- Раздел имущества

Что такое политика в области охраны труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое политика в области охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После внедрения СУОТ работа только начинается. Чтобы достичь поставленных целей, систему нужно непрерывно совершенствовать. Для этого результаты СУОТ и ее эффективность нужно регулярно оценивать. На предприятии разрабатывают план внутренних проверок, назначают сотрудников, которые будут отвечать за контроль. Кроме того, следует создать форму отчетности по результатам проверок.

Правовая основа СУОТ

В соответствии со статьей 217 Трудового Кодекса РФ, система управления охраной труда — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Положение о системе управления охраной труда должно быть разработано на основе требований охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» и статьи 217 Трудового Кодекса РФ.

  1. Каждый работодатель обязан внедрять СУОТ и поддерживать ее функционирование.
  2. СУОТ нужна для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий.
  3. Система управления охраной труда должна основываться на четком соблюдении принятой в организации политики и на выполнении руководством его обязанностей по охране труда.
  4. Прежде чем внедрить СУОТ, нужно проанализировать нынешнее состояние охраны труда в организации и определить реально достижимые цели.
  5. Результаты работы СУОТ необходимо регулярно оценивать и анализировать, а затем устранять недостатки.
  6. СУОТ не будет работать, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками.

Разработайте и утвердите положение о системе управления охраной труда, для этого используйте типовое положение, которое утвердил Минтруд (Типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н). Чтобы система в компании эффективно функционировала, не копируйте стандартные формулировки. Подготовьте документ с учетом специфики предприятия. Уделите особое внимание части положения о распределении ответственности должностных лиц. На всех уровнях управления детально пропишите, какие обязанности в области охраны труда будут у каждой конкретной должности, задействованной в СУОТ.

Составьте перечень локальных документов, которые должны быть в вашей организации. Этот перечень зависит от численности работников, видов деятельности предприятия, наличия вредных условий труда и других факторов. Унифицированного списка нет.


Пример. На предприятии, где электротехнический персонал обучают внутри организации, должен быть приказ «О создании комиссии для проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации» (п. 1.4.30 ПТЭЭП, утв. приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6). А компании, где в штате нет электротехнического персонала, этот документ не нужен.


Для подготовки перечня документов можете воспользоваться чек-листами ГИТ. Из них вы узнаете, какие документы запросят у организации при проверке (формы проверочных листов, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655).

В список документации войдут:

  • положения;
  • инструкции;
  • программы обучения;
  • приказы;
  • журналы.

Этапы разработки политики в области охраны труда

Условно создание политики по охране труда можно разбить на несколько этапов:

1) Предварительный анализ состояния охраны труда в организации

Анализ включает в себя проверку соответствия вопросов охраны труда требованиям законодательства и оценка опасности, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности на каждом из этих этапов.

На практике, чтобы провести предварительный анализ, работодатель и специалист по охране труда проводят собрание работников, на котором обсуждаются, какие вопросы охраны труда будут включаться в политику. По результаты собрания обязательно оформляется протокол.

Полученные результаты будут отправной точкой, с которой будут сравниваться итоги реализации будущей политики.

Читайте также:  Как узаконить уже сделанную перепланировку нежилого помещения?

2) Непосредственная концепция охраны труда

На основании результатов анализа разрабатывают политику, направленную на улучшение и совершенствование текущего состояния охраны труда. Именно ее положения определяют дальнейший вектор развития организации в данном направлении.

3) Цели

Конечным итогом реализации политики в области охраны труда, является постановка определенных целей и сроки достижения этих целей.

4) Достижение целей

В политике необходимо подробно изложить механизм достижения намеченных целей, а также правильно распределить обязанности и ответственность “на пути к цели”.

Оценкой эффективности реализации политики будет являться сравнительный анализ с той самой “отправной точкой”, то есть первичным анализом состояния охраны труда.

Что проверит ГИТ по СУОТ: чек-лист для подготовки

В настоящий момент действуют очень короткий чек-лист Роструда № 31 (утв. Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.112017 г. № 655). В нем указано, что работодатель должен при проверке предъявить утвержденные и согласованные с представительным органом работников Положение о СУОТ и Политику. Если такого органа нет, то и согласовывать не с кем.

Чек-лист Роструда № 31 «По созданию и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ)»

Во время проверки инспектор ГИТ проверит:

  • Приказ работодателя об утверждении Положения о системе управления охраной труда
  • Положение о системе управления охраной труда
  • Политику и цели в области охраны труда

Но на этом проверка не завершится. Инспектор может запросить документы, подтверждающие проведенный вами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики с представительным органом работников. Такой анализ проводится до утверждения политики в области охраны труда.

Кроме того, нужно учесть, что инспектор проверит не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и наличие в нем разделов, перечисленных в п. 8 Типового положения.

Какие ключевые принципы и цели должна преследовать политика организации в области охраны труда

4.1. Политика в области охраны труда

4.1.1. Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:

а) отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;

б) быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации;

в) распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;

г) анализироваться для постоянной пригодности;

д) быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.

(пп. 4.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1.2. Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:

а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;

б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;

в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;

г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.

(пп. 4.1.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1.3. Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.

Профпереподготовка и повышение квалификации по охране труда

Профпереподготовку по охране труда проводят однократно в течение трудовой деятельности, а на повышение квалификации необходимо направлять 1 раз в 5 лет. Как правило, в 256 часов курса профпереподготовки входят следующие дисциплины:

  1. Нормативное обеспечение системы управления охраной труда
  2. Обеспечение подготовки работников в области охраны труда
  3. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда
  4. Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий
  5. Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда
  6. Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах
  7. Определение целей и задач (политики), процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда

Как оформить политику в области охраны труда в организации

Со стороны законодательства нет каких-либо унифицированных форм или бланков для этого документа. Компания вправе действовать исходя из локальных требований по делопроизводству. При этом нужно отразить ряд обязательных элементов, соответствующих цели документа.

Читайте также:  Германия ужесточила правила выдачи виз

Структура политики по ОТ:

  • Вводная часть. Написание необходимо начать с полей утверждения и согласования. Первое размещается в верхнем правом углу листа, где пишется слово «Утверждаю» и затем должность гендиректора, его фамилия, инициалы, место для подписи, печати и даты. По такой же структуре указываются реквизиты профкома, располагаемые в противоположной стороне.
  • Основная часть начинается с заголовка, размещаемого посередине страницы. Здесь необходимо указать наименование предприятия, в пределах которого декларируется политика. Далее, без разбивки по разделам, приводятся пункты, отражающие цели компании в сфере ОТ. При написании необходимо руководствоваться ст. 212 ТК РФ действующими нормативными актами, стандартами охраны труда.
  • Резолютивная часть предполагает последовательное размещение должностей работников, принимавших участие в разработке документа. Это начальник отдела по охране труда, юрисконсульт и другие руководители.

Проект политики следует тщательно вычитать и исключить возможные ошибки. Этот документ не подразумевает частое изменение. Исключением является вступление в силу новых нормативных актов. В этом случае работодатель обязан переработать политику по ОТ согласно действующим законам.

Хотя образец политики в области охраны труда представлен в различных видах на информационных ресурсах сети Интернет. Однако, наиболее точный вариант можно разработать самостоятельно, опираясь на Приказ Минтруда N 438 и другие законодательные и ведомственные акты.

Как разрабатывается на предприятии – основные направления

Разработкой такого материала в организации, как правило, занимается специалист по охране труда или начальник такого штатного подразделения. Создание концепции должно происходить с учетом опыта смежных отраслевых компаний, в обязательном порядке учитываются нормативные государственные элементы. В заявление включаются положения о сотрудничестве с государственными органами, приоритете прав и свобод граждан при реализации своей трудовой деятельности.

Важно! Разработка ведется с учетом правил, стандартов и ГОСТ по документообороту и делопроизводству. Концепция выпускается в виде локального документа и подписывается руководителем организации. Свою юридическую силу она распространяет на всех сотрудников без исключения, и управлять должна лишь в рамках своей компетенции.

Политика охраны труда на предприятии (пример документа)

Документально оформленная политика в области охраны труда на предприятии может выглядеть следующим образом:

Политика ПАО «Светлячок»

в области охраны труда

  1. ПАО «Светлячок» (далее — Общество) — один из ведущих производителей промышленного энергетического оборудования на территории России.
  2. Действие настоящего документа распространяется на все подразделения Общества.
  3. Ключевые принципы, цели и задачи, за реализацию которых отвечает Общество:
    • сохранение жизни и здоровья трудящихся;
    • избежание возникновения профзаболеваний у трудящихся в организации;
    • избежание травматизма на производстве.
  4. Основными направлениями политики Общества являются:
    • предоставление трудящимся возможности работать в безопасных условиях;
    • обеспечение выполнения установленных правил и требований, касающихся сферы охраны труда.
  5. Для достижения поставленных целей и задач Общество обеспечивает:
    • проведение спецоценки условий труда для выявления неблагоприятных условий и факторов;
    • выдачу средств индивидуальной защиты трудящимся, чья деятельность предполагает необходимость использования таких средств;
    • организует проведение медицинских осмотров.

Этапы разработки политики в области охраны труда

Условно создание политики по охране труда можно разбить на несколько этапов:

1) Предварительный анализ состояния охраны труда в организации

Анализ включает в себя проверку соответствия вопросов охраны труда требованиям законодательства и оценка опасности, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности на каждом из этих этапов.

На практике, чтобы провести предварительный анализ, работодатель и специалист по охране труда проводят собрание работников, на котором обсуждаются, какие вопросы охраны труда будут включаться в политику. По результаты собрания обязательно оформляется протокол.

Полученные результаты будут отправной точкой, с которой будут сравниваться итоги реализации будущей политики.

2) Непосредственная концепция охраны труда

На основании результатов анализа разрабатывают политику, направленную на улучшение и совершенствование текущего состояния охраны труда. Именно ее положения определяют дальнейший вектор развития организации в данном направлении.

3) Цели

Конечным итогом реализации политики в области охраны труда, является постановка определенных целей и сроки достижения этих целей.

4) Достижение целей

В политике необходимо подробно изложить механизм достижения намеченных целей, а также правильно распределить обязанности и ответственность “на пути к цели”.

Оценкой эффективности реализации политики будет являться сравнительный анализ с той самой “отправной точкой”, то есть первичным анализом состояния охраны труда.

Политика в области охраны труда в организации

Разработка концепции (политики) охраны труда в организации

  1. 6.1. Предварительный анализ состояния охраны труда в организации

    1. Разработку или совершенствование системы управления безопасностью труда начинают с ана­лиза законодательства и правил по охране и безопасности труда, на основании которого определяют требо­вания, распространяющиеся на организацию. Результаты этого анализа позволяют работодателю оцени­вать свои возможности и определять концепцию (политику) охраны труда в организации, а также требова­ния к своим поставщикам и подрядчикам.

    2. Результаты предварительного анализа состояния охраны труда в организации документально оформляют и согласовывают с руководителем организации или иным уполномоченным им лицом и профсо­юзной организацией.

    3. При принятии решения об организации работ по разработке (совершенствованию) системы управления охраной труда распорядительным документом организации формируют рабочую группу и назначают администратора системы (руководителя рабочей группы). В рабочую группу целесообразно при­влекать работников различных подразделений и представителей профсоюзных организаций.

      Для обеспече­ния эффективной работы членов рабочей группы следует проводить их обучение в области управления охраной труда.

    4. Организация работы рабочей группы предусматривает:

Читайте также:  Как оформить замещение временно отсутствующего работника?
  • разработку подробного плана действий и форм регистрации выполнения мероприятий с указанием ответственных лиц. Информация по выполнению мероприятий может быть представлена в виде настенных стендов, записей или другим наглядным способом. Примерная форма плана действий приведена в прило­жении Б;

  • определение методов оценки результативности внедрения. Например, данные о выполнении ме­роприятий (принятие концепции или программы подготовки);

  • установление формы обмена информацией между членами рабочей группы, периодичности ее об­новления, а также составление перечня всех документов и записей;

  • организацию встреч руководителей организации с работниками и представителями профсоюзных организаций с целью обсуждения возможностей улучшения деятельности в области охраны, а также опре­деления их ожидаемой роли в развитии и внедрении системы управления.

      1. Для определения цели, ожидаемого результата и выбора способа достижения целей рабочая группа по созданию системы управления охраной труда проводит предварительный анализ деятельности по охране труда в организации, в процессе которого определяют:

    Направления государственной политики в области охраны труда

    Обязанности работника в области охраны труда

    Законодательство определяет несколько основных направлений в области защиты прав граждан в трудовых отношениях, которые исполняет государство:

    • издание единого комплекса нормативных актов, которые имеют одинаковую концепцию по защите граждан, их здоровья и имущества от негативных проявлений рабочего процесса. Такие акты не должны противоречить друг другу, а также нарушать общепринятые требования в области обеспечения должного контроля трудовой деятельности;
    • обозначение приоритета прав и свобод граждан при реализации ими своей трудовой функции, повышение эффективности деятельности как государственных надзорных служб в этой сфере, так и подразделений самих компаний;
    • осуществление межведомственной координации, а также связи государственных контрольных учреждений с подразделениями компаний в случае возникновения нештатной ситуации либо при проведении проверочных акций.

    Минтруд России разъяснил вопросы декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и обучения по охране труда

    Минтруд России дал разъяснения по вопросам декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и обучения по охране труда. В письме Минтруда России от 19.10.2016 № 15-1/В-3425 отмечено, что:

    • в случае признания условий труда на рабочих местах по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оптимальными или допустимыми, и указания в строке 040 карты специальной оценки условий труда обязанности работников, занятых на этих рабочих местах, проходить предварительный и периодический медицинский осмотр, декларации в отношении этих рабочих мест могут быть оформлены, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
    • программы обучения по охране труда должны разрабатываться и утверждаться аккредитованными обучающими организациями.

    Меры по обеспечению охраны труда

    При выборе средств создания безопасных условий трудовой деятельности рекомендуется ориентироваться на приказ Минтруда РФ 181н от 1 марта 2012 года. Документом утвержден перечень конкретных приемов, которые позволяют улучшить условия на рабочих местах и снизить уровень профессиональных рисков.

    В целом специалистам по охране труда и руководителям необходимо выполнять обязанности, установленные статьей 212 ТК РФ:

    • выдавать обеззараживающие средства, СИЗ и т. п.;
    • контролировать безопасную эксплуатацию зданий, инструментов, оборудования и прочей производственной инфраструктуры;
    • проверять соблюдение сотрудниками правил охраны труда;
    • заботиться об оптимальных условиях труда на имеющихся рабочих местах;
    • направлять сотрудников на освидетельствования и медосмотры;
    • следить за режимом работы и отдыха, качественным медицинским и санитарно-бытовым обслуживанием персонала;
    • выполнять своевременную специальную оценку условий труда;
    • инструктировать работников по вопросам охраны труда и отправлять на повышение квалификации;
    • исполнять выданные предписания государственной инспекции по труду.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *