Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права ребёнка и формы его правовой защиты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Защита прав и интересов ребенка
Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.
Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.
Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.
Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.
Юрист по правам ребенка – обязанности и действия
Помощь в защите прав ребенка—отдельное и крайне значимое направление в юриспруденции. Да, каждый маленький гражданин имеет право на получение полноценного образования, воспитание и заботу от родителей, собственное, пусть и незначительное, имущество. Однако, к сожалению, все чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда дети находятся в прискорбном положении.
Независимо от того, кто нарушил права ребенка – сами родители, посторонние взрослые или одноклассники, — не всегда понятно, с чего начинать работу. В этом и поможет квалифицированный юрист: он проведет консультацию, определит суть проблемы и предложит варианты ее решения.
Первый шаг – это сбор документов, которые, в любом случае, понадобятся при разбирательстве. Юрист поможет подготовить:
- Заявление от родителей или законных представителей на проведение соответствующих проверок и действий.
- Паспорта или другие удостоверения личностей родителей.
- Свидетельство о рождении самого ребенка.
- Справки с места учебы, медицинские документы и другие бумаги при необходимости.
- Документы, которые подтверждают усыновление или опекунство над ребенком.
Документы, регламентирующие права детей в Российской Федерации
К основным документам, касающихся прав детей в Российской Федерации относятся:
· Конституция Российской Федерации.
· Семейный кодекс Российской Федерации.
· Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
· Федеральный закон об образовании.
· Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
· Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
· Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Так же есть международные документы, охраняющие права детей. Это:
· Декларация прав ребенка.
· Конвенция ООН о правах ребенка.
· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Механизм защиты прав ребенка в России
Выше отмечалось, что 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Конвенцию о правах ребенка. Дальнейшие шаги, предпринимаемые присоединившимися к Конвенции странами, должны в соответствии со статьей 4, относиться к области совершенствования национального законодательства в целях создания механизма защиты прав детей. В соответствии с этим предписанием многие страны приступили к практической реализации этой Конвенции. Так, в Германии был принят Закон о помощи детям и молодежи и в настоящее время действует довольно активно. Финляндия принимает специальный Закон об охране прав и интересов детей, а в Бразилии правам детей посвящены отдельные положения нового основного закона государства. Определенная работа в этой области проводилась и проводится в других странах, в том числе и в России.
В 1990 году, буквально через год, Конвенция о правах ребенка была ратифицирована нашей страной. Позже, уже в 1998, 24 июля в России был принят Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка, а с 3 августа этого же года он почти в полном объеме вступил в силу.
Однако сегодня состояние дел в области охраны прав ребенка в России оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо усилить законодательство в области регулирования механизма защиты прав ребенка. Ведь не секрет, что насколько эффективно защищены права детей в государстве, зависит, несомненно, и будущее самого государства.
Следует признать, что важнейшее конституционное право человека — право на охрану жизни и здоровья, прежде всего детей, в Российской Федерации не обеспечиваются. Достаточно указать на гибель детей от неестественных причин (убийства, несчастные случаи, травмы, насильственных преступлений, пьяных конфликтных ситуаций). Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и надзору за детьми и т.д.
Статья 3 Конвенции ООН о правах ребенка устанавливает, что «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Часть 2 этой статьи возлагает на государства- участники обязанность «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». Российская Федерация в настоящее время не выполняет указанных требований Конвенции. Частично это связано с пробелами в действующем законодательстве, не позволяющими государству в лице социальных служб активно вмешиваться в угрожаемую семейную или конфликтную ситуацию для защиты прав детей. Закон «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» также не позволяет осуществлять необходимое профилактическое вмешательство. Нужна законодательная база для своевременного профилактического воздействия на семью.
Что делать в случае нарушения прав несовершеннолетних?
Порядок действий, которые должны осуществляться в случае нарушения прав несовершеннолетних, определяется каждой отдельной ситуацией. Если это было допущено в сфере образования (садике, школе, ВУЗе), родители могут попытаться решить данный вопрос сами посредством обращения к директорам данных учреждений. При невозможности это сделать мирным путем, родителям за помощью следует обратиться в государственные инстанции. Что касается нарушения прав и интересов непосредственно матерью и отцом, либо же одним из них, то о данном факте может сообщить любое заинтересованное лицо.
Органы, куда можно обратиться за помощью:
- попечительские органы;
- прокуратура;
- органы МВД (отдел по делам несовершеннолетних);
- участковые уполномоченные полиции.
Закон о защите детей предполагает возможность обращения в соответствующие органы непосредственно несовершеннолетних, но лишь в случае если им исполнилось полных четырнадцать лет. Они могут инициировать процедуру лишения родительских прав (статьи 56 и 69 Семейного Кодекса РФ), затребовать установление отцовства (статья 62 Семейного Кодекса), а также подать иск с целью отмены усыновления (статья 142 Семейного Кодекса РФ).
Защита прав детей оставшихся без родителей
Если по каким-то причинам ребенок остался без родителей, то защиту его прав может осуществлять опекун, приемный родитель либо организация, в которых ребенок находится, например, детский дом.
Ребенок может остаться без родителей по причине их смерти, а также «остаться без родителей», которые его бросили, не проживают с ним и не занимаются его воспитанием.
Также защиту прав детей в подобных ситуациях могут осуществлять органы прокуратуры, органы опеки.
Защита детей будет осуществляться путем устранения нарушений их прав, отстаивания интересов ребенка в суде, например, лишение родительских прав родителей или признание их недееспособными, ограничение в родительских правах, взыскание алиментов, обеспечение жильем ребенка, признании за ребенком права на наследство и т.д.
Конвенция о правах ребенка.
К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья – соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.
В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.
Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.
Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.
По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.
Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».
Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.
Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.
В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних»».
Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.
Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.
Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.
Как обратиться в комитет: пошаговая инструкция
Обратиться к омбудсмену может любое лицо, гражданин РФ. Причем составить обращения вправе как взрослый человек, так и несовершеннолетний гражданин. Заявления составляются любыми лицами, которые обнаружили или подозревают факт нарушения прав ребенка. Это могут быть:
- учителя;
- соседи;
- знакомые семьи;
- представители организаций (детский сад, школа);
- должностные лица;
- врачи и многие другие.
Регламент предусматривает, что в первый раз заявитель должен обращаться в правоохранительные органы или непосредственно к представителям местной Администрации. Если же заявление осталось без ответа или гражданин не согласен с решением, он может обжаловать его любыми законными способами:
- Через вышестоящую инстанцию.
- Через суд.
- Через прокуратуру.
- Через Уполномоченного по правам ребенка и др.
Обращение на имя детского омбудсмена составляется в произвольной форме. Оно должно содержать:
- ФИО, контактные данные отправителя.
- Суть претензии.
- Дату, подпись.
К претензии можно приложить документы, видеозаписи, фото и другие материалы, которые связаны с инцидентом. Однако заявитель не обязан обосновывать свою позицию
– достаточно просто сообщить о факте нарушения прав ребенка. Также гражданину желательно прописать, какие именно меры он уже принял для защиты прав детей, куда обращался, какие ответы получил (приложить копии соответствующих документов).
Подать жалобу можно всеми доступными способами:
- Лично на приеме у Уполномоченного (информацию о приемных днях/часах нужно уточнять на сайте).
- По обычной или электронной почте.
- С помощью онлайн-обращения, в чате или на форуме (если такая возможность есть на сайте).
По регламенту Уполномоченный должен ответить на заявление в течение 30 календарных дней, в некоторых случаях срок увеличивается в связи с необходимостью проведения дополнительных проверок. Омбудсмен обязан организовать проверки всех описанных фактов. При необходимости для этого привлекаются должностные лица, правоохранительные органы, представители органов опеки и другие лица. По результату заявителю предоставляется ответ, который при необходимости можно обжаловать в судебном порядке.
Защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по . Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.
В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.
Кто такой уполномоченный по правам ребенка?
В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – . Увы, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне, и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях страны ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.
Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовая инспекция или органы соцзащиты. Такой вариант недопустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.
Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:
- обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
- организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
- направление запросов в разные организации и предприятия;
- получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
- беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
- привлечение экспертов и направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.
Как уберечь права несовершеннолетних
Закон о защите прав несовершеннолетних прописывает не только права этой категории граждан, но и указывает на способы защиты от посягательства на них. Сюда относится введение социальных программ для поддержки детей и ужесточение мер воздействия на нарушителей.
Ответственность за защиту прав ребенка в России лежит на:
- отце и матери;
- органах попечительства;
- на прокуратуре и судебных инстанциях.
Если малыш растет без родителей, и проживает в детском доме, то ответственность за него ложится на администрацию учреждения.
В защите прав несовершеннолетнего на законных основаниях могут участвовать:
- школьный персонал;
- социальные работники.
Если юный гражданин прошел процедуру эмансипации и считается дееспособным, он может реализовывать свои права без помощи взрослых.
Несовершеннолетний может принять самостоятельные меры, если его права не соблюдаются. Особенно это касается ситуаций, когда нарушителями прав являются его родители. В этом случае он самостоятельно обращается в суд или в органы опеки.
Если о нарушении прав стало известно постороннему, ему следует как можно скорее известить об этом органы опеки того района, где проживает пострадавший.
Основные права и свободы несовершеннолетних
Права и свободы традиционно делятся на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные.
1. Личные права и свободы ребенка
В первую очередь следует рассмотреть личные права и свободы ребенка, поскольку они принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства.
а) Право ребенка на жизнь
Данное право закреплено в ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, и оно обеспечивается рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальным обеспечением, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и т.д. К мерам подобного рода относятся также политика государства, направленная на отказ от разрешения конфликтов с помощью оружия, борьба с преступлениями против личности, с наркоманией и токсикоманией. Гарантии реализации права на жизнь закреплены также и в нормативных правовых актах отраслевого законодательства, в частности уголовного.
б) Право ребенка на охрану чести и достоинства личности
(ст. 21 Конституции)
Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Уважение чести и достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях.
За посягательство на честь и достоинство ребенка виновные лица несут административную, гражданскую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка, а по достижении 14-летнего возраста — в суд.
в) Право ребенка на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений
(ст. 22 — 25 Конституции)
Неприкосновенность личности означает, что никто не может быть арестован, заключен под стражу или содержаться под стражей иначе как по судебному решению. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Право на частную жизнь выражается в свободе общения между людьми. Вся сфера семейной жизни, родственные и дружеские отношения, интимные и другие личные связи, привязанности, симпатии и антипатии охватываются понятием неприкосновенности частной жизни. Данное право означает и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе.
Фактически право на неприкосновенность частной жизни и тайну корреспонденции ограничивается со стороны родителей или опекунов (попечителей). Первостепенное значение в данном случае имеют интересы детей, которые также во многом определяются родителями или лицами, их заменяющими. Представляется, что степень вмешательства определить в законодательном порядке невозможно.
г) Право ребенка на свободу мысли, слова свободу массовой информации
(ст. 29 Конституции)
Конституция устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.
Статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает необходимость принятия мер «по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе… от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий… а также распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию».
д) Право ребенка на свободу совести и вероисповедания
(ст. 28 Конституции)
Современное законодательство исходит из того, что каждый человек волен самостоятельно решать вопрос о своем отношении к богу и о выборе религии. Но ребенок, как правило, несамостоятелен в решении этих вопросов в силу недостаточности жизненного опыта, поэтому все законодательство исходит из презумпции единства интересов родителей и детей.
е ) Право ребенка свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
(ст. 27 Конституции)
Согласно ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ место жительства ребенка в возрасте до 14 лет определяется по месту жительства его родителей или законных представителей. Следовательно, рассматриваемое право у данной категории несовершеннолетних отсутствует. В данном случае право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства ограничивается законом только в интересах безопасности и здоровья ребенка, а также в интересах безопасности общества, охраны общественного порядка и здоровья граждан.
Несовершеннолетний гражданин РФ, как правило, выезжает из РФ совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин РФ выезжает из РФ без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина РФ с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить, а в случае, если несовершеннолетний гражданин выезжает из России на срок свыше трех месяцев, это согласие должно быть также заверено органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина.
Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
К основным направлениям деятельности государства в области защиты прав детей относят:
— поддержку семьи;
— утверждение здорового образа жизни;
— поддержку разных форм трудовой занятости подростков и молодёжи;
— организацию досуга детей;
— профилактику детской инвалидности;
— реабилитацию детей-инвалидов и т.п.
Государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей. В России появилась должность Уполномоченного по правам ребёнка, осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав детей.
У каждого человека и гражданина есть право на свободу. Например, на свободу слова и свободу выбора. Человек может сам выбирать, где ему жить, чем питаться и как одеваться. У людей есть право на личную неприкосновенность и неприкосновенность к имуществу.
Никто не имеет права трогать чьи-то вещи без спроса или заходить в чужой дом без стука. Гражданин имеет право на получение образования и медицинской помощи. Он может развиваться духовно так, как ему хочется, то есть принимать участие в культурной жизни страны и заниматься любым видом творчества.
Какие права и свободы являются основными? Почему они названы неотчуждаемыми? Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?
Основные права и свободы – это те права, которые принадлежат человеку от его рождения и не могут быть отчуждены на протяжении всей жизни. Например, все люди равны перед законом, независимо от их пола и возраста. Они названы неотчуждаемыми, потому что принадлежат человеку от рождения и до смерти.
Об этом нужно говорить в Основном законе страны – в Конституции – затем, чтобы закрепить права граждан и дать им гарантию на то, что никто не отберет прав у них.
Задание под знаком вопроса
Вспомни и назови эти права. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих правил?
Гражданские (личные) права – право на жизнь, право на свободу, право на неприкосновенность..
Политические права – право на проведение собраний, право участия в выборах в органы власти, свобода печати.
Экономические и социальные права – право на получение медицинской помощи, право на жилище, право на обучение, право на охрану собственности.
Культурные права – свобода творчества, право на участие в культурной жизни общества.
Все эти права прописаны во второй главе Основного закона страны. Гарантии соблюдения правил заключены в Конституции РФ.
Какие уроки можно извлечь из решений Нюрнбергского процесса?
Из решений Нюрнбергского процесса можно извлечь несколько уроков. В первую очередь, у каждого гражданина есть права, которые он получает при рождении. Права являются неотчуждаемыми, и никто другой не может отобрать их у человека. В ходе Второй Мировой войны фашисты посягнули на права и свободы граждан. Они совершили страшные преступления, забрав жизни миллионов людей. Все, кто совершает попытки таких преступлений, должны нести ответственность и быть наказаны.
Вспомни, кого закон считает ребенком. В каком международном документе провозглашены права ребенка? Назови основные права ребенка.
По закону ребенком считается человек, который еще не достиг возраста 18 лет.
Права ребенка провозглашены в Конвенции о правах ребенка. Документ является международным и включает в себя 58 статей, посвященных правам детей.
К основным правам ребенка относятся: право на жизнь, на заботу, на защиту, на образование, на досуг.
Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нес никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.
Права и обязанности тесно связаны друг с другом. Без одного не может существовать и другого. Если человек не будет исполнять предписанные ему обязанности, то его права не будут так же соблюдаться в полной мере. Например, каждый из нас имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.
При этом медицинский работник обязан идти на работу и предоставлять помощь всем нуждающимся. Если он откажется от своей обязанности, то кто-то не получит должное лечение, а значит, что его право будет нарушено.
Мне бы не хотелось жить в таком обществе, потому что мои права в полной мере не соблюдались бы.
Задание 1. Как права человека связаны с его потребностями?
Права человека напрямую связаны с его потребностями. У человека есть нужда в питании, воде, жилище, одежде и прочее. Отсюда ему и предоставляются права на получение необходимых ресурсов для удовлетворения своих потребностей.
Например, заболевший человек имеет потребность вылечиться. Для этого он идет в поликлинику и получает помощь от врача, потому что имеет право на получение медицинской помощи.
Задание 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
В тексте параграфа выделено 4 группы прав:
- гражданские или личные права;
- политические права;
- экономические и социальные права;
- культурные права.
Задание 3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?
Признание прав человека в международном масштабе состоялось после победы над фашизмом. Руководители крупных стран мира решили объединить свои усилия в борьбе с преступлениями, направленными на уничтожение человечества. На первом этапе была принята Всеобщая декларация от 10 декабря 1948 года. В ней были выделены основные права и свободы человека.
Задание 4. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в Российской Федерации?
В Российской Федерации права ребенка зафиксированы в специальном документе. Государство полностью гарантирует соблюдение этих правил. Права детей регулируются законами. Государство стремится приложить все усилия, чтобы помочь воспитать поколение нравственных, активных и творческих детей.
В нашей стране утверждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Люди данной профессии контролируют, чтобы все права детей соблюдались. В случае нарушения соблюдения прав преступникам грозит наказание.
Задание 5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и исполняли обязанности?
Обязанности и права взаимосвязаны друг с другом. Когда люди исполняют все предписанные им обязанности, в обществе устанавливается порядок, при котором могут быть соблюдены и права человека. Дети с рождения имеют право на заботу и защиту от родителей.
Они могут им предоставлять такую возможность, потому что это является их обязанностью по закону. В свою очередь, родители имеют право, будучи в нетрудоспособном возрасте получать помощь и заботу от своих выросших детей.
В классе и дома
Задание 1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.
Человеку в новой стране должны быть гарантированы три основные права: право на жизнь, на жилище и свободу выбора.
Защита прав ребенка.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
В любом городском центре государственных услуг Москвы можно подать заявление на обеспечение жилплощадью несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.
Уполномоченные по правам ребенка регулярно следят за положением дел в неблагополучных семьях. Они стремятся проконтролировать соблюдение прав и свобод детей.
Санкт-Петербург.
Защита прав ребенка.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
За 2018 год Центр семьи Санкт-Петербурга оказал помощь более 1000 семьям с детьми, оставшимися без попечения родителей. Семьям было предоставлено свыше 19000 услуг.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.
Новый Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге будет заниматься защитой прав и интересов детей вместе со Следственным комитетом города. Все преступления, направленные на попытки присягнуть на права ребенка, будут оценены по всей строгости закона.
Задание 3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чем их основная причина?
При выполнении данного задания я не испытал(а) затруднений.
- Памятник Юрию Долгорукому;
- Молодая гвардия;
- Клоуны.
Санкт-Петербург:
- Памятник бойцам специальных подразделений РФ;
- Памятник добровольца 3-й Фрунзенской дивизии;
- Памятник Ольге Берргольц.
Функции института уполномоченного по правам ребенка в России
Чтобы понять, в чем заключается деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ, необходимо знать, какие функции выполняет лицо и какие у него есть права.
Уполномоченный по правам ребенка в России должен выполнять следующие функции:
- Осуществление контроля за соблюдением правовых актов и законов, относящихся к детям (международных и российских);
- Оказывать помощь в восстановлении нарушенных прав;
- Контроль за работой местных органов, прямая обязанность которых устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и законных интересов несовершеннолетних. Детский омбудсмен может выдавать поручения выполнить те или иные требования;
- Обобщение и анализ имеющейся практики. Для выполнения этой функции могут привлекаться специалисты и разные учреждения;
- Помогать родителям, чьи дети находятся в нелегкой ситуации, наладить взаимоотношения со своими детьми;
- Привлекать инстанции, которые помогут содействовать в решении проблем с ребенком;
- Доносить информацию до родителей и детей об имеющихся у них правах и обязанностях;
- Любыми усилиями защитить ребенка от разного вида насилия, например, от жестокого обращения с ребенком.
Итак, уполномоченные по правам ребенка должны обеспечивать несовершеннолетним гражданам полную защиту. Их деятельность связана с тем, чтобы помогать детям развиваться и воспитываться в гармоничной и здоровой среде, без ущемления его достоинств и прав.
Кто такой уполномоченный по правам ребенка?
В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – . Увы, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне, и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях страны ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.
Защита прав ребенка от неправомерных действий
Важно знать, каким образом обеспечивается защита прав ребенка, если родители позволяют себе систематически их нарушать.
СК РФ в 56 статье определяет субъектов, которым дозволено реализовать механизм защиты прав детей – родители или заменяющие их лица. Семейный кодекс РФ содержит в себе статьи на тему защиты прав ребенка в соответствующих главах.
На государство возложена обязанность осуществлять контроль за надлежащим воспитанием малолетнего лица своими родителями.
Защита прав и достоинств ребенка может осуществляться им самостоятельно, путем обращения в соответствующие органы государственной власти, а по достижению 14 лет – обратиться в суд.
Семейный кодекс закрепляет, что родители имеют право осуществлять защиту прав детей без доверенности, для этого нет необходимости оформлять доверенности, дающей определенные полномочия.
Принцип равенства прав и обязанностей закрепляет, что любой из родителей может на равных правах проводить мероприятия по защите прав детей по отдельности, а также обоими сразу.
Защита прав детей в РФ обеспечивается путем закрепления соответствующих норм практически во всех отраслях законодательства:
- гражданском;
- жилищном;
- трудовом;
- семейном;
- международном.
Гражданское и семейное законодательство предусматривает различные способы защиты прав ребенка, среди которых обращение с соответствующим заявлением в суд о взыскании материального или морального вреда.
Родители несовершеннолетнего часто представляют его интересы в правоотношениях, вытекающих не только из норм семейного законодательства, а также гражданского, административного или уголовного.