Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит экзамен ГИБДД на автодроме (площадке)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 апреля 2021 года, экзамен в ГИБДД сократился до 2 этапов: теория и город. Теперь вопрос о том, как правильно пройти автодром, актуален только во время занятий в автошколе. Задания с этапа сдачи экзамена на автодроме частично перешли в город, поэтому их все еще нужно показывать инспектору. Остались только те упражнения, которые можно выполнить в условиях города. Исключениями стали «Змейка» и «Поворот на 90 градусов».
Как сейчас сдают эти элементы на экзамене?
На экзамене в городе будут проверять:
- умение заезжать в горку и остановку после спуска с эстакады. Возможно, что потребуется выполнить не все этапы упражнения, как на автодроме. Это зависит от конфигурации дороги на маршруте экзамена;
- разворот в ограниченном пространстве: включаем правый поворотник, чтобы показать другим участникам движения, что вас нужно объехать. Включите левый поворотник и поверните руль влево. Доедьте до левой части обочины, включите заднюю передачу и поверните руль вправо. Включите правый поворотник и сдайте назад до обочины. Включите левый поворотник, выверните руль в ту же сторону и завершите разворот;
- заезд в бокс задним ходом. Это упражнение выполняется также, как и на автодроме, только вам нужно самостоятельно найти место для парковки;
- параллельная парковка: ситуация аналогична заезду в бокс.
Не забывайте настраивать автомобиль под себя перед каждым занятием и перед экзаменом. Правильное положение сидения, руля и зеркал заднего вида обеспечат вам хороший обзор и понимание габаритов.
Выбирайте комфортную свободную одежду, которая не будет стеснять ваши движения. Также не забывайте про обувь, в ней тоже должно быть удобно. Лучше всего выбрать обувь с тонкой подошвой, так вы будете лучше чувствовать педали и плавнее нажимать на них. Толстая подошва может привести к резким нажатиям.
Перед началом выполнения упражнения вспомните последовательность действий. Проговорите их вслух или про себя, так вы не будете путаться.
Не разгоняйтесь слишком сильно, иначе вы можете выполнить маневр неправильно. Неспешные действия лучше поддаются контролю, и у вас будет больше шансов исправить ошибку, если вы начали что-то делать не так. Рекомендуемая скорость на автодроме — до 10 км/ч.
Не пейте успокоительные средства, даже когда сильно волнуетесь. Они могут замедлять реакцию.
Высыпайтесь перед занятием и старайтесь выбирать время, когда вы еще не устали. Концентрация — это самое важное, когда вы управляете автомобилем. Даже идеально зная инструкцию по выполнению упражнений, но не не спав всю ночь или назначив занятие на вечер, когда у вас уже закрываются глаза, сконцентрироваться и не совершать ошибки будет очень трудно.
Практикуйтесь как можно больше. Используйте время занятия по максимуму и старайтесь не отвлекаться, а отрабатывать маневры.
Новые требования к выполнению упражнений
Выпускникам автошкол этого года предстоит столкнуться с изменившимися требованиями, поскольку с 01.04.2021 года произошли обновления в правилах сдачи экзаменов в ГИБДД. Теперь понятия «автодром» и «город» объединили в общее – «практика».
Важно: из пункта 1 приложения 8 нового регламента становится понятно, что элементы можно выполнять и на автодромах, и на дорогах с неинтенсивным движением. С большой вероятностью выбор будет осуществляться индивидуально для каждого экзаменационного подразделения.
Еще предыдущие таблицы по штрафным баллам заменены единой таблицей для практического экзамена. Помимо начисления 1, 3 и 5 баллов добавилось 2. Ошибки также разделили по категориям: грубые (5), средние (3), средние (2) и мелкие (1).
Управление автомобилем в ограниченном пространстве состоит из трех элементов – поворотов на 90 градусов, развороте и змейке. Комплекс упражнений осуществляется следующим образом:
- Автомобиль начинает прямолинейное движение, после чего водителю требуется сделать по одному из поворотов в левую и правую сторону на 90 градусов. Для успешного прохождения поворотов необходимо следовать заданной территории и учитывать габариты кузова автомобиля – чем длиннее колесная база, тем раньше необходимо выкручивать руль в сторону поворота;
- После преодоления «прямого угла», водитель сразу выезжает на «габаритный дворик» – участок ограниченного пространства, где необходимо сделать разворот. Упражнение выполняется путем маневрирование рулевого колеса и движении взад-перед. Успешное выполнение засчитывается при развороте автомобиля в рамках ограниченного пространства – пересечение белых линий даже бампером считается как незачет;
- Последним элементом маневрирования является змейка – аналог «прямого угла» со скошенными гранями. Змейка считается легким упражнением – для зачета достаточно пройти дистанцию по заданной траектории и не зацепить ограничивающие фишки.
- Разворот в ограниченном пространстве
Упражнения на автодроме: как сделать поэтапно на механике
Все упражнения на автодроме выполняются поэтапно на механике, а также на авто с коробкой-автоматом, но нужно придерживаться общих правил:
- перед началом теста транспорт ставят у ограничительной линии так, чтобы бампер ее не пересекал;
- переключают КПП на нейтральное положение и поднимают стояночный тормоз;
- задействуют передачу (лучше первую), сняв авто с ручника, начинают движение;
- можно делать все, не торопясь, время на это есть;
- завершают этап у стоп-линии;
Единая схема упражнений может выглядеть так:
- проезд через возвышение с остановкой у стоп-линий и возобновлением движения по команде;
- въезд в гаражный бокс задним ходом;
- параллельная парковка (перемещение на ограниченный участок и установка машины в соответствии с боковой пунктирной разметкой);
- маневрирование, то есть езда с изменением траектории по ограничителям, либо выполнение поворотов;
- чередование поворотов (левого и правого) в любом порядке или разворот.
Ошибки, которые возникают при выполнении новой змейки
Не смотря на всю простоту упражнения, существует ряд ошибок, которые обучающиеся допускают при проезде змейки.
Для того, что бы быть готовым к ним хотя бы в теории, стоит подробно рассмотреть то, на чём ошибаются другие:
- Достаточно часто экзаменуемые ошибаются ещё в самом начале, не приступая к началу выполнения упражнения в отведённый срок. Согласно норме начать следует в течении тридцати секунд после сигнала инструктора.
- Следующая ошибка – сугубо техническая и заключается в наезде на разметку участков упражнения, так же в случае если зона выполнения упражнения ограждена конусами, каждый сбитый столбик будет равен ошибке.
- В определённых условиях водитель может не вписаться в траекторию движения и пересечь колесом границу выполнения упражнения, что так же является очень грубой ошибкой.
- В связи с тем, что многие испытуемые стараются пройти упражнение «на сцеплении», достаточно распространена ситуация, когда двигатель глохнет. Допускать этого так же нельзя.
Как заехать в гараж задним ходом
В 2009 году Министерство Образования России и ГИБДД разработали специальную программу для обучения граждан в автошколах. Новая методика обучения предусматривает увеличенное количество часов.
Также теперь есть интересная категория «Психофизиологическое Поведение на Дорогах».
Поначалу потенциальные водители скептически относились к таким новшествам, но после получения водительского удостоверения многие признают, что эта дисциплина очень полезна.
Есть в курсе подготовки и много упражнений, которые следует сдать практически без ошибок. Но не всегда все получается даже тем людям, которые умеют водить и экзамены считали лишь формальностью.
Так, часто проблемы вызывает упражнение «Заезд в гараж задним ходом на автодроме».
И это не смотря на отличные условия и большое пространство, а не выполнение упражнения в полутемном гаражном кооперативе.
Автодромный этап модернизировали, оставив для экзамена лишь четыре элемента (для категории В): перпендикулярная и параллельная парковка, разворот в тесных пространствах, старт с уклона (горка). Что интересно, в подписанном регламенте ширина коридора для разворота составляет всего 5 метров — чуть больше длины среднего автомобиля. Раньше этот параметр был равен двум длинам автомобиля, например, для Hyundai Solaris составил почти 9 метров. Развернуться в дворике шириной 5 метров по экзаменационной схеме (вперёд, назад, вперёд) можно разве что на двухместном Smart.
То же касается перпендикулярной парковки (упражнение «Гараж») — размеры парковочного слота сделали равными 5×2,5 метра. На автомобиле среднего класса в такой слот въедет не каждый опытный водитель.
Максимальное время сдачи полигона для автошколы
На выполнения каждого задания у начинающего водителя на полигоне есть не более 2 минут. Дополнительно также инструктор выделяет время своему ученику на движения между разными локациями, предназначенными для тех или иных заданий, со скоростью, не превышающую 10 километров в час.
Важно! Обратите внимание на то, что каждая автошкола самостоятельно определяет максимальное время сдачи полигона в зависимости от количества выполняемых маневров, дальность расположения локаций между собой и т.д.
Расчет максимального времени сдачи полигона происходит следующим образом:
- На выполнение каждого маневра требуется всего лишь 2 минуты. Если перед учеником 7 заданий, ему понадобится 14 минут.
- Между всеми локациями, предназначенными для выполнения маневров, маршрут протяженностью 250 метров. В общем водителю понадобится 250*6 = 1500 метров. Если максимально разрешенная скорость движения составляет 10 километров в час (166,7 метров в минуту), ученику на поездки требуется 1500/166,7 = 8,99 минуты (примерно 9 минут).
- Общая продолжительность выполнения всех заданий полигона автошколы составляет 14+9 = 23 минуты.
Инструктор перед проведением оценивания водителя должен предоставить ему информацию, касающуюся максимального времени прохождения экзамена.
Таблица штрафов за ошибки
Оценивается техника заезда задним ходом под углом строго, поэтому если не выполнить какую-либо часть или произвести нарушение то выставляются штрафные баллы. Некоторые нарушения недопустимы, поэтому ошибка приведет к результату — неудача экзамена.
Ниже представлена таблица нарушений и количество штрафных баллов, которые выставляет инспектор. При допущении ошибки, за которую инспектор ставит 0 баллов, экзамен считается заваленным.
Возможные ошибки | Количество баллов |
113.1 Водитель не начал выполнять упражнение в течение 30 секунд после стартового сигнала от инспектора. | |
113.2 Наезд машины на размеченные линии, которые ограничивают бокс. | 2 |
113.3 Пересечение колесами машины или выезд за границы линии, которой обозначается дорожная разметка (белая разметка или желтая, огороженная конусами-стойками) | |
113.5 Внешними габаритами машины не пересечена контрольная линия, в том случае когда это предусмотрено по условиям упражнения. | |
113.6 Допущено отклонение в движение машины от заданной условиями упражнения траектории. | |
113.7 Остановка работы двигателя машины без причины. | 2 |
113.15 Испытуемый не явился или покинул экзаменационную площадку либо отказался проходить испытание. |
Техника заезда под прямым углом отрабатывается на нескольких уроках и новички редко «заваливают» въезд в гараж задним ходом. После сдачи экзамена на практике можно не спешить и несколько раз выйти из машины, проверяя, правильно ли выполняются движения.
Обслуживание автодрома зимой
В период отрицательных температур окружающего воздуха при наличии устойчивого снежного покрова места начала и окончания выполнения упражнений обозначаются разметочными конусами или разметочными стойками в соответствии со схемами выполнения упражнений.
В холодное время года вместо разметки на автодроме используются стойки или конусы. Именно этими элементами обозначают как границы упражнений, так и линии начала и окончания выполнения элементов.
В период отрицательных температур окружающего воздуха зоны выполнения упражнений и участки автодрома, автоматизированного автодрома или закрытой площадки в местах движения транспортных средств должны быть обработаны противогололедными материалами.
Кроме того, зимой автодром должен быть обработан противоледными материалами.
Въезд в гараж — зачем это надо
Нередко начинающие водители недоуменно спрашивают инструкторов, зачем те настойчиво заставляют их оттачивать на автодроме заезд задним ходом в гараж. Мол, гаражи — это пережиток прошлого. К тому же для въезда в реальный гараж и даже в «ракушку» редко нужно совершать поворот на 90°. Обычно перед воротами достаточно места, чтобы стать к ним перпендикулярно и спокойно заехать внутрь хоть передом, хоть задом.
Ответ не в меру самоуверенным новичкам дает переименование упражнения «заезд задним ходом в гараж» в регламенте ГИБДД. От курсантов теперь требуется умение безукоризненно и безопасно для окружающих поставить автомобиль на труднодоступное место парковки. В городе это вполне жизненная ситуация: и в парковочных карманах на улицах, и во дворах автомобили стоят под острым или прямым углом к проезжей части или внутридворовому проезду.
Отсутствие у водителей опыта экстремальной парковки приводит к досадным ДТП на ровном месте. Аварии отнимают у виновников и пострадавших время, деньги и нервы.
Расстояние на парковке между машинами минимально. Часто авто стоят не параллельно друг другу. Чтобы втиснуться в карман, не повредив собственное и соседское ЛКП, нужна редкая сноровка. Именно её и дают столь нелюбимые многими новичками тренировки на автодроме. Но тяжело в учении, легко в реальном дорожном трафике! Всем удачи на дорогах и на парковках!
Тренировка аварийной маневренности
В обычных автошколах дают азы: учат спокойной езде в спокойной обстановке. На практике же дорога полна неожиданностей: может лопнуть колесо, выскочить в лоб лихач, подвернуться участок с гололедом. Потому не обойтись без тренировок аварийной маневренности. Есть специальные курсы, на которых инструктируют водители-профессионалы, но кое-чему можно научиться и бесплатно.
Потребуется исправный автомобиль, достаточно большая площадка или широкая и пустынная дорога. Не лишним будет и помощник, лучше опытный водитель. Отрабатывать можно следующие упражнения:
- Экстренное торможение. Разогнаться до 40 км/ч и резко затормозить. Заметить, как ведет себя автомобиль, каков тормозной и остановочный путь. Выполнить это же упражнение на сухой и мокрой дороге, а также при скорости 60 и 70 км/ч.
- Объезд неожиданного препятствия. Попросить помощника, чтобы он выкатывал покрышки перед вашим автомобилем, а самому разогнаться до 40 км/ч и в последний момент постараться объехать препятствие не прибегая к торможению.
- Выход из заноса. Можно выполнять на скользком покрытии. Разогнаться до 40 км/ч, резко затормозить, слегка вывернув руль влево или вправо. Постараться удержать автомобиль на желаемой траектории.
Сдаем экзамен на автодроме в 2021 году
Обратимся к приложению 8 нового административного регламента:
1. При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1», «D1», «C1E» и «D1E» проверка навыков управления транспортными средствами указанных категорий и подкатегорий при выполнении маневров, предусмотренных подпунктами «а» — «д» и «у» пункта 14 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097, осуществляется на закрытых площадках, автодромах, в том числе автоматизированных, территориях, имеющих твердое покрытие и ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов, и (или) участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки.
Пункт 1 говорит о том, что упражнения могут выполняться как на автодромах, так и на участках дорог с малоинтенсивным движением. Однако из него не понятно, в каких именно случаях для проведения экзамена должны выбираться автодромы, а в каких — участки дорог.
Дополнительная информация по этому вопросу дается в описании каждого из упражнений. Например, для упражнения «въезд в бокс»:
7. Проверка выполнения маневра на транспортном средстве категории «B» осуществляется на участках дорог с малоинтенсивным движением с использованием имеющихся размеченных мест для стоянки (парковки) (рисунок 1).
8. В случае отсутствия условий для выполнения маневра, указанных в пункте 7 настоящего приложения к Административному регламенту, проверка выполнения маневра осуществляется в соответствии со схемой и размерами, указанными на рисунке 2.
То есть, по умолчанию упражнение предлагают выполнять на размеченном парковочном месте в реальных дорожных условиях. Если же такое место найти невозможно, то сдать упражнение можно и на автодроме.
Так что для каждого экзаменационного подразделения место выполнения упражнений будет выбираться индивидуально.
Например, если рядом с подразделением есть большая парковка супермаркета, где всегда много свободных мест, то выполнить упражнение можно и на ней.
Если же ГИБДД находится в центре большого города, где все общественные парковочные места «всегда» заняты, то сдать упражнение можно и на автодроме.
Пока что сложно сказать, как именно будут сдаваться упражнения на практике, однако здравый смысл подсказывает, что многие подразделения ГИБДД оставят сдачу этих маневров именно на автодромах. Т.к. в современных регалиях гарантировать наличие свободных мест на общественных парковках невозможно.
При выполнении экзаменационных упражнений кандидат в водители должен соблюдать условия этих упражнений. В том числе, не пересекать соответствующие линии разметки. Однако проконтролировать пересечение разметки из автомобиля не всегда возможно. Пункт 4 приложения 8 рассказывает о том, как должна происходить проверка на практике:
4. В целях проверки выполнения кандидатом в водители маневров, предусмотренных подпунктами «а» — «г», «у» пункта 14 Правил, допускается нахождение экзаменатора и кандидата в водители снаружи экзаменационного транспортного средства после завершения маневра или прекращения его выполнения в случае, установленном пунктом 6 настоящего приложения к Административному регламенту, и остановки транспортного средства.
Суть пункта сводится к тому, что для проверки выполнения маневра кандидат в водители и экзаменатор могут выйти из автомобиля и подробно изучить его расположение. Причем сделать это можно в двух случаях:
- когда выполнение маневра завершено;
- когда экзаменатор говорит, что допущена ошибка, и выполнение упражнения прекращается;
Примечание. Выход из автомобиля для осмотра не является обязательным. Если экзаменатор согласен с тем, что маневр выполнен корректно, можно просто продолжить экзамен.
Ошибка | Количество штрафных баллов |
Включение передачи заднего хода 3 или более раз | 3 |
В процессе маневра габариты ТС пересекли линию разметки или бордюр, либо автомобиль наехал на разметку или бордюр колесом | 3 |
После завершения маневра часть автомобиля (кроме зеркал заднего вида) находится вне парковочного места, то есть пересекает его границы | 3 |
Экзамен на автодроме: как сдать
Итак, вы готовы выполнить заезд в бокс задним ходом. Пошаговая инструкция позволила изучить основные нюансы процесса, но от ошибок вы не застрахованы. Чтобы исключить возможные ошибки, вам надо ознакомиться с ними:
- Когда в левом зеркале автомобиля стойки не видно, а в правом зеркале вы заметили, что она очень близко, то это говорит о том, что вы рано начали поворачивать. В такой ситуации надо вывернуть руль до упора в противоположную сторону, и продолжить передвижение на задней скорости, пока в левом зеркале не будет видна стойка. В момент, когда стойка будет на нормально расстоянии от машины, следует выровнять рулевое колеса. Когда заднее колесо будет на линии гаража, выравниваем автомобиль. Таким образом, и удается решить проблему;
Даже если вы успешно выполнили упражнение, получили водительское удостоверение, далеко не факт, что все так легко получится в реальной жизни. Часто проблемы с заездом задним ходом появляются.
В такой ситуации надо подъехать зеркалом правой стороны к стене гаража так близко, как позволяет место. После этого выворачиваем руль в левую сторону, и смотрим в правое зеркало. Там вы должны увидеть стену, которая будет на расстоянии примерно в 15 сантиметров от транспортного средства. После этого включаем заднюю скорость и заезжаем внутрь гаража.
Подготовка к экзамену должна быть качественной, только тогда вам гарантирован успех. Чтобы успешно выполнить упражнение заезда задним ходом в бокс, нужно учесть такие рекомендации:
- Подготовьтесь к сдаче экзамена, подробно изучив теорию. Если вы прочитали эту статью, то полдела уже сделано, еще можно посмотреть видео-инструкцию по выполнению маневра;
- Если у вас есть свой автомобиль, и немного свободного времени, то стоит попрактиковаться. При этом рядом с вами обязательно должен присутствовать водитель с опытом, который подскажет, что и как делать;
- Как проходит экзамен на автодроме
- Какие упражнения обязательны для сдачи автодрома
- Заезд в гараж
- Параллельная парковка, или «тещин карман»
- Змейка
- Разворот в ограниченном пространстве
- Эстакада
- Как подготовиться к сдаче экзамена на автодроме
- Основные ошибки
Параллельная парковка схематично
- Водителю необходимо двигаться параллельно линии границы парковки с прямыми колесами. При этом нужно держаться на расстоянии примерно 0,5 метра от припаркованного справа автомобиля. Необходимо постараться встать таким образом, чтобы ось задних колес оказалась на одном уровне со стоящей справа машиной.
- Нужно поставить колеса в крайнее правое положение, а затем начать двигаться назад, смотря при этом в левое зеркало, в котором должна показаться ближайшая к бордюру фара припаркованного сзади автомобиля.
- После этого необходимо выровнять руль и продолжить аккуратно ехать назад, пока заднее левое заднее колесо не поравняется с левой фарой машины сзади
- Затем надо выкрутить руль влево и продолжать движение назад до того момента, пока автомобиль не встанет на одну линию с другими машинами параллельно бордюрам.
- В случае необходимости можно сдать немного вперед, чтобы полностью выровнять машину.