
Также правовую связь в этой сфере можно рассматривать с позиции устойчивости и территориальной неограниченности. Не происходит ее изменения по той причине, что человек может иногда выехать из своего государства. Факт нахождения человека-гражданина на территории зарубежной страны не должен менять его правового положения. Это отражает территориальную неограниченность рассматриваемой связи, включая ее действие в рамках страны и вне ее границ.
Отношения гражданства лежат в основе взаимоотношений между гражданином и государством, они носят характер взаимной зависимости. Таким образом, гражданство представлено правовым состоянием, предполагающим существование и действие взаимных прав и обязанностей между гражданами и государством. Первые из них находятся под юрисдикцией второго, при этом оно может потребовать от граждан выполнения обязанностей, даже если они находятся вне пределов страны. Отношения гражданства нельзя прекратить в одностороннем порядке, то есть в соответствии с инициативой граждан без участия государства и наоборот.
Гражданство представляет собой важный аспект правового статуса личности, с которым связаны правовые и юридические последствия, включая объем прав, свобод и обязанностей, гарантированную защиту государства. Гражданство можно считать предпосылкой обладания всей системой прав, свобод и обязанностей, которые рассматриваются в Конституции.
Исключительно российский гражданин может стать судьей, депутатом, прокурором, следователем, военнослужащим. Только граждане РФ могут претендовать на избрание Президентом, занятие должностей на государственной службе, наличие доступа к информации, которая представляет собой государственную тайну.
Государство должно взять на себя обязательства по обеспечению условий, в соответствии с которыми реализуется конституционное право, гражданство, свободы и обязанности граждан. Оно должно защищать граждан, где бы они ни находились (в самой стране или за границей), выплачивать предусмотренные законом пособия и пенсии (по инвалидности, старости, по потере кормильца и др).
Закон о гражданстве выделяет категории лиц, которые являются гражданами нашей страны:
- лица, обладающие гражданством РФ на момент вступления в силу вышеуказанного ФЗ;
- лица, приобретающие его уже по этому ФЗ.
Гражданство подтверждается паспортом или иным основным документом, который включает указание на него. Тот же ФЗ рассматривает перечень документов, которые кроме паспорта могут удостоверять личность гражданина нашей страны.
Правовой статус российских граждан и их детей
Совершеннолетние граждане РФ равно обладают всеми конституционными правами и свободами, а также несут определенные законом обязанности, в частности к ним относятся соблюдение законодательства страны, уплата налогов, охрана культурных и исторических памятников, для мужчин – срочная служба в армии.
Права и свободы неотчуждаемы и могут быть ограничены только по решению суда, государство гарантирует их защиту. Все граждане РФ равны перед законом и судом.
Дети граждан РФ также имеют все конституционные права (подробнее вопросы детского гражданства в России мы рассматривали тут), но не всеми могут распоряжаться до достижения 18 лет, в частности не могут голосовать на выборах и референдумах.
Кратко об атрибутах российского гражданства. Гражданство подтверждается документами, удостоверяющими личность. По достижению 14 лет таким документом является паспорт, который необходимо поменять в 20 и 45 лет. До получения паспорта гражданство подтверждается свидетельством о рождении. Более детально о подтверждении гражданства читайте здесь.
Получение гражданства РФ в российских загранучреждениях
Одним из наиболее простых на сегодняшний день является порядок приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке в российских загранучреждениях за пределами страны, т. е. путем обращения с заявлением о приеме в гражданство в российское дипломатическое представительство или консульское учреждение на территории государства проживания заявителя.
Данный порядок получения российского гражданства РФ, разумеется, не требует соблюдения требования о необходимости проживания на территории нашей страны, а значит, и не требует предварительного получения разрешения на временное проживание и (или) вида на жительство в РФ. Это обстоятельство существенно облегчает процедуру приобретения российского гражданства.
Решение о приеме в российское гражданство в данном случае принимается в срок до шести месяцев со дня подачи соответствующего заявления и всех других необходимых, оформленных надлежащим образом, документов.
Однако для того, чтобы у заявителя была возможность воспользоваться правом на прием в российское гражданство в рассматриваемом порядке, у него должно иметься установленное российским законодательством основание, которое закреплено частью 1 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве РФ»: он должен являться лицом без гражданства, достигшим возраста восемнадцати лет и обладающим дееспособностью, а также ранее иметь гражданство СССР, ранее и в настоящее время проживать в государствах, входивших в состав СССР, и не получить гражданство этих государств.
Кроме этого, в российское дипломатическое представительство или консульское учреждение на территории государства проживания может быть подано заявление являющегося гражданином России законного представителя ребенка или недееспособного лица о приеме их в гражданство России (подпункты «А», «Б» и «В» части 6 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве РФ»).
Как видно, правом на обращение с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке в российское загранучреждение за пределами страны обладает весьма ограниченный круг лиц.
Основания для получения российского гражданства
Получить российский паспорт на общих основаниях могут иностранцы по следующим причинам:
- при воссоединении с семьёй;
- при браке с россиянином или россиянкой;
- при длительном проживании и наличии официальной работы в России;
- при регистрации и ведении бизнеса в России, а также при крупных инвестициях в её экономику;
- при наличии статуса беженца;
- за особые заслуги перед Россией.
Понятие гражданства и способы его приобретения
Под гражданствомпонимается устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, которая выражается в наличии установленных законом взаимных прав и обязанностей физического лица и государства по отношению друг к другу. Эти взаимные права и обязанности определяются национальным законодательством государства: конституцией и законами.
Гражданин, находящийся за пределами своей страны, сохраняет юридическую связь со своим государством: продолжает обладать всеми правами, которыми он наделен в своем государстве, и обязан выполнять свои гражданские обязательства перед ним. Государство же, в свою очередь, руководствуясь национальным законодательством и международным правом, защищает гражданина на своей территории, гарантирует ему возможность осуществлять свои права и предоставляет ему государственную (дипломатическую и иную) защиту при нахождении за границей. В особых случаях, оговоренных в международных договорах, человек имеет право обратиться за восстановлением и защитой своих нарушенных прав в международные организации.
Понятие “гражданство” шире понятия “подданство”, которое использовалось в феодальную эпоху и эпоху становления капиталистического общества. Подданные в монархических странах имели весьма ограниченные политические права (или не имели их вовсе в колониальных странах), не участвовали в формировании и деятельности органов государственной власти и управления. С развитием капитализма институт подданства постепенно изменялся или заменялся институтом гражданства.
Гражданство может быть получено по рождению (основной способ), путем натурализации, реинтеграции (восстановление в гражданстве), пожалования и на основе международного договора.
Приобретение гражданства по рождениюосновано на:
принципе “права крови”,согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей (или одного из них) и не зависит от места рождения ребенка (многие страны Европы и Азии);
принципе “права почвы”,согласно которому ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства его родителей (многие страны Латинской Америки);
сочетании обоих принципов(смешанный принцип), согласно которому гражданство получают дети собственных граждан, родившиеся на территории страны и за границей, а также дети иностранцев, родившиеся на территории страны, применяющей принцип “права почвы” (Англия, Индия, США, Франция и др.).
Приобретение гражданства в порядкенатурализацииможет быть осуществлено: по ходатайству лица, желающего переменить свое гражданство или не имеющего какого-либо гражданства вообще; при вступлении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка, имеющего гражданство другого государства или вообще не имеющего гражданства. Натурализация осуществляется либо постановлением высшего органа государственной власти (в России – постановлением Президента России), либо решением ведомства иностранных дел (Англия), либо решением судебного органа (Верховного суда в США). При этом предоставить гражданство или отказать в просьбе – суверенное право государства.
Национальное законодательство большинства государств содержит определенные условия натурализации: срок проживания(ценз оседлости): в России – 5 или 3 года, для беженцев этот срок сокращается вдвое; во Франции и США – 5 лет; в Англии и Норвегии – 7 лет; в Испании – 10 лет и др.; знание языкаданного государства (США, Эстония и др.); достижение определенного возраста(18 лет в России, США и др.); не выступать за насильственное изменение конституционного строя (Россия), не быть врагом существующего строя(США) и др.
Реинтеграция– восстановление первоначального гражданства в упрощенном порядке. Реинтеграция применяется, как правило, к лицам, ранее эмигрировавшим из страны или утратившим гражданство в результате вступления в брак с иностранцем и возвращающимся в свою страну после смерти супруга или расторжения брака. Восстановление гражданства России предусмотрено ст. 30 Закона “О гражданстве РСФСР”. 1
Пожалование гражданства– предоставление гражданства лицу (за особые заслуги и сего согласия), являющемуся гражданином иностранного государства. Так, некоторым космонавтам СССР, летавшим в космос с гражданами некоторых бывших соцстран, присваивалось почетное гражданство этих стран. Почетное гражданство России при сваивается согласно ст. 8 Закона “О гражданстве РСФСР”.
Понятие и общая характеристика гражданства
Понятие гражданства существует уже много веков – с момента образования первых государств, хотя они мало походили на современные. Гражданами являлись лишь свободные люди, а остальные были рабами – не имели прав, выполняли роль обслуживающей касты.
Сегодня принадлежность человека к той или иной стране предполагает, что у него есть права, обязанности и ответственность перед державой. В то же время, государство несет ответственность за своих граждан, создает правовые нормы, регулирующие поведение людей, подчиняет население общим законам, определяет порядок взаимодействия граждан, защищает их от внутренних и внешних посягательств.
В толковом словаре русского языка термин гражданство означает статус, при наличии которого человек является лицом, проживающим на территории страны на постоянной основе, пользуется ее защитой, имеет права и несет обязанности. В Конституции РФ (ст. 6) прописано, что гражданство России едино, соответственно права и свободы граждан одинаковы, вне зависимости от того, каким способом гражданство приобретено.
Таким образом, гражданство – это не только наличие у граждан официального документа, который дает право жить в той или иной стране (паспорта), но и правовое состояние, которое дает гражданину определенный статус, наделяет его взаимными правами и обязанностями по отношению к государству.
Официальное современное понятие гражданства следующее: гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Принципы гражданства – это основы, руководящие идеи, которые характеризуют гражданство, его суть и назначение. Соответственно правовые нормы государства, его политика, должны соответствовать принципам, которые закладывают основу гражданства.
Принципы гражданства содержатся в ст. 6, 19, 61, 62, 71 Конституции России, ст. 5 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 № 1920-1, ст. 4 Закона о гражданстве.
Проанализировав перечисленные нормы, можно выделить 3 группы принципов:
- Принципы по поводу гражданства России.
К ним относятся право любого человека на гражданство, признание двойного гражданства, а также поощрение приобретения лицами без гражданства (апатридами), проживающими в РФ, гражданства страны.
- Принципы, связанные с состоянием в гражданстве.
В данную группу входят такие принципы, как принцип единого гражданства, принцип равного гражданства, невозможность лишения гражданства страны или право его поменять, недопустимость выдачи граждан другим государствам или их высылки, сохранение гражданства РФ для лиц, которые живут за пределами страны, запрет обратной силы закона.
- Принципы решения вопросов гражданства РФ.
К данной группе следует отнести такие принципы, как уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, объективность, гласность, оперативность, справедливость, единообразие.
Получение гражданства России – процесс, затрагивающий интересы физического лица и государства как лица юридического. Таким образом, процесс должен происходить при обоюдном согласии. В частности, должны выполняться следующие условия:
- соблюдение законов РФ;
- безвыездное нахождение в России на протяжении пяти лет после получения вида на жительство. Этот срок может быть уменьшен в зависимости от конкретной ситуации. Например, научный деятель или человек, имеющий статус беженца, получат российский паспорт значительно быстрее указанного срока;
- владение государственным языком Российской Федерации на разговорном уровне;
- наличие законных источников получения дохода в стране.
Соответственно, при невыполнении даже одного из этих условий в получении статуса российского гражданина может быть отказано.
Понятие и принципы российского гражданства
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство – устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.
В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству.
Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей, установленных конституцией и законами. В то же время граждане обладают в отношении государстваопределенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.
Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, распространенные и в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.
В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства). Такое положение характерно и для РФ.
В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство — такие лица называются бипатридами . Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.
См. также Приказ МВД России от 03.05.2018 N 267 “Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве” Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2018 N 51718.
Мировое сообщество единодушно в своем негативном отношении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое гражданство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Это предписано международной Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, устанавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатридов регулируется международной Конвенцией о статусе апатридов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим международно-правовым актам, РФ способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.
Весьма частым случаем возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.
Во многих странах, в том числе в РФ, правовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими гражданства другого государства.
Лица, претендующие на статус беженца в РФ должны подать ходатайство в течение суток с момента пересечения границы. Официальный статус беженца предполагает наличие денежного пособия, предоставление временного жилья, питания и медицинской помощи. Дети, чьи родители были признаны беженцами, получают места в детских садах и школах.
Помимо выше перечисленного беженцам оказывается помощь в поиске работы. Получение гражданства в России для беженцев осуществляется в общем порядке. Статус дает возможность проживать на территории РФ в течение 3-х лет. В дальнейшем срок может быть продлен только 1 раз на 1 год. По истечении легального срока пребывания лицо должно покинуть РФ или получить РВП, а затем ВНЖ. Только после этого можно подать на гражданство России. После получения гражданства РФ лицо становится полноправным резидентом России.