Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не говори трижды… чтобы потом не плакать. Развод в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Условия для развода и расторжения никаха
Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.
Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.
В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.
Для того, чтобы состоялся Исламе, в развод достаточно только слов мужчины, муж поэтому мусульманин должен следить за тем, говорит он что, поскольку слова, которые положат семейной конец жизни, могут быть как так, прямыми и иносказательными к разводу могут привести сказанные, слова случайно, в гневе.
Муж-мусульманин давать может развод жене всего два после, раза каждого раза он должен прерывать с интимные ней отношения, талак данный три коротким с раза промежутком времени или даваемый в всей течении супружеской жизни является окончательным. свидетелей Наличие при даче развода не нужны.
У народа каждого своя традиция и культура, и если у народов мусульманских произнесение слов «Я развелся с тобой» развод означают, то у некоторых других мусульманских народностей стать могут сигналом к завершению семейной жизни такие даже слова, как «Иди, куда свободна, ты хочешь!». И если у семейной пары действительно намерение было прекратить свои супружеские отношения, то слова эти сделают развод действительным. Также стать могут свидетельством состоявшегося развода объявление об сделанное, этом мужем жене по телефону или интернета посредством.
Коран в руках мужа почему?
Один из частых самых вопросов почему именно мужу право принадлежит развода. Для этого существуют причины неоспоримые, среди которых и то, что женщина более является эмоциональной по своей натуре, а мужчина более отличается рациональным и практичным подходом к жизни.
развод Поскольку является шагом очень серьезным, следует его обдумать и не действовать под влиянием Муж. эмоции способен подойти к этому вопросу взвешенно более, поскольку после развода последует ряд целый неприятных моментов, которые он будет решить обязанным: необходимо позаботиться о материальном обеспечении детей и женщины, выплате махра и алиментов, определению судьбы дальнейшей несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности своим со видеться отцом или матерью, поэтому отнесется муж к вопросу развода серьезно, а женщина принимать может решения под влиянием эмоций.
Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены
Аллах говорит в Кур’ане:
فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ
«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)
Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.
Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.
عن عمران بن حصين -رضي الله عنهما- أنه سُئِلَ عن الرجل يُطلِّق امرأته، ثم يَقَعُ بها، ولم يُشْهِدْ على طلاقها، ولا على رَجْعَتِهَا، فقال: «طَلَّقْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، وَرَاجَعْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، أَشْهِدْ على طلاقها، وعلى رَجْعَتِهَا، ولا تَعُدْ»
Так передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды спросили о человеке, который дал развод своей жене, а потом вступил в половые отношения с ней и не брал свидетелей ни когда давал ей развод, ни когда возвращал её. Он сказал:
«Ты дал развод не по Сунне и вернул жену не по Сунне. Бери свидетелей, когда даёшь развод и когда возвращаешь. И не поступай так больше!» (Абу Дауд 2186).
Вместе с этим, нет прямых указаний от пророка на обязательность присутствия свидетелей. Пророк ﷺ сам давал развод без свидетелей, а также не выяснял их наличие, когда слышал о том, что развелся кто-то из сподвижников.
Поэтому, нет сомнения, что даже в их отсутствие талак будет действительным.
Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:
أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي
«Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).
В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.
Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание.
Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:
«Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.
Она сказала по-персидски: «Мой муж хочет забрать моего сына». Абу Хурайра сказал ей по-персидски: «Тяните жребий». Тогда пришёл её муж и сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»
Абу Хурайра сказал: «Я говорю это лишь потому, что слышал, как к посланнику Аллаха ﷺ пришла одна женщина, когда я сидел у него, и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет забрать у меня сына, а ведь мой сын уже подрос, и может принести воды из колодца Абу Инабы, и помогает мне!»
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اسْتَهِمَا عَلَيْهِ
«Тяните жребий».
Её муж сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»
Тогда Пророк ﷺ сказал:
هَذَا أَبُوكَ، وَهَذِهِ أُمُّكَ فَخُذْ بِيَدِ أَيِّهِمَا شِئْتَ
«Это твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку кого хочешь». Ребёнок взял мать за руку, и она ушла вместе с ним»» (Абу Дауд 2277).
Однако, при этом не следует забывать, что в вопросе опеки над детьми приоритетным фактором является именно польза для ребёнка.
Поэтому, не смотря на возраст ребёнка, опеку над детьми следует поручать тому из родителей, кто очевидно лучше справляется со своими родительскими обязанностями.
Очень важно, чтобы родители подошли к вопросу воспитания детей максимально ответственно и без эмоций, избрав для него наилучший вариант и договорившись между собой.
В случае возникновения разногласий между родителями в вопросах опекунства, решение в интересах ребёнка должен принимать судья. Основными критериями при этом являются богобоязненность, состояние здоровья, условия жизни, образование родителей и другие, имеющие значение в деле воспитания ребёнка, факторы.
Развод в чрезвычайных и критических ситуациях
Существуют в исламе чрезвычайные случаи, при которых происходит развод супругов:
- Супруг произнес слова о разводе в шутку. Брак в исламе святое, поэтому шутить об этом крайне не советуется. Более того, такие слова, произнесенные несерьезно, учитываются и процесс талака запускается.
- Мужчина произнес слова о расторжении брака в пьяном состоянии. А вот в этом случае, ситуация не является серьезной и разрушение семьи не произойдет. Мусульманам даже молитвы читать в пьяном состоянии нельзя, это считается огромным грехом.
- Обещание развестись, данное по принуждению. Если мужчину заставили с помощью манипуляций, угрозами или физической расправы отказаться от жены, то такое решение признается недействительным.
- Решение, принятое незадолго или при смерти. Если человек знает, что скоро умрет и решает развестись, его просьба не будет принята. Это защищает женщину от оставления без наследства, а также влияет на юридический статус вдовы. В результате чего ей полагаются пособия или льготы, в зависимости от законов страны, гражданкой которой она является.
Развод в чрезвычайных и критических ситуациях
Существуют в исламе чрезвычайные случаи, при которых происходит развод супругов:
- Супруг произнес слова о разводе в шутку. Брак в исламе святое, поэтому шутить об этом крайне не советуется. Более того, такие слова, произнесенные несерьезно, учитываются и процесс талака запускается.
- Мужчина произнес слова о расторжении брака в пьяном состоянии. А вот в этом случае, ситуация не является серьезной и разрушение семьи не произойдет. Мусульманам даже молитвы читать в пьяном состоянии нельзя, это считается огромным грехом.
- Обещание развестись, данное по принуждению. Если мужчину заставили с помощью манипуляций, угрозами или физической расправы отказаться от жены, то такое решение признается недействительным.
- Решение, принятое незадолго или при смерти. Если человек знает, что скоро умрет и решает развестись, его просьба не будет принята. Это защищает женщину от оставления без наследства, а также влияет на юридический статус вдовы. В результате чего ей полагаются пособия или льготы, в зависимости от законов страны, гражданкой которой она является.
Правила развод в исламе
Брак и развод в исламе тщательно регламентируются: есть свои обряды и установления, которые должен выполнять каждый мусульманин. Конечно, это ничего не значит для законодательства (в России, а вот в мусульманских странах такой брак может быть официальным), но для верующих очень важно сделать всё правильно – и женитьбу, и расторжение брака, если уж возникла такая необходимость.
Ислам уделяет очень большое внимание предписаниям относительно организации личной жизни людей, в частности, браку.
Он в мусульманстве определяется как союз мужчины и женщины, в котором оба они находят любовь и уважение, а для закрепления союза проводится обряд никах – всё, что для него нужно, это наличие двух мужчин-свидетелей, которые оповещаются о браке, а также согласие попечителя женщины отдать её замуж. Но, конечно, сейчас принято проводить никах более масштабно: с муллой, гостями и обрядами, такими как приём в семью, обмен подарками и так далее.
Что говорится о разводе в исламе?
Ислам не поощряет разводы. Это, если говорить мягко. В Коране он называется «самым ненавистным из дозволенного». Религия призывает к уважению и терпению между супругами, к взаимной заботе в отношениях между ними.
Ислам требует, чтобы супруги использовать все способы для сохранения семьи и урегулирования конфликта. При этом допускается, что могут быть такие ситуации, когда супружеские отношения лучше разорвать. Но развод в исламе не правило, а лишь исключение из него. Это крайнее средство решения проблем в семье.
Коран предписывает мужчинам разводиться только с женщинами «дурного нрава», исправить который не удается, а терпеть – не хватает сил. Также допускается расторжение брака с супругой, не соблюдающей законы шариата. Иными словами, причина для подобного шага должна быть весьма веской.
В мусульманском мире институт брака – это часть религии. И если человек желает, чтобы с точки зрения религиозных канонов развод считался легитимным, он должен выполнить определенные требования.
Условия для развода и расторжения никаха
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.
Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.
В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.
Мнение богословов об обстоятельствах развода
Исламские богословы негативно относятся к разводу, но полагают, что иногда он является необходимой мерой и меньшим из зол. В этом случае талан лучше провести как можно быстрее, по возможности сохранив между супругами добрые отношения.
Имам Бухари еще в IX веке писал о здравомыслии супругов, которые принимают решение о разводе. В своем трактате он выделил целую главу, посвященную расторжению брака в состоянии ярости или сильного гнева. Мудрец полагал, что подобный талак недействителен. Также богослов считал, что не могут отвечать за свои действия люди, находящиеся в состоянии помешательства или опьянения.
Сподвижник Пророка Ибн Аббас называл талак, который объявили в состоянии опьянения, ничтожным. Он полагал, что человек в подобном состоянии не обладает рассудком и волей.
Есть два вида талака: раджи и баин.
Талак раджи — это такой талак, после которого можно вернуть жену без совершения повторного акта нике в течение периода идды. А если время идды выйдет, то можно возобновить брак путем совершения нике. В терминологии исламского семейного права это называется «руджу».
Идда — это период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину. Период идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Срок идда составляет 4 месяца и 10 дней, а в случае беременности — до родов. Женщину, которая находится в периоде идды, называют ихдад. В течение идды бывший муж обязан обеспечивать ее всем необходимым.
Талак баин (безотзывный развод) — это такой талак, после которого вернуть жену без совершения нового акта никаха невозможно.
Это все — в том случае, если муж дал жене один или два развода. А если муж выдал троекратный талак (то есть дал три развода), то теперь муж и жена не смогут воссоединиться. Такой талак называется «талак муголляза». Это развод, исключающий возможность возобновления брака.
Развод по мусульманским обычаям
Веселая песенка гайдаевской троицы из «Кавказской пленницы», калым и многоженство – сложившиеся атрибуты для среднестатистического россиянина неисламской культуры, дополненные с недавних пор сомнительной информацией из уст египетских и турецких гидов. Восполнить некоторые пробелы в тонкостях брачной жизни исламских сограждан мы и попробуем на примере некоторых историй, по-своему весьма характерных и определяющих. На первый взгляд подобное положение вещей может показаться весьма жестоким и несовременным, однако сговор родителей – не аксиома, а, скорее, дань старой традиции, которая вовсе не требует обязательного исполнения.
— Родители могут объявить очень дорогой выкуп, если не хотят этого брака – поясняет Гуля, — но чаще всего идут навстречу молодым, и делают его посильным.
За мою маму давали, к примеру, телевизор и годовой запас сена для коровы. — С ним всегда можно договориться – лукаво поясняет Гульнара — как с гаишником. Но все эти брачные пасторали не всегда предполагают создание долговечной ячейки общества.
И в тот момент, когда супругам не остается ничего, кроме развода, отчетливо проявляется лояльность и полное отсутствие формализма Ислама в вопросах брака. Однако, как и в большинстве, подобных случаев, простота процедуры со стороны религиозной, всецело компенсируется сложностью народных традиций. Наталья, вопреки ожиданиям и мрачным прогнозам подруг стала вполне полноправным членом уважаемого семейства, а единственным поводом для разногласий остался привитый ей прежней жизнью дух материализма.
Однако, и с книгой Пророка она познакомилась очень скоро.
Именно тогда, когда подувядший за время совместной жизни красавец-брюнет вознамерился завезти вторую супругу. Нельзя сказать, чтобы Наталья не была готова к такому повороту событий.
За годы, прожитые в чужой стране, она смирилась с обычаем полигамной семьи, но реальная перспектива делить мужа с другой женщиной стала причиной глубокой депрессии. -Я не могла готовить, не могла разговаривать – я все время осознавала, что меня использовали, как вещь, что я больше никому не нужна.
На счастье Натальи, супруг предпочел сохранить отношения. Не согласись он на это – условия были бы теми же, что и в татарской деревне в России – махр, как средство к существованию и дети – как безраздельная собственность мужа.
Перспектива не самая радужная для людей европейской культуры, но закономерная в русле исламской традиции.