Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли ездить с копией осаго вместо оригинала?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время страховые компании следят за обязанностью водителей проходить технический осмотр автомобилей. Для этого при оформлении страхового полиса ОСАГО агент в обязательном порядке потребует предъявить ему действующую диагностическую карту. Без этого продажа страхового договора невозможна.
Законодательные нормы
ФЗ №40 «Об ОСАГО» установил правовые нормы, касающиеся страхования автогражданской ответственности граждан. В его составе есть множество статей, одна из которых (ст. 15) гласит о том, что после заключения соглашения со страховой организацией, она обязана выдать на руки бумажный оригинал страхового полиса ОСАГО. Этим он подтверждает свою ответственность перед другими участниками дорожного движения.
В правилах дорожного движения указан перечень документов, которые водитель должен предоставить для проверки при требовании сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения. В этот список входят: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации автомобиля, а также действительный страховой полис. Исключениями являются прицепы, маломобильные транспортные средства (с максимальной скоростью, не превышающей 20 км/час). Для этой категории транспортных средств страховой полис не нужен в принципе.
Ни в одном правовом документе нет упоминаний о копии страхового полиса: можно ли ее использовать или нет, равно как и о дубликате полиса. Отсутствие оригинала документа облагается штрафом в размере 500 рублей. Возможно, что попытка предъявления копии обойдется в такую же сумму.
Что делать, если не найти полис? Если страховка утеряна, то нужно добраться до офиса страховой компании. Там сотрудники примут от горе-водителя заявление на восстановление и выдачу дубликата. Выдача его происходит в день принятия заявления. Этот лист ничем не будет отличаться от оригинала, кроме пометки «дубликат».
Изменения законодательства об автогражданке
“7.2. Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В случае, если страхователь выразил желание заключить договор обязательного страхования в виде электронного документа, договор обязательного страхования должен быть заключен страховщиком в виде электронного документа…”
После оплаты полиса страховщик отправляет клиенту электронный документ, подписанный электронной подписью.
“Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Диагностическая карта при оформлении ОСАГО
Некоторые водители не следят за сроком окончания техосмотра и продлевают карту только перед покупкой полиса. Это неправильно и чревато серьезными последствиями. Отсутствие у виновника на момент аварии действующей диагностической карты является поводом для регресса. Это значит, что страховая компания оплатит ремонт машины пострадавшего, но впоследствии взыщет сумму выплаты с нарушителя. Чтобы избежать таких неприятных последствий, необходимо продлевать техосмотр вовремя, независимо от даты окончания ОСАГО.
Оригинал полиса ОСАГО
Бланки ОСАГО и указанная в нем информация утверждены законом. С 2018 года в России выдаются бланки серии ККК и МММ. Полис печатается на специальной плотной бумаге.
Полис должен содержать перечень следующих сведений:
- полное юридическое название и реквизиты компании;
- срок действия;
- ФИО страхователя и собственника ТС;
- информацию об автомобиле;
- информацию о водителях, вписанных в полис, или пометку о неограниченном их количестве;
- итоговую стоимость с учетом всех коэффициентов;
- подписи страхователя и представителя страховщика.
Для защиты полиса от подделок используется металлическая полоса с левой стороны и водяные знаки. Каждому присваивается собственный номер, по которому его можно найти в базе данных PCA.
Что об этом говорит закон?
Согласно ст. 32 ФЗ «Об ОСАГО», автовладелец обязан иметь при себе ксерокопию ОСАГО. В свою очередь, в РСА утверждают, что распечатку иметь не обязательно, но лучше, если она будет под рукой, так как можно столкнуться с ситуацией, когда он просто не имеет возможности проверить номер по техническим причинам.
Также стоит отметить, что 3 июля 2015 года ГУОБДД МВД России разослал во все региональные подразделения ГИБДД письмо, в котором говорилось, что штрафовать водителей за ее отсутствие нельзя, если предоставленная информация проверена по базе РСА. Однако, ссылаться на это не стоит, так как данная позиция отражена только в письме и не зафиксирована на законодательном уровне.
Итак, действительно ли надо распечатывать онлайн ОСАГО в 2020 году? Безусловно, да, поскольку инспекторы руководствуются п. 2.1.1 ПДД, где говорится о том, что лицо, управляющее транспортом, должно по требованию предъявить утвержденный комплект, в том числе ОСАГО. И неважно, будет это бланк строгой отчетности или простая распечатка.
Можно ли ездить с копией бумажного полиса в 2021 году?
Нет. По крайней мере, ни в одном нормативно-правовом акте не сказано, что водители могут предъявить инспекторам на проверку ее вместо оригинала.
Но при этом в п. 2.1.1 (1) ПДД отмечено:
Указанный страховой полис может быть представлен на бумаге, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального Закона — в онлайн виде или на бумаге.
То есть мы не видим подтверждения того, что полис можно заменить его копией. Отсюда следует, что в 2021 году водитель всегда должен иметь при себе оригинал — на строгой отчетности.
Обязательно ли нужно иметь при себе оригинал?
В соответствии с ПДД, обязанностью любого автовладельца признается обеспечение наличия при себе для предъявления дорожному инспектору полиса автогражданской ответственности. Согласно статье 32 федерального закона №40- ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» у гражданина, эксплуатирующего автотранспортное средство, обязательно должен быть в наличии полис ОСАГО.
Отсутствие документа в соответствии с КоАП РФ признается административным правонарушением и влечет наложение на водителя административного наказания – штрафа.
Таким образом, законодательство четко регламентирует данный вопрос – документ является обязательным. Однако для учета всех нюансов необходимо разобраться в регулировании детально. В случае оформления страховки на бумажном носителе, полис (наряду с правами и свидетельством о регистрации) входит в перечень бумаг, которые каждому автовладельцу надо возить с собой в обязательном порядке.
Обратите внимание! Сотрудникам ДПС необходимо предоставлять исключительно оригиналы документов.
При приобретении полиса в форме электронного документа у водителя имеется только копия, которую обычно хранят на электронной почте, телефоне или планшете. Имея целью избежать возможные казусы с техническими устройствами (банальное отсутствие интернета или севшую батарею) многие автолюбители распечатывают электронный ОСАГО и возят такую копию в машине.
Как предъявить электронный ОСАГО?
Значит ли выделенное выше, что и правда в случае электронного полиса инспектору ДПС ничего показывать не нужно?
Нет. Вот мы добрались до самого главного! Несмотря на возможность сотрудника проверить наличие страховки онлайн прямо на дороге, это не отменяет обязанности водителя выполнить пункт 2.1.1 ПДД, который чётко предписывает иметь при себе и по требованию полицейского передать для проверки документ.
На самом деле, никаких недоработок в законодательстве в 2021 году нет. Данный пункт в угоду электронных полисов ОСАГО изменился в конце 2021 года, а потом ещё раз. И на сегодняшний день эту обязанность вовсе вывели в отдельный пункт ПДД 2.1.1(1), который официально звучит следующим образом:
Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
И вот теперь становится понятно, что показывать инспектору при покупке ОСАГО в электронном виде нужно распечатку полиса на бумаге либо электронный документ.
При этом, что такое электронный документ, в действующей редакции ПДД не уточнили. Однако, на практике 2021 года сотрудникам ГИБДД достаточно показать файл PDF, который вам прислали в ответ на заявление на заключение договора ОСАГО. Именно файл PDF, а не его фотографию или скриншот в виде картинки – хотя, последнее также не запрещается.
Специальные предложения
А для всех категорий владельцев автомобилей есть немало специальных предложений по КАСКО, которые могут стоить дешевле ввиду тех или иных льгот. Так, льготы могут быть распространены на:
-
новые машины;
- автомобили в залоге;
- модели, предусмотренные договором;
- модели класса люкс;
- автомобили со специальными противоугонными системами.
Финансовые проблемы в стране и постоянно растущие цены заставляют страховые компании предлагать своим клиентам доступные варианты страхования, например:
- франшизы;
- ограниченные риски и суммы страхования;
- внедрение мониторинга посредством спутника, внедренного в машину.
Полис КАСКО может быть оформлен на следующий транспорт:
- легковые автомобили;
- грузовики, в том числе, тягачи (как рассчитать КАСКО на грузовой автомобиль?);
- автобусы;
- мотоциклы (все особенности страхования мотоцикла здесь);
- тракторы;
- прицепы.
Отличительной особенностью от обязательного страхования является то, что КАСКО защитит конкретно ваше транспортное средство. В то время как ОСАГО покрывает выплаты третьим лицам. Более подробно о том, в чем разница между КАСКО и ОСАГО, мы рассказывали в отдельном материале.
Страхование по КАСКО способно защитить его владельца от угона автомобиля или нарушения его целостности вследствие:
- дорожно-транспортных происшествий;
- пожаров;
- стихийных бедствий;
- падения различных предметов.
Однако не стоит забывать о том, что страховая компания может отказать в выплате компенсации, если повреждение или угон произошли:
- вследствие умышленных действий владельца КАСКО;
- во время управления автомобилем лицом, не владеющим водительским удостоверением;
- водитель транспортного средства был в состоянии опьянения;
- за пределом действия полиса, например в другой стране.
Проблемы с проверкой страховки
Проблемы с проверкой данного документа возникают чаще всего из-за отсутствия у сотрудника автоинспекции технических средств для проведения проверки (смартфона, планшета и т.д.), которое бы позволило данному сотруднику произвести проверку данного документа по единой базе РСА.
Закон о страховании автогражданской ответственности говорит о том, что лицо, которое управляет транспортным средством должно обязательно иметь в наличии оригинал страховки по ОСАГО или же копию договора, если он заключался в электронном формате.
Важно! Если информация об электронном полисе ОСАГО отсутствует в единой базе РСА, то лицо, управляющее автомобилем будет оштрафовано.
Но если лицо управляющее ТС несогласно с действиями автоинспектора, то он всегда может оспорить выписанный ему штраф. Если в процессе проверки, выяснится, что представитель закона допустил нарушения, то его привлекут к ответственности.
Все больше автовладельцев начинают заключать договора ОСАГО в электронном формате, но не все сотрудники ГИБДД имеют в своем распоряжении технические средства для проверки полиса по единой базе РСА онлайн (особенно это касается регионов). Подробнее о том, как распечатать полис на сайте, мы писали в этой статье.
Конечно же, в этом деле на сегодняшний день много нюансов, однако, прогресс не стоит на месте и в скором времени по прогнозам специалистов может вовсе исчезнуть посредническая деятельность в страховании, что естественно, повлечет снижение стоимости на данный продукт.
Помимо инспекторов ГИБДД в ближайшем будущем, наличие полиса ОСАГО у водителя авто, будут проверять еще и при помощи камер видеонаблюдения. Первыми кого коснется данное нововведение будут, конечно же, нарушители ПДД. На основании видео, будут не только выписываться штрафы, но и заодно проверять авто на наличие полиса ОСАГО.
Как проверить наличие ошибки в полисе и исправить её без последствий
Заполнение полиса требует определённого внимания, чтобы избежать ошибок во время подписания договора. Нахождение их при предъявлении сотрудникам автоинспекции повлечёт за собой неприятные последствия и хлопоты по устранению описок.
Оформление и выдача полиса обуславливаются множеством автоматизированных процедур, при выполнении которых может закрасться ошибка — выданный подлинник может не соответствовать данным его заявителя.
Ниже представлены сведения о типичных ошибках, которые чаще всего допускаются при оформлении. Получая страховой сертификат на руки, водитель должен обратить внимание на следующую информацию:
- личные данные заявителя, внесённых и допущенных к управлению машиной лиц;
- дату подписания соглашения, сроке его действия;
- информацию о марке, модели транспортного средства, его технических характеристик.
Другие сведения не так важны, но все же стоит перепроверить и их.
Ошибки могут быть не только случайными, но и умышленными. Автовладелец может:
- занизить объем двигателя,
- исказить другие данные для уменьшения оплаты во время получения диагностической карты.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Временный транзитный полис
Несмотря на отсутствие административных санкций, собственник нового автомобиля должен учитывать, весь нанесённый в ДТП ущерб ему придётся компенсировать самому. Поскольку договор страхования у него отсутствует, то и обратиться за выплатой к какому-либо страховщику он не сможет. Исходя из этого, водителям рекомендуется оформлять транзитный полис до постановки машины на регистрационный учёт.
Подобная услуга часто предоставляется прямо в автосалоне. При покупке авто на вторичном рынке, оформить транзитное ОСАГО можно у любого автостраховщика. Временный договор имеет строго ограниченное время действия – не больше 20 суток, после чего придётся оформлять постоянный страховой договор.