- Компенсации

Аудит годовой отчетности: что изменится для АО и ООО с 1 января 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудит годовой отчетности: что изменится для АО и ООО с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Изменения в аудите: требования о минимальном количестве аудиторов

Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.

Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.

Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.

Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.

Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):

  • как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
  • как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.

Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:

  • ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
  • как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.

Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.

При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:

  • должны иметь новый аттестат;
  • должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.

Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.

Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.

Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.

  • Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
  • Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
  • Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
  • Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
  • Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
  • Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.

С чем, по Вашему опыту, связано снижение объемов обязательного аудита и расширение сектора инициативных аудитов?

Снижение объемов обязательного аудита связано, в первую очередь, с внесенными поправками в федеральный закон 307-ФЗ, которые изменили критерии подпадания под обязательный аудит. Вторым фактором, сократившим объем обязательного аудита в денежном выражении, стало кризисное состояние экономики, которое сохраняется последние два года. Бизнес стремится минимизировать расходы, и экономии подвергаются в том числе затраты на проведение обязательных процедур.

Вместе с тем, кризисные времена делают необходимым владение объективной и достоверной информацией о финансовом состоянии бизнеса для принятия управленческих решений. Любая стратегия, и в первую очередь антикризисная, когда решения сопряжены с существенными рисками, требует четкого понимания текущей ситуации в компании. В этой связи возрос спрос клиентов на инициативный аудит, а также аудиты по техническому заданию, направленные на углубленную проверку отдельных элементов отчетности.

Закон о Саморегулируемых организациях (СРО)

Принятие Закона о Саморегулируемых организациях в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ обратило внимание на такие аспекты, как СРО аудиторов и связанные с этим организационные вопросы, ведению реестра аудиторов и СРО аудиторов и другие.

Обратим внимание на некоторые аспекты Закона о СРО. Он является концептуальным документом, в котором собраны нормативно-правовые положения деятельности аудиторов в России. Вместе с ним следует также рассматривать и другие правовые документы, относящиеся к узкому виду деятельности, например ГК, НК, Закон о бухгалтерском учете, Закон о СРО и другие.

Закон состоит из 26 статей, которые отражают основные определения: аудиторская деятельность, прилагающиеся к аудиту услуги, дополнительные услуги аудиторов, аудитор, аудиторская фирма, СРО (саморегулируемая организация) и другие.

Основными положениями закона регулируются:

  1. Права и обязанности аудиторских фирм и их клиентов, с которым был заключен договор на предоставление аудиторских услуг.

  2. Факторы, которые необходимо учитывать при проведении аудита.

  3. Суть различных стандартов деятельности аудиторов, заключения аудиторского процесса, и также заведомо ложное заключение.

  4. Сущность Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Помимо этого, Закон поясняет, что именно стоит понимать как аудиторскую независимость, аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, осуществление контроля деятельности аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов, квалификационный аттестат аудитора, и также существую ли основания для его аннулирования и каков порядок этого процесса.

В Законе о СРО есть 7 статей, которые освещают вопросы управления аудитом, и также акцентируется внимание на государственном регулировании, участие Совета по аудиторской деятельности, саморегулируемых организаций аудиторов, требованиям, предъявляемых участникам данной организации и ведения специальных реестров аудиторов.

Также существуют некоторые существенные отличия недавно принятого Федерального закона “Об аудиторской деятельности” от предыдущего.

  1. Проведение обязательного аудита. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обязательный аудит имеют право проводить не только аудиторские фирмы, но и индивидуальные аудиторы. Но не считая те организации, которые пустили свои ценные бумаги в оборот на торговых фондовых биржах и в других организациях, которые занимаются торговлей на рынке ценных бумаг, и также в кредитных и страховых организациях, пенсионных фондах, которые не имеют отношения к государству, организациях, у которых уставной капитал на государственную собственность составляет минимум 25%, различных государственных корпорациях и компаниях и консолидированных отчетах. Таким организациям обязательный аудит проводится только аудиторскими фирмами (часть 3, статья 5).

  2. Количество работников в аудиторской фирме. На данный момент компания должна состоять минимум из 3 человек (часть 2, статья 18).

  3. Общественные организации аудиторов. Организации такого типа учреждаются в виде саморегулируемых некоммерческих организаций аудиторов. Количество членов такой организации: минимум 700 физических лиц, и, минимум 500 коммерческих компаний (часть 3, статья 17).

  4. Обязательное наличие членства в саморегулируемой некоммерческой организации, как для индивидуальных аудиторов, так и для аудиторских фирм. Данное членство является заменой лицензирования аудиторской деятельности (статьи 3, 4, 17, 18). При этом существует условие, что членами таких организаций должны быть как физические, так и юридические лица.

  5. Компоненты услуг, которые оказывают аудиторы. В данном законе появилось распределение на аудит, дополняющие аудит, услуги и другие услуги, связанные с данной деятельностью. Внешний аудит делится на обязательный, инициативный и аудит по специальным задачам. Список услуг регламентируется федеральными стандартами аудиторской деятельности.

  6. Федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждаются специальным федеральным органом в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ΦЗ. По предыдущему Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ они утверждались Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Повышающий коэффициент ОСАГО после дорожной аварии

До ратификации федеральных аудиторских стандартов, предусмотренных федеральным законом, соответствующим федеральным органом, обязательными для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов являются федеральные правила, утвержденные до дня, когда в силу вступает федеральный закон, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696. Помимо этого, при аудите применяются стандарты, утвержденные Комиссией при Президенте Российской Федерации по аудиторской деятельности (с учетом решения Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов России от 25.09.2008).

Данный список изменений относится в основном к общим положениям. Также важно, что по ряду статей Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ в скором времени должны быть утверждены дополнительные законодательные документы.

В соответствии с этим, Министерство финансов России, как федеральный орган, руководящий сферой аудиторской деятельности, в сотрудничестве с СРО должны направить все свое внимание на следующие аспекты:

  1. Определение порядка сдачи квалификационных экзаменов для получения и подтверждения аттестата аудитора в более упрощенном порядке.

  2. Решение вопросов, связанных с осуществлен��ем законной аудиторской деятельности аудиторами, которые ранее проходили аттестацию (до 1 января 2011 года) и получили квалификационные аудиторские аттестаты.

  3. Определение формирования, наполнения и сохранности компенсационного фонда СРО, и также правил и условий осуществления выплат из этого фонда и гарантий возврата выплаченных средств.

  4. Установление возможностей фактического, а не только формального голосования членов СРО (отсутствие возможности манипуляций голосами).

  5. Четкое определение перспектив оформления и регистрации СРО аудиторов.

  6. Наличие рекомендаций по учреждению суммы “сборов” с аудиторов и аудиторских фирм (взносы в СРО и компенсационный фонд СРО, оплата стоимости контроля качества и другие).

Нормативная поддержка Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обеспечивается действующими федеральными стандартами аудиторской деятельности, приказами Министерства финансов России и другими документами (таблица 1.3.2).

Знание Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ необходимо индивидуальным аудиторам, руководителям аудиторских фирм, бухгалтерам предприятий, юристам, экономистам и другим специалистам, которым адресованы его нормы, сотрудникам государственного аппарата, финансовых и налоговых органов.

Таблица 2. Нормативная правовая поддержка Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ

Номер, наименование статьи Закона

Нормативные и законодательные акты в поддержку данной статьи

1

Аудиторская деятельность

ст. 264 НК

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»

1

Аудиторская деятельность

№ 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»;

№ 31 «Компиляция финансовой информации»;

№ 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности» Международный стандарт финансовой отчетности № 1

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н

2

Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Конституция РФ

ГК

НК

Законы о СРО, о бухгалтерском учете, Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.

указы Президента РФ постановления Правительства РФ нормативные акты федеральных органов исполнительной власти нормативные акты субъектов РФ федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

3

Аудиторская организация

ст. 1, 5, 8, 10, 13, 18, 19, 20 Закона

4

Аудитор

Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации

Кодекс этики аудиторов России ст. 8, 10, 11, 12, 13, 20 Закона № 307-ΦЗ

5

Обязательный аудит

Федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О банках и банковской деятельности», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах», «О потребительской кооперации», «Об акционерных обществах» ст. 1,6 Закона федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита»; № 3 «Планирование аудита»; № 5 «Аудиторские доказательства»; № 10 «События после отчетной даты»; № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»

6

Аудиторское заключение

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 10; № 22 Российское правило (стандарт) аудиторской деятельности «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям»

7

Стандарты аудиторской деятельности и Кодекс профессиональной этики аудиторов

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности Международные стандарты аудита Кодекс этики аудиторов России Кодекс этики профессиональных бухгалтеров — членов ИПБ России, утв. решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, протокол от 26.09.2007 № 09/-07)

8

Независимость аудиторской организации, аудиторов

ст. 13, 17, 18, 20 Закона

9

Аудиторская тайна

федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 22 Кодекс этики аудиторов России

10

Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 7; № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» ст. 17, 19, 20, 23 Закона приказ Росстата от 06.09.2010 № 306 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере торговли, услуг, туризма, транспорта и связи, правонарушений»

11

Квалификационный аттестат аудитора

ст. 4, 12 Закона

Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утв. приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н; Порядок создания единой аттестационной комиссии, утв. приказом Минфина России т 27.05.2010 № 51н; Российское правило (стандарт) аудит��рской деятельности «Образование аудитора»

12

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

ст. 11 Закона

13

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

ст. 4, 8, 18, 20, 23 Закона

14

Права и обязанности аудируемого лица и лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

ст. 13, 5, 6, 9 Закона

15

Государственное регулирование аудиторской деятельности

ст. 16-18, 21-23 Закона приказ Минфина России от 07.03.2002 № 47 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации»

16

Совет по аудиторской деятельности

ст. 15, 23 Закона

Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации

17

Саморегулируемый организации аудиторов

ст. 2-4, 7, 10, 11, 15, 18, 19-23 Закона

18

Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов

ст. 17 Закона

19

Ведение реестра аудиторов и аудиторских организации

ст. 3, 4, 17 Закона

20

Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

ст. 3, 4 Закона Закон о СРО КоАП

21

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов

ст. 5,17 Закона

22

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

ст. 17, 15 Закона

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные приказами Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н, от 30.12.2020 № 335н. В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

В России складывается сложная система регулирования аудиторской деятельности. К первой группе этой системы относится Закон об аудиторской деятельности. Ко второй группе могут быть отнесены подзаконные нормативные акты, определяющие общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, являющиеся обязательными для исполнения всеми субъектами рынка. Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, могут быть установлены Законом о сельскохозяйственной кооперации. Кроме того, отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ.

К документам третьей группы можно отнести правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка. Данные Правила (стандарты) подразделяются на федеральные и внутренние. Федеральные правила утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также дляаудируемых лиц. К их числу можно отнести следующие стандарты:

– аудиторская выборка;

– аудиторские доказательства;

– внутрифирменный контроль качества аудита;

– действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности;

– документирование аудита;

– использование работы эксперта и т. д. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были одобрены 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности и перечень терминов (глос-

‘ сарий). Но из-за отсутствия законодательного обоснования обязательности применения этих правил (стандартов) их использование, а также контроль за их соблюдением в определенной степени затруднены.

Кроме того, к данной группе могут быть отнесены нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам.

К четвертой группе могут быть отнесены внутрифирменные аудиторские стандарты, определяющие действия конкретных аудиторских фирм в конкретных условиях.

Читайте также:  Юрист по разделу имущества в Екатеринбурге (124)

Возможность установления данных стандартов предусматривается законодателем при выполнении следующих условий:

– во-первых, внутрифирменные стандарты не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности;

– во-вторых, требования внутрифирменных стандартов не могут быть ниже требований федеральных правил.

Данные правила не содержат всех признаков нормативного акта, хотя их можно отнести к локальным нормативным актам. Документы этого уровня лишь детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить.

Разработка внутрифирменных стандартов должна базироваться на аналитических процедурах аудита, которые представляют собой программу аудита с целями, задачами и методиками его проведения.

Ранее регулирование аудиторской деятельности осуществлялось в соответствии с Временными правилами, постановлениями Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности» и др.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Аудит с давних пор играл важную роль в экономической жизни. На нынешнем этапе развития аудит является не только средством совершенствования структуры ведения бухгалтерского учета и управления фирмой, но и представляет собой форму финансового контроля.

В настоящее время все предприятия, в соответствии с законодательством, обязаны представлять в государственные органы, вместе с бухгалтерским балансом, аудиторское заключение.

Аудит необходим государству и экономическим субъектам, поэтому государство выработало политику и приняло необходимые законодательные акты, чтобы в большей степени контролировать и помогать субъектам, развиваться и приносить пользу. Основные нормативные документы, указанные в работе, обеспечивают необходимую правовую базу деятельности связанной с понятием и сущностью аудита.

Главная цель аудиторской деятельности — определение достоверности и правдивости бухгалтерской отчетности, а также контроль соблюдения компанией законов и норм хозяйственного права.

В ходе аудиторской проверки устанавливается точность отражения в бухгалтерской отчетности финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, соблюдение законодательства.

Важно, что проверку осуществляет независимый аудитор. Квалификация аудиторов повышается с приобретением опыта. Создаются объединения аудиторов, внедряются международные стандарты.

Не только аудитор сам может выбирать клиента, но и предприятие само выбирать аудитора. Аудитор может отказать клиенту в выдаче заключения до устранения недостатков. Аудиторская проверка невозможна при родственных отношениях.

Существуют различные виды аудита:

— внутренний и внешний аудит;

— аудит на соответствие требованиям;

— аудит финансовой отчетности;

— обязательный и инициативный аудит;

— первоначальный и согласованный аудит и т.д.

Кроме аудита в аудиторской деятельности значительное место занимают и другие виды работ. Прежде всего, консультационные услуги, также аудиторские фирмы принимают на себя бухгалтерские функции.

Возникновение аудита как новой доверительной формы проверки финансово-экономической деятельности экономических субъектов вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов.

Действительные собственники заинтересованы в получении достоверной информации о финансово-экономическом положении предприятий, обоснованных заключений по их ближайшей и долговременной перспективе.

Таким образом, материал, представленный в работе, позволяет сказать, что задачи работы решены, а цель достигнута.

Рынок аудита на протяжении нескольких лет существует в условиях постоянного изменения нормативной базы и различных законодательных инициатив. На практике многие действующие аудиторы в таких условиях высказывают опасения относительно перспектив развития аудиторской деятельности в России и предполагают в дальнейшем необходимость смены деятельности в связи с невозможностью выполнения обязательных требований и нерентабельностью данного вида деятельности.

Реформирование рынка началось в связи с Поручением Президента РФ от 19.12.2015 № Пр-2629, в соответствии с которым в целях повышения роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов следовало подготовить изменения нормативных документов по определению приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в России и созданию эффективных механизмов рыночного контроля аудиторской деятельности, формированию условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов.

Во исполнение Поручения Президента 23.06.2016 Советом по аудиторской деятельности одобрен проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ [2], в соответствии с которым определяются цель, задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в России.

Согласно проекту Концепции, одной из существенных проблем развития института аудита в нашей стране является использование формальных подходов при проведении внешнего контроля качества работы в связи с ограниченностью правовых возможностей контролирующих органов по реализации содержательных подходов к оценке рисков деятельности субъектов рынка и неэффективностью системы ответственности аудиторов за недобросовестное поведение на рынке аудиторских услуг. Для решения задачи повышения качества аудиторских услуг предполагается совершенствование основ функционирования рынка, системы регулирования деятельности и развитие систем мониторинга и надзора с усилением мер ответственности аудиторов.

Рассмотреть все плюсы и минусы предстоящей реформы в рамках данной статьи не представляется возможным. Вероятно, Проект Закона будет иметь ряд правок, однако определенные инициативы в данном направлении совершенно очевидны и объясняются этапом развития рынка аудита в России. Очень важно, чтобы аудиторам была предоставлена возможность перестроиться к новым условиям и обеспечить качественное оказание услуг, чтобы рынок аудита в России стал одни из ключевых элементов рыночной экономики, а не пропал как сфера деятельности совершенно.

Основными направлениями государственной политики в сфере аудита на сегодняшний день являются создание условий максимально успешного и эффективного исполнения институтом аудита его функций – повышение доверия к результатам, к информации. Также она нацелена на развитие национального рынка аудита, на повышение его эффективности и формирование потенциала развития. На сегодняшний день определены основные перспективные направления развития института аудита в России, обеспечивающие задачу повышения эффективности и качества оказанных услуг. Остается актуальной разработка единых показателей качества в сфере аудита, определение методик ее оценки и разработка программ обучения аудиторов, позволяющих овладевать широким спектром знаний, позволяющих применять широкий спектр инструментов и оказывать соответствующие услуги на высоком уровне и отвечающим современным рыночным условиям.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Внести в Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; 2019, № 52, ст. 7794) следующие изменения:

1) в части 2 статьи 172:

а) абзац первый после слов «виды деятельности,» дополнить словами «кредитных рейтинговых агентств, бюро кредитных историй, лиц, осуществляющих актуарную деятельность,»;

б) пункт 1 после слов «виды деятельности» дополнить словами «, кредитных рейтинговых агентств, бюро кредитных историй, лиц, осуществляющих актуарную деятельность», после слов «индивидуального предпринимателя» дополнить словами «, кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, лица, осуществляющего актуарную деятельность,»;

в) пункт 2 после слов «Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,» дополнить словами «кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, лица, осуществляющего актуарную деятельность,», слова «индивидуального предпринимателя в соответствии» заменить словами «, кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, лица, осуществляющего актуарную деятельность, в соответствии»;

г) пункт 3 после слов «виды деятельности» дополнить словами «, кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, лица, осуществляющего актуарную деятельность», после слов «указанные виды деятельности,» дополнить словами «кредитное рейтинговое агентство, бюро кредитных историй, лицо, осуществляющее актуарную деятельность,»;

д) в пункте 6 слова «виды деятельности, действующего» заменить словами «виды деятельности, кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, лица, осуществляющего актуарную деятельность, действующего», слова «и индивидуального предпринимателя» заменить словами «, индивидуального предпринимателя, кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, лица, осуществляющего актуарную деятельность», слова «виды деятельности, по обращению» заменить словами «виды деятельности, кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, по обращению»;

2) часть 1 статьи 175 после слов «Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дополнить словами «, кредитными рейтинговыми агентствами, бюро кредитных историй, лицами, осуществляющими актуарную деятельность».

Правовые основы аудиторской деятельности

Действующая система нормативного регулирования аудиторской деятель-ности включает три основных уровня:

Первый уровень включает кодексы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, другие законодательные акты, в том числе закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

Читайте также:  Компромисс на компромиссе: как перестать подстраиваться под других

Второй уровень — федеральные правила (стандарты)аудиторской деятельности. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством РФ 6 федеральных стандартов. Кроме того, действуют также российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Стандартизация аудиторской деятельности

Аудиторские стандарты формируют единые базовые требования к качеству и надёжности аудита и обеспечивают определённый уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Основная цель аудиторских стандартов — обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.

В разработке аудиторских стандартов в России на основе международных стандартов участвуют: Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Московский государственный университет, Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов, Союз Профессиональных Аудиторских Организаций и т.д.

Все стандарты рассматриваются и утверждаются на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Российские стандарты аудиторской деятельности определяют лишь общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды заключений, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако они не регламентируют конкретные действия, приёмы, процедуры, которые применяются в процессе проведения проверки и могут быть различными и рациональность которых определяется самой аудиторской организацией. Этой цели служат внутренние стандарты аудиторской деятельности.

Внутренние стандарты аудиторской деятельности — это документы, детализирующие и устанавливающие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утверждённые аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и её адекватности правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться приложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютерные программы, рабочие таблицы), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных положений внутренних стандартов.

По результатам аудиторской проверки аудитор выявил, что величина совокупных ошибок в бухгалтерском учете ООО «Гамма»больше уровня существенности.

Укажите, какой вид аудиторского заключения должен выдать аудитор:

1) положительное заключение с оговоркой;

2) условно положительное;

3) отказ от выражения мнения;

4) отрицательное аудиторское заключение.

Сделайте необходимые пояснения.

Ответ

В целях снижения риска для аудитора одним из правильных пунктов будет являться проведение дополнительных аудиторских процедур либо требование от руководства аудируемого лица о внесении поправок в отчетность с учетом выявленных искажений.

Основываясь на данных тестового задания очевидно, что аудитор сделал полную проверку уже со всеми изменениями внесёнными в отчётность и определено, что величина совокупных ошибок в бухгалтерском учете ООО «Гамма» больше уровня существенности, следовательно аудитор выдаёт отрицательное аудиторское заключение. Ответ 4.

Регулирование аудиторской деятельности в РФ

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. Федеральным законом от I декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ постоянно реформируется. На современном этапе она включает несколько уровней и в общем виде представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Уровень реагирования

Виды правовых актов

Область регулирования

Степень разработанности/ обязательность применения

Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»

Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ

Закон вступип в силу / обязателен для всех участников АД

Законодательные акты РФ

Дополняют ФЗ 307-Ф3 в части организации аудиторской деятельности; требований к оказанию отдельных видов аудиторских услуг; установления прав, обязанностей и ответственности участников аудиторской деятельности; критериев обязательности аудита и др.

Законы вступили в силу / обязательны для всех участников АД

Подзаконные акты РФ (Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ)

Устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности и др.

Устанавливают обязательность представления аудиторских заключений (в составе БФ01) в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций

Действующих указов Президента нет; Постановления правительства имеются / обязательны для всех участников АД

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) второго поколения

Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации

В настоящее время действует 30 ФПСАД, постепенно они будут отменены и заменены на ФСАД / обязательны для всех участников АД, за исключением положений, имеющих рекомендательный характер

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти

Принимаются в соответствии с федеральными законами. Определяют требования к порядку организации АД, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц и т.д.

Имеются / обязательны для всех участников АД

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) третьего поколения

Определяют требования к порядку осуществления АД, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом Э07-ФЗ

В настоящее время действует 6 ФСАД/обязательны для аудиторских организаций, аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников

Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики

Определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям. установленным ФСАД. если это обусповливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг

Разрабатываются саморегулируемыми организациями / обязательны для применения исключительно членами таких СРО

Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) первого поколения;

Дополняют ФПСАД и ФСАД в части неурегулированных (неотраженных) или не разъясненных в них положений, терминов, технологий проведения аудиторских проверок, оказания сопутствующих аудиту услуг и т.д.

Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов)

Разработано 38 ПСАД / в настоящее время для применения необязательны, так как не являются нормативными документами. 3 ПСАД рекомендованы к применению Минфином и Советом по АД

Методики проведения аудита и контроля качества. утвержденные Советом по аудиторской деятельности при Минфине

Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов)

Разработано 10 методик / носят рекомендательный характер

Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др.

Реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД (ФСАД). Детализируют требования ФПСАД (ФСАД). Устан��вливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами / применяются в соответствии с внутренними требованиями

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6–9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10–12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13–14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельности описано в ст. 15–22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *