- Медицинское право

Статья 7 ГК РФ. Гражданское законодательство и нормы международного права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 7 ГК РФ. Гражданское законодательство и нормы международного права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ, признанными Россией международно-правовыми нормами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской правовой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» об их непосредственном действии в Российской Федерации.

Комментарии к ст. 7 ГК РФ

1. В статье повторены положения ч. 1 ст. 15 Конституции с некоторыми дополнениями конституционного текста, отражающими особенности гражданского законодательства и облегчающими понимание и практическое применение данной нормы.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах и заявлениях других универсальных международных организаций и конференций, решениях Международного суда. Для правильного понимания таких принципов и норм необходимо их надлежащее истолкование и учет тех конкретных практических ситуаций, к которым они применяются. Для гражданского законодательства особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав человека и его основных свобод, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

3. Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757). Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, обменом письмами или нотами и т.д. (ст. 1 названного Закона).

4. Международные договоры, заключенные ранее СССР, по общему правилу обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении действия таких договоров или изменении их условий. Такие международные договоры публиковались в Ведомостях Верховного Совета СССР СП СССР отдел второй (издавались в 1981 — 1991 гг.), ежегодных Сборниках международных договоров СССР, выпускавшихся МИД СССР (последний, 45-й Сборник с договорами 1989 г., вышел в свет в 1991 г.). Публиковались также сборники международных договоров СССР по отдельным вопросам.

5. Подписанные Российской Федерацией международные договоры согласно ст. 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» публикуются в Собрании законодательства РФ (если согласие на такой договор было дано в форме федерального закона) или в ежемесячном Бюллетене международных договоров. Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих органов, например, транспортные конвенции — в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта и в виде отдельных тарифных руководств. Сложилась также практика публикации некоторых международных договоров в «Российской газете» (в еженедельных приложениях) и в газете «Российские вести».

Международные договоры, заключенные государствами — участниками СНГ, публикуются в официальном издании актов СНГ в Минске.

6. В нормах ГК и других актах гражданского законодательства Российской Федерации восприняты многие положения универсальных международных договоров, отражающие современную практику регулирования имущественных отношений рыночной экономики. В гл. 30 «Купля-продажа» широко использованы нормы Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., некоторые положения которой действуют также в отношении договора подряда (гл. 37 § 1). В КТМ и ВК нормы об условиях перевозки и ответственность перевозчика и судовладельца учитывают предписания универсальных транспортных конвенций по морскому и воздушному праву. Нормы международных конвенций по вопросам интеллектуальной собственности отражены в Законе об авторском праве и Патентном законе.

7. Нормы международных договоров, исходя из установленной в них сферы действия, обычно применяются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан и юридических лиц. Однако нередко они подлежат применению к отношениям российских граждан и юридических лиц, например при осуществлении международных перевозок грузов и пассажиров отечественными перевозчиками, защите прав интеллектуальной собственности.

8. Обычно положения международных договоров применяются к регулируемым ими отношениям непосредственно, ибо они — составная часть правовой системы Российской Федерации. Однако иногда для применения международного договора необходимо издание внутригосударственного акта, предусматриваемого международным договором. Например, Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (с последующими дополнениями) содержит ряд статей, предусматривающих издание участвующими в Конвенции государствами национальных актов, обеспечивающих ее применение (ст. ст. 10, 11, 20). Аналогичные положения содержат и многие другие международные договоры с участием Российской Федерации.

9. Последнюю часть ст. 7 ГК следует понимать расширительно. Положения международных договоров Российской Федерации имеют приоритет не только перед нормами гражданского законодательства, как оно определено в п. 2 ст. 3 ГК, но и перед правилами правовых актов, названных в п. 6 ст. 3 ГК, а также всеми другими нормами гражданского права Российской Федерации.

10. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, будучи составной частью правовой системы Российской Федерации, образуют тем не менее в рамках этой единой системы самостоятельн��й правовой блок, имеющий практически важные юридические особенности. Это выражается, во-первых, в особом порядке официальной публикации международных договоров и их изменений (см. п. п. 4, 5 наст. коммент.) и, во-вторых, в особенностях их толкования, которое должно осуществляться с учетом их международного характера и правил толкования, содержащихся в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., участником которой является Российская Федерация. При применении международных договоров должны также учитываться их понимание и практика применения другими государствами.

Конституция получила приоритет на территории страны

Внимание

Действие норм международного права на территории российской федерации Внимание Межгосударственные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями, как правило, на самом высоком уровне — от имени Российской Федерации.

Например, договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные Российской Федерацией в 1991-1996 гг. с Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Францией и другими странами.

Во вторую категорию международных договоров России входят договоры, заключаемые на уровне Российского Правительства.

В преамбуле таких договоров упоминается Правительство РФ, и от его имени подписываются договоры. Различают два вида недействительности МД: — абсолютная недействительность (ничтожность); — относительная недействительность (оспоримость). Вступление договора в силу означает, что он начал действовать, т.е.

Принципы соотношения, которые должны приниматься во внимание судами РФ Какие принципы соотношения общих норм международного права и национального законодательства должны приниматься во внимание судами Российской Федерации? Как вытекает из ст.

38 Статута Международного Суда, международной практики, основ функционирования международной нормативной системы, обычная норма и договорная норма международного права обладают равной юридической силой, равным правовым статусом.

Это означает, что договорная норма может отменить обычную норму, а последняя имеет возможность изменить или прекратить действие соответствующей договорной нормы международного права[11].

Международный договор «означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

)*(64). Норма, предусмотренная вторым предложением части четвертой комментируемой статьи, является новеллой российского законодательства. Впервые она появилась в Конституции РФ 1978 г. в соответствии с Законом РФ от 21 апреля 1992 г. N 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» *(65), но тогда преимущество перед законами РФ устанавливалось только для общепризнанных международных норм, относящихся к правам человека (ст.

Обязанность обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с таким запросом существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ*(57). 2. Часть вторая комментируемой статьи закрепляет основную обязанность человека и гражданина в России — соблюдать Конституцию РФ и законы. Соблюдение норм права всеми субъектами права — фундамент правового и демократического государства, каким провозглашена Россия в ст.

1

Конституции РФ. Поэтому рассматриваемая норма имеет особое значение. Отметим, что Конституция РФ прямо перечисляет субъекты права, на которых она возлагает обязанность по соблюдению Конституции РФ и законов. Это — органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения.

Установление закрытого перечня субъектов в данном случае не совсем оправданно, поскольку он неполон. Так, например, в данном перечне отсутствуют иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России. А они также обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Важно

Следует отметить, что Конституция РФ необоснованно избегает термина «юридическое лицо», оперируя вместо него термином «объединения граждан».

Вполне очевидно, что Конституция РФ не смогла бы охватить все обязанности индивидуальных и коллективных субъектов права.

В силу этого она предусмотрела универсальную норму, которая обязывает этих субъектов соблюдать законы, а следовательно, и исполнять обязанности, предусмотренные ими.

Таким образом, ч. 2 комментируемой статьи содержит «универсальную» обязанность.

Таким образом, согласно общему международному праву недопустимо применение какого-либо принципа международного права, если такими действиями нарушаются другие принципы Международного права.

Группа государств, входящих в НАТО, осуществляя воздушные бомбардировки территории Федеративной Республики Югославия с целью защиты общепризнанного принципа международного права, связанного с всеобщим уважением прав человека, нарушила целый ряд иных общепризнанных принципов международного права, носящих императивный характер: суверенного равенство государств, неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, территориальной целостности и др. Государство при осуществлении своей деятельности не должно отдавать приоритет какому-либо одному общепризнанному принципу в ущерб остальным[6].

Согласно п. 14 постановления правовое положение физических и юридических лиц в отношениях, регулируемых нормами международного частного права, определяется в соответствии с их личным законом. Если нормами международных договоров не установлено иное, в РФ личный закон физического лица определяется с помощью коллизионных норм ст. 1195 ГК РФ, личный закон юридического лица – ст. 1202 ГК.

При этом отмечается, что по смыслу п. 3 ст. 1202 ГК российское или иностранное юрлицо не может ссылаться на установленные его личным законом ограничения полномочий органа или представителя на совершение сделки, а также на выход за пределы правоспособности юридического лица при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в момент совершения сделки орган или представитель юридического лица находились за пределами территории страны, чей личный закон имеет юридическое лицо;
  • праву страны, на территории которой орган или представитель совершил сделку, не известно указанное ограничение;
  • другая сторона в сделке не знала и заведомо не должна была знать об указанном ограничении. Бремя доказывания отсутствия добросовестности у контрагента в момент совершения сделки лежит на стороне, оспаривающей сделку.

Отмечается, что аналогичный запрет ссылаться на положения личного закона установлен для физических лиц в части ограничения их дееспособности на совершение сделок (п. 2 ст. 1197 ГК).

Путин одобрил верховенство Конституции над международным правом

В Главе 2 Права и свободы человека и гражданина» содержаться: Статья 17 пункт 1. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Статья 46 пункт 3. Право граждан Российской Федераций обращаться в международные органы для защиты их прав и свобод в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В Главе 3. Федеративное устройство: Статья 67 пункт 2.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Статья 69.

Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Данные отношения регулируются следующим образом, если иное не предусмотрено договором (за исключением случаев, предусмотренных договорами). В частности, в нем указано следующее.

Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее этого договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 88. право.

Читайте также:  С 2023 года в России изменяются правила получения водительских прав

Соотношение правовой системы РФ и Международное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения. Субъекты права – это государства, объект регулирования – межгосударственные отношения.

1) публичное право (предмет регулирования – непосредственно властные отношения между государствами); 2) частное (предмет регулирования – гражданско—правовые отношения характера).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

«Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности: б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей; в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; В случаях когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения»

*(78). Во-вторых,

41Применение общепризнанных норм международного права не должно осуществляться в отрыве от международной нормативной системы.

Общие нормы о правах человека являются одной из разновидностей общепризнанных норм международного права.

Существуют как императивные общепризнанные нормы, так и общие нормы, не обладающие таким свойством.

Из Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года вытекает, что «при толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов».

Действие норм международного права на территории российской федерации 2020

N 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия” высказал мнение, что “суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для РФ МД , решение о согласии на обязательность кот.

В свою очередь, Конституция, фиксируя основы действия международного в рамках правовой системы России, ясно и определенно признает высшую юридическую силу исключительно за конституционными нормами[9].

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Эта форма отсылок наиболее часто используется (ст. 15 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и др.); в) «Если иное» или «за исключением».

Официальным опубликованием актов Президента и Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

Как специальные санкции действуют отсылочные нормы, нормы, изданные во исполнение договоров или «привязок» к договорам и т.д.

Инкотермс», если стороны договорились об этом при заключении внешнеэкономического контракта» (п.11). Судами применяются международно-правовые обычаи, кодифицированные в конвенциях универсальных межправительственных организаций[23]. Глава 3.

Действие норм международного права на территории рф

Субъекты заключают соглашение на выполнение определенных правил. Там указывают, какими будут они наделены правами и обязанностями, а юридический механизм их обеспечит. В результате была создана обширная правовая система, построенная из отдельных элементов. В нашей юриспруденции они названы нормами международного права в России. Термин подразумевает свод правил, рассчитанных на разные случаи в обществе. Специалисты спорят в отношении договоров. Можно ли этот юридический факт причислить к данной схеме, так как там конкретно урегулированы условия, которые нельзя использовать в других случаях?

Практикующие юристы передают свое понимание простым гражданам о специфике международного права, тесно связанного с гражданским законодательством. Для чего? Иногда обстоятельства и жизненные ситуации требуют хотя бы минимальной юридической грамотности в деловом мире.

Система в своем многогранном явлении состоит из разных частей, которые необходимо изучать. Разрабатывали основные положения выдающиеся деятели от юриспруденции, они сделали вывод, что создать единые правила для всех невозможно. Но правовые нормы позволят урегулировать международные отношения, поддержат мир и спокойствие.

К примеру, в действиях международного права на территории РФ имеются следующие признаки:

  • закреплена целая система основополагающих правил, на основании которых разработаны многие законы;
  • юридические элементы приведены в порядок, благодаря уникальным целям в соответствии с международным сотрудничеством.

Право, ограниченное законодательными рамками в отдельно взятой стране, опираясь на мировые нормы поведения, позволяет создать свою индивидуальную правоохранительную систему для благополучной жизни населения.

Много лет разработчики уникальной системы, деятели юридических наук предлагали вывести принципы и закрепить их только за международными договорами. Подробно юридические параметры представляет Устав ООН и Декларация:

  • споры и конфликты разрешать мировым соглашением;
  • не вмешиваться в деятельность отдельных республик;
  • сотрудничать по основным вопросам;
  • не применять силу и угрозы;
  • признавать равноправие каждого народа;
  • соблюдать права и свободу человека;
  • предоставить всем государствам суверенность;
  • добросовестно выполнять взятые обязательства;
  • не нарушать государственные границы.

Международные права на территории России соблюдаются в соответствии с принципами, утвержденными Декларацией.

Отношения между странами созданы на основании действий различных норм, которые классифицированы в главной правовой системе, где частью и связующим звеном являются локальные соглашения. Это интересное и важное для государств явление представляет собой порядок, регулирующий отношения в ограниченном круге субъектов.

Разработаны правила поведения между ними с соблюдением интересов всех сторон. Действия норм международного права в Российской Федерации предусматривает создание двусторонних, многосторонних договоренностей с разными государствами, без наличия признака всеобщности. Локальными правилами дополняют общепринятые нормы международного уровня, конкретизируют между сторонами юридические, правовые отношения.

Все международные соглашения заключают по различным основаниям.

Классификация происходит по признакам:

  • двусторонние и многосторонние договоры подписывают в зависимости от количества субъектов;
  • решение определенного вопроса, который поможет осуществить договоренность при наличии глобальной проблемы;
  • территориальное влияние, определяющее локальный, универсальный или региональный критерий.
  • разделение на открытую или закрытую форму.

В некоторых ситуациях, когда сталкиваются 2 права (международное и национальное), они начинают противоречить друг другу. Эти признаки юристы назвали коллизиями. Когда образуется подобный случай, в настоящем законодательстве РФ нет приоритета перед правилами международного уровня при условии, что их используют в международных договорах. Когда создаются коллизии, предстоит выбирать между действующими нормативно-правовыми актами в России и международными. Зачастую выигрывают последние.

Искать здесь законодательные противоречия никто не собирается из-за кропотливого и трудоемкого процесса, поиск все равно не приведет к положительному результату.

Нужно учесть: при использовании международных договоров с применением правоотношений в частном праве под российской юрисдикцией предстоит согласование этого с органами России.

Для того чтобы такая договоренность была наделена юридической силой в РФ, необходимо провести процедуру ратификации:

  • подписать;
  • принять;
  • присоединить.

Эти условия утвердил Федеральный закон № 101. Согласие органов необходимо получать по правилам российского законодательства.

Без ратификации международное право в России не действует в следующих ситуациях:

  • заключение договора сопровождается изменением российских законов, принятием новых, влияет на действующие нормативные акты;
  • международный договор оказывает влияние на права и свободу человека.

Россия всегда выступала за добросовестное исполнение принятых обязательств. Когда государство соглашается в обязательном порядке исполнить договор на своей территории, значит, его признают международным, и оно войдет в правовую систему. Все-таки на российско�� гражданское законодательство влияют правила и положения из международного права.

Нормы Конституции России и нормы международного права имеют самое тесное взаимодействие. Основная юридическая сила, с прямым действием и применением, в государстве принадлежит Конституции.

Законопроекты разрабатываются в таком порядке, чтобы они не противоречили этому нормативно-правовому справочнику. Общепризнанные нормы в международном праве действуют совместно с международной нормативной системой, где права человека — это одна из основных частей в общепризнанных правилах.

В отличие от императивных норм, не наделенных такими особенностями. Несмотря на громкие слова в разработках международного права, когда утверждается, что применение одного положения не должно нарушать другой утвержденный мировым сообществом принцип, на практике они не осуществляются. Примером служат бомбардировки Югославии, где государства из НАТО утверждали, что их действия соответствуют принципу уважения интересов человека, нарушили все общепризнанные требования императивного характера:

  • суверенности;
  • равенства;
  • разрешение конфликтов мирным способом без применения силы и угроз.

Конституция РФ в статье 15 утверждает, что Россия не нарушает ни принципов, ни международных норм. Они обязательны для всех органов — будь то государственные или муниципальные, им подчинены судебные инстанции всех уровней. Применяют содержательные по смыслу законы. Власть судебная, законодательная и исполнительная подчиняется общепризнанным нормативам, они в свою очередь регулируют право. Судебная практика подтверждает соответствие позиции государства с международным правом.

Роль международного права в российском законодательстве. Досье

В соответствии с нормами международного права категория, вид и наименование договорного акта (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и т.д.) не влияют на его юридическую силу.

При этом следует подчеркнуть, что международные договоры межведомственного характера обязательны лишь для заключивших их ведомств; ни государство, ни правительство никакой ответственности по ним не несут.

Согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (п.4 ст.15).

Значение общепризнанных принципов и норм международного права состоит именно в том, что они создаются международным сообществом в целом и становятся обязательными для всех государств. Это принцип суверенного равенства государств, принцип неприменения силы и угрозы силой и др.

13 января 1992 г. МИД России разослал главам дипломатических представительств в Москве ноту, в которой заявлялось, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства по всем договорам, заключенным СССР. В соответствии с этой нотой мировое сообщество молчаливо признало за Российской Федерацией статус государства-продолжателя СССР.

Согласно Закону о международных договорах 1995 г., расширенный по сравнению с Законом 1978 г. перечень подлежащих ратификации договоров включает прежде всего договоры по вопросам:

  • прав и свобод человека и гражданина;
  • территориального разграничения;
  • основ межгосударственных отношений;
  • обороноспособности;
  • обеспечения мира и безопасности;
  • мирные договоры и договоры о коллективной безопасности, а также договоры об участии в международных объединениях, если в данных документах предусматривается передача осуществления части полномочий Российской Федерации или юридическая обязательность решений их органов для России.


Президент, на которого согласно Конституции возложено осуществление внешней политики страны, может принимать решения по широкому кругу вопросов. Тогда как Правительством такие решения принимаются только по вопросам, отнесенным к его ведению.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры публикуются в Бюллетене международных договоров, издаваемом Администрацией Президента.

В случаях, когда договор в связи с какими-либо обстоятельствами еще не опубликован, заинтересованное ведомство или лицо может запросить копию текста в историко-документальном департаменте МИД России.

Кроме того, тексты многосторонних договоров с участием Российской Федерации, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН, а также другие сведения, касающиеся этих договоров, публикуются в издаваемом Секретариатом ООН ежегодном сборнике «Многосторонние договоры, депонированные у Генерального секретаря ООН». Международные договоры межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих органов.

От выполнения международного договора следует отличать его временное применение, которое получило достаточно широкое распространение в российской договорной практике. Закон о международных договорах, упорядочивающий эту практику, вводит дополнительные требования по сравнению с Венской конвенцией 1969 г. Он предусматривает возможность временного применения договора или его части, если это предусмотрено в договоре или если было достигнуто такое соглашение между сторонами, подписавшими договор, когда последний еще не вступил в силу. При этом если временное применение предусматривает договор, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации подлежит принятию в форме федерального закона, то он должен представляться в Государственную Думу в срок не более шести месяцев с даты начала его применения. Государственная Дума может ратифицировать договор или продлить его временное применение. Она может также отказаться от того и другого.


Закон устанавливает, что прекращение и приостановление международных договоров России осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность для России этого договора.

Если решение о согласии на обязательность для России международного договора было принято Президентом, он и должен принимать решение о прекращении или приостановлении действия договора; если же решение принималось Правительством, то за ним остается и право его прекратить.

Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы России Скачать 28148 1 0

… решений, способствующих его имплементации. Важным фактором в этом процессе является опора правоприменителя на общепризнанные принципы и нормы международного права, которые, как уже отмечалось, наряду с международными договорами России являются составной частью ее правовой системы. Примером использования Конституционным Судом международно-правовых актов, касающихся обеспечения права собственности …

Соотношение норм международного права и российского законодательства о правах и свободах граждан: проблемы и перспективы Скачать 25832 0 0

Читайте также:  Как подать возражение на судебный приказ

… , что существуют весьма полярные оценки влияния глобализации на российскую правовую систему и различные подходы (позитивного и негативного плана) к проблеме учета зарубежного опыта и норм международного права при совершенствовании в России правового регулирования в сфере прав и свобод граждан. Представляется, что подход к решению этих вопросов должен иметь взвешенный и сбалансированный характер, …

Основы международного права Скачать 132855 0 0

… торговлю. Таким образом, в современных международных отношениях разработан, создан и действует достаточно развитый механизм обеспечения исполнения международно-правовых норм. Основой обязательности международного права является добровольное соглашение государств по поводу установления определенных правил международного общения, соответствующих современному правосознанию народов, интересам …

Предмет конституционного права Российской Федерации Скачать 78930 0 0

… конституционных правоотношений с объектами. В общей теории права под объектом правоотношения понимается то,на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов,т.е. то,по поводу чего возникают правоотношения(2). В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений: Государственная территория. В Конституции Российской …

В практике международных отношений и внутреннем праве отдельных государств встречаются различные способы решения вопроса о формах взаимодействия международного и внутригосударственного законодательства. Можно выделить две монистические и одну дуалистическую концепции соотношения международного и внутригосударственного права.

Монистические концепции исходят из примата какой-либо одной системы права (международного или внутригосударственного права). Дуалистическая концепция рассматривает международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равно-порядковые правовые системы, которые, тем не менее, активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.

Проблема коллизий международно-правовых норм и российского законодательства составляет существенный аспект теории соотношения международного и внутригосударственного права. При этом решение вопроса о причинах возникновения, юридической природе и методах урегулирования коллизий тем или иным автором зависит от того, какова его позиция по более общей проблеме — самой теории взаимодействия в РФ норм различных правовых систем.

Как известно, общая норма о способе разрешения коллизий международных и внутригосударственных норм зафиксирована в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона о международных договорах, иных актах законодательства. Однако правило «если, то» не регулирует всех аспектов проблемы коллизий. Возникают следующие вопросы.

1. Равны ли по юридической силе межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры РФ и, соответственно, законы, акты Президента и Правительства, ведомственные акты?

2. Могут ли последующие внутригосударственные акты отменять ранее принятые по этому же вопросу международные договоры по принципам:

  • а) «последующий закон отменяет предыдущий»,
  • б) «норма с большей силой отменяет норму с меньшей силой»,
  • в) «специальный закон отменяет общий»?

3. Какова юридическая сила «первоначально» внутригосударственных и имплементационных норм (т.е. норм, принятых во исполнение международных документов)?

На мой взгляд, на эти вопросы должны быть даны следующие ответы.

1. Международные договоры имеют большую юридическую силу, чем акты внутригосударственного законодательства любого уровня, поскольку в Конституции РФ имеется коллизионная норма типа «если,то».

Федеральный, региональный и местный уровни

1. В условиях федеративного государства действие норм МП обеспечивается двумя путями: 1) напрямую «по цепочке» федеральных органов, когда министерства и ведомства обеспечивают их выполнение через свои подчиненные структуры и инстанции; 2) на уровне субъектов РФ, когда их органы государственной власти обеспечивают их выполнение в рамках своей компетенции. Отсюда вытекает необходимость существования двух уровней правового регулирования обеспечения действия норм МП, двух видов нормативно-правовых актов: федеральных и актов субъектов Федерации. Необходимость принятия акта (Положения) о порядке обеспечения действия норм МП, развивающего федеральный Закон о договорах, уже отмечалась. На уровне субъектов РФ предполагается принятие законов о заключении, исполнении и прекращении собственных международных соглашений, а также об участии в выполнении международных обязательств РФ [71. С. 48].

Конституция закономерно относит выполнение международных договоров РФ к совместному ведению России и ее субъектов (ч. I ст. 72), поскольку данная задача не может быть решена только на верхнем уровне. Напротив, она достижима, в основном, усилиями конкретных органов и иных субъектов на местах.

В развитие Конституции ч. 3 ст. 32 Закона о договорах закрепляет, что органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров РФ. Подобное положение в отношении союзных республик содержал Закон СССР 1978 г. о международных договорах СССР. К сожалению, новый Закон не опередил предыдущий в развитии столь лаконичной формулы, как и не раскрыл механизма совместного участия в выполнении договоров [43. С. 25-26].

Координирующая роль в выполнении договоров, напомним, принадлежит МИД. Согласно Положению о МИД, он, в частности, взаимодействует с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Полномочия или обязанности субъектов РФ и муниципальных образований по выполнению определенных видов или конкретных договоров вытекают из соответствующих законов и иных нормативных актов. Так, Закон о животном мире в числе полномочий органов власти субъектов РФ закрепляет участие в реализации договоров РФ в области охраны и использования объектов животного мира (ст. 6), Закон о вынужденных переселенцах — организацию в соответствии с договорами перевозки имущества переселенца, а при невозможности возвращения имущества выплату компенсации в соответствии с международными договорами (п. 4 ст. 7).

Нередко такие полномочия следуют из Положений о конкретных органах. Комиссия по делам Совета Европы, по Положению, привлекает для участия в своей работе представителей органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, Комиссия по правам человека при Президенте РФ для реализации своих задач вправе запрашивать и получать от указанных органов необходимые материалы, документы и информацию. Министерства и госкомитеты, согласно Положениям о них, осуществляя свои функции, в числе которых и обеспечение выполнения международных договоров в соответствующей сфере, взаимодействуют с органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Наиболее же конкретно роль субъектов РФ закрепляется в актах о мерах по обеспечению выполнения договоров. Так, в указе «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения» Президент РФ определил, что места уничтожения оружия согласовываются с соответствующими субъектами РФ, созданная же Межведомственная комиссия по химическому разоружению координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов по реализации государственной политики в области химического разоружения. Постановлением Совета Министров РФ «О принятии конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий» организация выполнения обязательств Российской Стороны возложена на министерство охраны окружающей среды с участием заинтересованных министерств и ведомств, правительств и администраций субъектов РФ. Постановление Правительства РФ о мерах по обеспечению выполнения Конвенции о водно-болотных угодьях 1971 г. предписывает органам исполнительной власти соответствующих субъектов РФ совместно с Министерством охраны окружающей среды определить границы и разработать положения об угодьях, имеющих международное значение, определив порядок природопользования.

Обращает на себя внимание тот факт, что рассматриваемые нормы актов, адресованные региональному уровню (органам субъектов федерации или федеральным органам на местах), зачастую неконкретны, содержат безадресные отсылки к договорам либо даже просто к «нормам МП». Трудно рассчитывать на их достаточную эффективность. Показательный пример, в частности, нормы Положения о порядке работы с иностранными гражданами: иммигранты, не имеющие соответствующих документов, «в соответствии с нормами международного права» проходят процедуру идентификации (п. 7), иммигранту, подавшему ходатайство о признании его беженцем, может быть отказано в регистрации его ходатайства на основании Закона «О беженцах» и «норм международного права»(п. 16). Они выглядят еще более беспредметными в сравнении с другими пунктами этого же Положения (23 и 32), которые дают отсылку к конкретному документу — Конвенции ООН о статусе беженцев.

Поручения региональным органам по выполнению договоров вытекают не только из актов конституционных органов, но даже в большей мере из приказов и инструкций министерств и ведомств, других федеральных органов. Их достаточно подробная характеристика, данная выше, наглядно свидетельствует об этом.

Приведем, в частности, выдержку из приказа генерального Прокурора РФ «Об объявлении Соглашений о правовой помощи и сотрудничестве»: » Начальникам управлений и отделов Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, прокурорам республик, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, военным и транспортным прокурорам (на правах областных) работу по выполнению ходатайств об оказании правовой помощи проводить в соответствии с принятыми докумен-тами»[249].

2. Субъекты федерации в порядке реализации конституционного положения о совместном ведении с РФ по выполнению международных договоров России предусматривают в своем законодательстве соответствующие нормы.

Это вопрос принципиального, конституционного (уставного) характера, поэтому данные нормы находим прежде всего в конституциях и уставах субъектов. И хотя п/п. о) ст. 72 Конституции РФ говорит о совместном ведении в выполнении только договоров, что верно было подмечено в литературе [65. С. 37], основные законы субъектов фактически идут дальше, упоминая и общепризнанные принципы и нормы МП. Больше того, конституции Татарстана и Башкортостана закрепляют приоритет общепризнанных принципов и норм МП над законами этих республик [251; 252], чего нет, напомним, даже в Конституции РФ.

Тем не менее вопрос выполнения международных обязательств России получает в конституциях и уставах субъектов, в основном, косвенное отражение: гражданам гарантируются права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и норами МП, общепризнанные принципы и нормы МП являются составной частью правовой системы данного субъекта РФ, гарантируются права малочисленных и коренных народов согласно общепризнанным нормам и международным договорам РФ, гражданин может иметь двойное гражданство на основе международных договоров РФ и субъекта РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных международными договорами РФ [см. напр.: 251; 252; 253; 254; 255; 256]. Реже встречаются более прямые формулировки.

Представление о специфике

Практикующие юристы передают свое понимание простым гражданам о специфике международного права, тесно связанного с гражданским законодательством. Для чего? Иногда обстоятельства и жизненные ситуации требуют хотя бы минимальной юридической грамотности в деловом мире.

Система в своем многогранном явлении состоит из разных частей, которые необходимо изучать. Разрабатывали основные положения выдающиеся деятели от юриспруденции, они сделали вывод, что создать единые правила для всех невозможно. Но правовые нормы позволят урегулировать международные отношения, поддержат мир и спокойствие.

К примеру, в действиях международного права на территории РФ имеются следующие признаки:

  • закреплена целая система основополагающих правил, на основании которых разработаны многие законы;
  • юридические элементы приведены в порядок, благодаря уникальным целям в соответствии с международным сотрудничеством.

Право, ограниченное законодательными рамками в отдельно взятой стране, опираясь на мировые нормы поведения, позволяет создать свою индивидуальную правоохранительную систему для благополучной жизни населения.

Какая связь международного права с Конституцией РФ

Нормы Конституции России и нормы международного права имеют самое тесное взаимодействие. Основная юридическая сила, с прямым действием и применением, в государстве принадлежит Конституции.

Законопроекты разрабатываются в таком порядке, чтобы они не противоречили этому нормативно-правовому справочнику. Общепризнанные нормы в международном праве действуют совместно с международной нормативной системой, где права человека — это одна из основных частей в общепризнанных правилах.

В отличие от императивных норм, не наделенных такими особенностями. Несмотря на громкие слова в разработках международного права, когда утверждается, что применение одного положения не должно нарушать другой утвержденный мировым сообществом принцип, на практике они не осуществляются. Примером служат бомбардировки Югославии, где государства из НАТО утверждали, что их действия соответствуют принципу уважения интересов человека, нарушили все общепризнанные требования императивного характера:

  • суверенности;
  • равенства;
  • разрешение конфликтов мирным способом без применения силы и угроз.

Конституция РФ в статье 15 утверждает, что Россия не нарушает ни принципов, ни международных норм. Они обязательны для всех органов — будь то государственные или муниципальные, им подчинены судебные инстанции всех уровней. Применяют содержательные по смыслу законы. Власть судебная, законодательная и исполнительная подчиняется общепризнанным нормативам, они в свою очередь регулируют право. Судебная практика подтверждает соответствие позиции государства с международным правом.

В новой редакции Конституции Российской Федерации, 1, 2 и 9 главы которой не менялись, так как не проводился референдум и не собиралось Конституционное собрание, в оставшейся без изменений статье 15, п. 4 утверждается: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Учитывая это, нельзя говорить о существовании верховенства российского права над международным, о чем ошибочно высказывались некоторые российские политики и государственные деятели, но вполне допустимо говорить о приоритетности исполнения норм международных договоров, подписанных и ратифицированных Россией, в отношении норм российской системы права (при наличии несоответствия между ними).

При этом, по словам Президента В.В. Путина, «требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции».

То, что в обиходе обычно понимается под приоритетом или даже верховенством российского права над международным, вытекает из некорректной трактовки статьи ст. 125, п. 5.1.б (новую редакцию которой ввели поправки). Так, новая редакция статьи 125, п. 5.1.б наделяет Конституционный Суд России следующими полномочиями: «в порядке, установленном федеральным конституционным законом, [Конституционный Суд РФ] разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации».

Действия норм международного права на территории рф лекция

Действие норм международного права……………………….8 Глава 2. Соотношение Конституции РФ и норм международного права: 2.1. Характеристика соотношения Конституции РФ и норм международного права…………………………………………….10 2.2. Принципы соотношения, которые должны приниматься во внимание судами РФ……………………………………………….12 Глава 3.

Читайте также:  Как мы получили визы в США 2022

В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 Венских конвенций 1969 и 1986 г.г. Возникает вопрос о правовой природе международных обычаев и пределах применения обычного права при разрешении споров национальными судебными органами. Данный вопрос в доктрине и практике решается по-разному[18].

Действия норм международного права на территории рф Обязанность обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с таким запросом существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ*(57). 2. Часть вторая комментируемой статьи закрепляет основную обязанность человека и гражданина в России — соблюдать Конституцию РФ и законы. Соблюдение норм права всеми субъектами права — фундамент правового и демократического государства, каким провозглашена Россия в ст.
В процессе создания норм права международных договоров особое место принадлежит конституциям и другим внутренним нормативным актам государств.

Принципы соотношения, которые должны приниматься во внимание судами РФ Какие принципы соотношения общих норм международного права и национального законодательства должны приниматься во внимание судами Российской Федерации? Как вытекает из ст. 38 Статута Международного Суда, международной практики, основ функционирования международной нормативной системы, обычная норма и договорная норма международного права обладают равной юридической силой, равным правовым статусом. Это означает, что договорная норма может отменить обычную норму, а последняя имеет возможность изменить или прекратить действие соответствующей договорной нормы международного права[11].
В нашем национальном праве эти акты не служат источником, из которых бы черпали знания для разработки основных положений. Их используют как внутренний государственный регулятор различных отношений в обществе, не противоречащий отечественным законам и подзаконным актам.

Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее этого договора посредством одного из действий, перечисленных в ст.
Федеративное устройство:Статья 67 пункт 2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.Статья 69. Конституции РФ 1978 г.). Конституция РФ закрепила приоритет перед законом только международных договоров.

Как создавалась норма в международном праве?

Субъекты заключают соглашение на выполнение определенных правил. Там указывают, какими будут они наделены правами и обязанностями, а юридический механизм их обеспечит. В результате была создана обширная правовая система, построенная из отдельных элементов. В нашей юриспруденции они названы нормами международного права в России. Термин подразумевает свод правил, рассчитанных на разные случаи в обществе. Специалисты спорят в отношении договоров. Можно ли этот юридический факт причислить к данной схеме, так как там конкретно урегулированы условия, которые нельзя использовать в других случаях?

При этом подписанные соглашения наделены нормативными признаками:

  • регулируют между сторонами отношения;
  • выполняются в обязательном порядке;
  • применяются в однократном порядке.

На этом основании данные постановления получили термин индивидуальной нормы.

Какая связь международного права с Конституцией РФ?

Нормы Конституции России и нормы международного права имеют самое тесное взаимодействие. Основная юридическая сила, с прямым действием и применением, в государстве принадлежит Конституции.

Законопроекты разрабатываются в таком порядке, чтобы они не противоречили этому нормативно-правовому справочнику. Общепризнанные нормы в международном праве действуют совместно с международной нормативной системой, где права человека — это одна из основных частей в общепризнанных правилах.

В отличие от императивных норм, не наделенных такими особенностями. Несмотря на громкие слова в разработках международного права, когда утверждается, что применение одного положения не должно нарушать другой утвержденный мировым сообществом принцип, на практике они не осуществляются. Примером служат бомбардировки Югославии, где государства из НАТО утверждали, что их действия соответствуют принципу уважения интересов человека, нарушили все общепризнанные требования императивного характера:

  • суверенности;
  • равенства;
  • разрешение конфликтов мирным способом без применения силы и угроз.

Конституция РФ в статье 15 утверждает, что Россия не нарушает ни принципов, ни международных норм. Они обязательны для всех органов — будь то государственные или муниципальные, им подчинены судебные инстанции всех уровней. Применяют содержательные по смыслу законы. Власть судебная, законодательная и исполнительная подчиняется общепризнанным нормативам, они в свою очередь регулируют право. Судебная практика подтверждает соответствие позиции государства с международным правом.

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН «все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость». Эволюция принципа мирного разрешения международных споров отмечена серией международных договоров и соглашений, которые, по мере того как они ограничивали право обращаться к войне, постепенно развивали средства мирного разрешения международных споров и устанавливали юридическую обязанность государств использовать такие средства.

Ранее общее международное право только побуждало государства обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре. Статья 2 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. не запрещала обращение к войне («прежде чем прибегнуть к оружию»), не обязывала обращаться к мирным средствам («обращаться, насколько позволяют обстоятельства») и рекомендовала весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги и посредничество).

В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, «должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Положение п. 3 ст. 2 Устава ООН распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава международные споры должны разрешаться в соответствии с принципами «справедливости и международного права». Ссылки в Уставе ООН на справедливость лишь подчеркивают, что мирные средства обязательны для разрешения любых международных споров.

Непосредственные переговоры наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть использованы для разрешения как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности.

Развитие международных отношений, особенно в последние годы, отмечено стремлением государств выйти за пределы переговоров и создать иные приемлемые средства разрешения споров, которые основывались бы на обращении к третьим сторонам или международным органам. Часто при этом возникают вопросы, связанные с ролью Международного Суда ООН. Многие государства считают юрисдикцию Суда факультативной, и такая позиция точно соответствует ст. 36 Статута Суда, согласно которой государства могут (но не обязаны) сделать заявление об обязательности для себя юрисдикции Международного Суда ООН. Подавляющее большинство государств до сих пор не признало юрисдикцию Суда обязательной.

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т. е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в ст. 2 Устава ООН – «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Данный принцип закреплен в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. С наибольшей полнотой принцип отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для Новой Европы 1990 г.

Социальное назначение принципа состоит в обеспечении юридически равного участия в международных отношениях всех государств независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства обязались не только соблюдать принцип суверенного равенства, но и уважать права, присущие суверенитету, т. е. в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

В настоящее время государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и увеличением количества объектов международно-правового регулирования.

Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей, в сфере реализации своей компетенции имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами.

Наиболее известными международными организациями являются Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет Европы и др. Учредительные акты организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, разделяющих принципы этой организации. Члены организации подразделяются на две категории; первоначальные члены (государства, участвовавшие в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются несколько более льготные условия вступления. Любой первоначальный член может стать членом организации, сообщив об этом высшему должностному лицу о своем формальном принятии обязательств, вытекающих из учредительного акта такой организации) и другие члены (принимаются большинством в две трети голосов).

Ряд организаций наряду с общим требованием – строгое соблюдение положений учредительного акта – выдвигают дополнительные требования к претендентам (членами Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) могут стать только страны, в значительных масштабах экспортирующие сырую нефть. Статус ассоциированного члена может быть предоставлен странам, которые не могут иметь большинства голосов, необходимого для получения статуса полноправного члена – ст. 7 Устава ОПЕК).

Права и обязанности государств-членов международных организаций объединяют в две категории:

1) индивидуальные – любой член организации может обладать индивидуальными правами и обязанностями как партнер такой организации или член организации;

2) коллективные – имеют общих адресатов, т. е. обращены ко всем членам или двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные действия, затрагивающие интересы всех участников организации.

Выделяют также права и обязанности:

1) вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права;

2) непосредственно касающиеся участия государств во внутренней текущей деятельности организации;

3) связанные с соблюдением основных положений учредительного акта организации.

Проблема выхода из международной организации связана с другим вопросом – порядком денонсации международного договора, являющегося институциональным документом. В учредительных актах организаций закрепляется несколько способов прекращения членства:

1) добровольный выход;

2) автоматический выход;

3) исключение;

4) прекращение существования государства;

5) ликвидация организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *