Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 123.5. Учредители и устав общественной организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Устав — свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ, граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в разных сферах государственного управления, хозяйственной или иной деятельности. Уставы, общие для какой-либо сферы деятельности, утверждают высшие органы государственной власти и управления, например: «Ветеринарный устав», «Устав железных дорог» и др. Уставы общественных организаций принимают и утверждают на съездах этих организаций. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются их вышестоящими органами управления (министерствами, ведомствами) или власти (администрацией субъектов федерации). Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит обязательной регистрации в установленном порядке*. Общие требования к порядку составления и оформления устава юридического лица регламентированы в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
2.1. Основными целями и задачами Организации являются:
- содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации, в том числе становлению и укреплению общественных институтов, их конструктивному взаимодействию с органами власти различных уровней и прогосударственными образованиями;
- популяризация и укрепление конституционных демократических, политических, социально-экономических основ устройства государства и общества, культурного развития общественных институтов и человека, общественно полезного и здорового образа жизни;
- содействие привлечению организаций негосударственного сектора к выполнению социально значимых задач;
- предоставление услуг в области образования, здравоохранения, социальных коммуникаций, технологий бизнеса, науки, информационных коммуникаций, права, физической культуры, спорта, социологических исследований и в других сферах деятельности, а также развитие технологий оказания соответствующих услуг;
- объединение усилий и координация деятельности в следующих сферах: развитие социально-экономических институтов;
- культура;
- образование;
- здравоохранение;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- физическая культура и спорт;
- инновационная деятельность, социологические исследования, развитие информационной инфраструктуры и творческой деятельности;
- содействие в обеспечении реализации участниками общественных отношений принадлежащих им прав, предотвращении возникновения очагов социальной напряженности;
- содействие повышения качества предоставляемых населению услуг (в особенной степени — социально ориентированных услуг);
- содействие возрождению и популяризации в обществе моральных и духовных ценностей, осуществление благотворительной деятельности.
2.2. Для реализации основных уставных целей и задач Организация в соответствии с законодательством осуществляет следующие направления своей деятельности:
- объединение усилий и координация деятельности организаций, общественных объединений, трудовых коллективов и граждан в области развития социально-экономических институтов, культуры, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального комплекса, инновационных процессов, иных социально важных сфер;
- участие в работе государственных органов и органов местного самоуправления;
- организация, проведение и участие в социально-экономических, культурных мероприятиях, в том числе акциях, семинарах, конференциях и иных мероприятиях, направленных на реализацию уставных целей и задач;
- участие в организации культурного отдыха граждан и благоустройстве мест общественного пользования;
- представление интересов участников общественных отношений в государственных органах, в том числе в судах, органах местного самоуправления и организациях;
- организация и проведение мероприятий, направленных на решение проблем в вопросах материнства, детства, патриотизма, здорового образа жизни, борьбы с наркоманией и алкоголизмом, иных социально острых проблем;
- участие в целевых программах и мероприятиях, направленных на улучшение жилищных и иных бытовых условий;
- участие в формировании и реализации семейной, демографической политики, политики в области охраны прав детства;
- предоставление консультационной и организационно-методической помощи для реализации уставных целей и задач;
- осуществление образовательной деятельности, аналитической и научно-исследовательской деятельности, в том числе в области общественных и гуманитарных наук, изучение общественного мнения, проведение коммуникационной деятельности;
- осуществление медицинских услуг, иная деятельность в области здравоохранения;
- осуществление предпринимательской деятельности;
- осуществление не противоречащей законодательству производственной, хозяйственной деятельности через созданные хозяйственные общества и товарищества, в том числе и внешнеэкономической деятельности;
- учреждение средств массовой информации;
- осуществление издательской, телерадиовещательной, информационной деятельности, в том числе деятельности по связям с общественностью, создание информационных агентств;
- посредническая деятельность в различных областях;
- содействие в воспитании и образовании граждан, содействие политическому, экономическому, культурному и правовому просвещению граждан;
- оказание моральной, материальной и практической помощи своим соотечественникам;
- создание библиотек, информационных фондов, содержащих произведения и материалы общественно-политического, социально-экономического и культурного характера;
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- осуществление благотворительной деятельности, участие в осуществлении благотворительных мероприятий;
- содействие улучшению межнациональных отношений, участие в мероприятиях по укреплению дружбы между народами;
- распространение, приобретение, а также импортирование и экспортирование информационных фондов, произведений и материалов общественно-политического, социально-экономического и культурного характера;
- осуществление сотрудничества с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, политическими партиями и гражданами;
- осуществление мероприятий по обмену опытом работы;
- осуществление иной, не противоречащей действующему законодательству, деятельности в соответств��и со своими уставными целями и задачами.
4.1. Организация вправе в соответствии с законодательством:
- представлять и защищать законные интересы своих членов, а также иных лиц в различных государственных органах, органах местного самоуправления, в отношениях с различными организациями, а также гражданами; поддерживать контакты и связи, заключать соответствующие договоры и соглашения;
- свободно распространять информацию о своей деятельности, своих уставных целях и задачах;
- учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую и информационную деятельность;
- участвовать в выработке решений государственных органов, органов местного самоуправления по различным вопросам, в том числе в области социально-экономического и политического устройства, деятельности общественных институтов, культуры, образования, здравоохранения и правовой защиты населения;
- выступать с инициативой по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в государственные органы и органы местного самоуправления;
- проводить мероприятия в соответствии с целями и задачами Организации, организовывать выступления в средствах массовой информации;
- осуществлять рекламную деятельность для достижения уставных целей и задач;
- участвовать в объединениях юридических лиц и сотрудничать с подобными организациями в Российской Федерации и за рубежом;
- осуществлять предпринимательскую деятельность для реализации уставных целей и задач;
- для реализации уставных целей и задач создавать хозяйственные товарищества и общества и участвовать в них, создавать фонды;
- вести любого рода деятельность, не запрещенную законодательством, в соответствии с уставными целями и задачами Организации;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.2. Организация обязана:
- соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы ее деятельности, а также положения, предусмотренные ее Уставом;
- предоставлять по запросу компетентных органов (в том числе органов юстиции) необходимую документацию Организации, в том числе решения руководящих органов и должностных лиц, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
- ·допускать представителей компетентных органов (в том числе органов юстиции) на проводимые Организацией мероприятия;
- ежегодно информировать компетентные органы (в том числе органы юстиции) о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе (руководителях) Организации в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
- оказывать содействие представителям компетентных органов (в том числе органов юстиции) в ознакомлении с деятельностью Организации в связи с достижением уставных целей и задач и соблюдением законодательства.
8.1. Организация в соответствии с законодательством:
- ведет в установленном порядке делопроизводство и архивные документы;
- в случае ликвидации или реорганизации Организации передает документы в установленном порядке;
- при ликвидации Организации проводит научно-техническую обработку документов по личному составу и сдает данные документы на государственное хранение в установленном порядке;
- осуществляет учет результатов работы, ведет оперативный, бухгалтерский учет, при этом финансовый год совпадает с календарным годом;
- осуществляет иные мероприятия по ведению учета и отчетности согласно требованиям законодательства.
Особенности устава для спортивного клуба
Особенности формирования устава спортивной организации зависит от ее вида:
- Международные федерации, основой которых выступает международный образец устава, что не совсем стыкуется с нормами российского законодательства;
- Олимпийские комитеты – существуют национальные и международные. В ОКР представлены все национальные организации: федерации, союзы, ассоциации, имеющие членство в нем. В Уставе ОКР сказано, что его членами могут стать юрлица и общественные объединения, то есть все те лица, которые следуют цели комитета – продвижение олимпизма, как спортивного и духовного развития человека;
- Параолимпийский комитет;
- Фонды благотворительности и спонсорства.
1.1. Московская общественная организация «СОДЕЙСТВИЕ» (далее именуемая — «Общественная организация») является общественным объединением, созданным гражданами для защиты прав и законных интересов ее членов, а также объединившихся граждан для содействия в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим Уставом.
1.2. Общественная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
1.3. Общественная организация осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и без приобретения прав юридического лица. Общее собрание членов Общественной организации может в любое время принять решение о государственной регистрации Общественной организации.
1.4. Общественная организация вправе иметь свои печать, штамп, бланки, символику, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.
1.5. Местом нахождения Общественной организации является город Москва.
1.6. Деятельность общественной организации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественная организация свободна в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности и управления.
3.1. Общественная организация преследует общественно полезные цели, направленные на:
- распространение идей взамной помощи и поддержки;
- популяризацию благотворительной деятельности;
- распространение правовых знаний;
- содействие улучшению взаимоотношений между органами власти и гражданами;
- повышение социальной ответственности граждан;
- формирование сильной гражданской позиции;
- охрану и защиту прав и свобод человека;
- содействие охране и защите прав и законных интересов граждан;
- юридическую поддержку физических и юридических лиц;
- защиту своих интересов на федеральном уровне;
- законодательные инициативы;
- участие в разработке законопроектов и нормативных актов, реализацию федеральных и региональных государственных программ;
- подготовку и внедрение инновационных проектов, программ в рамках целей и задач общественной организации;
- организацию международных контактов;
- информационную поддержку членов организации;
- обмен информацией, опытом между членами организации.
3.2. Виды деятельности Общественной организации:
- Просветительская. Пропаганда идеи взаимной помощи, информирование граждан об их правах, популяризация благотвориьельности. Информационная деятельность в сфере электронных, печатных средств массовой информации и иных возможных информационных сетях, учреждение средств массовой информации. Создание собственных средств массовой информации. Проведение конференций, семинаров.
- Защита прав и свобод человека и гражданина. Организация юридических консультаций. Представительство в судах, иных организациях и учреждениях всех форм собственности членов Общественной организации, членов их семей, а также других граждан в случаях нарушения их конституционных прав и законных интересов.
- Обобщение информации, связанной с нарушением прав и законных интересов граждан РФ в области интересов Общественной организации в соответствии с ее уставными целями и задачами.
- Поддержка и осуществление мероприятий, направленных на защиту достоинства личности, нравственных и моральных устоев общества, его культурных и исторических традиций, охрану здоровья, конституционных прав и свобод человека.
- Содействие разработке и реализации социальных, культурных, образовательных, здравоохранительных, экологических проектов, программ, иных мероприятий, направленных на формирование гармоничной личности, а также на охрану защиты нравственного, духовного, психического и физического здоровья человека.
- Проведение социологических исследований, общественных экспертиз членами Общественной организации и привлеченными специалистами.
- Международные контакты. Взаимодействие с дружественными зарубежными организациями. Участие в международных мероприятиях.
- Благотворительная деятельность, привлечение добровольных пожертвований на цели деятельности Общественной организации, а также граждан, нуждающихся в той или иной помощи и/или материальной поддержке.
- Иная, не запрещенная законом деятельность, направленная на реализацию целей Общественной организации.
3.3. Имущество Общественной организации создается за счет:
- добровольных взносов, пожертвований граждан и организаций;
- поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
- доходов от предпринимательской деятельности членов Общественной организации;
- гражданско-правовых сделок;
- внешнеэкономической деятельности Общественной организации;
- других, не запрещенных законом поступлений.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Как отмечалось, у государственных органов имеется не более месяца на выполнение регистрационных процедур. На практике оформление проходит быстрее — в срок до двух недель с момента передачи бумаг. Это возможно в случае, если у Минюста отсутствуют претензии к заявителю с позиции передаваемой документации и прочих аспектов будущей деятельности.
Далее информация идет в ФНС, чтобы включить сведения о созданной организации в ЕГРЮЛ. На базе полученных сведений в течение пяти суток данные о новой общественной организации включаются в реестр, а на следующие сутки налоговая служба отчитывается по проделанной работе в Министерство финансов РФ. Сотрудники последнего в срок до 3-х суток готовят и передают свидетельство о госрегистрации. Вот почему процесс затягивается на срок до 30 дней.
Различия между общественными организациями
В отличие от других некоммерческих организаций общественные создаются на базе членства. Учредители также выступают в качестве членов и не могут рассчитывать на какие-либо преференции. Задача участника заключается в выплате членских и имущественных взносов, а также за ним сохраняется право на прекращение участия. Членство не отчуждается, правомочия другому лицу не передаются.
Участники не несут ответственности по обязательствам предприятия и наоборот. Основные отличия общественных организаций заключаются в региональной принадлежности. Они могут быть общероссийскими (функционируют на территории свыше 50% российских субъектов), межрегиональными, региональными (работают только на территории конкретного региона), местными (в рамках территории органа местного самоуправления).
Различия между общественными организациями
В отличие от других некоммерческих организаций общественные создаются на базе членства. Учредители также выступают в качестве членов и не могут рассчитывать на какие-либо преференции. Задача участника заключается в выплате членских и имущественных взносов, а также за ним сохраняется право на прекращение участия. Членство не отчуждается, правомочия другому лицу не передаются.
Участники не несут ответственности по обязательствам предприятия и наоборот. Основные отличия общественных организаций заключаются в региональной принадлежности. Они могут быть общероссийскими (функционируют на территории свыше 50% российских субъектов), межрегиональными, региональными (работают только на территории конкретного региона), местными (в рамках территории органа местного самоуправления).
Глава V. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
Статья 39. Равенство оснований ответственности всех субъектов, действующих в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
Государство и его органы, общественные объединения и отдельные граждане несут равную ответственность за соблюдение настоящего Федерального закона и других законов об отдельных видах общественных объединений.
Общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные настоящим Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы и с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных к ответственности.
Статья 40. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
Государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения указанными органами и их должностными лицами настоящего Федерального закона, а также других законов об отдельных видах общественных объединений, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством Российской Федерации.
Статья 41. Ответственность общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации
Общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами.
В случае нарушения законодательства Российской Федерации общественными объединениями, не обладающими правами юридического лица, ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.
При совершении общественными объединениями, в том числе не обладающими правами юридического лица, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.
Статья 42. Приостановление деятельности общественных объединений
В случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.
В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.
Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.
Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».
Порядок приостановления деятельности общественных объединений в случае введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
Статья 43. Последствия приостановления деятельности общественного объединения
В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.
Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, общественное объединение возобновляет свою деятельность по решению органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.
Статья 44. Ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства Российской Федерации
Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систе��атическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Структурные подразделения — организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения.
Заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.
Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».
Статья 45. Обжалование решения о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения и последствия признания такого решения незаконным
Решение о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами.
Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.
Куда обратиться за помощью
Обратившись к ведущим юристам компании ЮК «ENTIRE», вы получите профессиональную помощь в подготовке устава неприбыльной общественной организации. По согласованию с заказчиком, юристы компании выполнят подготовку устава «под ключ» за 1-2 дня, а также предложат полный комплекс услуг по регистрации общественной организации с внесением данных о вновь созданной организации во все государственные реестры.
В своей работе юристы компании используем профессиональные наработки, такие как типовой устав общественного объединения. Это документ адаптирован под максимальное количество возможных требований органов юстиции.
Принимая решение обратиться за юридической поддержкой в ЮК «ENTIRE», вы экономите время и деньги. Учитывая все дополнительные услуги, конечная стоимость устава общественной организации будет одной из самых выгодных в г. Киев и по Украине.
Общественные организации и различия между ними
Это добровольные объединения граждан, созданные в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
Основным отличием от других НКО является объединение на основе членства. Даже учредители становятся членами и не имеют при этом никаких преференций. Участник обязан уплачивать членские и иные имущественные взносы, а также в любое время по своему усмотрению имеет право прекратить участие. Членств неотчуждаемо, а осуществление прав не нельзя передать другому лицу.
Участники не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а та не отвечает по обязательствам своих членов.
Модельный устав Минюста РФ
Министерство юстиции РФ в 2016 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста. Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).
Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2018 — 2019 годов можно отметить:
- Отказ от обязательного оформления титульного листа.
- Сквозную нумерацию всех страниц.
- Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
- Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
- При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.
Устав общественной организации (Общероссийской)
Процедура создания автономной некоммерческой организации (АНО) должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущей автономной некоммерческой организации (АНО), предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы автономной некоммерческой организации (АНО) быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.
При определении состава учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо учитывать следующие положения закона:
Положениями ст. 123.24 ГК РФ предусмотрено, что автономная некоммерческая организация (АНО) может быть создана одним лицом, то есть количественный состав не имеет значения в отличие от некоторых иных видов НКО. Учредителями АНО могут быть физические лица и/или юридические лица, при этом учредитель вправе выйти из состава учредителей в любой момент, также АНО вправе по единогласному решению учредителей принять новых учредителей. Особенностью АНО является тот факт, что она является унитарной, а не корпоративной организацией, то есть в АНО не предусматривается членства, учредители не имеют предусмотренных законом корпоративных прав и обязанностей, в частности оспаривать сделки организации от имени организации и т.д. Также, как и во многих иных НКО, учредители автономной некоммерческой организации (АНО) утрачивают права на имущество, деньги, переданные в собственность автономной некоммерческой организации (АНО) в отличие, например, от ООО, в которой участники имеют долю в уставном капитале. Вместе с тем, ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители по долгам АНО. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
При определении структуры органов управления автономной некоммерческой организации (АНО) нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:
- Единоличный исполнительный орган (президент, председатель, генеральный директор и т.д.) — осуществляет оперативное управление АНО
- Постоянно действующий коллегиальный орган (совет, президиум и т.д.) — может создаваться по желанию учредителей и ему передается часть полномочий согласно уставу
Срок полномочий и наименование должности исполнительных органов определяются уставом.
При выборе руководителя автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации автономной некоммерческой организации (АНО). Указанную проверку можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.
Учредительным документом для АНО является устав, а также учредительный договор, заключенный между ее членами. Устав автономной некоммерческой организации (АНО) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов автономной некоммерческой организации (АНО) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов автономной некоммерческой организации (АНО), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации автономной некоммерческой организации (АНО). Учредителям союза нужно быть готовыми к тому, что регистраторы (сотрудники Минюста) очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации ООО налоговыми органами, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.
Для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо принять решение о ее создании. Решение о создании автономной некоммерческой организации (АНО) принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении автономной некоммерческой организации (АНО).
В любом случае протокол общего собрания о создании автономной некоммерческой организации (АНО) должен содержать:
- На обложке пишется, что устав утверждается решением единственного учредителя.
- В главе об органах управления указывается, что высший орган — единственный учредитель ООО.
- Выход владельца из общества невозможен. Сначала ему надо продать долю третьему лицу.
Устав утверждается решением единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью. Нумерация начинается со второй страницы. Прошивать устав не надо. Печать должна быть односторонней.
В устав желательно включить пункты, которые относятся ко всем аспектам функционирования общества.
- Полное и при наличии сокращенное фирменное наименование общества.
- Адрес. На 2021 год законодательство резрешает указать его лишь до название населенного пункта, исключая улицы и строения. Это называется «место нахождения юридического лица»». Делается для того чтобы проще было менять адрес общества внутри этого населённого пункта, без внесения изменений в Устав.
- Цели Общества.
- Виды деятельности.
-
Описание органов управления:
- состав
- компетенция
- порядок принятия решений
Органов управления может быть несколько:
- первый — учредитель
- второй — руководитель организации
- можно создать третий — совет директоров, который является промежуточным звеном между собственников и директором.
- для крупных фирм возможно создание ревизионной комиссии, которая регулирует финансовые вопросы.
- Размер уставного капитала. В 2021 году не может быть меньше 10000 рублей, которые вносятся наличными деньгами. Оставшуюся сумму, если взнос больше 10000 рублей, можно внести как деньгами, так и имуществом.
- Порядок изменения уставного капитала.
- Права и обязанности единственного учредителя ООО.
- Пункт о невозможности единственного участника выйти из общества без продажи доли.
- Информация о правилах хранения документации ООО и порядке предоставления сведений третьим лицам.
-
Другая информация, которая не противоречит законодательству:
- о применении печати
- о сроках проведения годовых собраний
- о размерах и способах выплаты дивидендов
- сроки полномочий руководителя
- права и обязанности руководителя
- сведения о филиалах, если таковые планируются
- данные о реорганизации и ликвидации ООО и т.д.
С июня 2019 ООО смогут работать по типовому уставу. Владельцам фирм не надо будет разрабатывать собственный документ. Можно просто выбрать номер типового устава и подать заявление в ИФНС. Предоставлять распечатанный устав в налоговую не надо.
Законодатели разработали 36 типовых уставов.
Типовые уставы отличаются друг от друга:
- возможностью выйти из состава участников общества
- необходимостью получать согласие других собственников на отчуждении доли
- правом преимущественного выкупа доли
- возможностью наследования доли
- особенностями органов управления
- наличием наемного директора
- необходимостью прибегать к услугам нотариуса для удостоверения решений общего собрания общества.
- Не нужно самостоятельно разрабатывать
- Не надо предоставлять в ИФНС ни в бумажном, ни в электронном виде, достаточно указать по какому номеру типового устава работает ООО
- Универсальны: не содержат данных о названии, размере уставного взноса, адресе. Поэтому при изменении этой информации, устав менять не надо.
- Бизнес станет более «прозрачным», что увеличит доверие контрагентов. Типовые уставы находятся в свободном доступе в интернете, поэтому с ними можно ознакомиться в любое время.
- Отсутствие возможности внести индивидуальные правки в устав.
Все изменения, которые вносятся в устав, подлежат регистрации в налоговой. Возможны 2 типа изменений.
- Изменения, которые касаются только сведений из ЕГРЮЛ, по форме Р13014. Это при условии, что в уставе все останется без изменений.
-
Изменения, которые затрагивают текст устава. Заполняется форма Р13014. Это касается:
- фирменного названия
- смены адреса ООО
- органов управления
- состава учредителей и их долей
- видов деятельности
- филиалов, структурных подразделений
- размера уставного взноса
- случаев приведения Устава в соответствии с ФЗ-312
Например, вы меняете сферу деятельности. Эти сведения есть и в уставе и в ЕГРЮЛ. Тогда заполняем форму Р13014.
В отличие от других некоммерческих организаций общественные создаются на базе членства. Учредители также выступают в качестве членов и не могут рассчитывать на какие-либо преференции. Задача участника заключается в выплате членских и имущественных взносов, а также за ним сохраняется право на прекращение участия. Членство не отчуждается, правомочия другому лицу не передаются.
Участники не несут ответственности по обязательствам предприятия и наоборот. Основные отличия общественных организаций заключаются в региональной принадлежности. Они могут быть общероссийскими (функционируют на территории свыше 50% российских субъектов), межрегиональными, региональными (работают только на территории конкретного региона), местными (в рамках территории органа местного самоуправления).
Спортивная ОО предполагает цель – обеспечение спортивных мероприятий и формирование у населения привычки заниматься спортом.
Организация такого плана действует на территории только одного региона. Если их количество является большим, речь идет о межрегиональной ОО.
Цель формирования ОО – поддержание экологической ситуации на местности в норме и разработка мер для ее улучшения.
Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию. На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.
На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты:
- дата и место;
- орган, который принял документ.
В процессе разработки образца документа необходимо предусмотреть включение в него следующих данных:
- наименование НКО;
- место пребывания;
- цели создания и фактической деятельности;
- порядок участия/выбытия;
- состав членов;
- порядок принятия новых решений;
- имущественные права и обязательства;
- нюансы распределения имущества в процессе ликвидации.
Документ должен состоять из нескольких разделов. Целесообразнее всего включить в него общие положения, права и обязанности сторон, а также ответственность за определенные явления и события.
В каждом разделе следует четко прописать пункты в целях их пояснения. Это позволит избежать разногласий в ходе практического использования документа, а также предотвратить нарушения действующего законодательства и ущемление прав других участников.
- Образец. Устав товарищества с ограниченной ответственностью (новая редакция)
- Образец. Учредительный договор закрытого акционерного общества
- Образец. Учредительный договор закрытого акционерного общества
- Образец. Учредительный договор о создании ассоциации
- Образец. Учредительный договор о создании полного товарищества
- Образец. Учредительный договор общества с ограниченной ответственностью «название общества»
- Образец. Учредительный договор открытого акционерного общества «название общества»
- Образец. Учредительный договор товарищества на вере (коммандитного товарищества)
- Образец. Учредительный договор товарищества с ограниченной ответственностью (новая редакция)
- Образец заявления на изготовление круглой мастичной печати и углового штампа
- Образец. Договор о создании и деятельности эмиссионного синдиката
- Образец. Прекращение деятельности
- Образец. Примерный устав ассоциации (концерна)
- Образец. Примерный устав фондовой биржи
- Образец. Устав акционерного общества
- Письменное обязательство учредителей о продаже акций
- Положение о размещении акций и иных ценных бумаг акционерного общества (типовая форма)
- Положение о филиале № 1 товарищества с ограниченной ответственностью (пример)
- Примерный устав государственного (муниципального) предприятия
- Примерный учредительный договор о создании полного (коммандитного) товарищества
Устав некоммерческой организации следует создавать, соблюдая все догмы законодательства РФ, опираясь при этом на опыт формирования подобной документации для данных организаций. Обобщенный вариант устава необходимо совершенствовать дополнительными пунктами, зависимо от сферы действия НКО, так как сегодня законодательство относительно данных формирований терпит значительные изменения.
При составлении устава важно брать во внимание требования указанные в п. 41 Административного регламента.
Необходимо учитывать следующие правила данного регламента:
- Страницы всех экземпляров нумеруются;
- Устав составляется в трех экземплярах;
- Два из них перед предоставлением на регистрацию прошиваются и резервируются лично составителем на месте прошивки последней страницы.