Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто относится к служащим в ДОУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Последнее время в некоторых детских садах появилась такая должность, как педагог дополнительного образования по различным направлениям (экологии, изобразительной деятельности, театрально-игровой деятельности, ритмике, обучению иностранному языку и др.).
Педагог-психолог — его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача — помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.
Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.
Младший обслуживающий персонал
К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.
Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении — просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.
Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, старший воспитатель и заместитель заведующего по административно-хозяйственной части.
Заведующий детским садом. Поскольку в реальной жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и название этой должности обычно употребляют в женском роде — заведующая.
Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также в праве требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья — в соответствии с условиями договора.
Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом.
Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п.
Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.
Заместитель руководителя по воспитательно-образовательной работе. Иногда эту должность можно встретить в штатном расписании детского сада вместо должности старшего воспитателя. Но это не вполне одно и то же. Если старший воспитатель занимается исключительно вопросами воспитательно-образовательного процесса, то заместитель по воспитательно-образовательной работе кроме этого координирует работу всех служб, участвует в принятии управленческих решений.
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части (завхоз) руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.
Медицинские работники
Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская сестра, медсестра по бассейну, диетсестра, медсестра по массажу. Реже, в специализированных детских садах, можно встретить медсестру по физиотерапии и медсестру по лечебной физкультуре.
Старшая медицинская сестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.
Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.
Медсестра по бассейну — эта должность имеется в садах с плавательным бассейном и иногда совмещается с должностью старшей медсестры. Медсестра по бассейну проводит осмотр детей перед каждым занятием по плаванию, освобождает их от занятий при недомоганиях и жалобах на плохое самочувствие, наблюдает за состоянием детей во время занятий. Контролирует санитарное состояние всех помещений бассейна и оборудования.
Диетсестра составляет и раскладывает ежедневное меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с требованиями СЭС. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах.
Заместитель заведующего по УВР
Заместитель по учебно-воспитательной работе занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом.
Вместе с заведующей зам.зав. по УВР руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, библиотекой, музеями и т.п.
Зам.зав. по УВР проводит методическую работу в педагогическом коллективе: консультации, семинары, конференции, педагогические советы и пр. Организовывает повышение квалификации педагогического персонала, оказывает методическую помощь в подготовке к аттестации. Кроме этого, он участвует в работе с родителями: готовит и проводит общие родительские собрания.
Зам.зав. по УВР – Транькова Людмила Евгеньевна
Медсестра в детском саду – сотрудник не менее важный, чем педагоги.
Медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Следит за состоянием детей, которым накануне была поставлена вакцина или прививка
Кроме того, готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, следит за качеством приготовления пищи.
Оказывает первую помощь, при необходимости и доврачебную помощь до приезда скорой помощи. Проводит прививочную работу. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах.
Медицинская сестра – Асият Ильясовна Тулпарова.
Кто есть кто в детском саду?
К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.
Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении — просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.
Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
Все педагоги детского сада должны иметь высшее профессиональное или среднее специальное образование. У заведующей и старшего воспитателя образование должно быть высшим. Каждый из педагогов (логопед, психолог, педагоги дополнительного образования, воспитатель по физкультуре) работает в паре с воспитателем в группе, и те знания, которые ребенок получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности.
К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу.
С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др.
Инструктор по плаванию расскажет, как сделать, чтобы ребенок с удовольствием шел в бассейн или как научить ребенка не бояться воды. Педагог-психолог проконсультирует по поводу страхов, капризов, упрямства у детей. Логопед подскажет эффективные приемы коррекции речи. Педагог по театрально-игровой деятельности расскажет, как лучше заучивать стихотворения с ребенком.
Помощник воспитателя (младший воспитатель) ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится проветривание в группе.
Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка.
У каждого специалиста в детском саду имеется свой график работы.
Заведующая работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который обычно составлен так, чтобы можно было контролировать работу всех структурных подразделений. Таким образом, рабочий день руководителя детского сада может начинаться и в 7, и в 8, и в 9 часов утра, а заканчиваться соответственно и в 5, и 7 часов вечера.
У воспитателя семичасовой рабочий день. Первая смена длится с 7.00 до 14.00 , вторая начинается в 12.00 , а заканчивается в 19.00 . Период с 12.00 до 14.00 — часы, когда оба воспитателя группы работают вместе.
Музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре и инструктор по плаванию работают по графику, который зависит от количества групп, которые они ведут.
Педагог-психолог, как и воспитатель, работает 7 часов в день. График его работы может охватывать как на первую, так и вторую половину дня, чтобы была возможность заниматься не только с детьми и педагогами, но и общаться с родителями воспитанников.
У педагога дополнительного образования рабочий график составляется, исходя из 18-часовой рабочей недели, т.е. он может приходить на работу как каждый день, так и несколько раз в неделю — от этого зависит продолжительность его рабочего дня.
Старшая медсестра начинает работу в 7.15. В это время она проводит утренний прием, оценивает состояние детей, особенно тех, что пришли после болезни и были в контакте с инфекционными больными.
Есть ряд отличий, которыми обладает выполнение работ по профессиям рабочих, должностям служащих. Основная особенность должности служащего заключается в четко определенном рабочем времени, обычно с 9 до 6, а не посменно. Также различается место работы – для служащих это офис. Продукт труда служащих является умственным, оценить который может лишь специалист с такой же квалификацией.
Как сказано выше, профессии специалистов и служащих направлены на обеспечение функционирования государственного аппарата, оказание услуг населению и поддержание экономики. Занятость характеризуется творческой и интеллектуальной, нефизической нагрузкой.
Для работы требуется высокая квалификация, аналитический рационализаторский ум, эрудированность, подтвержденная дипломом ВУЗа. Часто наличие диплома оказывается недостаточн��м и от соискателя требуется магистерская или аспирантская степень.
Для решения общественных задач в государственной сфере необходимо безупречное знание законов, для занятости в сфере образования – знание педагогических методик, а при работе в социальной сфере – организаторские способности и личная ответственность. Другими словами, должность служащего это статусная работа с высокими требованиями к кандидатам.
Существует единый классификатор профессий служащих в форме справочника ЕКСД. Перечень профессий рабочих, должностей служащих включает 35 выпусков. В него в различных вариациях вошли такие должности:
- агенты;
- воспитатели;
- дежурные;
- кассиры;
- коменданты;
- контролеры;
- медицинский персонал;
- воспитатели;
- операторы;
- охранники и смотрители;
- секретари;
- полицейские и детективы;
- таксисты и экспедиторы.
Кто относится к служащим в детском саду
Распределение персонала по категориям
К внешним факторам, влияющим на развитие производства, в том числе на выпуск востребованной обществом продукции относятся:
- Показатель численности трудоспособного населения.
- Уровень грамотности рабочего и служащего персонала.
- В какой сфере занятости производятся работы.
- Правильное распределение производственных сил.
Не менее важны при оценке характеризующих параметров количество и качество выпускаемой товарной продукции.
Персонал подразделяется на следующие категории:
- Трудовые ресурсы. Сюда относят население, которое способно выполнять производственные задачи, при этом обладает определенным возрастом и образованием. Это непосредственно выполняющие трудовые функции граждане, а также потенциальные работники.
- Иные работники. Это сотрудники с опытом работы и уровнем профподготовки, деятельность которых осуществляется по временному трудовому соглашению.
Субъекты хозяйствования способны решать задачи, которые не соответствуют главному их назначению. Поэтому возникают трудности при определении значимости работающих на вспомогательном производстве.
Классификация кадров многогранна. Деление на служащих и рабочих — самая простая из них. Эти группы отличаются по характеру выполняемой работы: у первых упор на интеллектуальный труд, у вторых — на физический.
Рабочие принимают непосредственное участие в производственных процессах. Вот, например, кто относится к этой группе: слесари, строители, водители, грузчики и т. д. Их отличают и по тому, где они осуществляют деятельность:
- непосредственно на производстве (изготовление, выпуск продукции);
- на вспомогательных территориях предприятия (подготовительная работа, заготовка сырья, фасовка продукции, уборка цехов и т. д.).
Другой вопрос, кто относится к категории «служащие»: в основном управленческий персонал, который отвечает за решение административных, финансовых, кадровых вопросов. Эти кадры делят на несколько групп:
- руководители;
- специалисты;
- технические исполнители.
К руководителям относят не только директоров, но и их заместителей, управляющих организацией, ее филиалами и подразделениями. Еще одна категория — специалисты — это люди, выполняющие деятельность, требующую квалифицированных знаний и навыков в определенных областях. Обычно эти сотрудники обладают высшим или средним профобразованием. Но и среди них есть разделение:
- персонал административно-управленческой сферы;
- служба инженерно-технических работников.
Возникает вопрос, к какой категории работников относится бухгалтер, — безусловно, к специалистам управленческой группы. Как и референты, маркетологи, экономисты и т. д. К специалистам ИТР причисляют инженеров, технологов, конструкторов, механиков.
К третьей группе служащих (техническим исполнителям) относятся сотрудники, выполняющие вспомогательные функции по контролю, учету, оформлению документации. Это такие сотрудники, как секретари, делопроизводители, статистики, чертежники, учетчики.
ВАЖНО! Рабочим присваивают разряды, а специалистам — уровень квалификации. Чем они выше, тем больше профессиональный опыт, знания и навыки.
Во многом распределение по категориям сотрудников зависит от разных факторов:
- уровень образования, навыки и знания;
- опыт работы;
- профподготовка;
- степень квалификации;
- способ документального оформления (трудовой договор, ГПХ, совместительство и др.);
- характер деятельности (физический или умственный труд);
- наличие подчиненных;
- наличие рабочего места в офисе или дома.
- Специалисты разъясняют. Прямая телефонная линия
- Судебная практика
- Делопроизводство
- Наименование должностей (профессий)
- Секреты управления персоналом
К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям.
Наименование должностей служащих
О том, что должен делать помощник воспитателя, пишется в должной инструкции.
Она существует для того, чтобы каждый работник четко понимал свои задачи, меру ответственности, а родитель мог бы проверить соответствие няни требованиям.
Каждое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) адаптирует типовую инструкцию под свои нужды (руководствуясь «Правилами и порядком составления должностной инструкции в ДОУ”). В этом документе должны быть прописаны:
- Общие положения. Здесь указывается, что инструкция разработана по требованиям ФГОС дошкольного образования. В этом пункте прописывают, кто назначает и снимает с должности няню; какие требования предъявляются к образованию сотрудника; кому он подчиняется; в соответствие с какими законами действует.
- Должностные обязанности. Это пункт посвящен непосредственно тем задачам, которые входят в круг помощника воспитателя.
- Права работника. Здесь прописывают гражданские и профессиональные права, например, что няня может потребовать положенный интвентарь или форменную одежду, может сообщать о необходимости ремонта оборудования и пр.
- Ответственность. Указывается, за что конкретно отвечает помощник воспитателя, какое наказание понесет в случае неисполнения, за что может быть оштрафован или уволен.
- Взаимоотношения. Связи с другими работниками. Этот пункт описывает регламент трудового дня и отдыха работника, разъясняет – с кем и по каким вопросам няня может взаимодействовать, о чем должна информировать начальство и родителей.
- Порядок утверждения и изменения должностной инструкции. Здесь указывается, когда и кто может изменять должностную инструкцию, а также, в какой момент она начинает действовать.
Помощнику воспитателя нужно обладать средним (полным) общим образованием и профессиональной подготовкой по направлению «Образование и педагогика». К трудовому стажу требования не предъявляются. Нужны следующие профессиональные навыки и умения:
- Хорошие организационные навыки.
- Умение работать с детьми, организовывать их учебную и досуговую деятельность.
- Навыки регулировки конфликтов.
- Умение наладить взаимопонимание с детьми и их родителями.
Няня должна обладать такими качествами, как:
- Вежливость.
- Чистоплотность.
- Аккуратность.
- Исполнительность.
- Терпеливость, покладистость.
задача няни – оказать помощь старшему воспитателю:
- В процессе воспитания детей.
- В создании благоприятного эмоционального климата в коллективе.
- Во время самых разных занятий: физических, трудовых, умственных.
Няня также занимается следующим:
- Сервирует столы в младших группах.
- Помогает при раздаче еды, а детям – во время приема пищи, убирает и моет посуду.
- Готовит детям воду для умывания.
- Маленьких детей подмывает при необходимости, меняет им одежду, помогает раздеться и одеться.
- Сопровождает воспитанников на прогулке.
- Проверяет игровые снаряды.
- Планирует и организует ежедневную работу в группах.
- Следит за порядком и за тем, как соблюдается распорядок.
- Следит за чистотой, за тем, чтобы все СНИПы соблюдались, чтобы в помещении было чисто и уютно.
- Контролирует чистоту полотенец, готовит кипяченую воду для питья.
- Подчиняется требованиям заведующего, врача, завхоза – сотрудников, связанных с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья детей.
- Устраивает уборку в комнатах – чистит ковры, столы, убирает санузлы.
- Следит за чистотой постельного белья и меняет его.
- Следит за детьми во время дневного сна.
Няня имеет все права, записанные в Трудовом кодексе РФ, в Федеральным законе «Об образовании в РФ» и в «Типовом положении о дошкольной образовательной организации», в Уставе учреждения и в Правилах внутреннего трудового распорядка. Помощник воспитателя также имеет право:
- Вносить предложения по улучшению воспитательного и образовательного процессов.
- Требовать от администрации создания тех условий, которые нужны, чтобы исполнять должностные обязанности.
- Вносить предложения о том, как лучше поощрять сотрудников – деньгами или морально.
- Отстаивать свою профессиональную честь и человеческое достоинство, знакомиться с возможными жалобами, давать по ним объяснения.
- Требовать наличия инвентаря и спецодежды.
- Давать информацию администрации о необходимости закупа оборудования, материалов, о ремонте игрушек и пр.
Категории государственной службы
По действующему законодательству, должности гражданской службы подразделяются на категории:
- Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
- Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности, и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
- Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
- Обеспечивающие специалисты (ОС). Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.
Порядок приема сотрудников в детский сад
Законодательно установлен порядок приема в детский сад сотрудников:
- на основе заключенного трудового договора между учреждением и сотрудником осуществляется прием;
- трудовой договор заключается между сторонами, составляется в двух экземплярах: один хранится у работника, один – в детском саду;
- при поступлении на должность сотрудник знакомится с коллективным договором, уставом, внутренними правилами, инструкциями по охране труда, жизни и здоровья детей;
- все документы, требуемые при поступлении на должность, описаны в ст.65 ТК РФ;
- работника могут попросить представить самостоятельно краткую письменную характеристику предыдущей деятельности с описанием навыков и умений;
- работнику разъясняются его права и обязанности по конкретной должности, график труда, оплата и прочие вопросы;
- при приеме на работу в детский сад, как правило, устанавливается испытательный срок.
Пошаговая инструкция приема на работу в детский сад
Процедура приема сотрудников на работу в детский сад имеет ряд установленных этапов, а пропуск хотя бы одного из них чреват наказанием от контролирующих органов.
Основные этапы отражены в таблице ниже.
Этапы | Описание | Характеристика |
Этап 1 | Составление заявления о приеме на работу | После того, как работнику сообщили о том, что его берут на работу в детский сад, требуется составить заявление. Строгой формы по закону нет. Однако есть примерные шаблоны, в которые надо занести данные. |
Этап 2 | Ознакомление работника с правилами внутреннего распорядка | Работник изучает правила, действующие в детском саду. В специальном листе проставляется подпись о том, что сотрудник ознакомлен с этими документами. |
Этап 3 | Оформление трудового договора | ТК РФ указывает на то, что трудовой контракт должен быть подписан работником в течение 3дней с момента начала выполнения трудовых функций. Копия договора остается на руках работника. |
Этап 4 | Регистрация трудового контракта | После подписания обеими сторонами трудовой договор регистрируется в специальном кадровом журнале с присвоением ему номера. |
Этап 5 | Распоряжение о приеме на работу | Приказ о приеме на работу в детский сад является основным документом, фиксирующим факт приема сотрудника. На его основании проводится в дальнейшем запись большого количества информации. Формы приказа – Т-1 или Т-1а (при приеме нескольких сотрудников). Возможно применение собственного бланка приказа.
В нем указываются: · главные особенности и характеристики труда; · испытательный срок, если есть; · подпись сотрудника по ознакомлению. |
Этап 6 | Регистрация распоряжения о приеме | После составления распоряжения его нужно занести в книгу учета приказов с присвоением номера. Возможно ведение такого журнала в электронном виде. |
Этап 7 | Оформление записи в трудовой книжке | Запись в трудовую книжку должна быть внесена по закону, если сотрудник проработал 5 дней в учреждении. Запись оформляется темной ручкой понятным почерком без сокращений и исправлений. В случае отсутствия трудовой книжки у работника, приступившего к работе первый раз, кадровик детского сада обязан открыть и оформить этот документ. Следует заполнить титульный лист в присутствии работника. Указываются только данные о подразделении, должности работника из приказа, сроков приема на работу. Прочую информацию вносить не надо. |
Этап 8 | Запись в журнале учета трудовых книжек | Работодатель несет ответственность за сохранность трудовых книжек работников. Должен вестись специальный учет всех книжек в журнале. Для каждой книжки отведена одна запись и строка, где указываются соответствующие даты. Записи в журнале выполняются черной ручкой сквозной нумерацией. |
Этап 9 | Открытие личной карточки на сотрудника | Личная карточка по каждому сотруднику создается по форме Т-2. Заполнение допустимо в письменном и электронном виде. Вносятся персональные сведения о работнике. |
Этап 10 | Создание личного дела сотрудника | Личное дело должно быть открыто в срок 7 дней. Берут пустую папку, на обложке указываются ФИО, день открытия, номер сотрудника. В дело добавляются документы, касающиеся деятельности сотрудника. В начале личного дела приложена опись документов. |
Какие должности относятся к обслуживающему персоналу в бюджетном учреждении
Техник по вентиляции;
162. Техник по защите информации;
163. Техник по компьютерным сетям и средствам связи;
164. Техник по монтажу и демонтажу оборудования;
165.
Техник по наладке и испытаниям;
166. Техник по наладке и обслуживанию слесарного оборудования;
167. Техник по обслуживанию компьютерного оборудования;
168. Техник по отоплению;
169. Техник по охране труда;
170.
Техник по ремонту;
171. Техник по связи;
172. Техник по снабжению;
173. Техник по учету;
174. Техник по эксплуатации и ремонту оборудования;
175.
Техник по эксплуатации оборудования газовых объектов;
176. Техник санитарно-технической службы;
177. Техник-смотритель;
178. Техник-строитель;
179. Техник-электрик;
180. Токарь;
181. Уборщик помещений;
182.
1.1. Руководители: Директор Заместитель директора всех наименований Главный бухгалтер
1.2. Руководители структурных подразделений: Начальник основного отдела, определяющего техническую, экономическую политику или политику по профилю деятельности учреждения Начальник вспомогательного отдела (кадров, гражданской обороны, службы, хозяйственного, маркетинга, лаборатории, сектора по защите информации, кроме указанного в числе основного отдела) учреждения
1.3 Специалисты и служащие: Бухгалтер* Инженер всех специальностей и наименований Программист Специалист по кадрам Специалист по защите информации Специалист по охране труда Специалист гражданской обороны Механик Экономист всех наименований Юрисконсульт
2.
Ведущий специалист по кадрам 6. Ведущий специалист-эксперт организационно-методического отдела 7. Ведущий экономист 8. Генеральный директор 9. Главный бухгалтер 10.
Главный специалист по гражданской обороне 11. Главный специалист по строительству 12. Делопроизводитель 13. Директор 14. Диспетчер 15. Документовед 16.
Внимание Заведующий канцелярией 17. Заместитель генерального директора 18. Заместитель главного бухгалтера 19. Заместитель директора по административно-хозяйственной части 20.
Заместитель директора по медицинской части 21.
При анализе предприятий выявлен следующий момент: сотрудники, относящиеся к административно-управленческому персоналу, составляют 10-15% от общего штата компании. Однако эти сведения являются результатом статистического исследования, а потому могут отклоняться от выявленного значения.
Важно Все зависит от специфики предприятия и рода его деятельности, а потому в некоторых компаниях численность персонала АУП может быть существенно выше.
При разработке штатного расписания необходимо определиться с тем, какой объем административной работы нужно будет выполнять, и от этого отталкиваться при подсчете необходимого количества единиц административного персонала.
Какие еще существуют классификации
На практике используется распределение кадрового состава на классификационные группы:
- в соответствии с принятой статистической отчетностью;
- для оптимизации процессов управления всем предприятием (организацией) и кадрами в частности.
Во «внутризаводском» смысле группировка персонала нужна для составления всех видов отчетности, учета труда, выработки, начисления и выплаты заработной платы, контроля за материальными ресурсами и пр. Крупные организации, кроме основной, выполняют функции вне главной цели деятельности. Всех работников в этом случае делят на две группы:
- промышленно-производственные работники — персонал основной деятельности;
- персонал не основной (не производственной) деятельности.
В первую группу входят работники основных, вспомогательных и обслуживающих производств, научно-исследовательских подразделений, лабораторий, заводоуправления, складов, охраны и пр. В непромышленную группу попадают работники структур, не связанных с основной деятельностью, — ЖКХ, детских садов и яслей, учебных заведений, поликлиник и т.п.
Важное направление классификации — разделение по профессиям и специальностям:
- вид трудовой деятельности, требующий специальных знаний и практических навыков, — это профессия;
- устойчивая разновидность трудовой деятельности в пределах одной профессии — специальность.
Также в качестве критериев классификации работников и деления их на категории работодатели используют следующие признаки (приведенный перечень не является исчерпывающим):
Признак деления | Что отражает |
---|---|
Роль внутри организации | Распределение персонала в зависимости от выполняемых функций — ИТР, АУП и пр. |
Половозрастной | Состав по полу и возрасту |
Социальный | Состав по семейному статусу и наличию детей, доходу |
Стаж и срок работы в организации | Характеристику по общему стажу и времени работы на данном предприятии |
Модель оплаты труда | Вид оплаты труда — сдельная, премиальная, классическая и пр. |
Уровень оснащенности труда | Основную характеристику трудового процесса — механизированный или автоматизированный труд, труд цифровизированный или с применением «элементов» искусственного интеллекта |
Нормативное обоснование
Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января 1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:
- Приказ №525 от 6 августа 2007 года. Устанавливает критерии отнесения представителей персонала к той или иной квалификационной группе.
- Приказ №248н от 29 мая 2008 года. Устанавливает квалификационные уровни работников.
- Приказ №247н от 29 мая 2008 года. Также устанавливает квалификационные уровни, но уже относительно руководителей и специалистов.
В нормативных актах выделены эти группы персонала:
- Должности рабочих и служащих, для работы на которых не нужно профессионального образования.
- Должности, для устройства на которые нужно начальное или среднее образование.
- Руководящие должности, для которых нужно начальное профессиональное образование.
- Специальности, для которых нужно высшее образование (квалификация «бакалавр»).
- Должности, для устройства на которые нужно иметь высшее образование по квалификации «дипломированный специалист» или «магистр».