Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какой счет отнести пени и штрафы по налогам в 1С 8.3». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определение налогового штрафа можно найти в ст. 114 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, штраф относится к категории налоговых санкций. Применяется он в случае совершения налогового правонарушения и исчисляется в денежном выражении.
Отражение пеней по налогам
Порядок начисления пеней должен быть прописан в политике учета, поскольку от выбранного способа зависит отражение пеней в учетности.
Методы начисления пеней по налогам в отчетах могут выглядеть следующим образом:
- Дебет (91.02)-Кредит (68) – Прочие расходы;
- Дебет (99.01)-Кредит (68) – Прочее.
Справка! Согласно рекомендации Бухэксперта 8, нужно исходить из Письма Минфина России (от 28 декабря 2016), где отражение выглядит так:
- Дебет 99.01-Кредит 68 (штрафные отчисления по подоходному и прочим налогам ЕСХН, ПСН, УСН, ЕНВД;
- Дебет 91.2-Кредит 68, 69 (штрафы и пени по всем остальным налогам, за исключением перечисленных выше).
Пример отражения пеней по налогу на прибыль
Рассмотрим пример расчета и проводки пеней по налогу на прибыль.
Пример
Пусть ООО «Принцип» по итогам 9 месяцев 2020 года должно было уплатить квартальный аванс по налогу на прибыль в общей сумме 5 000,00 руб. до 28.10.2020. Из них 4250,00 руб. — в региональный бюджет, а 750 руб. — в федеральный. Однако из-за отсутствия денежных средств на счету ООО «Принцип» 28.10.2020 смогло оплатить лишь 3 000 руб. в региональный бюджет и 500 руб. в федеральный. Остаток долга 1 250 руб. и 250 руб.соответственно компания перечислила 12.12.2020.
Рассчитаем сумму пеней на 12.12.2020 по недоимке в размере 1250,00 и 250 руб. Просрочка составила 45 дней.
Пени по недоимке в региональный бюджет составили:
- до 30 дней: 1 250,00 × (1/300 × 7%) × 30 = 8,75 руб.
- с 31-го дня: 1 250,00 × (1/150 × 7%) × 14 = 8,75 руб.
- итого общая сумма пеней: 8,75 + 8,75 = 17,50 руб.
Пени по недоимке в федеральный бюджет составили:
- до 30 дней: 250,00 × (1/300 × 7 %) × 30 = 1,75 руб.
- с 31-го дня: 250 × (1/150 × 7 %) × 15 = 1,75 руб.
- итого общая сумма пеней: 1,75 + 1,75 = 3,50 руб.
Типичные проводки по начислению и уплате штрафов и пени по налогам
Счет Дт | Счет Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
Учет штрафов и пени по налогам на сч. 99 | ||||
99-1 | 68-4 (68-2, 68-1) | 19 000,00 | Начислен штраф за неуплату налога (95 000,00*20%) | Бух. справка |
99-2 | 68-4 (68-2, 68-1) | 574,75 | Начислена пеня за просрочку уплаты налога. Просрочка составила 22 дня | Бух. справка |
68-4 (68-2, 68-1) | 51 | 19 574,75 | Оплата начисленного штрафа и пени по налогу | Плат. поручение |
Учет штрафов и пени по налогам на сч. 91 | ||||
91 | 68-4 (68-2, 68-1) | 574,75 | Начислена пеня за просрочку уплаты налога. Просрочка составила 22 дня | Бух. справка |
99-1 | 68-4 (68-2, 68-1) | 19 000,00 | Начислен штраф за неуплату налога (95 000,00*20%) | Бух. справка |
68-4 (68-2, 68-1) | 51 | 19 574,75 | Оплата начисленного штрафа и пени по налогу | Плат. поручение |
Учет штрафов и пени по страховым взносам на сч. 99 | ||||
99-1 | 69 | 8 000,00 | Начислен штраф за неуплату страхового взноса (40 000,00*20%) | Бух. справка |
99-2 | 69 | 275,00 | Начислена пеня за просрочку уплаты страхового взноса. Просрочка составила 25 дней | Бух. справка |
69 | 51 | 8 275,00 | Оплата начисленного штрафа и пени по страховому взносу | Плат. поручение |
Учет штрафов и пени по страховым взносам на сч. 91 | ||||
91 | 69 | 275,00 | Начислена пеня за просрочку уплаты страхового взноса. Просрочка составила 25 дней | Бух. справка |
99-1 | 69 | 8 000,00 | Начислен штраф за неуплату страхового взноса (40 000,00*20%) | Бух. справка |
69 | 51 | 8 275,00 | Оплата начисленного штрафа и пени по страховому взносу | Плат. поручение |
Наложение штрафа, выявленного при проверке | ||||
99 | 76 | 30 000,00 | Начисление административного штрафа за неприменение ККТ при наличных расчетах | Протокол |
76 | 51 | 30 000,00 | Оплата административного штрафа | Плат. поручение |
Доначисление налогов и социальных взносов, уплата налогов и пени | ||||
99 | 68-4 | 10 000,00 | Доначисление налога на прибыль | Бух. справка |
90 (91) | 68-2 | 25 000,00 | Доначисление заниженного НДС | Бух. справка |
20 (26, 44, 91) | 69 | 30 000,00 | Доначисление страхового взноса | Бух. справка |
91 (20, 26) | 68 | 15 000,00 | Доначисление налога на имущество, земельного, транспортного налога | Бух. справка |
Если НДС не восстановлен | ||||
19 | 68-2 | 25 000,00 | Доначисление заниженного НДС | Бух. справка |
91 | 19 | 25 000,00 | Включение восстановленного НДС в состав расходов | Бух. справка |
Ошибочно принят входной НДС (отчетность не подписана) | ||||
68 | 19 | 47 000,00 | Доначисление НДС | Бух. справка |
20 (26, 44, 90, 91) | 19 | 47 000,00 | Списание входного НДС на затраты | Бух. справка |
01 (04, 10, 41) | 19 | 47 000,00 | Включение входного НДС в стоимость объекта | Бух. справка |
20 (26, 44) | 02 (05) | 7 000,00 | Доначисление амортизации на сумму входного НДС | Амор. ведомость |
Ошибочно принят входной НДС (отчетность подписана) | ||||
19 | 68 | 4 700,00 | Доначисление НДС | Бух. справка |
91 | 19 | 4 700,00 | Списание входного НДС на затраты | Бух. справка |
01 (04, 10, 41) | 19 | 4 700,00 | Включение входного НДС в стоимость объекта | Бух. справка |
20 (26, 44) | 02 (05) | 700,00 | Доначисление амортизации за текущий год на сумму входного НДС | Амор. ведомость |
91 | 02 (05) | 320,00 | Доначисление амортизация за прошедший год на сумму входного НДС | Амор. ведомость |
Привлечение к ответственности в виде штрафов
Штраф начисляется плюсом к пеням. Но основания для выставления штрафных санкций иные. Государство не штрафует за нарушение срока уплаты. Штрафы по налогам назначают за неверно посчитанную сумму обязательств (неумышленно или преднамеренно заниженную).
Таким образом, если вы отдадите верную сумму обязательства, но позже установленного срока – заплатите только пени. А если сумма налога в документах окажется ниже и будет погашена в этом размере — заплатите недоимку, пени и штраф.
Штраф имеет фиксированный уровень, и не зависит от количества дней просрочки. Он составляет:
- 20% от суммы долга, если она была занижена неумышленно;
- 40% — если преднамеренно.
Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.
Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.
Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.
Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.
Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).
Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.
Рассчитать пени по налогу правильно
В статье 112, пункте 2 НКУ, есть четкие указания, которые накладывают на плательщика финансовые обязательства, если он нарушит закон о налогообложении.
Санкции могут выступать в роли штрафа или пени. Итак, пеня – это проценты, которые накладываются на сумму денег, которую вы не уплатили в определенный срок – именно такое определение дает часть 14 статья 162 НКУ. Чаще всего данная ситуация возникает в случае неуплаты или просрочки долгового обязательства.
Если понимать пеню так, как написано в главе 12, 2 разделе НК, в также в инструкции №953, то можно выделить основные положения, которым подчиняется данный штраф:
- Пеню начисляют, если налогоплательщик не уплатил вовремя налоговый сбор или, вообще забыл о нем.
- Налогоплательщик оплатил меньше, чем того требует закон – например, воспользовался не тем процентом НДС, которым располагает его фирма.
- Налоговый агент забыл перечислить деньги в пользу налогоплательщика или физических лиц, и тем самым нарушил долговые обязательства во время проверки.
Таким образов, пеня – это неустойка, которую плательщик обязан заплатить в государственный бюджет, за то, что не вовремя уплатил налоговый сбор, или же штраф за нарушение каких-либо условий налогового сбора.
Так, если вы несвоевременно оплатили долг или же уплатили меньше чем положено, а также не удержали НДФЛ с дохода на налог – на вас может быть наложена пеня.Также, ее могут удержать за нарушения неналоговых законов, например, с неправильными валютными действиями или подакцизной продукции.
Также, существуют отдельные случаи, когда может быть назначена пеня:
- Если были нарушены условия освобождения от каких-либо обязательств по налогам, например, на ввоз или вывоз товара на территорию страны.
- Если при расчете за задолженность была превышена сумма возможных расходов.
- Также, пеня может быть назначена не только физическому лицу, но и в частности государству. К таковым относятся невыплаты в отведенный срок по НДС, в таком случае пеня устанавливается около 120% от НБУ ставки, на пеню в срок ее действия.
Почему и как начисляются санкции
Конечно, кроме уклонения от уплаты налогов есть и другие причины, которые могут привести к санкциям фискальных органов:
- нарушение правил ведения доходов и расходов;
- несвоевременная сдача отчетности;
- просрочка платежа;
- неправильно исчисленная сумма налога.
Каждая из перечисленных провинностей — повод для наложения штрафов. Что касается пеней, то, согласно ст. 75 Налогового Кодекса РФ, они могут быть выставлены исключительно за просрочку уплаты налога или сбора.
Если штраф — это фиксированная законом сумма, то пеня обычно вызывает у бухгалтеров трудности с расчетом. Налоговый орган, безусловно, сам рассчитывает, сколько должно предприятие, но многие юридические лица предпочитают проверить правильность, так как встречаются ошибки.
П. 4 ст. 75 НК РФ прямо указывает, что пеня начисляется в процентном соотношении от суммы недоимки в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый календарный день, наступая со дня просрочки.
На задолженность юридических лиц, срок уплаты по которой наступил после 30.09.2017 года, действует иная схема:
- просрочка платежа до 30 дней — 1/300 ставки рефинансирования;
- свыше 30 дней просрочки — 1/150 ставки рефинансирования.
Примечание от автора! Ставка рефинансирования — это утвержденный Центральным Банком размер процента предоставленных кредитов прочим банкам.
Зависимость от видов налогов
Кроме того, выбор варианта отражения санкций зависит от конкретного вида налога. Если говорить про НДФЛ, то компания компенсирует свои расходы на уплату этого налога, так как он удерживается непосредственно из заработной платы сотрудников. То же касается НДС, который фирма взыскивает путем зачета с поставщиками.
Так что можно считать, что они не влияют на экономическую выгоду. Однако организации не имеют права перевыставлять санкции по НДС и НДФЛ другой стороне, и потому их нужно отображать на счете 91.02.
Зато расходы по другим налогам организация несет за свой счет, и потому они должны отражаться на 99 счете, если они относятся к текущему периоду. В их состав входят:
- страховые взносы в ПФР;
- расходы на соцобеспечение;
- налог на имущество;
- транспортный налог;
- земельный налог;
- налог на прибыль.
Если компания не согласна с решением налогового органа о начислении санкций и планирует оспорить его в зале суда, то возможно формирование в бухгалтерском учете оценочных обязательств.
Примечание от автора! При оценке необходимо учитывать вероятность выиграть иск в процентном отношении. Обычно для этого юристы пишут служебную записку для бухгалтерии, в которой описывают шансы компании.
Согласно ПБУ 8/2010, для оценочных обязательств предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов».
Понятие и бухгалтерский учет
Согласно действующему налоговому законодательству, под пенями понимаются платежи, которые учреждение должно погасить в качестве обеспечения в случае наступления просрочки уплаты по своим обязательствам (п. 1 ст. 72 НК РФ). Такая неустойка начисляется, если организация нарушила срок оплаты налогового (в том числе и авансового) платежа, взноса, сбора (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Санкции начисляются за каждый календарный день просроченного платежа. Момент начала — день, следующий за законодательно установленным сроком перечисления. Расчет ведется за весь период просрочки, включая дату погашения. Неустойки образовываются и за нарушенный порядок оплаты за поставленный товар, выполненные работы или оказанные услуги, предусмотренный договорными отношениями.
Начисление пени по УСН, проводки
Уплата налога по УСН предполагает авансовую систему, то есть расчеты с бюджетом фирма или обязаны производить на основании собственных данных, причем ежеквартально, в срок до 25 апреля, 25 июля и 25 октября. Окончательный расчет по итогам года делается в срок подачи отчетности: для компаний это 31 марта, для ИП – 30 апреля. Бытует мнение, что подобная ситуация позволяет вовсе не платить авансы по УСН. Но это не так. Перечислять их необходимо в строго оговоренные сроки, а просрочка в свою очередь приведет к начислению пеней. Другой вопрос, что предъявлены эти санкции будут лишь после подачи годовой декларации, то есть после того, как налоговая узнает о суммах начисленных квартальных авансовых платежей.
Если компании все же были предъявлены пени по УСН, проводки в подобном случае оформляются идентичным образом, как и в ситуации с НДС, то есть по Дебету счета 99, субчет «пени» и Кредиту 68, с использованием субсчета, предназначенного для отражения упрощенного налога, как правило это, 68-12.
Начисляем пени в 2021 году бюджетное учреждение
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта». Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Обоснование вывода: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере. В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц. В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2021 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1). Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2). Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2021 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций. Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н). По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения: — о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания; — о перечислении поступивших средств в доход бюджета. Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов: 1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730 — на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы; 2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610 Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292) — оплачены пени, штрафы; 3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134 — начислен доход от компенсации затрат учреждения; 4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660 Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134) — поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.
Расчета пеней по контракту в бюджетном учреждении
Согласно пункту 6 Правил № 1063, за каждый день просрочки поставщику (исполнителю, подрядчику) начисляют пени в размере не менее 1/300 ключевой ставки от цены контракта. Ставку берут на дату уплаты пеней (как и в случае с заказчиком). А цена контракта должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, которые контрагент фактически исполнил. Размеры санкций для поставщика определяют по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. № 1063 (Правила № 1063) Для расчета суммы применяют формулы из Правил № 1063. При этом необходимо учитывать постановление Правительства РФ от 8 декабря 2021 г. № 1340 (далее – постановление № 1340). В нем сказано, что к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, с 1 января 2021 года нужно применять не ее, а ключевую ставку, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Долгое время ставка рефинансирования оставалась на уровне 8,25 процента годовых (Указание ЦБ РФ от 13 сентября 2021 г. № 2873-У). Однако с 2021 года ее приравняли к ключевой. В результате ставка рефинансирования утратила былое значение и является теперь лишь формальной величиной, фигурирующей во многих законодательных актах. Давайте выясним, как изменится начисление неустойки в связи с этими новациями. Контрактная система основана на положениях Гражданского кодекса РФ. Об этом сказано в части 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2021 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, под контрактом понимают гражданско-правовой договор, который может быть заключен в том числе бюджетным учреждением в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. А одно из обязательных условий договорных отношений – ответственность контрагентов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Практический пример расчета
Например, ООО «Цветной мир» заплатил НДС в размере 20 365 рублей за июль 13 октября. По п. 1 ст. 174 НК РФ, НДС необходимо заплатить не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Следовательно, это надо было сделать до 25 августа 2021 года.
Сверившись с календарем, бухгалтер высчитал количество дней просрочки — 48, начиная с 26 августа. Так как данная задолженность образовалась до 30 сентября 2021 года, то величина ставки рефинансирования будет рассчитана одним способом и останется 1/300, независимо от количества дней.
Согласно Информации Центрального Банка РФ от 16.06.2017 года, ставка рефинансирования установлена в размере 9%. Однако до 13 октября она менялась еще раз. По Информации Центрального Банка РФ от 15.09.2017 года, с 18.09.2017 года установлена ставка 8,5%. Поэтому следует рассчитывать пени по-разному.
Теперь можно посчитать, в каком размере придут санкции от налогового органа:
- 20 365 * 23 дня * 1/300 * 9,0% = 140,52 рубля;
- 20 365 * 25 дня * 1/300 * 8,5% = 144,25 рублей;
- 140,52 + 144,25 = 284,77 рублей.
Найдена сумма пеней по просроченной задолженности. Для наглядности можно составить таблицу:
Таблица №1. Расчет пеней.
Период просрочки | Количество дней просрочки | Сумма задолженности | Ставка рефинансирования | Размер ставки рефинансирования | Начисленные пени |
С 26.08.2017 по 17.09.2017 | 23 | 20 365,00 | 9,0% | 1/300 | 140,52 |
С 18.09.2017 по 13.10.2017 | 25 | 20365,00 | 8,5% | 1/300 | 144,25 |
ИТОГО: | 48 | 284,77 |
Изменения в выставлении неустойки ООО, произошедшие с 1 октября
С целью уменьшения срока невыплаты с 01.10.2017 года для Обществ с ограниченной ответственностью неустойка за длительную просрочку возросла. Если компания не выплачивает налог свыше 30 дней после окончательного дедлайна, то на 31-й день пени по налогу становятся в 2 раза больше. Т.е. новое правило расчета действует только на срок долга свыше 30 дней, возникший после 01.10.2017г. Для ИП требования остаются прежними.
Запишем формулу для расчета, начиная с 31 дня:
Сумма штрафа = 8,5%/150 х долг х количество дней просрочки свыше 30
Посмотрим на примере.
не уплатила налог по УСН за 9 месяцев в установленное время. На рассматриваемый период уже 47 дней за ней числится долг в 25 000 рублей. Рассчитаем пени.
За 30 дней = 8,5%/300 х 25 000 х 30 = 212,5 руб.
За 31 — 47 дни = 8,5%/150 х 25 000 х 17 = 240,83 руб.
Отражаем в учёте и отчётности пени и штрафы по налогам
Пеня и штраф – не одно и то же
Одним из оснований для начисления пеней и штрафов является неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или исполнение её в более поздний срок. Причины плохого исполнения данных обязанностей могут быть разными. Это ошибки в бухгалтерских проводках, неправильное определение налоговой базы, использование не той ставки налога, неправильное применение льготы по налогу, неверное применение налоговых вычетов и даже просто технические ошибки при заполнении декларации.
Ошибка в исчислении налога может быть обнаружена самим налогоплательщиком. В этом случае при выявлении заниженной суммы налога он самостоятельно платит недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, а затем представляет в налоговую инспекцию уточнённую декларацию.
Но может быть и другой вариант. Факт искажения сведений, приведший к неисполнению обязанности по уплате налога полностью или частично, выявляет налоговый орган. В результате налогоплательщик получает решение налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (решение о привлечении к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности) и требование об уплате недоимки по налогу, пени и штрафа.