Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общим правилам для объявления о своем банкротстве компания должна соответствовать некоторым формальным признакам. Так, сумма ее задолженности перед кредиторами должна находиться на отметке более 300 тыс. р., а продолжительность просрочки – превышать 3 месяца.
Кто является инициатором банкротства
Правом на обращение с заявлением наделены:
- руководитель градообразующей организации;
- государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
- кредиторы;
- нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.
Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:
- возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
- в случае возникновения одного из признаков банкротства.
Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.
Удовлетворение требований кредиторов
Особенности банкротства градообразующих предприятий подразумевают некоторые нарушения очередности выплат средств кредиторам.
В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона от признания несостоятельности предприятия. Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации. В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.
Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.
Банкротство стратегических предприятий и организаций – особенности
Стратегические предприятия и организации это те унитарные субъекты хозяйствования федерального значения, которые находятся в собственности государства и относятся к производителям продукции стратегического сектора.
К таковым можно отнести: предприятия оборонно-промышленного направления, организации научно-исследовательского характера, а также организации, продукция которых обеспечивает государственную безопасность, защиту прав и здоровья граждан.
Полный перечень предприятий стратегического значения определен и опубликован Правительством РФ.
Банкротство стратегических предприятий и организаций признается в тех случаях, когда субъект не способен удовлетворять кредиторские требования по обязательствам денежного характера, при этом неисполнение таких обязательств происходит на протяжении 6 месяцев, отсчет которых начат со дня, когда они подлежали фактическому исполнению.
Особенностью повода для возбуждения дел о несостоятельности данной категории предприятий является наличие финансовой задолженности перед кредиторами, общая сумма которой не может быть менее 500 тыс. руб.
Государство принимает весь спектр мер, направленных на недопущение банкротства предприятий и организаций данного типа, ввиду специфичности их производства и потребности в продукции, выполняемой ими
Кто является инициатором банкротства
Правом на обращение с заявлением наделены:
- руководитель градообразующей организации;
- государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
- кредиторы;
- нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.
Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:
- возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
- в случае возникновения одного из признаков банкротства.
Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.
Кредиторы, а также государственные органы, перед которым у стратегических предприятий имеется финансовая задолженность, в том числе и по погашению платежей общеобязательного характера, сумма которых превышает полмиллиона рублей, наделяются правом инициирования процедуры банкротства в отношении должника. Срок неисполнения обязательств при этом должен составлять не менее 6 месяцев.
Во время прохождения процедуры в качестве лица, представляющего должника, выступает федеральный орган, относящийся к ведомству исполнительных властей. Таким образом происходит реализация политики государства в конкретной экономической отрасли.
Суд обязан ввести на предприятие процедуру финансового оздоровления, если об этом ходатайствует учредитель должника, собственник его имущества или федеральный орган его представляющий. Такая же процедура вводиться по заявлению третьих лиц, которые выступили в качестве сторон, обеспечивающих полное исполнение финансовых обязательств предприятия стратегического типа.
В тех случаях, когда место имеет внешнее управление, со стороны внешнего управляющего должен быть разработан план оздоровления, который должен быть предоставлен в федеральные органы не позднее, чем за 15 дней до даты рассмотрения этого документа собранием кредиторов.
На основании такого плана федеральные органы разрабатывают мероприятия, которые позволят улучшить экономическое состояние путем проведения сделок с частью имущества организации.
В тех случаях, когда продажа организации неминуема, ее проводят на конкурсной основе, с условием обязательного сохранения целевого предназначения такого имущества в будущем и принятием покупателем обязанности по выполнению договоров госзаказа на поставку продукции, производимой на базе реализованного имущественного комплекса.
Предупредительные меры банкротства стратегических объектов
Предупредительные меры для стратегически важных объектов разрабатываются Правительством России и представляют собой следующее:
- Осуществление учета финансового состояния и анализирование деятельности предприятия на предмет установления способности выполнять обязательства и совершать платежи
- Выполнение реорганизационных мер в структуре оборонных предприятий и объектов
- Взятие на себя обязательств Правительством по ликвидации имеющихся задолженностей по оплате оборонного заказа государства, выполняемого данным предприятием
- Реструктурирование основных задолженностей и процентом по ним, а также штрафных санкций в отношении предприятия исполняющего оборонный заказ
- Взаимодействие по вопросам мировых соглашений между стратегическими объектами и кредиторами на предмет погашение задолженностей, а также предоставление гарантий государственного значения
- Проведение досудебных мер по финансовому оздоровлению данных предприятий;
- Совершение иных мер препятствующих к образованию банкротства на стратегически важных объектах, не противоречащих действующему законодательству
Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:
- инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
- перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
- инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
- этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
- дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
- при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
- новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
- выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
- признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.
Нельзя сказать, что градообразующие организации полностью защищены от банкротства, но признание их несостоятельности самый сложный и длительный процесс.
Судебная практика применения процедур банкротства в отношении стратегических организаций
Несовершенство существующего нормативно-правового регулирования сферы финансового оздоровления и банкротства стратегических организаций приводит к возникновению трудностей в применении норм законодательства. В качестве подтверждения приведем несколько примеров из судебной практики применения процедур банкротства в отношении стратегических организаций.
В практике арбитражных судов бывают ситуации, когда должник, в отношении которого решается вопрос о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), не содержится в Перечне стратегических предприятий и организаций, но подпадает под описание п. 1 ст. 190 Закона о банкротстве (кроме того, возможны ситуации, когда должник, не входящий в ныне действующие перечни, входил в перечень, действовавший ранее, например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998г. № 784 «О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности, акции которых не подлежат досрочной продаже» Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2003 год, №6 таким образом, вопрос может быть сформулирована так: следует ли считать утвержденный Правительством РФ перечень как исчерпывающий и исключающий применение оценочных параметров п.1 ст.190 Закона о банкротстве?
С одной стороны, высказывается мнение, что при наличии перечня отсутствующее в нем предприятие стратегическим не является, т.е. для применения к нему особенностей банкротства, предусмотренных § 5 гл. IX Закона о банкротстве, необходимо поставить вопрос о внесении в перечень изменений Ткачев В.Н. несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. — М.: Волтерс Клувер, 2007. С.32. В качестве примера можно привести постановление Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа, которым было отменено определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), оставленное без изменения постановлением апелляционной инстанции, об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу о банкротстве ГУП «Водоканал», поскольку должник не входил в перечень стратегических предприятий, утвержденный Правительством РФ Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2005 г. № А58-1217/05-Ф02-4532/05-С2 // СПС «КонсультантПлюс».
С другой стороны, поскольку Закон о банкротстве прямо не устанавливает, что его нормы не подлежат применению в случае отсутствия организации в перечне, то действие особых правил банкротства стратегических должников распространяются и на те организации, которые соответствуют критериям, указанным в ст.190 Закона о банкротстве, но не внесены в перечень стратегических организаций. Это означает, что арбитражные суды по собственному усмотрению смогут применять нормы об особенностях банкротства стратегических должников к тем субъектам, которые в перечни не включены, но подпадают под признаки, установленные в п. 1 ст. 190 Закона о банкротстве Витрянский В.В. Постатейный комментарий Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». С. 767. Однако данная точка зрения представляется спорной, так как арбитражный суд не обладает полномочиями относить предприятия к стратегическим, а Закон о банкротстве и ГК РФ прямо не устанавливают термин «стратегические предприятия», из чего следует, что стратегическими являются лишь субъекты, названные в перечнях. Так как перечень стратегических предприятий и организаций носит публичный характер, то с точки зрения кредитора, инициирующего возбуждение дела о банкротстве, он является основным источником, на основании которого можно с точностью определить, является ли должник стратегическим или нет.
Законом о банкротстве для стратегических организаций предусмотрены отличные от общих критерии неплатежеспособности: максимальный срок неисполнения обязательств, по истечении которого у кредитора возникает право на подачу заявления о признании должника банкротом увеличен до 6 месяцев, а величина просрочены задолженности увеличена до 500 тыс.рублей. Существует мнение, что указанную сумму задолженности необходимо увеличить, так как она является незначительной и способствует инициированию дел о банкротстве по формальным основаниям. Приведем следующий пример.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции, было прекращено производство по делу о банкротстве ФГУП «Учреждение ЯР 154/5», задолженность которого перед кредиторами составила 490 тыс. 230 руб. 32 коп. Один из кредиторов обжаловал принятые судебные акты, однако Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оставил их в силе, указав, что в соответствии с примечанием к распоряжению Правительства РФ от 9 января 2004г. №22-р в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в исполнительную систему Министерства юстиции РФ, применяются правила, предусмотренные §5 гл. IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» для банкротства стратегических предприятий и организаций» Постановление Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 6 октября 2005 г. № А12-4467/05-С58 // СПС «Консультант Плюс».
Несмотря на то, что возможны ситуации возбуждения дела о банкротстве по формальным основаниям, в увеличении суммы просроченной задолженности нет необходимости, так как если для организации такая сумма не является значительной, то ее погашение не должно вызывать затруднений.
Высказывается мнение, что в законодательстве о банкротстве необходимо предусмотреть возможность отложения рассмотрения в арбитражном суде заявления о признании стратегического должника банкротом до момента погашения государством задолженности по оплате государственного оборонного заказа, так как не исключены ситуации, в которых причиной банкротства является неисполнение государством своих обязательств по гособронзаказу. Рассмотрим следующий пример.
В деле о несостоятельности (банкротстве) стратегического должника Акционерного Общества «Акцент» в ходе наблюдения выяснилось, что сумму задолженности, равную 1,2 млн.рублей, перед АО «Акцент» имеет ООО «Интегра», к которому должник предъявил соответствующие судебные иски. Иски были удовлетворены, возбуждено исполнительное производство, в рамках которого было необходимо обращение взыскания на имущество. Однако срок наблюдения походил к концу, необходимо было проводить первое собрание кредиторов и определять дальнейшую судьбу должника. Временный управляющий АО «Акцент» представил первому собранию кредиторов и в арбитражный суд анализ финансового состояния должника, из которого следовало, что после получения задолженности от ООО «Интегра» (через 3-4 месяца) должник сможет доказать необходимость введения внешнего управления; в настоящее же время речь может идти только о ликвидации должника в рамках конкурсного производства. Тем не менее суд был вынужден признать АО «Акцент» банкротом, поскольку соответствующее правовое основание для продления наблюдения в законодательстве отсутствует.
Если рассматривать отношения между стратегическими предприятиями и дебитором-государством и прочими дебиторами в рамках рыночной экономики, не должно выделяться никаких специфических различий между дебиторской задолженностью государства и дебиторской задолженностью других участников рынка. Отложение рассмотрения заявления о признании должника банкротом не может обосновываться тем, что не погашена именно государственная дебиторская задолженность перед стратегическим должником, иначе это будет противоречить принципам рыночной экономики. Следовательно, решение суда в приведенном примере является юридически обоснованным, так как стратегические организации функционируют на рынке в равных условиях с другими участниками экономических отношений, следовательно, к ним должны применяться общие правила проведения процедуры наблюдения.
Банкротство стратегических предприятий и организаций
В соответствии со ст.190 Закона «О несостоятельности (банкротстве) для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:
— федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
— организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Расплывчатость и скупость определений стратегических предприятий компенсируются тем, что распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р[1]. У твержден Перечень стратегических предприятий и организаций. Тем самым, названный документ разрешает многочисленные вопросы, связанные с отнесением тех или иных предприятий к данному кругу.
В отличие от общих признаков банкротства, законодатель установил ряд особенностей для стратегических предприятий и организаций.
Во-первых, стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В-вторых, для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.
Выделим основные особенности банкротства стратегических предприятий и организаций.
Во-первых, расширен перечень мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций (ст.191).
Во-вторых, в соответствии со ст.193 Закона, Правительство Российской Федерации кроме общих требований к кандидатуре арбитражного управляющего, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации. Такие требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации». Это:
1. Наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее 5 лет, из них не менее 1 года стажа руководящей работы.
2. Участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в 2 делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей.
3. Наличие высшего юридического, или экономического образования, или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.
Определенные особенности законодатель установил для отдельных стадий банкротства стратегического предприятия (организации): финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Рассмотрим их подробнее.
Первое собрание кредиторов должно решить вопрос не только о введении в отношении стратегического предприятия одной из процедур банкротства, но и определить саморегулирующую организацию, которая должна представить кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям. В случае, если названные вопросы не решены, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия (организации) в пределах семимесячного срока, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения (п.1 ст.194 Закона).
Если нет возможности отложить рассмотрение дела (истек семимесячный срок), арбитражный суд:
1) Либо выносит определение о введении в отношении должника финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.
Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов.
Применяться может любой (за исключением задатка, удержания, неустойки) способ обеспечения исполнения обязательств, включая государственные гарантии.
При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.
2) Либо выносит определение о введении внешнего управления в отношении должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления (например, при неутверждении судом графика погашения задолженности или при недостаточности денежных средств), в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления.
Особые правила в отношении данной категории должников применяются и в тех случаях, когда собрание кредиторов приняло решение о введении внешнего управления либо конкурсного производства, но определенный субъект ходатайствует о введении финансового оздоровления. Вопросы об обеспечении, о субъектах его предоставляющих и графике погашения задолженности решаются таким же образом.
При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, арбитражный суд, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В графике погашения задолженности должника должно быть предусмотрено, что погашение задолженности по обязательным платежам устанавливается в соответствии с требованиями налогового законодательства. Таким образом, по обязательным платежам особенностей для стратегических предприятий и организаций не предусмотрено[3].
Рассмотрим особенности внешнего управления на стратегическом предприятии.
По общим правилам управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его кредиторам не более чем через месяц после своего утверждения (п.1 ст.106 Закона); собрание для рассмотрения плана созывается не позднее двух месяцев с даты утверждения внешнего управляющего, кредиторы и уполномоченные органы должны быть уведомлены о собрании и ознакомлены с планом не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания (п.2 ст.107).
Внешний управляющий стратегическим должником имеет дополнительную обязанность. Он должен не менее чем за 15 дней до даты проведения собрания направить план внешнего управления в федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в отрасли экономики, в которой действует стратегический должник. Практически одновременно план внешнего управления рассматривается и кредиторами, и этим органом.
Процесс банкротства стратегических предприятий и организаций может быть запущен по заявлению:
- директора компании-должника;
- государственных органов, перед которыми у компании имеется долг;
- любыми лицами, имеющими право на выставление финансовых претензий к градообразующему предприятию;
- действующих и бывших сотрудников фирмы, не получивших причитающиеся выплаты (зарплаты, премии, пособия).
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Руководители организации обязаны ходатайствовать о начале процесса банкротства, если:
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
- образовалась ситуация, при которой выплата по одному долгу сделает исполнение обязательств по остальным платежам невозможным;
- имеются реальные признаки несостоятельности.
Остальные могут инициировать процедуру только после того, как суд рассмотрит дело о взыскании долгов и вынесет соответствующее постановление.
Обращение кредитора в арбитраж с заявлением об инициировании процесса банкротства в отношении стратегических предприятий возможно только при условии предварительной публикации о планируемом признании несостоятельности в официальных источниках.
Особенности банкротства стратегически важных объектов
Среди огромного количества хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории России, отдельно выделяются предприятия и организации федерального значения, либо контрольный пакет акций которых находится у государства.
Цель создания таких объектов – выполнение стратегических целей страны, обеспечение обороны и целостности государства. Однако это также хозяйствующий субъект, который не исключен от возможности стать банкротом.
Перечень всех стратегических объектов страны утвержден Правительством РФ. Предприятие считается банкротом при невозможности выполнить имеющиеся обязательства или платить по долгам по истечении полугода со дня, когда наступила такая обязанность.
Совокупность всех требований, которые принимаются судом для возбуждения банкротства, должны составлять не меньше одного миллиона рублей.
В отличие от общих признаков банкротства, законодатель установил ряд особенностей для стратегических предприятий и организаций.
Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. А также для возбуждения производства по делу о банкротстве принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.
Кроме того, к особенностям можно отнести расширеннный перечень мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций. В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации:
— организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности;
— проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций;
— осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;
— обеспечивает проведение реструктуризации за
— содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о
— проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в по
— осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций
Также, в соответствии со ст.193 Закона, Правительство Российской Федерации кроме общих требований к кандидатуре арбитражного управляющего, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации. Такие требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» [4]:
1. Наличие стажа работы на предприятиях или в
2. Участие в качестве
3. Наличие высшего юридического, или экономического
Определенные особенности
Первое собрание кредиторов должно решить вопрос не только о введении в отношении стратегического предприятия одной из процедур банкротства, но и определить саморегулирующую организацию, которая должна представить кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям. В случае, если названные вопросы не решены, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия (организации) в пределах семимесячного срока, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения
При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, арбитражный суд:
Либо выносит определение о введении в отношении стратегических предприятия или организации финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при у��ловии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.
Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов;
Либо выносит определение о введении внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
А при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В случае если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с
Понятие несостоятельности (банкротства)
В настоящей диссертации банкротство рассматривается как один из институтов гражданского права. Под институтом гражданского права понимают законодательно обособленную в рамках отрасли гражданского права совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной относительно самостоятельной группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений.
Гражданское право регулирует имущественные отношения, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. В п. 1 ст. 2 ГК РФ зафиксировано, что действующее гражданское законодательство регулирует также предпринимательские отношения. Данное положение ГК РФ важно в контексте анализа института банкротства, поскольку правоотношения несостоятельности включают и несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей. К тому же под определение предпринимательской деятельности подпадает и деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляемая без образования юридического лица. Правила банкротства несостоятельного крестьянского (фермерского) хозяйства также отражены в действующем законодательстве о банкротстве . И.В.Дойников 2 трактует предпринимательские отношения как отношения предприниматель-предприниматель. Предпринимательские отношения противопоставляются некоммерческим отношениям. При этом под некоммерческими отношениями понимаются вертикальные отношения: предприниматель — орган управления. Предпринимательские и некоммерческие отношения образуют в совокупности хозяйственно-правовые отношения. Институт банкротства включает обе группы указанных отношений. В связи с этим И.В. Дойников рассматривает банкротство как институт хозяйственного (предпринимательского) права. Не вступая в полемику о соотношении гражданского и предпринимательского права, отметим следующее. Гражданско-правовое регулирование банкротства предусматривает акцентирование горизонтальных отношений между субъектами имущественного оборота. Вместе с тем мы не можем не учитывать и вертикальные отношения, которые регулируются законодательством о банкротстве. Так, понятие несостоятельности (банкротства), приводимое в ст. 2 ФЗ о банкротстве от 1998 г., предусматривает недоимки по обязательным платежам. Обязательные платежи определяются как налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и во внебюджетные фонды, которые взимаются государством на основании не гражданско-правовых, а публично-правовых актов. Это позволяет рассматривать институт банкротства как комплексный правовой институт. Данный правовой институт имеет не только гражданско-правовую, но и публично-правовую составляющую.
Наше исследование будет сфокусировано главным образом на гражданско-правовой составляющей института банкротства, которую мы считаем базовой, основной, определяющей сущность правового регулирования банкротства. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что в дореволюционном гражданском праве банкротство рассматривалось как составная часть гражданского права. Так, выдающийся отечественный юрист Г.Ф. Шершеневич писал по этому поводу: «Совокупность норм, определяющих личные и имущественные последствия конкурсного производства, составляет конкурсное право в тесном значении слова и является отделом частного, гражданского права» Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения включены законодателем в предмет гражданского права. Предмет правового регулирования определяет метод правового регулирования. Под методом правового регулирования подразумевается система специфических способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения в нормативном порядке. Нормативный порядок воздействия права на общественные отношения состоит в установлении правил поведения их участников, в предоставлении им прав и наделении их обязанностями.
Метод гражданско-правового регулирования, как известно, характеризуется следующими принципами: равенства участников гражданско-правовых отношений, автономии воли участников гражданско-правовых отношений, имущественной самостоятельности участников гражданского оборота, защиты гражданских прав от правонарушений, гражданской ответственности.
В рамках нашего диссертационного исследования особое значение занимают вопросы, связанные с применением гражданско-правовой ответственности.
Антикризисное управление: конспект лекций
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и выплачивать обязательные платежи.
Кредитная организация – юридическое лицо, которое для получения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Категория кредитных организаций отнесена Законом в одну группу со страховыми организациями и с профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Эта группа объединена в законе как особенности банкротства так называемых финансовых организаций.
Применительно к банкротству всех этих субъектов, отнесенных к категории финансовых организаций, допускается применение неких общих особенностей, которые должны быть установлены Федеральным законом о несостоятельности финансовых организаций.
Однако если рассматривать эти организации с точки зрения банкротства, то возникает вопрос, что же у них общего. В случае принятия такого закона, неминуемо возникнет проблема его соотнесения с Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Из этого следует, что именно Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает особенности банкротства кредитных организаций, и этот Закон должен быть положен в основу исследования этих особенностей.
Немаловажным является тот факт, что критерий обособления кредитных организаций – осуществление банковских операций на основании лицензии Центрального Банка Российской Федерации.
Именно поэтому банкротство кредитных организаций регулируется Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Несостоятельностью кредитной организации в Законе названа признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Нужно отметить еще один факт – кредитная организация считается неспособной, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 1 месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва Банком России лицензии на основании заявления. Заявителем могут быть должник, кредитор, уполномоченный орган, а также Банк России.
Отличительной особенностью банкротства кредитных организаций является участие Банка России в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве, а также повсеместное участие этого лицензирующего органа и его значительная роль при применении мер по предупреждению банкротства и различных процедурах банкротства.
Так как дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии, указанные выше заявители должны приложить к заявлению о признании кредитной организации банкротом копию приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Лица, которые имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом, также обладают правом обратиться в Центральный Банк РФ с заявлением об отзыве у должника лицензии на осуществление банковских операций при обнаружении признаков ее банкротства. В случае неполучения ответа Банка России они могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.
Банк России обязан ответить в месячный срок. Представление арбитражному суду копии приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в указанный выше срок является основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве.
При получении в месячный срок ответа Банка России заявление о признании ее банкротом возвращается кредитору.
В этом случае лицо, направившее в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии, вправе требовать в арбитражном суде возмещения Банком России убытков, причиненных непринятием Банком России решения об отзыве у кредитной организации указанной лицензии либо непринятием Банком России решений об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации.
У Банка России есть право по собственной инициативе отозвать лицензию в случае наличия оснований.
Если к моменту отзыва лицензии у кредитной организации определяются признаки банкротства, Банк России в течение пяти дней обязан подать заявление в арбитражный суд о признании кредитной организации банкротом.
В подобной ситуации Банком России должна быть представлена кандидатура для назначения арбитражным управляющим в арбитражный суд, причем это необходимо сделать в течение 15 дней со дня принятия судом заявления.
Таким образом, характерной особенностью банкротства кредитных организаций является предоставление арбитражного управляющего.
Если говорить о процедурах банкротства относительно кредитных организаций, то здесь применяются толь��о следующие процедуры: наблюдение и конкурсное производство. Законом не установлено никаких особых требований к проведению процедуры наблюдения.