Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взятка: понятие, виды и размеры. Ответственность за дачу взятки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Взяточничество как криминально-социальное явление и обобщенное понятие группы преступлений, включенных в раздел Уголовного кодекса «преступления против государственной власти», в то же время теснейшим образом связано с другим остронегативным социальным явлением – коррупцией. Оба эти криминальные социальные явления характеризуются разовыми или постоянными фактами получения и передачи должностными лицами разного служебно-государственного уровня незаконного вознаграждения (в виде материальных ценностей, услуг, благ, выгод и преимуществ) за их действия (бездействие) и за иное их поведение (покровительство, попустительство по службе, прикрытие криминальных структур и др.) в личных интересах лица, давшего взятку, или в пользу представляемой им юридической, в том числе криминальной, структуры.
Первоначальные и последующие следственные действия
Уголовные дела о взяточничестве при наличии необходимой информации об имевшем место преступлении возбуждаются сразу после ознакомления с первичными данными, содержащими достаточно убедительные сведения о факте взятки или систематическом подкупе должностного лица. Если же первичной информации недостаточно, то возбуждению этих дел предшествует проверка поступивших первичных материалов, осуществляемая лишь с целью установления законных оснований для возбуждения такого уголовного дела (во избежание незаслуженного компроме-тирования должностных лиц). Проверка должна проводиться с особой осторожностью и часто скрытно от его участников, ибо виновные, узнав о проверке, могут спрятать или уничтожить предмет взятки, уничтожить компрометирующие документы, договориться с заинтересованными лицами о даче ложных показаний и т.д. В ходе проверки собираются недостающие материалы (запрашиваются данные из криминалистических учетов, изучаются конкретные документы, объясняющие факты, содержащиеся в первичных сведениях, получаются объяснения от должностных лиц и отдельных граждан, осуществляется знакомство со служебной деятельностью должностных лиц или отдельных подразделений). Если дополнительно полученные данные подтверждают первичную информацию, то следователь возбуждает уголовное дело и начинает расследование.
Комплекс и последовательность первоначальных следственных действий определяется складывающимися в начальный период расследования взяточничества следственными ситуациями.
В первой исходной ситуации обычно проводятся следующие первоначальные следственные действия: 1) допрос свидетелей (главным образом из числа заявителей или лиц, чья информация содержится в первичных материалах); 2) изъятие и осмотр документов, относящихся к деятельности должностного лица, получившего взятку; 3) обыски по месту работы и жительства участников взяточничества; 4) осмотр предмета взятки; 5) допрос подозреваемых; 6) предъявление предмета взятки для опознания. Очередность этих следственных действий чаще всего осуществляется в таком порядке, в каком они перечислены. Однако в зависимости от конкретных обстоятельств он может быть изменен.
Во второй исходной ситуации применяются следующие первоначальные следственные действия: 1) допрос заявителя; 2) задержание взяточника с поличным; 3) обыск у взяткополучателя по месту работы и жительства; 4) личный обыск задержанного и, при необходимости, его освидетельствование; 5) осмотр предмета взятки и места происшествия; 6) допрос подозреваемого; 7) допрос иных свидетелей. При этом очередность следственных действий в этой ситуации во многом зависит от результатов задержания взяточников с поличным (если оно проводится). Обычно вслед за состоявшимся задержанием осуществляется личный обыск, осмотр места происшествия и предмета взятки, допросы подозреваемых и свидетелей и затем обыски. На первоначальной стадии в первой и второй ситуациях может проводиться и криминалистическая и иные судебные экспертизы.
В третьей исходной следственной ситуации комплекс первоначальных следственных действий обычно выбирается в зависимости от степени достоверности выявленных данных о взяточничестве и коррупции. Поэтому в одних случаях этот комплекс может быть такой, как в первой ситуации, в других – как во второй.
Тактика первоначальных следственных действий определяется с учетом возможности использования эффекта внезапности, отсутствия очевидцев и других обстоятельств, возникшей ситуации, свойственных данному виду преступлений.
Особенности тактики первоначальных следственных действий
Задержание с поличным проводится обычно в момент дачи получения взятки и реже в случаях, когда взяткополучатель не выполнил действия, за которые была дана взятка, и возвращает предмет взятки. При допросе заявителя следует выяснить место, время предстоящей передачи взятки, способ прибытия на место взяткополучателя и другие обстоятельства, знание которых позволит тщательно осуществить подготовку задержания с поличным.
Организация наблюдения и задержания взяткополучателя включает несколько этапов: подготовку; непосредственное наблюдение; задержание; личный обыск; процессуальное оформление задержания и обыска.
Реализация непосредственного задержания осуществляется оперативно розыскными сотрудниками, обеспечивающими оперативное сопровождение расследования.
Тактическая операция «Задержание с поличным» включает: осмотр меси происшествия, местности, помещений, где было осуществлено задержание, а также личный обыск подозреваемого, его допрос, допрос иных лиц, имеющих отношение к даче и получению взятки.
В тех случаях, когда заявителем является взяткодатель и предстоит передача взятки, на предмет взятки наносятся соответствующие отличительные признаки, метки.
Процедура нанесения особых отметок на предмет взятки осуществляется следующим образом. Прежде всего, деньги или ценности осматриваются и фиксируются в протоколе осмотра, после чего на предмет взятки наносятся различного рода отличительные метки. Могут применяться: разрыв упаковочного материала с оставлением его части для последующей экспертизы целого по частям; фиксирование номеров денежных купюр: нанесение иных отметок.
Факт нанесения отличительных пометок отражается в протоколе осмотра. Осмотр предмета взятки и процесс нанесения меток целесообразно зафиксировать с помощью фото- или видеосъемки.
Как правило, тактически правильно задержание осуществляется непосредственно после передачи — получения взятки, однако чтобы получатель взятки не мог возвратить ее лицу, давшему ее, немедленно следует предпринять меры, исключающие возможность общения между задержанными.
Если в операции по задержанию участвует заявитель, следует договориться с ним об условных сигналах, в том числе о том, что передача состоялась.
При задержании предпринимаются меры, исключающие выбрасывание предмета взятки.
Допрос заявителя — взяткодателя должен быть произведен сразу же после его обращения, так как следователю неизвестны причины, побудившие взяткодателя обратиться с заявлением. Поэтому тактически правильным является незамедлительное проведение допроса.
При допросе взяткодателя детально выясняются обстоятельства: знакомства с лицом, которому должна быть передана взятка, его должностное положение; место, время, способ передачи взятки (лично или через посредника); кто выполняет роль посредника; где находится кабинет должностного лица; видел ли кто-либо заявителя в организации, в которой работает должностное лицо (сотрудники, пришедшие на прием, и т.д.); за выполнение каких действий (бездействия) дана или предполагается передача взятки; не был ли взяткодатель поставлен в условия, при которых он вынужден дать взятку, чтобы предотвратить вредные последствия для его (или других лип) прав и законных интересов: имелась ли и где находится упаковка, в которой передавалась взятка; не сохранилось ли у него что-либо от предмета взятки; каков источник получения средств для дачи взятки (снятие денежных средств с банковского вклада и т.д.); кто прямо или косвенно знает о даче взятки; мотивы добровольного заявления о даче взятки.
При допросе заявителя, не являющегося взяткодателем, выясняется: источник получения сведений о взяточничестве; кто дал, получил или посредничал во взяточничестве; в каких отношениях с ними находится заявитель; что является предметом взятки, его признаки; за совершение каких действий (бездействия) по службе была дана взятка, а также другие вопросы, вытекающие из конкретных обстоятельств.
Если дело возбуждается по сообщению должностного лица, которому была передана взятка (незаметно оставлена, переслана по почте, скрытно вручена с документами, передана родственникам или близким людям и т.д.), при его допросе выясняется: кто пытался или дал взятку, его приметы, знал ли его ранее, в каких взаимоотношениях состоял; обращался ли с ним взяткодатель по поводу выполнения или невыполнения каких-либо действий; входили ли они в полномочия должностного лица; каков установленный порядок разрешения вопроса, представляющего интерес для взяткодателя; что является предметом взятки, где она находится и при каких обстоятельствах была передана.
Особенностью допросов по делам о взяточничестве являются их конкретность и детализация показаний. При расследовании мелкие подробности могут иметь решающее значение для разоблачения взяточника, так как их могут знать лишь участники преступления. Кроме того, максимально детализированные сведения, полученные при допросе, предупреждают отказ от показаний или их изменение.
Одним из эффективных средств на начальном этапе является обыск. С учетом конкретных обстоятельств следователь принимает решение об одновременном проведении обыска у лиц, причастных к взяточничеству: в рабочих кабинетах (офисах) взяткополучателя, взяткодателя, посредника, в жилых помещениях и других местах, где могут находиться искомые объекты. Основные цели обыска: обнаружение предмета взятки; его упаковки; документов, указывающих о заинтересованности участников взяточничества в совершении (несовершении) действий в интересах взяткодателя; материалы, указывающие на получение взяток, их характер, размер; документы, свидетельствующие об источнике извлечения средств для дачи взятки.
Личный обыск является неотъемлемой частью тактической операции по задержанию с поличным. Однако он проводится и в случаях задержания вне тактической операции. Во всех случаях на месте задержания или непосредственно после задержания должен быть произведен предварительный беглый обыск (путем ощупывания одежды). Второй этап личного обыска — детальный обыск, который проводится более тщательно. Личный обыск проводится с целью отыскать предмет взятки; его упаковку; обнаружить документы, связанные с дачей и получением взятки (о связях, взаимоотношениях взяточников, выполнением действий в интересах взяткодателя).
При осмотре во время личного обыска различных объектов могут быть обнаружены разнообразные записи и предметы, имеющие отношение к взяточничеству. Особое внимание должно быть обращено на последовательность расположения в карманах и тому подобных местах предметов (снизу, вверху), их состояние, а также записные книжки, письма, в которых могут иметься зашифрованные записи.
Обыскиваемый с целью избавления от изобличающих его предметов и документов может выбросить их, незаметно положить в карманы лиц, присутст вующих при обыске (в том числе обыскивающего), уничтожить и г.д.
Лиц, которых следователю приходится допрашивать в качестве подозреваемых и обвиняемых, можно разделить на три группы: а) взяткодатели; б) посредники и в) взяткополучатели. Опыт свидетельствует, что допрос целесообразно проводить именно в такой последовательности. Однако в каждом случае следует обдумать последовательность допроса, так как каждая из указанных групп не однородна. Так, применительно к взяткодателям имеет значение, в чьих интересах они действовали; для посредников — действовали ли они по указанию руководителей, частных лиц, использовали ли свое должностное (служебное) положение (обычное либо ответственное); для взяткополучателей — имело ли место вымогательство.
Допрос подозреваемых и обвиняемых характеризуется рядом особенностей. Он должен быть по возможности тщательно подготовлен. Даже к допросу подозреваемого следователь располагает определенными данными о преступной деятельности с учетом информации, содержащейся в материалах, собранных в ходе предварительной проверки, в том числе осуществленной оперативно-розыскными органами, а также сведений, собранных в процессе проведения неотложных следственных действий.
Учитывая, что допрашиваемыми являются должностные лица, при подготовке особое внимание должно быть уделено собиранию сведений о личности и приемов использования доказательств для получения правдивых показаний.
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.
Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462
Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.
Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.
Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).
Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)
С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.
Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).
Информация Минэкономразвития от 17.06.2021
В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.
С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.
Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.
Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.
Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.
Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — совсем новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб. Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года с погашенными пенями и штрафами.
Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.
В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая. Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.
С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее трех человек. Ранее нужно было не менее пяти. С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой стороны, возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов.
Уже сейчас придется получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). И еще по-другому составлять протоколы закупок.
В задании 3 видите пример фрагмента протокола, аналог которого применяли в этом году. Определите, что в нем нужно изменить, чтобы использовать в работе с нового года.
Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому, на это уйдет минимум три недели, а должно быть готово к 1 января
ВНИМАНИЕ!
Когда с 2022 года будет достаточно трех человек в составе комиссии, для кворума хватит и двух человек. Кажется, этого достаточно, ведь каждый член комиссии обязан иметь персональную КЭП, чтобы подписывать протокол по итогам видеоконференцсвязи. Но это не совсем так. Учтите, что срок электронных процедур по оптимизационным правилам сильно сократился, работать комиссии придется быстрее и эффективнее, а объема по рассмотрению заявок и подведению итогов закупок не уменьшится.
Но есть и положительный момент в сокращении членов комиссии. Теперь нести ответственность за принятие комисионных решений будет меньше людей, а значит в меньшем объеме получать штрафы на учреждение заказчика. Однако в случае невыверенного решения, а также отсутствия должной квалификации членов комиссии по отбору заявок участников, штрафы на трех членов комиссии могут возрасти в геометрической прогрессии.
В Законе № 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). Это обозначает, что все документы, связанные с закупками в печатной форме, вы обязаны хранить и предъявлять контролерам при проверках. А контролеры смогут их запросить. Если данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). То есть все приложенные файлы к извещению должны полностью совпадать со структурированной информацией в ЕИС. Проверьте себя в задании 4. Нажмите на карточки с названиями документов, которые вы будете хранить в течение 6 лет. Выберите десять из них и нажмите кнопку проверить. При правильном выборе карточки поменяют цвет на зеленый, при неверном станут красными. После раскройте комментарий эксперта с дополнением к ответу.
До 1 января нужно включить в приказ закупочного подразделения обязательный срок хранения документов о закупках
ВНИМАНИЕ!
В задание включили основные документы для хранения, но перечень не исчерпывающий.
Сейчас на бумаге нужно хранить как минимум: конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения, заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). А еще документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ).
Также нужно обеспечить сохранность планов-графиков, документов, составленных в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок. Хранят журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками.
Контракты, заключенные по итогам закупок, нужно хранить пять лет с того момента, как их исполнили или расторгли.
С нового года все эти документы вы продолжаете хранить, но минимальный срок хранения составляет 6 лет.
С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:
- 06/2020 — по основным средствам;
- 26/2020 — по капитальным вложениям;
- 27/2021 — по документообороту;
- 25/2018 — по аренде.
Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.
С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.
К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:
- первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
- если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.
Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.
Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.
Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.
Краткий перечень налоговых и бухгалтерских изменений в 2022 году
Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:
- в текущем году — 15 дней;
- в следующем году — 10 дней;
- с 2023 года — 7 дней.
Для остальных поставщиков:
- сейчас — 30 дней;
- в 2022 году — 15 дней;
- с 2023 года — 10 дней.
Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.
При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.
Сейчас в извещении о закупке содержится только общая информация, а все важные документы прикрепляются рядом. Получается, чтобы найти значимые для поставщиков сведения, нужно перебрать множество файлов. Это неудобно. Поэтому было решено сделать извещение более содержательным, а лишние документы вообще убрать. Теперь все нужные данные будут в извещении — инструкция по заполнению и требование к заявке.
Новые правила не распространяются на закрытые конкурсы и аукционы — там все по-прежнему.
Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.
Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:
- у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
- у региональных гарантийных организаций;
- в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).
Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.
Темпы прироста ВВП в 2022 году будут близки к нулевым, в 2023 году — ускорятся до
В 2022 году более активный рост в мировой экономике окажет дополнительную поддержку и ВВП России. Однако сопровождающее этот рост повышение устойчивого инфляционного давления в мире вызовет более быстрое прекращение стимулирующей политики в крупнейших странах, чем предполагается в базовом сценарии. Повышенный уровень мировой инфляции и глобальных процентных ставок потребует от Банка России проведения более жесткой ДКП, чем в базовом сценарии, для возвращения инфляции к цели во второй половине прогнозного периода.
Нормы ответственности за коммерческий подкуп
Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:
-
За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
- штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
- ограничение свободы до 2 лет;
- трехлетние исправительные работы.
Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:
- предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
- в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.
В этом случае закон предусматривает такую меру кары:
- штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
- принудительные работы до 4 лет;
- арест от 3 месяцев до полугода;
- тюремное заключение до 6 лет.
- штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
- дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
- арест до 3 лет.
Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:
- получение объекта подкупа организованной группой;
- полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
- за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.
В этом случае мера ответственности такова:
- штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
- лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.
Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:
- у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
- человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
- сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.
Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.
Наказание за мелкое взяточничество
Как показывает практика, в последние годы способы дачи-получения взяток стали более замаскированы и технологичны.
Для маскировки расследуемых контактов оформление и непосредственное выполнение желаемых действий поручается другим работникам, нередко не подозревающим о преступлении.
Обнаружение трупа новорожденного. Может быть совершено матерью или кем-то из близких людей. Часты инсценировки под несчастный случай или естественную смерть.
Нередко с предполагаемым взяткополучателем стремятся завязать внеслужебные отношения, оказать ему какую-то услугу, другим образом добиться его расположения. Иногда должностным лицам намекают на возможность вознаграждения за выполнение желаемых действий или прямо сообщают об этом, чтобы проверить, какая последует реакция. Наконец, на подготовительном этапе избираются место, время, предмет взятки.
Keywords: identification, documentation, corruption, bribery, operative-search activity, operative-search activity, subject of the bribe, methods of giving and receiving bribes.
Задержание с поличным
Задержание субъектов взяточничества и коррупции с поличным является наиболее сложным следственным действием, которое позволяет получить важные доказательства, изъять предметы взятки, изобличить виновного путем оказания на него сильного психологического воздействия. Задержание с поличным возможно в следующих случаях:
- когда имеет место вымогательство взятки и гражданин подвергшийся вымогательству добровольно об этом заявляет и активно способствует задержанию и разоблачению взяточника;
- когда взяткополучатель известен как лицо неоднократно бравшее и продолжающее брать взятки и когда это вызывает негативную реакцию окружающих, в том числе и тех, кто передает ему взятку, а также когда схема дачи и получения взятки относительно проста (например, взятки регулярно передаются в часы приема граждан по личным вопросам);
- когда имеются достоверные оперативные материалы об имевших место эпизодах получения или дачи взяток и о предстоящей встречи субъектов взяточничества и коррупции.
Задержание с поличным целесообразно проводить в момент передачи предмета взятки или непосредственно после него. Задержанию взяточника должно предшествовать переписывание купюр в протоколе заявления, или нанесение на предмет взятки химических или радиоизотопных меток, о чем составляется соответствующий акт с участием специалиста. Фиксация предмета взятки может быть осуществлена путем сохранения второй части газеты, ткани, оберточной бумаги или иной упаковки для возможности по лучения заключения эксперта о том, что части упаковки, изъятой у за держанного и предъявленной заявителем, ранее составляли единое целое.
В процессе задержания взяточника необходимо предусмотреть его попытки уничтожения предмета взятки или иных изобличающих предметов и документов. В зависимости от сложившейся ситуации и используемой тактической схемы задержания следует либо пресечь любую возможность общения взяткодателя и взяткополучателя в процессе задержания, либо активно использовать заявления для изобличения взяткополучателя и оказания на него психологического воздействия.
Следует также предусмотреть возможные заявления взяточника о наличии законных оснований для получения денег, ценностей например, заявление о возвращении ему долга либо о том, что предмет взятки забыт посетителем.
Осмотр места происшествия
Осмотр места происшествия имеет своей целью уточнение обстановки в которой происходила или происходит передача взятки. Основной задачей осмотра является фиксация следов пребывания субъектов взяточничества в месте передачи взятки, обнаружение предмета взятки или его части, упаковочных материалов, конвертов и др. Обнаруженные в ходе осмотра предметы и документы подвергаются более детальному осмотру. При этом в ходе осмотра документов особое внимание обращается на документы содержащие сведения и свидетельствующие :
- о незаконности действий (бездействия) должностного лица;
- об упрощенной процедуре, принятия решения, о несправедливом прохождении документов через секретариат, канцелярию и др. отделы (например, принятие решения о предоставлении налоговых льгот без анализа финансового состояния плательщика и прогноза основных показателей его деятельности, отсутствие на документе штампа о регистрации и т.д.);
- о фальсификации и подложности документов (полностью или частично фальсифицированные расписки, справки, чеки, квитанции и т.д.);
- о сумме разовой взятки или объеме систематического подкупа (осмотр трудовых соглашений, актов приемки выполненных работ, лицевых счетов, сберегательных книжек и т.д.);
- об обстоятельствах, создавших условия для возможности вымогательства взяток и способствующих взяточничеству (например, увеличение перечня требований по первоочередному предоставлению кредитов, произвольное толкование правил постановки на налоговый учет, запущенный учет, неправильный подбор кадров и др.).
Комментарий к Ст. 291 Уголовного кодекса
1. Признаки данного состава преступления связаны с соответствующими признаками состава получения взятки (ст. 290 УК).
2. Объективная сторона дачи взятки предполагает альтернативно возможные варианты: а) дачу взятки лично должностному лицу; б) передачу взятки родным или близким должностного лица с его согласия или если оно не возражало против этого; в) передачу взятки посреднику с последующей передачей взятки должностному лицу, его родным или близким; г) передачу взятки любому иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица.
3. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем (должностным лицом, его родными или близкими, иными лицами) хотя бы части передаваемых ценностей, иные варианты окончания преступления раскрываются в п. 10 — 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24. Если передача взятки не состоялась по причинам, не зависящим от взяткодателя (например, лицо отказалось принять взятку либо посредник не смог ее передать), содеянное образует покушение на дачу взятки (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).
4. Квалифицирующие признаки состава преступления (ч. 2 — 5) содержательно совпадают с соответствующими признаками ст. 290 УК.
5. Примечание к ст. 291 УК позволяет освободить от уголовной ответственности лицо, давшее взятку, если оно отвечает двум условиям: а) активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления; б) альтернативно либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки в орган, имеющий право возбудить уголовное дело (см. также п. 29 — 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).
Дача взятки 500 рублей гаишнику ст ук
Перед ее получением, заявив о таком факте, вы снимите с себя ответственность и, кроме того, окажете содействие в выявлении сотрудников, которые используют свое служебное положение для собственной выгоды;
На дороге, если мы и платим взятки, то в малых размерах — не выше 25 тысяч рублей. На деле речь идет о суммах от пятисот рублей до нескольких тысяч.
- существенный размер взятки;
- дача ее должностному лицу за то, чтобы он заведомо совершил противозаконные действия (бездействие).
- значительный размер взятки — более 25 000 рублей;
- крупный размер взятки — более 150 000 рублей;
- особо крупный размер взятки — более 1 000 000 рублей.
Отмечу, что за взятки менее 25 000 рублей также предусмотрено наказание, однако в отдельную группу они не выделяются.
Взятка 500 тысяч рублей наказание тому кто дал
Подброшенные деньги сами по себе не считаются взяткой, если вы не оказывали взяткодателю никаких услуг в рамках своей должности и не выказывали заинтересованности в получении материального вознаграждения.
Что делать, если взятка была дана по причине вымогательства? Этот факт предстоит доказать любыми способами – собрать показания свидетелей, дать письменные объяснения, привлечь записи с видеокамер, аудиозаписи. Если же взятка была дана по личной инициативе, то полное содействие следствию может стать лучшим выходом.
Гражданского кодекса РФ прямо указано, что передача должностному лицу подарка считается взяткой, если его стоимость превышает 3 тысячи рублей.
Сделки, не относящиеся к контролируемым
Некоторые сделки не считаются подконтрольными, даже если отвечают условиям и подходят под критерии контролируемых сделок. Речь идет о сделках, указанных в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Перечислим некоторые из них:
1. Между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок, на основании которых уплачивается НДПИ по ставке, выраженной в процентах).
2. Если участники сделки соответствуют всем перечисленным ниже условиям:
- регистрация на территории одного субъекта РФ;
- нет отдельных подразделений в иных субъектах РФ либо за рубежом;
- не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты иных субъектов РФ;
- не имеют отрицательных финансовых показателей, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций;
- нет иных условий для признания сделок контролируемыми согласно подп. 2–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Отчет о контролируемых сделках
Совершение бизнес-субъектом контролируемых сделок накладывает на него обязанность уведомить о таком факте фискальный орган. Срок для подачи уведомления — не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором была совершена сделка (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Так, крайний срок сдачи отчета о контролируемых сделках, совершенных в 2022 году, — 20 мая 2023 года.
Направлять отчет необходимо в ИФНС по месту нахождения плательщика, для крупнейших плательщиков — это налоговая по месту их учета. Полученные сведения территориальный орган направляет в ФНС России в течение 10 дней (п. 2, п. 5 ст. 105.16 НК РФ).
Уведомление (отчет) можно направить как в электронной форме, так и на бумажном носителе. Форма документа и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ (ред. от 16.07.2020).
ОСОБЕННОСТИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
УК РФ предусматривает уголовную ответственность не только за получение, но и за дачу взятки. Количество указанных преступлений и лиц, привлечённых к уголовной ответственности за дачу взятки, неуклонно растёт из года в год, при этом подавляющее большинство граждан осуждено за дачу взятки в бытовой сфере, где лидирует здравоохранение, образование и жилищно-коммунальная сфера. Все это говорит о том, что фронт борьбы правоохранительных органов сосредоточен на мелком и среднем взяточничестве, а крупные коррупционеры и взяткодатели от уголовной ответственности уходят. Признаки состава преступления, позволяющие квалифицировать деяние именно по ст. За совершение квалифицированных составов, предусмотренных ч.
Какая минимальная сумма считается взяткой в России?
07 июня 2023 / / / Какая сумма является взяткой, существует ли законодательный минимум — этот вопрос приобрел особую актуальность в связи с относительно недавним введением самостоятельной уголовной ответственности за мелкое взяточничество.
В настоящей статье дан ответ на него, а также рассмотрены виды размеров взяток и их пределы. Ответственность по ст. 290 и 291 УК РФ (получение и дача взятки соответственно) наступает за прием/дачу взятки на сумму от 10 000 руб.
Все, что ниже этого предела, квалифицируется как мелкое взяточничество по ст. 291.2 УК РФ. О том, что такое взятка, читайте в статье . Ответ на вопрос, от какой суммы взятка является совершенной в определенном размере, содержится в примечании 1 к ст.