- Раздел имущества

Что делать, если попал в ДТП на велосипеде

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если попал в ДТП на велосипеде». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Зачастую общественность привыкла считать виноватым водителя авто, если произошел инцидент с участием велосипедиста. Как показывает практика — это далеко не так. Около половины всех ДТП данного типа происходит именно по вине водителей велосипедов, к тому же нередки случаи наездов велосипедистов на пешеходов и получение серьезных травм последними.

ДТП с велосипедистом при движении по тротуару

В целом, правилами не запрещается движение на велосипеде по тротуарам и пешеходным дорожкам, но не рекомендуется. Лучше всего, когда велосипедист передвигается по специальным велодорожкам, по крайней правой полосе или обочине проезжей части. Данные предписания продиктованы частыми случаями наездов на пешеходов и как следствие высоким травматизмом. Однако в случае с автомобилем ситуация имеет ряд нюансов.

Рассмотрим такой случай: велосипедист движется по тротуару, а автомобиль маневрирует на прилегающей территории и пересекает тротуар с целью выезда на проезжую часть. Так как вдоль тротуаров часто располагаются зеленые насаждения или какие-либо объекты технического или коммерческого значения видимость сильно ограничена. В результате этого может произойти ДТП.

Авария при движении по тротуару

Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.

Особенность наказания

Если исходить из условий ПДД, столкновение с велосипедистом часто приводит к тяжелым последствиям для водителя авто. Одна из причина в том, что двухколесное безмоторное средство передвижения не относится к транспорту повышенной опасности. Это значит, что в случае столкновения наибольшее внимание будет уделено действиям человека за рулем машины. Учитываются меры, принятые для того, чтобы избежать столкновения.

К особенностям автомобиля (если сравнивать с велосипедом) можно отнести:

  1. Возможность развивать высокую скорость, которая несет опасность для других участников движения.
  2. Габариты ТС достаточно велики, чтобы его можно было с легкостью заметить на дороге.
  3. Водитель перед получением прав изучает ПДД и сдает экзамен по правилам дорожного движения.

Когда велосипед имеет право двигаться по дороге

Многие не знают, является ли велосипедист водителем, и не воспринимают данный вид транспорта серьезно. При этом велосипед – такой же участник дорожного движения, как и автомобиль. Соответственно, любой велосипедист должен соблюдать ПДД.

В соответствии с ПДД велосипедистам на дороге разрешается находиться. Но это лишь формально, так как дорогой считаются проезжая часть, тротуар и обочина. По правилам водителям велосипеда любого возраста можно ездить по специальным велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также по тротуарам.

Передвижение по проезжей части разрешено лишь в некоторых ситуациях:

  • в случае если отсутствуют специальные дорожки или отдельные полосы для велосипедистов;
  • если движение по велодорожке или велополосе невозможно;
  • когда габариты велосипеда, прицепа или перевозимого груза составляет более 1 метра в ширину;
  • в случае когда движется колонна велосипедистов.
Читайте также:  Социальные выплаты семьям с детьми на 2022 год

Двигаться можно только по правому краю проезжей части. Кроме того, возраст водителя велосипеда должен быть не меньше 14 лет. До 14 лет передвижение на велосипеде разрешено только по тротуарам и специальным велопешеходным дорожкам.

Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста

О том, что ждет водителя автомобиля при ДТП с участием велосипедиста, можно узнать из КоАП РФ, а именно статьи №12. Согласно закону, ни один виновник дорожного происшествия не может остаться безнаказанным. В случае смертельного исхода или получения велосипедистом травм особой тяжести, водитель авто привлекается к уголовной ответственности по статье №264 УК РФ.

Принято считать, что ДТП с велосипедистом всегда приводит к наказанию водителя, однако на практике это происходит значительно реже. Граждане, управляющие самоходными ТС зачастую нарушают правила дорожного движения. Если велосипедист скрылся с места происшествия — его вина будет едва ли не более тяжелой, чем у водителя и платить за ремонт авто будет именно он. Другая ответственность предусмотрена в том случае, если авария нанесла тяжелые травмы водителю. Владелец самоходного ТС обязан будет компенсировать временную нетрудоспособность гражданина, помимо этого привлекается к судебному разбирательству и штрафным взысканиям.

Авария при движении по тротуару

Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.

При движении по тротуару

Существует и другой пример аварий, в которых участвует велосипед. Велосипедист движется по тротуару. Из проулка между зданиями выезжает машина.

У автолюбителя зачастую в таких ситуациях затруднен обзор – высокими растениями, постройками, баннерами и другими объектами.

В итоге случается столкновение, результатом которого будет вред, нанесенный не только транспортным средствам, но и людям. Тем более это грозит не имеющему серьезной защиты велосипедисту.

Обратите внимание! В произошедшем событии виновником может быть любой участника ДТП. С одной стороны, машина при выезде на дорогу обязана пропустить велосипед, передвигающийся по тротуару. С другой стороны, передвижение велосипедиста по тротуару не должно препятствовать передвижению других объектов. В противном случае велосипедист должен спешиться и перейти потенциально опасное место на своих двоих.

Однако часто виноватым признают велосипедиста. Ведь водитель машины даже при небольшой скорости передвижения между дворами не смог бы остановиться перед велосипедом, появившимся внезапно со стороны тротуара.

Посмотрите видео. Велосипедист в ДТП: что делать, как помочь?

За что не заплатит страховая компания?

Чтобы рассчитывать на компенсацию в рамках страховки велосипеда нужно иметь доказательства права собственности на двухколесный транспорт. Это может быть любой документ подтверждающий, что велосипедист законно приобрел движимое имущество. Если у владельца нет паспорта, чека или гарантийного талона, выданного в магазине, страховая компания откажет в выплатах.

Если во время аварии велосипед был оснащен дополнительным оборудованием, которое получило повреждения, потребуются документы, удостоверяющие их стоимость. Возможно использование кассового или товарного чека. Часто во время ДТП повреждается багажник и светоотражающие элементы, которые не являются базовой комплектацией при покупке двухколёсного транспорта в магазине. И обычно на них нет никакой документации, из-за чего в большинстве случаев пострадавшая сторона не получает компенсацию.

Читайте также:  Какие льготы ветеранам труда в 2022 году в коми

В случае нанесения вреда здоровью велосипедиста в компенсации лечения травм, полученных в аварии, будет отказано, если он не предоставит:

  1. Справку, выданную сотрудниками травмпункта.
  2. Суждение о состоянии больного и результатах лечения.

В документе должны быть указаны все полученные в результате ДТП на велосипеде с участием детей или взрослых травмы. Если любое нанесённое пострадавшему лицу повреждение не будет зафиксировано медицинским сотрудником, рассчитывать на компенсационные выплаты по страховке не стоит.

Нужно учитывать, что, определяя размер компенсации за вред, причинённый здоровью, страховщики используют специальную таблицу с привидением всевозможных травм. Рядом с каждым случаем указывается сумма в процентном соотношении, выплачиваемая при получении повреждений.

Что говорит статистика о происшествиях с участием велосипедистов

В настоящее время доступны статистические данные только за 2021 год. Следует отметить, что в России наметилась общая тенденция снижения количества ДТП. Однако на этом фоне статистика происшествий с участием велосипедистов демонстрирует рост. Аварий с участием велосипедистов в 2021 году зафиксировано на 6,1% больше. С января по сентябрь прошлого года в ДТП пострадали 4606 велосипедистов (рост 4.0%).

Велосипедист даже в специальной экипировке имеет очень слабую защиту в случае ДТП. Поэтому практически каждое происшествие с их участием сопровождается получением травм различной степени тяжести, а нередко приводит к летальному исходу.

Основные причины ДТП с велосипедистами

Причины ДТП с участием велосипедистов бывают разные, так как каждая ситуация на дороге по-своему уникальна. Часто транспорту мешают вовремя увидеть двигающуюся технику зеленые насаждения, рекламные конструкции. Но бывает виновником и сам пострадавший, который резко выехал из-за угла, не убедившись в безопасности поворота. Чаще всего аварийные ситуации происходят в следующих местах:

  • На переходе для пешеходов. Тут ДТП происходит по вине велосипедиста, старающегося быстро пересечь перекресток, не слезая с транспорта. Столкновения избежать крайне сложно, а это в свою очередь ведет к травмам и материальному ущербу.
  • Во дворе. ДТП с велосипедистом происходят и на территории пешеходной зоны, из-за плохого обзора и быстрого движения двухколесной техники между домами. С юридической точки зрения виновником в таком случае выступает владелец автомобиля, так как он должен принимать все меры для исключения столкновения с пешеходами и велотранспортом.

Берегись велосипеда, или предупрежден значит вооружен

Вдохновением для написания данной статьи стало моё вчерашнее удачное экстренное торможение для предотвращения наезда на велосипедиста. Говорят, перед смертью у человека пролетает вся жизнь, надеюсь, велосипедист успел увидеть этот фильм, у меня же за какие-то доли секунд пролетела вся судебная практика, начиная от дел по ДТП, и заканчивая делами об условно-досрочным освобождении.

Уже вечером, разбирая полеты, Я пришел к тому выводу, что случаи наезда механических транспортных средств на лиц, управляющих велосипедами, далее велосипедисты, не так уж и редки, по крайней мере, в моей практике подобных дел несколько.

Тяжесть вреда здоровью, причиненная велосипедисту, от наезда механического транспортного средства, как правило, более серьезная, чем причиняемая пешеходу при тех же условиях дорожной обстановки, что обусловлено более высокой скоростью движения велосипедиста, его падением с более высокой высоты, чем высота падения пешехода, его взаимодействием с велосипедом при падении.

Анализ обстоятельств известных мне ДТП с участием механического транспортного средства и велосипеда позволил сделать вывод о том, что наезд механического транспортного средства на велосипедиста происходил именно при совершении водителем механического транспортного средства маневров, связанных, например, с поворотом направо с пересечением, в том числе регулируемого пешеходного перехода, либо с перестроением на крайнюю правую полосу (от тротуара).

Читайте также:  Правила исчисления заработной платы педагогов

Во всех случаях водители механических транспортных средств в своих объяснениях указывали, что велосипедист в их поле зрения «не понять, откуда он взялся». Данное позволяет утверждать, что появление велосипедиста для водителей становилось неожиданностью, и принятие экстренных мер торможения оказывалось безуспешным – наезда избежать не удавалось.

Предлагаю обратиться непосредственно к нормам правил дорожного движения, регламентирующим участие велосипедистов в дорожном движении.

Так, Правила дорожного движения, далее ПДД, относят велосипед к транспортному средству, а лицо, управляющее велосипедом, называют водителем (п.1.2.).

Лица, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущих санки, тележку, детскую или инвалидную коляску приравниваются к пешеходам (п.1.2). При этом ПДД определяют пешехода как лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. (Полагаю, что под лицом, ведущим велосипед, подразумевается именно лицо, идущее пешком, держа велосипед за руль, поскольку лицо, осуществляющее движение на мотоцикле, т.е. мотоциклист, заведомо не может быть приравнено к пешеходу).

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации говорят о том, что велосипед должен иметь исправный тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета. ПДД предъявляют к движению велосипедов и мопедов дополнительные требования. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.

Данный пункт ПДД имеет примечание, согласно которому по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может снижаться указанный возрастной ценз, но не более чем на 2 года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств — специального регистрационного знака. ПДД обязывают велосипеды двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее.

Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

ПДД запрещают водителям велосипеда и мопеда:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

В зависимости от нанесённого ущерба, последствий аварии, может наступить административная или уголовная ответственность. При доказанной вине водителя, ему грозит штраф за нарушение правил движения:

Несоблюдение разметки – предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей;

  • Непредставление приоритета велосипеду – 1500-2500 рублей штрафа;
  • Нарушение ПДД в жилой зоне – от 1500 до 3000 рублей в зависимости от региона;
  • Превышение скорости – штраф от 500 рублей.

Если в результате столкновения есть потерпевший к водителю будет применена санкция ст. 12.24 КоАП:

  • Ч.1 – при лёгких повреждениях – штраф 2,5 тыс. -5 тыс. рублей либо лишение прав на срок 12-18 месяцев;
  • Ч.2 – нанесение вреда здоровью средней тяжести – 10 тыс. – 25 тыс. рублей штрафа либо лишение права управлять транспортным средством сроком до 2 лет.

Если велосипедист подучил тяжёлые травмы либо скончался, нарушить будет отвечать по ст. 264 Уголовного кодекса РФ, что грозит реальным или заключением.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *