Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Домашние обязанности ребенка по возрастам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.
Как организовать помощь детей по дому
Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.
Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.
У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.
Как научить школьника в 9–11 лет и старше убирать за собой
Как приучить ребенка к порядку в комнате и навыкам опрятности, если ему 9 лет и более, если в раннем возрасте навык аккуратности так и не сложился? Способ напрямую зависит от того, как ребенок себя ведет. Обычно по поведению уже можно сказать, в чем причина проблемы:
-
Ребенок упрямится, разводит грязь, бесконечно откладывает дела на потом? Значит, от природы это обстоятельный и медлительный человек. Причем с раннего детства его ритм жизни не совпадал с родительским: мама требовала делать все быстрее, не копаться и, вероятно, срывала с горшка. Если вы хотите изменить ситуацию — запаситесь терпением и вернитесь на шаг назад. Применяйте рекомендации для более раннего возраста. Главное — создать ребенку комфортный, неторопливый ритм. Дайте больше времени на выполнение любой задачи. Не торопите, не подгоняйте, не обрывайте в речи и во время любого начатого процесса — дайте довести его до конца. Ваше понимание и поддержка играют для такого ребенка решающее значение.
-
Ребенок разбрасывает все вокруг, мельтешит, попытки убраться бросает на полпути? Это амбициозный шустрик, который просто испытывает дефицит дисциплины. Опять же, вернитесь на шаг назад и создайте ребенку нужные условия для развития: режим, структуру в пространстве и времени, систему правил и ограничений.
-
Ребенок часто вспыхивает гневом, норовит сбежать из дому? Это юный «вождь», который противится чрезмерному давлению. Опасная ситуация: тут уже не до уборки. Что делать — описано выше. Более подробно можно почитать в статье Вождь краснокожих. Коллизии воспитания неслабонервных. Часть 1
- Бег. Ребенок должен уметь бегать медленно, с ускорением, быстро, меняя скорость движения. Уметь бегать быстро на короткие дистанции, медленно на длинные (500м). Мальчики и девочки должны освоить навык бега с высоко поднятыми коленями, на носочках, с широким шагом, с подпрыгиванием. Во время движения уметь перепрыгивать небольшие препятствия, не сбавляя скорость, менять направление движения без снижения темпа;
- Прыжки. Уметь прыгать на 1 и 2 ногах вперед, вверх, в стороны, через небольшие препятствия;
- Лазать. Уметь лазать вверх и вниз по лестнице, радуге, канату, веревочной лестнице;
- Висеть на руках. Повиснув на перекладине, уметь оторвать одну руку и провисеть на второй несколько минут, вернуть руку в прежнее положение. Повиснув на турнике, приподнимать свое тело минимум до половины длины руки, чтобы плечо и предплечье были в положении 90 градусов относительно друг друга;
- Ползать. При необходимости проползти на четвереньках, по-пластунски под предметом или натянутой веревкой;
- Наклоняться вперед, в стороны. Во время упражнения “наклон вперед” дотягиваться пальцами рук до пола;
- Приседать. Выполнять приседание, не отрывая пятки от пола, сохраняя спину прямой, не терять равновесие во время упражнения;
- Ездить на велосипеде, роликах, коньках;
- Игры в бадминтон, настольный теннис, мяч.
Возраст: 11 лет и старше
На данном этапе взросления ребенка он уже может справиться с гораздо более серьезной и ответственной работой по дому. Благодаря четким правилам в отношении чистоты в доме ребенок становится более самостоятельным. В возрасте от 11 лет и до своего совершеннолетия ребенок должен уметь:
- Убирать за собой в ванной комнате
- Убирать на кухне
- Убирать в своей комнате
- Развешивать чистое белье
- Мыть посуду
- Косить газон
- Расчищать снег
- Готовить себе школьный обед
- Мыть машину
- Выгуливать собаку
- Печь/готовить под наблюдением взрослых
- Помогать в воспитании младших братьев и сестер
Обязанности ребенка в семье по закону рф перед родителями в 14 лет
Законодательная база Для решения большинства возникающих вопросов исходят из статей 12 главы Семейного Кодекса РФ. Важно уточнить, что семейные взаимоотношения находятся под контролем не только государства, но и международных правозащитных организаций, которые выделяют права и обязанности родителей исходя из норм Декларации прав человека, Конвенции прав ребенка, Европейской социальной хартии. Общая характеристика Если вы являетесь родителем, вы автоматически получаете единый комплект прав и обязанностей.
Это означает, что вы несете ответственность перед государством за вашего ребенка, но при этом получаете неукоснительный приоритет в его воспитании.
Именно вы решаете, чем его кормить, как и у кого лечить, чему его учить и как готовить к будущей жизни. Ни государство, ни другие лица (даже родственники) не могут навязывать вам, как растить детей, и это ваше право законодательно защищено.
Кто такие, по сути, подростки? Это подрастающие дети. А точнее – взрослеющие. И с взрослением как раз связаны основные проблемы подросткового возраста. Физическое, умственное, нравственное, социальное взросление, к сожалению, не идут в ногу, и такая неравномерность развития ведет к психологическим противоречиям, так характерным для детей в возрасте 11-17 лет.
Что происходит на практике? Подрастающий ребенок ощущает и осознает свое физическое взросление и свою возросшую потребность и способность воспринимать информацию. Он чувствует, что в этих проявлениях он приблизился к взрослым, и хочет как можно скорее выровняться с ними в правах. Но из-за нравственной и социальной незрелости подросток не может порой осознать, что, кроме прав, у него есть еще и обязанности.
Пользуясь сильным желанием подростков везде и всюду отстаивать свои права, специалисты из соответствующих областей (юристы, психологи и т.д.) создают целые организации: всевозможные центры правовой помощи несовершеннолетним. И это совсем не плохо, при условии, что работают там настоящие профессионалы, желающие действительно помочь. В противном случае дело иногда доходит до нелепейших прецедентов, таких, как, например, судебный процесс против школьных учителей, «заставлявших» учеников убираться в классе.
Почему подростки не хотят помогать по дому?
На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела! Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…
Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов,
Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там! », или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»
Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их и меньше , что они натворят что-то во вред себе.
Права несовершеннолетних согласно Конституции РФ
В Конституции Российской Федерации закреплены основные полномочия малыша, дарованные ему от рождения. Маленький ребенок имеет право на:
- жизнь;
- самовыражение и развитие личностных качеств;
присвоение имени, фамилии и отчества, выбранных родителями при государственной регистрации рождения малыша; - гражданство России при рождении, даже если родители ребенка приезжие;
- знание своих биологических родителей, жить и воспитываться в их семье;
- развитие способностей и уважение человеческого достоинства;
- защиту своих интересов родителями, опекунами, органами опеки и попечительства, правоохранительными органами, прокурором или судом;
- пользование, принятие во владение, наследование имущества родителей и других родственников;
- пользование наиболее усовершенствованными государственными услугами медицинского здравоохранения, лекарственных средств, оказание медицинской помощи бесплатно;
- отдых и досуг (лагеря, санаторно-курортные учреждения и тп.), участие в культурных мероприятиях и проявление творческих амбиций;
- защиту от экономической эксплуатации;
- защиту от насилия и причинение время здоровью (принуждение к занятию проституцией, приему наркотических или психотропных средств, рабство, похищение, контрабанда).
Поэтому, государство наделяет несовершеннолетних различными обязательствами, соответствующими способностям ребенка.
Права и обязанности несовершеннолетних детей
У каждого ребенка есть права, нарушать которые не вправе ни один человек, в том числе и его родители. Они не зависят от того, живет ребенок в родной семье или в приемной. Они изложены в главе 11 СК РФ.
Соблюдаться и охраняться взрослыми должны права маленького человека на:
- жизнь – как только человек появился на свет, любое посягательство на его жизнь преследуется законом;
- получение российского гражданства;
- получение имени, фамилии и отчества;
- общение со своими кровными родителями, другими родственниками;
- проживание и получение воспитания в семье;
- исповедование той веры, которую он выберет;
- свободное высказывание своего мнения;
- свободу и неприкосновенность – нельзя ребенка насильно запирать в помещении, подвергать телесным наказаниям, психологическому насилию;
- защиту и поддержку со стороны своих родителей или других законных представителей, назначенных государством, до совершеннолетия;
- помощь со стороны государственных органов, если нет поддержки со стороны родителей или от них исходит угроза;
- обучение в общеобразовательном, среднем специальном и высшем учебном учреждении;
- получение врачебной помощи, профилактические осмотры;
- отдых и досуг в соответствии с возрастом;
- получение сведений и знаний, которые способствуют его гармоничному развитию;
- охрану личной жизни от постороннего вмешательства;
- неразглашение информации, которая является тайной;
- неприкосновенность личных вещей;
- получение необходимых для всестороннего развития и обучения материальных благ.
Дети не могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Это становится возможным с 16 лет, в некоторых обстоятельствах – с 14 лет.
Что могут ваши дети? Список домашних обязанностей по возрастам
В 2–3 года:
- убирать игрушки;
- складывать грязную одежду в корзину;
- убирать книги и журналы
- накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
- вытирать пролитое;
- вытирать пыль.
С определенного момента я пришла к выводу, что не надо давать детям какие-то обязанности кроме одной: убирать за СОБОЙ. Если все члены семьи это делают, то мне остается мизер. У старшего сына своя комната, выделялась с условием, что он будет содержать ее в порядке. Раз в неделю он ее пылесосит, вытирает пыль. Я делаю контрольную уборку где-то раз в 2 месяца. Сам гладит школьные брюки, чистит ботинки (и мне тоже).
Средняя имеет свой шкаф-стол, их содержит в порядке, вытерает пыль. Муж раз в неделю пылесосит всю квартиру (кроме комнаты старшего), гладит.
Посуду каждый сам со стола ставит в раковину, муж загружает в машинку. В магазин тоже ходит муж (иногда сын). На мне готовка, стирка, мытье полов.
Дашук, участница конференции на 7е
В 4–5 лет:
- все вышеперечисленное;
- убирать свою постель;
- выбрасывать мусор;
- убирать со стола;
- поливать растения;
- приготовить завтрак из хлопьев.
В 6–7 лет:
- все вышеперечисленное;
- рассортировать белье;
- подметать;
- помогать готовить и упаковывать завтрак;
- накрывать на стол;
- убирать в спальне;
- наливать напитки;
- отвечать на телефонные звонки.
В 8–9 лет:
- все вышеперечисленное;
- загружать посуду в посудомоечную машину;
- разбирать купленные продукты;
- помогать готовить ужин;
- готовить свою одежду для стирки;
- чистить овощи;
- делать тосты;
- гулять с собакой.
У нас проблемы с мытьем полов. Меня в детстве заставляли мыть полы — я ужас как не любила, теперь такое же отношение у дочерей. И мне тут задумалось — а как у сына изменить отношение? То есть как-то переместить нелюбимую всеми работу из зоны недовольства в зону радости?
Поговорили с дочкой, придумали — когда вся семья (кроме мамы) моет пол, мама печет особый «уборочный» пирог, который потом все, участвующие в уборке, едят. Правда, у нас это недавнее введение, пирог был только один. Но четырехлетка так его и называл — «уборочный» пирог, так что, может, и получится…
Eugenie, участница конференции на 7е
В 10–12 лет:
- все вышеперечисленное;
- доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
- складывать выстиранное белье;
- убирать в ванной;
- готовить простые блюда;
- стирать;
- стричь газон;
- убирать свою постель и менять постельное белье;
- убираться в кухне;
- присматривать за младшими братьями и сестрами.
Как можно приучить ребенка помогать по дому?
А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет. Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.
Ответственность ребенка в общественных местах
Обучение азам поведения в обществе весьма важно, для воспитания полноценной личности. Например, такое общественное место, как театр (музей, зоопарк, выставка) требует соблюдения нехитрых правил поведения.
В таких многолюдных общественных местах дети ведут себя по разному, чем осложняют иногда работу экскурсоводов, работников театра и т.д.
Имея элементарные навыки культурного поведения можно избежать многих неприятных моментов:
- Ребенок должен знать, что говорить в общественном месте следует негромко, нельзя кричать. Чтобы он лучше усвоил, как надо себя вести, следует объяснить цель посещения культурного общественного места. Дома заблаговременно стоит побеседовать, подготовиться к культурному мероприятию.
- В общественных, культурных местах неприлично есть конфеты, шуршать фантиками. Для утоления голода существует буфет, специально отведенные места, в антракте при желание стоит их посетить.
- Нельзя есть мороженое, посещая музеи, выставки другие многолюдные места. Запрещено прикасаться к выставочным экспонатам. Нужно внимательно слушать экскурсовода, чтобы не создавать шум. Необходимо заинтересовать ребенка, если он с интересом будет слушать экскурсовода либо актеров, на сене не возникнет неприятных последствий.
Предлагаем ознакомиться: Объекты недвижимости: критерии классификации и виды
В общественном транспорте стоит соблюдать правила:
- входя в транспорт надо вежливо пропустить пожилых, а так же мам с маленькими детьми;
- отойти от входа, чтобы не создавать препятствия на пути людей;
- инвалидам, пожилым, а так же женщинам беременным либо с маленьким ребенком надо уступать место;
- продвигаясь среди людей, нельзя толкать их локтями, можно попросить немножко потесниться;
- кашляя, чихая, следует прикрывать рот платком, салфеткой;
- чтобы не испачкать пассажиров, запрещено пить, есть в общественном транспорте (автобусе, троллейбус, метро);
- в салоне транспорта не разрешается громко смеяться либо говорить.
Каждый ребенок может выражать собственное мнение
Ребенок всегда вправе иметь собственное мнение по любому вопросу, который касается его. В семье многие вопросы касаются детей, и каждый из них — это полноправный член семьи. Причем мнение ребенка не только принимается к сведению, но и в некоторых случаях фиксируется юридически.
Самый яркий пример — это продажа семьей квартиры. Как известно, за ребенком в жилье закреплено определенное количество квадратных метров. Для того чтобы сделка состоялась, должно быть разрешение органа опеки и попечительства. Эти структуры должны следить за соблюдением интересов детей. До того как ребенку исполнится 10 лет, социальные службы принимают решение самостоятельно. Но после достижения им этого возраста даже эти службы обязаны учитывать мнение ребенка, который может и не согласиться на продажу квартиры. Родителям в таком случае придется договариваться с ребенком, предлагая ему какие-то лучшие варианты.
Основание возникновения прав и обязанностей родителей
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста совершеннолетия, то есть 18 лет. Родители осуществляют свои права и обязанности в отношении детей до момента совершеннолетия последних.
Обратите внимание: российское законодательство устанавливает случаи, при наступлении которых ребенок может стать совершеннолетним и обрести полную дееспособность до наступления возраста 18 лет. К таким случаям законодатель относит вступление в брак несовершеннолетнего лица, а также осуществление им трудовой или предпринимательской деятельности.
Основанием для возникновения прав и обязанностей родителей является установленное в законном порядке их кровное родство, то есть происхождение ребенка от конкретных матери и отца.
Происхождение ребенка от матери устанавливается на основании медицинского свидетельства о рождении, подтверждающего рождение ребенка в медицинской организации.
Если родители ребенка состоят в зарегистрированном браке, то отцом ребенка автоматически признается супруг матери ребенка.
Важно знать: если в течение трехсот дней после расторжения брака бывшая супруга родила ребенок, то отцом ребенком автоматически признается бывший муж матери ребенка.
В ситуации, когда ребенок родился у лиц, не состоящих в браке, отцовство устанавливается путем подачи совместного заявления от матери и отца ребенка в органы ЗАГСа.
В случае смерти матери ребенка или невозможности установить ее настоящее местонахождение отцовство устанавливается по заявлению отца с согласия органа опеки и попечительства. Если такое согласие отсутствует, то отцовство устанавливается в судебном порядке.
Сотрудники ЗАГСа вносят в актовую запись о рождении ребенка запись о его родителях, которая и является подтверждением родства между родителями и ребенком.
Ограничение подростков старше 14, но младше 18 в возможностях распоряжаться доходами
Кроме эмансипации, есть и обратная ситуация – когда возможности подростка, достигшего 14, но младше 18 лет, урезаются. Обычно это происходит, когда несовершеннолетний неразумно распоряжается своими доходами – то есть тратит их на азартные игры, незаконно приобретаемые алкогольные напитки или наркотики и т. д.
Для того, чтобы лишить гражданина, достигшего 14 лет, но ещё не ставшего совершеннолетним, возможности самостоятельно распоряжаться своими доходами, требуется решение суда.
В качестве заявителей выступают родители (или иные представители) либо орган опеки. Они обращаются в суд, который в свою очередь указывает срок, на который накладывается такое ограничение. Если срок не указан, ограничение действует до совершеннолетия.
Эта норма не касается подростков, прошедших эмансипацию. Для них ограничения наложены могут быть лишь в порядке, предусмотренном для взрослых.
Ответственность детей за невыполнение обязанностей
Ввиду отсутствия многих обязанностей ребенка в законодательной базе ответственность за невыполнение требований не предусмотрена. Как правило, все ограничивается только моральным порицанием.
При грубом нарушении Устава школы (драки, воровство, аморальное поведение), ученика могут исключить из общеобразовательного учреждения и потребовать от родителей возмещения ущерба, причиненного школьному имуществу. На усмотрение администрации при первом инциденте может быть объявлен выговор нарушителю, а затем уже отчисление.
В некоторых случаях родителей привлекут к административной ответственности за правонарушения, совершенные их детьми:
- хулиганство;
- распитие алкоголя;
- употребление наркотических или иных токсических, психотропных веществ.
Ответственность детей за невыполнение их обязанностей и нарушение прав других людей различается согласно их возрасту:
- с 6 лет детей с асоциальным поведением, имеющих опыт бродяжничества, могут направить в специальные воспитательные учреждения для коррекции поведения;
- с 11 лет дети, которые участвуют в социально опасных действиях, направляются в специнтернат;
- с 14 лет возникает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, изнасилование и др.);
- с 16 лет наступает полная уголовная и административная ответственность за правонарушения и преступления.
Ответственность за нарушение прав ребенка
Посягнувшие на законные права малолетних подвергаются дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.
Родителей, лиц их заменяющих привлекают к наказанию в случае:
- Отказа воспитывать и содержать ребенка.
- Применения жестоких наказаний.
- Систематических нарушений прав малолетнего.
- Не желания забрать малыша из родильного дома, больницы.
- Пристрастия к алкоголю и психотропным средствам.
- Совершения противоправного деяния направленного против жизни и здоровья детей или супруга.
Для нарушений, указанных в п. 1, 3, 4 в начале предназначается административное пресечение в виде денежного взыскания в размере от 100 до 500 рублей. В отсутствии изменений органы опеки и попечительства возбуждают процесс о лишении родителей прав на их детей или прекращении усыновления.
Если мать с отцом, или кто-то из них умышленно мешают реализации ребенком правоспособности на взаимообщение с членами семьи, скрывают прерывание малолетнего, противятся судебному определению о месте проживания малыша, виновные подвергаются пене в размере от 2000 до 3000 рублей. При повторном деянии наказание увеличивается с 4000 до 5000 рублей или заменяется на арест, длительностью в 5 суток.
К ответу по нормам уголовного закона мать с отцом призываются при:
- Применении к ребенку мер физического воздействия. Карается:
- взысканием до 100000 рублей, или суммой заработка в течение года;
- дисциплинарной повинностью до 400 часов;
- принудительными работами в течение 2-х лет.
- Втягивании малыша в зависимость от алкоголя, наркотиков, психотропных веществ:
- ограничение свободы от 2 до 4 лет;
- арест на 4-6 месяцев.
- Ввязывании детей в совершение противоправных действий:
- тюремное заключение на срок до 6 лет, с ограничиванием свободы до 2-х лет или без оного;
- сопровождаемое насилием и угрозами – лишением свободы от 2-х до 7 лет, с ограничением свободы до 2-х лет или без такового;
- в преступление, совершаемое несколькими лицами, или носящее тяжкий, или особо тяжкий характер – тюремное заключение от 5 до 8 лет.
При совершении вышеперечисленных поступков возбуждается процесс о лишении родительских прав.
Всякий малыш – самостоятельная личность, основа будущего современного правового общества. Определить какие права имеются у ребенка в семье, защищать их реализацию от любого посягательства – первостепенная задача не только родителей, но государства в целом.
Законодательное регулирование
- Декларация прав ребенка 1959 г.
- Конвенция ОООН о правах ребенка 1989 г.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.
- Конституция РФ 1993 г.
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ
- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159 – ФЗ
- Семейный кодекс РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Кодекс об административных правонарушениях РФ
- Уголовный кодекс РФ.