Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Сроки уплаты налогов зависят от их вида. Некоторые из них удерживаются автоматически, об оплате других необходимо позаботиться самостоятельно.
Вид налога |
Срок оплаты |
Налог на вклады |
до 1 декабря 2022 года (за доходы в 2021 году) |
НДФЛ |
до 15 июля 2022 года (за доходы в 2021 году) |
Налог с выигрышей |
до 15 июля 2022 года (за выигрыши в 2021 году) |
Налог на имущество |
до 1 декабря 2022 года (за недвижимость, которой владели в 2021 году) |
Земельный налог |
до 1 декабря 2022 года (за земельные участки, которыми владели в 2021 году) |
Транспортный налог |
до 1 декабря 2022 года (за транспорт, которым владели в 2021 году) |
Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
Основные налоги юридических лиц
Налоги, которые подлежат уплате организациями, напрямую зависят от режима налогообложения. От условий исчисления доходов и расходов происходит отличие в налоговых ставках и видах налогов. Однако есть ряд платежей, которые осуществляются любой организацией, независимо от режима:
- НДФЛ. Организация в качестве налогового агента делает платежи за сотрудника в размере 13% его доходов. Если сотрудник не является резидентом РФ, то ставка составляет 30%. Эти нормы установлены в статье 224 Налогового Кодекса РФ.
- Страховые взносы. Отчисления по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) составляют 22%, на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) — 2,9%.
- Имущественные налоги (на имущество, на землю, на транспорт). Ставка налога на имущество для юридических лиц составляет 2,2%, ставка налога на землю (от 0,1 до 1,5%) определяется региональными властями и зависит от типа участка земли, ставка транспортного налога зависит от мощности транспортного средства.
- Госпошлина. Если организация вносит изменения в учредительные документы, например, меняет юридический или фактический адрес или состав собственников, то за обращение в госорганы необходимо оплатить государственную пошлину.
- Прочие налоги, например, водный налог или отчисления за воздействие на окружающую среду.
Таким образом, организация платит налоги за имущество, которым владеет. Если в собственности находится недвижимость, транспорт или земля, то фирма обязуется делать взносы по имущественным налогам. Также компания перечисляет НДФЛ и страховые взносы за своих сотрудников.
Налог на доходы физических лиц удерживается с заработной платы сотрудника, а страховые взносы удержать нельзя. Они выплачиваются полностью за счет организации. Прочие налоговые платежи зависят от режима налогообложения компании.
Как влияет налоговая база на величину налога
Любого плательщика прежде всего волнует вопрос: «Сколько именно мне нужно будет заплатить?» Ответить на него как раз и призвано понятие налоговой базы вкупе с применением налоговой ставки.
Величина уплачиваемого налога представляет собой произведение налоговой базы на значение налоговой ставки.
Налоговая база регламентирует единицы, в которых считается налог, а налоговая ставка, в свою очередь, показывает, какую долю этих единиц нужно отчислить в пользу государства. Это соотношение может быть двух типов:
- твердым – абсолютная сумма на каждую единицу налоговой базы (чаще применяется при начислении налогов, база которых позволяет назначить фиксированную сумму на каждую характеристику по налоговой базе, например, транспортный, акцизный, земельный налоги);
- процентным – уплате подлежит тот или иной процент от всего количественного выражения налоговой базы.
Отечественные принципы начисления налоговой базы
В современном российском законодательстве налоговая база отвечает следующим обязательным требованиям.
- Все вопросы, касающиеся способа определения и порядка установления налоговой базы, регламентируются Налоговым Кодексом РФ.
- Каждый учетный период находит свое отражение в финансовой документации, которую ведет налогоплательщик, и на основании этих документальных подтверждений по итогам каждого отдельного периода вычисляется количественная характеристика налоговой базы.
- Если в текущем периоде была найдена ошибка в исчислении налоговой базы, относящаяся к уже истекшему промежутку времени, нужно произвести перерасчет налоговой базы «ошибочного» периода.
- Если период, в котором совершена ошибка, не поддается точному установлению, пересчитать налоговую базу будет необходимо в настоящее время, то есть в отчетном периоде.
- Порядок для начисления налоговой базы определяет Министерство финансов Российской Федерации. Учет прибыли и затрат по итогам хоздеятельности за нужный период, отраженный в финансовой документации, должны вести:
- индивидуальные предприниматели;
- организации;
- налоговые агенты.
- Налогоплательщики-физлица берут за основу начисления налоговой базы собственные данные учета прибыли, а также информацию, полученную от другой стороны — контрагента их деятельности (организация, другое физическое лицо).
Этот налог связан с операциями с подакцизным товарами, в том числе при их перемещении через таможенную границу. Плательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели. Состав подакцизных товаров приведен в Налоговом кодексе. В этом перечне находятся:
- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, и спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%;
- алкогольная продукция и пиво, табачная продукция;
- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт;
- автомобильный бензин, дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;
- прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья).
При этом уточним, что многие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, которые прошли государственную регистрацию, не рассматриваются как подакцизные товары.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
- реализация на территории страны произведенных подакцизных товаров, в том числе предметов залога, и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
- передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и безвозмездной основах;
- передача произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику сырья либо другим лицам;
- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии;
- передача произведенных подакцизных товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
- передача произведенных подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации;
- передача произведенных подакцизных товаров на переработку на дав альческой основе;
- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию;
- получение денатурированного этилового спирта, прямогонного бензина организацией.
При этом ряд операций освобождается от налогообложения, например передача подакцизных товаров одним структурным подразделением для производства других подакцизных товаров другому структурному подразделению этой организации или реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Налоговая база определяется несколькими способами. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, в качестве налоговой базы используют объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.
По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, учитывают стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров (без учета акциза и налога на добавленную стоимость).
Применяется и расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров исходя из максимальных розничных цен, например для исчисления акциза по табачным изделиям. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется:
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, — как сумма их таможенной стоимости, с которой платится таможенная пошлина.
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров. Налоговым периодом признается календарный месяц. Можно вьщелить два варианта налоговых ставок: твердые (специфические в денежном выражении) ставки и адвалорные (в процентах). Примеры налоговых ставок приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка (в рублях и копейках за единицу измерения) | ||
---|---|---|---|
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Этиловый спирт из всех видов сырья [в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья] за 1 л безводного этилового спирта | 25,15 | 27,7 | 30,5 |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% [за исключением вин] и спиртосодержащая продукция за 1 л безводного этилового спирта | 173,5 | 191 | 210 |
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие за 1 л | 10,5 | 10,5 | 11,55 |
Вина натуральные [за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих] за 1 л | 2,35 | 2,6 | 2,9 |
Сигары за штуку | 17,75 | 17,75 | 17,75 |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт [1 50 ��.с], мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт [150 л.с.] за 0,75 кВт [1 л.с] | 194 | 214 | 235 |
Прямогонный бензин за 1 тонну | 2657 | 3900 | 4290 |
Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. К объектам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.
Некоторые виды транспортных средств не облагаются данным налогом. Это весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с, автомобили, специально оборудованные для движения использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с, полученные через органы социальной защиты населения. В этот список входят тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, используемые при сельскохозяйственных работах, самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, промысловые морские и речные суда, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда.
Налоговая база определяется в зависимости от вида средств. Для транспортных средств, имеющих двигатели, — это мощность двигателя в лошадиных силах. Для воздушных транспортных средств, для движения которых осуществляется тяга реактивного двигателя, — это паспортная статистическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы Для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств — это валовая вместимость в регистровых тоннах.
Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки (в рублях) устанавливаются законами субъектов РФ. Сведения о транспортных средствах представляются органами, осуществляющими их государственную регистрацию. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.
Функции сфер и элементов общества
Общение как вид деятельности человека.
Основные виды налогов
Налоги, которые взимаются в большинстве стран мира, можно классифицировать по следующим основаниям:
- субъект налогообложения;
- объект налогообложения;
- механизм формирования налога;
- источник налога;
- принципы взыскания налога.
По субъектам налогообложения налоги делятся на:
- Налоги с юридических лиц (с предприятий, организаций, учреждений, например, с частной юридической конторы или пекарни), который уплачивает предприниматель за оформленное им юридическое лицо.
- Налоги с физических лиц, которые уплачивают граждане страны и лица без гражданства.
Системы налогообложения
Третье, что необходимо знать — это три системы налогообложения. Мы будем отталкиваться от названий, что позволит запомнить их быстрее.
Прогрессивная система. В названии мы можем увидеть слово «прогресс», оно означает движение вверх. Значит, чем выше размер дохода, тем выше ставка налога. То есть богачи платят больше налогов, чем обычные люди.
Регрессивная система. Слово «регресс» означает движение вниз. Логика уплачиваемого налога обратная: чем выше размер дохода, тем ниже ставка налога.
Пропорциональная система. Видим слово «пропорция», которое означает равенство. Ставка налога единая: со всех доходов независимо от их величины взимается единый процент.
Конституцией РФ установлены нормы, регулирующие основы налоговой системы России.
Конституция РФ закрепляет обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы, разграничивает налоговые полномочия между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением.
Законодательство о налогах и сборах представляет собой совокупность нормативно-правовых актов законодательных(представительных) органов власти. Законодательство о налогах и сборах не отнесено Конституцией к исключительному ведению РФ. В связи с этим налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования – федеральный, региональный и местный, которые имеют свою структуру, закрепленную нормативно.
Налоговое законодательство РФ состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.
Муниципальные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения муниципальных представительных органов.
Сведения и копии законов, муниципальных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов направляются органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в ФнС и Минфин России, а также в региональные налоговые и финансовые органы (ст. 16 НК РФ).
Кроме региональных и местных налогов и сборов, субъекты РФ и муниципальные образования вправе регулировать также отдельные элементы федеральных налогов и сборов, а также некоторые общие вопросы налогообложения.
К актам законодательства о налогах и сборах относятся также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на момент вступления в силу отдельных частей НК РФ и прямо не признанные утратившими силу. Указанные акты действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ним.
НК РФ – кодифицированный акт прямого действия, занимает особое место среди источников налогового права. НК РФ структурирует налоговое право как отрасль, формирует правовые основы налоговой системы.
НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В ст. 13–15 НК РФ закрепляется следующая система налогов и сборов.
К федеральным налогам и сборам относятся: 1)налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);
2) акцизы (гл. 22 НКРФ);
3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
4) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);
5) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);
6) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26.
НК РФ);
7) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);
10) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ). К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Налоги подразделяются также на прямые и косвенные.
Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости от предполагаемых доходов.
Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным является налог, которым облагается реализация практически любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров.
По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, считаются неокладными.
Целевые и общие (нецелевые) налоги. Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.
В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйств или ведомств.
Ординарные и чрезвычайные налоги. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.
По объекту обложения могут быть: налоги на имущество, налоги на доходы (прибыль), на определенные виды деятельности.
Налоги и сборы также систематизируются по другим основаниям: налоги, уплачиваемые физическими лицами, организациями, смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями.
Классификация налогов
Следует заметить, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам, а следовательно, к неверным практическим решениям.
Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов, схематично представленные на рисунке.