Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Евразийский экономический союз». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
Противоречия в Таможенном союзе
Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.
Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.
Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Суд евразийского экономического союза
Подробнее о составе суда
Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав которого входят главы государств-членов ЕАЭС.
Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.
Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.
Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.
Совет ЕЭК установил единые требования к шоколаду, шоколадным изделиям и какао-продуктам
25 Ноября, 2022 Совет Евразийской экономической комиссии утвердил изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Изменения касаются вопросов установления единых для стран ЕАЭС требований к шоколаду, шоколадным изделиям и какао-продуктам.
Согласно изменениям в техрегламент к шоколаду относят горький, темный, обыкновенный, сладкий, молочный, экстрамолочный, белый шоколад, шоколад с начинкой и шоколад в порошке; к шоколадным изделиям – кондитерские изделия, которые содержат 25% и более отделяемой составной части шоколада от общей массы изделия; к какао-продуктам – какао тертое, масло какао, какао-порошок, какао-крупку и какао-жмых.
По новым обязательным требованиям шоколад, выпускаемый в обращение в ЕАЭС, должен содержать 35% и более общего сухого остатка какао, в том числе 18% и более масла какао.
Для производства шоколада не допускается использовать животные жиры, за исключением молочного жира, но допускается использовать эквиваленты масла какао и (или) улучшители масла какао SOS-типа, суммарная массовая доля которых в шоколаде не должна превышать 5%.
Для производства шоколада и какао-продуктов не допускается использовать ароматизаторы, которые имитируют вкус и (или) аромат шоколада или какао-продуктов. Для производства молочного, экстрамолочного и белого шоколада не допускается использовать ароматизаторы, которые имитируют вкус и (или) аромат молока или сливок, молочного жира.
Шоколад с начинкой должен содержать 25% и более отделяемой от начинки наружной части шоколада. При этом к шоколаду с начинкой не относятся хлебобулочные (в том числе сдобные) изделия, мучные кондитерские изделия и мороженое, покрытые шоколадом.
Изменения в техрегламент будут способствовать насыщению потребительского рынка качественной продукцией.
Разработчик документа – Белорусский государственный концерн пищевой промышленности («Белгоспищепром»). Требования к шоколаду гармонизированы с международными стандартами Кодекса Алиментариус.
Документ вступит в силу через 210 дней с даты официального опубликования.
В ЕАЭС разрабатывают новые механизмы льготного финансирования кооперационных проектов
26 Августа, 2022 Главы правительств стран Евразийского экономического союза одобрили разработку предложений по устойчивым источникам финансирования кооперационных проектов в промышленности. Согласно распоряжению ЕМПС Евразийская экономическая комиссия совместно с правительствами государств Союза в четвертом квартале 2022 года представит предложения по конкретным источникам и механизмам льготного финансирования для реализации интеграционных проектов в реальном секторе экономики, особенно в отраслях промышленности, которые в большей степени зависят от импорта иностранной продукции.
«Главы правительств стран Евразийского экономического союза поддержали инициативы промышленного блока Комиссии по необходимости формирования новых механизмов финансирования промышленной кооперации. Приоритеты мы видим как в стратегически важных отраслях, по которым наблюдается высокая импортозависимость, к примеру, в авиастроении, микроэлектронике, фармацевтике, но, безусловно, мы будем рассматривать и другие проекты бизнеса, где есть кооперационная составляющая, – подчеркнул в своем выступлении министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян. – Это позволит стимулировать развитие промышленного комплекса Союза, поможет создать инновационную продукцию с высокой добавленной стоимостью, а также продвинуться в вопросах устойчивого экономического роста стран евразийской «пятерки».
Министр ЕЭК отметил, что Комиссия совместно со странами-участницами активно работает по данному направлению с 2020 года. Реализация этих задач предусмотрена Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и Распоряжением Совета ЕЭК от 17 марта 2022 года № 12 об оперативных мерах по повышению устойчивости экономик государств ЕАЭС, направленных на развитие внутреннего рынка и кооперации в Союзе.
По словам Артака Камаляна, в Комиссию неоднократно поступали обращения бизнес-сообщества о необходимости улучшения условий для промышленной кооперации, создания совместных предприятий и реализации новых инфраструктурных проектов, а также разработки наднациональных мер поддержки интеграционных проектов. В ходе работы с торгово-промышленными палатами и предприятиями Союза эксперты ЕЭК выявили основные препятствия практической реализации кооперационных проектов в промышленности, в частности, это отсутствие льготных ставок по заемным средствам на реализацию таких проектов.
В настоящее время ЕАЭС столкнулся со снижением взаимных и внешних инвестиций в реальный сектор экономики. Поэтому привлечение инвестиций в промышленное производство, как подчеркнул министр ЕЭК, должно стать одним из приоритетов наших стран и Комиссии.
В рамках исполнения поручений глав государств Союза по развитию промкооперации Комиссией совместно с национальными и наднациональными институтами развития подготовлен аналитический доклад о текущей ситуации и подходах по возможным источникам и механизмам финансирования кооперационных цепочек.
Налогообложение в ЕАЭС
Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:
- НДС.
- Акцизы.
Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.
Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.
Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:
- На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
- Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
- Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.
При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:
- Договорами.
- Заявлениями.
- Транспортными документами.
Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан.
В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.
В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.
В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:
- Армения,
- Киргизия.
Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан,
- Армения,
- Киргизия.
Какая у ЕАЭС расшифровка и аббревиатура правильные
Очень часто можно встретить неправильные аббревиатуры: «ЕАС», «ЕврАзЭС», «ЕЭС».
Верное сокращение обозначено в документах одного из главных органов управления союза Евразийской экономической комиссии — «ЕАЭС», и других вариантов не существует.
Старое название «Таможенный союз» перестало существовать с 1 января 2015 года вместе с подписанием соглашения о создании Евразийского экономического союза, но очень часто употребляется в быту и информационных источниках.
Помимо Комиссии в структуру ЕАЭС входит также Высший Евразийский экономический совет, членами которого являются президенты стран-участниц союза. Главы правительств входят в другой управляющий орган — Евразийский межправительственный экономический совет. Для обеспечения исполнения требований международных договоров функционирует Суд Союза.
Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС
Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.
Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.
В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:
- Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
- Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
- Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
- Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
- Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
^К началу страницы
С 1 июля 2010 года в составе Белоруссии, Казахстана и России начал работу Таможенный союз.
18 ноября 2011 года президентами Казахстана, России и Белоруссии была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству (ЕЭП). 1 января 2012 года вступило в силу 17 межгосударственных соглашений, создающих правовую основу для формирования ЕЭП. Была сформирована Евразийская экономическая комиссия, заменившая упразднённую Комиссию Таможенного союза.
19 марта 2012 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС / Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.
29 мая 2014 года в Астане Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015.
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.
Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.
Перспективы развития ЕАЭС, в первую очередь, определяются географическим расположением на сухопутных маршрутах доставки грузов из Китая и других азиатских стран в Европу. Глобальный китайский проект «Один пояс и один путь» обещает выгодные контракты на транзитных автомобильных перевозках, а в перспективе — железнодорожных.
Всего около 50 стран в Азии, Европе, Африке и Латинской америке сегодня проявляют интерес к участию в ЕАЭС и желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом в разных сферах внешнеэкономической деятельности.
- Что такое таможенный союз?
- Примеры таможенных союзов
- Таможенный союз Евразийского экономического союза
3.1 Таможенный союз ЕАЭС
3.2 Кто входит в таможенный союз?
3.3 Цели таможенного союза
3.4 История таможенного союза
Заключение союза между странами – это возможность улучшить взаимоотношения, достичь тех или иных целей и получить те или иные экономические выгоды. Не исключением является и Таможенный союз (ТС). Что же это за союз, какие примеры ТС существуют и другое, пробуем сегодня разобраться.
Итак, таможенный союз – межгосударственное соглашение, целью которого является отмена таможенных пошлин во взаимной торговле между государствами-участниками этого соглашения. Также, в рамках ТС, предусматривается создание «единой таможенной территории».
Согласованная в рамках таможенного союза внешняя торговая политики координируется, как правило, созданными странами-участницами межгосударственными органами. Осуществляется это посредством проведении периодических совещаний министров.
С понятием таможенного союза мы разобрались. Теперь рассмотрим примеры таможенных союзов, как действующих, так и бывших.
Германский таможенный союз – ранее существовавший союз немецких государств, в рамках которого были отменены все таможенные преграды. А из взимаемых на границах стран-участников союза пошлин была создана общая касса, доходы которой разделяли между участниками, соответственно числу жителей.
Таможенный союз Европейского союза – ТС из стран участниц ЕС, а также других стран, разделяющих его цели и принципы.
Таможенный союз Евразийского экономического союза – ТС из стран-участниц ЕАЭС.
Южноафриканский таможенный союз – участниками союза являются страны Южной Африки. Является одним из старейших ТС в мире.
Восточноафриканское сообщество (ВАС) – организация, в состав которой входят шесть восточноафриканских стран (Кения, Бурунди, Танзания, Руанда, Южный Судан и Уганда).
Андское сообщество наций – содружество стран Латинской Америки, целью которого является ускорение роста экономик стран-участниц, их развитие посредством социально экономического сотрудничества, а также создание общего латиноамериканского рынка.
Меркосур – политическое и экономическое соглашение между некоторыми странами Южной Америки, целью которого является содействие гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников, а также – свободной торговле.
Как видим примеров ТС достаточно. Ибо многие страны стремятся получить взаимную выгоду в рамках тех или иных соглашений.
Содружества или союзы заключаются в тех случаях, когда его участники преследую общие цели. Какие же цели поставлены в рамках создания Таможенного союза ЕАЭС?
Основной целью ТС является увеличение рынков сбыта товаров и услуг, которые производятся членами ТС. Также страны-участники заинтересованы в защите внутреннего рынка ТС, создании оптимальных условий для производства и реализации своей продукции.
-
Расчет, ставки, порядок уплаты утилизационного сбора
-
Системы налогообложения в Беларуси
-
Схема, нормативные значения собственного капитала
-
Яндекс деньги: регистрация, пополнение, снятие денег с кошелька
-
Электронные кошельки и деньги в Беларуси
-
Электронная цифровая подпись: возможности, получение
-
Экологический налог: ставки, субъекты, объекты налогообложения
-
Какие виды субсидий можно оформить в Беларуси
-
Пенсия по потере кормильца: виды, размеры, надбавки
-
Необычные налоги в Беларуси: какие есть и какие могли быть
-
Как рассчитываются и начисляются отпускные? Виды отпусков
-
Выход на пенсию в Беларуси: возраст, начисление
-
Что такое овердрафт на карту?
-
Как оплатить коммунальные услуги через интернет
-
Как и сколько стоит оформить паспорт Республики Беларусь
-
Как выбрать и пользоваться банковской картой
-
Как оформить кредит на потребительские нужды
-
Подоходный налог: ставки, вычеты, уплата
-
Как выбрать РКО для ИП, юридических лиц
-
Налог на добавленную стоимость: ставки, расчет, возврат
-
Налог на прибыль в Беларуси: ставки, формула расчета
-
Сроки подачи налоговой декларации в Беларуси
-
Как оформить кредитную карту и пользоваться грейс периодом
-
Кредиты молодым специалистам и молодым семьям: правила оформления
-
Регистрация, пополнение и функционал QIWI кошелька
-
Правила и стоимость страхования КАСКО
-
Как выгодно оформить ипотеку в Беларуси
-
Единый налог в Беларуси: ставки, расчеты, сроки уплаты
Страны Таможенного союза 2018-2019 годов: кто входит, входят ли Киргизия и Узбекистан
Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.
Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС.
Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах.
Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.
В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:
- Республика Армения (с 2015 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2015 г.);
- Российская Федерация (с 2010 г.).
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Страны СНГ: список участников на 2019 год, расшифровка
Цель создания СНГ — формирование межгосударственного регионального рынка и установления крепких экономических связей между странами-участниками.
Цели создания СНГ указаны в его Уставе.
К ним относится:
- сотрудничество во всех сферах экономики и культуры;
- развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;
- обеспечение прав и основных свобод человека;
- сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности;
- сокращение гонки вооружений, военных расходов, ликвидации ядерного арсенала оружия;
- взаимная правовая помощь;
- мирное разрешение споров внутри объединения.
Если говорить коротко, то объединение должно способствовать более полному раскрытию социально-экономического потенциала каждого государства и взаимовыгодному сотрудничеству.