Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 412.1 УПК РФ. Пересмотр судебных решений в порядке надзора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ошибочное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено. Поэтому заинтересованные лица вправе добиваться исправления ошибок, до пущенных в ходе производства по делам, путем процессуальной проверки вышестоящими судами законности и обоснованности при говоров, определений и постановлений, принимаемых нижестоящими судебными инстанциями. Конституция РФ, закрепляя право на судебную защиту, не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправления судебных ошибок: право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, предусмотрено ч. 3 ст. 50.
Сущность и значение пересмотра судебных решений в порядке надзора
И. Я. Фойницкий писал: «Установление разнообразных гарантий спокойного и полного разбирательства в первой инстанции имеет своей задачей обеспечение постановления ею справедливого приговора. И весьма существенные интересы как личности, так и общежития нашли бы наиболее полное удовлетворение, если бы этим разбирательством могло заканчиваться все судебное по делу производство; достигалась бы быстрота процесса, в самой высшей мере могли бы быть выполнены требования непосредственности судебного разбора и его дешевизны, и начало устойчивости, незыблемости судебных решений (res judicata pro veritate habetur), обеспечивающее устойчивость самого правопорядка, получило бы наивысшее выражение.
Лица, пользующиеся правом принесения жалобы и представления в порядке надзора
Право обжалования вступившего в законную силу судебного решения в суд надзорной инстанции принадлежит перечисленным в законе участникам судебного разбирательства, должностным лицам в пределах их полномочий, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы (ч.1 и 2 ст. 401.2, ч. 1 ст. 412.1, ст. 123 УПК).
Вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора по жалобам осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и представителей. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска. Обращения указанных лиц именуются над зорными жалобами.
При определении круга должностных лиц, правомочных приносить надзорные представления, законодатель отсылает к ч. 2 ст. 401.2 УПК. В этой норме, регулирующей кассационное производство, на званы Генеральный прокурор РФ и его заместители, а также прокурор субъекта РФ, приравненный к нему военный прокурор и их заместители. Но прокурор субъекта РФ и его заместители уполномочены на принесение представления только в президиум суда субъекта РФ (ч. 2 ст. 401.2 УПК), тогда как надзорной инстанцией может быть только Президиум Верховного Суда РФ, что обеспечивает экстраординарный характер надзорного производства. Генеральный прокурор РФ и его заместители могут приносить кассационные представления в любой суд и в силу ч. 1 ст. 412.1 УПК — надзорные представления в Президиум Верховного Суда РФ. Следовательно, экстраординарность надзорного производства обеспечивается еще и тем, что только Генеральный прокурор РФ и его заместители могут инициировать надзорную проверку. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 3 ст. 412.3 УПК).
Следует обратить внимание, что среди субъектов обжалования приговора или иного судебного решения не назван государственный обвинитель. Это можно объяснить также экстраординарным характером надзорного производства. Государственный обвинитель обязан своевременно реагировать на все нарушения и ошибки, допускаемые при производстве по уголовному делу. Для их исправления он обязан в первую очередь использовать такую ординарную форму проверки, как апелляционное производство. Кассационное производство тоже можно скорее отнести к ординарной форме проверки, однако уже в кассационном порядке представление вправе приносить не государственный обвинитель, а прокурор субъекта РФ и его заместители или Генеральный прокурор РФ и его заместители. В надзорном порядке, как уже указано, такое право есть только у Генерального прокурора РФ и его заместителей. Вместе с тем действующий УПК устанавливает, что жалоба и представление имеют равное процессуальное значение.
Правом принесения надзорной жалобы наделены и иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что само по себе отсутствие в законе указания на право того или иного участника уголовного судопроизводства либо иного лица, интересы которого затрагиваются судебным решением, обжаловать принятые в отношении его и вступившие в законную силу судебные решения не может расцениваться как основание для лишения права на такое обжалование. УПК гарантирует каждому участнику уголовного судопроизводства право обжаловать действия (бездействие) должностного лица, осуществляющего уголовное судопроизводство, в той части, в которой они затрагивают его интересы, и не предусматривает каких-либо изъятий из числа судебных решений, подлежащих обжалованию в порядке надзора.
Ограничение права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, на том лишь основании, что эти граждане не были признаны в установленном порядке участниками производства по уголовному делу, недопустимо, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обусловливается не формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего его права.
К иным лицам, наделенным правом принесения надзорной жалобы в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, могут быть отнесены, например, лицо, на имущество которого ошибочно наложен арест в целях исполнения приговора (в части гражданского иска или конфискации имущества), лицо, уголовное дело в отношении которого прекращено, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера.
Суды надзорной инстанции признают право обжалования судебного акта в порядке надзора: а) за заявителем (в случае отказа в принятии дела частного обвинения к производству мирового судьи); б) экстрадируемым, т. е. лицом, выдаваемым другому государству для осуществления в отношении его уголовного преследования; в) лицом, выдаваемым для отбывания наказания государству, гражданином которого оно является; г) лицом, осужденным судом другого государства, переданным в Российскую Федерацию для отбывания наказания в виде лишения свободы, в отношении которого судами приняты решения о признании приговора другого государства и о приведении его в соответствие с уголовным законом РФ; д) лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовному делу (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, следователи, адвокаты и другие лица, указанные в ст. 447 УПК).
Сроки обжалования приговора в Верховном суде
Действующим законодательством Российской Федерации устанавливаются следующие сроки для оспаривания принятых судебных решений:
- Для подачи апелляции предусмотрен срок, равный 10 дням с момента, когда был вынесен приговор или другое судебное решение, предполагающее возможность обжалования. Если осужденный находится под стражей, отсчет данного срока начинается со дня, когда лицо получило рассматриваемое решение.
- Для оспаривания судебного решения в порядке кассации или надзора точный срок не устанавливается. Исключением в данном случае являются ситуации, в рамках которых осуществляется пересмотр приговора или судебного постановления в порядке кассации или надзора, основания которого повлекли за собой усугубление положения осужденного или оправданного лица. В таких условиях срок оспаривания приравнивается к одному году с момента вступления судебного решения в законную силу при допущении ошибок и неточностей в процессе разбирательства, повлекших за собой нарушение законодательных норм и понятия справедливости вердикта.
Статья 412.1. УПК РФ Пересмотр судебных решений в порядке надзора
- Вступившие в законную силу судебные решения, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам и представлениям лиц, указанных в частях первой и второй статьи 401.2 настоящего Кодекса.
- Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда.
- В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются вступившие в законную силу:
1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
3) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;
4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке;
5) постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 412.11. УПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных решений в порядке надзора
- В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:
1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;
4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных частью третьей статьи 389.22 настоящего Кодекса;
7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;
8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 412.4 настоящего Кодекса. - В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с частью первой статьи 412.9 настоящего Кодекса.
- Постановление суда надзорной инстанции подписывается председательствующим в судебном заседании и должно соответствовать требованиям частей третьей и четвертой статьи 389.28 настоящего Кодекса.
- Постановление суда надзорной инстанции приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой, представлением, постановлением судьи суда надзорной инстанции и вынесенным в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 412.5 настоящего Кодекса, постановлением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя.
Особенности функционирования надзорной инстанции
Надзорная инстанция – это завершающая стадия во всем уголовном процессе, проверяющая законность вынесенных приговоров и постановлений суда.
В иерархической судебной системе страны надзорная инстанция является последней. После надзора подавать жалобы можно только в Европейский суд по правам человека. Это не совсем просто, и мало кто обращается за помощью именно туда.
Решения по пересмотру надзорных жалоб принимает Верховный суд РФ.
Надзорная инстанция выполняет следующие процессуальные задачи:
- Выявляет недочеты и ошибки в работе нижестоящих инстанций;
- Проверяет судебные акты на предмет законности;
- Исправляет обнаруженные ошибки путем возврата дела и отмены принятого решения;
- Дает официальные разъяснения и обобщения при отсутствии прямых норм, регулирующих возникшие ситуации.
Надзорная инстанция разрешает все сложные вопросы правоприменения в уголовном праве.
Исполняя роль конечного надзирателя данная, судебная инстанция имеет особо важное значение для всей системы судопроизводства.
При помощи надзора решаются следующие проблемы:
- Защищаются права и законные интересы участников процесса и обычных граждан;
- Осуществляется контроль за соблюдением судами материальных и процессуальных норм;
- Пресекаются факты коррупции в судебной системе;
- Формируется общеправовая практика применения уголовного законодательства с помощью разъяснений Пленума ВС РФ.
Регулирование деятельности надзорной инстанции нашло свое отражение в главе 48.1 УПК РФ.
Срок подачи надзорной жалобы
Срок подачи надзорной жалобы в рамках уголовного судопроизводства законом не регламентирован, если в прошении идет речь об улучшении положения осужденного. В таком случае допускается подача надзорной жалобы в том числе:
- во время нахождения осужденного лица в местах лишения свободы;
- после освобождения из МЛС и отбывания наказания;
- после погашения судимости.
Таким образом, начать обжалование вступившего в законную силу судебного решения можно в любой момент.
В п. 3 ст. 412.4 УПК РФ в качестве основания к отказу в принятии надзорной жалобы установлен пропуск срока обжалования в порядке надзора. Однако норма, предусматривавшая годичный срок для обжалования судебных постановлений в надзорной инстанции в течение 1 года со вступления приговора или иного акта суда в законную силу, существовала только
- с 01.01.2013 г. до 11.01.2015 г. – для всех надзорных жалоб в уголовном процессе;
- до 01.01.2013 г. – для жалоб, предусматривавших поворот к худшему для осужденного в случае фундаментального нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшего на законность приговора.
В настоящее время, на любые приговоры, вне зависимости от времени их вступления в силу, распространяется действующая редакция УПК РФ, отменяющая срок подачи надзорной жалобы (постановление Президиума Оренбургского облсуда от 39.06.2015 № 44у-110).
Решения каких инстанций обжалуются в порядке надзора
Внимание: описанный порядок уже неактуален, он действовал до вступления в силу закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019), а именно до запуска работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
Согласно п. 3 ст.412.1 УПК РФ в Президиум ВС РФ направляются жалобы на:
1. Вступившие в законную силу судебные решения, принятые в первой инстанции:
- верховных судов республик (краев, областей, АО, городов федерального значения);
- флотских (окружных) военных судов,
если апелляция рассматривалась в ВС РФ.
2. Судебные решения, вынесенные в апелляционном порядке:
- Судебной коллегией по уголовным делам ВС РФ или Военной коллегией ВС РФ;
- Апелляционной коллегией ВС РФ.
3. Определения Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в кассационном порядке.
4. Постановления Президиума ВС РФ.
Срок для апелляционного обжалования приговора или иного судебного решения
Действующим законодательством предусмотрены определенные сроки, в течение которых может быть подана апелляционная жалоба (представление). Закон различает три таких срока: общий (десятидневный), сокращенный (трехдневный) и исключительный (привязанный к десятидневному сроку для апелляционного обжалования итогового решения по уголовному делу).
Общий срок для подачи апелляционной жалобы или представления – 10 дней. Жалоба или представление на приговор или иное судебное решение могут быть поданы в течение 10 суток с момента постановления судебного решения, а в случае, когда осужденный содержится под стражей – в тот же 10-дневный срок с момента вручения осужденному копии судебного решения (часть 1 статьи 389.4 УПК РФ).
Исключение из данного правила предусмотрено частью 11 статьи 108 УПК РФ в отношении постановлений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, а также в силу ч. 3 ст. 107 УПК РФ в отношении постановлений об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста – указанные судебные решения могут быть обжалованы в 3-х дневный срок со дня вынесения.
Кроме того, законодательство содержит открытый перечень промежуточных судебных решений, апелляционные жалобы на которые могут быть поданы только совместно с обжалованием итогового судебного решения. Согласно ч. 2 ст. 389.2 УПК РФ, определения или постановления о порядке исследования доказательств, об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства и другие судебные решения, вынесенные в ходе судебного разбирательства, обжалуются в апелляционном порядке одновременно с обжалованием итогового судебного решения по делу, То есть для апелляционного обжалования перечисленных судебных решений необходимо дождаться вынесения по уголовному делу приговора или иного судебного решения, и только после вынесения итогового судебного решения можно будет в десятидневный срок подать жалобу совместно с жалобой на приговор или иное итоговое судебное решение. Исключение из данного правила, допускающее возможность самостоятельного апелляционного обжалования судебных решений, вынесенных в ходе судебного разбирательства, предусмотрено ч. 3 ст. 389.2 УПК РФ. Исходя из приведенной нормы, до вынесения итогового судебного решения апелляционному обжалованию подлежат постановления мирового судьи о возвращении заявления лицу, его подавшему, либо об отказе в принятии заявления к производству; судебные постановления или определения об избрании меры пресечения или о продлении сроков ее действия, о помещении лица в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства судебной экспертизы, о наложении ареста на имущество, об установлении или продлении срока ареста, наложенного на имущество, о приостановлении уголовного дела, о передаче уголовного дела по подсудности или об изменении подсудности уголовного дела, о возвращении уголовного дела прокурору; другие судебные решения, затрагивающие права граждан на доступ к правосудию и на рассмотрение дела в разумные сроки и препятствующие дальнейшему движению дела, а также частные определения или постановления. Также к этому перечню можно добавить судебные решения об отказе в направлении лица, содержащегося под стражей, на медицинское освидетельствование, — согласно определению Конституционного Суда России от 19.04.2022 № 16-П указанные судебные решения могут быть обжалованы в апелляционном порядке отдельно от итогового судебного решения.
В случае, если пропущен срок для апелляционного обжалования судебного решения без уважительной причины жалоба (представление) остаются без рассмотрения.
При наличии уважительной причины для пропуска срока апелляционного обжалования лица, имеющие право подать апелляционную жалобу, вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подаётся в суд, вынесший обжалуемое судебное решение. Рассматривается указанное ходатайство судьей, вынесшим обжалуемое судебное решение, или иным судьей данного суда (ст. 389.5 УПК РФ).
Решение об отказе в восстановлении пропущенного срока апелляционного обжалования может быть обжаловано в вышестоящий суд, в который подаётся апелляционная жалоба.
Возможные результаты рассмотрения жалобы
По итогам пересмотра дела Президиум может принять одно из следующих решений:
- Отменить:
- решение суда первой и всех последующих инстанций вплоть до решения Президиума и:
- прекратить производство по делу,
- вернуть дело на новое рассмотрение в начальную инстанцию,
- вернуть дело прокурору;
- результаты апелляционного рассмотрения дела и вернуть его в ту же инстанцию;
- результаты кассационного рассмотрения дела и вернуть его в ту же инстанцию.
- Внести изменения в приговор, постановление или определение в части улучшения положения заявителя. Изменения в сторону ухудшения допустимы только в 2 случаях:
- если лицо не соблюло условия досудебного соглашения о взаимодействии;
- если были допущены искажения закона, повлиявшие на исход дела.
- Оставить представление/жалобу:
- без удовлетворения;
- без рассмотрения по существу.
Статья 412.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу
1. Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:
1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным статьей 412.3 настоящего Кодекса;
2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
3) пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора;
4) поступила просьба об отзыве надзорных жалобы, представления;
5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил, установленных частью третьей статьи 412.1 настоящего Кодекса.
2. Надзорные жалоба, представление должны быть возвращены в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.
Текст документа должен отражать следующие сведения:
- название судебного органа;
- информация о заявителе: ФИО, процессуальное положение, контактные данные;
- список судов, которые изучали преступление ранее, их мнение по поводу наличия/отсутствия виновности подсудимого, иные обстоятельства;
- ссылка на судебные постановления, которые подлежат обжалованию;
- ссылки на законодательные нормы;
- основания для пересмотра постановления (как принцип законности при вынесении решений в прошлом был нарушен);
- просьба пересмотреть дело в порядке надзора;
- подписи заявителя и генпрокурора (или его заместителя);
- список нарушений прав, интересов и забот при вынесении судебных постановлений (если заявитель не принимал участие в деле).
К документу нужно приложить ксерокопии судебных постановлений предыдущих учреждений. Необходимо их заверение судами, которые рассматривали дело. Также к жалобе прикладываются документы и материалы, которые подтверждают доводы заявителя, отраженные в тексте обращения.
Надзорный пересмотр дела проводится для того, чтобы проверить законность вынесенного судом приговора и поставить в деле окончательную точку. После этого обжаловать приговор уже не получится.
Надзорную жалобу можно направить в Президиум в том случае, если в изучении дела уполномоченные лица допустили существенные отступления от законодательства, что повлияло на результаты рассмотрения дела. Основания для пересмотра дела должны вытекать из его материалов.
Если существенные обстоятельства были выявлены уже после того, как судебное постановление вступило в силу, то вопрос о повторном рассмотрении дела необходимо решить в производстве по новым, вновь выявленным обстоятельствам.
Направлять надзорную жалобу вправе следующие лица:
- осужденный;
- оправданный;
- пострадавший;
- частный обвинитель;
- законные представители, защитники указанных выше лиц;
- другие лица, не участвовавшие в процессе, однако нуждающиеся в защите со стороны суда (например, залогодатель, владелец арестованного имущества, заявитель, которому было отказано в возбуждении уголовного дела);
- генпрокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, военные прокуроры и заместители.
Обжалованию подлежат приговоры и постановления краевых, областных судебных органов, судебные постановления апелляционных судов ВС РФ, а также определения ВС РФ, которые были приняты по итогам изучения кассационных жалоб на постановления, вступившие в свою законную силу.
Наши эксперты знают ответ на Ваш вопрос
Хотите решить свою проблему? Бесплатно проконсультируйтесь у нашего юриста по форме или по номерам телефонов:
- Москва доб. 143
- СПб доб. 702
- РФ доб. 684
Помощь юриста по вопросам обжалования приговоров в Верховном суде
Адвокат представляет собой незаинтересованное лицо, вследствие чего деятельность адвоката осуществляется в условиях строгого соблюдения интересов подзащитного. Фактический перечень функций адвоката по обжалованию приговорам посредством обращения в Верховный орган суда включает в себя:
- Тщательное изучение имеющихся процессуальных документов и позиции потенциального заявителя.
- Разработка индивидуальной стратегии обжалования с поиском важных аргументов для отмены приговора.
- Сбор доказательной базы, подтверждающей необходимость повторного рассмотрения уголовного дела.
- Выполнение других необходимых процессуальных действий в целях представления и защиты интересов доверителя.
Как показывает практика, участие квалифицированного юриста в процедуре обращения к помощи Верховного суда по вопросам, связанным с обжалованием и приговорами, не соответствующими понятиям справедливости и законности, является залогом положительного рассмотрения заявления в высшей инстанции. На сегодняшний день регламенты и образцы составления различного рода заявлений находятся в свободном доступе, однако ни один шаблон не может гарантировать положительный результат, так как каждый отдельный случай является абсолютно индивидуальным. Самостоятельное составление жалобы на приговор суда влечет за собой вероятность допущения ошибок и неточностей, которые могут стать причиной отказа в принятии жалобы к рассмотрению. Адвокаты ММКА располагают большим практическим опытом и профессиональными навыками, благодаря которым риск недочетов сводится к нулю. Вы можете быть уверены в том, что при составлении жалобы на приговор суда юристом заявление будет абсолютно юридически грамотным, что значительно повысит шансы на его принятие к рассмотрению.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Основания для подачи жалобы
Верховный Суд не принимает к рассмотрению безосновательные жалобы. Поэтому у составителя должны быть веские причины для обращения.
Возможны следующие основания для подачи надзорной жалобы:
- принятое судебное решение нарушает законодательные нормы;
- приговор был вынесен незаконным составом суда;
- состав присяжных, участвующих в слушании, был сформирован с нарушением законодательных норм;
- права участников процесса были ограничены, что позволило суду принять незаконное решение;
- в ходе судебного разбирательства были созданы условия, при которых участники не смогли полностью реализовать свои процессуальные права;
- судом были проигнорированы веские доказательства.
Может ли апелляция ухудшить приговор?
Согласно уголовно-процессуальному кодексу судья апелляционной инстанции вправе смягчить, но не может усилить наказание, а также уменьшить или увеличить размер возмещаемого ущерба, изменить вид исправительной колонии. Запрет на усугубление положения осужденного дает гарантию, что подача жалобы целесообразна в любом случае. Простыми словами, если бы судьям дали возможность увеличивать наказание, то все бы боялись подавать апелляцию – в страхе навредить себе.
Поэтому при подготовке апелляционной жалобы необходимо внимательно изучить все аспекты дела, оценить перспективы его развития в суде апелляционной инстанции, подготовить обоснованные доводы.
Увеличить шансы на смягчение приговора поможет наш профессионал с опытом работы по обжалованию приговоров.