Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика организации в управленческом учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.
Структура учетной политики
Учетная политика организации является общей – это значит, что все ее разделы должны отлично коррелировать между собой, тогда сложившаяся картина станет единой. Вместе с тем, можно выделить документацию:
- Для бухгалтерского учета
- Для налогового учета
Существует три важных раздела, которые должны присутствовать в любой учетной политике:
- технический раздел (включает информацию о форме ведения учета, лицах, отвечающих за ведение учета, перечне документов, графиках, шаблонах, приложениях)
- методологический раздел для бухгалтерии (включает промежуточную отчетность, информацию о прибыли организации и о существующих расходах, учет основных и дополнительных средств)
- методологических раздел для налоговой службы (содержит все данные для налогового учета, декларации, перечни прямых и косвенных доходов и расходов и др.)
Сотрудничество с ПБК «Главный бухгалтер»: ваши преимущества
Если вы желаете сформировать правильную учетную политику организации, обращайтесь в ПБК «Главный бухгалтер». У нас вы сможете сотрудничать со специалистами, которые:
- Обладают большим опытом работы. Опыт работы — серьезный бонус. Наша компания основана в 2000 году. Мы 22 года работаем в бухгалтерской и юридической сферах. Для того чтобы разработать эффективную учетную политику организации, важно, чтобы бухгалтер имел возможность получить практический опыт в разных фирмах. От этого зависит «профессиональный кругозор» специалиста. Только бухгалтер, который консультировал сотрудников разных компаний, сможет четко и безошибочно найти вариант формирования учетной политики организации для вас. Индивидуальный подход — это точный выбор из большого количества существующих вариантов.
- Компетентны в своей работе. Знания — основа грамотной консультации. Опыт — основа эффективной помощи. У специалистов ПБК «Главный бухгалтер» есть и знания, и опыт. Учетная политика организации — это система, которая сделает вашу компанию успешной. Наши специалисты передадут вашим штатным сотрудникам опыт. Или выполнят необходимые для оптимизации действия самостоятельно.
- Универсальны. У нас есть большой опыт формирования и разработки учетной политики для разных организаций. Именно этот опыт помогает нам выбирать оптимальный вариант, который подойдет именно вашей компании. Мы анализируем ее структуру, особенности, специфику работы, количество рабочих мест. Разработка учетной политики организации — услуга, которую мы предоставляем на основе знаний и практического опыта.
Структура учетной политики. Утверждение и изменение документа
При формировании структуры документа целесообразно разделить его на две части: организационную и методологическую (методическую). В первой речь идет об технических, организационных вопросах учета. Указываются ответственные за учет лица, распределение их обязанностей, форма учета, например, «автоматизированная», с обозначением, какое программное обеспечение используется. Дается указание на рабочий план счетов в приложении к УП либо сам план счетов, в тексте. Даются пояснения, какими формами документов пользуется организация: унифицированными или разработанными самостоятельно. В тексте или в приложении должны приводиться используемые неунифицированные формы.
Отдельными документами со ссылками них либо в приложениях также утверждается:
- порядок проведения инвентаризации;
- график документооборота;
- формы регистров бухгалтерского или налогового учета, список ответственных за их ведение лиц;
- список должностных лиц и их права доступа к учетным данным.
Вторая часть указывает на методику учета соответственно:
- по участкам бухгалтерского учета (например: основные средства, запасы, расчеты по налогу на прибыль, доходы и расходы);
- в разрезе налогов (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер, другой сотрудник, выполняющий аналогичные функции. Утверждает ее руководитель. Документ оформляется в виде приказа. Учетная политика утверждается заранее – на следующий год в текущем году, как правило, в последних числах декабря.
У организации нет обязанности каждый год принимать новый документ. Если речь идет о малом бизнесе, фирме, работающей на спецрежиме, зачастую отсутствует и необходимость. Однако положения учетной политики должны полностью соответствовать законодательству. Если изменения незначительные, в учетную политику для целей БУ и НУ можно вносить дополнения, не дожидаясь окончания года.
Серьезные нововведения позволяют изменять учетную политику. В целях БУ это возможно только со следующего года, только в следующих случаях (по тексту ст. 8-6 ФЗ-402 от 06/12/11, ПБУ 1/2008 п. 10, 12):
- изменились требования законодательства о бухгалтерском учете, федеральные, отраслевые стандарты учета;
- выбран новый прогрессивный способ ведения бухгалтерского учета для повышения качества бухгалтерских данных;
- условия деятельности фирмы существенно изменились (реорганизация, появление нового вида деятельности).
В целях НУ это возможно до окончания года, согласно изменениям НК РФ. Так же можно поступить, если у фирмы появился новый вид деятельности (письмо Минфина №03-03-06/1/45756 от 03/07/18).
В определенных случаях, если речь идет о крупной организации, имеющей филиалы, ведущей сложный, с точки зрения учета и взимания налогов, бизнес, для разработки учетной политики приглашаются специализированные фирмы.
Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.
Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.
При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
- изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
- разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
- существенное изменение условий деятельности организации.
Что такое учетная политика?
Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.
В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.
Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.
Ретроспективное изменение учетной политики.
При ретроспективном применении изменений учетной политики:
1. Подлежат корректировке показатели отчетности на начало отчетного периода (входящие остатки) по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также – в случае возможности корректировки – показатели связанных статей отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели.
2. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (предшествующих годов) раскрывается в отчетности отчетного года.
3. Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики, записями по счетам бухгалтерского учета согласно нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление отчетности.
4. Утвержденная отчетность за предшествующий год (предшествующие годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям этой отчетности.
Невозможно применить ретроспективное изменение учетной политики, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:
-
не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;
-
требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления отчетности за предшествующий год.
Тогда учреждение применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики) (п. 18 СГС «Учетная политика»).
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
Учетная политика организации разрабатывается главным бухгалтером в соответствии с нормативными документами и Федеральным законом об учетной политики.
Принятая учетная политика должна быть оформлена в виде приказа. При этом учетная политика применяется организацией из года в год. Изменение учетной политики может произойти, но только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Об изменениях учетной политики на следующий отчетный год необходимо заявить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Учетная политика может изменяться в случаях внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации или нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета или существенного изменения условий деятельности учреждения. К существенному изменению деятельности бюджетного учреждения можно отнести, например, образование филиала. При этом принятая учреждением учетная политика обязательна для филиала.
Отражению в учетной политике подлежат только те способы (методы) ведения учета (бюджетного или налогового), в отношении которых законодательство предоставляет бюджетному учреждению право выбора или самостоятельность в их определении.
В приказе по учетной политике бюджетных учреждений для целей бюджетного учета в обязательном порядке утверждаются:
1. Рабочий план счетов бюджетного учета, используемых данным учреждением.
Операции по безвозмездным поступлениям активов отражаются в соответствии с порядком учета операций по предпринимательской деятельности. Для выделения таких операций следует в 18-м разряде счета бюджетного учета, указывающего источник финансирования, применять код деятельности 3.
2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
3. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
4. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах.
5. Правила документооборота.
6. Технология обработки учетной информации (достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется учет).
7. Методы оценки активов и обязательств учреждения.
8. Метод списания материально-производственных запасов.
9. Порядок учета и распределения общехозяйственных расходов.
10. Порядок распределения расходов, которые нельзя однозначно отнести к определенному виду деятельности.
11. Порядок учета в филиалах бюджетных учреждений.
12. Способ признания коммерческих расходов.
При оплате бюджетных расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и сохранении данной ситуации до конца отчетного периода, рекомендуется переплату по бюджетной деятельности учреждения учитывать как прочие доходы, а недоплату по его предпринимательской деятельности относить на прочие расходы.
13. Порядок выдачи денежных средств под отчет, в котором должен быть определен:
— круг материально-ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;
— предельный размер подотчетных средств;
— сроки представления авансового отчета об израсходовании подотчетных сумм или их возврата.
14. Вопросы ведения кассовых операций.
15. Порядок списания ГСМ.
16. Порядок списания канцелярских принадлежностей.
17. Вопросы организации и сроки хранения учетных документов.
Отдельные разделы приказа могут быть даны в виде приложений.
Элементы учетной политики | Допустимые законодательством варианты |
Учет выручки |
|
Учет расходов по заготовке и доставке товаров со складов |
|
Вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов |
|
Порядок начисления износа по основным средствам. |
|
Оценка незавершенного производства |
|
Оценка готовой продукции |
|
Оценка кредиторской задолженности по заемным средствам |
Оценка без учета причитающихся к выплате % Оценка с учетом причитающихся к выплате |
Правила документооборота
Правила документооборота – это документ, в котором прописано, кто и какие первичные документы составляет, в скольких экземплярах, как они оформляются, когда, кто и кому их передает, кто их подписывает и т.д. И если в крошечной организации отсутствие данных правил еще можно попытаться оправдать, ссылаясь на ненужность и бюрократию, то в крупной компании без утвержденного порядка концов не найти.
Все-таки ведение бухучета основано на документах, и составляться они должны своевременно, при совершении хозяйственной операции или сразу после нее. Правила документооборота не позволят кому-то «забыть» про документы.
Правила документооборота оформляются как приложение к учетной политике или как отдельное положение, на которое дается ссылка.
Как выглядят правила документооборота? Это объемная таблица, форму которой можно подсмотреть в «Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденном Министерством финансов СССР от 29.07.1983 г. №105 (не отменено и действует в части, не противоречащей действующему законодательству).
В Положении дан просто пример формы, который вы можете отредактировать под свои нужды. Вот как это может выглядеть.
Учетная политика затрат на производство
Это один из самых важных разделов учетной политики, который мы также рассмотрим. Здесь важно разграничить расходы по основной деятельности и прочие расходы, перечислить, какие расходы являются прямыми, и каким образом будут списываться общехозяйственные расходы. Итак, продолжаем создание учетной политики в организации, формируется учетная политика затрат на производство:
1) Распределение расходов между основной и прочей деятельностью (это обычно прописывается в разделе, посвященном доходам). Если деятельность по предоставлению имущества во временное пользование, предоставлению прав за пользование объектами интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций является основной, то это нужно отметить.
2) Методы учета затрат – распределяются ли расходы между конкретными видами продукции. Какие счета для учета затрат используются -20, 21, 25, 26. Если расходы распределяются, то что выбрано в качестве базы для распределения расходов – пропорционально прямым статьям затрат, зарплате основного производственного персонала, стоимости отпущенных в производство материалов, нормативным расходам или ваш вариант. Как списываются общехозяйственные расходы — распределяются между видами продукции или в полном объеме списываются на счет 90 «Продажи».
3) Оценка незавершенного производства: по прямым статьям затрат, по фактической себестоимости (проводится инвентаризация), по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, по нормативной себестоимости.
4) Если есть вспомогательное производство, то необходимо определиться – учитываются затраты по нему на счете 23 (обычно если есть отдельные подразделения) или на счете 25 (вспомогательные производства отдельно не выделены). Если затраты собираются по счету 23, то указать метод, с помощью которого они распределяются по видам продукции (желательно аналогичный для распределения общепроизводственных расходов).
Когда компания готовит сложный отчет или внедряет метод бухгалтерского учета, ей необходимо придерживаться руководящих принципов.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета может быть различной в компаниях: но что бы фирма ни делала в отношении УП, она должна соответствовать принципам бухучета (GAAP) или МСФО (IFRS).
По мере того, как высшее руководство устанавливает критерии для поддержания качества продуктов или услуг в компании, эта политика также устанавливается в качестве критериев для представления надежной и точной картины практики бухучета.
Принципы бухгалтерского учета временами являются мягкими, и конкретная политика компании очень важна. Внешние бухгалтеры, нанятые для проверки финансовой отчетности компании, должны проверить этот документ компании, чтобы убедиться, что он соответствуют стандартным принципам бухучета.
Основы формирования учетной политики
Экономические условия, сложившиеся на современном этапе развития, требуют от предприятий учета и отчетности с соблюдением определенных правил, которые должны применяться каждый год. Существуют нормативные акты компаний, благодаря которым бухгалтерский учет осуществляется, но предоставляется свобода выбора. Компании могут выбирать из множества методов бухгалтерского учета наиболее подходящие для отображения хозопераций в бухучете. Лимиты на использование любого метода ограничены действующим законодательством и профессионализмом руководителя, главного бухгалтера.
Если организация только создалась и зарегистрировалась, то утверждение учетной политики составляет 90 дней со дня регистрации.
Основной целью формирования УП является документирование методов бухгалтерского учета, приемлемых для работы. Учитывая постоянные изменения, которые происходят в экономике, представляется целесообразным изучить определение сущности понятия «учетная политика» в нормативно-правовой базе, которая в свою очередь лежит в основе внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.
С основы формирования политики учета начинается любая организация бухучета. Чтобы в компании была максимально эффективная система бухгалтерского учета, руководитель и главный бухгалтер должны выбрать из имеющихся вариантов наиболее подходящий для отражения экономической жизни компании в отчетах (выбор уровня существенности, метод амортизации, метод оценки выбытия активов, метод определения резерва оценки сомнительной задолженности, методы расчета и т. д.).
Несомненно, эти варианты имеют различные последствия и приводят к различным результатам. Очевидно, что влияние одних элементов (например, амортизации) можно проследить в течение нескольких лет, влияние других можно обнаружить только в промежуточной финотчетности, а некоторые не оказывают влияния на финансовые результаты.
Удачным выбором таких методов, как амортизация, оценка выбытия товарно-материальных запасов, учет транспортных и закупочных расходов, определение сметного резерва по сомнительным долгам является залогом дальнейшего эффективного управления предприятием.
Ответственным лицом за формирование политики является главный бухгалтер, что соответствует пункту 4 статьи 6 ФЗ «О бухгалтерском учете».
Формирование учетной политики — это непростой процесс, который является выбором и обоснованием одного из нескольких способов организации учета. Эти способы должны быть разрешены законом. Главный бухгалтер должен иметь при себе знание нормативной базы.
В случае отсутствия документа компании грозит штраф по ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей на саму фирму, и 300-500 рублей на руководителя.
Учетная политика предприятия
Действующее законодательство предоставляет возможность предприятию решать самому, какими способами вести бухгалтерский учет. Свой выбор оно должна зафиксировать в учетной политике (УП), порядок формирования и оформления которой для целей бухгалтерского учета регламентирован ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА – это совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета и отражения в учете хозяйственных операций.
Положения, не включаемые в состав сведений документа
Если организация не использует положения конкретного ПБУ или иного нормативного акта, необходимо указать об этом в учетной политике. Предприятие не должно указывать в учетной политике сведения, присутствующие в других документах компании:
- Данные, имеющиеся в учредительных формах предприятия.
- Информацию, дублирующую сведения о лицах, ответственных за организацию и создание учетной политики.
- Нормы, установленные законодательством, но не используемые в учете. В качестве примера можно привести положения о создании резервов. При отсутствии отчислений списание расходов становится проблематичным.
- Показатели, ответственные за налогообложение, но не применяемые в организации.
- Виды налогообложения и порядок учета объектов, на использование которых не влияет распоряжение руководителя, выраженное в документе.
В качестве примера рассмотрим ситуацию с использованием требований, не соответствующих системе налогообложения. Коммерческое предприятие ООО «Ритм», ведущее учет по УСН, перешло на ОСН, не внеся изменения в учетную политику. Применение общеустановленной системы обязывает предприятия выбрать способ учета налоговых обязательств, активов с использованием ПБУ 18/02 либо минуя документальное оформление постоянных и временных разниц в БУ и НУ.
Применение ПБУ и отсутствие указания на использование нормативов ведет к возникновению вопросов у ИФНС о несовпадении показателей прибыли в балансе и декларации. Вывод: Потребуются временные затраты должностных лиц ООО «Ритм» и исправление учетной политики для создания оснований применения ПБУ 18/02.