Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недетский бизнес: открываем центр дополнительного образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вести уроки дистанционно – тенденция нынешнего времени. И виной тому не только заболеваемость, но и стремление снизить затраты времени и финансов на лишние передвижения, упростить и удешевить учебный процесс.
Как стать репетитором, если вы подготовлены к такой работе?
Проще всего находить учеников школьным учителям, готовым заниматься с детьми дополнительно в индивидуальном порядке.
Без опыта найти учеников сложнее, но тоже реально. Например, вот как стать репетитором студенту – поискать учеников среди тех, кто планирует поступать в тот же вуз или на ту же специальность. Возможно, поначалу придется поработать по невысоким расценкам, а повышать свою ставку, когда ученики будут добиваться хороших результатов, когда вас начнут рекомендовать знакомым, и т.д.
Также не стоит пренебрегать сайтами объявлений – и размещать там свое предложение, и отслеживать объявления о поиске репетитора.
И конечно, вам в помощь будут соцсети – напишите пост о том, кого и чему вы можете учить, по каким расценкам и на каких условиях.
Главные штрафные санкции налагаются на самозанятых, которые не оформили своего статуса. И если правоохранителям попадаются такие граждане, то штрафуют их нещадно − как ведущих предпринимательскую деятельность без регистрации и уплаты налогов. Придется заплатить:
В итоге обычно набегает величина, на порядок превышающая полученный за все время работы доход – люди продают квартиры, чтобы откупиться от «вполне законных» претензий налоговиков. Именно это и дает повод назвать данный закон самым коррупционно емким в современной истории законотворчества в России. Ведь для того, чтобы закрыть глаза на эти нарушения, участковый имеет слишком соблазнительные мотивы предложить самозанятому «договориться». И, как правило, на постоянной основе.
Я окончила Санкт-Петербургский государственный экономический университет, моя специальность — бухгалтерский учет, анализ и аудит. Еще во время учебы я проходила трехмесячную стажировку в международной компании KPMG, которая входит в аудиторскую «большую четверку». А летом после четвертого курса устроилась бухгалтером в JTI — это крупнейшая в России табачная компания. Но работать в этом направлении мне не особо понравилось.
С первого курса я подрабатывала репетитором по математике. Ученики появились у меня благодаря специальному сайту вроде «Профи-ру», где пользователи могут подобрать себе преподавателя.
Сначала брала младшие классы, ездила к ученикам домой. Со многими из них я впоследствии занималась несколько лет. Постепенно заработало сарафанное радио, у меня появлялись постоянные клиенты. Моя ставка была 400 рублей в час, а в месяц выходило около 20 000 рублей.
в месяц получалось зарабатывать первое время при ставке 400 Р /час
Какое-то время я пыталась брать учеников на вечер и выходные и совмещать со стажировками, но оказалось, что это невозможно, если рассматривать репетиторство как полноценную работу. Я поняла, что заниматься с детьми мне нравится, тут я сама себе начальник и могу быстрее развиваться. И после окончания университета перешла полностью на репетиторство.
Конечно, были какие-то переживания, причем мои родители и близкие волновались даже больше, чем я. Но меня поддерживал муж, и сомневаться было особо некогда.
Постепенно мой доход вырос до 100 тысяч рублей в месяц.
Я задумывалась о том, не получить ли педагогическое образование. Но зачем? У меня есть методика, нет проблем в работе. Чтобы просто говорить, что у меня есть диплом учителя? Он будет пылиться на полке, как и мой первый. Так что не вижу в этом смысла.
Где предлагать свои услуги, не имея педагогического образования?
Не стоит пугаться того, что у Вас нет педагогического образования, обычно бывает сложно лишь начать, при профессиональном подходе к организации занятий удается наработать собственный рейтинг и «обрасти» положительными отзывами. Многие ведущие репетиторы начинали свою деятельность именно с такого уровня и не имели на руках диплома об образовании, а выучивались лишь потом.
Главное – сделать первый шаг, а он самый трудный. Не думайте, что как только заявите о себе, к Вам сразу начнут поступать предложения: все это нужно заработать, оказывая свои услуги на профессиональном уровне. Именно при таком подходе потенциальные клиенты поймут, что наличие «корочки» – это лишь формальность, а главное: это ценные знания, которые Вы даете на своих занятиях.
Начать предлагать свои услуги можно на следующих информационных площадках:
- по объявлениям в газетах – сегодня еще актуальны печатные издания, особенно в провинциальных городах;
- на электронных площадках по типу «Авито» – обязательно разошлите свои объявления по нескольким версиям платформ;
- в мессенджерах – можно вывесить информацию с красивой картинкой, разослать друзьям или даже утроить акцию, например: «первое занятие бесплатно»;
- по «сарафанному радио» – очень актуально для общительных людей, у которых много друзей, готовых помочь в таком начинании.
С чего начать репетиторство на дому
Каждый видит для себя данный вопрос по-своему. Но объективно будет правильно заявить, что репетиторство по любой дисциплине должно начинаться с качественной подготовки самого преподавателя. Имеет смысл взять за правило готовить людей в рамках того материала, которым вы сами хорошо владеете. И речь здесь вовсе не о дипломах или других документах, подтверждающих вашу квалификацию, а о реальных знаниях, потому что именно за их качественную передачу вам и платят деньги.
Очевидно, что также нужно иметь и определенные педагогические навыки: репетитор обязан уметь:
- захватывать внимание своих учеников;
- удерживать его;
- обладать острым умом, чтобы парировать каверзные вопросы;
- и самое главное – обладать чувством юмора.
Персональный сайт – это часть имиджа любого бизнеса. Виртуальная «визитка» должна иметь привлекательный и лаконичный дизайн, отражать основную информацию о деятельности вашего центра (перечень предметов, стоимость и расписание занятий, список преподавателей с их квалификацией, адрес и контакты и т.д.) и не быть слишком сложным для навигации. «Цена вопроса» начинается от 10-15 тысяч рублей. Помимо сайта желательно создать страницу в социальной сети, так как будущие абитуриенты (и многие их родители) обычно являются подписчиками ВКонтакте и Инстаграм. Цена на ведение группы ВК около 2 тысяч рублей в месяц, в Инстаграме — около 1 тысячи. Однако функция управления контентом в социальных сетях, а также обслуживание сайта.
Хорошей рекламной площадкой в этом случае будут тематические места (например, магазины канцтоваров, книжные магазины и магазины молодежной одежды и школьной формы, а также стенды, расположенные возле учебных заведений). Кроме того, вы можете разместить рекламу в автобусах или лифтах (цена одного рекламного места в лифте или автобусе в месяц составляет около 2 тысяч рублей).
Как стать самозанятым с нуля
Как стать самозанятым репетитором? Специалистам не нужно собирать кипу документов, открывать ИП или получать патент, дающий право заниматься свободной предпринимательской деятельностью. Лица, которые оказывают репетиторские услуги, могут получить статус налогоплательщика НПД (налога на профессиональную деятельность).
Самозанятость дает право:
-
Работать, оставаясь физическим лицом, без образования ИП или ООО.
-
Зарабатывать в год до 2,4 миллиона рублей. При превышении этой суммы статус автоматически снимается.
-
Совмещать работу в штате учебного заведения (или в коммерческой компании) с самостоятельной деятельностью вне этого учреждения.
Какие бывают репетиторы
Рамки репетиторской деятельности размыты: начать преподавать частным образом может не только педагог с 25-летним стажем, но и старшеклассник. Рынок репетиторов включает три категории квалификации:
- Студенты.
Чаще всего они готовят школьников к ОГЭ/ЕГЭ/ДВИ, потому что сами их недавно сдали и помнят, каково это.
- Репетиторы со стажем.
Они давно занимаются репетиторством и могут дать ребенку необходимые знания по предмету, хотя и никогда не работали в учебных заведениях.
- Школьные педагоги и преподаватели вузов.
Педагоги часто совмещают основную преподавательскую деятельность с репетиторством, потому что это приносит дополнительный доход и не забирает много времени и сил, ведь занятость и объем работы можно самостоятельно регулировать.
По форме организации работы репетиторы бывают:
- Частные.
Они сами ищут себе учеников и забирают весь доход от занятий. Но и ответственности больше, ведь частник — администратор, бухгалтер, психолог и учитель в одном лице.
Плюсы:
- Регулируемый доход.
Частный репетитор сам определяет цену урока, поэтому может сразу поставить высокую планку. Подорожание занятий тоже зависит от репетитора. Если он проходит дополнительные курсы или повышает преподавательский статус — например, становится проверяющим ОГЭ/ЕГЭ — он поднимает цену за урок. При этом, если репетитор заболел, оплатить больничные будет некому, а доход значительно уменьшится.
- Самостоятельный выбор учеников.
Репетитор может отказываться от проведения занятий с теми, в ком он не видит потенциала, чтобы не портить свое портфолио, или с теми, с кем ему просто некомфортно общаться.
Минусы:
- Самостоятельно найти клиентов сложно.
Чтобы обеспечить востребованность своих услуг, частному репетитору приходится налаживать «сарафанное радио», продвигать себя через сайты и социальные сети, поэтому первое время с клиентурой могут быть сложности.
- Много ответственности.
Частный репетитор сам решает все проблемы, связанные с оплатой уроков, юридическими аспектами, налогами. Для этого нужно хорошо разбираться не только в своем предмете, но и в сопровождении деятельности.
- Репетиторы при организациях.
Работают в частной школе или на онлайн-платформе. Учеников подбирает работодатель, но за это с ним приходится делиться доходом. Зато заниматься административными и экономическими вопросами нужно по-минимуму. Такой формат подойдет новичкам в репетиторском деле.
Плюсы:
- Бесплатное обучение.
Онлайн-школы часто предоставляют курсы повышения квалификации своим преподавателям, на которых репетитор узнает, как вести себя с трудными учениками, как лучше преподносить материал.
- Клиентская работа лежит на школе.
Онлайн-школы самостоятельно ищут учеников и принимают на себя всю ответственность за выплаты, опоздания, отмены, жалобы и продвижение занятий.
Минусы:
- Низкий доход.
Онлайн-школа самостоятельно устанавливает цену занятия и приличную часть дохода от урока забирает себе. В среднем репетитор при организации получает 500-700 рублей в час.
- Привязанность к графику.
Внезапная отмена урока преподавателем может сильно повлиять на его рейтинг, из-за чего поток клиентов снизится.
- Отсутствие выбора.
Преподаватель вынужден брать учеников, которых распределяет школа, и не имеет возможности отказаться от проведения занятий с ними без весомой причины.
- Зависимость от отзывов.
1. Определитесь с одной-единственной сферой и станьте высококлассным специалистом именно в ней. После достижения несомненного успеха осваивайте новую область знаний, если есть желание, конечно.
2. Применяйте индивидуальный подход к каждому клиенту.
3. Очень ответственно относитесь к первому занятию с конкретным учеником. Постарайтесь дать оценку уровню его знаний, установите определенные цели и интенсивность нагрузки.
4. Сделайте предмет интересным для клиента. Если просто заставлять человека изучать что-либо, необходимого эффекта от занятий не будет.
5. Позволяйте ученику свободно высказывать собственное мнение. Если оно не совпадает с вашим, вступайте в конструктивную полемику.
6. Добивайтесь уважения ученика. Если это по каким-то причинам невозможно, отказывайтесь от проведения занятий с ним. Никогда не сомневайтесь в том, что репетитор, на дому оказывающий услуги высокого уровня, всегда будет иметь клиентов.
Репетиторство: что это?
В широком смысле стать репетитором — это вести частные уроки с отдельными учениками или с небольшими группами. При этом учениками могут как дети, так и взрослые. Очень часто репетиторством занимаются школьные учителя, педагоги дополнительного образования, преподаватели вузов. Но среди частых преподавателей и репетиторов немало и людей без педагогического образования: это и лингвисты, и студенты, еще не закончившие образование, и математики, и физики, и инженеры, и фотографы и кто угодно. Любой человек, чувствующий в себе силы помочь другим приобрести те или иные знания и навыки и обладающий достаточной квалификацией, может стать частным преподавателем. И ни перед кем не нужно отчитываться: показателем качества вашей работы будут ваши ученики: если они ходят к вам заниматься, значит, их устраивает ваша работа.
Резюмируем вышесказанное:
- ИП могут заниматься обучением, в том числе онлайн.
- ИП могут обучать без лицензии, если работают лично без привлечения других работников, занятых в образовательном процессе.
- При обучении ИП обязаны доносить до учеников максимум информации о своем образовании и стаже. А также заключать договор на образование, который должен соответствовать правилам.
- Прямого запрета на оферту для обучения нет, но автор статьи рекомендует делать письменный двусторонний договор на образование и направлять в сканах по емейлу. С формулировками надо быть внимательнее.
- ИП, занимающиеся обучением или репетиторством, могут приобретать патент и платить фиксированный налог, если это выгодно.
- ИП, занимающиеся обучением, подпадают под действие ФЗ “Об образовании в РФ”, то есть его надо знать хорошо.
- Если все эти требования к обучению выполнить невозможно, ИП стоит заниматься консультированием и информационными услугами. В соответствии со своими знаниями и навыками.
Комментарий Татьяны Никаноровой
В отличие от автора статьи, Алёны, я рекомендую своим клиентам, которые занимаются дистанционным обучением (инфобизнесом) делать корректные оферты на сайт, чтобы не мучаться со сбором бумажных оригиналов по почте. Для разработки образовательной оферты я рекомендую нанять грамотного юриста.
Где смотреть подробно:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года “Об образовании в РФ”.
- Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706.
- ОКВЭД-2: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 10.07.2018).
- Трудовой кодекс РФ.
- Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» .
- Кодекс об Административных Правонарушениях РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Условия найма студента педагогического вуза в школу
Чтобы начать работать учителем в школе, студент обязан принести справку из своего учебного заведения, подтверждающую, что он успешно справился с промежуточной аттестацией, а также характеристику из вуза. Эти требования присутствуют в проекте приказа Министерства просвещения, который регламентирует процедуру допуска студентов-старшекурсников к педагогической деятельности.
Кроме этих справок, соискатель предъявляет обычный при трудоустройстве набор документов: СНИЛС, паспорт, в некоторых случаях — также документ о воинском учёте (согласно ст. 66 ТК РФ).
- Определение оклада для сотрудника-студента
Студенту 3 курса и старше, который может работать учителем в школе, оклад назначается в соответствии с квалификационной группой, в которую входит его должность. Распределение педагогических должностей по профессиональным квалификационным группам отражено в приказе Минздравсоцразвития № 216н от 05.05.2008 г.
Кому нужно высшее образование?
Можно ли без образования открыть бизнес? Конечно, закон этого не запрещает. Однако недаром многие предприниматели получают образование уже после того, как построили свое дело и вышли на определенный уровень. Они чувствуют недостаток знаний и навыков, идут учиться осознанно, точно понимая, чего хотят. Так что высшее образование нужно всем бизнесменам. Оно дает много серьезных преимуществ:
- Разностороннее развитие.
Может казаться, что изучение разноплановых предметов бесполезно, однако на практике оно помогает увидеть одну и ту же проблему с разных сторон, учит принимать верные решения и лучше ориентироваться в ситуации на рынке. Образованного человека сложнее обвести вокруг пальца даже в вопросах, в которых он не является профи. Кроме того, часто сложно предсказать, какие знания и навыки пригодятся на практике. Например, Стив Джобс прошел, казалось бы, абсолютно бесполезный курс каллиграфии. Однако только благодаря этому у ПК появилась хорошая система шрифтов.
- Узкоспециализированные знания и навыки.
Некоторые сферы требуют глубоких знаний: инженерия, энергетика, цифровые технологии и безопасность, архитектура и многое другое. Чтобы работать в ряде сфер, необходима серьезная профессиональная подготовка, которую может дать только высшее образование.
- Доверие и репутация.
Новичок с высшим образованием вызывает больше доверия, чем человек без него. Конечно, когда вы сделаете себе имя, обзаведетесь связями и сформируете репутацию, диплом отойдет на второй план. Но сделать все это без образования намного сложнее, чем с ним.
- Полезные связи.
Высшее образование – это не только знания, но также знакомства: с однокурсниками, преподавателями, студентами и аспирантами из других вузов, участниками конференций. Не все ваши университетские друзья будут работать по специальности, но приобретенные в вузе связи пригодятся, когда вы будете искать поддержки в разных сферах.
Однако главная причина, чтобы получить высшее образование, окончив факультеты управления и предпринимательства – это выработка привычки к непрерывному обучению и умение работать с информацией. Качественное образование учит разбираться в незнакомых темах, искать достоверные источники, анализировать и систематизировать данные.